DOI 10.37523/SUI.2023.55.4.019 УДК 159.9
Зуева Евгения Геннадьевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, 1, e-mail: zueva.eg@yandex.ru
EvgenÏYa G. Zueva
Candidate of Psychology, Associate Professor, Assistant Professor of Legal Psychology Department, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
1, L. Pilyutova str., St. Petersburg, Russia, 198206, e-mail: zueva.eg@yandex.ru
Корепанова Юлия Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии, педагогики и организации воспитательной работы с осужденными,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, е-mail: unik200707@mail.ru
Yuliya N. Korepanova
Candidate of Psychology,
Assistant Professor of Legal Psychology Department, Pedagogy and Organization of educational work with Convicts,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, е-mail: unik200707@mail.ru
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОФЕССИЯХ
Аннотация. Коммуникативные качества личности - важнейший элемент успешного взаимодействия между людьми.
В статье рассматриваются профессионально значимые коммуникативные качества личности (на примере сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел). Проведено эмпирическое исследование с использованием психодиагностического инструментария: Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко), Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко). В исследовании приняли участие 156 сотрудников органов внутренних дел, из которых 67 сотрудников (1 группа) территориальных подразделений органов внутренних дел г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (проходящие первоначальную подготовку на базе общего среднего образования по профессии «Полицейский») и 89 сотрудников (2 группа), обучающихся на 2-м курсе Санкт-Петербургского университета МВД России.
По результатам проведенного исследования выявлены значимые различия показателей коммуникативной социальной компетентности и показателей эмпатии у сотрудников на начальном этапе профес-сиогенеза. Определено, что сотрудники, проходящие профессиональное обучение, имеют более низкие показатели эмпатии и более высокие показатели эмоциональной устойчивости.
Ключевые слова: коммуникативные качества личности, коммуникативная толерантность, эмпатия, социально-коммуникативная компетентность, сотрудники полиции, профессиональное обучение.
COMMUNICATION QUALITIES OF PERSONALITY AND THEIR ROLE IN SOCIALLY IMPORTANT PROFESSIONS
Summary. The communicative qualities of a person are the most important element of successful interaction between people. The article examines professionally significant communicative qualities of a person (by the example of employees of territorial divisions of internal affairs bodies). An empirical study was conducted using psychodiagnostic tools: A method for diagnosing the level of empathic abilities (V. V. Boyko), Diagnostics of communicative social competence (KSK), Diagnostics of communicative tolerance (V. V. Boyko). The study involved 156 employees of the internal affairs bodies, of which 67 employees (group 1) of the territorial divisions of the internal affairs bodies of St. Petersburg and the Leningrad region (undergoing initial training on the basis of general secondary education in the profession of «Policeman») and 89 penal officerss (group 2) enrolled in the 2nd year of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
According to the results of the study, significant differences in indicators of communicative social competence and indicators of empathy among employees at the initial stage of occupational genesis were revealed. It was determined that penal officers undergoing professional training have lower empathy scores and higher emotional stability scores.
Keywords: communicative qualities of a person, communicative tolerance, empathy, social and communicative competence, police officers, vocational training.
© 2023 Зуева Е. Г., Корепанова Ю. Н.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Важность развитых коммуникативных навыков в абсолютно любой сфере деятельности трудно переоценить. Умение эффективно общаться, преодолевать психологические барьеры общения, избегать конфликтов, конструктивно решать возникающие в ходе взаимодействия вопросы - это все область коммуникации. Важнейшая цель общения - достичь понимания. И в этом смысле оно выступает самостоятельной формой деятельности.
Продуктивность общения связана непосредственно с личностью, ее эмоциональными, волевыми и другими качествами. Такое личностное качество, как общительность, выступает индивидуальным показателем готовности к взаимодействию.
Подчеркнуто значимую роль, на наш взгляд, процессы коммуникации играют в деятельности сотрудников полиции, поскольку по роду службы им приходится иметь дело с наиболее трудным в социальном отношении контингентом. Многоплановость деятельности, частые изменения, происходящие в обществе подразумевают наличие у них необходимых знаний, умений и навыков в области профессионального взаимодействия. Условия выполнения служебных задач диктуют необходимость высоко развитых коммуникативных качеств личности.
Закономерным представляется тот факт, что значительное количество исследований посвящено проблеме развития коммуникативной компетентности сотрудников полиции [1, 2, 3, 4]. Наше внимание в статье мы сконцентрировали на особенностях коммуникативной компетентности сотрудников полиции, которая связана с обеспечением правопорядка на улицах и иных общественных местах, в том числе обеспечением правопорядка при проведении массовых мероприятий. Выполнение ими профессиональных задач предусматривает активное взаимодействие как с коллегами по службе, так и с различными категориями граждан на маршруте патрулирования, в том числе потенциально опасными. Следовательно, актуальной является проблема социально-коммуникативной компетентности сотрудников полиции на начальном этапе их профессиональной карьеры.
Роль коммуникативной компетентности сотрудников полиции определена субъект-субъектным характером деятельности. Прежде всего коммуникативные способности необходимы сотруднику для успешного урегулирования конфликтных ситуаций на месте происшествия, получения информации о преступлении и мотивах совершения, построения эффективного взаимодействия с коллегами по вопросам достижению общих целей.
Анализ и обобщение данных исследований по коммуникативной культуре современных полицейских дает возможность утверждать, что сотрудники полиции должны обладать следующими профессионально значимыми качествами и умениями: быть доброжелательными, тактичными, дипломатичными, проницательными, обладать развитым уровнем эмпатии, умением слушать и понимать участника диалога, управлять своими эмоциями, разрешать конфликтные ситуации, владеть навыками вербального общения, понимать и гибко использовать знание невербальных средств общения и, в целом, выстраивать эффективную стратегию коммуникативного влияния.
Проведенный анализ теоретических исследований в области профессионально значимых коммуникативных качеств, необходимых сотрудникам полиции для эффективного выполнения профессиональной деятельности позволил нам определить методологическую базу и провести эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование было организовано на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. Исследование проводилось на выборке обучающихся на начальном этапе про-фессиогенеза. В исследовании приняли участие 156 сотрудников органов внутренних дел, из которых экспериментальную группу (1-я группа) составили 67 сотрудников полиции (проходящих профессиональную подготовку по должности служащего «полицейский»), а контрольную - 89 сотрудников (2-я группа), обучающихся на 2-м курсе по очной форме обучения (получение высшего образования).
По гендерному признаку 1-я группа представлена следующим образом: мужчины - 56,7 %; женщины - 43,3 %; 2-я группа: мужчины - 56,3 %, женщины - 43,7 %. Таким образом, по признаку пола представленные выборки однородны. В качестве психодиагностического инструментария использованы: Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко), Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).
Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) представляет собой многофакторный личностный опросник, предназначенный для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности профессиональной деятельности. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у людей со средним и высшим образованием.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко) предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого человека. Методика включает в себя 6 шкал, позволяющих всесторонне исследовать данный феномен. Анализируются показатели отдельных шкал и общий уровень эмпатии.
Методика диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) направлена на выявление способности проявлять терпимость к другим людям в деловом и межличностном общении. Методика представляет собой 9 шкал, оценивающих умение себя вести в тех или иных ситуациях и оценку общего уровня коммуникативной толерантности.
Статистическая обработка данных осуществлялась в программе SPSS v.22; использованы первичные статистики, сравнительный анализ t-критерий Стьюдента.
Результаты исследования коммуникативной социальной компетентности сотрудников полиции позволяют сделать следующие выводы: сотрудники в меру открыты, в меру замкнуты (средний уровень) фактор А (M=12,09; m=0,411); имеют преобладающий уровень логического мышления (M=13,31; m=0,348); эмоционально устойчивые (M=14,68; m=0,439); имеют средние показатели по факторам: Д (M=9,89; m=0,306) «жизнерадостность-молчаливость»; К (M=9,46; m=0,416) «чувствительность-рациональность»; М (M=9,31; m=0,369) «независимость-зависимость»; преобладающий уровень самоконтроля (M=13,85; m=0,352); в общем соблюдают общепринятые нормы поведения (M=10,61; m=0,448). Результаты достоверны (M=5,79; m=0,463).
По результатам сравнительного анализа выявлены значимые различия по показателю фактора С - эмоциональная устойчивость (p<0,05). У сотрудников полиции данный показатель преобладает по сравнению с сотрудниками контрольной группы, обучающимися очно, что можно объяснить частыми контактами с различными категориями граждан, в том числе негативно настроенными.
Далее проанализированы показатели по методике диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко).
Прежде всего отметим, что эмпатия - активный процесс и очень многогранное явление, играющее весомую роль в нашей жизни. Эмпатические способности позволяет ориентироваться во всем многообразии человеческих эмоций и состояний, понимать намерения, мотивацию других людей, проявлять сопереживание. Все это - слагаемые эмоционального интеллекта, обеспечивающие успешную адаптацию в социальной среде. Развитая способность к эмпатии - важная составляющая профессий системы «человек-человек», а следовательно, неотъемлемая часть работы полицейского. В то же время следует заметить, что высокий уровень эмпатии обуславливает и особую восприимчивость человека к любым эмоциональным проявлениям со стороны других людей, накладывает отпечаток, а следовательно, составляет личностную уязвимость.
Тем не менее эмпатия - важное профессиональное качество, основа коммуникации, а проблема ее развития звучит с каждым годом острее и злободневнее, учитывая некоторые неблагоприятные тенденции нашего общества (как, например, экстремальность, активное противостояние традиционных и альтернативных точек зрения на различные аспекты жизни, личностные изменения в сфере общения с людьми, сопровождающиеся эмоциональным истощением).
По результатам эмпирического исследования методики выявлены следующие показатели уровня эмпатии сотрудников полиции: 1) рациональный канал эмпатии (2,14±0,169;); 2) эмоциональный канал эмпатии (1,94±0,161); 3) интуитивный канал эмпатии (2,32±0,18); 4) установки, способствующие эмпатии (3,38±0,17); 5) проникающая способность в эмпатии (3,88±0,168); 6) идентификация в эмпатии (2,50±0,155). Общий уровень эмпатии (16,19±0,546). Так, у сотрудников полиции получены данные о заниженном уровне выраженности вышеуказанных показателей эмпатии.
По результатам сравнительного анализа показателей эмпатии можно отметить, что 4 показателя значимо различаются у сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел (ЭГ) и сотрудников, получающих высшее образование (КГ) (см. таблицу).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица
Сравнительный анализ эмпатии сотрудников полиции
№ п/п Показатели 1 группа 2 группа Коэффициент
М ± т М ± т значимости
1 Рациональный канал эмпатии 2,14 ±,169 2,70 ±,120 0,01
2 Эмоциональный канал эмпатии 1,94±,16 2,35±,151 0,05
3 Идентификация в эмпатии 2,50 ±, 155 3,40 ±, 128 0,01
4 Общий уровень эмпатии 16,19 ±, 546 18,87±,456 0,01
Значимые различия выявлены по следующим показателям: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; идентификация в эмпатии; общий уровень эмпатии. У сотрудников территориальных подразделений значения данных показателей значимо ниже, чем у контрольной группы. Так, на начальном этапе профессиогенеза сотрудники более ориентированы на результаты труда, чем на непосредственно процесс взаимодействия с окружающими людьми. Кроме того, большое количество контактов в деятельности сотрудников территориальных подразделений в рамках профессиональных обязанностей часто не дает возможности доверительно общаться, проявлять сочувствие.
В рамках изучения проблемы профессионально значимых качеств полицейских одно из центральных мест отводится психологической устойчивости, которую в последние годы связывают с толерантностью.
Толерантность как принятие и уважение индивидуальности - важнейшее качество сотрудника, проявляющееся во взаимодействии с гражданами и определяющее успешное выполнение служебных обязанностей.
По результатам исследования с применением Методики диагностики коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) выявлен высокий уровень толерантности сотрудников полиции по показателям: неприятие индивидуальности (4,41±0,270); использование себя как эталона (3,82±0,381); категоричность, консервативность (5,23±0,321); неумение скрывать чувства (4,29±0,278); стремление переделать партнера (3,61±0,297); желание сделать партнера удобным (3,91±0,310); неумение прощать ошибки (3,68±0,253); нетерпимость к дискомфорту(3,47±0,307); плохое приспособление (3,65±0,254); общий уровень толерантности (36,11±1,729). Это свидетельствует о стремлении сотрудников полиции принимать других людей со свойственными им качествами, некатегоричность в суждениях об окружающих, умении сглаживать неприятные моменты во взаимодействии с некоммуникабельными типами лиц, нежелание подстроить под себя партнера в общении, не фиксируют внимание на неприятных словах и обидах, проявляют терпимость к психическому и физическому дискомфорту во взаимодействии.
По результатам сравнительного анализа оценки коммуникативной толерантности между показателями сотрудников, проходящих профессиональное обучение и сотрудников, обучающихся по очной форме значимых различий выявлено не было.
Таким образом, нами определены профессионально значимые коммуникативные качества личности сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. У сотрудников преобладают: уровень логического мышления; эмоциональной устойчивости, самоконтроля. По остальным показателям сотрудники демонстрируют средний уровень выраженности.
2. По результатам показателей эмпатии сотрудники демонстрируют заниженный уровень, что свидетельствует о невысокой способности к сопереживанию сотрудников полиции. Невысокие показатели эмпатии свидетельствуют о умении сотрудников противостоять негативному информационно-психологическому воздействию.
3. По результатам исследования показателей коммуникативной толерантности у сотрудников полиции можно отметить высокие показатели ее выраженности, что проявляется в терпимом отношении к людям, психологической устойчивости; адекватной оценки партнеров по общению.
4. По результатам сравнительного анализа профессионально значимых коммуникативных качеств сотрудников полиции, проходящих профессиональное обучение и обучающихся по очной форме по различным специальностям университета выявились значимые различия по показателям Методики диагностики уровня эмпатических способностей. По шкалам: рациональный канал эм-патии; эмоциональный канал эмпатии; идентификация в эмпатии; общий уровень эмпатии у сотрудников территориальных подразделений показатели значимо ниже. Данный результат объясняется наличием большого количества контактов с окружающими людьми, гражданами на начальном этапе профессиогенеза и большую ориентированность на деятельность, чем на процесс взаимодействия.
5. По результатам сравнительного анализа социально-коммуникативной компетентности между исследуемыми группами значимо различается показатель «эмоциональная устойчивость». У сотрудников, проходящих профессиональное обучение, данный показатель значимо выше, что свидетельствует об устойчивости, спокойствии, зрелости, умению не поддаваться эмоциям.
Представленные результаты исследования могут быть использованы по направлению подготовки сотрудников в вопросах развития профессионально значимых качеств, необходимых для эффективного взаимодействия в сфере служебной деятельности и достижения высокого уровня социально-коммуникативной компетентности.
Библиографический список
1. Марьясис И. Б., Слободчикова Ю. В. Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД // Юридическая психология. 2020. № 2. С. 14-17.
2. Мальцева Т. В., Терегулова О. А., Ульянова А. А. Влияние особенностей коммуникативных качеств руководителей и сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7. № 3. С. 224-232.
3. Гайнуллина А. В. Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 251-256.
4. Потлачук Н. В. Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 20 (49). С. 171-174.
References
1. Mar'yasis I. B., Slobodchikova Yu. V. Problemy' razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti sotrudnikov OVD [Problems of development of communicative competence of police officers]. Yuridicheskayapsixologiya [Legalpsychology], 2020, no. 2, pp. 14-17 [in Russian].
2. Mal'ceva T. V., Teregulova O. A., Ulyanova A. A. Vliyanie osobennostej kommunikativny'x kachestv rukovoditelej i sotrudnikov organov vnutrennix del na professional'nuyu deyatel'nost' [Influence of features of communicative qualities of heads and employees of internal affairs bodies on professional activity]. Prikladnaya psixologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2022, vol. 7, no. 3, pp. 224-232 [in Russian].
3. Gajnullina, A. V. Problemy' razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti sotrudnikov OVD [Problems of development of the communicative competence of police officers]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2020, no. 1, pp. 251-256 [in Russian].
4. Potlachuk N. V. Kommunikativnaya kompetentnost' sotrudnikov kriminal'noj milicii [Communicative competence of criminal police officers]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University A. I. Herzen], 2007, no. 20 (49), pp. 171-174 [in Russian].