Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / «УПРАВЛЕНИЕ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ» / «САМОМОТИВАЦИЯ» / «ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ» / «НАСТОЙЧИВОСТЬ» / «САМООБЛАДАНИЕ» / ЗНАЧИМЫЕ ЗОНА НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аврамова Татьяна Ивановна

Целью исследования было выявить особенности показателей эмоциональной устойчивости у студентов и осуществить сравнительный анализ показателей эмоциональной устойчивости у девушек и юношей студентов. У юношей показатели эмоциональной устойчивости выше, чем у девушек по результат всех использованных методик. У девушек больше зон неудовлетворенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EMOTIONAL RESILIENCE OF YOUNG AND YOUNG STUDENTS

The aim of the study was to identify the features of the indicators of emotional stability in students and to carry out a comparative analysis of indicators of emotional stability in girls and boys. In boys, indicators of emotional stability are higher than in girls by the result of all the methods used. Girls have more areas of dissatisfaction.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ»

несправедливо, человечно - бесчеловечно). На этом этапе, как и на предыдущем, ведущим методом воспитания является метод этических игр. Важным структурным компонентом игр, используемых на данном этапе, является моральная дилемма (воспитывающая ситуация). Иными словами, в игре обязательно должна быть представлена некая жизненная ситуация, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нравственные умения, навыки и привычки. По существу, это упражнения в условиях ситуации свободного нравственного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью погрузиться в необходимое психическое состояние и выбрать определённое решение. При этом иногда ему предлагаются возможные варианты ответа, а иногда ему приходится искать ответ самостоятельно.

Выводы. Таким образом, одним их эффективных средств воздействия на эмоционально-нравственную сферу детей среднего школьного возраста является внеклассная работа. Её мощный воспитательный потенциал реализуется благодаря принципам, на которых она строится: принцип природосообразности, принцип сотрудничества, личностно ориентированный принцип, принцип равного права, принцип добровольности, принцип занимательности, принцип создания ситуации успеха. Воспитание толерантной личности во внеклассной деятельности - сложный и длительный процесс, включающий познавательный, деятельностный и контрольно-оценочный этапы. На познавательном этапе школьники с помощью мультфильмов и притч получают представление об основах толерантного взаимодействия с окружающими людьми. Ведущий метод - метод этической беседы. Деятельностный этап ориентирован на формирование у школьников устойчивой стратегии толерантного поведения с окружающими людьми; воспитание толерантных черт характера. Контрольно-оценочный этап обеспечивает формирование у школьников умения оценивать свои поступки и поступки других людей с позиций нравственных категорий (добро - зло, справедливо - несправедливо, человечно - бесчеловечно). Ведущие методы - этические игры. Перечисленные этапы образуют целостную систему, выступая как звенья единого процесса воспитания. Границы между этапами условны, но каждый из них сохраняет свою специфику и характеризуется особой деятельностью учителя и учащихся.

Литература:

1. Величко, О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 11-15.

2. Выготский, Л.С. Воспитание чувств [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - URL: http://pravoknigi.ru/pedagogika/155-hrestomatija-vozrastnaja-i-pedagogicheskaja-psih/4534-vygotskij-ls-vospitanie-chuvstv.html

3. Лалетина, А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов / А.Ф. Лалетина // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 8. - С. 82-87.

4. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

5. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 332 с.

6. Сухомлинский, В.А. Хрестоматия по этике / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 304 с.

7. Яновская, М.Г. Воспитание эмоционально-нравственной культуры младших школьников / М.Г. Яновская // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 12-18.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Аврамова Татьяна Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Целью исследования было выявить особенности показателей эмоциональной устойчивости у студентов и осуществить сравнительный анализ показателей эмоциональной устойчивости у девушек и юношей студентов. У юношей показатели эмоциональной устойчивости выше, чем у девушек по результат всех использованных методик. У девушек больше зон неудовлетворенности.

Ключевые слова: показатели эмоциональная устойчивость, «управление своими эмоциями», «самомотивация», «волевая регуляция», «настойчивость», «самообладание», значимые зона неудовлетворенности.

Annotation. The aim of the study was to identify the features of the indicators of emotional stability in students and to carry out a comparative analysis of indicators of emotional stability in girls and boys. In boys, indicators of emotional stability are higher than in girls by the result of all the methods used. Girls have more areas of dissatisfaction.

Keywords: indicators of emotional stability, "managing your emotions", "self-motivation", "volitional regulation", "persistence", "self-control", significant areas of dissatisfaction.

Введение. Актуальность исследования эмоциональной устойчивости у студентов бесспорна. Это связано и с требованиями ФГОС, где практически по всем направлениям подготовки включена компетенция «толерантности» во «взаимодействии в коллективе», «в восприятии социальных, культурных» и др. рода различий. Кроме того, изучение показателей эмоциональной устойчивости необходимо для разработки как развивающих программ, так и программ психологического сопровождения в период студенчества, на начальном этапе профессионализации. Практически любая профессиональная деятельность является стрессогенной и вызывает в последующем «эмоциональное выгорание». Кроме того, базовой частью самореализации является удовлетворенность, получение поддержки, признания в значимых отношениях как личных, так и деловых. Конфликтность, неудовлетворенность в значимых отношениях также является значительным фактором, снижающим эмоциональную устойчивость.

Изложение основного материала статьи. Изучением механизмов, факторов и особенностей развития эмоциональной устойчивости занимаются многие отечественные ученые: Л.М. Аболин, Д.В. Иванов, Т.А. Савина, Б.Х. Варданян и др. Г.У. Солдатова определяет эмоциональную устойчивость как «интегральное свойство личности, выражающееся в неподверженности эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, способность справляться с состоянием излишнего эмоционального возбуждения при осуществлении многосложной деятельности». Кроме того, эмоциональная устойчивость представляет собой интегральное свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели, согласно М. Аболину, Б.Х. Варданяну.

Эмоциональная устойчивость представляет собой неотъемлемую часть эмоционально-волевого компонента психологической готовности личности к различным видам деятельности. Кроме этого, она позволяет обеспечить эффективное развитие других компонентов деятельности таких как мотивационный компонент, гностический и оценочный.

Мы исследовали выборки студентов разных профилей подготовки. В частности, студентов 3 курса педагогического университета и лесотехнической академии. Целью нашего исследования было выявить и сравнить показатели эмоциональной устойчивости у юношей и девушек студентов. В качестве эмпирических методов была использована батарея диагностических методик: опросник Н. Холла «Эмоциональный интеллект» (шкалы «управление эмоциями», «самомотивация»), опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», Миссисипская шкала ПТСР Н.М. Кеан, Дж.М. Кэддел., К.Л. Тэйлор, анкета Р. Хейвигхерста, Э. Эриксона. Статистическая обработка результатов - ^критерий Стьюдента для независимых выборок.

Гипотезой исследования было предположение, что у юношей-студентов уровни показателей эмоциональной устойчивости выше в сравнении с девушками-студентками, в частности, таких показателей как «самообладание», «управление своими эмоциями», «самомотивация». У юношей и девушек студентов показатели эмоциональной устойчивости выражены на уровнях среднем и выше среднего.

Результаты эмпирического исследования. По методике Н.Холла у юношей уровни показателей «управление эмоциями», «самомотивация» выше в сравнении с девушками студентками. Статистически значимыми оказались различия по шкалам «управление эмоциями» ^=2,719).

Результаты диагностики по методике Н. Холла. Студенты-девушки

№ испытуемые Управление своими эмоциями (б) Самомотивация (б) Эмпатия (б)

Среднее значение по шкале 4,6 4,1 5,3

Результаты диагностики по методике Н. Холла. Студенты-юноши

№ испытуемые Управление своими эмоциями (б) Самомотивация (б) Эмпатия (б)

Среднее значение по шкале 6,06 8,33 6,8

В процентном соотношении по параметру «управление эмоциями» у юношей высокий уровень представлен у 30% студентов, средний выражен у 70% опрошенных, а низкий уровень не представлен в выборке. У девушек-студенток высокий уровень представлен у 18%, средний выражен у 70% опрошенных, присутствует низкий уровень, который выражен у 18% студенток.

По методике, направленной на изучение особенностей волевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана у юношей-студентов все параметры эмоциональной устойчивости выражены на более высоком уровне, чем у девушек. Были выявлены статистически значимо более высокие уровни у юношей по шкалам «настойчивость» ^=2,7), «самообладание» ^=2,606), «общая шкала» волевой саморегуляции.

Результаты методики «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана.

Студенты-девушки

№ | испытуемые Общая шкала (б) Настойчивость (б) Самообладание (б)

Среднее значение по шкале 16,8 10 10,4

Результаты методики «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана.

Студенты юноши

№ | испытуемые | Общая шкала (б) | Настойчивость (б) | Самообладание(б)

Среднее значение по шкале 1 18 I 12,86 | 10

По параметру «общая шкала волевой саморегуляции» у юношей высокие показатели представлены у 81% опрошенных, средние представлены у 30% студентов. Низкий уровень данного параметра у юношей не выявлен. По параметру «общая шкала» у студенток-девушек высокие показатели представлены у 60% опрошенных, средние представлены у 40% студенток. Низкий уровень по «общей шкале волевой саморегуляции» у девушек также не выявлен.

По параметру «настойчивость» у юношей высокие показатели представлены у 57% опрошенных, средние представлены у 43% студентов. Низкий уровень по «настойчивости» у юношей-студентов не выявлен. По параметру «настойчивость» у девушек высокие показатели представлены у 83% опрошенных, средние представлены у 9% студенток. Низкий уровень выявлен у 8 % студенток.

По параметру «самобладание» у юношей высокие показатели представлены у 80% опрошенных, средние представлены у 20% студентов. Низкий уровень данного параметра не выявлен. По параметру «самообладание» у девушек высокий уровень выявлен у 53% опрошенных, средние показатели представлены у 47% студенток. Низкий уровень данного параметра у девушек также не выявлен.

По данным, полученным по Миссисипской шкале ПТСР Н.М. Кеана, К.Т. Тэйлора. В выборке опрошенных нами студентов высокий уровень выраженности «посттравматического синдрома» не выявлен ни в группе студентов девушек, ни в группе студентов юношей. У всех студентов доминирует средний уровень выраженности данного параметра.

По данным анкеты Р. Хейвигхерста выявлены особенности и различия ряда показателей эмоциональной устойчивости у юношей и девушек студентов. Выявлены зоны неудовлетворенности по ряду ценностно-значимых позиций - неудовлетворенность личными отношениями (или их отсутствие), ощущение бессмысленности жизни, ощущение усталости, скуки.

Результаты методики по анкете Р. Хейвигхерста, Э. Эриксона. Студенты-юноши

№ Вопросы Да Скорее да Не знаю Скорее нет Нет

5 Вы довольны своими личными отношениями? 8 2 1 4

11 Часто у Вас возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни? 3 12

16 Вам часто бывает скучно? 2 8 5

17 Вы часто чувствуете себя усталым? 1 6 3 3 2

18 Вы ощущаете свою жизнь полноценной? 5 4 6

Результаты методики по анкете Р. Хейвигхерста, Э. Эриксона. Студенты-девушки

№ Вопросы Да Скорее да Не знаю Скорее нет Нет

5 Вы довольны своими личными отношениями? 3 2 4 3

11 Часто у Вас возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни? 3 2 1 6

16 Вам часто бывает скучно? 1 1 1 2 7

17 Вы часто чувствуете себя усталым? 3 3 1 4 1

18 Вы ощущаете свою жизнь полноценной? 4 6 2

Не удовлетворены своими «личными отношениями» 60% девушек, 40% - удовлетворены. 70% испытуемых юношей-студентов ответили «да» и 30% ответили «скорее да», что практически все довольны личной жизнью. То есть у юношей удовлетворенность в сфере «личных отношений» однозначно выше, чем у девушек. Юноши меньше тревожатся и чувствуют себя увереннее в сравнении с девушками в построении и реализации себя в личных отношениях.

Чувство безнадежности и бессмысленности жизни юноши у себя не отметили. У девушек другая тенденция. Практически половина 45% девушек отметили у себя наличие чувства безнадежности, бессмысленности жизни. И по данной позиции девушки находятся в стрессовом состоянии и соответственно их эмоциональная устойчивость снижена в сравнении с юношами.

Состояние скуки испытывает 21% девушек и соответственно нуждаются во внимании и поддержке. Опрошенные юноши, в абсолютном большинстве, не испытывают скуку и у них нет необходимости поиска себе занятий в свободное время.

Присутствие «усталости» отмечают у себя и юноши, и девушки. Примерно 40% юношей и половина девушек испытывают «усталость». Девушки в большей степени устают в сравнении с юношами. То есть студентам приходится много трудиться. Часто это совмещение учебы с работой.

Выводы. Гипотезой исследования было предположение, что показатели эмоциональной устойчивости выше в мужской выборке. Гипотеза подтвердилась.

Статистически значимо выше в мужской выборке в сравнении с женской был выявлен уровень показателей «управление своими эмоциями» и «самомотивации», по Н. Холлу.

Значимо выше у юношей в сравнении с девушками выражены показатели «волевой саморегуляции» и «настойчивости», по А.В. Зверькову.

Девушки в сравнении с юношами чаще испытывают чувство безнадежности, бессмысленности жизни, они чаще чувствуют себя уставшими, они менее удовлетворены своими личными отношениями, по Р. Хейвигхерсту.

Таким образом, эмоциональная устойчивость связана с фактором половой идентичности. Нами было выявлено, что мужская выборка более эмоционально устойчива, чем женская. Однако нужно отметить, что у девушек-студенток преобладают средние и выше средних показатели эмоциональной устойчивости. Кроме того, нами исследована студенческая выборка, обладающая достаточно высоким интеллектуальным и культурным уровнями.

В качестве перспективы исследования можно рассматривать расширение выборки как в возрастном, так и в социальном планах.

В русле исследуемой проблематики актуальным является разработка программ, направленных на развитие эмоциональной устойчивости у студентов. Выявленные зоны неудовлетворенности являются теми позициями, которые нужно подвергнуть анализу в психологическом сопровождении, прежде всего с девушками-студентками. Это позволит повысить их уверенность в себе, самоэффективность, избавить от комплексов, и в целом, повысить эмоциональную устойчивость.

Эмоциональная устойчивость - это и умение «держать удар» в стрессовой ситуации, и способность преодолевать травмирующие состояния.

Литература:

1. Аврамова Т.И. Исследование фрустраций у студентов / Т.И. Аврамова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психологи Вып. 67. - Ч. 1 Сб. науч. трудов. КФУ им. Вернадского. Ялта: РИО ГПА, 2020. - С. 274-278

2. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Москва: Академия, 2008. - 543 с.

3. Иванов Д.В. Влияние образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости личности / Д.В. Иванов. - Курск: Наука, 2012. - 208 с.

4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Толерантность личности / Под ред. Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А. - Москва: Смысл, 2008. - 172 с.

5. Широкоступова А.О. Эмоциональная устойчивость как психологический феномен // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2016. - № 4. - С. 45-52.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Алиева Марзият Батырсултановна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); магистрант кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Марданова Арзу Фармановна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье рассматривается модель развития процесса консультирования подростков, характеризующихся делинквентным поведением. Прежде всего, демонстрируются её основные отличительные черты. Затем получают раскрытие основные пункты разработанной модели: вскрываются основные затруднения, могущие возникнуть в процессе такого рода работы, рассматривается оптимальная продолжительность встречи и условия её проведения, даётся характеристика основным методам психолого-педагогической диагностики, детализируется процесс закрепления опыта через расширение границ общения.

Ключевые слова: модель, подросток-делинквент, делинквентное поведение, психолог-консультант.

Annotation. The article considers the model of the counseling adolescents characterized by delinquent behavior development process. First of all, its main distinctive features are demonstrated. Then the main points of the developed model are revealed: the main difficulties that may arise in the process of this kind of work, the optimal duration of the meeting and the conditions for its conduct are considered, the main methods of psychological and pedagogical diagnostics are characterized, the process of consolidating experience through expanding the boundaries of communication is detailed.

Keywords: model, a teenage delinquent, delinquent behavior, the psychologist-consultant.

Введение. В рамках данной статьи под термином «модель» мы будем понимать процесс психологического консультирования, имеющий ряд характерных особенностей. В числе последних могут быть названы:

• характер жалобы клиента;

• цели консультирования;

• этапы работы консультанта в рамках данного процесса.

При этом следует учесть, что основные отличия индивидуальной работы с подростками от работы с детьми, относящимися к предшествующей возрастной категории, связаны с существованием ряда проблем, возникающих в ходе установления терапевтических отношений. Решению данный проблем будет посвящена значительная часть представленного в статье материала.

Изложение основного материала статьи. Как уже отмечалось во Введении, на настоящем этапе развития психологических знаний можно с определённой долей уверенности констатировать, что установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с младшими детьми [1; 3-4; 6; 8]. Данная тенденция детерминирована рядом причин (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.