Научная статья на тему 'АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ'

АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССЕРТИВНОСТЬ / НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ / МАНИПУЛЯЦИИ / ЭМОЦИОН АЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНДИВИД / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / ПЕДАГОГИ / ASSERTIVENESS / VULNERABILITY FROM MANIPULATION / MANIPULATIONS / EMOTIONAL INTELLECT / INDIVIDUAL / STUDENTS / CADETS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шейнов В.П.

В статье рассматривается проблема возможной взаимосвязи ассертивности и незащищенности индивидов от манипуляций с эмоциональным интеллектом человека. Использованы методики: авторский тест ассертивности, авторская методика оценки незащищенности от манипуляций, тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Установлено, что ассертивность положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта. Тем самым для русскоязычного социума подтверждена справедливость включения ассертивности в модель эмоционального интеллекта (ESI) Р. Бар-Она. Ассертивность юношей сильнее, чем у девушек, положительно связана со следующими качествами: интегративным показателем эмоционального интеллекта, управлением своими эмоциями и самомотивацией. Распознавание эмоций других людей несколько сильнее связано с ассертивностью у девушек, чем у юношей. У курсантов ассертивность положительно коррелирует с интегративным показателем эмоцион ального интеллекта, с самомотивацией и эмоциональной осведомленностью. Ассертивность педагогов-руководителей положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта и всеми его составляющими, кроме эмоциональной осведомленности. Защищенности от манипуляций юношей и девушек способствует их эмоциональная осведомленность. Ассертивность студентов и их защищенность от манипуляций положительно коррелируют с их удовлетворенностью от выбранной профессиональной сферы, жизни в целом и академической успеваемостью. Удовлетворенность руководителей педагогических коллективов выбором профессии учителя, занимаемой должностью и жизнью в целом находятся в сильной положительной связи между собой. Для девушек нехарактерно агрессивное, а для юношей в еще большей степени - пассивное поведение. Распределение педагогов и студенток по типам поведения весьма схожее.The article describes the study about the possible links between assertiveness and insecurity of individuals from manipulations with the emotional intelligence of individuals. The methods used are: the author’s assertiveness test, the author’s method “Assessment of the degree of an individual’s vulnera bility from manipulative influences”, N. Hall’s test of emotional intelligence. It has been established that assertiveness is positively associated with an integrative indicator of emotional intelligence. Thus, for the Russian-speaking society, the validity of the inclusion of assertiveness in the model of emotional intelligence (ESI) R. Bar-On. Recognizing the emotions of other people is somewhat more strongly associated with assertiveness in girls than in boys. In cadets, assertiveness is positively correlated with an integrative indicator of emotional intelligence, with self-motivation and emotional awareness. The assertiveness of educators-managers is positively associated with the integrative indicator of emotional intelligence and all its components, except for emotional awareness. Their emotional awareness contributes to protection against the manipulation of boys and girls. Security from mani pulation and assertiveness of students are positively related to their satisfaction with the chosen profession, life in general, and academic performance in subjects related to the future profession. Satisfaction of the leaders of pedagogical teams with the choice of the teacher’s profession, their position and life in general are in a strong positive relationship with each other. For girls it is unchar acteristically aggressive, and for boys even more so - passive behavior. The distribution of teachers and female students by type of behavior is very similar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.04

АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ

В. П. Шейнов,

БГУ, Минск, Республика Беларусь, sheinov1@mail.ru

В статье рассматривается проблема возможной взаимосвязи ассертивности и незащищенности индивидов от манипуляций с эмоциональным интеллектом человека. Использованы методики: авторский тест ассертивности, авторская методика оценки незащищенности от манипуляций, тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Установлено, что ассертивность положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта. Тем самым для русскоязычного социума подтверждена справедливость включения ассертивности в модель эмоционального интеллекта (ESI) Р. Бар-Она. Ассертивность юношей сильнее, чем у девушек, положительно связана со следующими качествами: интегративным показателем эмоционального интеллекта, управлением своими эмоциями и самомотивацией. Распознавание эмоций других людей несколько сильнее связано с ассертивностью у девушек, чем у юношей. У курсантов ассертивность положительно коррелирует с интегративным показателем эмоционального интеллекта, с самомотивацией и эмоциональной осведомленностью. Ассертивность педагогов-руководителей положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта и всеми его составляющими, кроме эмоциональной осведомленности. Защищенности от манипуляций юношей и девушек способствует их эмоциональная осведомленность.

Ассертивность студентов и их защищенность от манипуляций положительно коррелируют с их удовлетворенностью от выбранной профессиональной сферы, жизни в целом и академической успеваемостью. Удовлетворенность руководителей педагогических коллективов выбором профессии учителя, занимаемой должностью и жизнью в целом находятся в сильной положительной связи между собой. Для девушек нехарактерно агрессивное, а для юношей в еще большей степени — пассивное поведение. Распределение педагогов и студенток по типам поведения весьма схожее.

Ключевые слова: ассертивность; незащищенность от манипуляций; манипуляции; эмоциональный интеллект; индивид; студенты; курсанты; педагоги.

Для цитаты: Шейнов В. П. Ассертивность, незащищенность от манипуляций и эмоциональный интеллект индивидов // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 38-45. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.04

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru

© Шейнов В. П., 2019

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.04

ASSERTIVENESS, MANIPULATION VULNERABILITY AND EMOTIONAL INTELLECT OF INDIVIDUALS

V. P. Sheinov,

BSU, Minsk, The Republic of Belarus,

sheinov1@mail.ru

The article describes the study about the possible links between assertiveness and insecurity of individuals from manipulations with the emotional intelligence of individuals. The methods used are: the author's assertiveness test, the author's method "Assessment of the degree of an individual's vulnerability from manipulative influences", N. Hall's test of emotional intelligence. It has been established that assertiveness is positively associated with an integrative indicator of emotional intelligence. Thus, for the Russian-speaking society, the validity of the inclusion of assertiveness in the model of emotional intelligence (ESI) R. Bar-On. Recognizing the emotions of other people is somewhat more strongly associated with assertiveness in girls than in boys. In cadets, assertiveness is positively correlated with an integrative indicator of emotional intelligence, with self-motivation and emotional awareness.

The assertiveness of educators-managers is positively associated with the integrative indicator of emotional intelligence and all its components, except for emotional awareness. Their emotional awareness contributes to protection against the manipulation of boys and girls. Security from manipulation and assertiveness of students are positively related to their satisfaction with the chosen profession, life in general, and academic performance in subjects related to the future profession. Satisfaction of the leaders of pedagogical teams with the choice of the teacher's profession, their position and life in general are in a strong positive relationship with each other. For girls it is uncharacteristically aggressive, and for boys even more so — passive behavior. The distribution of teachers and female students by type of behavior is very similar.

Keywords: assertiveness; vulnerability from manipulation; manipulations; emotional intellect; individual; students; cadets; teachers.

For citation: Sheinov V. P. Assertiveness, manipulation vulnerability and emotional intellect of individuals // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 3 (31). P. 38-45. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.04

Sheinov Viktor Pavlovich, doctor of sociology, full professor, professor at the department of Psychology and Pedagogical Proficiency at the Institute of Higher Education under the auspices of the Belarusian State University, Minsk, The Republic of Belarus.

E-mail: sheinov1@mail.ru

Введение

Для ассертивного поведения характерно множество свойств, необходимых любому человеку вне зависимости от его социального статуса: студенту, руководителю, преподавателю и т. д. Важность ассертивности для успешности социальных взаимодействий показана в ряде публикаций [2; 8]. Ассертивность также входит в модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Р. Бар-Она [10].

Конструкт «эмоциональный интеллект» впервые появился в работе М. Белдока [11].

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это набор способностей, связанных с пониманием, использованием и управлением эмоциями, относящимися к себе и другим. Эмоциональный интеллект определяется Д. В. Люсиным как «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [4: с. 33]. Дж. Майер с соавторами определяет эмоциональный интеллект как «точное восприятие эмоций, использование эмоций для облегчения мысли, понимания эмоций и управления эмоциями» [12: с. 508], а также как «большую способность, чем дру-

гие, выполнять сложную обработку информации об эмоциях и эмоционально значимых стимулах и использовать эту информацию как руководство к мышлению и поведению» [12: с. 504]. Концепция эмоционального интеллекта объединяет эмоциональные и интеллектуальные процессы [14]. Эмоциональный интеллект способствует успеху во многих видах деятельности [6].

Конструкт «незащищенность человека от манипулятивных воздействий» введен в научный оборот автором статьи [9: с. 147]. Показано, что любой индивид незащищен от манипуляций. Следовательно, введенный конструкт актуален для исследования.

С учетом всего вышесказанного целью исследования является установление возможных связей ассертивности и незащищенности индивидов от манипуляций с их эмоциональным интеллектом.

Методы и методики исследования

Двести респондентов в режиме анонимности ответили на вопросы трех тестов, а также на три дополнительных вопроса:

1) надежный и валидный [7] тест ассертивности (А26);

2) надежный и валидный [9] тест незащищенности от манипуляций (тест В);

3) тест эмоционального интеллекта Н. Холла [3]; он включает оценку пяти составляющих эмоционального интеллекта: а) эмоциональной осведомленности — осознания и понимания своих эмоций; б) управления своими эмоциями — эмоциональной отходчивости, эмоциональной гибкости. в) самомотивации — управления своим поведением за счет управления эмоциями; г) эмпатии; д) распознавания эмоций других людей; е) общий эмоциональный интеллект — сумма всех вышеперечисленных составляющих эмоционального интеллекта;

4) дополнительные вопросы руководителям педагогических коллективов: дать по 10-балльной шкале самооценку удовлетворенности: а) выбором профессии; б) занимаемой должностью; в) жизнью в целом;

5) дополнительные вопросы студентам и курсантам: дать по 10-балльной шкале

самооценку а) удовлетворенности выбором профессии; б) успеваемости по предметам, непосредственно связанным с будущей профессией; в) удовлетворенности жизнью в целом.

Для обратной связи у каждого респондента был индивидуальный шифр, по которому он узнавал свой результат тестирования. Для проведения исследования были задействованы три группы испытуемых общей численностью 230 человек: 1) 88 слушателей Академии последипломного образования (АПО, Минск) — директора школ и их заместители (58 чел.), заведующие детскими дошкольными учреждениями (26), преподаватели АПО (4); 2) 82 студента Полесского государственного университета (г. Пинск, Беларусь); 3) 60 курсантов Военной академии Республики Беларусь.

Статистическая обработка результатов тестирования осуществлялась Пакетом SPSS 20.00 [5]. Проверка показала, что эмпирическое распределение всех изучаемых переменных вполне соответствует нормальному закону распределения, что служит указанием и на то, что «выборка представляет собой репрезентативный срез популяции» [1: с. 201].

Результаты и их обсуждение

Связь незащищенности индивидов от манипуляций и ассертивности с их эмоциональным интеллектом для различных групп испытуемых представлены в таблицах 1 и 2.

В таблицах 1, 2 выделены корреляции, статистически значимые при двустороннем уровне значимости p < 0,05. Чем выше показатель теста В испытуемого, тем более он незащищен от манипуляций. Поэтому отрицательные корреляции в таблице 1 и в столбце В таблицы 2 означают, что увеличение показателя соответствующей переменной (ассертивности, эмоционального интеллекта и его составляющих) способствует защищенности от манипуляций; поэтому для оценки уровня этой связи для защищенности нужно знак корреляции r поменять с минуса на плюс.

Из таблицы 1 видно, что способствуют защищенности от манипуляций следующие качества: эмоциональная осведомленность (r = 0,480, p = 0,028) у юношей, но значи-

Таблица 1

Корреляции незащищенности от манипуляций студентов с их ассертивностью, эмоциональным интеллектом и его составляющими

Ассертивность и составляющие эмоционального интеллекта А26 ЭО УЭ С Э РЭ ЭИ

Юноши N = 21 Корреляция Пирсона 0,107 -0,480 -0,017 -0,020 0,013 0,125 -0,102

Ее значимость 0,644 0,028 0,941 0,932 0,956 0,590 0,660

Девушки N = 61 Корреляция Пирсона -0,530 -0,299 -0,104 -0,429 -0,306 -0,399 -0,456

Ее значимость 0,000 0,019 0,423 0,001 0,016 0,001 0,000

Все студенты N = 82 Корреляция Пирсона -0,475 -0,351 -0,067 -0,320 -0,300 -0,351 -0,398

Ее значимость 0,000 0,001 0,551 0,003 0,006 0,001 0,000

Обозначения в таблице 1: N — объем выборки; А26 — показатель ассертивности; В — показатель незащищенности от манипуляций («сырые» баллы теста В); ЭИ — общий показатель эмоционального интеллекта; ЭО — эмоциональная осведомленность; УЭ — управление своими эмоциями; С — самомотивация; Э — эмпатия; РЭ — распознавание эмоций других людей; значимость корреляций — двусторонняя.

Таблица 2

Корреляции ассертивности студентов, педагогов-руководителей и курсантов с незащищенностью от манипуляций, эмоциональным интеллектом и его составляющими

Незащищенность от манипуляций и составляющие эмоционального интеллекта В ЭО УЭ С Э РЭ ЭИ

Юноши N = 21 Корреляция Пирсона 0,107 0,236 0,712 0,808 0,267 0,562 0,806

Ее значимость 0,644 0,302 0,000 0,000 0,243 0,008 0,000

Девушки N = 61 Корреляция Пирсона -0,530 0,132 0,252 0,666 0,318 0,614 0,593

Ее значимость 0,000 0,309 0,050 0,000 0,013 0,000 0,000

Все студенты N = 82 Корреляция Пирсона -0,475 0,175 0,329 0,671 0,386 0,647 0,659

Ее значимость 0,000 0,115 0,003 0,000 0,000 0,000 0,000

Педагоги-руковод. N = 89 Корреляция Пирсона -0,097 0,079 0,304 0,296 0,233 0,184 0,306

Ее значимость 0,371 0,484 0,004 0,005 0,029 0,087 0,004

Курсанты N = 30 Корреляция Пирсона -0,018 0,611 0,256 0, 504 0,112 0,089 0,500

Ее значимость 0,121 0,000 0,171 ,0,004 0,555 0,641 0,005

Обозначения в таблицах 2: N — объем выборки; А26 — показатель ассертивности; В — показатель незащищенности от манипуляций («сырые» баллы теста В); ЭИ — общий показатель эмоционального интеллекта; ЭО — эмоциональная осведомленность; УЭ — управление своими эмоциями; С — самомотивация; Э — эмпатия; РЭ — распознавание эмоций других людей; значимость корреляций — двусторонняя.

тельно более низкая у девушек (г = 0,299, р = 0,019); у девушек, но не у юношей способствует защищенности от манипуляций ассертивность (г = 0,530, р < 0,001), а также самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей и общий уровень эмоционального интеллекта.

Все корреляции незащищенности от манипуляций с ассертивностью и всеми составляющими эмоционального интеллекта у педагогов-руководителей и курсантов оказались статистически незначимыми, поэтому они не включены в таблицу 1.

Таблица 2 показывает, что ассертивность положительно связана у студенток с защищен-

ностью от манипуляций (г = 0,530, р < 0,001 с эмпатией (г = 0,386, р = 0,013), но у юношей сильнее, чем у девушек, выражена связь ассертивности со следующими качествами: интегративным уровнем эмоционального интеллекта, управлением своими эмоциями — и с самомотивацией. Распознавание эмоций других людей несколько сильнее связано с ассертивностью у девушек (г = 0,614, р < 0,001), чем у юношей (г = 0,562, р = 0,008).

Ассертивность студентов оказалась никак не связанной с их эмоциональной осведомленностью, но эта связь статистически высоко значима для курсантов: (г = 0,611, р < 0,001). У них же ассертивность положительно коррели-

рует с интегративным уровнем эмоционального интеллекта (г = 0,500, р = 0,005) и с самомотивацией (г = 0,504, р = 0,004).

У педагогов-руководителей ассертивность положительно связана с уровнем эмоционального интеллекта и всеми его составляющими кроме эмоциональной осведомленности. Таким образом, установлены не только связи незащищенности от манипуляций и ассертивности с эмоциональным интеллектом и его компонентами, но и показано, что эти связи различным образом проявляются у педагогов, студентов-юношей/девушек и курсантов.

Данные результатов по показателям незащищенности от манипуляций, ассертивности и эмоционального интеллекта для групп испытуемых представлены в столбцах таблицы 3, в которой выделены наибольшие средние значения изучаемых переменных для юношей и девушек.

Из таблицы 3, в частности, следует, что в обследованной группе испытуемых девушки

в среднем меньше юношей защищены от манипуляций, а у юношей выше показатель ассертивности, суммарный показатель эмоционального интеллекта ЭИ и показатели всех его компонентов, кроме управления своими эмоциями. Различия эти статистически достоверны при р = 0,05. Пересчет «сырых» баллов теста В в проценты показывает, что студенты в среднем не защищены от манипуляций на 51 % (минимальное значение — 33 %, максимальное — 63 %).

Степень незащищенности курсантов от манипуляций оказалась такой же: в среднем

в 52 % тестовых испытаний курсанты оказались жертвами манипуляций. При этом разброс значений показателя незащищенности у курсантов больше, чем у студентов, — от 26 до 69 %.

Обнаружилось также, что у студентов защищенность от манипуляций положительно связана с их самооценками удовлетворенностью выбранной профессией, жизнью в целом и успеваемостью по предметам, связанным с будущей профессией. Сильнее эта связь выражена у девушек: защищенность от манипуляций способствует удовлетворенности жизнью (г = 0,401, р = 0,001), удовлетворенности выбранной профессией (г = 0,339, р = 0,007) и успеваемости по профессионально-ориентированным предметам (г = 0,297, р = 0,020).

Полученные данные показывают, что ассертивность студентов способствует: 1) удовлетворенности выбранной профессией, причем у юношей (г = 0,466, р = 0,033) эта связь выражена сильнее, чем у девушек (г = 0,259, р = 0,044); 2) лучшей успеваемости по пред-

метам, связанным с будущей профессией, причем у юношей она также выражена сильнее (г = 0,544, р = 0,011 у юношей и г = 0,247, р = 0,055 у девушек); 3) большей удовлетворенности жизнью в целом (г = 0,437,р < 0,001) у девушек.

Для руководителей педагогических коллективов не выявлено статистически достоверной связи защищенности от манипуляций и ассертивности с их самооценками удовлетворенности выбором профессии учителя, занимаемой должностью и жизнью в целом.

Таблица 3

Средние значения ассертивности, эмоционального интеллекта и его компонентов для студентов

Пол Показатели Тест В Тест А26 ЭО УЭ С Э РЭ ЭИ

М N = 21 Среднее значение 31,05 76,38 12,05 7,86 8,76 11,10 10,38 50,14

Стандартное отклонение 4,376 7,318 3,427 5,885 4,471 3,491 2,991 13,929

Ж N = 61 Среднее значение 34,67 67,56 11,36 8,00 7,79 8,79 8,07 43,87

Стандартное отклонение 4,198 8,709 3,569 4,412 3,474 3,402 3,420 11,499

Общее N = 82 Среднее значение 33,74 69,82 11,54 7,96 8,04 9,38 8,66 45,48

Стандартное отклонение 4,507 9,188 3,525 4,793 3,750 3,551 3,451 12,387

При этом самооценка руководителями педагогических коллективов удовлетворенности выбором профессии учителя находится в сильной связи с удовлетворенностью занимаемой должностью (г = 0,580, р < 0,001), а также с удовлетворенностью жизнью в целом (г = 0,444, р < 0,001). Удовлетворенность занимаемой должностью также положительно связна с удовлетворенностью жизнью в целом (г = 0,413,р < 0,001).

Самооценки курсантов показали положительные связи удовлетворенности выбором профессии с удовлетворенностью учебой (г = 0,721, р < 0,001) и с удовлетворенностью жизнью в целом (г = 0,361, р = 0,050).

На основе результатов теста А26 — теста ассертивности — в таблице 4 представлены данные (доля в % от общего количества респондентов) о типах поведения испытуемых.

Исходя из данных, которые представлены в таблице, можно сказать, что для девушек

нехарактерно агрессивное, а для юношей в еще большей степени нехарактерно пассивное поведение. Обращает на себя внимание высокая доля пассивных курсантов: возможно, этот результат случаен и объясняется малой выборкой и следует продолжить исследование данной категории испытуемых, набрав значительно большее количество респондентов. Но возможно, это и влияние подчиненного положения курсанта как военнослужащего. В любом случае этот вопрос пока остается открытым.

Распределение педагогов и студенток по типам поведения весьма схожее: по-видимому, решающую роль в данном вопросе играют не возраст и социальный статус, а фактор пола, поскольку группа испытуемых педагогов-руководителей состоит исключительно из представительниц женского пола. Этот результат

подтверждает полученный ранее автором [8], что показатель ассертивности человека не связан с его возрастом и видом деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди девушек несколько больше (по сравнению с педагогами) пассивных, но следует учесть, что респонденты-педагоги являются руководителями, а пассивность учителя, воспитателя не способствует выдвижению на руководящие должности.

Заключение

Ассертивность и незащищенность от манипуляций тесно связаны с эмоциональным интеллектом индивида, однако эти связи разнонаправленны и по-разному проявляются у представителей мужского и женского пола. У представителей всех обследованных групп испытуемых ассертивность положительно

связана с ингегративным показателем эмоционального интеллекта. Тем самым для русскоязычного социума подтверждена справедливость включения ассертивности в модель эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она. Ассертивность юношей сильнее, чем у девушек положительно связана со следующими качествами: интегративным показателем эмоционального интеллекта, управлением своими эмоциями и самомотивацией. Распознавание эмоций других людей несколько сильнее связано с ассертивностью у девушек, чем у юношей.

У курсантов ассертивность положительно коррелирует с интегративным показателем эмоционального интеллекта, с самомотивацией и эмоциональной осведомленностью.

Ассертивность педагогов-руководителей положительно связана с интегративным пока-

Таблица 4

Типы поведения студентов, курсантов и руководителей педагогических коллективов

Пассивные (А26 < 66) % Агрессивные (А26 > 77) % Ассертивные (66<А26>77) %

Юноши 4,8 47,6 47,6

Девушки 41 18 41

Педагоги-руководители 35,2 20 44,7

Курсанты 29 40 31

зателем эмоционального интеллекта и всеми его составляющими кроме эмоциональной осведомленности.

Защищенности от манипуляций юношей и девушек способствует их эмоциональная осведомленность. У девушек, кроме того, способствуют защищенности от манипуляций ассертивность, интегративный показатель эмоционального интеллекта и его составляющие: самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. В обследованной группе испытуемых девушки в среднем меньше юношей защищены от манипуляций, а у юношей выше показатели тестов ассертивности и суммарного показателя эмоционального интеллекта.

Ассертивность студентов и их защищенность от манипуляций положительно коррелируют с удовлетворенностью выбранной профессией, жизнью в целом и с успеваемостью по предметам, связанным с будущей профессией. Удовлетворенность руководителей педагогических коллективов выбором профессии учителя, занимаемой должностью и жизнью в целом находятся в сильной положительной связи между собой. Для девушек нехарактерно агрессивное, а для юношей в еще большей степени — пассивное поведение. Распределение педагогов и студенток по типам поведения весьма схожее.

Литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007. 688 с.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 672 с.

3. Диагностика эмоционального интеллекта / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. C. 57-59.

4. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сб. ст. / Институт психологии Российской академии наук; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004. С. 29-36.

5. Наследов А. Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

6. Стейн С. Дж., Бук Г. И. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. Киев: Баланс Бизнес Букс, 2007. 384 с.

7. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014 (а). № 2. С. 107-116.

8. Шейнов В. П. Социальные взаимодействия ассертивной личности с окружающими людьми // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 47-57.

9. Шейнов В. П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от мани-пулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147-154.

10. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2016. № 18. P. 13-25.

11. Beldoch M. Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication / ed. by J. R. Davitz et al // The Commmmunication of Emotional Meaning. McGraw-Hill, 2004. P. 31-42.

12. Mayer J. D., Roberts R. D., Barasade S. G. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507-536. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646

13. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? // American Psychologist. 2008. № 63 (6). P. 503-517.

14. Tolegenova A. A., Jakupo, S. M., Chung M. C., Saduova S., Jakupov M. S. A theoretical formation of emotional intelligence and childhood trauma among adolescents // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 69. P. 1891-1894. International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2012). DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.12.142

References

1. Anastazi A., Urbina S. Psychological Testing. Saint-Petersburg: Piter, 2007. 688 p.

2. Big Psychological Dictionary / ed. by B. Mescheiyakov, V. Zinchenko. Saint-Petersburg: Prime-EU-ROZNAK, 2009. 672 p.

3. Diagnotics of emotional intellect / N. P. Fetiskin, V. V Kozlov, G. M. Manuilov. Social-psychological diagnostics of development of an individual and smaller groups. Moscow: Institute of Physchotherapy, 2002. P. 57-59.

4. Lyusin D. V. Modern ideas about emotional intelligence // Social intelligence: theory, measurement, research: a coll. of articles / Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; ed. by D.V. Lyusina, D.V. Ushakov. Moscow: RAS, 2004. P. 29-36.

5. Nasledov A. D. SPSS. Computer analysis of data in psychology and social sciences. Saint-Petersburg: Piter, 2007. 416 p.

6. Stein S. J., Buk G. L Advantages of EQ. Emotional intelligence and your achievements. Kiev: Balance Business Books, 2007. 384 p.

7. Sheinov V. P. Development of the test for assertiveness satisfying requirements for reliability and validity // Questions of Psychology. 2014(a). № 2. P. 107-116.

8. Sheinov V. P. Social interactions of an assertive person with people around // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 1 (29). P. 47-57.

9. Sheinov V. P. The questionnaire for the evaluation of nonprotectedness from manipulative influences // Questions of Psychology. 2012. № 4. P. 147-154.

10. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2016. № 18. P. 13-25.

11. Beldoch M. Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication / ed. by J. R. Davitz et al // The Commmmunication of Emotional Meaning. McGrow-Hill, 2004. P. 31-42.

12. Mayer J. D., Roberts R. D., Barasade S. G. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507-536. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646

13. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? // American Psychologist. 2008. № 63(15). P. 503-517.

14. Tolegenova A. A., Jakupo, S. M., Chung M. C., Saduova S., Jakupov M. S. A theoretical formation of emotional intelligence and childhood trauma among adolescents // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 69. P. 1891-1894. International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2012). DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.12.142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.