ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРАЦИЮ И СКЛОННОСТЬ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ЛИЦ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск
Пономаренко И.В., Лазюк И.В., Курусь И.А., Карпотенко Я.Е.
В статье авторами представлены результаты исследования влияния на поведение лиц помогающих профессий фрустрации. Было установлено, что в группе студентов-психологов достоверно чаще преобладают импунитивные реакции на фрустрацию, чем в группе практикующих психологов (p<0,05). В то же время, у психологов достоверно выше показатель социальной адаптации по сравнению со студентами-психологами (p<0,01).
Ключевые слова: фрустрация, фрустрационная толерантность, склонность к аддиктивным формам поведения, психологи.
In the article, the authors present the results of the study of the frustration influence on the behavior of caring profession persons. It was found that in the group of students-psychologists impunitive reactions to frustration occur more often than in the group of practicing psychologists (p<0.05). At the same time, psychologists have a significantly higher index of social adaptation compared to students-psychologists (p<0.01). Key words: frustration, frustration tolerance, inclination to addictive behaviors, psychologists.
Во время обучения в вузе студент сталкивается со многими фрустрирующими ситуациями. Согласно исследованиям в области образования, студенты университетов испытывают высокий уровень стресса [6]. После обучения в университете, уже в профессиональной деятельности, специалист-психолог также неоднократно сталкивается с фрустрацией. Неадаптивное переживание фрустрации характеризуется уходом в психопатологию или отклоняющиеся формы поведения [2, 5].
Поскольку толерантность к фрустрации влечет за собой преодоление трудностей и поддержание здоровых стратегий преодоления стресса, она тесно связана со стрессоустойчивос-тью человека [3]. Из исследований известно, что среда обучения (учебная структура и взаимодействие с преподавателями) в образовании может влиять как на тип фрустрационных реакций, которые используют студенты, так и на их мотивацию и психическое здоровье [4].
Цель работы заключается в исследовании особенностей реагирования на фрустрацию и склонности к аддиктивным формам поведения у лиц помогающих профессий.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 50 человек, имеющие психологическое образование
или получающие в вузе психологическую специальность. Выборка была поделена на 2 группы. 1 группа: 25 человек - практикующих психологов (из них: 22 женщины и 3 мужчины, средний возраст - 34,1±8,7 лет). 2 группа: 25 студентов-психологов 3 курса (из них: 20 женщин и 5 мужчин, средний возраст - 20,2±0,83 лет).
Методики исследования: 1. Тест С. Розен-цвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной). 2. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В. Лозовая).
Результаты и обсуждение
При оценке направлений реакций на фрустрацию было выявлено, что и в группе психологов, и в группе студентов преобладают экстрапунитивные реакции. Однако достоверные различия были получены по частоте встречаемости импунитивных реакций, у студентов они проявляются достоверно чаще. Полученные данные согласуются с исследованиями. Так, М.М. Мишиной показано, что психологи сами способны найти выход из стрессовой ситуации [1].
При оценке типа реакции на фрустрацию было выявлено, что в группе психологов преобладает эго-защитная реакция, а в группе сту-
дентов - потребностно-доминантный тип. Были получены достоверные значения по доминированию потребностно-неустойчивого типа (р<0,006). При математической обработке уровня социальной адаптации были выявлены достоверные различия между двумя группами. В группе студентов показатель социальной адаптации значительно ниже, чем в группе психологов (р<0,0004). На основании данных этого показателя мы можем сделать вывод, что в группе студентов показатель фрустрационной толерантности ниже, чем в группе психологов.
При выявлении склонностей к аддиктивно-му поведению было установлено, что в группе психологов преобладают склонности к любовной (40%), пищевой (44%), трудовой (40%) зависимости и зависимости от здорового образа жизни (64%). В группе студентов-психологов 44% имеют высокую степень склонности к алкогольной зависимости, любовная и пищевая зависимости выявились у 64%, склонность к зависимости от здорового образа жизни у 52%. Достоверные различия были получены по трудовой и алкогольной зависимости. У студентов выше склонность к алкогольной зависимости (р<0,009), а у психологов - к трудовой (р<0,02).
Изучение фрустрационных реакций и фрустрационной толерантности у студентов, получающих психологическое образование, крайне важно, так как от этого зависит эффективное обучение, становление профессиональной идентичности и развитие личности студентов, что в свою очередь имеет большую значимость не только для самого студента, но и общества в целом, чтобы он мог позитивно функционировать в профессиональной и учебной среде и осуществлять эффективную коммуникацию с людьми.
Выводы
1. В группе студентов-психологов достоверно чаще преобладают импунитивные реакции на фрустрацию, чем в группе практикующих психологов (р<0,05, критерий Манна-Уитни). Можно предполагать, что студенты в стрессовых ситуациях склонны к уходу от решения проблем.
2. Студенты достоверно чаще прибегают к потребностно-неустойчивому типу реагирования (р<0,01, критерий Манна-Уитни), что говорит о том, что они не способны самостоя-
тельно, конструктивным способом разрешить ситуацию, это свидетельствует об их личностной инфантильности по сравнению с психологами.
3. У психологов достоверно выше показатель социальной адаптации по сравнению со студентами-психологами (p<0,01, критерий Манна-Уитни) и достоверно чаще встречается нормальный уровень адаптации (ф*эмп=2,7, критерий Фишера).
4. У студентов-психологов достоверно выше склонность к алкогольной зависимости по сравнению с практикующими психологами (p<0,01), а у практикующих психологов выше склонность к трудовой зависимости (p<0,05).
Список литературы:
1. Мишина М.М., Перевощикова Г.С. Фрустрационная толерантность у студентов-психологов как показатель профессиональной и личностной зрелости. Вестник Московского Государственного областного университета. 2018; 2: 6-19.
2. Ведяшкин В.Н., Шереметьева И.И. Особенности патоморфоза аддикций у подростков. Уральский медицинский журнал. 2014;1 (115):122-126.
3. Шереметьева И.И. Экзогенно-органи-ческие психические расстройства в общей структуре психических заболеваний. Российский психиатрический журнал. 2005; 6: 27-29.
4. Neufeld A., Malin G. Exploring the relationship between medical student basic psychological need satisfaction, resilience, and well-being: a quantitative study. BMC Med Educ. 2019; 19: 405.
5. Perlman S.B. et al. fNIRS Evidence of Prefrontal Regulation of Frustration in Early Childhood. Neuroimage. 2015; 3: 25-49.
6. Tindall I.K., Curtis G.J. Validation of the Measurement of Need Frustration. Front Psychol. 2019; 10: 10-30.
7. Vansteenkiste M., Ryan R.M. On psychological growth and vulnerability: Basic psychological need satisfaction and need frustration as a unifying principle. Psychotherapy Integration. 2013; 23: 263-280.
Контактные данные
Пономаренко Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры психиатрии, нарколо-
гии, психотерапии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета, г. Новосибирск. 630091, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 52.
Тел.: (383) 2034686.
E-mail: I.V_ [email protected]
Информация об авторах
Лазюк Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета, г. Новосибирск. 630091, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 52. Тел.: (383) 2034686. E-mail: iren [email protected]
Курусь Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета, г. Новосибирск. 630091, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 52. Тел.: (383) 2034686. E-mail: [email protected]
Карпотенко Яна Евгеньевна, студент 4 курса факультета социальной работы, клинической психологии и менеджмента Новосибирского государственного медицинского университета, г. Новосибирск.
630091, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 52.
Тел.: (383) 2034686.
E-mail: [email protected]