ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Бокуть Е. Л., Губина Е. В.
МГПУ, Москва
Статья посвящена изучению профессионально значимых качеств личности студентов педагогического университета. Рассмотрены особенности эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности, а также их взаимосвязь у студентов как важные детерминанты их будущей профессионального деятельности в современных условиях. Предложены пути формирования рассматриваемых качеств личности у студентов.
Ключевые слова: профессионально значимые качества личности; студенты педагогического университета; эмоциональный интеллект; коммуникативная толерантность; пути формирования.
CORRELATION BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND TOLERANCE IN STUDENTS' COMMUNICATION AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Bokut E. L, Gubina E. V.
MCTTU, Moscow
The article explores the professionally significant qualities of a student's personality at the pedagogical university. The features of the student's emotional intelligence and communicative tolerance as well as their correlation as important determinants of the student's future career in the modern world are considered. The article also shows the ways of forming the qualities of the student's personality. Keywords: professionally significant qualities of the personality; students of the pedagogical university; emotional intelligence; communicative tolerance; ways of forming.
Введение
Профессиональное становление студентов педагогического университета предполагает не только формирование профессиональных качеств, но и развитие их личностных свойств, важных для будущей профессии [12, 13]. Студенты педагогического та - будущие психологи, педагоги, социальные работники - будут работать в сфере «человек - человек», значит, общение с другими людьми является важнейшим компонентом их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим качества личности, обеспечивающие эффективность общения, становятся профессионально значимыми. Поскольку вопрос о необходимости развития профессионально значимых качеств личности студентов педагогических вузов неоднократно поднимался в работах психологов, представляется интересным выявить особенности развития профессионально значимых личностных качеств студентов педагогического университета в современном обществе.
Современный психолог, педагог работают в мультикультурной среде: с детьми, взрослыми, коллегами разных национальностей, разного вероисповедания, с людьми, имеющими разный культурный уровень, и т.д. В современном мире увеличивается также число сложных, непредвиденных ситуаций, которые могут дезорганизовать человека, поэтому актуальным становится изучение толерантности у студентов педагогического университета [6, 7].
Современное общество характеризуется и своеобразной системой ценностей. Установка на рациональность, на успех в карьере, на получение денег, ориентация родителей, педагогов лишь на интеллектуальное развитие ребенка, его академическую успешность и хорошие отметки приводят к снижению ценности эмоций в обществе, к обеднению эмоциональной сферы детей и взрослых. Между тем роль эмоций в жизни человека огромна: они позволяют ему осознавать субъективную значимость происходящих событий, ориентироваться на другого, делают жизнь полнее
и ярче. Способность понимать свои переживания и эмоции другого человека, устанавливать эмоциональные доверительные отношения с людьми очень важны для представителей помогающих профессий, а также в педагогической деятельности. Способность познавать свои чувства, распознавать переживания другого человека во многом определяет профессиональную пригодность, например, психолога, при психологическом консультировании, проведении коррекционно-развивающей работы и других видах его профессиональной деятельности. Эти способности в современной психологии обозначают понятием «эмоциональный интеллект» (далее - ЭИ). Таким образом, изучение эмоциональной сферы, в частности, ЭИ будущих психологов, социальных работников, педагогов представляется нам своевременным и важным.
Социальные проблемы современного общества, связанные с ростом жестокости, насилия, агрессивности, требуют большего внимания психологов к изучению и формированию качеств личности, с помощью которых можно противодействовать этим явлениям. Толерантность личности и развитый эмоциональный интеллект представляют собой, на наш взгляд, именно такие качества. Изучение ЭИ, коммуникативной толерантности и их взаимосвязи как факторов, определяющих в современных условиях успешность профессиональной деятельности в сфере «человек - человек», на наш взгляд, очень актуально.
Основное содержание понятий
«толерантность» и «эмоциональный интеллект»
Толерантность рассматривается в широком диапазоне: от понимания ее как нервно-психической устойчивости до ее оценки как нравственной характеристики личности [2]. Толерантность М. Уолцер определяет как социально значимую характеристику, как особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтации и ксенофобии [16]. Наличие толерантных установок и ценностных ориентаций предполагает устойчивость личности к этническим, религиозным, мировоззренческим и другим различиям. Толерантность проявляется в стремлении к диалогу, эмпатии, сотрудничестве, веротерпимости, а также в устойчивости
к стрессу, неопределенности, агрессивному поведению и др. Давая обобщенную характеристику толерантной личности, Г. Олпорт среди ряда параметров также выделяет способность к эмпатии [17, с. 17].
Толерантность как личностная характеристика формируется под влиянием многих факторов. В современном обществе риска возникает необходимость разработки специальных программ формирования толерантного поведения, особенно «в группе молодежи и подростков как наиболее сенситивной к проявлению интолерантности и ксенофобии в силу возрастных особенностей» [10, с. 520].
Термин «эмоциональный интеллект» был введен в научный обиход американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Мейером в 1990 г. [9]. Они разработали первую концепцию эмоционального интеллекта - способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимать эмоции и получать эмоциональные знания; способность управлять эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.
Составляющие ЭИ (по Д. Гоулману): самосознание (знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей), самоконтроль (умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями), мотивация (эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей), эмпатия (осознание чувств, потребностей и забот других людей), навыки отношений (искусство вызывать у других желательную для вас реакцию) [5].
Многие российские психологи придерживаются взглядов на ЭИ, сформулированных Д. В. Люсиным [9]. Он определяет его как способность понимать свои и чужие эмоции. Люсин выделяет внутриличностный интеллект (способность понимать свои эмоции и управлять ими) и межличностный интеллект (способность понимать эмоции других людей и управлять ими).
ЭИ - важный фактор для просоциального и иного позитивного поведения [1]. Отмечается, что развитая эмоциональная регуляция может помочь людям более эффективно взаимодействовать с окружающими. Личность с высоким уровнем ЭИ доброжелательна в межличностных отношениях, способна строить эмоционально благополучные отношения.
ЭИ и толерантность в общении в данной статье мы будем рассматривать в контексте профессионально значимых качеств личности психолога, педагога, социального работника. Интересно рассмотреть эту проблему с позиций системной психологии [14, 15].
Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение у студентов педагогического университета личностных особенностей, наличие которых детерминирует успешность профессиональной деятельности в современном обществе.
Задачи исследования: 1) изучить особенности эмоционального интеллекта студентов педагогического университета; 2) выявить особенности толерантности в общении студентов педагогического университета; 3) проанализировать взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и коммуникативной толерантностью у студентов педагогического университета.
Исследование проводилось на базе Московского городского педагогического университета (МГПУ). В исследовании приняли участие 111 студентов (85 девушек, 26 юношей), обучающихся по направлениям «психология», «социальная работа», «педагогическое образование». Возраст респондентов - от 18 до 20 лет.
Для получения эмпирических данных были отобраны две методики.
1. Методика оценки ЭИ (опросник EQ) [8, с. 633-634], предложенная Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Состоит из 30 утверждений и содержит пять шкал:
1) «Эмоциональная осведомленность» -способность наблюдать изменения своих чувств, анализировать негативные чувства; знание, понимание осознание своих эмоций и управление своей жизнью;
2) «Управление своими эмоциями» - эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность; совладание со своими чувствами; способность легко отключится от переживания неприятностей;
3) «Самомотивация» - произвольное управление своими эмоциями; способность вызвать у себя широкий спектр положитель-
ных эмоций, подходить творчески к жизненным проблемам, легко входить в состояние спокойствия и сосредоточенности, легко отбрасывать негативные чувства, когда необходимо действовать;
4) «Эмпатия» - способность выслушивать проблемы других людей; чувствительность к эмоциональным потребностям других; понимание эмоций других людей; распознавание эмоций по выражению лица; улавливание в общении знаков, которые указывают на то, в чем другие нуждаются;
5) «Распознавание эмоций других людей» -умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей; адекватная реакция на настроение, желания других людей; умение улучшить настроение других людей.
Подсчет результатов: по каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа («+» или «-»). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление. Определялся также интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака.
2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) [11, с. 60-65].
Методика позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Общая коммуникативная толерантность определяет другие формы коммуникативной толерантности: ситуативную, типологическую, профессиональную. Опросник В. В. Бойко включает в себя 45 вопросов, которые сгруппированы в девять шкал. Бланк предъявляется респондентам без названия шкал. С помощью данной методики толерантность исследуют через ее обратную сторону - интолерантность. При обработке результатов подсчитывают общую сумму баллов по каждой шкале. Максимальное число баллов по каждой шкале - 15, общее по всем шкалам - 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим.
Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики: вычисление средних значений, корреляционный анализ (по К. Пирсону), определение достоверности различий (с помощью и-критерия Манна - Уитни).
Результаты и их обсуждение
Изучение особенностей эмоционального интеллекта студентов педагогического университета
С помощью методики оценки ЭИ у студентов выявлялись показатели по каждой шкале опросника и вычислялся интегративный показатель эмоционального интеллекта. Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление. Показатели ЭИ вычислялись по всей выборке испытуемых, а также в группах, различающихся по полу и направлению обучения. Средние значения показателей ЭИ по всей выборке студентов педагогического университета представлены ниже:
Эмоциональная осведомленность 8,32
Управление своими эмоциями 0,65
Самомотивация 5,71
Эмпатия 7,81 Распознавания эмоций
других людей 6,93 Интегративный показатель
эмоционального интеллекта 29,14
Интегративный показатель эмоционального интеллекта составляет 29,14 баллам. Согласно нормативным значениям, указанным в методике Н. Холла (70 и более - высокий уровень; 40-69 - средний уровень; 39 и менее - низкий уровень), это характеризует низкий уровень ЭИ в исследуемой выборке студентов.
Рассмотрим уровень парциального ЭИ по каждой из пяти шкал (нормативные значения: 14 и более - высокий; 8-13 - средний; 7 и меньше - низкий). По шкале «Эмоциональная осведомленность» (8,32 балла) и по шкале «Эмпатия» (7,81) студенты показали средний уровень. Шкала «Эмоциональная осведомленность» характеризует, насколько внимательны испытуемые к своим эмоциям, стремятся ли понять их, шкала «Эмпатия» - насколько человек чувствителен к эмоциональным потребностям других людей, насколько он умеет понимать внешнее выражение эмоций, настраивается ли на эмоции другого. По остальным шкалам («Управление эмоциями», «Самомотивация», «Распознавание эмоций других
людей») испытуемые обнаруживают низкий уровень выраженности. Самый низкий балл набран испытуемыми по шкале «Управление своими эмоциями» (0,65 баллов). Эта шкала определяет эмоциональную неригидность, отходчивость человека.
Преобладание низких значений по инте-гративному и парциальным показателям ЭИ связано, на наш взгляд, с особенностями возраста испытуемых. Согласно опубликованным данным [1], ЭИ зависит от возраста, увеличиваясь между ранним подростковым возрастом и ранней взрослостью. Подавляющее большинство испытуемых, принявших участие в исследовании, учатся на 1-м и 2-м курсах, поэтому можно предположить, что ЭИ у них находится на стадии формирования.
Представляется интересным рассмотреть вопрос о том, есть ли межполовые различия в показателях ЭИ студентов. Средние значения показателей ЭИ у юношей и девушек, участвовавших в исследовании, представлены на рис. 1.
При сравнении средних значений показателей ЭИ в группах юношей и девушек следует отметить, что некоторое различие есть по шкале 1 «Управление своими эмоциями» (2,12 у юношей и 0,2 - у девушек) и шкале 3 «Самомотивация» (7,00 у юношей и 5,31 -у девушек), но эти значения не достигают уровня значимости. Такой же результат мы получили при сравнении средних значений интегративного показателя ЭИ у юношей (31,4 балла) и у девушек (28,4 балла). Значимых различий (по и-критерию Манна -Уитни) не было выявлено ни по одному из рассматриваемых показателей ЭИ. Это согласуется опубликованными данными о том, что различия между мужчинами и женщинами носят скорее качественный, чем количественный характер. Выражение эмоций и их регуляция во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путем воспитания [1].
При сравнении средних значений показателей ЭИ в группах студентов разных направлений обучения («психологи», «социальные работники», «педагоги») мы получили результаты, представленные на рис. 2.
Интегративный показатель ЭИ у испытуемых всех групп находится на низком уровне. Однако его значение выше у социальных работников (32,09) и педагогов (31,5), чем
Шкалы
Рисунок 1. Средние значения показателей ЭИ у юношей и девушек
у психологов (20,84). Различие между этими группами испытуемых достоверно на уровне 0,05 по и-критерию Манна - Уитни. По шкалам «Эмоциональная осведомленность» (шкала 1) и «Эмпатия» (шкала 4) у «социальных работников» и «педагогов» значения ЭИ находятся на среднем уровне, у «психологов» - на низком. По шкале 2 «Управление своими эмоциями» средние значения ЭИ во всех группах находятся на низком уровне, однако у «психологов» этот показатель имеет отрицательное значение (различие достоверно по и-критерию Манна - Уитни и равно 0,025). Это связано, на наш взгляд, с личностными особенностями студентов, выбирающих профессию психолога: они более ориентированы на свой внутренний мир, более склонны к рефлексии, более строго оценивают себя. Такое отношение к себе, можно предполагать, проявляется и в ответах на вопросы опросника, так как любой опросник - это субъективный самоотчет. По шкалам «Самомотивация» (шкала 3) и «Распознавание эмоций других людей» (шкала 5) во всех группах средние значения находятся на низком уровне.
Изучение особенностей коммуникативной толерантности у студентов педагогического университета
С помощью опросника В. В. Бойко была исследована способность позитивного общения в исследуемой группе студентов. Подсчитывались средние значения по общему показателю коммуникативной толерантности (КТ) и по показателям каждой из девяти шкал. Ниже представлены средние значения показателей КТ в исследуемой выборке студентов:
Общий показатель
коммуникативной толерантности 50,28 Неприятие или непонимание
индивидуальности другого человека 5,59
Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей 5,56
Категоричность или консерватизм в оценке других людей 7,32
Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера 5,67
Стремление переделать,
перевоспитать партнеров 5,30
Стремление подогнать партнера
по себя, сделать его «удобным» 6,40
-о
с
«Психологи»
«Социальные работники»
«Педагоги»
_ > -
//
Рисунок 2. Средние значения показателей ЭИ у студентов разных направлений подготовки
Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности 6,06
Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другим людьми 3,11
Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других 5,22
Максимальное общее число баллов по всем шкалам - 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Среднее значение общей суммы баллов по всей выборке равно 50,3. Это превышает среднее количество баллов, набранное воспитателями ДОУ (31 балл), медсестрами (43 балла), врачами (40 баллов) [6], однако все же обнаруживает тенденцию к понижению уровня интолерант-ности у испытуемых. Среднее количество баллов по каждой шкале находится в промежутке от 7,3 до 3,1 (максимальное число баллов по каждой шкале - 15). Это также можно объяснить тенденцией к понижению уровня инто-лерантности у испытуемых. Низкие значения по шкале «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» характеризует испытуемых как терпимых к переживаниям других людей, их проблемам, переживаемым трудностям.
Рассмотрим вопрос о том, есть ли различия в проявлении коммуникативной толерантности у юношей и девушек, участвующих в исследовании (рис. 3).
Общее число баллов по всем шкалам у юношей - 50,7, у девушек - 50,2. Достоверно значимых различий между юношами и девушками в проявлении разных аспектов толерантности не выявлено.
Рассмотрим значения различных аспектов общей коммуникативной толерантности в группах испытуемых разных направлений подготовки: «психологов», «социальных работников», «педагогов» (рис. 4).
Общее число баллов по всем шкалам у «психологов» - 44, у «социальных работников» - 60, у «педагогов» - 51. Это свидетельствует о том, что коммуникативная толерантность у студентов-психологов выражена в большей степени, чем у представителей других групп студентов (уровень достоверности, равный 0,085, характеризует тенденцию к проявлению толерантных установок у испытуемых). Анализ показателей коммуникативной толерантности по шкалам опросника показывает значимые различия по шкале 4 («Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров») - на уровне 0,016 по и-критерию Манна - Уитни; по шкале 5 («Стремление переделать, перевос-
111X11.1
/ ^ / У / х / / ■
° с/
Шкалы
Рисунок 3. Средние значения показателей коммуникативной толерантности у юношей и девушек
8 7 б 5
л
I 4
Л! 1Д
3 2 1
д _^______^__ ,Оноши
,4? .о* ^ <К# ^ ^ «Девушки
/
/ .о'
питать партнера») - 0,008; по шкале 7 («Неумение прощать ошибки другим, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности») - на уровне 0,014 по и-критерию Манна - Уитни. Низкие значения коммуникативной интолерантности в группе «психологов» по этим шкалам можно объяснить, на наш взгляд, связью с мотивами выбора студентами будущей профессиональной деятельности, в которой общение с другими людьми занимает важное место.
Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности у студентов педагогического университета
Для выявления взаимосвязи между результатами исследования ЭИ и КТ использовался статистический метод корреляции по К. Пирсону. Выявлялись корреляции между общими показателями ЭИ и КТ. При дальнейшем анализе определялись связи между отдельными показателями ЭИ и показателями по отдельным шкалам КТ.
Выявлена отрицательная корреляция между интегративным показателем ЭИ и общим
показателем коммуникативной интолерант-ности личности (г = -0,236 при р = 0,014). Это свидетельствует о том, что при высоком уровне развития эмоционального интеллекта наблюдается низкая степень выраженности коммуникативной интолерантности; другими словами, человек демонстрирует толерантные установки. Это свидетельствует о том, что умение понимать свои эмоции и управлять ими, умение понимать эмоции других людей тесно связано с наличием толерантных установок по отношению к другим, с умением идти на уступки, умением поддерживать отношения с другими людьми.
Выявлены двусторонние значимые корреляции между интегративным показателем ЭИ и показателями по следующим шкалам коммуникативной толерантности: «Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека» (г = -0,311 при р = 0,001); «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (г = -0,296 при р = 0,002); «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других» (г = -0,226 при р = 0,018). Таким образом, можно констатировать, что высокий уровень развития ЭИ связан со способностью понимать индивидуальность другого, не использовать
О
/ / / У / ^ У / ^ / / / / ^ / / / /
«Психологи» «Социальные работники» «Педагоги»
4Г & £
•У -о -Ф
* ^ .ох Л»
</ / ^ ^ *
6й
¿Г ^
/ с#° ^ ^ ^ ^
0Л
Шкалы
Рисунок 4. Средние значения показателей коммуникативной толерантности у студентов разных направлений подготовки
себя в качестве эталона при оценке поведения других людей, с умением приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.
Рассмотрим более подробно корреляции между отдельными показателями ЭИ и показателями коммуникативной толерантности. Можно выделить два показателя ЭИ («Самомотивация», «Распознавание эмоций других людей»), которые обеспечивают тесную связь между эмоциональными характеристиками личности (ЭИ) и способностью позитивно общаться (КТ).
«Самомотивация» как компонент ЭИ значимо коррелирует с показателями по восьми шкалам КТ, а также с общим показателем КТ: общий показатель КТ (г = -0,332 при р = 0,000); «Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека» (г = -0,344 при р = 0,000); «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (г = -0,385 при р = 0,000); «Консерватизм и категоричность в оценки других людей» (г = -0,242 при р = 0,012); «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров» (г = -0,221 при р = 0,022); «Стремление "подогнать" партнера под себя, сделать его "удобным"» (г = -0,203 при р = 0,035); «Не-
умение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» (г = -0,225 при р = 0,019); «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других» (г = -0,359 при р = 0,000).
Выявлены значимые корреляции между таким компонентом ЭИ, как «Распознавание эмоций других людей», и следующими показателями КТ: общий показатель КТ (г = -0,191 при р = 0,048); «Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека» (г = -0,205 при р = 0,035); «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (г = -0,295 при р = 0,002); «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» (г = -282 при р = 0,003).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что произвольное управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей связаны с рядом умений позитивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Выявлены значимые корреляции между таким компонентом ЭИ, как эмпатия, и показателем КТ «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» (г = -297 при р = 0,002). Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что
способность быть чувствительным к эмоциональным потребностям других, понимать эмоции других людей связана с терпимостью к другим людям.
Таким образом, корреляционный анализ показал, что между показателями эмоционального интеллекта и коммуникативной интоле-рантности установлена статистически достоверная отрицательная взаимосвязь на уровне значимости р<0,01 или р<0,05.
Выводы
1. Среднее значение интегративного показателя ЭИ у всей выборки испытуемых находится на низком уровне, а уровень парциального ЭИ по пяти шкалам опросника характеризуется средним или низким уровнем проявления. Это связано, на наш взгляд, с особенностями возраста испытуемых (что согласуется с опубликованными данными). Подавляющее большинство испытуемых являются студентами 1-го и 2-го курсов, поэтому можно предположить, что ЭИ у них находится на стадии формирования.
2. Средние значения интегративного и парциального ЭИ у юношей и девушек не обнаруживают достоверно значимых различий, что согласуется с опубликованными данными. Средние значения показателей ЭИ в группах испытуемых разных направлений подготовки обнаруживают достоверные различия по интегративному показателю ЭИ и по шкале «Управление своими эмоциями»: у «психологов» эти показатели ниже, чем в других группах испытуемых. Это связано, на наш взгляд, с личностными особенностями студентов, выбирающих профессию психолога: они более ориентированы на свой внутренний мир, более склонны к рефлексии, более требовательны при оценке себя. Такое отношение к себе, можно предполагать, проявляется и в ответах на вопросы опросника, поскольку любой опросник - это субъективный самоотчет.
3. Среднее количество баллов, набранных студентами исследуемой группы по общему показателю и по показателям отдельных шкал КТ, характеризует тенденцию к проявлению толерантности в общении. Это связано, на наш взгляд, с мотивами выбора студентами будущей профессиональной деятельности, в которой общение с другими людьми занимает важное место.
4. Межполовых различий в проявлении КТ у студентов не обнаружено. Различия в проявлении КТ у студентов разных направлений подготовки показало следующее: у «психологов» обнаружена низкая степень выраженности ин-толерантности в общении, то есть они склонны демонстрировать толерантные установки и способность к позитивному общению. Различия достоверны по четырем показателям КТ.
5. Между общими показателями ЭИ и КТ существует значимая двусторонняя связь, то есть высокий уровень ЭИ связан с низкой степенью интолерантности в общении. Обнаружена достоверно значимая корреляция между отдельными показателями ЭИ и КТ: умение произвольно управлять своими эмоциями (шкала «Самомотивация») связано с большинством показателей КТ; наличие эмпатии отрицательно коррелирует с нетерпимостью к окружающим; умение распознавать эмоции других людей связано с рядом показателей КТ. Выявленные корреляции доказывают наличие тесной взаимосвязи высокого уровня ЭИ и толерантности в общении у студентов педагогического университета.
Заключение
В проведенном исследовании выявлена тесная взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности у студентов педагогического университета. Полученные выводы позволяют определить конкретные пути формирования профессионально значимых качеств личности будущих психологов, социальных работников, педагогов.
Работа по развитию эмоционального интеллекта студентов включает формирование следующих умений: произвольно управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, развивать эмпатии, формировать волевых качеств и т.д. Работа по развитию толерантности в общении с окружающими может включать формирование следующих умений: принимать другого человека, адекватно воспринимать и оценивать себя, выражать свои чувства при общении с разными людьми в необидной для другого форме, внимательно относиться к особенностям другого человека, воспринимать другого как индивидуальность, уважать чувства других и т.п.
Формы работы со студентами, способствующие развитию у них рассматриваемых профессионально значимых качеств лично-
сти: усиление практической составляющей на занятиях по специальным дисциплинам; вовлечение студентов в волонтерское движение, которое предполагает их участие в работе с различными незащищенными группами населения; самостоятельная работа студентов и т.д. Особое место в формировании исследуемых качеств личности занимает студенческая
практика: педагогическая практика, включающая составление психолого-педагогического портрета ребенка, написание психолого-педагогической характеристики детской группы и др.; производственная практика, в содержание которой входит проведение коррекцион-но-развивающих занятий, тренингов, психологических консультаций и т.п. [3, 4].
Литература
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
2. Асмолов А. Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: Изд-во МГУ, 2001. Вып. 1-2.
3. Бокуть Е. Л. Исследовательская деятельность студентов в период практики как условие формирования профессиональных и личностных качеств будущих психологов // Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов. М., 2014. С. 40-44.
4. Бокуть Е. Л. Условия формирования профессиональных компетенций студентов-психологов на педагогической практике // Материалы V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». М., 2012. Т. 2. С. 8-9.
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.
6. Губина Е. В.Личностное развитие студентов в ходе их профессиональной подготовки // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1 (22). С.70-75.
7. Губина Е. В. Толерантные установки как условие успешной деятельности современного учителя // Психология нравственности и религия: XXI век: Материалы международной конференции (16-17 ноября 2011 г). Щелково, Моск. обл.: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. С.178-180.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
9. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
10. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / Под ред. Ю. П. Зинченко, А. В. Логинова. М.: Наука, 2011. 608 с.
11. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.
12. Романова Е. С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса //Системная психология и социология. 2010. № 2. С. 28-42.
13. Романова Е. С. Профессиональное становление и развитие с позиции дуального подхода //Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 44-58.
14. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот // Системная психология и социология. 2010. -№ 1. С. 72-76.
15. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 2. С. 5-24.
16. Уолцер М. О терпимости: Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2000.
17. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. М.: Ось-89, 2004. 80 с.
References
1. Andreeva I. N. The ABCs of Emotional Intelligence. SPb.: BHV-Petersburg, 2012. 288 p.
2. Asmolov A. G. About the Meaning of the Concept of Tolerance // Tolerance Century: Scientific and Journalistic Gazette. Issue 1-2. M., 2001.
3. Bokut E. L. Vocational Competencies of Students-Psychologists Formed in Conditions of Teacher's Training Practice. 5th Congress of the Russian public organization «Russian Psychological Society». M., February 14-18, 2012. Research materials. Vol. 2. P. 8-9.
4. Bokut E. L. The Research Activities of Students During the Practice as a condition of Formation of Professional and Personal Qualities of Future Psychologists // Psychology of Education: Modernization of Education in the Introduction of New Professional Standards. M., 2014. P. 40-44.
5. Coleman D. Emotional Intelligence. Why it can matter more than IQ. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2013. 560 p.
6. Gubina E. V. Personal Development of Students During Their Training // Bulletin of Practical Psychology of Education. 2010. № 1 (22). P. 70-75.
7. Gubina E. V. Tolerant Settings as a Condition for the Success Activities of the Modern Teacher // Psychology of morality and religion: 21st Century: Proceedings of the international conference (16-17 November 2011). Schyolkovo, MO: Publishers Marhotin PO, 2011. P. 178-180.
8. Ilyin E. P. Emotions and feelings. SPb .: Peter, 2001. 752 p.
9. Lyusin D. V. Current Concepts of Emotional Intelligence // Social Intelligence: Theory, Measurement, Research / Ed. D. V. Lyusin, D. V. Ushakov. M.: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 2004. P. 29-36.
10. Tolerance as a Factor of Combating Xenophobia: Xenophobia Risk Management in a Risk Society. M.: Nauka, 2011. 608 p.
11. Psychodiagnostics of Personality Tolerance / Ed. G. U. Soldatova, L. A. Shaygerova. M.: Smysl, 2008. 172 p.
12. Romanova E. S. The Development of the Science of Higher Education for the Support of the Civil and Occupational Formation of the Educational Progress // System Psychology and Sociology. 2010. № 2. P. 28-42.
13. Romanova E. S. The Professional Formation and Development in the Dual Approach // System Psychology and Sociology. 2010. № 1. P. 44-58.
14. Romanova E. S., Ryzhov B. N. «The Brutus complex» of social orphans // Systems Psychology and Sociology. 2010. № 1. P. 72-76.
15. Ryzhov B. N. The Basic of Sistemic Pshycology // Systems Psychology and Sociology. 2010. № 2. P. 5-24.
16. Walzer M. About tolerance. M: Idea Press, 2000.
17. Shekoldina S. D. Training Tolerance. M.: Os'-89, 2004. 80 p.