Влияние международного финансового права на эффективность международной финансовой стабильности и безопасности, на интеграцию стран СНГ и сотрудничество евразийских государств
ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА
Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО (У) МИД России
Аннотация: В статье представлены некоторые аспекты формирования науки и доктрины международного финансового права (МФП) которое формируется как особая отрасль российской и зарубежной правовой науки. Отмечена уникальность этой науки, наличие в ней новых международно-правовых институтов, таких как международная и региональная финансовая безопасность, защита бюджетного суверенитета государств, международные меры содействия финансированию развития, факторы реформирования мировой валютно-финансовой системы, международное противодействие финансированию терроризма и другие. Подчеркнуто, что наиболее активно по сравнению с организациями системы ООН, МФП формируется на интеграционном уровне сотрудничества государств участников ЕАЭС, СНГ, БРИКС в контексте создания унифицированных и гармонизированных норм о функционировании единых финансовых рынков, валютно-платежных союзов, таможенных союзов, механизмов кредитования и расчетов, обороте товаров и финансовых услуг, о зоне свободной торговли СНГ
Ключевые слова: международное финансовое право, международная и региональная финансовая безопасность, защита бюджетного суверенитета государств, международные меры содействия финансированию развития, факторы реформирования мировой валют-но-финансовой системы, международное финансовое право СНГ
The impact of the international financial rights to the effectiveness of nternational financial stability and security, on the integration of the CIS and the Eurasian states cooperation
PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA
Institute of problems of safety of the CIS, Head of the centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U)MFA Russia
Abstract: The article presents some aspects of the formation of science and doctrine of international financial law (MFP) which is formed as a separate branch of the Russian and foreign legal science in the economic era. Noted the uniqueness of this science, the presence in it of new international legal institutions, such as international and regional financial safety, the protection of the budgetary sovereignty of States, international measures to facilitate financing for development, the reform of factors of global monetary and financial system, the international counter terrorism financing, and others. It was emphasized that the most active, compared with the organizations of the UN system, the MFP is formed on the integration level of cooperation of the states EAEU members, the CIS, the BRICS in the context of creating a unified and harmonized rules on the functioning of the single financial market, currency and payments unions, customs unions, lending and calculations , turnover of goods and financial services, on the CIS free trade zone.
Key words: international financial law, international and regional financial safety, the protection of the budgetary sovereignty of States, international measures to facilitate financing for development, the reform of factors of global monetary and financial system, the international financial CIS rights
Уникальность международного финансового права в системе факторов обеспечения международной безопасности
Доктрины международного финансового права формируются под влиянием международных и национальных экономических и финансово-правовых концепций о влиянии различных правовых и социально-экономических регуляторов на обеспечение стабильности мировой финансовой системы и баланса интересов государств в финансовой сфере. Известные российские ученые-международники рассматривают МФП как подотрасль международного экономического права.
Уникальность МФП проявляется в специфике регулирующего воздействия международных и национальных финансово-правовых норм на мировой порядок, стабильность и безопасность. Эти нормы в значительной степени порождают или регулируют объединение или столкновение стратегических интересов государств в процессе реализации ими своих международных финансово-экономических целей в достижении влияния на финансовых рынках. Специфика норм порождается как рядом позитивных факторов международного финансового сотрудничества государств (например, объединение государств в противодействии финансовым кризисам и «отмыванию денег», деятельность ООН по обеспечению финансирования устойчивого развития и др.), так и негативных факторов в сфере финансовой политики одних государств против других, в частности валютными войнами, финансовыми санкциями преступным финансированием террористических движений для свержения неугодных правительств и др.
То есть нормы международного финансово-правового характера формируются не только для регулирования финансирования, кредитования и расчетов в сфере торгово-экономи-
ческих и инвестиционных отношений, но и для межгосударственной финансовой интеграции в рамках сообществ, а также для предупреждения финансово-политических последствий международных конфликтов в условиях военно-информационного, валютно-финансового, ценового, нефтегазового и трансграничного стратегического противостояния одних групп государств против других1.
Международные договоры о сотрудничестве в сфере финансовой деятельности государств, в сфере обеспечения мирового финансового порядка и стабильности, как публично-правовые акты, составляют основу МФП. Однако наряду с ними действуют унифицированные международные контрактные и коллизионные нормы в различных сферах торговли финансовыми услугами, что напрямую воздействует на мировую финансовую систему. Например, кодифицированные национальные коллизионные нормы применяются для международного частноправового регулирования оборота ценных бумаг и банковских услуг, связанного с транснациональными валютными операциями на территориях различных юрисдикций.
Международное финансовое право, с одной стороны, рассматривается как совокупность общих унифицированных и гармонизированных международных и национальных принципов, правил, норм, обычаев и стандартов в области оборота мировых финансов, направленных на минимизацию рисков финансовой нестабильности, согласованных всеми странами в рамках международных организаций.
С другой стороны, МФП определяется как системы межгосударственных договоров о финансовом сотрудничестве государств в рамках ООН,
1 Петрова Г.В. Обеспечение безопасности России в условиях противостояния западным стратегиям воспроизводства нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов как факторов растущей мировой финансовой конкуренции // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 17-26.
а особенно в рамках региональных международных интеграционных сообществ, союзов, пар-тнерств, направленных на создание межгосударственных финансовых организаций и институтов.
Это связано с тем, что МФП, формируется как особая отрасль правовой науки в экономическую эпоху доминирования транснациональных финансовых корпораций и международного рынка финансовых услуг, оперирующих как реальными, так и виртуальными финансами при растущем влиянии правовых обычаев и коммерческой бизнес-терминологии.
При этом МФП бурно развивается в рамках усиления роли государств - участников региональных международных организаций, (в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС) как субъектов межгосударственных финансовых отношений по созданию совместных банков развития, валютных резервных фондов, инвестиционных банков инфраструктурных инвестиций и других межгосударственных структур для участия в международном движении капитала и оказании валютно-финан-совых услуг.
С нашей точки зрения, мировые доктрины МФП все более приближаются к осмыслению двойственности системы норм и принципов МФП.
Уникальность МФП как регулятора международных финансовых отношений состоит в том, что международные финансовые отношения многосложны, охватывают разные срезы международных и внутригосударственных отношений. Они включают внешнеполитические, внутриполити-
ческие, организационно-правовые,военно-стра-тегические, конкурентные, экономико-правовые, социально-экономические, эколого-бюджетные, налогово-инвестиционные, валютно-кредитные, платежно-расчетные, инвестиционные отношения, отношения в сфере трансграничного движения капитала, внешнеэкономические, интеграционные, информационно-учетные, правоохранительные и другие отношения финансового сотрудничества государств, а также участников внешнеэкономических сделок в сфере международного оборота национальных и мировых финансов, финансовых услуг, финансовых рынков, публичных и частных финансов.
Новыми международно-правовыми институтами МФП являются такие, как международная финансовая безопасность, защита бюджетного суверенитета государств, международные меры содействия финансированию развития, меры реформирования мировой валютно-финансовой системы, международное противодействие финансированию терроризма и др. Однако в транснациональных финансовых отношениях культивируются и иные финансовые бизнес-понятия, связанные в конкурентной борьбой на мировых финансовых рынках.
Неофициальная бизнес-терминология международных финансовых отношений в процессе коммерции на рынке финансовых услуг, включает неправовые термины: «валютно-финансовые войны» (военный конфликт как способ решения проблемы погашения внешних долгов), «финансовые потоки» (валютные транши и другие денежные переводы), «налоговые гавани» (офшорные юрисдикции), «финансовые лиманы» (трасты), «финансовые бассейны» (общие денежные фонды криминального бизнеса), «рейдеры финансовых активов» (организаторы принудительных поглощений долей, акций компаний), финансовые подушки безопасности» (суверенные фонды благосостояния и развития), «финансовые пирамиды» (фонды, бесконтрольно кредитующие одних субъектов за счет привлечения займов от других), «си-
стемные финансовые кризисы» (организованные ТНК «обвалы» рынка ценных бумаг и финансовых инструментов), «финансовая грамотность» (работа с населением по обучению правилам участия на рынках финансовых услуг), «загрязнители мировой финансовой среды» (необеспеченные де-ривативы как финансовые инструменты без денежного обеспечения), «зеленые финансы» (экологические займы, облигации)» и др.2
Большинство этих финансово-экономических терминов привязано к масштабным и высоко рискованным последствиям трансграничных финансовых сделок ТНК. Они показывают одну из граней МФП как частного права международных
финансовых рынков, где действуют транснациональные финансовые корпорации и другие субъекты рынка финансовых услуг. Поэтому возникает необходимость регламентации международно-правовыми финансовыми нормами размеров потерь, убытков, форм злоупотреблений правом, других негативных последствий конкурентной борьбы финансовых конгломератов на мировых финансовых рынках. Таким образом, подобное «международное конкурентное или частное финансовое право» отличается от МФП как права международного финансового сотрудничества государств в рамках ООН, а также в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и др.3
Новые векторы ООН как позитивные стимулы формирования международного (интеграционного) финансового права СНГ
Наиболее активно, по сравнению с организациями системы ООН, МФП формируется на интеграционном уровне сотрудничества государств участников ЕАЭС, СНГ, БРИКС в контексте создания унифицированных и гармонизированных норм о функционировании валютно-платежно-го союза, таможенного союза, кредитовании и расчетах, обороте товаров и финансовых услуг в зоне свободной торговли СНГ
Действуют модельный акт о транснациональных корпорациях СНГ, Соглашение о сближении норм регулирования рынка финансовых услуг, Модельный Налоговый кодекс СНГ и др. Интенсивно развиваются межгосударственные валют-но-финансовые нормы в рамках двусторонних соглашений государств ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС о расчетах в национальных валютах, об инвестиционном проектном финансировании, о вы-
пуске и обращении национальных облигаций и иных финансовых инструментов на финансовых рынках и др. Государствами - участниками СНГ в 2015-2016 гг. ратифицировано «Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ», оно было подписано государствами СНГ 18 ноября 2012 г.
При этом в рамках СНГ нормам МФП придается характер нормативно-правовых регуляторов обеспечения международной финансовой стабильности, безопасности, создания валют-но-платежного и банковского союза, формирования финансово-информационных систем цифровой экономики стран СНГ. Итоговый Документ Саммита СНГ 2016 г. «Об адаптации СНГ к новым реалиям» предполагает не реформирование СНГ, а совершенствование деятельности СНГ не толь-
2 См. критику этих понятий: Стиглиц Д. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему / пер. с англ. М.: Эксмо. 2015. 512 с.; Порфирьев Б.А. Мир в начале тысячелетия. «Зеленые» тенденции в мировой финансовой системе» // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 9. С. 5-16. Том 60. http://www.imemo.ru/files/File/ таба7^/тет/09_2016/5-16%20РогАгуеу^
3 Ступаков Н.В. Установление приоритета юрисдикции России и стран СНГ как мера обеспечения безопасности на евразийских финансовых рынках // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 48-59.
ко как региональном, но и как международной организации с расширенным количеством государств-участников. Именно на этой платформе могут начаться процессы сопряжения СНГ и Евразийского экономического союза, эффективного экономического и политического взаимодействия с ШОС, ЕС, государствами Юго-Восточной Азии и БРИКС4.
На новом уровне адаптации СНГ к реалиям международного сотрудничества государств в сфере политической, экономической и финансовой деятельности возникает возможность повысить роль органов СНГ в разработке фундаментальных основ и принципов обеспечения мировой финансовой стабильности и безопасности финансовых рынков в контексте их развития.
С конца ХХ в. и начала XXI в. ООН сосредоточила свои усилия на принятии конвенций и резолюций по сотрудничеству государств и их правоохранительных органов в борьбе с транснациональной финансовой преступностью, в борьбе с коррупцией, по координации мер государств по противодействию легализации доходов (отмыванию денег), полученных преступным путем, предотвращению финансирования терроризма, о мо-
ниторинге преступного оборота капитала ФАТФ и других аспектах международного уголовно-правового регулирования в финансовой сфере5.
Однако только уголовно-правовые меры ООН недостаточны для регулирования международных финансовых отношений в рамках МФП. ООН, с нашей точки зрения, пока еще слабо нацелена на реальные и эффективные меры договорно-правового и конвенциального регулирования справедливого международного порядка, международного проектного финансирования, инвестирования, кредитования без формирования для развивающихся стран непосильного долгового бремени.
Известно, что политика Всемирного банка (ВБ) и МВФ в области кредитования и финансирования развивающихся стран не обеспечивает эффективности погашения их внешних долгов, а через рынок ценных бумаг, инвестиций, финансовых услуг и механизмы налогообложения фактически осуществляются перераспределение финансовых средств ВБ и МВФ в активы и оборот транснациональных корпораций развитых стран, действующих на территориях принимающих их развивающихся стран
В то же время страны - члены ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС концентрируют свои усилия именно на инновационном, инвестиционном, валют-но-платежном сотрудничестве на принципах равенства, справедливости, стимулирующего развития при уважении суверенных прав и интересов государств.
За последнее десятилетие в рамках ООН по урегулированию международных финансовых отношений принимаются документы рекомендательного характера о стратегиях финансирования решений проблем мирового уровня, становясь источниками МФП. К ним относятся:
4 Комментарии к Итоговому документу Саммита СНГ 16-17 сентября 2016 г. «Об адаптации СНГ к новым реалиям». http:// www.cis.minsk.by/
5 См. подробнее: КондратЕ.Н. Международная финансовая безопасность в условиях глобализации: Основы направления правоохранительного сотрудничества государства. Основные направления правоохранительного сотрудничества государств. М.: Форум, 2013.
• Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/ С01МГ227Д. 115-11996-11/51 2014 г. «О мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников»;
• Парижская декларация ОЭСР по суверенным фондам благосостояния (СФБ) и политике стран реципиентов от 5 июня 2008 г.;
• Модельная налоговая конвенция ОЭСР от 15 июля 2014 г.
• Декларация и План действий Конференции ООН о мировом финансово-экономическом кри-
зисе и его последствиях для развития, принятая Резолюцией 63/303 от 9 тюля 2009 г.;
• Декларация и Мировой антикризисный план Всемирной антикризисной конференции ООН в Астане, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 24 мая 2013 г. № 67/197 «Международная финансовая система и развитие»;
• План действий III Международной Конференции ООН по финансированию развития от 15 июля 2015 г. в г. Аддис-Абеба, Эфиопия.
Дуализм международного финансового права как регулятора справедливого международного валютно-финансового порядка и механизма противодействия транснациональному финансовому праву ТНК
В отличие от других отраслей международного права, например, от международного торгового права, МФП более политизировано, поскольку оно прямо связано с реализацией государственной (суверенной) воли стран членов ООН по обеспечению своего развития, безопасности национальных бюджетных средств, управлению внешними заимствованиями, международными валютными операциями и операциями с внешними ценными бумагами. Поэтому доктрина российского МФП стоит перед выбором основных направлений развития, которые отражают подходы к решению группы проблем по регулированию международной финансовой деятельности.
Это проблемы деофшоризации российской экономики; обеспечения защиты российской финансовой системы и финансового рынка от негативных последствий мировых финансовых кризисов; проблемы финансовой безопасности государств ЕАЭС и СНГ на национальном, региональном и международном уровнях; проблемы укрепления международного инвестиционного и валютно-кредитного сотрудничества евразийских государств; формирование валютно-платеж-
ной системы государств ЕАЭС и СНГ; проблемы расчета последствий внедрения международных стандартов на рынке финансовых услуг. Проблема определения природы МФП давно интересует отечественных и зарубежных ученых. Известный российский юрист-международник И.И. Лукашук писал, что в МФП валютные отношения являются преобладающими, а само МФП часто именуется валютным. При этом И.И. Лукашук ссылается на фундаментальный труд А.Б. Альтшуллера «Международное валютное право» 1983 г.6
И.И. Лукашук писал, что валютно-финансовые отношения сопутствуют различным видам международных экономических связей (торговле, экономическому и техническому содействию инвестициям, перевозкам и т.д.). Комплекс валют-но-финансовых отношений включает расчетные, кредитные отношения, отношения по финансовому обеспечению торговых сделок, по совершенствованию валютного рынка, созданию и деятельности международных валютно-кредитных организаций. Он писал, что специфика МФП состоит в том, что в основе МФП лежит общий принцип, согласно которому все государства име-
6 Альтшуллер А.Б. Международное валютное право. М: Международные отношения. - 1983.
ют право полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений для урегулирования мировых финансовых и валютных проблем (Хартия экономических прав и обязанностей государств)7.
Этот принцип стал особенно актуален сейчас, когда США и их партнеры по НАТО, а также транснациональные корпорации этих развитых стран препятствуют справедливому перераспределению международных денежных фондов и мировых финансовых ресурсов между развитыми и развивающимися странами. Борьба за справедливую реформу мировой валютно-финансовой системы, за равные возможности международно-правового оборота национальных валют, а также противодействие международной финансовой дискриминации, включая вывоз доходов ТНК из развивающихся стран, способствовали превращению МФП в право обеспечения финансирования устойчивого развития развивающихся государств и право противодействия финансовым правонарушениям ТНК против интересов бюджетного суверенитета государств.
Однако американские и другие зарубежные ученые часто намеренно не замечают возросшее международное значение МФП в международно-правовой защите публичных финансов развивающихся стран, отводя ему преимущественно роль регулятора мировых финансовых рынков. Эта точка зрения оправдывается тем, что политико-правовые документы и нормы МФП, принятые ГА ООН в защиту бедных стран, уходят на второй план в условиях жесточайшей конкуренции в борьбе за влияние на валютно-финансовых рынках между конгломератами финансовых институтов и финансовых организаций разных юрисдик-ций, международными финансовыми синдикатами и международными финансовыми центрами.
Американский исследователь правовых, экономических, политических регуляторов оборота мировых финансов Хэл С. Скотт в своих работах определяет характер и формы влияния на регулирование оборота мировых финансов различных факторов международных отношений, включая формирование системы международных и национальных финансово-правовых норм, иных регуляторов, политические и экономические меры воздействия8.
С точки зрения Хэл С. Скотта, важным фактором, влияющим на характер и регулирующие возможности МФП, является степень интеграции национальных финансовых рынков, затрагивающая вопросы применения как национальных, так и международных источников МФП и регулирования.
Также автор оценивает регулирующую роль МФП с точки зрения обеспечения сбалансированности интересов государств и коммерческих субъектов, их затрат и выгод, получаемых от увеличивающейся глобализации международных финансов.
МФП, как отмечают Хэл С. Скотт и другие зарубежные ученые, представляет собой систему международных и национальных норм публично-правового, контрактного и коллизионного регулирования. С этим нельзя не согласиться и в поддержку этого доктринального положения следует выдвинуть некоторые важные аргументы9.
Определенная точка зрения некоторых российских ученых в области международного экономического права на МФП как подотрасль международного публичного права опирается преимущественно на публичные функции мировых финансов в контексте международного сотрудничества государств по созданию и распределению международных фондов денежных средств,
7 ЛукашукИ.И. Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Институт государства и права, Академический правовой университет. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 544 с. (Серия «Библиотека студента»)/ http://lib.lunn.ru/KP/Sovremenniki/lukashuk
8 Hal S. Scott International Finance Law and Regulation // Harvard Law School Editions. Vol. 2. 2005.
9 Zaring D. Finding Legal Principles in Global Financial Regulation // Virginia Journal of International Law. Association. Vol. 52. Number 3. P. 683.
международному банковскому и валютному контролю, борьбе с коррупцией, уклонением от уплаты налогов и др.
В свете последних исследований ученых разных стран и в контексте расширения международного финансового мониторинга и надзора за трансграничными финансовыми операциями, контрактами и сделками выстраивается новая международная научная доктрина МФП, которая включает исследование международных финансовых операций и сделок, в которых есть иностранный (внешнеэкономический, международный) контрактный элемент, касающийся оплаты, кредита, инвестиций или финансового контракта.
Финансовые контракты с иностранным элементом имеют место в сфере торговли финансовыми услугами коммерческими финансовыми организациями. Некоторые иностранные юристы исследователи МФП, например, Пауль Себась-тианлитти, профессор Университета Барселоны в Испании, считает МФП не только публичным и договорным, но и коллизионным из-за интернациональной природы самих мировых финансов. По его мнению, большинство международных финансовых операций, затрагивает юрисдикции нескольких государств10.
С ним следует согласиться, поскольку иностранный или международный аспект финансов способен появиться, например, когда деятельность поставщика финансовых услуг и владельца долей паевого инвестиционного фонда может осуществляться в двух разных странах. Кредитор вправе продать и передать денежные фонды заемщику в иностранном государстве, или иностранный заемщик может разместить свои денежные фонды, полученные от кредитора в стране кредитора. Точно так же национальный эмитент ценных бумаг может продать или разместить ценные бумаги в другой стране, или зарубежные
инвесторы имеют право сделать инвестиции, приезжая в страну эмитента.
Правовая доктрина конкретного государства в сфере МФП означает сформировавшуюся систему государственных и частных научных подходов к оценке совокупности национальных и международно-правовых источников, регулирующих международные финансовые отношения, как целостного правового режима.
При этом МФП по кругу субъектов, объектов и источников в научных кругах все чаще характеризуется как совокупность принципов и норм, регулирующих финансовые отношения между государствами, международными и транснациональными организациями, между саморегулируемыми и ассоциативными объединениями участников финансовых и товарных рынков, физическими и юридическими лицами, участвующими в финансовой деятельности с иностранным элементом11.
Особую роль играют транснациональные финансовые корпорации, которые представляют капитал промышленно развитых стран и в своей деятельности руководствуются соответствующими интересами. Именно ТНК, действующие в финансовом секторе, формируют нормы транснационального финансового права, состоящие из обычаев, стандартов, рекомендаций, принципов, модельных контрактов и других норм «мягкого права», не утвержденных резолюциями ГА ООН и вообще принятых без участия ООН. Поскольку ООН мало внимания уделяет унификации
10 Sebastianlitti P. What is the thing international financial law // Law and Financial Markets Review. January. 2009. P. 64-71.
11 Петрова Г.В. Международное финансовое право. М.: Юрайт. - 2015. С. 164; Шумилов В.М. Международное финансовое право. М.: Международные отношения, 2011. С.231.
частноправовых аспектов международной торговли финансовыми услугами, нормы «мягкого» (транснационального) финансового права доминируют как регуляторы рынка финансовых услуг и скрытыми приемами наносят вред интересам суверенных финансовых систем государств, их рынков и бюджетов. Эта опасная тенденция последних тридцати лет привела к снижению регулирующей роли международного права ООН в финансовом секторе.
Австралийский профессор М. Пенделтон пишет: «Нет действительно многонациональных или глобальных корпораций в современном мире. Так называемые многонациональные корпорации фактически являются компаниями США, Европы или Японии, действующими за рубежом»12. Как пишет И.И. Лукашук: «ТНК можно считать много-
национальными по сфере деятельности, а не по составу собственников. Когда ТНК выходит один на один с экономически слабым государством, соотношение сил оказывается не в пользу последнего со всеми вытекающими последствиями, включая юридические. Используя свое экономическое могущество, ТНК способны оказывать и негативное влияние и на политику принимающего государства»13.
Таким образом, «позитивный дуализм» МФП, разработанного под эгидой ООН в защиту суверенных прав государств на достойное финансирование развитие, проявляется в его функциях как регулятора справедливого международного валютно-финансового порядка, так и механизма противодействия транснациональному финансовому праву ТНК.
Новые угрозы использования международного права как механизма сдерживания развивающихся стран и роль международного финансового права в адаптации СНГ к новым реалиям
В информационно-аналитическом докладе Экономического департамента Исполнительного комитета СНГ на тему: «Валютная и финансовая политика государств - участников СНГ в 20142016 годах» отмечено, что положение дел в ва-лютно-финансовой сфере определяется общим состоянием экономики государств - участников СНГ, комплексом факторов общего характера, а также спецификой национальных банковских и финансовых систем. Важнейшим приоритетом интеграционного сотрудничества в указанной сфере является постоянное совершенствование механизмов межгосударственного взаимодействия, направленных на минимизацию текущих
и возможных рисков для финансов государств -участников СНГ14.
Дальнейшая эффективность рынка финансовых услуг СНГ будет определяться Соглашением о свободной торговле услугами, проект которого разрабатывается и будет принят в ближайшее время в соответствии с целями международно-правового обеспечения Зоны свободной торговли СНГ. Соглашение будет включать и вопросы торговли финансовыми услугами, что создаст условия для единого валютно-финансового рынка СНГ.
По итогам встречи Президентов России и Турции Владимира Владимировича Путина и Редже-
12 Pendelton M. A New Human Right - The Right to Globalization // Fordham ILJ. 1999. N 5. P. 2089. http://bellib.org/p=26914
13 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Институт государства и права, Академический правовой университет. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 544 с. (Серия «Библиотека студента»)/ http://lib.lunn.ru/KP/Sovremenniki/lukashuk
14 Информационно-аналитический доклад Экономического департамента Исполнительного комитета СНГ на тему: «Валютная и финансовая политика государств - участников СНГ в 2014-2016 годах», август 2016 г. http://www.e-cis.info/news. php?id=15122
па Тайипа Эрдогана на Саммите «Группы Двадцати» 4 сентября 2016 г. в Ханчжоу было принято решение до конца 2016 г. заключить Соглашение о свободной торговле услугами и инвестициях между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, а также завершить создание Российско-Турецкого Инвестиционного фонда стимулирования прямых инвестиций15.
В этих целях государства - участники СНГ принимают активные меры для обеспечения и сохранения макроэкономической стабильности, поддержания устойчивого функционирования банковских систем и курсов национальных валют, оптимизации расходов государственных бюджетов, оказания финансовой поддержки предпринимателям, наращивания их региональных торговых и инвестиционных связей.
Одной из новых угроз международному праву ООН в целом и международному торговому праву в частности является создание Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП) под эгидой США с участием 12 стран Тихоокеанского региона.
В противовес интеграционным евразийским процессам, связанным с развитием многостороннего евразийского экономического партнерства России, Китая, Индии и стран СНГ, в противовес новым стратегиям финансово-экономического сотрудничества стран СНГ, ЕАЭС, БРИКС и ШОС растет угроза со стороны США безопасности и свободе мировой торговли, основанной как на правилах ВТО, так и на соглашениях о зонах свободной торговли. Эта угроза связана с подписанием под эгидой США Соглашения о ТТП 4 февраля 2016 г. в Окленде, Новая Зеландия.
Это Соглашение, полное название которого «О Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве (ТТП) - Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement (ТРР)»,16 находится в центре внимания ВТО, поскольку у ВТО суще-
ствуют серьезные опасения относительно того, что глобальные соглашения подобного типа угрожают действенности международного торгового и конкурентного права ВТО. Правила мировой торговли могут быть деформированы ТТП и потерять свое регулятивное значение в системе многосторонней международной торговли товарами и услугами.
Соглашение нацелено исключительно на формирование более благоприятного торгового и инвестиционного режима между США и их основными партнерами, к которым отнесены 12 стран региона. Участниками соглашения, помимо США, стали Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Мексика, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили, Япония. Соглашение о ТТП охватывает спектр вопросов, включающих как торговлю товарами и услугами, так и стратегические цели глубокой интеграции государств-участников.
Можно отметить, что закрытость, секретность документа, содержание целей Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве корреспондируются со стратегическими целями НАТО по обеспечению глобальной обороны и защиты прав человека, которые, как известно, звучат гуманно, но не помешали вторжению вооруженных сил НАТО в Югославию, Ирак, Афганистан, Ливию, Сирию и содействию проамериканских боевиков ИГИЛ, террористической организации, запрещенной в России.
15 Итоги встречи Президентов России и Турции В.В. Путина и Р.Т. Эрдогана на Саммите Группы-20, 4 сентября 2016 г. в Ханчжоу. кorrespondent.net/world/russia/3740375-rf-y-turtsyia-zakluichat-sohlashenye-o-zone-svobodnoi-torhov
16 Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement. 04.02.2016. https://www.mfat.govt.nz/en/trade/free-trade-agreements/free-trade-agreements-in-force/p4
Хотя новая организация ТТП призвана способствовать экономическому росту, повышению инновационной активности, производительности и конкурентоспособности экономик стран-участниц, сокращению масштабов нищеты, содействию прозрачности в регулировании торговли и инвестиций, защите окружающей среды, она представляет опасность с точки зрения продвижения по миру американской идеологии управления мировым хозяйством путем создания зон свободной торговли с доминированием США как глобального стратега. Впервые в истории мировой экономики зона свободной торговли имеет стратегические цели. Действительно, нормы Соглашения о ТТП объявляют войну праву ВТО, которое мешает США вводить свои правила глобальной торговли.
Фактически речь идет о финансово-экономическом НАТО, обладающем глобальными механизмами регулирования всей мировой торговли, установления прав на интеллектуальную собственность, определения условий мирового оборота товаров, услуг, включая торговлю финансовыми услугами.
Это приведет к дальнейшей диктатуре мягкого права транснациональных корпораций с постепенным уничтожением законодательного регулирования торговли и рынков финансовых услуг на национальном и региональном уровне. Примеры этого имеются. Известно, например, что в зоне свободной торговли НАФТА с участием США, Мексики, Канады, Мексика не располагает развитым финансовым рынком и законодательством, име-
17 ТТП: США делают еще один шаг к диктатуре в мировой : тель». http://sozidatel.org/articles/ekonomika/7927-soglashe
ет высокий долг и не может относиться к развитым странам, хотя формально является равноправным партнером по НАФТА.
Аналитики пишут, что крайне удивительно, что ни западные экономисты, ни политологи практически не заметили главного события в «боевых действиях», которые ведут США, утверждая свою диктатуру в мировой экономике. Угроза состоит в том, что создание 4 февраля 2016 г. в Окленде (Новая Зеландия) ТТП должно обеспечить безоговорочное доминирование США в самом перспективном регионе мира - Азиатско-Тихоокеанском бассейне при участии 12 стран17.
Уже видно, что цели формирования высоких стандартов для торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе в глобальном масштабе для полноценной интеграции во всем регионе под эгидой ТТП направлены на недобросовестную конкуренцию относительно стран - не партнеров ТТП. Относительно стран - партнеров ТТП предусмотрена скрытая дискриминация, которая состоит в снижении уровня национальных экономик одних стран-партнеров с назначением лидеров других стран-партнеров с неизменным доминированием ТНК США.
США уже используют новые механизмы ограничения роста для стран - не партнеров ТТП. США отстаивают идею ввести порядок, при котором страну - члена ТТП можно было бы обязать поднять трудовые и экологические стандарты до определенного международного уровня. Также США принадлежит инициатива учреждения в рамках ТТП особого суда для рассмотрения споров между транснациональными корпорациями и правительствами, который будет иметь широкие полномочия в сфере разрешения инвестиционных, конкурентных, торговых споров, включая экологические споры о компенсационной плате за вредное воздействие стран-загрязнителей на климат Земли.
Китай критически настроен к тому, что в ТТП складывается режим, налагающий на участни-
>номике // Информационно-политический портал «Созида-i-kotoroe-ne-obsujdayut.html
ков слишком жесткие международные организационно-правовые, финансово-экономические и экологические обязательства. Действительно, не только Китай, но и другие страны считают неприемлемой американскую инициативу об учреждении в рамках ТТП особого суда для рассмотрения споров между транснациональными корпорациями и правительствами, особенно это касается введения международных экологических и трудовых стандартовТТП.
Однако страны НАТО пытаются не только деформировать право ВТО, но и сделать международное финансовое право и международное экологическое право механизмами давления и сдерживания финансирования развития стран СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС через Парижское Соглашение по климату от 12 декабря 2015 г. В Париже 195 стран ООН приняли новое глобальное климатическое соглашение о противодействии негативным последствиям изменения климата, приходящее на смену Киотскому протоколу. Это «Рамочная конвенция ООН об изменении климата» от 12 декабря 2015 г. (Парижское Соглашение по климату), она полностью вступает в силу с 2020 г.18 Парижское Соглашение по климату ставит целью удержать потепление на планете в пределах 2°С до конца века, обязывает страны разработать долгосрочные стратегии низкоуглеродного развития и планы адаптации к изменениям климата. В нем появляется новый экономический механизм, в котором смогут участвовать все страны, включая Российскую Федерацию. Хотя Россия присоединилась к Парижскому Соглашению по климату в 2016 г., к механизму его исполнения следует относиться с учетом защиты интересов экономической, экологической и финансовой безопасности России.
Россия может быть назначена США как страна - особо опасный загрязнитель в рамках ин-
формационной войны, которую ведут США против России, через международные судебные органы ООН или ТТП с последующими обязательными финансовыми компенсациями мировому сообществу за загрязнение окружающей среды.
Специалисты в области экологии считают, что Парижское Соглашение по климату 2016 г. использует непроверенные методики оценка возобновляемых лесных ресурсов России, поэтому восстановительная способность лесов и других природных ресурсов в условиях северных широт России оказалась заниженной в десятки раз, что превращает Россию из страны экологического донора в страну - экологического паразита и ставит ее в равные условия с главными мировыми странами-загрязнителями19.
Парижское соглашение по климату, открытое к подписанию с 2016 г., окажет значительное влияние не только на экологию, но и на экономику, финансы и безопасность государств в целом, поскольку имеет неоднозначные механизмы воздействия на финансирование развития государств с менее низким уровнем производства, чем индустриально развитые страны «Большой семерки».
В этом контексте необходимо усиление взаимодействия стран СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС по выработке единой позиции и стратегических подходов к оценке международных эколого-право-вых и финансово-правовых воздействий со стороны США и членов ТТП, манипулирующих нормами международного права в рамках Парижского Соглашения по климату.
Международное финансово-правовое сотрудничество в рамках СНГ и ЕАЭС осуществляется в целях реализации международных договоров по вопросам финансового сотрудничества государств СНГ по формированию единого валют-но-финансового рынка, рынка инвестиций и налогово-бюджетных отношений.
18 Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Парижское Соглашение по климату) от 12 декабря 2016 г. ЬИр:// ипТссс.1п1:/ге8оигсе/Сос8/2015/сор21/ги8/Ю9г.рС1
19 Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. 2014, Москва, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 1008 с., ИИр:// СошЫоаСвлбсе.ги/риЬПсайопв/ОО 2 2014/у2014/Мт/
На основании актов МФП межгосударственных органов стран - членов ЕАЭС Минфином России в 2015-2016 гг. было принято несколько нормативных правовых документов по вопросам, связанным с процессом формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического совета и с осуществлением финансового контроля за деятельностью органов ЕАЭС.
К контрольно-регулирующим нормам актов МФП стран ЕАЭС относятся: Решение Высшего Евразийского экономического совета об установлении в 2016 г. размеров долевых взносов государств-членов в бюджет ЕАЭС, Положение о ревизиях финансово-хозяйственной деятельности органов ЕАЭС, Положение о бюджетной классификации ЕАЭС; нормативно-правовые документы, регулирующие бюджетный процесс Союзного государства: Положение о бюджетной классификации Союзного государства, Порядок составления и представления отчетности об исполнении бюджета Союзного государства, Порядок составления и утверждения смет расходов на проведение мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства, и представления отчетности по их выполнению20.
Задачи Минфина России на 2016 г. и до 2018 г. в рамках международного сотрудничества стран СНГ, ЕАЭС, БРИКС были определены в апреле 2016 г. на заседании Совета директоров Нового банка развития (НБР) БРИКС, когда было принято решение о финансировании первой операции предоставления кредита на территории Российской Федерации. Первым проектом НБР в России станет строительство двух Белопо-рожских ГЭС в Республике Карелия. Минфином России совместно с менеджментом НБР осуществляется формирование пула возможных инвестиционных проектов для финансирования НБР. 1618 января 2016 г. состоялись заседания Совета управляющих и Совета директоров Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), которые ознаменовали официальный запуск его операционной деятельности. АБИИ должен стать одним из крупнейших многосторонних банков развития в мире, который будет использоваться в том числе для финансирования инфраструктурных проектов в Российской Федерации, преимущественно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Информационно-аналитический доклад Экономического департамента Исполнительного комитета СНГ на тему: «Валютная и финансовая политика государств - участников СНГ в 2014-2016 годах», август 2016 г. http://www.e-cis.info/news.php?id=15122
2. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Парижское Соглашение по климату) от 12 декабря 2016 г. http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/ rus/l09r.pdf
3. Доклад Министра финансов РФ о задачах Минфина России на 2016-2018 гг. Официальный сайт Минфина России.
4. Альтшуллер А.Б. Международное валютное право. М: Международные отношения, 1983.
5. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. акад. наук, Институт государства и права. М.: Вол-терс Клувер, 2005. http://lib.lunn.ru/KP/Sovremenniki/ lukashuk
6. Петрова Г.В. Международное финансовое право. М.: Юрайт. 2015. 445 с.
7. Шумилов В.М. Международное финансовое право. М.: Международные отношения, 2011.
20 Доклад Министра финансов РФ о задачах Минфина России на 2016-2018 г. Официальный сайт Минфина России.
8. Петрова Г.В. Обеспечение безопасности России в условиях противостояния западным стратегиям воспроизводства нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов как факторов растущей мировой финансовой конкуренции // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 17-26.
9. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность в условиях глобализации: Основы направления правоохранительного сотрудничества государства. Основные направления правоохранительного сотрудничества государств. М.: Форум, 2013.
10. СтиглицД. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему / пер. с англ. М.: Эксмо. 2015. 512 с.
11. Порфирьев Б.А. Мир в начале тысячелетия. «Зеленые» тенденции в мировой финансовой системе» // Мировая экономика и международные отношения. № 9. 2016. С. 5-16. Том 60. http://www.imemo. ru/files/File/magazines/meimo/09_2016/5-16%20 Porfiryev.pdf
12. Ступаков Н.В. Установление приоритета юрисдикции России и стран СНГ как мера обеспечения безопасности на евразийских финансовых рынках // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 4. 2015. С. 48-59.
13. Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement. 04.02.2016. https://www.mfat.govt.nz/en/ trade/free-trade-agreements/free-trade-agreements-in-force/p4
14. Pendelton M. A New Human Right - The Right to Globalization // Fordham ILJ. 1999. N 5. P. 2089. http:// bellib.org/p=26914
15. Sebastianlitti P. Whats is the thing international financial law // Law and Financial Markets Review. 2009. January. P. 64-71.
16. Hal S. Scott International Finance Law and Regulation. Harvard Law School Editions. Vol. 2. 2005.
17. Zaring D. Finding Legal Principles in Global Financial Regulation // Virginia Journal of International Law. Association. Vol. 52. Number 3. 2008. P. 683.