УДК: 341
Жадан В. Н.
к.ю.н., доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
УЧАСТИЕ РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье рассматриваются некоторые вопросы об участии России в деятельности международных организаций на основе международных правовых актов и анализа конституционно-правовых норм, материалов из средств массовой информации, научных подходов и авторского понимания. Автор разделяет научный подход, что Россия проводит независимую и взвешенную политику с целью устранения однополярного мира, противостоянию политическому влиянию других стран и их военно-политических блоков, активно взаимодействует и сотрудничает с государствами и международными организациями, в том числе инициирует новые организации для развития международного сообщества.
Ключевые слова: участие, Россия, деятельность, международные организации, взаимодействие, сотрудничество, развитие, мировое сообщество, правовые акты, материалы, анализ, подходы.
Перед современным Российским государством, как и в целом перед мировым сообществом, достаточно часто встают вопросы о взаимодействии и сотрудничестве государств и международных организаций по различным проблемам, в том числе связанным с загрязнением окружающей среды, изменением климата, распространением оружия массового поражения, возникновением военных конфликтов между отдельными государствами и внутри одной страны, противодействием международному терроризму и т.д.
В научной литературе и средствах массовой информации (далее — СМИ) вопросам анализа места, роли и других аспектов участия России в деятельности международных организаций, посвящено немало публикаций [1-10], что ни в коей мере не лишает автора продолжить исследование данной проблемы.
Предметом данного исследования будут некоторые вопросы, характеризующие участие России в деятельности международных организаций.
Исходя из предмета исследования представляют интерес следующие вопросы: в каких международных и российских правовых актах определяется участие России в международном сообществе; в каких международных организациях участвует Россия как правопреемник бывшего СССР; с какими международными организациями сотрудничает Россия, в том числе с целью устранения биполярного или однополярного мира, противостоянию политическому влиянию других стран и их военно-политических блоков; какие международные организации, инициирует Россия и каковы их цели и задачи?
Общепризнано, что международные отношения — одна из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений, но при этом одна из важных, так как любое государство стремится быть признанным в мировом сообществе. Своеобразной ареной для «признания» легитимности государства являются международные организации, в которых признанные государства имеют свои представительства.
Основным международным нормативным правовым актом для мирового сообщества, в том числе и определяющим вопросы взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций является Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) [11] (далее — ООН). Устав ООН определяет основополагающие принципы, Декларация о принципах международного права (1970 г.) [12] их закрепляет, а Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) [13]
дополнил новыми принципами международное право, которые являясь его общими нормами, имеют наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, определяют общие правила поведения субъектов международных отношений, в том числе развитие дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития, взаимодействие и сотрудничество государств и международных организаций, участие государств в мировом сообществе. В части международного сотрудничества государств и международных организаций по вопросам финансово-инвестиционных, торговых, культурно-образовательных и других функционирует множество международных универсальных и региональных, многосторонних и двусторонних соглашений и договоров.
Как известно, происшедшие с 90-х годов XX столетия в России реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых экономических отношений, установлению и защите прав и свобод человека и гражданина, а также потребовавшие существенного изменения нормативно-правовой регламентации, организации и осуществления международного взаимодействия и сотрудничества с другими государствами и международными организациями.
В Преамбуле Конституции Российской Федерации (далее — РФ) указывается: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации.. .сознавая себя частью мирового сообщества...» [14]. Причем ни одна конституция мира, даже имея демократический характер, в отличие от Конституции РФ, не содержит слов, выражающих волю народа о значимости интеграции в мировое сообщество. Иными словами, многонациональный народ России открыто заявляет, что он является частью мирового сообщества, а поэтому готов взаимодействовать и сотрудничать с другими народами и государствами на всем мировом пространстве.
Исходя из положений, закрепленных в главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ следует, что Россия — демократическое, правовое, независимое, суверенное государство и ей необходимо взаимовыгодное сотрудничество с государствами и международными организациями на основе общепризнанных международных принципов и норм. Такое положение вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой предусматривается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [14]. Их данных конституционных положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы, а если законы будут противоречить международным договорам РФ, то приоритетом для России будут последние.
Тем самым Россия, принимая принципы и нормы международного права, и заключая международные договоры, признает, что осознает себя частью мирового сообщества. Правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции РФ и Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» [15].
Россия, участвует в деятельности более чем 300 международных организаций, которые можно условно подразделить на три группы:
- органы и специализированные организации (учреждения) системы ООН;
-экономические, торговые, финансово-инвестиционные, научно-технические,
культурно-образовательные, правоохранительные, экологические и иные международные организации;
- международные клубы, союзы и сообщества и т.д.
Ведущей в мире организацией, в том числе координирующей вопросы международного взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций, является ООН.
На Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН регулярно обсуждаются вопросы о взаимодействии и сотрудничестве государств и международных организаций по различным проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды, изменением климата, противодействием международному терроризму и т.д.
Россия как государство-правопреемник бывшего СССР взяла на себя обязательства по безусловному соблюдению и исполнению ранее ратифицированных международных правовых актов и подписанных международных договоров. При этом Россия, как правопреемник СССР, продолжила членство в ООН, в том числе и постоянного члена в Совете Безопасности ООН. В Совет Безопасности входит 15 стран-членов, их них 5 стран постоянные члены (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) и обладающие правом вето по принимаемым решениям, а еще 10 стран-членов избираются в соответствии с процедурой, определяемой Уставом ООН. Именно Совет Безопасности ООН ответственен за поддержание международного мира и безопасности, а его решения являются обязательными для всех стран-членов ООН.
Как известно из истории XX века, в период «холодной войны» были созданы два военно-политических блока: Организация Североатлантического договора (далее — НАТО) и Организация Варшавского договора (далее — ОВД). В блок НАТО, который был образован в 1949 году, вошли США, ФРГ, Великобритания, Италия и другие страны западного мира. И как ответ со стороны СССР в 1955 году была создана ОВД. В нее вошли СССР, ГДР, Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия и другие страны социалистической ориентации. Отличительной чертой этих организаций было то, что в НАТО входили только капиталистические страны Запада, а в ОВД — социалистические. Следует отметить, что это породило проблему в том плане, что мир стал биполярным.
В конце XX века после распада СССР и социалистической системы блок НАТО не прекратил свое существование, а постоянно расширяет количество стран-членов и территорию своего влияния. Более того НАТО проводит достаточно агрессивную политику в отношении России, расширяя не только численность стран-членов из бывших социалистических стран и союзных республик СССР, но и увеличивая количество военных баз вокруг России. Что ни в коей мере не способствует снижению напряженности в мире, обеспечению международного мира и безопасности, развитию международного сотрудничества.
Подтверждением вышеизложенного служат слова министра иностранных дел РФ С. Лаврова о том, что «После крушения биполярной системы все страны убедились в том, что однополярного мира быть не может, поскольку ни одна держава, даже США, не в состоянии вести дела на международной арене в одиночку. Здесь важен следующий момент: с появлением новых центров экономического роста, финансовой мощи и политического влияния признанные страны убедились в том, что новый миропорядок должен быть полицентричным [16, с. 5]. Как известно, в современное время западные и другие страны на новом уровне объявили России «холодную войну».
В системе органов ООН по вопросам экономического и социального международного сотрудничества важное место отводится Экономическому и Социальному Совету (далее — ЭКОСОС). ЭКОСОС состоит из 5 региональных комиссий, одной из которых является Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).
В качестве органа Генеральной Ассамблеи, который рассматривает международно-торговые отношения, выступает Конференция ООН по торговле и развитию (далее — ЮНКТАД). При этом в полномочия ЮНКТАД входят определение принципов и политики, касающихся международной торговли и проблем экономического развития, а также поощрение международной торговли между странами, независимо от их уровня развития. Россия достаточно активно участвует в деятельности этих органов ООН.
В деятельности системы ООН особое место занимают специализированные организации (учреждения) ООН.
Так, одной из ведущих специализированных учреждений ООН, осуществляющих координацию деятельности системы ООН в области международного промышленного сотрудничества и содействия промышленному развитию отдельных стран и регионов мира является Организация ООН по промышленному развитию (далее — ЮНИДО). ЮНИДО осуществляет свою деятельность посредством выполнения проектов технической помощи странам по таким направлениям, как разработка промышленной политики и промышленных прогнозов, содействие промышленному развитию путем инвестиций, разработки и передачи новых технологий, а также проведение консультативной помощи в выборе путей совершенствования промышленной и научно-технической инфраструктуры. Россия также участвует в деятельности этой организации.
С 1992 года Россия входит в Международный валютный фонд (далее — МВФ). При этом МВФ является международной финансово-кредитной организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. В свое время активное участие в подготовке устава МВФ принимал СССР, но процесс «холодной войны» привел к тому, что советское правительство не подписало соглашения о создании фонда.
В рамках специализированных организаций ООН Россия достаточно активно участвует в деятельности Контртеррористического комитета (КТК) Совета Безопасности, специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки, и культуры (далее
— ЮНЕСКО), Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и многих других.
В ЮНЕСКО входят 195 государств, в том числе и Россия. Для России участие в ЮНЕСКО важно, так как деятельность данной организации направлена на содействие укреплению мира и безопасности в части расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры, обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека.
Крупнейшей специализированной организацией ООН является Международная организация труда (далее — МОТ). Информационно-экспертный потенциал МОТ используется для создания в России современной системы трудовых отношений. С 1959 года работает Московское отделение, а с 1997 года — Бюро МОТ.
С 22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации (далее
— ВТО), 156 страной. Как указывается в международных СМИ, ВТО контролирует порядка 97% мировой торговли. При этом главными задачами ВТО являются: либерализация международной торговли, содействие экономическому росту стран-участниц, а, следовательно, и повышению благосостояния их населения.
В 1998 году Россия вступила в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (далее — АТЭС). АТЭС объединяет 22 страны, в которых проживает около 40% населения планеты, 54% валового национального продукта (далее — ВНП) и 44% мировой торговли. Целью АТЭС является осуществление сотрудничества по вопросам региональной торговли и либерализации капиталовложений и тем самым повышение экономического развития азиатско-тихоокеанского региона.
Среди международных организаций есть и так называемые клубы, членство и условия вступления (приема) в которые строго не оформлены, что не мешает им быть очень престижными. При этом членство в таких международных клубах, позволяет влиять на политические и экономические процессы в мировом сообществе.
В 1997 году Россия вступила в три такие организации — Лондонский и Парижский клубы и в «Большую семерку» ^7), которая была создана для решения глобальных экономических и финансовых проблем, и в нее входят ведущие промышленно развитые страны (США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии). Тем самым, прием России в эту организацию образовал «Большую восьмерку» ^8) мировых стран. В марте 2014 года по ситуации на Украине саммит «Большой восьмерки», проведение которого планировалось в России (г. Сочи), был заменен на саммит «семерки» в Брюсселе.
По этой ситуации министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что «... сообщение о возможном исключении России из G8, для Москвы трагедией не станет, «Большая восьмерка» — это неформальный клуб, выгнать никто никого не может» [17].
На мировом пространстве функционирует еще клуб «Большая двадцатка» ^-20) государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. В него входят 20 крупнейших государств мира — Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония и Европейский союз. Как указывается в международных СМИ, G20 представляет две трети населения планеты, 85% ВНП и 75% мировой торговли.
В системе международных организаций и принимающих решения по обеспечению безопасности и сотрудничества в Европе ведущее место занимает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ). ОБСЕ является региональной организацией по обеспечению безопасности и сотрудничеству, в которой участвует 57 стран из Европы, Северной Америки и Центральной Азии.
Важное экономико-политическое значение для России имеет международное сотрудничество на пространстве Содружества Независимых Государств (далее — СНГ).
Д. Кондратов отмечает, что взаимная торговля выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Исходя из программных документов СНГ, в том числе из Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, наращивание оборотов взаимной торговли выступает ключевым направлением экономической интеграции в рамках Содружества. Это влечет за собой расширение внешнеторговых связей между его участниками, что в свою очередь положительно сказывается на объемах внутреннего производства стран СНГ, росте ВВП и благотворно влияет на повышение уровня жизни населения стран-участниц данной международной организации [18, с. 59].
В целях дальнейшего экономического сотрудничества стран СНГ, Россия активно участвует в создании и функционировании таких международных организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС существовал в 2001-2014 гг.), Таможенный союз (с 1 июля 2010 г.), Единое экономическое пространство (с 1 января 2012 г.), Зоны свободной торговли (с 20 сентября 2012 г.) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС, с 1 января 2015 г.).
Последовательные делаются шаги в направлении развития экономического сотрудничества и межгосударственной интеграции в рамках группы из пяти стран, которое берет свое название от первых букв стран-участниц: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮжноАфриканской Республики (далее — БРИКС). Схожие вопросы решаются при сотрудничестве с Шанхайской организацией сотрудничества (далее — ШОС). Подтверждением этому является Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2020 года, принятая в рамках ШОС. Цель данной программы — развитие ведущих производственных отраслей, что подразумевает сотрудничество в научно-технической сфере и возможность разработки совместных инвестиционных проектов.
На VII саммите БРИКС и ШОС, прошедшего 8-9 июля 2015 года в г. Уфа, Россия предложила более тесную координацию макроэкономической политики БРИКС и ШОС. Была поддержана идея наращивания взаимной торговли и обмена капиталовложениями, что отражено в Стратегии экономического партнерства до 2020 года [19].
Е. Андреева и А. Ратнер в статье «Потенциал БРИКС и ШОС» отмечают, что «.вскоре БРИКС из неформального международного объединения может превратиться во влиятельный межгосударственный блок. И это закономерный процесс, потому что в странах, входящих в БРИКС, наблюдается более быстрое экономическое развитие по сравнению со странами «семерки» [20, с. 114].
Исходя из вышеизложенного, автор разделяет научный подход, что Россия проводит независимую и взвешенную политику с целью устранения однополярного мира,
противостоянию политическому влиянию других стран и их военно-политических блоков, активно взаимодействует и сотрудничает с государствами и международными организациями, в том числе инициирует новые организации для развития международного сообщества.
Таким образом, данное исследование может рассматриваться как анализ конституционно-правовых норм и материалов из СМИ, а также научных подходов об участии в международных организациях и авторского понимания о взаимодействии и сотрудничестве России с международными организациями.
Литература
1. Вардомский Л.Б. Евразийское экономическое сообщество: особенности и проблемы развития / Вардомский Л.Б., Кузьмина Е.М., Шурубович А.В. // Проблемы прогнозирования. — 2005. — № 6. — С. 116-131
2. Доронина Н.Г. Всемирная торговая организация: история становления и правовые аспекты вступления / Доронина Н.Г., Лавренов В.С. // Журнал российского права.
— 2004. — № 11. — С. 81-97
3. Зуева К. ОБСЕ: вчера, сегодня, завтра // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 4. — С. 39-46; Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Будущее России и мира. Манифест интегрального прогнозирования. — М.: ИНЭС, 2006. — 80 с.
4. Мартьянов В. Россия в меняющемся мире // Свободная мысль. — 2009. — № 12.
— С. 139-148; Место и роль Российской Федерации в международных финансовых институтах
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studme.org/1595021019837/ekonomika/mesto_rol_rossiyskoy_federatsii_mezhdunarodnyh_f inansovyh_institutah (дата обращения: 15.02.2016)
5. Разумнова Л.Л. Россия и ВТО: перспективы сотрудничества // Мировая экономика и Международные отношения. — 2008. — № 5. — С. 3-13; Роль России в международных экономических организациях — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kazedu.kz/referat/121442 (дата обращения: 15.02.2016)
6. Россия в ВТО: плюсы и минусы — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ekoslovar.ru/570 (дата обращения: 15.02.2016)
7. Россия и международные организации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia.yaxy.ru/rus/base/team/645.html (дата обращения: 15.02.2016)
8. Салихов Б.В. Россия в глобальной экономике, или возможность реализации новой инвестиционной стратегии // Финансы и кредит. — 2008. — № 31. — С. 23-29; Сухарев О.С. Российская экономика в глобальном мире // Экономика и управление. — 2008. — № 1. — С. 10-14
9. Участие России в деятельности международных природоохранных организациях — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://text.tг200.biz/гefeгat_ekologija/?гefeгat=560366&page=1 (дата обращения: 15.02.2016)
10. Штурба Е.В. Участие России в деятельности международных организаций во второй половине 1990-х гг. И вопрос обеспечения национальной безопасности страны // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 1 — [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://cybeгleninka.гu/aгticle/n/uchastie-гossii-v-deyatelnosti-mezhdunaгodnyh-oгganizatsiy-vo-vtoгoy-polovine-1990-h-gg-i-vopгos-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 15.02.2016) и др.
11. Устав Организации Объединенных Наций (с изменениями на 16 сентября 2005 года). Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900507 (дата обращения: 15.02.2016).
12. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-
технической документации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.гu/document/1900027 (дата обращения: 15.02.2016).
13. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.гu/document/1901862 (дата обращения: 15.02.2016).
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
15. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации». Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.rn/document/9012279 (дата обращения: 15.02.2016).
16. Лавров С. Российская дипломатия и вызовы XXI века: интервью // Международная жизнь. — 2012. — № 9. — С. 4-5.
17. «Большая восьмерка» вновь стала «Большой семеркой». 25-03-2014 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://гu.гfi.fг/гossiya/20140325-bolshaya-vosmeгka-vnov-stala-bolshoi-semeгkoi (дата обращения: 15.02.2016).
18. Кондратов Д. Торгово-экономическое сотрудничество на пространстве СНГ: возможности расширения // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 5. — С. 59-64.
19. «БРИКС и ШОС закладывают основы для новой системы управления миром»: СМИ о саммитах в Уфе — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cont.ws/post/100079 (дата обращения: 15.02.2016).
20. Андреева Е., Ратнер А. Потенциал БРИКС и ШОС // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 4. — С. 111-114.