Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПО РАЗЛИЧНЫМ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ'

ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПО РАЗЛИЧНЫМ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / МВД РОССИИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зуева Евгения Геннадьевна, Жидкова Ольга Александровна

Аннотация: Введение: Статья посвящена исследованию коммуникативных качеств личности обучающихся по различным специализациям в образовательных организациях МВД России. Анализируются особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. Целью исследования является выявление коммуникативных качеств личности, обучающихся на разных специализациях. Гипотеза исследования - предположение о том, что формирование необходимых профессионально значимых коммуникативных качеств происходит на начальном этапе профессиогенеза. Практическая значимость работы заключается в возможности развития профессионально значимых психологических качеств сотрудников, выполняющих конкретный вид деятельности в системе органов внутренних дел. Выборку исследования составили обучающиеся Санкт-Петербургского университета МВД России. Методы исследования: методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко), диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн). Результаты: Выявлены коммуникативные качества личности, обучающихся на 2-м курсе (1-й семестр 2-го курса обучения) на разных специализациях. В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о преобладании значимых для конкретного вида правоохранительной деятельности коммуникативных качеств личности уже на начальном этапе профессионализации. Обучающиеся по специализациям, для которых характерно взаимодействие не только с сослуживцами, но и с различными категориями граждан, имеют более высокий уровень эмоциональной устойчивости, коммуникативной толерантности и эмоционального интеллекта. Это проявляется в понимании своих и чужих эмоций, а также в управлении ими. Вместе с тем характерной особенностью личности обучающихся является более высокая ориентированность на мнение окружающих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMMUNICATIVE QUALITIES OF THE PERSONALITY OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN VARIOUS SPECIALISATIONS

Abstract: Introduction. The article is devoted to the study of communicative qualities of personality of students studying various specialisations in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The peculiarities of professional communication of internal affairs officers are analysed. The purpose of the study is to identify the communicative qualities of personality of students of different specialisations. The hypothesis of the study is the assumption that the formation of the necessary professionally significant communicative qualities occurs at the initial stage of professional genesis. The practical significance of the work lies in the possibility of developing professionally significant psychological qualities of employees performing a particular type of activity in the system of internal affairs bodies. The study sample consisted of students of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Research methods. Diagnostic technique of the level of empathic abilities (V. V. Boyko), Diagnostics of communicative social competence (CSC), Diagnostics of communicative tolerance (V. V. Boyko), emotional intelligence test by D. V. Lucin (EmIn). Results. The communicative qualities of personality studying at the 2nd year of study (1st semester of the 2nd year of study) at different specialisations were revealed. According to the obtained results, it is possible to conclude about the prevalence of communicative qualities of personality significant for a particular type of law enforcement activity already at the initial stage of professionalisation. Trainees in specialisations, which are characterised by interaction not only with fellow officers, but also with various categories of citizens, have a higher level of emotional stability, communicative tolerance and emotional intelligence. This is manifested in understanding and managing their own and others’ emotions. At the same time, a characteristic feature of students’ personality is a higher orientation to the opinion of surrounding people.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПО РАЗЛИЧНЫМ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ»

Научная статья

УДК 159.9.07

doi: 10.35750/2071-8284-2023-3-227-233

Евгения Геннадьевна зуева

кандидат психологических наук, доцент https://orcid.org/0000-0001-7944-8796, zueva.eg@yandex.ru

ольга Александровна жидкова

https://orcid.org/0000-0002-5446-1772, olgingi@yandex.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Оценка коммуникативных качеств личности обучающихся в образовательных организациях МВД России по различным специализациям

Аннотация: Введение: Статья посвящена исследованию коммуникативных качеств личности обучающихся по различным специализациям в образовательных организациях МВД России. Анализируются особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. Целью исследования является выявление коммуникативных качеств личности, обучающихся на разных специализациях. Гипотеза исследования - предположение о том, что формирование необходимых профессионально значимых коммуникативных качеств происходит на начальном этапе профессиогенеза. Практическая значимость работы заключается в возможности развития профессионально значимых психологических качеств сотрудников, выполняющих конкретный вид деятельности в системе органов внутренних дел. Выборку исследования составили обучающиеся Санкт-Петербургского университета МВД России.

Методы исследования: методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко), диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн).

Результаты: Выявлены коммуникативные качества личности, обучающихся на 2-м курсе (1-й семестр 2-го курса обучения) на разных специализациях. В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о преобладании значимых для конкретного вида правоохранительной деятельности коммуникативных качеств личности уже на начальном этапе профессионализации. Обучающиеся по специализациям, для которых характерно взаимодействие не только с сослуживцами, но и с различными категориями граждан, имеют более высокий уровень эмоциональной устойчивости, коммуникативной толерантности и эмоционального интеллекта. Это проявляется в понимании своих и чужих эмоций, а также в управлении ими. Вместе с тем характерной особенностью личности обучающихся является более высокая ориентированность на мнение окружающих людей.

Ключевые слова: профессиональное общение, коммуникативные качества, компетентность, коммуникативная толерантность, эмпатия, эмоциональный интеллект, личность, МВД России, специализация

Для цитирования: Зуева Е. Г., Жидкова О. А. Оценка коммуникативных качеств личности обучающихся в образовательных организациях МВД России по различным специализациям // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 3 (99). - С. 227-233; doi: 10.35750/20718284-2023-3-227-233.

Evgenia G. Zueva

Cand. Sci. (Psy.), Docent https://orcid.org/0000-0001-7944-8796, zueva.eg@yandex.ru

Olga A. Zhidkova

https://orcid.org/0000-0002-5446-1772, olgingi@yandex.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia, 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

© Зуева Е. Г., Жидкова О. А., 2023

Assessment of the communicative qualities of the personality of students in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in various specialisations

Abstract: Introduction. The article is devoted to the study of communicative qualities of personality of students studying various specialisations in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The peculiarities of professional communication of internal affairs officers are analysed. The purpose of the study is to identify the communicative qualities of personality of students of different specialisations. The hypothesis of the study is the assumption that the formation of the necessary professionally significant communicative qualities occurs at the initial stage of professional genesis. The practical significance of the work lies in the possibility of developing professionally significant psychological qualities of employees performing a particular type of activity in the system of internal affairs bodies. The study sample consisted of students of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Research methods. Diagnostic technique of the level of empathic abilities (V. V. Boyko), Diagnostics of communicative social competence (CSC), Diagnostics of communicative tolerance (V. V. Boyko), emotional intelligence test by D. V. Lucin (EmIn).

Results. The communicative qualities of personality studying at the 2nd year of study (1st semester of the 2nd year of study) at different specialisations were revealed. According to the obtained results, it is possible to conclude about the prevalence of communicative qualities of personality significant for a particular type of law enforcement activity already at the initial stage of professionalisation. Trainees in specialisations, which are characterised by interaction not only with fellow officers, but also with various categories of citizens, have a higher level of emotional stability, communicative tolerance and emotional intelligence. This is manifested in understanding and managing their own and others' emotions. At the same time, a characteristic feature of students' personality is a higher orientation to the opinion of surrounding people.

Keywords: professional communication, communicative qualities, competence, communicative tolerance, empathy, emotional intelligence, personality, Ministry of Internal Affairs of Russia, specialisation

For citation: Zueva E. G., Zhidkova O. A. Assessment of the communicative qualities of the personality of students in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in various specialisations // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. -№ 3 (99). - P. 227-233; doi: 10.35750/2071-8284-2023-3-227-233.

Введение

Деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется многоплановостью и предполагает множество коммуникативных ситуаций, которые могут возникать в зависимости от специфики деятельности конкретной службы, подразделения. Профессиональное общение сотрудников проявляется в таких его характеристиках, как широта, многоплановость, спонтанность, неповторимость и высокая степень конфликтности.

Специфика профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел требует высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, оказывающих существенное влияние на эффективность деятельности, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики.

Профессиональное общение имеет сложную структуру и не сводится лишь к передаче информации собеседнику. Так, сотрудники полиции в ходе выполнения служебных задач осуществляют профессиональную коммуникацию не только с коллегами по службе, но и с раз-

личными категориями граждан, что вызывает определённые затруднения. Общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами [1]. Здесь большое значение имеет знание сотрудниками не только общих психологических основ профессионального общения, но и особенностей коммуникации с отдельными категориями граждан, в том числе с асоциальной направленностью. При этом коммуникативные задачи сотрудников подразделений, которые в основном общаются с коллегами (например, подразделения по работе с лчным составом, тыла и т. д.), существенно отличаются от задач тех подразделений, сотрудники которых по роду деятельности взаимодействуют с гражданами (например, ГИБДД, уголовного розыска, службы участковых уполномоченных полиции и т. д.). Необходимость профессиональной коммуникации сотрудников органов внутренних дел с конкретными категориями граждан определяется содержанием задач, связанных с деятельностью подразделения, в котором проходит службу сотрудник. Так, сотрудники ГИБДД по роду своей службы

преимущественно взаимодействуют с водителями; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних - с правонарушителями, не достигшими совершеннолетия, а участковые уполномоченные - практически со всеми людьми, проживающими на закреплённом за ними участке1.

Таким образом, важной задачей обучения является формирование не только знаний, умений и навыков, но и качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности [2]. При этом процесс их формирования инициируется с самого начала обучения, когда происходит осознание личностью своей роли в будущей профессиональной деятельности. Следовательно, ещё на начальном этапе профессиогенеза должны формироваться определённые профессионально значимые качества личности сотрудников ОВД, необходимые для эффективного осуществления избранной деятельности. Профессиогенез характеризуется совершенствованием качества профессионального труда, общественным признанием статуса профессионала, утверждением профессии как социального института, в рамках которого происходит систематизация практического опыта, распространение профессиональных приёмов и инновационных технологий, накопление и передача следующим поколениям знаний, сохранение морально-нравственных ценностей труда [3, с. 84].

Обучение в образовательной организации помимо профессионализации способствует формированию умения оптимально выстраивать общение с другими людьми [4, с. 27].

Методы

Нами были изучены коммуникативные качества личности сотрудников органов внутренних дел различных специализаций, обучающихся на 2-м курсе, путём их сравнения. Исследование было организовано на базе подразделений органов внутренних дел Санкт-Петербурга и проводилось на выборке обучающихся на начальном этапе профессиогенеза (2-й курс обучения). В исследовании участвовали обучающиеся по специализациям: 1-я группа -деятельность подразделений уголовного розыска (УР); 2-я группа - сотрудники подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД); 3-я группа - деятельность подразделений по работе с личным составом (ПРЛС); 4-я группа - деятельность подразделений по вопросам миграции (Миграция). В качестве психодиагностического инструментария использовались методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко)2,

1 Социально-психологический тренинг профессионального общения: учебное пособие / под общ. ред. Е. Г. Зуевой. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2021. - 120 с.

2 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.

диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)3, диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)4, тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн) [5]. Статистическая обработка данных осуществлялась в программе SPSS v.22; использованы первичные статистики, однофакторный дисперсионный анализ.

Следует отметить, что деятельность сотрудников указанных подразделений связана с постоянной профессиональной коммуникацией. При этом круг общающихся лиц специфичен в различных подразделениях и службах. В подразделениях ПРЛС сотрудники взаимодействуют с коллегами и с гражданами, поступающими на службу. В подразделениях Миграции проходит взаимодействие с коллегами и различными категориями граждан по вопросам миграции. В подразделениях ДПС ГИБДД и уголовного розыска обычно происходит взаимодействие с коллегами и различными категориями граждан, в том числе с противоправной направленностью, что предполагает в процессе коммуникации овладение сотрудниками навыками визуальной психодиагностики и распознавания эмоций [6, с. 320]. Таким образом, гипотезой исследования явилось предположение о том, что формирование необходимых профессионально значимых качеств, в том числе коммуникативных, происходит на начальном этапе професси-огенеза (в процессе обучения).

Результаты

Анализируя полученные данные, можно отметить показатели выраженности коммуникативных качеств личности сотрудников органов внутренних дел.

По результатам эмпирического исследования с применением диагностики коммуникативной социальной компетентности обучающиеся по специализации «Деятельность подразделений уголовного розыска» (группа 1) обладают следующими качествами: преобладающий уровень по показателям факторов В (логическое мышление) (М = 13,5 при m = 0,63), С (эмоциональная устойчивость) (М = 14,03 при m = 0,64), H (самоконтроль-импульсивность) (М = 14,0 при m = 0,55); низкий уровень значений фактора Л (шкала правдивости) (М = 5,1 при m = 0,57). Эти данные указывают на развитое логическое мышление, сообразительность, эмоциональную устойчивость, повышенный самоконтроль. Остальные показатели имеют средний уровень выраженности, что проявляется в общительности, рациональности, независимости, соблюдении правил поведения в обществе сотрудников группы 1.

По результатам исследования обучающихся по специализации «Сотрудники подразделе-

3 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва, 2002. - С. 138-149.

4 Бойко В. В. Коммуникативная толерантность : методическое пособие. - Санкт-Петербург: СПбМАПО, 1998. - 23 с.

ния по обеспечению безопасности дорожного движения» (группа 2) выявлены следующие особенности: преобладающий уровень по показателям факторов А (общительность-замкнутость) (М = 13,5 при т = 0,48), В (М = 13,1 при т = 0,71), С (М = 14,8 при т = 0,57), Н (М = 15,2 при т = 0,70); низкий уровень по показателям фактора Л (М = 6,5 при т = 0,96). Таким образом, у респондентов 2-й группы выявлен высокий показатель общительности, развитый интеллектуальный уровень (логическое мышление), эмоциональная устойчивость и высокий самоконтроль.

Обучающиеся по специализации «Деятельность подразделений по работе с личным составом» обладают следующими особенностями: преобладающий уровень по показателям факторов В (М = 10,0 при т = 0,53), С (М = 11,9 при т = 0,60), Н (М = 14,2 при т = 0,63); низкий уровень по показателям фактора Л (М = 5,3 при т = 0,72). Таким образом, данная категория обучающихся характеризуется высоким уровнем логического мышления, эмоциональной устойчивостью, высоким самоконтролем.

Обучающиеся по специализации «Деятельность подразделений по вопросам миграции» имеют следующие показатели: преобладающий уровень по показателям факторов В (М = 14,5 при т = 0,66), С (эмоциональная устойчивость) (М = 13,7 при т = 0,73), Н (М = 13,6 при т = 0,64).

По результатам эмпирического исследования с применением методики диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко) обнаруживается заниженный уровень эм-патии (соответственно по группам: 1-я группа - М = 19,4 при т = 0,69; 2-я группа - М = 18,5 при т = 0,75; 3-я группа - М = 18,2 при т = 0,97; 4-я группа - М = 19,6 при т = 1,3). В психологии под эмпатией понимается эмоциональная отзывчивость, а также сопереживание, проявляющееся в переживании тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, на основе полного отождествления. Эмпатия возникает и развивается в общении, определяется эмоциональным опытом человека [7]. Эмпатия рассматривается как важный элемент в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, характеризующий их коммуникативные способности, эмоциональный интеллект [8, с. 43], оказывающий положительный эффект на успешность выполнения деятельности. Низкий уровень эмпатии означает сосредоточение на собственных проблемах, недостаточное понимание другого человека. Высокий уровень эмпатических способностей человека приводит к развитию гуманистических ценностей личности и сопровождает ситуации незатруднённого общения, становится одной из главных особенностей эффективной коммуникации [9, с. 17].

Невысокие показатели эмпатии для обучающихся 2-го курса закономерно объясняются недостатком жизненного и профессионального опыта. Развитие эмпатических способностей личности способствует повышению продуктивности деятельности, компетентности в общении

и развитию эффективных контактов с другими людьми. Особенно важное значение имеют эм-патические способности для людей, чья профессия связана с общением с людьми. При этом следует выделить показатели по шкале «Проникающая способность», выявленные в целом по выборке выше среднего, что раскрывает важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности.

Далее были исследованы особенности коммуникативной толерантности по методике, разработанной В. В. Бойко. Диагностика коммуникативной толерантности позволяет определять толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно позиции автора методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнёру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической - отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя)5. Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (коллегами, различными категориями граждан). Коммуникативная толерантность рассматривается исследователями как важная составляющая коммуникативной компетентности [10] и коммуникативного потенциала личности [11] сотрудников органов внутренних дел.

По результатам эмпирического исследования выявлен высокий уровень коммуникативной толерантности в общем по выборке и в каждой из исследуемых групп обучающихся.

Далее были рассмотрены особенности эмоционального интеллекта обучающихся. Эмоциональный интеллект представляет собой психический феномен комплексного характера, который формируется под влиянием особенностей воспитательно-образовательной среды [12].

Эмоциональный интеллект предполагает реализацию способностей к распознаванию и интерпретации эмоциональных состояний других людей в процессе общения. Коммуникативный потенциал эмоционального интеллекта направлен преимущественно на производство и дальнейшее осмысление собственных эмоциональных переживаний относительно ситуаций межличностного общения [13]. Эмоциональный интеллект со всей определённостью выступает предпосылкой благополучия социальных взаимоотношений субъекта [14; 15].

Тест эмоционального интеллекта Д. В. Лю-сина (ЭмИн) направлен на восприятие собственных эмоций и понимание эмоций других людей,

5 Там же.

Таблица

Сравнительный анализ коммуникативных качеств личности сотрудников органов внутренних дел на начальном этапе профессиогенеза

№ Показатели 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Коэффициент

п/п М±т М±ш М±ш М ± 111 значимости

1 Фактор С (эмоционально устойчивый— Эмоционально неустойчивый) 14,04±,464 14,83±,573 11,96±,603 13,66±Д35 0,01

2 Фактор М (независимый- зависимый) 8.64 .69 7,22±,534 10,0±,532 9,07±,948 0,05

3 Фактор Л (достоверность результатов) 5,07±,568 6,55=^,957 5,36±,722 8.93 1.00 0,01

4 Общий уровень толерантности 2,68±Д03 3,00±,000 2,64±,692 2,73±,118 0,05

5 Понимание чужих эмоций (МП) 25,64±,568 25,61±,833 24,46±,620 25,82±,431 0,01

6 Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) ■17,61 1.29 47,22±1,45 44,39±1,21 51,13±2,08 0,05

7 Понимание эмоций (ПЭ) 47,0± 1,26 48Д±1,33 44,3±1,54 51.33 1.82 0,05

8 Общий уровень 96,1±2,63 97,9±3,03 89,8±3,09 102,8±3,59 0,05

эмоционального

интеллекта

(<)>•))

а также управление эмоциями. В соответствии с полученными данными обучающиеся 1, 2 и 4-й групп имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, что проявляется в развитой способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также управлению ими (см. таблицу). У обучающихся 3-й группы этот показатель на среднем уровне. Для уточнения результатов и сравнения исследуемых групп был проведён однофакторный дисперсионный анализ по критерию Фишера (Б). Данный анализ позволяет выявить достоверные отличия по исследуемым признакам. Проведена проверка на нормальность распределения по критерию Колмогорова-Смирнова.

Сравнение показателей коммуникативных качеств личности обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России проводилось с использованием однофакторного дисперсионного анализа. В результате сравнения коммуникативных качеств личности были выявлены значимые различия.

Обсуждение

Выявлены достоверно значимые различия по показателю фактора С (р = 0,01). Самые высокие значения обнаружены у обучающихся по специализации «Сотрудники подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения». Наименьший показатель у обучающих-

ся по специализации «Деятельность подразделений по работе с личным составом». Таким образом, более высокие показатели по шкале «эмоциональная устойчивость» обнаружены у обучающихся по специализациям, ориентированным на работу с гражданами.

Достоверно отличаются показатели фактора М (р = 0,01) (независимый-зависимый). По результатам исследования более высокие значения выявлены у обучающихся по специализации «Деятельность подразделений по работе с личным составом». Наименьший показатель у обучающихся взвода ГИБДД. Таким образом, будущие сотрудники ПРЛС в большей степени ориентированы на индивидуальную работу, чем на взаимодействие в коллективе. По фактору Л (достоверность результатов исследования) выявлены значимые отличия, однако все подразделения показали достоверные результаты. Тем не менее у обучающихся подразделений Миграции данный показатель значимо выше, чем у остальных групп.

Значимые отличия выявлены по показателю «Общий уровень толерантности». При этом у обучающихся взвода ГИБДД указанный показатель выше, чем у остальных, что указывает на выраженность таких качеств, как принятие индивидуальности других людей, умение скрывать эмоции, принятие партнёра (отсутствие желания его переделать), терпимость к дискомфорту,

хорошее приспособление, характерные для сотрудников данного подразделения.

Выявлены значимые различия по показателям теста эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн): понимание чужих эмоций (МП); понимание эмоций (ПЭ); межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ); общий уровень эмоционального интеллекта (ОУЭ). Самые высокие показатели выявлены у обучающихся подразделений Миграции, самые низкие - у обучающихся подразделений ПРЛС. В соответствии с полученными результатами можно выделить высокую способность к пониманию своих эмоций, а также эмоций других людей и управлению ими у обучающихся подразделений Миграции по сравнению с другими подразделениями. В то же время данные показатели у обучающихся подразделений ПРЛС снижены.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о преобладании конкретных профессионально значимых коммуникативных качеств сотрудников органов внутренних дел на начальном этапе профессионализации.

У обучающихся по специализации «Сотрудники подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения» преобладают

следующие качества личности: эмоциональная устойчивость, общий уровень толерантности.

У обучающихся по специализации «Деятельность подразделений уголовного розыска» в большей степени выражены эмоциональная устойчивость во взаимодействии, понимание чужих эмоций.

Обучающимся по специализации «Деятельность подразделений по работе с личным составом» свойственны преобладание независимости, предпочтение собственных решений, ориентация на собственные силы.

У обучающихся по специализации «Деятельность подразделений по вопросам миграции» выявилось преобладание следующих коммуникативных качеств личности: понимание своих и чужих эмоций, общий уровень эмоционального интеллекта.

Кроме того, по результатам исследования были выявлены следующие закономерности. У сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по специализациям, для которых характерно взаимодействие не только с сослуживцами, но и с различными категориями граждан, выявлен более высокий уровень эмоциональной устойчивости, толерантности, эмоционального интеллекта, что свидетельствует о более высоких коммуникативных качествах личности.

Список литературы

1. Родин В. Ф., Балашова В. А. Общение в деятельности сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8. - С. 302-306.

2. Мальцева Т. В., Терегулова О. А., Ульянова А. А. Влияние особенностей коммуникативных качеств руководителей и сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность // Прикладная психология и педагогика. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 224-232.

3. Горбунова Н. В. Профессиогенез как основа становления педагога-профессионала // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-1. - С. 83-91.

4. Каверина О. Г., Щукина Н. Г. Коммуникативная грамотность в структуре компетентностного подхода // Вестник Академии гражданской защиты. - 2019. - № 4 (20). - С. 26-33.

5. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

6. Зуева Е. Г., Пиганова Е. В. Психологические аспекты обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. - С. 320-323.

7. Бодалев А. А. Личность и общение. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

8. Гордеева Е. Н. Эмпатия как профессиональное педагогическое качество руководителя в органах внутренних дел // Полицейская деятельность. - 2022. - № 4. - С. 42-51. - БО1: 10.7256/24540692.2022.4.38414.

9. Гончарова Е. В. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения // Форум молодёжной науки. - 2021. - № 1. - С. 17-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Белова В. И., Сударик А. Н. Коммуникативная толерантность как один из аспектов коммуникативного потенциала личности сотрудников органов внутренних дел / Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26 февраля 2020 года. - Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2020. -С. 62-64.

11. Агеева З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2012. - № 1. - С. 49-53.

12. Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Проблемы развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3 (51). - С. 390-403.

13. Мачнев В. Я., Чердымова Е. И. Социальный и эмоциональный интеллект : монография. -Самара: Издательство Самарского университета, 2022. - 148 с.

14. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 83-95.

15. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

References

1. Rodin V. F., Balashova V. A. Obshcheniye v deyatel'nosti sotrudnikov politsii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2020. - № 8. - S. 302-306.

2. Mal'tseva T. V., Teregulova O. A., Ul'yanova A. A. Vliyaniye osobennostey kommunikativnykh kachestv rukovoditeley i sotrudnikov organov vnutrennikh del na professional'nuyu deyatel'nost' // Prikladnaya psikhologiya i pedagogika. - 2022. - T. 7. - № 3. - S. 224-232.

3. Gorbunova N. V. Professiogenez kak osnova stanovleniya pedagoga-professionala // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2016. - № 50-1. - S. 83-91.

4. Kaverina O. G., Shchukina N. G. Kommunikativnaya gramotnost' v strukture kompetentnostnogo podkhoda // Vestnik Akademii grazhdanskoy zashchity. - 2019. - № 4(20). - S. 26-33.

5. Lyusin D. V. Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn // Psikhologicheskaya diagnostika. -2006. - № 4. -S. 3-22.

6. Zuyeva Ye. G., Piganova Ye. V. Psikhologicheskiye aspekty obespecheniya lichnoy bezopasnosti sotrudnikov dorozhno-patrul'noy sluzhby GIBDD // Aktual'nyye problemy psikhologii pravookhranitel'noy deyatel'nosti: kontseptsii, podkhody, tekhnologii (Vasil'yevskiye chteniya - 2021): materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 16 aprelya 2021 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021. - S. 320-323.

7. Bodalev A. A. Lichnost' i obshcheniye. - Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995. - 328 s.

8. Gordeyeva Ye. N. Empatiya kak professional'noye pedagogicheskoye kachestvo rukovoditelya v organakh vnutrennikh del // Politseyskaya deyatel'nost'. - 2022. - № 4. - S. 42-51. - DOI: 10.7256/24540692.2022.4.38414.

9. Goncharova Ye. V Empatiya lichnosti i yeye rol' v vozniknovenii situatsiy zatrudnennogo i nezatrudnennogo obshcheniya // Forum molodozhnoy nauki. - 2021. - № 1. - S. 17-24.

10. Belova V I., Sudarik A. N. Kommunikativnaya tolerantnost' kak odin iz aspektov kommunikativnogo potentsiala lichnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del / Aktual'nyye problemy adaptatsii kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii k usloviyam professional'noy deyatel'nosti: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moskva, 26 fevralya 2020 goda. - Moskva: Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii imeni V. Ya. Kikotya, 2020. - S. 62-64.

11. Ageyeva Z. A. Kommunikativnaya tolerantnost' kak element kommunikativnoy kompetentnosti lichnosti // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Yestestvennyye, obshchestvennyye nauki. - 2012. - № 1. - S. 49-53.

12. Goncharova N. A., Zhidkova O. A. Problemy razvitiya emotsional'nogo intellekta i emotsional'no-volevoy samoregulyatsii sotrudnikov politsii na nachal'nom etape professional'nogo obucheniya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2021. - № 3 (51). - S. 390-403.

13. Machnev V. Ya., Cherdymova Ye. I. Sotsial'nyy i emotsional'nyy intellekt: monografiya. - Samara: Izdatel'stvo Samarskogo universiteta, 2022. - 148 s.

14. Andreyeva I. N. Ob istorii razvitiya ponyatiya «emotsional'nyy intellekt» // Voprosy psikhologii. -2008. - № 5. - S. 83-95.

15. Lyusin D. V Sovremennyye predstavleniya ob emotsional'nom intellekte // Sotsial'nyy intellekt: Teoriya, izmereniye, issledovaniya / pod red. D. V. Lyusina, D. V. Ushakova. - Moskva: In-t psikhologii RAN, 2004. - S. 29-36.

Статья поступила в редакцию 14.04.2023; одобрена после рецензирования 21.04.2023; принята к публикации 26.06.2023.

The article was submitted April 14, 2023; approved after reviewing April 21, 2023; accepted for publication June 26, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.