УДК159.922 - 053.6 : 316.66
И. А. Куницына, А. В. Мещанинова, Е. Н. Яхудина
Особенности фрустрационных реакций подростков с разным социометрическим статусом
В статье рассматривается понятие фрустрации и фрустрационных реакций в подростковом возрасте у юношей и девушек. Изучается проявление фрустрационных реакций у юношей и девушек с разным социометрическим статусом.
The article considers the concept of frustration in adolescence in boys and girls. Studies the manifestation of frustrating reactions in boys and girls with different sociometric status.
Ключевые слова: фрустрация, фрустрационные реакции, социальный статус, подростковый возраст.
Key words: frustration, frustration reactions, social status, adolescence.
Проблема фрустрации поднимается не только в плане теоретического обсуждения, но также является предметом многих экспериментальных исследований. Необходимо отметить то, что понятие «фрустрация» встречается во всех аспектах жизнедеятельности человека, начиная от его потребности в реализации своих возможностей и способностей и заканчивая физиологическими потребностями в пище и воде. Но, несмотря на возросший интерес к данной проблематике, проведенных исследований по части взаимосвязи фрустрационных реакций с другими психологическими характеристиками личности достаточно мало. Поэтому исследование фрустрационных реакций и механизмов психологической защиты у подростков с разным социометрическим статусом является весьма актуальным [6].
Рассматривать понятие «фрустрация» можно начать с изучения точек зрения зарубежных авторов. Так, например, Розенцвейг считал, что фрустрация возникает только в тех случаях, когда человек не в состоянии самостоятельно преодолеть возникшие обстоятельства на пути к удовлетворению каких-либо жизненных потребностей [2].
Согласно определению, которое дали Браун и Фарбер, фрустрация - это «результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается». Они акцентируют свое внимание именно на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, где противоречивость действий является результатом эмоциональности, которая сильно выражена в этих ситуациях. Горячо
© Куницына И. А., Мещанинова А. В., Яхудина Е. Н., 2019
28
поддерживая данных авторов, другие современные психологи, Чайльд и Уотерхауз, в противоположность Брауну и Фарберу, советуют называть фрустрацию не как препятствие или обструкцию (специфический клинический синдром), а как помеху, обязующую человека вносить поправки в свою деятельность для достижения необходимого результата [4].
В отечественной психологии фрустрация как психологический феномен вообще целенаправленно не изучалась. Непопулярность таких исследований на тот момент можно было объяснить тем, что они традиционно связывались с феноменом агрессивности, который считался чуждым социальному обществу. Зарубежные исследования на тему фрустрации для отечественной науки в большей степени выступали не как серьезный обоснованный научный анализ, а как объект критики и насмешек [3].
Среди отечественных ученых, решивших впервые изучить явление фрустрации, был Н.Д. Левитов, который назвал фрустрацию таким психическим состоянием, которое выражается в «характерных особенностях переживаний и поведения и вызывается объективно непреодолимыми на пути к достижению цели или к решению задачи» [5].
Такую интерпретацию фрустрации разделили и другие отечественные авторы. Так В.С. Мерлин писал: «Под фрустрацией понимают состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких- либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится» [7].
Ф.Е. Василюк в своей книге «Психология переживания» проанализировал преодоление критических ситуаций, в том числе фрустрацион-ных. На основе анализа были выделены два важнейших параметра поведения во фрустрирующей ситуации. К первому параметру автор относит «мотивосообразность», т. е., поведение и мотивы человека осмыслены и взаимосвязаны. Второй параметр также говорит об осмысленности поведения, но уже вне зависимости от того, есть мотив или его нет [1].
В подростковом возрасте происходит существенное расширение сфер социальной активности и изменение их значимости, поскольку подросток является субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Благодаря формированию межличностных отношений, у подростка появляются навыки социального взаимодействия, подросток учится уважать и считаться с чужим мнением и в то же время отстаивать свои личные интересы. Одним из необходимых факторов, способствующих процессу социализации, остается школа. Это обусловлено тем, что в процессе общения со сверстниками происходит усвоение и присвоение значимых общественных норм и ценностей и их индивидуальная модификация. Высокий статус среди сверстников играет большую роль в установлении хороших взаимоотношений.
29
Общение происходит в процессе совместной деятельности и осуществляется в разнообразных межличностных отношениях. Наряду с формальной структурой общения, в классе, как в социальной группе, имеется психологическая структура неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Структура данной системы во многом зависит от ценностных ориента-ций членов группы, их понимания и восприятия друг друга, взаимооценки и самооценки. Степень принятия членов группы, симпатии, антипатии определяют положение подростка в группе, его социометрический статус.
Социометрический статус - это положение, занимаемое индивидом в системе межличностных взаимоотношений. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Подросток может быть как удовлетворен своим статусом, так и не удовлетворен. Закрепленный за подростком определенный статус обладает определенной устойчивостью, а с возрастом показатель стабильности общения ребенка в структуре межличностных отношений будет лишь увеличиваться.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что исследование, посвященное проблеме фрустрационных реакций подростков с разным социометрическим статусом, является весьма актуальным в современной научной среде.
Цель проведенного исследования: выявление особенностей фрустрационных реакций подростков с разным социометрическим статусом.
Объектом исследования были подростки, обучающиеся в 7 и 8 классах.
Предметом исследования выступили особенности фрустрационных реакций подростков с разным социометрическим статусом.
Методики, использованные для проведения исследования:
1. Методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант).
2. Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант).
3. Социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского).
В ходе изучения распределения значений показателя
социометрических статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов, было выявлено, что 40% обследованных подростков являются отвергаемыми. Вероятно, это проявление особенностей подросткового возраста, когда наблюдается снижение интереса к учебе.
Таблица 1
Распределение статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов
Количество обучающихся
Статусы/классы с разными социометрическими статусами
7 класс 8 класс Общее кол-во
«Звезды» 4 4 8
«Предпочитаемые» 2 4 6
«Пренебрегаемые» 0 0 0
«Изолированные» 4 6 10
«Отвергаемые» 9 7 16
При сравнении особенностей распределения статуса между мальчиками и девочками можно сделать вывод, что среди девочек в рамках учебной деятельности больше «звезд», чем среди мальчиков. Помимо этого, можно наблюдать, что девочек по статусу «Отвергаемые» меньше, чем мальчиков.
Таблица 2
Распределение статусов в рамках учебной деятельности между мальчиками и девочками 7-8 классов
Количество обучающихся
Статусы/классы с разными социометрическими статусами
Мальчики Девочки Общее кол-во
«Звезды» 3 5 8
«Предпочитаемые» 3 3 6
«Пренебрегаемые» 0 0 0
«Изолированные» 5 5 10
«Отвергаемые» 9 7 16
Изучение распределения показателя социометрического статуса в досуговой деятельности у обучающихся 7 и 8 классов показало, что среди обучающихся 8 класса количество подростков со статусом «Предпочитаемые» выше, нежели у обучающихся 7 класса.
Таблица 3
Распределение статусов в рамках досуговой деятельности между обучающимися 7 и 8 классов
Количество обучающихся
Статусы/классы с разными социометрическими статусами
7 класс 8 класс Общее кол-во
«Звезды» 3 2 5
«Предпочитаемые» 9 14 23
«Пренебрегаемые» 4 3 7
«Изолированные» 0 0 0
«Отвергаемые» 3 2 5
Анализ результатов сравнения показателей социометрических статусов между мальчиками и девочками в досуговой деятельности показал, что среди девочек больше предпочитаемых, но меньше отвергаемых, чем в выборке мальчиков.
Таблица 4
Распределение статусов в рамках досуговой деятельности между мальчиками и девочками 7-8 классов
Количество обучающихся
Статусы/классы с разными социометрическими статусами
Мальчики Девочки Общее кол-во
«Звезды» 3 2 5
«Предпочитаемые» 9 14 23
«Пренебрегаемые» 4 3 7
«Изолированные» 0 0 0
«Отвергаемые» 4 1 5
Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод, что среди подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, больше лиц со статусом «Отвергаемые» в учебной деятельности и со статусом «Предпочитаемые» в досуговой деятельности. При этом мальчики чаще являются отвергаемыми как в учебной, так и досуговой деятельности.
Также в рамках исследования был проведен сравнительный анализ значений показателя фрустрационных реакций подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом.
В ходе сравнительного анализа были выявлены существенные различия значений показателя БР «фиксация на самозащите» у подростков с разным социометрическим статусом. У обучающихся 7-8 классов со статусом «Звезды» значения данного показателя существенно ниже по сравнению с обучающимися с другими статусами. Отсюда следует, что при возникновении конфликтной ситуации «Звезды» меньше, чем их сверстники, будут склонны к поиску виновных за возникновение проблемы.
Таблица 5
Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга) подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом
в учебной деятельности
Пок-ли ф/р «Звезды» «Предпочитаемые» «Изолированные» «Отвергаемые» Н-критерий Крускала-Уоллиса
Мх К Мх К Мх К Мх К
БР 5 10 6,6 20,3 6,7 19,1 7,7 27,1 11,48; р < 0,01
Существуют значимые различия значений показателей фрустраци-онных реакций Е, I и I у подростков с разным социометрическим статусом. Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» существенно реже по сравнению со сверстниками используют фрустрационные реакции самообвинения и реакции, направленные на самостоятельное разрешение проблемных ситуаций. В то же время они существенно более склонны к обвинению окружающих, чем одноклассники.
Таблица 6
Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга) подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом
в досуговой деятельности
Пок-ли ф/р «Звезды» «Предпочитаемые» «Пренебрегаемые» «Отвергаемые» Н-критерий Крускала-Уоллиса
Мх К Мх К Мх К Мх К
Е 2,4 21 ,2 1,4 14,1 4,4 28,6 4 28,6 11,6; р < 0,05
I 2,4 18,3 3,6 28,4 1,4 9,9 2,2 16,4 13,05; р < 0,01
I 1,6 24,5 1,8 22,6 0,9 15,3 0,2 8,9 9,601; р < 0,05
При сравнительном анализе были выявлены существенные различия значений показателя Е «социальный статус» (методика Л.Н. Соб-чик) у подростков с разным социометрическим статусом в учебной деятельности. Следовательно, подростки с низкими социометрическими статусами в учебной деятельности «Изолированные» и «Отвергаемые» существенно чаще сталкиваются с обвинениями взрослых в некомпетентности, несостоятельности, неспособности чего-либо добиться, нежели подростки с высоким социометрическим статусом.
Таблица 7
Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика Л.Н. Собчик) подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом
в учебной деятельности
Пок-ли ф/р «Звезды» «Предпочитаемые» «Изолированные» «Отвергаемые» Н-критерий Крускала-Уоллиса
Мх К Мх К Мх К Мх К
Е «социальный статус» 5,5 15,8 4,5 13,1 6 20,3 7,07 26,6 8,75; р < 0,05
Подводя итоги можно сказать, что подростки с низким социометрическим статусом в учебной деятельности по сравнению со сверстниками более склонны к фрустрационным реакциям ED, которые заключаются в определении виновного в сложившейся ситуации. Они существенно чаще сталкиваются с обвинениями взрослых в некомпетентности, несостоятельности, неспособности чего-либо добиться, нежели подростки с высоким социометрическим статусом.
Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности существенно реже по сравнению со сверстниками используют фрустрационные реакции самообвинения и реакции, направленные на самостоятельное разрешение проблемных ситуаций, но более склонны к обвинению окружающих.
Для проведения корреляционного анализа был использован непараметрический критерий Спирмена. Данный анализ, был проведен с целью изучения взаимосвязи между значениями показателей количества положительных и отрицательных выборов подростков в учебной и досуговой деятельности с фрустрационными реакциями и механизмами психологической защиты. В процессе анализа были получены следующие результаты.
ED
E
Количество положительных выборов в учебной деятельности
Примечание: ________ r<0, p<0,05
_______ r<0, p<0,01
- r>0, p<0,05
Рис. 1. Корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга)
обучающихся 7-8 классов
Была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества положительных выборов в учебной деятельности со значениями показателей фрустрационных реакций Е (r=-0,332) и фрустрационных реакций по типу ЕD (r=-0,378) методики С. Розенцвейга. Следовательно, чем больше подросток склонен к обвинению окружающих и самозащите, тем реже его выбирают сверстники для совместного выполнения учебного задания.
Следующая прямая корреляционная связь была выявлена между значениями показателя количества положительных выборов в учебной деятельности и значений показателя фрустрационных реакций i (r=0,314). То есть, чем чаще подросток берет на себя ответственность за разрешение проблемы, тем чаще сверстники проявляют готовность сотрудничать с ним в учебной деятельности (рис. 1).
Можно наблюдать обратную корреляционную связь значений показателя количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и значений показателя фрустрационных реакций E методики С. Розенцвейга (r=-0,420). То есть, чем больше подросток склонен к обвинению окружающих, тем реже его выбирают сверстники для совместной досуговой деятельности (рис. 2).
Количество отрицательных E
выборов в досуговой деятельности
Примечание: — — — — — — — - r<0, p<0,01
Рис. 2. Корреляционная связь количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга)
обучающихся 7-8 классов
Была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества отрицательных выборов в учебной деятельности со значениями показателя реакции на фрустрацию Е методики Л.Н. Собчик (r=-0,310). Следовательно, чем ниже социометрический статус подростка, тем чаще он слышит обвинения в его некомпетентности и необразованности.
Количество отрицательных выборов в учебной деятельности E
Примечание:--------r<0, p<0,05
Рис. 3. Корреляционная связь количества отрицательных выборов в учебной деятельности и фрустрационных реакций (методика Л.Н. Собчик)
обучающихся 7-8 классов
Таким образом, в результате корреляционного анализа значений показателей количества положительных и отрицательных выборов подростка со значениями показателей фрустрационных реакций (методики С. Розенцвейга и Л.Н. Собчик) были выявлены следующие взаимосвязи:
1) социометрический статус в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации, менее склонны к принятию на себя ответственности за разрешение проблемы и чем чаще они слышат от взрослых упреки в несостоятельности и некомпетентности;
2) социометрический статус в досуговой деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации.
Согласно результатам проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы.
В ходе изучения распределения значений показателя социометрических статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов было выявлено, что 40% обследованных подростков являются отвергаемыми. Вероятно, это проявление особенностей подросткового возраста, когда наблюдается снижение интереса к учебе. Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод, что среди подростков, обучающихся в 7-х и 8-х классах, больше лиц со статусом «Отвергаемые» в учебной деятельности и со статусом «Предпочитаемые» в досуговой деятельности. При этом мальчики чаще являются отвергаемыми как в учебной, так и досуговой деятельности.
1. Подростки с низким социометрическим статусом в учебной деятельности по сравнению со сверстниками более склонны к фрустраци-онным реакциям ЕЭ, которые заключаются в определении виновного в сложившейся ситуации. Они существенно чаще сталкиваются с обвинениями взрослых в некомпетентности, несостоятельности, неспособности чего-либо добиться, нежели подростки с высоким социометрическим статусом.
Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности существенно реже по сравнению со сверстниками используют фрустрационные реакции самообвинения и реакции, направленные на самостоятельное разрешение проблемных ситуаций, но более склонны к обвинению окружающих.
В заключение можно сказать, что подростковый период является важным этапом на пути становления и развития человека. И данный период редко проходит без критических эпизодов в жизни подрастающего человека. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы во время психологического сопровождения старшеклассников.
Список литературы
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 341 с.
2. Дементий Л. И. Фрустрация: понятие и диагностика: учеб.-метод. пособие -Омск.: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.
3. Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1993. - 21 с.
4. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. - Т. 11. - №5. - 1990.
5. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - № 6. - 1964.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. - М.: Питер, 2014. - 290 с.
7. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - М.: Просвещение, 1977. - С. 298-304.
Статья поступила: 01.11.2019. Принята к печати: 15.11.2019