М. М. Кучерявый M. M. Kucheryavyy х
Роль России в мировом сообществе ° и укрепление безопасности s в Евразийском регионе g
The Role of Russia in the World Community and Safety g
Strengthening in Eurasian Region 2
Kucheryavyy Mikhail Mikhailovich s
The Chief of headquarters in the North-West Federal District of the Federal Service for Technical q
and Export Control (Saint-Petersburg) с
State Counsellor 1st Class of the Russian Federation ^
PhD in Political Science
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
субъекты международных отношений, Совет Безопасности ООН, ОДКБ, БРИКС, ШОС, евразийский регион, «Группа восьми», информационная безопасность
KEY WORDS
subjects of international relations, the United Nations Security Council, CSTO, BRICS, SCO, Eurasian region, G8, information security
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются вопросы позиционирования России как субъекта международных отношений, в том числе место государства в системе ООН, участие в ряде современных международных организаций, таких как ОДКБ, БРИКС, ШОС.
Особое место автор статьи уделяет перспективам сотрудничества России в сфере международной безопасности в рамках «Восьмерки», а также вопросам обеспечения информационной безопасности в евразийском регионе.
ABSTRACT
In the following article the position of Russia as a subject of international relations, including the place of the State in the UN system, participating in a number of contemporary international organizations such as the Collective Security Treaty Organization, BRICS, SCO is analyzed.
In the article author outlines the prospects of Russia's cooperation in the sphere of international security in the framework of the "eight", as well as information security in the Eurasian region.
Кучерявый Михаил Михаилович
Руководитель Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Северо-Западному федеральному округу (Санкт-Петербург)
Государственный советник Российской Федерации 1-го класса
Кандидат политических наук
На протяжении всей мировой истории между ведущими государствами идет постоянное соревнование,а в определенные исторические периоды и борьба, включая ее вооруженные формы — конфликты и войны, — за влияние в международном сообществе. Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил
Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»1.
1 Путин В. В. Послание Президента Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г.: [Электронный ресурс]. URL: ИП:р://президент. рф/пе\мз/17118.
ш С начала ХХ! в. международный ста-^ тус нашей страны и ее роль в мировых ^ делах, в определенной мере снизившись еся после распада СССР, вновь стали ^ возрастать. Россию, как и раньше, все о основные субъекты международных от-^ ношений признают в качестве великой ^ мировой державы. Об этом свидетель-^ ствует участие Российской Федерации
< в ведущих международных организацией ях. Как известно, ведущее место за-ш нимает наша страна в ООН, являясь
постоянным членом Совета Безопас-
<
^ ности и государством-учредителем ^ этой организации. ^ Статус России как великой державы 1= подкрепляет ее участие в создании ряда □с современных международных организа-т ций, в которых наша страна играет веду-£ щую роль. Рассматривая данные между-ш народные институты, следует в первую очередь отметить Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЕС), Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
Например, ОДКБ была учреждена в 2002 г. В эту организацию входят семь постсоветских государств: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. ОДКБ решает задачи по обеспечению безопасности воздушных границ, предупреждению угроз терроризма, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В конце 2003 г. рассматриваемая организация получила статус наблюдателя при ООН. Данный статус означает, что ОДКБ является полноценной международной организацией и в соответствии с главой 8 Устава ООН признана в качестве регионального объединения по безопасности.
В своей деятельности обсуждаемый международный институт уделяет все возрастающее внимание вопросам обеспечения информационной безопасности. «Мы считаем, что сегодня вопросы информационной деятельности в сфере безопасности, — подчеркивает Генеральный секретарь ОДКБ Н. Н. Бордюжа, — это вопрос номер один. Не нужно никаких
войск, не нужно спецподразделений, не нужно огромного количества оружия для того, чтобы дестабилизировать обстановку в каком-нибудь государстве. Можно просто нацелить на него свои информационные ресурсы и работать в соответствии с уже существующими технологиями, потихоньку раскачивая там ситуацию посредством воздействия на общественное мнение» [1].
Другой пример — БРИКС, быстро набирающий влияние в мире международный неформальный институт, объединяющий пять восходящих государств-гигантов (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). На страны БРИКС приходится свыше 40% населения планеты, более 29% земной суши без Антарктиды, четверть мирового ВВП и т.д. Как известно, первый саммит БРИКС был проведен по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина в Екатеринбурге в 2009 г. В наши дни российское руководство позиционирует данный международный институт в качестве фундаментального фактора современного глобального развития, который будет определять этот процесс в достаточно долгосрочной перспективе. Согласно оценкам экспертов, влияние БРИКС в международном сообществе будет возрастать и в вопросах мировой политики, и в такой важнейшей сфере, как мировая экономика и международные финансовые отношения.
В частности, исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС Г. Топорая отмечает, что через участие в БРИКС Россия намерена «обеспечивать мир и безопасность на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств, невмешательства в их внутренние дела»1.
Большую роль в обеспечении глобальной и региональной безопасности играет
1 Топорая Г. БРИКС: попытка согласования долгосрочной стратегии: [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=1506 top.
еще одна международная организация — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Россия также является учредителем ШОС и одним из ее наиболее влиятельных участников. Эта авторитетная формально региональная, но имеющая большое влияние на мировую политику организация, объединяющая пять азиатских стран (Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан) и евро-азиатское государство Россию. Лидеры этой организации — Китай и Россия — занимают ведущие позиции в мировой политике и экономике.
Руководитель Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и Шанхайской организации сотрудничества Института Дальнего Востока РАН С. Г. Лу-зянин пишет: «В сфере безопасности ключевым для ШОС в ближайшие годы может стать афганский фактор. Требуется обновленная афганская стратегия организации с учетом предстоящих в этой стране изменений — вывода коалиционных сил, возможностей возобновления гражданской войны, создания в республике нового «северного альянса» и т. д. Специфика позиции ШОС — подготовка к долгосрочным социально-экономическим программам помощи правительству Х. Карзая и акцент на решение соответствующих задач в регионе. Данную программу ШОС целесообразно проводить под эгидой Организации Объединенных Наций» [6].
Важным событием в мировой политике стало вступление и закрепление нашей страны в качестве полноправного и активного участника в группе восьми наиболее развитых индустриальных стран. В данной связи известный российский исследователь «Восьмерки» В. Б. Луков пишет: «Интеграция России в „клуб" ведущих индустриальных держав мира стала уникальным процессом в современной политической истории. Недавний противник, который во многом и вызвал к жизни „Семерку", сам стал на путь присоединения к этому механизму, ускорив его глубокую трансформацию» [7].
Участие Российской Федерации в «Восьмерке» позволяет обсуждать про-
блемы безопасности евразийского реги- ^ она на глобальном уровне и успешно ^
отстаивать региональные интересы в ^ «клубе мировых лидеров». В 2006 г. наша ™ страна впервые председательствовала ^
в «Группе восьми» и на саммит в Санкт- о
Петербурге были впервые приглашены в ^
полном составе главы государств — чле- ^
нов СНГ. Такой подход позволил пред- =п
ставить евразийский регион в клубе ми- <
ровых лидеров и способствовал укре- о
плению региональной стабильности и ш устойчивому развитию региона. В 2014 г. Российская Федерация снова возглавит ^
«Группу восьми» и на саммите в Сочи, н
как следует ожидать, снова достаточно ^
весомо будет представлен евразийский с=
регион и состоится обсуждение карди- к
нальных проблем его развития. т
В составе «Группы восьми» Россия £
со
сотрудничает с ведущими индустриаль- ш но развитыми странами современного мира по многим направлениям и участвует в обсуждении и поиске путей решения многих проблем мировой политики. Важное место среди них занимают проблемы обеспечения международной безопасности. В работе этого неформального международного института большое внимание уделяется проблемам информатизации современного мира и обеспечению глобальной информационной безопасности. Следует подчеркнуть, что именно на саммите «Группы восьми» (Окинава, 2000 г.) была принята Окинав-ская хартия глобального информационного общества1.
Сотрудничество России в рамках «Восьмерки» в сфере международной безопасности имеет определенное значение и для поддержания российской национальной безопасности. «Проведенный анализ показывает, — пишет Ю. И. Лиле-ин, — что „Большая восьмерка" — единственный западный институт, в котором Россия может без каких-либо ограничений принимать участие в делах, связанных со
1 Окинавская хартия глобального информационного общества: [Электронный ресурс]. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter. ru.html.
^ сферой безопасности. Взаимодействие
^ наиболее влиятельных стран Запада с
^ Российской Федерацией в рамках „Груп-
™ пы восьми" отражает общую тенденцию
^ развития этих отношений. Запад в опре-
о деленной степени стремится сдерживать
^ возрождающуюся Россию. Примеры такой
^ политики имеют место и в „Группе вось-
^ ми". В то же время там, где это для него
< возможно и приемлемо, Запад стремится
о использовать возрастающую мощь и влита « ш яние нашей страны для укрепления собственных позиций, прежде всего в сфере ^ международной безопасности» [5].
Таким образом, высокий международен ный статус России в современном меж-1= дународном сообществе как великой □с мировой державы подтверждается ее т значительной вовлеченностью в процес-£ сы глобального развития на самом вы-
со
ш соком уровне. О высоком статусе свидетельствует также участие нашей страны в элитных и наиболее влиятельных международных институтах и организациях глобального и регионального масштаба, в которых она находится на первых ролях. Имея такие уникальные возможности, Россия активно участвует в процессах обеспечения международной безопасности. В последнее время наша страна уделяет в указанной деятельности все большее внимание обеспечению глобальной информационной безопасности.
Важным направлением обеспечения международной безопасности и еще одним фактором, определяющим высокий статус нашей страны в мировом сообществе, является двухстороннее взаимодействие в указанной области с ведущими мировыми державами. Так, президент Российского совета по международным делам И. С. Иванов констатирует: «Россия сегодня опирается на отношения стратегического партнерства с ведущими странами НАТО — Германией, Францией, Италией и другими. Нам удалось начать процесс „перезагрузки" в российско-американских отношениях, и в частности подписать исторический договор СНВ-3. Хочу напомнить, что договор СНВ-3 стал первым соглашением о сокращении
ядерных арсеналов России и США за долгое время, положил начало восстановлению старых, но весьма эффективных механизмов консультаций между Москвой и Вашингтоном по вопросам ядерного оружия» [2].
Таким образом, в отношениях между Россией и Соединенными Штатами накоплен значительный опыт создания и весьма успешного применения эффективных механизмов консультаций по вопросам ядерного оружия. Важным результатом этих консультаций следует рассматривать заключение и вступление в силу договора СНВ-31. В современных условиях указанный выше опыт может быть полезен для организации взаимовыгодного двухстороннего сотрудничества в других сферах международной и национальной безопасности, прежде всего в тех, которые имеют инновационный характер и требуют новых нестандартных подходов.
К таким сферам в первую очередь относится информационная безопасность. Сегодня в российско-американских отношениях наметилась, по нашему мнению, позитивная тенденция к созданию подобных механизмов. Они могут стать новым словом в международных отношениях и внесут серьезный вклад в становление информационной дипломатии и международного права.
Так, 7 мая 2013 г. Москву впервые посетил новый госсекретарь США Джон Керри. Одной из ключевых целей визита была подготовка намечавшейся на июнь встречи президентов РФ и США Владимира Путина и Барака Обамы, для чего были уточнены сферы двухстороннего сотрудничества, представляющие взаимный интерес. «Одна из них — борьба с киберугрозами... В конце апреля Москву посетили специальный помощник президента США по информационной безопасности Майкл Дэниел и координатор по вопросам кибернети-
1 О договоре СНВ-3 подробнее см.: Кучерявый М М., Косов Ю. В. Краеугольный камень безопасности // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. 29 января. С. 4.
ческой безопасности Госдепа Крис Пейтнер. По данным «Ъ», они парафировали ряд двухсторонних межправительственных соглашений о мерах доверия в киберпространстве (речь идет о создании горячей линии на случай киберинцидентов и отдельной рабочей группы по вопросам информбезопас-ности в составе президентской комиссии). Переговоры об этом велись два года. Если президенты... подпишут соответствующие документы, это станет прорывом — до сих пор таких соглашений никто не подписывал» [8].
В современных условиях наша страна, обладая передовыми информационно-коммуникационными технологиями, вносит наряду с США решающий вклад в формирование глобальной информационной безопасности. Это открывает благоприятные перспективы для обеспечения информационной безопасности в евразийском регионе.
Уровень развития информационно-коммуникационных технологий в стране сегодня непосредственно связан с ее возможностями в сфере обеспечения собственной безопасности и весьма престижного участия в поддержании глобальной и региональной безопасности. Развитие новых технологий может позволить государству занять более высокое место в ведущих рейтингах стран по уровню развития информатизации или информационно-коммуникационных технологий. Данные рейтинги начинают оказывать существенное влияние на статус государства в международном сообществе.
Однако дело не только в статусе. Уровень информатизации в наши дни является одним из реальных показателей возможностей страны осуществлять устойчивое внутреннее развитие, успешно защищать внешнеполитические интересы и обеспечивать национальную безопасность в целом.
«Телекоммуникации, информационные технологии, цифровые медиа — сфера, которая во всем мире подвержена непрерывным, стремительным, кардинальным изменениям. Ежесекундно во всех странах, в сердце мировых технологических
инноваций — Калифорнийской Кремние- ^
вой долине, в научно-исследовательских ^
центрах, за стенами корпораций мировых ^
гигантов — ведутся маркетинговые войны ™
за оригинальную идею, прорывное реше- ^
ние, новое предложение, нового покупа- о
теля. Отрасль коммуникаций и новых ^
технологий, проникая во все сферы по- ^
вседневной деятельности человека, яв- =п
ляется одной из самых значимых по сте- <
пени влияния на нашу частную и рабочую о
жизнь, социальную сферу, экономику, ш
ш
имидж и статус страны в мировом сообществе»1. ^
Повышение статуса Российской Фе- ^ дерации в международном сообществе, ^ которое происходит с начала текущего с= столетия, требует от нашей страны раз- к виваться такими же трендами и темпами, т как и другие великие державы и высоко- £ развитые индустриальные государства, ш или даже на некоторых направлениях опережать их. При этом необходимо учитывать возрастающую конкуренцию в международном сообществе и особенно в группе его лидеров. Кроме того, сами лидеры делятся на старые великие державы и новые восходящие страны-гиганты. «Старые государства, — пишет С. Караганов, — и их институты (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) — очевидно устаревший клуб развитых держав, тот же МВФ) будут бояться убыстрения потери статуса и позиций. Новые лидеры, те же Китай, Индия, наслаждаясь вновь обретенным после веков подавления Западом полным суверенитетом, будут опасаться его ограничения» [3].
При данных обстоятельствах трансформация политики безопасности в соответствии с новейшими требованиями и условиями глобального развития как на международном, так и на национальном уровне является одной из стратегических задач развития нашей страны
1 Развитие отрасли инфокоммуникацион-ных технологий (ИКТ) в России // CRN ИТ-БИЗНЕС. 2012. 01 августа: [Электронный ресурс]. URL: http://www.crn.ru/news/detail_ print.php?ID=68520&print=Y.
^ и поддержания ее статуса на мировой ^ арене. При этом следует учитывать, что ^ в сфере политики безопасности проис-™ ходят существенные изменения объектив-^ ного характера, связанные с расширением ем ее информационной составляющей. ^ Информационная безопасность пред-^ ставляет достаточно сложное явление, ^ что необходимо учитывать при форми-< ровании политики безопасности в це-о лом. В информационной безопасности ш следует выделить три основных изме-
ш
рения — отраслевое, национальное и ^ международное.
Специальное измерение связано с ин-^ формационной безопасностью как прост цессом обеспечения функционирования □с собственно информационной сферы. т В данном случае информационная без-£ опасность носит скорее технический ха-
со
ш рактер. Она связана в первую очередь с поддержанием устойчивого функционирования информационной инфраструктуры. Защита осуществляется: от технических сбоев; неумышленных воздействий, наносящих вред стабильной работе; попыток несанкционированного доступа, вредоносных программ и т. п.
Национальное измерение информационной безопасности имеет более широкий характер. В связи с этим П. А. Шариков пишет: «Информационные технологии нашли широкое применение практически во всех сферах национальной безопасности, с этим связана актуальность защиты информационных ресурсов. Воздействие на информацию или информационную инфраструктуру иной раз имеет катастрофические последствия на ту сферу, в которой они применяются» [9]. Таким образом, при более широком измерении информационной безопасности не в отраслевом масштабе, а в масштабе всей страны она может рассматриваться как важный элемент обеспечения национальной безопасности.
В наши дни информационные ресурсы и информационное пространство государства могут подвергаться воздействию из-за рубежа со стороны субъектов глобального информационного пространства, которые могут находиться не только в сопредельных государствах, но и на других континентах. «Глобализация экономики, информатизация международных отношений, — отмечает российский исследователь С.В. Кортунов, — создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают мировую систему уязвимой для терроризма, применения ОМУ, информационного оружия» [4]. В процессе глобализации возрастает значение международного измерения информационной безопасности. Угрозы, исходящие для национальной безопасности из глобального информационного пространства, становятся все более серьезными в военно-политическом плане и все более сложными в технологическом аспекте.
Одним из важных направлений трансформации политики безопасности современной России является органичное включение в нее процесса обеспечения информационной безопасности как одного из базовых системообразующих элементов. Данная деятельность должна носить комплексный характер и сочетать в себе все три основных измерения информационной безопасности: отраслевое, национальное и международное. Соотношение между этими измерениями носит динамический характер и может изменяться в зависимости от ситуации, связанной с внутренним и внешним развитием страны. Трансформация политики безопасности Российской Федерации должна учитывать проблемы обеспечения региональной безопасности на евразийском пространстве, включая и такое новое направление, как информационная безопасность.
Литература
1. Бордюжа Н. Есть вещи, которые для нас запретны // Коммерсантъ. 2013. 26 марта.
2. Иванов И. С. Останется ли мир заложником ядерного оружия // Международная жизнь. 2013. № 2. С. 34.
о о
о <
о
со
3. Караганов С. Россия в мире: Противоречие противоречий // Ведомости. 2012. 16 октября. ш № 196 (3210). ÈÈ
4. Кортунов С. В. Мировая военно-политическая ситуация. Год 2025 // Международная жизнь. £
2010. № 4. С. 93-116. о
со
5. Лилеин Ю. И. Роль «Группы восьми» в обеспечении современной международной безопас- < ности: Автореф. ... канд. полит. наук. СПб.: СПбГУ, 2009. из
6. Лузянин С. Г. ШОС: проблемы безопасности и перспективы сотрудничества в Евразии // ° Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 1. С. 11-16. ^
7. Луков В. Б. Россия в «Большой восьмерке»: из гостей в председатели // Россия в глобальном мире: 2000-2011: Хрестоматия в 6 т. / Рос. совет по междунар. делам; Под общ. ред. И. С. Иванова. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 1.
8. Черненко Е., Сафронов И. Джон Керри согласовал соглашения. К июньской встрече президентов РФ и США будут подготовлены пять документов // Коммерсантъ. 2013. 8 мая. № 78. С. 6.
9. Шариков П. А. Эволюция государственной стратегии в сфере информационной безопасности // США — Канада. Экономика, политика, культура. 2009. № 12. Декабрь. C. 96.
References
1. Bordyuzha N. There are things, which for us are forbidden // Kommersant. 2013. March 26.
2. Ivanov I. S. Whether the World continue to be the hostage of the nuclear weapon // International life. 2013. N 2. P. 34.
3. Karaganov S. Russia in the World: Contradiction of contradictions // Vedomosti. 2012. October 16. N 196 (3210).
4. Kortunov S. V. World military and political situation. Year 2025 // International life. 2010. N 4. P. 93-116.
5. Lilein Yu. I. Role of "Group of eight" in ensuring the modern international security: Dissertation abstract. SPb.: St. Petersburg State University, 2009.
6. Luzyanin S. G. SCO: problems of safety and cooperation prospect in Eurasia // Problems of the Far East. 2011. N 1. P. 11-16.
7. Lukov V. B. Russia in "The Group of Eight" from guests in chairmen // Russia in the global world: 2000-2011: The anthology in 6 vol. / Russian Council on international affairs; Under edition of I. S. Ivanov. M.: Aspect Press, 2012. Vol. 1.
8. Chernenko E., Safronov I. John Kerri coordinated agreements. To a June meeting of Presidents of the Russian Federation and the USA five documents will be prepared // Kommersant. 2013. May 8. N 78. P. 6.
9. Sharikov P. A. Evolution of the state strategy in the sphere of information security // USA — Canada. Economy, policy, culture. 2009. N 12. December. P. 96.