Бизнес в законе
4’2014
4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
4.1. МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Игнатов Евгений Александрович, докторант, кандидат юридических наук
Место работы: ФГКУ «ВНИИ МВД России»
Место учебы: ФГКУ «ВНИИ МВД России»
Аннотация: Цель данной работы состоит в постановке и изучении теоретико-правовых проблем, связанных с взаимодействием международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.
В процессе исследования использованы научные методы: диалектический, статистический, системный, метод моделирования, абстракции, историко-правовой, формальнодогматический, сравнительно-правовой, метод правового прогнозирования.
Выводы исследования могут найти применение в постановке и решении ряда малоисследованных проблем теории и практики международного права: имплементации прав человека, обеспечения выполнения независимыми национальными судами решений международных судебных органов.
Исследуя международные и внутригосударственные нормы, автор излагает собственное видение рассматриваемых проблем и подходы к их решению. В работе развивается мысль о том, что в области защиты прав человека одной из форм взаимодействия международного и внутригосударственного права является недопущение и разрешение конфликтов между ними.
Результаты исследования могут быть полезны для практики внутригосударственной реализации международных норм о правах человека; дальнейшего совершенствовании нормотворческого процесса; подготовки международных договоров и федеральных законов; деятельности органов публичной власти.
Ключевые слова: права и свободы человека, международные стандарты, международные принципы, зашита прав человека.
INTERNATIONAL LEGAL FRAME WORK FOR ENSURING HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ignatov Evgeny Aleksandrovich, PhD
Work place: Research Institute of Russian police
Study place: Doctoral Research Institute Russian police
Annotation: The purpose of this paper is the formulation and study of theoretical and legal problems associated with the interaction of international and domestic law in the field of human rights protection.
The study used scientific methods: dialectical, statistical, system, method of modeling, abstraction, historical, legal, formal and dogmatic, comparative law, legal method of forecasting.
Findings of the study can be used in the formulation and solution of a number of un explored problems in the theory and practice of international law: the implementation of human rights, enforcement in dependent national courts of decisions of international courts.
Exploring the international and domestic norms, the author presents his own vision of these problems and approaches to their solution. The paper develops the idea that the human rights of one of the forms of interaction between international and domestic law is to prevent and resolve conflicts between them. Results of the study may be useful for the practice of the domestic implementation of international human rights law; further improvement of the rule-making process; preparation of international treaties and federal laws; activities of public authorities.
Keywords: human rights and freedoms, international standards, international principles, protection of human rights
Термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. В Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина и других документах того времени говорилось о правах человека и гражданина. В современных международно-правовых актах, и в первую очередь, в Уставе ООН, о правах гражданина уже не говориться.
В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.
В период до второй мировой войны международное сотрудничество в целях защиты прав человека не имело широкого распространения. В этих целях было разработано и принято лишь несколько международно-правовых актов [7]. Среди них, прежде всего, необходимо отметить договоры и конвенции о борьбе с рабством и работорговлей, в защиту прав религиозных и национальных меньшинств.
Итоги второй мировой войны наложили отпечаток на все послевоенное развитие и, в частности, определили основные направления деятельности ООН. В Уставе этой организации в первой статье было установлено, что одной из ее задач является осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для «создания условия стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов» [5].
Основными источниками международного права защиты прав и свобод человека являются многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными документами. Большинство из них созданы в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности оОн. Закрепленные в них нормы носят довольно
38
Игнатов Е. А.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
обобщенных характер, а сами конвенции стали частью международного общего права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к области внутренней компетенции государств и реализуется посредством внутреннего законодательства. Именно поэтому допускаемые по конвенциям ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание, в результате чего объем и содержание осуществляемых прав становится относительными.
Рекомендательный характер имеют резолюции международных организаций и прежде всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, например, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декларации прав человека превратились в международный обычай.
Резолюции могут служить основой для разработки международных договоров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
Другая часть документов в области прав человека -международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.
К региональным актам защиты прав человека относятся: Европейская конвенция прав и основных свобод человека. Подписана в Риме ноябрь 1950 г.; Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г.; Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г.; Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав государств и правительств, стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, например, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических прав, устанавливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию [2].
Несколько своеобразный характер имеют документы в области прав человека, принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ. В Заключительном акте СБСЕ раскрыто содержание принципа уважения прав человека применительно к взаимоотношениям участников процесса. В рамках этой организации родился термин «человеческое измерение», который означает комплекс вопросов в сфере взаимоотношений участников ОБСЕ, связанных с правами человека. Особо следует отметить документы, принятые на Конференции ОБСЕ по человеческому измере-
нию, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г., в Москве в 1991 г.
Документы ОБСЕ (Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др.) носят политический характер и не являются источниками международного права. Их положения часто именуют договоренностями. Поскольку руководители госу-дарств-участников ОБСЕ неоднократно заявляли о том, что данные договоренности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства международноправового характера. Положения этих документов можно считать региональными стандартами в области прав человека.
В рамках Содружества Независимых Государств параллельно с другими документами, регламентирующими существование этой международной структуры, была принята также Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., в которой нашли отражение международно-правовые стандарты в области прав человека.
Подавляющее количество международных норм по правам человека носят универсальный международный характер, однако существуют права человека. которые связаны с национальным гражданством (например, политические).
Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В общем понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной степени регламентируется, а свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешивается.
В международно-правовых документах традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права.
Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, очень часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой. национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными.
В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах (например, ст. 4) предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравствен-
39
Бизнес в законе
4’2014
ности населения. То есть ограничение прав и свобод будет в том случае, когда потенциально возможна ситуация которая приведет к нарушению прав человека в несоизмеримо больших размерах.
Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.
Международное право в области прав человека закрепляет за государствами определенные обязательства. Становясь участником международных договоров, государство берет на себя обязательство по уважению, защите и выполнению прав человека. Уважение прав человека подразумевает невмешательство государства в осуществление прав человека и воздержание от их ограничения. Обязательство по защите прав человека требует от государства не допускать нарушений прав. Выполнение прав человека обязывает государство гарантировать беспрепятственное осуществление базовых прав человека.
Ратифицируя международные договора в области прав человека государство обязуется принимать внутренние меры и законы в соответствии с этими договорами. В случае, если государство не справляется с ситуациями нарушения прав человека, на региональном и международном уровнях доступны механизмы и процедуры по рассмотрению индивидуальных жалоб, призванные обеспечить соблюдение, применение и выполнение местными властями прав человека.
В этой связи, необходимым достижением общественно-политических преобразований, происходящих в России, рассматривается сформулированное положение в статье 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Гуманистическое значение современной российской Конституции заключается в радикальном изменении отношений человека и государства - не человек создан для государства, а, напротив, государство может регулировать поведение человека только в той мере, чтобы, не нарушая его свободы, обеспечить соблюдение сбалансированных личных, общественных и государственных интересов [4]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что«основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства» [3].
Продолжение данная дефиниция получила в Концепции общественной безопасности Российской Федерации подписанной Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 года в которой закреплено следующее: «Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности: по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых ве-
ществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина.,.»[1].
Таким образом, одной из основных задач в области национальной безопасности является обеспечение на территории России безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод [6].
Гражданское общество не испытывает потребности в повсеместной и постоянной регламентации со стороны государства, поэтому уровень развитости саморегулирования в гражданском обществе может быть определен, прежде всего, по объему практически осуществляемых прав человека.
Защита прав человека должна постоянно находиться на переднем плане усилий гуманитарной науки и общественной практики, должна стать приоритетной обязанностью органов власти, управления и формирующегося гражданского общества. В этой связи, особую актуальность приобретают вопросы уголовноправовой охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина [8].
Гарантированные Конституцией России права человека могут быть ограничены лишь в той мере, в какой это допускается конституционными нормами [9]. Данное положение определяет природу взаимоотношения конституционных норм и норм уголовного законодательства. Право применять уголовное наказание принадлежит государству, но при этом оно должно быть ограничено законом самой высокой юридической силы. Проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина требует от государства активного международного сотрудничества. Необходимость координации действий государств, применения единых международных стандартов актуализирует проблему имплементации международно-правовых норм в национальное законодательство.
Список литературы:
1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ) // URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 20.11.2013).
2. Сборник важнейших документов по международному праву: Общая часть. Учебно-методическое пособие. Ч. 1-2. М.: ИМПЕ. 1998.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537 // «Собрание законодательства РФ», 18.05.2009, № 20, ст. 2444.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007. 117 с.
5. Бирюков П.Н. Международное право. М.: Юрист, 2000. 150 с.
6. Дудков А.М. Национальная безопасность как конституционно-правовая ценность // Пробелы в российском законодательстве. - 2013 - № 3. - С. 33-35.
7. Ковалев А.А. Международная защита прав человека. М.: Статут, 2013. 589 с.
8. Сурин В.В. Информационная функция уголовноисполнительного права // Бизнес в законе. - 2014. - № 1. - С. 64-67.
9. Шмыгалева П.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в процессе государственного принуждения в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 37-39.
40
Игнатов Е. А.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Reference list:
1 The concept of public security in the Russian Federation (approved. President of the Russian Federation) // URL: http://www.kremlin.ru (date accessed: 20.11.2013).
2 Collection of the most important instruments of international law: the general part. Teaching aid. Ch 1-2. M .: Impe. In 1998.
3 The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020, approved by Presidential Decree of 12.05.2009 №537 // «Collection of Laws of the Russian Federation», 18.05.2009, № 20, art. In 2444.
4 Baglaj M.V. Constitutional law of the Russian Federation. M .: Norma, 2007. 117 p.
5 Biryukov PN International law. M .: Lawyer, 2000. 150 p.
6 Dudkov A.M. National security as a constitutional and legal value // Gaps in Russian legislation. - 2013 - № 3. - 33-35.
7 A. Kovalev International protection of human rights. M .: Statute 2013. 589 p.
8 Surin VV Information function Penitentiary Law // Business-inlaw. - 2014. - № 1. - S. 64-67.
9 Shmygaleva P.V. Protection of the rights and freedom sofm-nand citizen in the process of state coercion in the Russian Federation // GapsinRussianlegislation. - 2008. - № 2. - S. 37-39.
ОТЗЫВ
на научную статью докторанта ФГКУ «ВНИИ МВД России» кандидата юридических наук Игнатова Евгения Александровича «Международно-правовые основы обеспечения прав человека в Российской Федерации»
Статья подготовлена на интересную и актуальную тему. Права и свободы человека определенно являются мощным пластом общечеловеческой культуры, выступают как ценностный ориентир, эталон и инструмент цивилизованного взаимодействия между людьми и государством. В современном мире, как в России, так и за рубежом, тема прав человека является весьма дискуссионной: горячо обсуждаются вопросы, связанные с пониманием прав и свобод человека, механизмов их реализации, субъектов и объектов данной сферы. Вопросы, касающиеся прав человека и их реализации весьма актуальны. Через анализ сферы прав человека можно многое узнать о степени развитости гражданского общества, правового государства, о месте и роли индивида в системе общественных отношений.
Международное право устанавливает для государств единые стандарты прав и свобод личности, реализация которых должна осуществляться главным образом на внутригосударственном уровне. Поэтому эффективная защита прав и свобод человека невозможна без тесного взаимодействия международного и внутригосударственного права.
Международная и национальная правовые системы включают в себя не только позитивное право, но также юридическую практику и совокупность институтов. Именно поэтому взаимодействие данных систем охватывает как нормативный, так и институциональный уровни.
Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений.
Серьезной проблемой международного права прав человека является то обстоятельство, что государства нередко пытаются ограничить применение его норм. Такие попытки предпринимаются, в частности, в форме обоснования так называемого «культурного релятивизма», отрицающего универсальные права человека и обосновывающего тезис о том, что перечень прав личности, их содержание и возможности ограничения всегда определяются культурными, историческими, религиозными факторами в конкретном обществе. Пытаясь сократить сферу взаимодействия с международным правом в области защиты прав человека, государства широко используют оговорки к международным договорам, стремятся больше задействовать национально-правовые механизмы.
Вывод: статья Игнатова Евгения Александровича на тему: «Международно-правовые основы обеспечения прав человека в Российской Федерации» актуальна, в полной мере отвечает требованиям, которые предъявляются к подобного рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.
Научный консультант: главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», доктор юридических наук, профессор
Г.Ю. Лесников
41