развивающих программ и активно «проживали» чувство общности с другими участниками мероприятий. В процессе рефлексивной беседы - необходимом этапе такой работы - студенты подчеркивали образовательную и развивающую ценность мероприятий для всех участников и для себя лично и выражали готовность продолжать эту деятельность - что может служить критерием ее эффективности, значимости и перспективности.
Выводы. Результаты исследования показали, что именно субъектно-ориентированные социально одобряемые формы досуговой деятельности могут служить основой для выстраивания дополнительного образовательного пространства молодого человека: здесь отношения между педагогами и студентами характеризуются доверительно-ответственным сотворчеством, каждый участник сознательно работает над формированием интересующих его личностных качеств, меняется роль педагога в образовательном процессе: из информатора и наставника он становится сотоварищем и координатором деятельности студентов. В процессе спроектированного досуга расширяется интеллектуальный кругозор студентов, приобретаются новые возможности для самореализации, увеличивается круг друзей, возрастает самооценка.
Педагоги, участвующие в работе, отметили, что в досуговой деятельности студенты развивают способность осознанно выбирать профессиональные, жизненные, творческие траектории; учатся осуществлять целеполагание и принимать ответственные решения, аргументировать свою точку зрения, развивая коммуникативные умения; проявляют лидерские способности, обретая социальное признание и успех. Безусловно, здесь важна тьюторская, направляющая деятельность педагогов, поскольку такое пространство необходимо целенаправленно выстраивать, опираясь на постулаты гуманизма, сотрудничества, взаимного уважения и равенства всех участников.
Обосновывая и аргументируя актуальность и значимость проектирования досуговой деятельности студентов как их дополнительного образовательного пространства, можно отметить, что перспективным решением проблемы формирования всесторонне развитой, компетентной, конкурентоспособной, творческой, активной личности будущего технического специалиста является целенаправленная реализация апробированных подходов к проектированию досуговой деятельности, а также удовлетворение потребностей молодых людей в профессиональном и личностном развитии на основе построения индивидуальной образовательной и досуговой траектории. Формирование высококвалифицированного, компетентного, конкурентоспособного инженера в образовательной среде вуза и учреждениях дополнительного образования на основе ресурсов социально одобряемой досуговой деятельности обладает весомым потенциалом, способствуя укреплению взаимосвязей между всеми участниками образовательного процесса вуза. Определяя перспективы исследования, можно выделить следующие направления: конструирование и апробация модели дополнительного образовательного пространства студента вуза; поиск новых подходов к проектированию досуговой деятельности студента; вовлечение всех субъектов образовательного пространства в создание комфортной, интеллектуально развивающей, эмоционально насыщенной, создающей ситуацию успеха среды, ресурсы которой позволят молодому человеку с пользой для себя и общества использовать свободное время, нацеливая его на саморазвитие, реализацию профессиональных и личных интенций, обретение своего места в культуре и социуме.
Литература:
1. Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дисс... канд. социол. наук. - ЮФУ. - Ростов-на-Дону, 2009.
2. Еремеева Л.И. Досуговая деятельность как фактор саморазвития студенческой молодежи // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - № 1.
3. Малахова О.Ю. Формирование конкурентоспособного специалиста в современных социокультурных условиях // Наука и культура России. - Самара: СамГУПС, 2014. - С. 360-361.
4. Ручкин Б.А. Родионов В.Л., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества // СГЗ. - 2000. - №1. - С. 148-165.
5. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб., 2011.
6. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб., 2005.
7. Ярцев А.А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2004. - 152 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Аврамова Татьяна Ивановна
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
ИССЛЕДОВАНИЕ ФРУСТРАЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. У студентов исследовались уровень и содержание фрустраций. Был осуществлен сравнительный анализ фрустраций у девушек и юношей-студентов. Были выявлены следующие показатели и зоны повышенной фрустрированности у студентов: «внутренняя конфликтность», «самообвинение», «закрытость», «неудовлетворенность в личных отношениях», «усталость», «чувство безнадежности и бессмысленности жизни».
Ключевые слова: фрустрация как сложное травмирующее эмоциональное состояние неудовлетворенности, фрустрирующие состояния, экзистенциальная фрустрация, психологическое сопровождение студенческой молодежи.
Annotation. Students studied the level and content of frustration. A comparative analysis of the frustrations of girls and boys students was carried out. The following areas of increased frustration among students were identified: "internal conflict", "self-blame", "closeness", "dissatisfaction in personal relationships", "fatigue", "a sense of hopelessness and meaninglessness of life".
Keywords: frustration as a complex traumatic emotional state of dissatisfaction, frustrating states, existential frustration, psychological support for students.
Введение. Фрустрации как сложные состояния неудовлетворенности оказывают сильное травмирующее действие на эмоционально-личностную сферу человека. Способность человека преодолевать фрустрации как субъективного, так и объективного характера является важнейшей составляющей структуры личности, личностного потенциала, эмоциональной устойчивости личности. В связи с этим большую значимость приобретают исследование фрустраций и разработка программ развития способов их преодоления.Исследование феномена фрустрации относится прежде всего к сфере практической психологии.
Исследование фрустраций у студентов актуально в связи с тем, что ФГОС ВО предъявляет требования к развитию личностных качеств, эмоционально-личностных компетенций у обучающихся - «толерантности», «способности к самоорганизации» [1]. Кроме того, студенческий возраст в высокой степени стрессогенный, так как здесь реализуется первый этап профессионализации и актуальной становится реализация себя в личных отношениях, это период принятия ответственных решений.
Изложение основного материала статьи. Исследованием фрустрации занимались многие учёные-психологи: Н.Д. Левитов, С. Розенцвейг, Л. Фестингер, К.Роджерс, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия, Н.В. Тарабрина, В.С. Мерлин, А.И. Захаров, Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая, В.Н. Астапов и др.
Согласно Н.Д. Левитову, фрустрация представляет собой «сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации деятельности, общения, возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями» [6, С. 57].
В.Н. Мясищев определил фрустрацию как неудачно, непродуктивно решаемое личностью противоречие между ней и значимыми для неё сторонами действительности, вызывающее болезненные переживания: неудач, неудовлетворения потребностей, не достигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный, продуктивный выход из фрустрирующей ситуации и связанных с ней переживаний влечёт за собой эмоциональную травматизацию личности, снижение самооценки, потерю уверенности в себе и др.
Для З. Фрейда фрустрация - это невозможность удовлетворить «идовую» потребность из-за отсутствия объекта удовлетворения или из-за требований супер-эго.
По мнению Т.В. Мальцевой, И.Е. Реуцкой, фрустрация - это «феноменологически многоплановое психологическое явление, характеризующееся противоречивыми тенденциями, диссонансом между мотивационно - смысловыми образованиями и возможностями личности» [7, С. 27].
Фрустрирующие состояния, эмоции являются следствием неудовлетворенности значимых для человека потребностей, невозможности достичь важных для человека целей, потери близких отношений, близких людей и т.д. Это могут быть внутриличностные конфликты, межличностные или ситуации, когда «обстоятельства сильнее нас».
Фрустрация - очень обширное понятие, так как значительное число как объективных, так и субъективных факторов вызывают фрустрирующие состояния. Комплексность и многоаспектность этого феномена затрудняет его изучение. К фрустрирующим состояниям относятся тревожность, депрессия, раздражение. Эти состояния могут присутствовать одновременно, например, такое сложное чувство как обида («жалко себя» и «зло берет»). Фрустрация возникает тогда, когда личностно-значимый мотив остается неудовлетворенным, а возникшие при этом эмоции - тревога, депрессия, раздражение оказывают эмоционально травмирующее действие.
Можно выделить ряд условий, способствующих преодолению фрустрации. К ним относятся: наличие устойчивой системы ценностей, адаптивность и гибкость, оптимистическое отношение к жизни, умение управлять своими желаниями и эмоциями, развитость волевых качеств, адекватность самооценки, своевременное решение возникающих проблем.
Нами были исследованы уровень и содержание фрустраций у студентов девушек и юношей. В исследовании использовались следующие эмпирические методы:
Диагностические методики:
1. Методика «Исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантелеева;
2. Анкета Р. Хейвигхерста, Э. Эриксона;
3. Методика «Экспресс - диагностика уровня личностной фрустрации» В.В. Бойко.
Метод статистического анализа эмпирического материала - t критерий Стьюдента для независимых выборок (мужской и женской).
База исследования: студенты 2-го курса факультета «Инженерных систем и сооружений», профиля обучения «Защита в ЧС» Воронежского государственного технического университета (ВГТУ).
Контингент исследования составили студенты в возрасте от 18 до 25 лет в количестве 24 человек, из них 12 девушек и 12 юношей-студентов, 2-го курса ВГТУ.
По результатам диагностики были выявлены следующие тенденции.
По методике исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева были выявлены повышенные значения по шкалам, выявляющим фрустрации - «внутренняя конфликтность», «самообвинение», «закрытость» - у девушек-студенток уровни по «внутренняя конфликтности», по «самообвинению», «закрытости» выше, чем у юношей как по среднегрупповым значениям, так и по процентному соотношению средних и повышенных значений. Примерно у половины девушек уровень «самообвинения» повышен. У юношей повышенный уровень выражен только у 13 % выборки. Уровень «самообвинения» у девушек статистически значимо выше в сравнении с юношами ^ =2.9).
«Внутренняя конфликтность» выражена на уровне выше среднего у примерно у 30% девушек, то есть у каждой третьей. Уровень «внутренней конфликтности» у девушек статистически значимо выше, чем у юношей-студентов ^=3.2). При этом в отличие от юношей в выборке девушек примерно у четверти встречаются очень высокие показатели (9-10 ст.) выраженности «внутриличностных конфликтов», то есть это процент девушек с очень сильными травмирующими переживаниями. По шкале «закрытость» у большинства девушек уровень выше среднего и высокий, что препятствует преодолению фрустрации из-за внутренних препятствий выхода на контакт, субъективной трудности получения поддержки от другого человека (социальный копинг).
При этом нужно отметить, что общий уровень самоотношения и целый ряд его позитивных показателей, таких как «саморуководство», «самоценность», «самопринятие» - выражены на адекватном среднем и выше среднего уровнях. То есть отдельные фрустрации глобально не снижают самооценку, но безусловно,
являются показателями для поддерживающей психологической работы со студентами как в индивидуальной, так и в групповой тренинговой форме.
Таблица результатов диагностики по методике самоотношения С.Р. Пантелеева. Студенты: девушки и юноши
Выборка Стены по шкалам
Зак-рыто-сть Са-моу-верен ность Са-мору-ково-дство Отраженное самоотношение Сам-оце-нно-сть Са-моп рия-тие Само-привя-занно-сть Внутр. конфликтность Само-обви не-ние
1. Екатерина 10 8 8 9 8 5 6 2 4
2. Оксана 6 4 6 4 8 6 - 6 5
3. Алена 7 7 5 6 10 6 7 7 6
4. Алена К. 5 9 5 8 7 7 6 4 3
5. Ирина 6 9 6 6 8 5 5 4 3
6. Анастасия 6 7 7 6 9 6 6 9 7
7. Алина 5 9 8 6 6 6 8 4 6
8. Юлия 6 4 6 6 7 6 5 6 7
9. Олеся 6 6 5 4 6 5 4 5 6
10. Мария 7 9 5 4 7 3 5 5 10
11. Елена 8 8 8 8 9 8 5 5 4
12. Дарья 9 9 8 6 10 8 7 - 4
Среднее значение 6,75 7,42 6,42 6,08 7,92 5,92 5,33 4,75 5,41
1. Алексей 5 7 7 7 6 4 5 5 5
2. Илья 5 9 4 7 7 5 5 2 3
3. Никита 5 8 7 6 7 7 4 5 5
4. Андрей 4 4 4 3 5 2 4 4 3
5. Олег 7 7 5 6 9 1 7 4 4
6. Виталий 5 7 8 6 8 7 7 6 5
7. Александр 6 8 7 10 6 5 5 4 3
8. Денис 8 7 4 6 5 5 5 4 4
9. Иван 5 7 8 6 8 5 5 5 4
10. Валерий 5 7 5 4 5 2 4 4 4
11. Алексей 7 7 5 8 4 8 8 4 2
12. Евгений 6 6 4 5 7 3 6 5 6
Среднее значение 5,66 7,00 5,66 6,16 6,42 4,50 5,41 4,33 4,00
По В.В. Бойко, у большинства студентов - и юношей и девушек - преобладают низкий и средний уровни фрустрации. Высокий уровень практически не выявлен (выше среднего - у 10% выборки). Методика В.В. Бойко показывает преобладание среднего и низкого уровней фрустраций у студентов, в то время как студенты переживают целый ряд серьезных фрустраций, которые выявляются другими методиками. Это может быть связано с краткостью диагностической шкалы, двумерной вариацией ответов (да\нет) и др.
У девушек-студенток уровень фрустрации значимо выше, чем у юношей. Средний уровень фрустрации выражен у 40% девушек, у юношей только у 17%, у остальных уровень фрустрации низкий. Разница статистически значимая ^=1.9). По В.В. Бойко, у девушек-студенток уровень фрустрации выше в сравнении с юношами, но в пределах средних значений.
По результатам диагностики по анкете Р. Хейвигхерста, Э. Эриксона нами были выявлены ряд факторов, зон фрустрации у студентов.
Сводная таблица первичных данных по анкете Р. Хейвигхерста, Э. Эриксона.
Студентки-девушки
№ Вопросы Да Скорее да Не знаю Скорее нет Нет
1 Считаете ли вы себя ответственным человеком в гражданской и социальной сфере? 8 4
2 Вы достигли и поддерживаете свой целесообразный жизненный уровень? 7 3
3 У вас есть надлежащие способы проведения досуга? 6 5 1
4 Вы помогаете детям стать ответственными и счастливыми взрослыми? 8 3 1
5 Вы довольны своими личными отношениями? 3 2 4 3
6 Вы готовы принять происходящие физиологические перемены своего организма и тела? 4 3 1 4
7 Вы готовы к новым взаимоотношениям с Вашими стареющими родственниками? 6 2 2 2
8 Вас волнует состояние общества, в котором будут жить Ваши дети и внуки? 8 4
9 Вы чувствуете свою ответственность за сохранение нашей культуры? 8 4
10 Для Вас главное - это удовлетворение собственных нужд и потребностей? 2 2 3 5
11 Часто у Вас возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни? 3 2 1 6
12 Вы воплотили в жизни задачи, поставленные в 20-25 лет? 6 4 1 1
13 Религиозный Вы человек? 2 5 3 2
14 Вы чувствуете себя отставшим от жизни? 1 1 1 5 4
15 Вы не потеряли интерес к жизни? 3 2 7
16 Вам часто бывает скучно? 1 1 1 2 7
17 Вы часто чувствуете себя усталым? 3 3 1 4 1
18 Вы ощущаете свою жизнь полноценной? 4 6 2
Сводная таблица первичных данных по анкете Р. Хейвигхерста, Э. Эриксона.
Студенты-юноши
№ Вопросы Да Скорее да Не знаю Скорее нет Нет
1 Считаете ли вы себя ответственным человеком в гражданской и социальной сфере? 7 5
2 Вы достигли и поддерживаете свой целесообразный жизненный уровень? 7 3 2
3 У вас есть надлежащие способы проведения досуга? 6 5 1
4 Вы помогаете детям стать ответственными и счастливыми взрослыми? 9 3
5 Вы довольны своими личными отношениями? 5 2 4 1
6 Вы готовы принять происходящие физиологические перемены своего организма и тела? 6 3 1 2
7 Вы готовы к новым взаимоотношениям с Вашими стареющими родственниками? 6 2 2 2
8 Вас волнует состояние общества, в котором будут жить Ваши дети и внуки? 9 3
9 Вы чувствуете свою ответственность за сохранение нашей культуры? 8 4
10 Для Вас главное - это удовлетворение собственных нужд и потребностей? 3 2 3 4
11 Часто у Вас возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни? 5 7
12 Вы воплотили в жизни задачи, поставленные в 20-25 лет? 11 1
13 Религиозный Вы человек? 2 6 3 1
14 Вы чувствуете себя отставшим от жизни? 1 1 1 5 6
15 Вы не потеряли интерес к жизни? 1 4 7
16 Вам часто бывает скучно? 1 11
17 Вы часто чувствуете себя усталым? 3 1 8
18 Вы ощущаете свою жизнь полноценной? 4 6 2
По фактору «удовлетворенности личными отношениями» 60% девушек-студенток и 40% юношей-студентов не удовлетворены своими личными отношениями или они у них отсутствуют. Практически у половины исследуемой выборки студентов потребность в любовных отношениях фрустрирована. Это экзистенциальная фрустрация, связанная с удовлетворением одной из базовых психологических потребностей - потребностью в любви. Такого рода фрустрации очень сильно и долго переживаются, ими как правило ни с кем не делятся, что еще больше усугубляет страдание. В этих ситуациях нужен профессиональный психологический анализ, поддержка.
«Чувство усталости» было выявлено у 40% юношей-студентов и у 60% девушек-студенток, то есть у каждого 2-го студента. Это показатель достаточно выраженного уровня фрустрации, что требует психологического анализа - чем и для чего себя так «нагружают» студенты и какова цена таких перегрузок.
«Чувство безнадежности и бессмысленности жизни» было выявлено у 50% девушек-студенток и у 40% юношей-студентов. Это показатель серьезной экзистенциальной фрустрации, депрессивного состояния, связанного с временной потерей своего смысла жизни. Такие фрустрации безусловно нужно анализировать -с какого времени такое состояние возникло, с какими событиями это связано (конфликты, неудачи, потери...) и т.д. и способствовать их преодолению.
Однако следует отметить и зоны удовлетворенности у студентов - около 80% удовлетворены «своим жизненным уровнем», практически 100% занимают активную гражданскую позицию - их «волнует состояние общества», они «ответственны за сохранение культуры», около 80% студентов «ощущают свою жизнь полноценной», практически 100% студентов довольны «проведением своего досуга».
Выводы. Таким образом, у половины выборки студентов были выявлены такие фрустрации как «чувство безнадежности и бессмысленности жизни», «чувство усталости», «неудовлетворенность личными отношениями». Каждый 5-й не удовлетворен «своим жизненным уровнем», не «ощущает свою жизнь полноценной». Примерно у трети студентов повышен уровень «внутренней конфликтности», «самообвинения», «закрытости». Полученные результаты подтверждают актуальность разработки и осуществления психологических программ, направленных на коррекцию состояний фрустрации у студентов и молодежи в целом.
Выделенные нами тенденции в уровне и содержании фрустраций у студентов обуславливают важность, необходимость психологического сопровождения студенческой молодежи. Такое сопровождение предполагает индивидуальный анализ фрустрирующих ситуаций в каждом отдельном случае, работу по развитию продуктивных копинг-стратегий и снижению непродуктивных стратегий преодоления фрустраций студентами. Как индивидуальные, так и групповые тренинговые формы психологического сопровождения освобождают человека от фрустрирующих состояний, повышают способность их преодолевать. Такая работа, особенно в группе, требует от психолога создания пространства доверия, открытости, безопасности. Так как членам группы, чтобы проработать свои фрустрирующие ситуации нужно поделиться содержанием конфликта, своими мыслями и переживаниями в связи с текущим или прошлым фрустрирующим событием. Это крайне деликатная и сложная работа. Это аналитическая работа психолога со студентами в форме аутентичного, конгруэнтного диалога, в результате чего человек начинает чувствовать себя спокойнее, увереннее, сильнее. Рефлексия каждого члена группы становится более объективной, менее искаженной. В результате такого совместного с психологом анализа студенты становятся более эмоционально компетентными. Групповая тренинговая психологическая работа может оказать очень сильное поддерживающее воздействие и избавить от многих травмирующих переживаний как из прошлого, так и из настоящего.
Литература:
1. ФГОС Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. Защита в ЧС (уровень бакалавриата) С изменениями и дополнениями от: 13 июля 2017 г. http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/200301_B_15062018.pdf
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. -URL: https://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/ 12.12.29-ФЗОб образовании в Российской Федерации.pdf
3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния фрустрации / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 5. - С. 23-29.
4. Бэрон Р. Фрустрации личности / Р. Бэрон - Москва, 2014. - 411 с.
5. Крэйхи Б. Социальная психология фрустрации / Б. Крэйхи. - Москва, 2003. - 333 с.
6. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С. 118-129.
7. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб.пособие. / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 143 с.