УДК 347.63:341.231.14 А.Ю. ХАБАРОВА
ассистент, кафедра международного и международного частного права, Орловский государственный университет
UDC 347.63:341.231.14 A.YU. HABAROVA
Assistant, Department of the international and international private law, Orel State University
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD IN INTERNATIONAL LAW
Cтатья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся защиты прав ребенка в международном праве. В ней изложены основные аспекты нормотворческой деятельности по правам ребенка, освещены основные международные документы в области защиты прав человека и ребенка, выявлена связь между этими документами, приводятся базовые права ребенка и общие принципы защиты этих прав. Раскрывается основной способ защиты прав ребенка - заключение международных договоров о сотрудничестве в области защиты прав детей с иностранными государствами, а также международный механизм обеспечения прав ребенка.
Ключевые слова: защита прав ребенка, базовые права, общие принципы, Конвенция о правах ребенка, международные договоры, международный механизм защиты, Комитет ООН по защите прав ребенка, комиссия по правам человека.
The article is devoted to consideration of the questions concerning protection of the rights of the child in international law. In it the main aspects of rule-making activities for the rights of the child are stated, the main international documents in the field of protection of human rights and the child are consecrated, communication between these documents is revealed, the basic rights of the child and the general principles of protection of these rights are given. The main way of protection of the rights of the child conclusion of international treaties on cooperation in protection of the rights of children with the foreign states, and also the international mechanism of ensuring the rights of the child is revealed.
Keywords: protection of the rights of the child, basic rights, general principles, Convention on the Rights of the Child, international contracts, international mechanism of protection, UN committee on protection of the rights of the child, Commission on Human Rights.
Проблема защиты прав ребенка в настоящее время является одной из самых актуальных и востребованных тем для исследования в науке международного права. Свидетельством этому могут служить данные ООН, ВОЗ, МОТ и ряда международных неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка. Согласно данным этих организаций, в настоящее время дети в школах как в развивающихся странах так и в промышленно-развитых странах, все еще подвергаются психическому или физическому запугиванию, вовлечены в рабские трудовые отношения, оказываются жертвами торговли людьми. Это требует принятия государствами на национальном уровне мер имплементаци-онного характера по обеспечению и защите прав детей, закрепленных в соответствующих универсальных и региональных соглашениях.
Права ребенка получили закрепление в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод. Европейским судом по правам человека были разработаны определенные правовые стандарты, регу-
лирующие положение детей в международном праве и, в частности, касающиеся их положения в семье.
Вместе с тем, на сегодняшнем этапе развития Конвенция о правах ребенка 1989 г. (далее - Конвенция) и три факультативных протокола к ней: о торговле детьми и детской порнографии, об участии детей в вооруженных конфликтах 2000 г., касающегося процедуры сообщений 2011 г. (который еще не вступил в силу), являются основными нормативно-правовым актами, регулирующими вопросы по правам человека1, и образуют универсальный международный инструмент по защите прав детей, подлежащих применению ко всем детям и во всех обстоятельствах.
Конвенция свела воедино, в один документ, права ребенка, которые ранее можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к различным областям права.
Базовыми правами ребенка, закрепленными в Конвенции, являются следующие: право на жизнь, включая выживание и здоровое развитие (ст. 6); право на регистрацию после рождения, на имя и на гражданство, право знать своих родителей и получать от них
1 Основные международные договоры по правам человека. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных на-
ций по правам человека. ООН-Нью-Йорк и Женева,2006. Стр.105-175.
© А.Ю. Хабарова © A.Yu. Habarova
заботу (ст. 7); право на сохранение индивидуальности, включая семейные связи (ст. 8); право на единство семьи и право на поддержание контактов с родителями, если это не противоречит интересам ребенка (ст. 9); право на воссоединение с семьей и выезд за пределы своей страны вместе с ней (ст. 10); право свободно выражать свои взгляды и быть заслушанным в ходе любой судебной или административной процедуры (ст. 11) и др.
Конвенция вводит принципиально важное определение понятия «ребенок», под которым понимается лицо, не достигшее 18-летия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В преамбуле Конвенции говорится, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Соответственно, главным признаком ребенка как специального субъекта являются возрастные границы, в рамках которых он существует в данном статусе.
Международно-правовая защита прав детей регулируется также отраслевыми принципами прав человека и специальными принципами, регулирующими исключительно правовое положение ребенка. Принципы являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы по защите прав ребенка, и в частности, государствам-участникам важно обеспечить то, чтобы во внутреннем праве были отражены закрепленные в Конвенции общие принципы (ст. 2,3,6 и 12).
Принцип недопустимости дискриминации (ст.2 Конвенции) подчеркивает, что государства обязуются уважать и обеспечивать все предусмотренные Конвенцией права за каждым ребенком «без какой либо дискриминации независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».
Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст.З Конвенции) предусматривает, что во всех случаях, когда действия государственных органов или частных лиц затрагивают интересы детей, первоочередное внимание должно уделяться интересам ребенка. Впервые этот принцип упоминается в Декларации прав ребенка 1959 года, где говорится, что «ребенку... должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым.». Данный принцип был отражен и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года2. Статья 5 (б) Конвенции обязывает государства предпринимать все необходимые меры с целью «обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя. признание общей ответственности
мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими». В ст.16 (1(4:0) предусматривается, что во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, «интересы детей являются преобладающими». Декларация 1986 года о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, также содержит этот принцип: «При рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст.5)3.
Кроме того, Комитет по правам человека ссылается на этот принцип в своих Общих комментариях к статье 24 Пакта о гражданских и политических правах, касающейся права ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего. Комитетом подчеркивается, что «в случае расторжения брака должны быть предприняты меры, с учетом первоочередной важности обеспечения интересов детей, по представлению им необходимой защиты и гарантирующие, насколько это возможно, сохранение личных связей с обоими родителями»4.
Непосредственно в качестве принципа эта норма нашла свое закрепление в Конвенции о правах ребенка, в статье 3 (1): «Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Принцип отражен и в других статьях Конвенции: 9 (1,3), 18 (1), 21,37 (с), 42 (ш).
В статье 6 Конвенции говорится о том, что государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Термин «выживание» довольно специфичен для международных договоров в области прав человека. Он был предложен представителями ЮНИСЕФ и ВОЗ во время разработки Конвенции, которые под ним подразумевали действия государств по сокращению младенческой смертности, иммунизации детей, доступу к безопасной питьевой воде, контролю над основными детскими заболеваниями, ликвидации неграмотности и т.д.
Таким образом, принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие устанавливает, что государства не только должны гарантировать ребенку право на жизнь, но и предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни ребенка и его полноценному физическому и духовному развитию.
2 Международное право в документах: Учеб. Пособие //Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мельков, 4-е изд.,перераб. и доп. Москва,2003.Стр.139-148.
3 Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.,2000.Стр.56.
4 Compilation of general comments and general recommendation adopted by human rights treaty bodies.UNdoc.HRI/GEN/1.//Rev.5.P.133.
Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов (ст. 12 Конвенции) означает, что каждый ребенок имеет право свободно формулировать собственные взгляды и высказывать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его жизнь. Родители, органы власти, общественные организации обязаны учитывать эти взгляды с учетом уровня зрелости и возраста ребенка. В качестве принципа эта норма нашла свое выражение в Конвенции о правах ребенка. Согласно ст.12 (1) государства обязуются гарантировать «ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Это право тесно связано с правом ребенка свободно выражать свое мнение (ст.13).
Вышеуказанные принципы были подтверждены на Всемирной конференции по правам человека 1993 года5, подчеркнувшей, что «во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание следует уделять не дискриминации и наилучшему обеспечению интересов ребенка, при этом надлежащее внимание должно уделяться взглядам ребенка».
На мой взгляд, еще одним важным принципом, обеспечивающим защиту и охрану прав ребенка, является принцип особой защиты и охраны детей. Впервые он был отмечен в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, в которой говорилось о необходимости специальной охраны детей. В то же время следует отметить, что и в Декларации прав ребенка 1959 года этот принцип сформулирован следующим образом: «Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и поддержку» (принцип 8). Данный принцип был зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, согласно которой материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (ст.25 (2)). Свое дальнейшее развитие он получил в Пактах о правах человека 1966 года. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается на особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков (ст. 10(3)). Пакт о гражданских и политических правах подчеркивает право ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (ст.24(1)). Декларация прав ребенка 1959 года предусматривает, что «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита» (принцип 2). И, наконец, Конвенция о правах ребенка обязывает государства обеспечить ребенку «такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия» (ст.3 (2)).
Между тем, анализируя законодательство и практику международного права, следует отметить, что основным способом защиты прав ребенка является заключение международных договоров о сотрудничестве в области защиты прав детей с иностранными государ-
5 Права человека: Сб. международно-правовых документов. М.,1999. Стр.45.
ствами. Важность заключения международных договоров обусловлена тем, что они являются главной формой реализации мер по обеспечению взятых сторонами обязательств. С их помощью государства могут на согласованной основе полно и точно выразить свои намерения относительно защиты взятого на себя международно-правового обязательства по защите прав ребенка.
Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав ребенка. Так, в 2008 г. Россия и Италия подписали договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. В 2011 г. Правительства России и Франции подписали Договор о сотрудничестве в области усыновления детей и Соглашение о создании комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах. 30 марта 2012 г. в Государственную Думу РФ было направлено для ратификации двустороннее соглашение о сотрудничестве в области усыновления между Россией и США. В настоящее время ведутся переговоры о заключении подобных соглашений с Испанией, Великобританией, Ирландией и Израилем.
Вместе с тем, нельзя не затронуть такую важную тему, как денонсация в одностороннем порядке Российско-американского соглашения об усыновлении детей, подписанного в июле 2011 г., и принятие Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации», несмотря на имеющий место эмоциональный и политический аспект, мера с правовой точки зрения своевременная. Закон запретил передачу детей - граждан России на усыновление (удочерение) гражданам США, а также деятельность на территории России органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам США. Вышеназванный Федеральный закон, именуемый за рубежом «Закон Димы Яковлева», и денонсация Российско-американского соглашения об усыновлении детей, на мой взгляд, отчасти решают проблему усиления защиты их прав и законных интересов, предупреждают о недопустимости подобных явлений со стороны приемных семей, взявших на воспитание российских детей, и в других государствах. Одновременно данный Закон показал всему миру, что Россия, которую длительное время по поводу и без повода критиковали за положение дел в стране с правами человека, стала страной, предъявляющей законодательно требования к защите прав россиян за рубежом, а также вводящей санкции по отношению к официальным лицам других государств, допускающим нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что непосредственным гарантом и исполнителем норм по защите прав ребенка является государство в лице своих компетентных органов. Оно оказывает самое серьезное влияние на эффективность применения согласованных норм и принципов международного права, на их реальное соблюдение и исполнение.
Международный механизм обеспечения прав ребенка представляет собой механизм контроля со стороны
международного сообщества посредством специальных органов за выполнением международных обязательств государств в области защиты прав ребенка.
Все международные органы по правам человека, в том числе, участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т. е. в пределах конкретного региона).
Универсальные органы в зависимости от их юридической природы подразделяются, в свою очередь, на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека.
Внедоговорные механизмы - это органы ООН. Так, согласно ст.55 (с) Устава, Организация Объединенных Наций призвана содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
В целях реализации этой задачи ст.57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать: а) Международную организацию труда (МОТ);
б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ);
в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); д) Фонд ООН по Народонаселению; е) Программу развития ООН; ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека (19 июня 2006 г. реорганизована в Совет по правам человека).
Действующая в настоящее время система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.
Это Комитет по правам человека, который создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. с целью импле-ментации его норм: Комитет по ликвидации расовой дискриминации - Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Комитет против пыток - Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам - Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Комитет по правам ребенка - Конвенцией о правах ребенка 1989 г.
Между тем, особый интерес представляет Комитет
ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно - посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей. В соответствии со ст.43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа-граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства-участники могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 г. На основании статьи 44(1-3) государства-участники обязуются представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о процессе, достигнутом в осуществлении этих прав. После рассмотрения каждого конкретного доклада Комитет выносит заключительные замечания. Как указано в статье 45(ф, Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на информации, получаемой в соответствии со статьями 44 и 45 Конвенции. Такие предложения и рекомендации общего характера посылаются любому заинтересованному государству-участнику и сообщаются Генеральной Ассамблее. Они могут сопровождаться замечаниями государств-участников, если таковые имеются. В своих заключительных замечаниях Комитет всегда придерживается следующей структуры: введение; позитивные аспекты; факторы и трудности, влияющие на имплемен-тацию Конвенции; основные положения, вызывающие озабоченность; предложения и рекомендации.
Таким образом, имплементационный механизм Комитета по правам ребенка состоит из рассмотрения докладов государств - участников Конвенции и вынесения заключительных рекомендаций по этим докладам. Данная процедура дополняется координированием международного сотрудничества через оказание технического содействия и помощи государствам.
На региональном уровне (для европейского региона) наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, является Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены. Это Конвенция позволяет детям подавать жалобы в Европейский суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей.
Возможность обращения в Европейский суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998 г., и она вступила в силу для России 5 мая того же года. Это означает, что Россия признала обяза-
тельность юрисдикции Европейского суда по правам человека. Теперь каждый человек, который считает, что его права нарушены и исчерпаны все средства внутригосударственной защиты, может, в соответствии с ч.3 ст. 46 Конституции РФ, обратиться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека.
Европейский Суд по правам человека не является инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы для того, чтобы установить, действительно ли имело место нарушение Конвенции. Тем не менее, Суд вправе присудить «справедливую компенсацию» потерпевшей стороне.
Судопроизводство в Европейском суде отличается от рассмотрения дел национальными судами и состоит из нескольких стадий: признание приемлемости жалобы; урегулирование ее на уровне государства-заявителя; непосредственное рассмотрение; исполнение решения, принятого Судом.
Для признания жалобы приемлемой необходимо выполнение ряда условий: во-первых, предметом жалобы, что вытекает из ст. 34 Конвенции, могут быть только права, гарантируемые ею или ее Протоколами; во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные требования; в-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом; в-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения Конвенции, которые имели место после даты ратификации Конвенции; в-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.
Также на региональном уровне (только регион -территория республик бывшего Советского Союза) действует еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка. Дело в том, что в 1995 г. была подписана Конвенция стран СНГ о правах и свободах человека (Российской Федерацией ратифицирована), которая нацелена на соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами-участниками СНГ. В развитие положений Конвенции 24 мая 1999 г. был принят Федеральный закон РФ, направленный на защиту соотечественников за рубежом. Кроме того, 30 ноября 2000 г. Советом глав правительств СНГ было принято Решение о защите детства в государствах-участниках СНГ. Контроль за соблюдением прав человека в СНГ осуществляет Комиссия по правам человека, положение о которой утверждено Советом глав государств Содружества 24 сентября 1993 г.
Важное место в системе международного сотруд-
ничества и обеспечения защиты прав ребенка занимают международные неправительственные организации (НПО). Их роль в системе международно-правовой защиты прав ребенка сводится не только к содействию более оперативному обмену информацией. НПО вносят значительный вклад в оказание юридической помощи детям и их родителям в различных ситуациях, разработке программ по реинтеграции детей, попавших в сложные жизненные ситуации, пострадавших в силу каких бы то ни было причин, и многому другому.
Среди неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка, следует отметить Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). Эта неправительственная организация, содействующая федеральному правительству и местным органам исполнительной власти в разработке механизмов защиты прав детей на получение медицинской помощи, образования и социального развития6.
Одной из наиболее известных международных неправительственных организаций, занимающейся защитой прав детей, является Международный Комитет Красного Креста. Среди множества гуманитарных организаций МККК играет особую роль, прежде всего потому, что он получил мандат государств, ставших участниками Женевских Конвенций 1949 года - а это почти все государства мира, которые признали его гуманитарный характер и беспристрастность. Затем эти же государства, участвуя в принятии Устава Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, взяли на себя обязательство уважать в любое время обязанность МККК, действовать в соответствии с Основополагающими принципами Движения, в число которых входит гуманность, беспристрастность, нейтральность и независимость в отношениях с любыми властями. Таким образом, МККК обладает особым статусом, признанным мировым сообществом, когда оно предоставило ему в16.10.1990 года место наблюдателя в Организации Объединенных Наций7.
Существует еще целый ряд международных организаций, занимающихся защитой прав ребенка как в целом, так и защитой отдельных категорий детей.
Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться различными способами, посредством различных механизмов, органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц. Тем не менее, нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав ребенка.
6 ЮНИСЕФ. Детский фонд Организации объединенных Наций в Российской Федерации. Москва,2003. Стр.3.
7 Марион Харрофф-Тавель.- Деятельность Международного Комитета Красного Креста в обстановке насилия внутри страны.// Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве. Статьи и документы.- МККК, Москва, 1999 г. С.246-247.
Библиографический список
1. Марион Харрофф-Тавель. Деятельность Международного Комитета Красного Креста в обстановке насилия внутри стра-ны.//Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве. Статьи и документы. МККК, Москва, 1999 г С.246-247.
2. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.,2000.С.56.
3. Международное право в документах: учеб. пособие. Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мельков, 4-е изд.,перераб. и доп. Москва,2003. С .139-148.
4. Основные международные договоры по правам человека. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных наций по правам человека. ООН-Нью-Йорк и Женева,2006. С.105-175.
5. Права человека: Сборник международно-правовых документов. М.,1999. С.45.
6. ЮНИСЕФ. Детский фонд Организации объединенных Наций в Российской Федерации. Москва,2003. С.3.
7. Compilation of general comments and general recommendation adopted by human rights treaty bodies.UNdoc.HRI/GEN/1.// Rev.5.P.133.
References
1. Marion Harroff-Tavel. Activity of the International Committee of the Red Cross in violence inside the country. Protection of persons and objects in international humanitarian law. Articles and documents. The ICRC, Moscow, 1999. Pp. 246-247.
2. International acts of human rights. Collection of documents. M., 2000. P. 56.
3. International law in documents: Studies. Grant//Ed.: N. T. Blatova, G. M. Melkov, 4 -th. edition. Moscow, 2003. Pp. 139-148.
4. Main international human rights instruments. Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. The UN - New York and Geneva, 2006. Pp. 105-175.
5. Human rights: Collection of international legal documents. M., 1999. P. 45.
6. UNICEF. The United Nations Children's Fund in the Russian Federation. Moscow, 2003. P. 3.
7. Compilation of general comments and general recommendation adopted by human rights treaty bodies.UNdoc.HRI/GEN/1.// Rev.5.P.133.