Научная статья на тему 'Международные правовые нормы и принципы о защите прав личности в уголовном судопроизводстве'

Международные правовые нормы и принципы о защите прав личности в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3367
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бегова Динара Якубовна

Россия, провозгласив себя в соответствии с Конституцией Российской Федерации демократическим правовым государством, заявила тем самым о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве. Согласно статье 2 Конституции нашей страны, человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные правовые нормы и принципы о защите прав личности в уголовном судопроизводстве»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Д.Я.Бегова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Института (филиала) ФГБОУВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» в г.Махачкале

Россия, провозгласив себя в соответствии с Конституцией Российской Федерации демократическим правовым государством, заявила тем самым о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве. Согласно статье 2 Конституции нашей страны, человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Одним из проявлений государственной зашиты конституционных прав и свобод гражданин является обеспечение прав и безопасности в сфере уголовного судопроизводства. Кроме того, Россия ратифицировала европейские конвенции по защите прав и свобод человека, в силу чего международные принципы и нормы стали приоритетной составной частью российского законодательства, регулирующего судопроизводство, в том числе и уголовное.

Следует отметить, что комплекс универсальных международных договоров по правам человека имеет в правовой системе Российской Федерации особое положение. Согласно ч.4 ст. 15 «общепризнанные принципы и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Эти положения непосредственно нашли свое выражение и в ч.3 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой указанные «принципы и правовые нормы международного права» определены в качестве составной части права, регулирующего российское уголовное судопроизводство.

Часть 1 ст. 17 Конституции России установила следующее правило: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Из этого следует, что международно-правовые нормы по правам человека имеют особый приоритетный статус, причем, как видно из формулировки статьи, этот приоритет касается даже норм самой Конституции: законодатель поставил нормы международного права по правам человека перед нормами Конституции. Кроме того, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ установила что «каждый вправе в соответствии с международным договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека». Основными такими органами, куда в настоящее время могут обращаться граждане России, являются Комитет по правам человека и Европейский суд по правам человека

К числу универсальных международно-правовых актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы о правах человека в уголовном процессе, относятся разработанные в рамках Организации Объединенных Наций:

- Устав ООН (1945 г.);

- Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.);

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1984 г.);

- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 г.) и Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ и ряд других.

- Декларация о принципах международного права (1970 г.).

Прочие международно-правовые акты, в частности резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии международного права ООН, резолюции международных, межправительственных конференций, проводимых под эгидой ООН, носят рекомендательный характер и источниками о правах человека в уголовном процессе России не являются.

Первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества государств по правам человека, явился Устав ООН 1945 г. 1 Он возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации.

Несмотря на то, что Россия не ратифицировала этот документ, тем не менее, Российская Федерация взяла на себя обязательства соблюдать все международные договоры бывшего Союза.

Важно заметить, что по своей природе Устав ООН является процессуальным международно-правовым актом. Так, проводивший изучение правовой природы Устава ООН Э. А. Пушмин указывает, что в этом документе около одной трети норм имеют процессуальный характер, т. е. по своему назначению эти нормы регламентируют определенный процедурно-процессуальный порядок правотворческой и правоприменительной деятельности государств .

Возможно, что все сказанное выше позволяет включить Устав ООН в систему международно-правовых актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы о правах человека в уголовном судопроизводстве России. Этот вывод следует полностью распространить и на Декларацию о принципах международного права 1970 г. Данный международно-правовой акт отвечает тем же, что и Устав ООН, критериям, делающим этот документ юридически обязательным международно-

1 Гуценко К. Ф., Ляхов Е. Г. Устав ООН, его цели и принципы и актуальные проблемы разработки применения международных норм, касающихся уголовного правосудия // IV конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каракас, 1980. С. 5.

2 Пушмин Э. А. О процессуальных вопросах современного международного права // Советское государство и право. 1982. № 1. С. 110.

правовым актом, содержащим общепризнанные принципы. Подтверждением этому служит постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г., в котором при обосновании решения делаются прямые ссылки на Декларацию о принципах международного права1.

Следующим универсальным международно-правовым документом является Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Однако в этот период демократические права и свободы не стали достоянием всех государств мира. Поэтому содержащая демократические принципы и нормы Всеобщая декларация, имеющая рекомендательный характер, предлагала всем государствам мира каталог прав и свобод человека в качестве образца для развития внутригосударственного законодательства в этой области. Всеобщая декларация содержала обогащенный перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и политические, но и социальные, экономические и культурные права, сформировавшиеся в конце XIX в. и развитые в XX в. Однако основные принципы и нормы «первого поколения» прав человека - гражданских и политических - уже подтвердили свою жизненность и эффективность в практике демократических правовых государств2.

Демократические нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие национального законодательства. В послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Франции основные политические и гражданские права были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 г. со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина.

Вскоре после принятия Всеобщей декларации Генеральная Ассамблея изменила свое первоначальное решение и рекомендовала подготовить вместо одного два пакта о правах человека. Это было вызвано разным подходом государств к юридической обязательности различного комплекса прав.

США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми государствами в обязательном порядке, а социально-экономические и культурные являются стандартами, к достижению которых они должны стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического развития. Такая точка зрения в то время была преобладающей, вследствие чего Генеральная Ассамблея в 1966 г. приняла два договора - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах был создан Комитет по правам человека, который рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межгосударственные жалобы и доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла второй факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах,

1 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3224.

2 Егоров С. Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., «НОРМА», 2006. С. 38.

направленный на отмену смертной казни. Все эти пять документов и образуют Международный Билль о правах человека.

Таким образом, можно сказать, что юридически обязательными для государств являются все элементарные права и свободы человека, зафиксированные во Всеобщей декларации.

Следует отметить, что названные права и свободы человека имеют непосредственное отношение к осуществлению уголовной юстиции. Более того, именно эти положения Всеобщей декларации прав человека явились основанием для последующей международной и национальной нормотворческой деятельности в рассматриваемой области1. Причем характерной чертой современного законотворческого процесса в Российской Федерации является то, что Конституция РФ 1993 г. провозгласила практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации2.

Аналогичного подхода придерживается Верховный Суд РФ. Так, в п. 5 постановления от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъясняется следующее: «Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы» .

Уже позже была разработана и принята Специальная Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984). Представляется, что включенные в нее положения — это не новые права, а дополнительные гарантии обеспечения права, уже зафиксированного в

4

международном праве .

На этом международно-правовом акте, подходя строго юридически к толкованию ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, перечень универсальных международных договоров, подлежащих включению в анализируемую систему, следует признать исчерпанным. Однако характерной чертой современных международных отношений, как отмечается, является возрастающее влияние резолюций международных органов и организаций не только на международную, но и на внутреннюю жизнь . Применительно к рассматриваемой проблеме последнее требует подвергнуть анализу нормативную природу резолюций органов, созданных и функционирующих в рамках Организации Объединенных Наций, в частности

1 Гуценко К. Ф., Ляхов Е. Г. Устав ООН, его цели и принципы и актуальные проблемы разработки применения международных норм, касающихся уголовного правосудия // IV конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каракас, 1980. С. 3-4.

2 Волосюк П.В. Международная защита прав участников уголовного судопроизводства: Курс лекций. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.

3 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1. С. 4.

4 Корнелюк О.В. Международный правовой аспект проблемы баланса процессуальных статусов потерпевшего и обвиняемого //Следователь. 2003. №11. С. 49.

5 Шибаева Е. А., Поточный М. Г. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988. С. 70.

таких, как Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и Комиссия международного права.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не могут рассматриваться и в качестве источников права. Подобное заключение основано на анализе ст. 38/Ш Статута Международного суда ООН, в которой резолюции международных органов и организаций не упомянуты даже среди вспомогательных средств для определения права.

Практика Международного суда показывает, что суд исходит из рекомендательного характера резолюций Генеральной Ассамблеи и, чаше всего, использует их как средство толкования применяемых норм международного права. Таким образом, изложенное позволяет отметить следующее. Декларативные акты, т. е. содержащиеся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН программные декларации, такие, например, как Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью 1985 г.1 и некоторые другие, не имеют юридической силы для Российской Федерации и не могут непосредственно применяться в российском уголовном процессе. Подобные декларации выражают правовые принципы, находящие в дальнейшем свое отражение в международных договорах.

Несколько иных оценок следует придерживаться в отношении юридической характеристики резолюций Совета Безопасности ООН. Статья 25 Устава ООН определяет: «Члены организации соглашаются в соответствии с настоящим Уставом подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Толкование данной нормы со всей очевидностью показывает, что Уставом ООН решениям Совета Безопасности придается юридически обязательная сила.

Вместе с тем следует оговориться, что отмеченные свойства рассматриваемые резолюции приобретают только тогда, когда Совет Безопасности принимает решения в соответствии с гл. VII «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» Устава. В иных случаях, как показывает анализ ст. 26 и 38 Устава ООН, резолюции Совета носят рекомендательный характер.

С 16 июня 1995 г., т. е. с момента вступления в силу Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», проблему применения в уголовном судопроизводстве юридически обязательных резолюций Совета Безопасности, предметом которых являются основные права и свободы человека, следует признать решенной. Подобного рода резолюции подлежат ратификации и опубликованию. Сама по себе ратификация фактически придает таким резолюциям Совета Безопасности характер международного договора. В силу этого свойства при расхождении федерального закона с юридически обязательной резолюцией Совета Безопасности действуют нормы последней.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. зафиксировала не сами общепризнанные права человека, а дополнительные гарантии их обеспечения.

1 См.:Корнелюк О.В.Международный правовой аспект проблемы баланса процессуальных статусов потерпевшего и обвиняемого //Следователь. 2003. №11. С. 49-50.

Для Российской Федерации международно-правовыми актами о правах человека могут быть — в случае их ратификации — резолюции Совета Безопасности ООН.

Таким образом, международные правовые акты представляют в своей совокупности, с одной стороны, правовую основу для применения органами предварительного расследования и суда норм международного права в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а, с другой стороны, провозглашают необходимость разработки в национальном законодательстве с учетом международных стандартов в области прав человека мер, направленных на совершенствование конкретных законодательных норм по обеспечению решения этой важнейшей проблемы российского уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.