Научная статья на тему 'Понятийно-терминологический анализ профессионально-коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел'

Понятийно-терминологический анализ профессионально-коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / готовность / профессиональная деятельность / сотрудники органов внутренних дел / профессиональная подготовка / профессионально-коммуникативная готовность / communication / readiness / professional activity / employees of internal affairs bodies / professional training / professional and communicative readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Кутепова Анастасия Евгеньевна

Целью данной статьи является понятийно-терминологический анализ профессионально-коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел. Современные социально-экономические условия и международная обстановка обуславливают потребность органов внутренних дел в высококвалифицированных кадрах. Вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел были актуальны на различных этапах развития общества и государственной системы. Процедура отбора включает оценку уровня общего интеллектуального развития кандидата, изучение способностей к логическому мышлению, а также проверку его коммуникативных навыков; внимание, в том числе, уделяется профессиональной мотивации и эмоциональной устойчивости. Успех профессиональной деятельности сотрудников напрямую зависит от уровня сформированности коммуникативных навыков, а также готовности осуществлять рациональное коммуникативное взаимодействие с различными слоями населения в быстро меняющихся условиях. На современном этапе развития педагогической науки широко освещена проблема формирования коммуникативной компетенции специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Компетентность рассматривается как интегративное качество личности, позволяющее человеку проявлять способность и готовность к практическим действиям. Теоретическое исследование коммуникативной готовности как элемента коммуникативной компетентности показало, что формирование данного качества является важной задачей профессиональной подготовки, тем не менее изучение влияния коммуникативной готовности на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел не нашло должного отражения в работах современных ученых. Каждое научное исследование требует тщательного изучения понятийного аппарата рассматриваемой проблемы, выявления специфических особенностей существующих дефиниций, при необходимости их переосмысления и разработки новых. Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается необходимостью формулировки понятия «профессионально-коммуникативная готовность сотрудников органов внутренних дел».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Кутепова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and terminological analysis of professional and communicative readiness of law enforcement officers

The purpose of this article is a conceptual and terminological analysis of professional and communicative readiness of law enforcement officers. Modern socio-economic conditions and the international situation determine the need of internal affairs agencies for highly qualified personnel. The issues of professional training of employees of internal affairs agencies were relevant at various stages of development of society and the state system. The selection procedure includes an assessment of the level of general intellectual development of the candidate, the study of logical thinking abilities, as well as testing his communication skills; attention is paid, among other things, to professional motivation and emotional stability. The success of the professional activity of employees directly depends on the level of formation of communication skills, as well as the readiness to carry out rational communicative interaction with various segments of the population in rapidly changing conditions. At the present stage of development of pedagogical science, the problem of formation of communicative competence of specialists in various spheres of professional activity is widely covered. Competence is considered as an integrative quality of the personality, allowing a person to demonstrate the ability and readiness for practical actions. The theoretical study of communicative readiness as an element of communicative competence has shown that the formation of this quality is an important task of professional training, however, the study of the influence of communicative readiness on the professional activity of employees of internal affairs bodies has not been adequately reflected in the works of modern scientists. Each scientific study requires a thorough study of the conceptual apparatus of the problem under consideration, identification of specific features of existing definitions, if necessary, their rethinking and development of new ones. Thus, the relevance of this study is due to the need to formulate the concept of “professional and communicative readiness of employees of internal affairs bodies”.

Текст научной работы на тему «Понятийно-терминологический анализ профессионально-коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 90-96. ISSN 2304-2818

Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):90-96. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 351/354

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Алексей Викторович Савченков1, alex2107@mail.ru, ORCID 0000-0002-7268-1533

Анастасия Евгеньевна Кутепова2, kutepova_a_e@mail.ru, ORCID 0009-0006-8790-007X

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

2 Центр профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области, Челябинск, Россия

Аннотация. Целью данной статьи является понятийно-терминологический анализ профессионально-коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел. Современные социально-экономические условия и международная обстановка обуславливают потребность органов внутренних дел в высококвалифицированных кадрах. Вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел были актуальны на различных этапах развития общества и государственной системы. Процедура отбора включает оценку уровня общего интеллектуального развития кандидата, изучение способностей к логическому мышлению, а также проверку его коммуникативных навыков; внимание, в том числе, уделяется профессиональной мотивации и эмоциональной устойчивости.

Успех профессиональной деятельности сотрудников напрямую зависит от уровня сформированное™ коммуникативных навыков, а также готовности осуществлять рациональное коммуникативное взаимодействие с различными слоями населения в быстро меняющихся условиях. На современном этапе развития педагогической науки широко освещена проблема формирования коммуникативной компетенции специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Компетентность рассматривается как интегративное качество личности, позволяющее человеку проявлять способность и готовность к практическим действиям. Теоретическое исследование коммуникативной готовности как элемента коммуникативной компетентности показало, что формирование данного качества является важной задачей профессиональной подготовки, тем не менее изучение влияния коммуникативной готовности на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел не нашло должного отражения в работах современных ученых. Каждое научное исследование требует тщательного изучения понятийного аппарата рассматриваемой проблемы, выявления специфических особенностей существующих дефиниций, при необходимости их переосмысления и разработки новых. Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается необходимостью формулировки понятия «профессионально-коммуникативная готовность сотрудников органов внутренних дел».

Ключевые слова: коммуникация, готовность, профессиональная деятельность, сотрудники органов внутренних дел, профессиональная подготовка, профессионально-коммуникативная готовность

Для цитирования: Савченков А. В., Кутепова А. Е. Понятийно-терминологический анализ профессионально-коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 90-96.

© Савченков А. В., Кутепова А. Е., 2024

Original article

CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL ANALYSIS OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE READINESS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Alexey V. Savchenkov1, alex2107@mail.ru, ORCID 0000-0002-7268-1533

Anastasia E. Kutepova2, kutepova_a_e@mail.ru, ORCID 0009-0006-8790-007X

1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

2 Professional Training Center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Chelyabinsk

Region, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The purpose of this article is a conceptual and terminological analysis of professional and communicative readiness of law enforcement officers. Modern socio-economic conditions and the international situation determine the need of internal affairs agencies for highly qualified personnel. The issues of professional training of employees of internal affairs agencies were relevant at various stages of development of society and the state system. The selection procedure includes an assessment of the level of general intellectual development of the candidate, the study of logical thinking abilities, as well as testing his communication skills; attention is paid, among other things, to professional motivation and emotional stability. The success of the professional activity of employees directly depends on the level of formation of communication skills, as well as the readiness to carry out rational communicative interaction with various segments of the population in rapidly changing conditions. At the present stage of development of pedagogical science, the problem of formation of communicative competence of specialists in various spheres of professional activity is widely covered. Competence is considered as an integrative quality of the personality, allowing a person to demonstrate the ability and readiness for practical actions. The theoretical study of communicative readiness as an element of communicative competence has shown that the formation of this quality is an important task of professional training, however, the study of the influence of communicative readiness on the professional activity of employees of internal affairs bodies has not been adequately reflected in the works of modern scientists. Each scientific study requires a thorough study of the conceptual apparatus of the problem under consideration, identification of specific features of existing definitions, if necessary, their rethinking and development of new ones. Thus, the relevance of this study is due to the need to formulate the concept of "professional and communicative readiness of employees of internal affairs bodies".

Keywords: communication, readiness, professional activity, employees of internal affairs bodies, professional training, professional and communicative readiness

For citation: Savchenkov AV, Kutepova AE. Conceptual and terminological analysis of professional and communicative readiness of law enforcement officers. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):90-96. (In Russ.).

Введение

Современные социально-экономические условия и международная обстановка обуславливают потребность органов внутренних дел в высококвалифицированных кадрах, которые должны обладать не только теоретическими знаниями и практическими навыками, но и способностью эффективно взаимодействовать с населением.

Общение с людьми является ключевым моментом профессиональной деятельности сотрудников. Эффективность процесса коммуникации во многом зависит от умения грамотно выстраивать диалог, располагать к себе людей и нивелировать конфликтные ситуации [1].

Вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел были актуальны на различных этапах развития общества

и государственной системы. Процедура отбора включает оценку уровня общего интеллектуального развития кандидата, изучение способностей к логическому мышлению, а также проверку его коммуникативных навыков. Внимание в том числе уделяется профессиональной мотивации и эмоциональной устойчивости, которая должна «сочетаться с гибким управлением эмоциональным состоянием — способностью человека создавать произвольно нужное настроение» [2, с 11]. В дальнейшем эти качества будут развиваться в рамках первоначальной профессиональной подготовки.

Наше исследование показывает, что успех профессиональной деятельности сотрудников напрямую зависит от уровня сформированности коммуникативных навыков, а также от готовности

осуществлять рациональное коммуникативное взаимодействие с различными слоями населения в быстро меняющихся условиях. При этом в педагогической науке коммуникативной готовности уделяется недостаточное внимание.

Цель данной статьи — понятийно-терминологический анализ профессионально-коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел.

Материалы и методы исследования В процессе исследования нами был проведен анализ научной литературы по соответствующей теме, обобщен собственный практический опыт формирования коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел.

Результаты исследования и их обсуждение Каждое научное исследование требует тщательного изучения понятийного аппарата рассматриваемой проблемы, выявления специфических

коммуникация готовность

особенностей существующих дефиниций, при необходимости их переосмысления и разработки новых. Язык теории не приемлет небрежного отношения, которое приводит к появлению псевдонаучных терминов и искажению самой сути научного знания.

Понятийный аппарат нашего исследования включает следующие базовые термины: «коммуникация», «готовность», «профессиональная деятельность», «сотрудники органов внутренних дел», а также термины, требующие уточнения: «коммуникативная готовность», «готовность к профессиональной деятельности», «профессионально-коммуникативная готовность», «профессионально-коммуникативная готовность сотрудников органов внутренних дел».

Мы схематически показали взаимосвязь терминов, входящих в понятийный аппарат, на рисунке 1.

профессиональная деятельность

1 11 1

коммуникативная готовность готовность к профессиональной деятельности

I I

профессионально-коммуникативная готовность сотрудники ОВД

I I

профессионально-коммуникативная готовность сотрудников ОВД

Рис. 1. Понятийный аппарат исследуемой проблемы

Перейдем непосредственно к понятийно-терминологическому анализу в соответствии с представленной схемой.

Коммуникация. Для нашего исследования этот термин является ключевым. Довольно часто возникают разногласия по поводу подхода к пониманию сущности процесса коммуникации. Ряд современных ученых трактуют коммуникацию как общение или передачу информации от человека к человеку [3; 4].

Ю. Хабермас рассматривал коммуникацию как действие, ориентированное на взаимопонимание, направленное на преодоление разногласий. По его мнению, основным принципом коммуникативного действия является понимание [5].

Известный отечественный философ М. С. Каган считает, что коммуникация — односторонний информационный процесс, в котором объект играет пассивную роль, в то время как общение носит двусторонний характер, содержит духовный и материальный аспекты [6].

В основе большинства подходов лежит представление о коммуникации как сущностной характеристике общества [7]. Мы также рассматриваем коммуникацию как передачу информации в результате социального взаимодействия.

Готовность. Успешность выполнения поставленных задач напрямую зависит от способности человека в нужный момент сосредоточиться и мобилизовать свои силы, используя все внутренние ресурсы, а также накопленный опыт. Немаловажным фактором является скорость принятия решений. В отечественной науке данное понятие трактуется достаточно широко. Мы можем выделить два основных подхода к изучению готовности: психологический и де-ятельностный.

По мнению Г. Г. Голубева, готовность — это психическое состояние, которое обеспечивает более высокую дееспособность и формируется в условиях специальной подготовки [8].

Особый психологический настрой человека, определяющий активность выполнения

деятельности, выступает объектом исследования М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича. Готовность — это «динамическое образование, которое возникает, когда определена цель деятельности, которая развивается в процессе моделирования поведения и планирования действий в данной ситуации» [9, с. 65]. Осуществление предметных действий является логическим завершением этого состояния.

Любой вид деятельности требует от исполнителя анализа и оценки собственных достижений, а также способности предвидеть дальнейшие пути развития. К. А. Платонов относит готовность к интегральным свойствам личности [8]. Именно в подструктуре опыта лежит начало формирования готовности. Важную роль при этом играют знания, умения и навыки.

В трудах некоторых ученых готовность рассматривается как целостное образование. Выделение отдельных аспектов готовности считается нецелесообразным. Их интересует не психическая, техническая или физическая готовность по отдельности, а единая модель ее формирования, в связи с чем предлагается выделить в ней три основных фактора: «направленность на результат, психическую направленность и эмоциональную устойчивость» [10, с. 12].

Проанализировав вышеперечисленные исследовательские позиции, в рамках данного исследования под готовностью мы будем понимать интегративное качество личности, представляющее собой совокупность умственных и эмоциональных способностей, практических навыков и направленности на результат.

Профессиональная деятельность. Среди разнообразия социальных видов деятельности выделяется профессиональная, способная не только удовлетворить потребности индивида, но и раскрыть его внутренние возможности. Этот вид деятельности обладает особым статусом и значимостью в обществе. Чаще всего профессиональная деятельность, будучи многоплановым объектом для изучения, интерпретируется как вид трудовой деятельности, возникающий вследствие профессионального разделения человеческого труда. Благодаря деятельности человек развивается и устанавливает коммуникативные связи с окружающими его людьми.

Деятельность является инструментом активного воздействия на окружающий мир. Профессиональная деятельность человека — сложная система, где основным интегрирующим компонентом выступает сам субъект труда, определяющий характеристики этой системы. Она связана с социальным контекстом и направлена на созда-

ние особого типа личности с определенными ценностями, характеристиками и навыками общения. Суть деятельности, служащей способом существования человека, — опредмечивание замыслов.

Таким образом, опираясь на изученные исследовательские позиции, мы рассматриваем профессиональную деятельность как активное отношение субъекта труда к окружающей действительности, преобразующее ее через целенаправленные действия.

Коммуникативная готовность. Формирование и развитие коммуникативной готовности сотрудников органов внутренних дел является ключевым аспектом их профессиональной деятельности. Успешное выполнение служебных задач невозможно без выработки стратегии профессиональной коммуникации.

Исследование, проведенное А. В. Агаевой, сфокусировано на формировании коммуникативной готовности к профессиональной деятельности студентов-юристов в вузе [10]. Коммуникативная готовность студента-юриста к профессиональной деятельности — это «интегративная профессионально-личностная характеристика, представляющая собой значимый элемент профессиональной компетентности специалиста с высшим юридическим образованием» [10, с. 5]. Она включает моти-вационный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-ценностный компоненты. Результаты данного исследования подчеркивают важность развития коммуникативных навыков у будущих специалистов в сфере юриспруденции.

Нам близка позиция А. В. Агаевой, поэтому в нашем исследовании под коммуникативной готовностью будем понимать интегративное качество личности, включающее совокупность интеллектуальных и эмоциональных возможностей, коммуникативной гибкости и направленности на повышение продуктивности коммуникативного взаимодействия. Тем не менее на современном этапе развития педагогической науки коммуникативной готовности как элементу коммуникативной компетентности уделяется недостаточное внимание. Исследование данного феномена способствует повышению эффективности профессиональной коммуникации в правоохранительной сфере с учетом специфики нормативно-правового регулирования.

Готовность к профессиональной деятельности. Успешное выполнение профессиональных задач во многом определяется готовностью к профессиональной деятельности.

В трудах К. К. Платонова, связанных с концепцией личности, готовность рассматривается как совокупность психологической готовности

и профессиональной готовности с учетом индивидуальных особенностей человека и его профессионального опыта [8].

Психологи рассматривают готовность к профессиональной деятельности как комплексное психофизиологическое образование, которое позволяет индивиду применять полученные в процессе обучения знания для выполнения конкретных профессиональных действий. При этом задействуются познавательные, мотиваци-онные и волевые качества личности [11].

Различные аспекты готовности к трудовой профессиональной деятельности в отечественной науке успешно исследовались А. В. Агаевой, Л. А. Захаровой, С. А. Изюмниковой, И. А. Калининой, Г. А. Кручининой, О. В. Печериной и другими учеными, рассматривающими профессиональную готовность как систему профессионально значимых свойств и качеств личности, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности [10-13].

Опираясь на современные подходы к исследованию «готовности к профессиональной деятельности», под этим явлением мы будем понимать интегративное качество личности, представляющее собой совокупность умственных и эмоциональных способностей, практических навыков и направленности на результат, способствующих активному отношению субъекта труда к окружающей действительности. Готовность к профессиональной деятельности имеет базовую структуру, которая дополняется элементами в зависимости от области функционирования.

Профессионально-коммуникативная готовность. Профессиональная коммуникативная готовность может быть рассмотрена как системное образование профессионально-личностных качеств, составными частями которого являются следующие компоненты: познавательный, поведенческий, эмоциональный и оценочный. Профессиональная коммуникативная готовность, будучи интегративной профессионально-личностной характеристикой, формируется в процессе обучения, направленного на формирование системы общекультурных и профессиональных компетенций, и способствует осуществлению оптимального коммуникативного взаимодействия в профессиональной сфере.

Таким образом, профессионально-коммуникативная готовность — это интегра-тивное качество личности, включающее совокупность способностей к практическим и умственным действиям, коммуникативной гибкости и эмоционального интеллекта, способствующее повышению продуктивности

коммуникативного взаимодействия в профессиональной деятельности.

Сотрудники органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел наделены властными полномочиями и являются представителями государства, что повышает уровень коммуникативной ответственности и требует грамотного подхода к служебным обязанностям. Пристальное внимание средств массовой информации и низкий уровень правосознания граждан обостряют проблему формирования коммуникативных навыков в ходе профессионального обучения. Профессиональное общение сотрудников органов внутренних дел протекает в условиях функционирования правовых норм. Этот факт, соответственно, накладывает определенные ограничения и на профессионально-коммуникативную деятельность — все сказанное ими должно иметь законодательное подтверждение.

Правовой статус сотрудников ОВД закреплен в главе 3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (п. 1 ст. 10)1. Сотрудник органов внутренних дел — «гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава».

Заключение

На современном этапе развития педагогической науки широко освещена проблема формирования коммуникативной компетенции специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Компетентность рассматривается как интегративное качество личности, позволяющее человеку проявлять способность и готовность к практическим действиям. Данное качество формируется благодаря психологическим особенностям индивида и накопленным в ходе определенного вида деятельности знаниям. Коммуникативная компетентность сотрудника органов внутренних дел состоит из теоретических знаний, практических умений и навыков, внутренних качеств личности, которые в совокуп-

1 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-Ф3 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 122329/.

ности способствуют эффективному протеканию коммуникативного процесса, а также позволяют адаптироваться к различным ситуациям общения с гражданами. Стоит отметить, что коммуникативная компетентность предполагает наличие информации о сущности процесса коммуникации, владение технологией этой деятельности, готовность к общению и стремление совершенствовать свои навыки в профессиональной деятельности.

Теоретическое исследование коммуникативной готовности как элемента коммуникативной компетентности показало, что формирование данного качества личности является важной задачей профессиональной подготовки. Тем не менее изучение влияния коммуникативной готовности на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел не нашло должного отражения в работах современных ученых.

Соответственно, нам необходимо разработать авторскую формулировку понятия «профессионально-коммуникативная готовность сотрудников органов внутренних дел».

Проанализировав понятийный аппарат исследуемой проблемы, мы пришли к выводу, что профессионально-коммуникативная готовность сотрудников органов внутренних дел представляет собой профессионально значимое интегра-тивное качество личности сотрудника органов внутренних дел, включающее совокупность интеллектуальных и эмоциональных возможностей, коммуникативной гибкости и направленности на повышение продуктивности социально ориентированного коммуникативного взаимодействия с гражданами, в том числе в экстремальных и стрессогенных ситуациях, формирующееся в процессе профессиональной подготовки.

Список источников

1. Кутепова А. Е. Практическая направленность обучения русскому языку сотрудников полиции (на примере ЦПП ГУ МВД России по Челябинской области) // Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества : сборник научных трудов региональной научно-практической конференции курсантов, студентов и слушателей. Ставрополь : Секвойя, 2023. С. 156-161.

2. Савченков А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности : дис. ... д-ра пед. наук : 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Челябинск, 2021. 586 с.

3. Латыпова Э. Р., Кузнецова А. В. Общение как коммуникация // Молодой ученый. 2022. № 51 (446). С. 197-199.

4. Кененбаев Е. Т. Термины «коммуникация» и «общение» с позиции их соответствия друг другу // Academic research in educational sciences. 2022. № 5. С. 525-529.

5. Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности : в 2 т. Т. 2: К критике функциона-листского разума : пер. С нем. А. К. Судакова. Москва : Весь мир, 2022. 427 с.

6. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. Москва : Политиздат, 1988. 319 с.

7. Григорьев Н. Ю. Теоретические основы современных коммуникаций : учебник : электрон. изд. 2023. 126 с. Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 126 с.). URL: http://scipro.ru/conf/ modern_communications.pdf.

8. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология : учебное пособие. Москва : Высшая школа, 1977. 244 с.

9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : Изд-во БГУ, 1975. 175 с.

10. Агаева А. В. Технология формирования коммуникативной готовности студентов, обучающихся по юридическим специальностям // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (25). С. 202-209.

11. Изюмникова С. А. Формирование готовности к информационно-аналитической деятельности с использованием технологий форсайт у будущих педагогов профессионального обучения : дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2023. 204 с.

12. Krasheninnikova E. I., Nikitin O. D. Communicative competence as an element of formation of medical student readiness for professional interaction // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 17, № 3. С. 80-93. DOI 10.25688/2076-9121.2023.17.3.04.

13. Kim N. P., Fedotova Ye. S., Kandalina Ye. М., Matveyeva N. A. Professional and psychological readiness of future police officers for work in the internal affairs bodies // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. № 15 (4). С. 24-37. DOI 10.14529/ped230403.

References

1. Kutepova AE. Practical focus of teaching Russian to police officers (on the example of the CPP of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Chelyabinsk Region).

In: Gumanitarno-pravovye aspekty razvitija rossijskogo obshchestva = Humanitarian and legal aspects of the development of Russian society. Stavropol: Sequoia; 2023. Pp. 156-161. (In Russ.).

2. Savchenkov AV. Strategija podgotovki budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija k osushchestvleniju vospitatel'noj dejatel'nosti = Strategy for preparing future teachers of vocational education for the implementation of educational activities. Thesis. Chelyabinsk; 2021. 586 p. (In Russ.).

3. Latypova ER, Kuznetsova AV. Communication as communication. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2022;(51(446):197-199. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kenenbaev ET. The terms "communication" and "intercourse" from the standpoint of their correspondence to each other. Academic research in educational sciences = Academic research in educational sciences. 2022;(5):525-529. (In Russ.).

5. Habermas J. Teorija kommunikativnoj dejatel'nosti: v 2 t. T. 2: K kritike funkcionalistskogo ra-zuma = Theory of communicative activity: in 2 vols. Vol. 2: Towards a critique of functionalist reason. Moscow: Ves' mir; 2022. 427 p. (In Russ.).

6. Kagan MS. Mir obshchenija: Problema mezhsub'ektnyh otnoshenij = The world of communication: The problem of intersubjective relations. Moscow: Politizdat; 1988. 319 p. (In Russ.).

7. Grigoriev NYu. Teoreticheskie osnovy sovremennyh kommunikacij = Theoretical foundations of modern communications. 2023. 126 p. Electronic text data (1 pdf file: 126 pp.). URL: http://scipro. ru/conf/modern_communications.pdf. (In Russ.).

8. Platonov KK, Golubev GG. Psihologija = Psychology. Moscow: Vysshaya shkola; 1977. 244 p. (In Russ.).

9. Dyachenko MI, Kandybovich LA. Psihologicheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti = Psychological problems of readiness for activity. Minsk: BSU Publishing House; 1975. 175 p. (In Russ.).

10. Agaeva AV. Technology of formation of communicative readiness of students studying in legal specialties. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki = News of higher educational institutions. Volga region. Humanities. 2013;(1(25):202-209. (In Russ.).

11. Izyumnikova SA. Formirovanie gotovnosti k informacionno-analiticheskoj dejatel'nosti s ispol'zovaniem tehnologij forsajt u budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija = Formation of readiness for information and analytical activity using foresight technologies in future teachers of vocational training. Thesis. Chelyabinsk; 2023. 204 p. (In Russ.).

12. Krasheninnikova EI, Nikitin OD. Communicative competence as an element of formation of medical student readiness for professional interaction. Vestnik MGPU. Serija: Pedagogika ipsihologija = Bulletin of Moscow State Pedagogical Univ. Series: Pedagogy and Psychology. 2023;17(3):80-93. DOI 10.25688/2076-9121.2023.17.3.04. (In Engl.).

13. Kim NP, Fedotova YeS, Kandalina YeM, Matveyeva NA. Professional and psychological readiness of future police officers for work in the internal affairs bodies. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2023;(15(4):24-37. DOI 10.14529/ped230403. (In Engl.).

Информация об авторах

А. В. Савченков — профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, доктор педагогических наук, доцент.

А. Е. Кутепова — преподаватель цикла специальных дисциплин, майор полиции.

Information about the authors

A. V. Savchenkov — Professor of the Department of training teachers of professional education and subject methods, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

A. E. Kutepova — teacher of a cycle of special disciplines, Police Major.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 10.06.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 06.07.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.