Научная статья на тему 'К вопросу о защите прав человека в мирное и военное время'

К вопросу о защите прав человека в мирное и военное время Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3763
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА / ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL BILL OF HUMAN RIGHTS / UNIVERSAL DECLARATION OF HUMAN RIGHTS / INALIENABLE HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / ARMED CONFLICTS / CRIMES AGAINST HUMANITY / RESPONSIBILITY OF OFFICIALS FOR INTERNATIONAL CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котляров Иван Иванович, Пузырева Юлия Владимировна

Рассмотрены основные международные стандарты в области прав и свобод человека, определена их роль в деле прогрессивного развития «международного права в области прав человека», выявлены правовые обязанности государств по обеспечению прав и свобод человека в период мирного и военного времени. В статье проведен краткий анализ действующего законодательства Российской Федерации на предмет определения степени выполнения Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств в сфере прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the protection of human rights in peacetime and wartime

The article considers the main international standards in the field of human rights and freedoms, defines their role in the progressive development of «international human rights law», identifies the legal obligations of States to ensure human rights and freedoms during peace and war time. The article presents a brief analysis of the current legislation of the Russian Federation to determine the degree of implementation of the Russian Federation adopted international obligations in the field of human rights.

Текст научной работы на тему «К вопросу о защите прав человека в мирное и военное время»

УДК 34

ББК 67 © И.И. Котляров, Ю.В. Пузырева, 2018

Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Иван Иванович Котляров, профессор кафедры прав человека и международного права, доктор юридических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ikotlyarov@mail.ru

Юлия Владимировна Пузырева, доцент кафедры прав человека и международного права, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: yuliya_dugina@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены основные международные стандарты в области прав и свобод человека, определена их роль в деле прогрессивного развития «международного права в области прав человека», выявлены правовые обязанности государств по обеспечению прав и свобод человека в период мирного и военного времени. В статье проведен краткий анализ действующего законодательства Российской Федерации на предмет определения степени выполнения Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств в сфере прав человека.

Ключевые слова: права человека, Международный билль о правах человека, Всеобщая декларация прав человека, неотъемлемые права и свободы человека, вооруженные конфликты, преступления против человечности, ответственность должностных лиц за международные преступления.

ON THE ISSUE OF THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN PEACETIME AND WARTIME

Ivan I. ^t^arcy, professor of the Department of Нumаn rights and International Law, doctor of legal sciences, professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: ikotlyarov@mail.ru

Yuliya V. Puzyreva, associate professor of the Department of Нumаn rights and International Law, candidate of legal sciences, associate professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: yuliya_dugina@mail.ru

Annotation. The article considers the main international standards in the field of human rights and freedoms, defines their role in the progressive development of «international human rights law», identifies the legal obligations of States to ensure human rights and freedoms during peace and war time. The article presents a brief analysis of the current legislation of the Russian Federation to determine the degree of implementation of the Russian Federation adopted international obligations in the field of human rights.

Keywords: human rights, international bill of human rights, universal Declaration of human rights, inalienable human rights and freedoms, armed conflicts, crimes against humanity, responsibility of officials for international crimes.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Котляров И.И., Пузырева Ю.В. К вопросу о защите прав человека в мирное и военное время. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):174—178.

Окончание Второй мировой войны явилось отправной точкой для создания в 1945 г. Организации Объединенных Наций (далее — ООН) — универсальной международной организации, призванной «избавить грядущие поколения от бедствий войны... и утвердить веру в основные права человека»1. В Уставе ООН юридически впервые был закреплен принцип уважения прав человека (ч. 3 ст. 1 Устава ООН 1945 г.).

Мировое сообщество того времени испытывало огромную потребность в разработке международного документа, в котором были бы отражены все грани и глубина этого принципа. Таким документом стала Всеобщая декларация прав человека, которую

1 Преамбула Устава Организации Объединенных Наций 1945 г. // URL: http ://www.un.org/ru/sections/un-charter/preamble/index.html

единогласно приняла в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства»2. А если точнее говорить, то за Декларацию отдали голоса 48 государств при восьми воздержавшихся.

Декларации, как таковые, в принципе не являются источниками международного права, однако, что касается Всеобщей декларации 1948 г., то государства своим повсеместным признанием данного международного акта подтвердили его в качестве обязательного правового документа как внутри государства, так и за его пределами. В настоящее время подавляющее большинство государств рассматривают провозглашенные в Декларации основные права и свободы человека в качестве юридически обязательных обычных норм международного права.

Сегодня Декларация переведена на более 500 языков мира, что, безусловно, свидетельствует об ее универсальном характере и распространенности.

При обсуждении на международном уровне вопросов в сфере прав человека общепринято ссылаться на нормы Всеобщей декларации 1948 г., выдержки из которой содержатся в текстах конституций многих государств, включены они и во многие международные региональные и универсальные договоры. В Конституции Российской Федерации 1993 г. также нашли отражение отдельные статьи из данного международного документа3.

Спустя 20 лет после принятия Декларации, на проходившей в 1968 г. Тегеранской конференции по правам человека международное сообщество признало, что «Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества»4.

Таким образом, в силу всеобщего признания и длительного практического применения в межгосударственных отношениях, Декларация стала важнейшим политико-правовым документом, являющимся первой частью Билля о правах человека.

Вторая и третья части международного билля были приняты Генеральной Ассамблеей ООН спустя 18 лет — 16 декабря 1966 г. Они включают в себя два международных договора — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах с двумя протоколами к нему 1966 г. и 1989 г.

Чем же отличаются Международные пакты от Декларации?

Пакты являются юридически обязательными документами только для тех государств, которые являются их участниками. На июль 20018 г. 168 государств стали участниками Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и 171 — участниками Международного пакта о гражданских и политических правах5. Пакты вступили в силу лишь в 1976 г., когда каждый Пакт был ратифицирован 35 государствами.

Следует подчеркнуть, что мировое сообщество не могло не отреагировать на массовые и грубые нарушения прав человека, совершаемые гитлеровцами на оккупированных территориях Европы в период Второй мировой войны, а также США, ЮАР в 50— 70 гг. XX в. в отношении чернокожего населения. Как реакция на такие злодеяния против человека в рамках ООН в разное время была разработана и принята государствами отдельная, особая группа международных договоров по правам человека, направленная на пресечение международных преступлений в этой области и расширившая нормы международного права в области прав человека: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая была принята на один день раньше, чем Всеобщая декларация, а именно 9 декабря 1948 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации1965 г.; Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за

2 Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты. Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 г. в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне. См. подробнее: Права человека // URL: http://www.un.org/ru/sec-tions/issues-depth/human-rights/index.html

3 Несмотря на то, что СССР при голосовании за принятие Всеобщей декларации прав человека воздержались, в 1993 г. Российская Федерация все же включила отдельные положения данного документа в основной закон государства — Конституцию Российской Федерации (ст.ст. 1,3, 5, 7, 9, 11 Декларации 1948 г.).

4 Воззвание Тегеранской Конференции. Принято 13 мая 1968 г. Международной конференцией по правам человека в Тегеране // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decla-rations/st_hr 1 _57 .shtml

5 Status of Treaties Deposited with the Secretary-General. Multilateral Treaties Deposited with the Secretary-General // URL: https://trea-ties.un.org/Pages/Treaties.aspx?id=4&subid=A&clang=_en

него 1973 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др.

Перечисленные выше международно-правовые документы и составляют основу самостоятельной отрасли международного публичного права — международной защиты прав человека. На сегодняшний день насчитывается в общей сложности более 100 универсальных и региональных источников международного права по правам человека.

Российская Федерация является участником практически всех универсальных международных договоров в сфере прав человека и региональных соглашений, принятых в рамках тех организаций, членом которых она является. Следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. », в связи с чем органы власти всех уровней, должностные лица и граждане обязаны соблюдать все международные договоры, в том числе в области прав человека.

Как показывает международная практика, нарушения прав человека ведут к дестабилизации внутренней и международной обстановки, являются причиной возникновения вооруженных конфликтов. Не случайно ведь в Уставе ООН говорится о том, что мир и стабильность в отношениях между государствами непосредственно связаны с признанием прав человека, а также содержится призыв к созданию таких условий, при которых возможно и поддержание мира, и уважение прав человека.

Хотелось бы подчеркнуть, что права человека, закрепленные в международно-правовых документах, должны соблюдаться как в мирное время, так и в военное время. В ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации закреплена норма, согласно которой «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Однако это вовсе не обозначает, что нормы о защите прав человека прекращают свое действие в условиях вооруженных конфликтов. Совет Безопасности

ООН в Резолюции 237 (1967) от 14 июня 1967 г. специально подчеркнул, что «существенные и неотъемлемые права человека должны уважаться даже в ходе превратностей войны»6. В документе Генерального секретаря ООН, представленном XXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН, закреплено, что «Всеобщая декларация прав человека не указывает ни в одном из своих положений на конкретное различие между мирным временем и временем вооруженных конфликтов»7. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2675 провозглашалось: «Основные права человека, утвердившиеся в международном праве и зафиксированные в международных документах, полностью применяются в ситуациях вооруженных конфликтов».

Совокупность соглашений, применяемых в военное время, является источниками международного гуманитарного права (далее — МГП), исторически возникшего как законы и обычаи войны.

Чем же отличаются стандарты в области прав человека, закрепленные в Декларации 1948 г., Пактах 1966 г. и иных международных договорах, от норм международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов?

Во-первых, стандарты в области прав человека применяются властями государства в любое время, т.е. в мирное и военное время в отношении всего населения, находящегося на территории данного государства.

♦ нормы МГП применяются на всем театре войны и направлены на защиту жертв войны: раненых, больных, военнопленных, потерпевших кораблекрушение, гражданских лиц, являющихся гражданами неприятельской державы.

Во-вторых, в документах, закрепляющих стандарты о правах человека государства-участники могут при определенных обстоятельствах (например, в условиях военного или чрезвычайного положения) устанавливать отдельные ограничения прав и свобод человека (изъятие у граждан и организаций транспорта, приостановление деятельности политических партий, привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны и др.).

Однако и в этом случае не допускается лишение человека права на жизнь, запрещаются пытки, же-

6 Генеральная Ассамблея ООН 4 июля 1967 г. с удовлетворением приняла резолюцию Совета Безопасности (ООН. Генеральная Ассамблея. XXIV сессия. А/7720, с. 19).

7 Там же. С. 15.

стокое обращение и наказание, рабство и работорговля и др.

♦ воюющие государства обязаны соблюдать нормы МГП о защите жертв войны без всяких исключений «при любых обстоятельствах» (ст. 1 Протокола I 1977 г.). Сражающиеся (комбатанты) в процессе ведения боевых действий вправе уничтожать противника, т.е. лишать его жизни без риска быть привлеченными к уголовной ответственности.

Общим для названных отраслей международного права является ответственность государств, а также их представителей — высших должностных лиц за грубые нарушения прав человека, прежде всего совершение геноцида в мирное и военное время, другие серьезные нарушения норм МГП против комбатантов (законных участников военных действий) и жертв войны: взятие заложников, издевательство над военнопленными, прикрытие боевых действий гражданскими лицами, использование разрывных пуль, химического или биологического оружия против неприятельских войск, нападения на гражданское население или гражданские объекты противника, которые рассматриваются как военные преступления или преступления против человечности, а виновные привлекаются к уголовной ответственности национальными или международными судебными органами.

Примером тому является совершение международных преступлений в бывшей Югославии, Южной Осетии, Ираке, Сирии, Ливии, Судане (Дарфуре), Конго, Руанде, Сьерра-Леоне и других регионах, за что сотни преступников уже понесли суровое наказание.

Так, за годы работы Международного трибунала по Бывшей Республике Югославия было предъявлено обвинение 161 лицу8. Согласно официальным данным, размещенным на сайте Международного трибунала по Руанде, за чуть более 20-летие его работы в отношении 93 физических лиц было выдвинуто обвинение в совершении ими актов геноцида и других серьезных нарушений международного гуманитарного права9. Вынесение в 1998 г. пожизненного приговора Жану Камбанде, премьер-министру страны в период геноцида, стало первым случаем осуждения главы правительства за геноцид. Самым громким разбирательством в Специальном суде по Сьерра-Леоне явилось дело в отношении бывшего президент Либерии Чарльза Тейлора, который став пер-

вым главой африканского государства, который 26 апреля 2012 г. был признан виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности и приговорен к 50 годам тюрьмы10. На рассмотрении Международного уголовного суда, созданного в 1998 г., также находится ряд уголовных дел.

В названных судебных процессах над лицами, совершившими международные преступления, как раз и проявляется правоохранительная функция международного права, которая в данном случае направлена на обеспечение прав человека.

К сожалению, следует отметить, что свыше 50-ти международных преступлений, содержащихся в международных договорах (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.), участником которых является Российская Федерация, не нашли отражения в уголовном законодательстве России. Анализ норм российского уголовного права о преступлениях против мира и безопасности человечества (гл. 34 УК РФ) позволяет прийти к выводу, что в целом УК РФ соответствует требованиям международного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения. Вместе с тем, данная глава нуждается в совершенствовании в первую очередь по причинам отсутствия в ней такой категории международных преступлений, как преступления против человечности, а также содержания ограниченного перечня военных преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность11.

8 Infographic: ICTY Facts & Figures // International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia (ICTY) // URL: http://www.ic-ty.org/x/file/Infographics/Infographic_facts_figures_en.pdf

9 Key Figures of Cases // International Criminal Tribunal for Rwanda // URL: http://www.unictr.org/en/cases/key-figures-cases

10 Independent Counsel v. Prince Taylor // Special Court for Sierra Leone // URL: http://www.rscsl.org/Contempt2012-02.html

11 Военные преступления, представляющие собой серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., Дополнительных протоколов к ним 1977 г., Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в период вооруженных конфликтов 1954 г., сосредоточены только в одной ст. 356 УК РФ. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ, характеризуется следующими действиями: а) жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением; б) депортация гражданского населения; в) разграбление национального имущества на оккупированной территории; г) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. Среди недостатков анализируемой статьи нельзя не отметить отсутствие указания на применение ее положений ко всем видам вооруженных конфликтов, включая немеждународные.

Комплексное приведение уголовного законодательства России в соответствие с ее международными обязательствами будет способствовать не только совершенствованию уголовного законодательства и адаптации его к общепризнанным международным стандартам, но и более качественному выполнению Россией своих обязательств в сфере защиты прав и свобод человека в мирное и военное время.

Литература

1. Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международное право: Сб. док. / Н.Т. Бла-това, Г.М. Мелков. М.: ИД РИОР, 2011.

2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международное право: Сб. док.: Учеб. пособие / Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М.: ИД РИОР, 2011

3. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. М.: Кнорус, 2018.

4. Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международное право и его роль в деятельности органов внутренних дел России // Вестник Академии экономической безопасности. 2015. № 7. С. 52—61.

5. Международное гуманитарное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ С.С. Маилян [и др.]. М.: Юнити-Дана, 2015.

6. Международное право: Учебник / Абашидзе А.Х., Гасанов К.К., Эриашвили Н.Д. [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2018.

7. Шалягин Д.Д., Пузырева Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Учеб. пособие. М., 2014.

References

1. Ustav Organizatsii Ob'yedinennykh Natsiy 1945 g. // Mezhdunarodnoye pravo: Sb. dok. / N.T. Blatova, G.M. Melkov. M.: ID RIOR, 2011.

2. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka 1948 g. // Mezhdunarodnoye pravo: Sb. dok.: Ucheb. posobiye / N.T. Blatova, G.M. Melkov. M.: ID RIOR, 2011

3. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii 1996 g. M.: Knorus, 2018.

4. Kotlyarov 1.1., Puzyreva Yu.V. Mezhdunarodnoye pravo i ego rol' v deyatel'nosti organov vnutren-nikh del Rossii // Vestnik Akademii ekonomicheskoy bezopasnosti. 2015. № 7. S. 52—61.

5. Mezhdunarodnoye gumanitarnoye pravo: ucheb-nik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spet-sial'nosti «Yurisprudentsiya»/ S.S. Mailyan [i dr.]. M.: Yuniti-Dana, 2015.

6. Mezhdunarodnoye pravo: Uchebnik / Abashid-ze A.Kh., Gasanov K.K., Eriashvili N.D. [i dr.]. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Yuniti-Dana, 2018.

7. Shalyagin D.D., Puzyreva Yu.V. Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo v bor'be s prestupnost'yu: Ucheb. posobiye. M., 2014.

В.И. ЯКУНИН С.Г. КАРА-МУРЗА В.Э. БАГДАСАРЯН В.И. КУЛИКОВ

Актуальные проблемы

государственной

политики

Актуальные проблемы государственной политики: Учебник для студентов вузов / [В.И. Якунин и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

В учебнике рассмотрены актуальные проблемы государственной политики на современном этапе. Дается характеристика базовым политическим ка-тего-риям и понятиям на примере богатого исторического и социологического ма-териала. Особое внимание уделяется цивилизационным аспектам формирова-ния государственной политики.

Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адресредакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.