О.Н. Малиновский
О ВЛИЯНИИ АКТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА НА ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ РОССИИ
В статье комплексно рассматриваются вопросы, касающиеся норм актов межгосударственных организаций о правах человека и их влияния на основные элементы правовой системы России. Исследуются функции данных норм. Обосновываются теоретические положения, а также предложения по совершенствованию механизма имплементации норм актов межгосударственных организаций о правах человека в России.
Ключевые слова: акты, нормы, межгосударственные организации, права человека, правовая система.
На современном этапе развития международного сообщества ярко проявляет себя тенденция усиления взаимодействия международной нормативной системы с правовыми системами государств. Важным элементом данной системы являются нормы актов межгосударственных организаций о правах человека, относящиеся к нормам так называемого международного «мягкого права» (soft law). Комплекс этих норм динамично развивается, усиливая воздействие на другие элементы международной нормативной системы и правовые системы государств.
Существенное влияние указанные нормы оказывают и на правовую систему России. Это закономерно, т.к. демократическое правовое государство можно построить, только опираясь на прогрессивные международные нормы и, в первую очередь, на обладающие повышенной социальной ценностью нормы о правах человека, полностью соответствующие главным целям Конституции Российской Федерации.
Акты межгосударственных организаций о правах человека (рекомендации, декларации, резолюции, правила, принципы, кодексы и др.) в целом обобщенно называют резолюциями, рекомендациями или резолюциями-рекомендациями. Одна и та же организация может принимать различные по наименованию акты. Акты о правах человека относятся к категории актов, принимаемых по основным (внешним) вопросам деятельности межгосударственных организаций. В зависимости от круга участников организаций их можно классифицировать на акты, принимаемые универсальными организациями, и акты региональных организаций.
В ряду межгосударственных организаций, акты которых оказывают наибольшее воздействие на правовую систему России в части защиты в ее рамках прав человека, следует особо выделить ООН, МОТ, ЮНЕСКО, Совет Европы, ОБСЕ. Рекомендации ООН являются одним из главных инструментов, используемых ею для решения проблем прав человека. Причем, как подчеркивал бывший Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали, «отдельные нормы ООН в области прав человека, имеющие форму рекомендаций, приобрели такой авторитет, что многие считают их вводящими или подкрепляющими норму международного обычного права» [1, с. 11]. Ведущая роль в деле защиты прав человека в сфере трудовых и иных связанных с ними отношений принадлежит МОТ, которой принято более 200 рекомендательных актов по вопросам, относящимся к данной сфере. При этом рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются на Международной конференции труда с использованием такой же процедуры, что и конвенции МОТ. Большое внимание в деятельности МОТ уделяется повышению эффективности механизма контроля за соблюдением рекомендаций. В исследованиях отмечается, что «соблюдение прав человека в сфере труда на данный момент является основной целью МОТ» [2, с. 48]. В ряду актов МОТ особо выделяется декларация «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от
18 июня 1998 г. Существенную роль в области прав человека играют акты ЮНЕСКО. В ст. 1 Устава ЮНЕСКО отмечается, что она «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различая расы, пола, языка и религии» [3, с. 26]. Важное значение для России имеют и акты СБСЕ-ОБСЕ, среди которых необходимо выделить документы Копенгагенского и Московского совещаний Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Парижскую хартию для новой Европы, решения Будапештского саммита СБСЕ, Решение Совета министров ОБСЕ «Активизация усилий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми».
Особое влияние на развитие правовой системы России оказывает Совет Европы. Оформление полноправного членства России в этой организации, предполагающее выполнение рекомендаций, содержащихся в Заключении № 193 (1996) ПАСЕ от 25 января 1996 г. по заявке России на вступление в Совет Европы, существенно повлияло на ход и содержание реформирования национальной правовой системы. Вступление России в Совет Европы и последовавшая за ним интенсификация интеграции России в европейское правовое пространство стали одной из движущих сил процесса модернизации национальной правовой системы и выступили по отношению к ряду отраслей права как правообразующая сила, т.е. материальный источник права.
Рассмотрим вопросы о влиянии актов межгосударственных организаций о правах человека на основные элементы правовой системы России - формальные источники права, юридическую практику, правосознание.
В связи с тем, что под материальными источниками права обычно понимают экономические, политические, географические и иные факторы, обусловливающие возникновение норм права и их содержание, имеющие внешнюю форму выражения акты, как правило, не являются материальными источниками права в традиционной трактовке. Акты межгосударственных организаций о правах человека, также не будучи материальными источниками, должны рассматриваться в роли таковых, т.к. выполняют их функции по отношению к формальным источникам права, что не исключает возможности реализции ими других функций. В пользу такого подхода говорит их явно выраженная правообразующая сила. Отражение в актах межгосударственных организаций свойств правообразующей силы по отношению к источникам права, создаваемым в национальной правовой системе, свидетельствует о способности актов, принимаемых на более высоком уровне, воздействовать на акты иного уровня. Обратим внимание и на тот факт, что значительная часть норм этих актов, за исключением обычных общепризнанных норм международного права, является не юридически, а политически обязательной. Несмотря на то, что они имеют внешнюю форму выражения и закреплены в официальных документах, нормы не могут рассматриваться в качестве формальных источников права. Занимая как бы промежуточное, «пограничное» положение между формальными и материальными источниками права и тяготея и к первым (иначе не появилась бы концепция «мягкого права»), и ко вторым, нормы актов межгосударственных организаций о правах человека могут выполнять функции материальных источников права и в ряде случаев - формальных.
Правообразующая сила норм актов межгосударственных организаций о правах человека обусловлена целым рядом факторов и, в первую очередь, их повышенной социальной ценностью, предопределенной глубинными связями с моральными нормами, а также тем обстоятельством, что они аккумулируют в себе предшествующий позитивный опыт, накопленный как отдельными государствами, так и мировым сообществом в целом. Данные нормы имеют общедемократический характер и направлены на защиту общечеловеческих ценностей. Они представляют собой своего рода эталон, к которому должно стремиться
каждое государство. Акты межгосударственных организаций о правах человека не только могут, что, как правило, сомнению не подвергается, но и должны во всех случаях рассматриваться как приоритетные материалы, положенные в основу дальнейшего совершенствования системы формальных источников права, создаваемых в государстве. Соответствуя объективным факторам развития не только российского общества, но и мирового сообщества в целом, обладая повышенной социальной ценностью, нормы этих актов имеют все основания для того, чтобы притязать, причем в приоритетном порядке, на отражение содержащихся в них правил в российском законодательстве. Данные нормы должны постоянно находиться в центре внимания законодателей как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации.
Примером воздействия актов международных организаций на законодательство конкретного государства является влияние Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства России, приведение его в соответствие с международными стандартами. Научный редактор Комментариев к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными М.П. Мелентьев, отмечая достижения нового Кодекса, подчеркивал, что он содержит немало норм, источником которых являются положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, практически вплетенные в правовую ткань УИК [4, с. 9]. Нормы актов межгосударственных организаций о правах человека играют важную роль в дальнейшем совершенствовании различных отраслей российского законодательства.
Нормы о правах человека, содержащиеся в актах межгосударственных организаций, отражают основополагающие моральные принципы - гуманизм, справедливость, добросовестность, на что в ряде случаев указывают и сами названия этих нормативных документов, например Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др. При имплементации в национальной правовой системе они призваны обогащать внутригосударственные нормативные акты высоким нравственным содержанием.
В Рекомендациях Всероссийского совещания 2002 г. по применению норм международного права в практике конституционного правосудия отмечалась необходимость проведения обязательной экспертизы рассматриваемых законопроектов с точки зрения их соответствия международно-правовым обязательствам России, международным договорам РФ и актам организаций, содержащим общепризнанные принципы и нормы международного права, а также отношения к актам «мягкого права», участницей которых является Россия [5, с. 8].
В юридической практике акты межгосударственных организаций о правах человека могут выступать как средство закрепления общепризнанных обычных принципов и норм международного права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ источниками права, действующими в правовой системе России. Так, нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 г. активно применяются в судебной практике. Исходя из того, что обычная норма международного права может быть принята в кратчайшие сроки, следует презюмировать появление в международной нормативной системе и вхождение в национальную правовую систему новых общепризнанных обычных норм международного права, содержащихся в актах межгосударственных организаций, которые, имея рекомендательный характер, являются приоритетными при толковании формальных источников права, действующих в правовой системе России. Ряд подобных норм актов о правах человека представляет собой нравственные начала правоприменительной деятельности.
Необходимо обратить внимание на то, что Конституционный суд РФ в качестве вспомогательных формальных источников правоприменительной деятельности использует
нормы актов ООН, МОТ, ЮНЕСКО, в отношении которых пока еще нет единого мнения, являются ли они общепризнанными, а в отдельных случаях и нормы актов европейских региональных организаций. Нормы универсального уровня применяются также в практике других судов, что объективно ведет и будет далее вести к признанию норм актов универсальных организаций в качестве обычно-правовых общепризнанных, подпадающих под действие ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. При этом постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» как раз и ориентирует суды общей юрисдикции на то, что содержание норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений [6, с. 4]. В конечном счете подобная практика способствует недопущению разрыва между правами человека и правами гражданина, является средством внедрения в жизнь концепции естественных прав человека, получившей отражение в Конституции РФ. Она направлена на развитие положений ст. 2, ч. 4 ст. 15, ч. 1 и 2 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 55 Конституции и др., а также на обеспечение принципа наибольшего благоприятствования индивиду и выполнение международных обязательств России.
Обращаясь к вопросу о влиянии актов межгосударственных организаций о правах человека на такой элемент правовой системы, как правосознание, и учитывая, что этим актам принадлежит приоритетная роль в совершенствовании законодательства, еще раз отметим -они не просто могут, но и должны находиться постоянно в поле зрения законодателя, т.к. отражение содержащихся в них норм соответствует потребностям общественного развития, а эти «общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации» [7, с. 375].
Исходя из того, что рассматриваемые акты выступают в качестве нравственных начал правоприменения, а также могут закреплять общепризнанные нормы международного права и являться актами толкования, сотрудники правоприменительных органов должны быть полностью, как и законодатель, обеспечены их официальными текстами. Актуальной является и задача распространения информации о нормах актов межгосударственных организаций о правах человека среди граждан России. Ведущая роль в этом принадлежит государству. Из принципа всеобщего уважения прав человека вытекает обязанность государства обеспечить право каждого человека знать свои права и поступать в соответствии с ними. Международно признанное, закрепленное в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и иных международных актах, а также в ст. 29 Конституции РФ и основанных на ее положениях нормах законов право на получение информации - одно из основных прав человека, неотъемлемым компонентом которого является своевременное и полное получение информации о нормах международных актов о правах человека. В Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г., отмечается, что государство несет ответственность за принятие мер в целях содействия защите и пониманию всеми лицами, находящимися под его юрисдикцией, своих прав. В соответствии с Декларацией такие меры должны включать, в частности, публикацию и широкое распространение международных документов по правам человека, полный и равный доступ к международным документам в области прав человека [8, с. 134]. В Декларации тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 г. также указывается на обязанность государств обеспечивать уважение всех международно признанных прав человека и основных свобод, в том числе и права общественности на доступ к информации [9, с. 509]. Необходимость обеспечивать доступность информации о правах человека неоднократно подчеркивалась и в документах СБСЕ-ОБСЕ и Совета Европы. Так, в Парижской хартии для
новой Европы от 21 ноября 1990 г. подтверждается право каждого человека знать свои права и поступать в соответствии с ними, а также отмечается, что полное соблюдение данного положения, как и ряд других, является тем фундаментом, на котором должна строиться новая Европа [8, с. 785].
Представляется, что совершенствованию механизма имплементации норм актов межгосударственных организаций о правах человека в правовой системе России наряду с названными выше могли бы способствовать следующие меры: создание официального классификатора актов межгосударственных организаций, издание их полных официальных сборников с комментариями специалистов; активизация деятельности центральных и региональных СМИ, а также юридических клиник вузов по распространению информации о международных актах о правах человека среди широких слоев населения, особенно среди молодежи; создание в регионах с учетом уже имеющегося опыта новых информационных центров и пунктов Совета Европы.
Литература
1. Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. М., 1995.
2. Гликман О.В. Механизм контроля за соблюдением обязательств государств - членов Международной организации труда (МОТ) // Юрист-международник. 2003. № 4.
3. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост. И.Д. Никулин. М., 1993.
4. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. М., 1997.
5. Российская юстиция. 2003. № 3.
6. Бюллетень Верховного суда РФ. 2003. № 12.
7. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001.
8. Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М., 2002.
9. Действующее международное право. Документы: В 2 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова: Учеб. пособие. М., 2002. Т. 2.