Научная статья на тему 'ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ – БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ1'

ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ – БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-коммуникативная компетентность / курсант как будущий сотрудник ОВД / аксиологический компонент / когнитивный компонент / операционально-деятельностный компонент / рефлексивный компонент / личностно-профессиональная позиция сотрудника / профиль профессионально-коммуникативной компетентности / professional and communicative competence / cadet as a future officer of internal affairs bodies / axiological component / cognitive component / operational and activity component / reflexive component / personal and professional position of an officer / profile of professional and communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снопкова Елена Ивановна, Рябцева Людмила Александровна

Современный сотрудник органов внутренних дел осуществляет свою служебно-профессиональную деятельность в условиях интенсивного взаимодействия с различными категориями лиц, необходимости оперативно принимать обоснованные решения, быть эталоном законопослушного поведения, гарантом защиты прав и интересов общества. Обозначенные реалии коррелируют с сущностью понятия профессионально-коммуникативной компетентности, содержанием которой в полной мере охватывается многообразие видов деятельностной активности сотрудника с учетом требований социума и собственной внутренней потребности в личностно-профессиональном совершенствовании. Концептуально-нормативной основой понятия выступила совокупность концепций, разработанных на законодательном уровне сообразно с потребностями государственного и общественного развития и вызовами информационного общества (Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Концепция информационной безопасности Республики Беларусь и др.). Теоретико-методологической основой понятия явились идеи системно-деятельностного, асиологического и компетентностного подходов. Нами было сформировано научно обоснованное представление о профессионально-коммуникативной компетентности как интегративном системно-личностном образовании, оформленном через призму личностно-профессиональных позиций сотрудника совокупностью умений, навыков, способностей, иных профессионально значимых характеристик, способных обеспечить качество профессиональной интеракции и приобретаемых им в статусе курсанта в процессе получения высшего профессионального образования. Была определена структура профессионально-коммуникативной компетентности. В свою очередь, проблема разработки четких критериев проявления компетенций в разрезе компонентного состава исследуемой компетентности предопределила необходимость конструирования профиля профессионально-коммуникативной компетентности курсантов – будущих сотрудников органов внутренних дел, логика разработки которого представлена в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снопкова Елена Ивановна, Рябцева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILE OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS – FUTURE OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

A modern officer of internal affairs bodies carries out his official and professional activities in conditions of intensive interaction with various categories of persons, the need to quickly make informed decisions, to be a standard of law-abiding behavior, and a guarantor of the protection of the rights and interests of society. The identified realities correlate with the essence of the concept of professional communicative competence, the content of which fully covers the variety of types of employee activity, taking into account the requirements of society and one’s own internal need for personal and professional improvement. The conceptual and normative basis of the concept was a set of concepts developed at the legislative level in accordance with the needs of state and social development and the challenges of the information society (Concept of National Security of the Republic of Belarus, Concept of Information Security of the Republic of Belarus, etc.). The theoretical and methodological basis of the concept are the ideas of system-activity, asiological and competence-based approaches. In this regard, we have formed a scientifically based idea of professional-communicative competence as an integrative systemic-personal education, framed through the prism of an officer’s personal and professional positions by a set of skills, abilities, abilities, and other professionally significant characteristics that can ensure the quality of professional interaction, and acquired by him in the status of a cadet in the process of obtaining higher professional education. The structure of professional communicative competence was determined. In turn, the problem of developing clear criteria for the manifestation of competencies in the context of the component composition of the competence under study predetermined the need to construct a profile of professional and communicative competence of cadets future employees of internal affairs bodies, the logic of which is presented in this article.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ – БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ1»

DOI 10.37523/SUI.2023.56.5.015 УДК 37.013

Снопкова Елена Ивановна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры педагогики, Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова,

212022, Республика Беларусь, г. Могилев,

ул. Космонавтов, 1,

e-mail: elenasnopkova@mail.ru

Elena I Snopkova

Doctor of Pedagogics, Professor,

Head of the Pedagogy Department,

Mogilev State A. Kuleshov University,

1, Kosmonavtov str., Mogilev, Republic of Belarus, 212011,

e-mail: elenasnopkova@mail.ru

Рябцева Людмила Александровна

старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Могилевский институт МВД Республики Беларусь, 212011, Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Крупской, 67, e-mail: hpkf1983@mail.ru

Ludmila Ä. Ryabtseva

Senior Lecturer of Criminal Procedure and Criminology Department,

Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus,

67, Krupskaya str., Mogilev, Republic of Belarus, 212011, e-mail: hpkf1983@mail.ru

ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Современный сотрудник органов внутренних дел осуществляет свою служебно-профессиональную деятельность в условиях интенсивного взаимодействия с различными категориями лиц, необходимости оперативно принимать обоснованные решения, быть эталоном законопослушного поведения, гарантом защиты прав и интересов общества. Обозначенные реалии коррелируют с сущностью понятия профессионально-коммуникативной компетентности, содержанием которой в полной мере охватывается многообразие видов деятельностной активности сотрудника с учетом требований социума и собственной внутренней потребности в личностно-профессиональном совершенствовании.

Концептуально-нормативной основой понятия выступила совокупность концепций, разработанных на законодательном уровне сообразно с потребностями государственного и общественного развития и вызовами информационного общества (Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Концепция информационной безопасности Республики Беларусь и др.). Теоретико-методологической основой понятия явились идеи системно-деятельностного, асиологического и компетентностного подходов. Нами было сформировано научно обоснованное представление о профессионально-коммуникативной компетентности как интегративном системно-личностном образовании, оформленном через призму личност-но-профессиональных позиций сотрудника совокупностью умений, навыков, способностей, иных профессионально значимых характеристик, способных обеспечить качество профессиональной интеракции и приобретаемых им в статусе курсанта в процессе получения высшего профессионального образования. Была определена структура профессионально-коммуникативной компетентности. В свою очередь, проблема разработки четких критериев проявления компетенций в разрезе компонентного состава исследуемой компетентности предопределила необходимость конструирования профиля профессионально-коммуникативной компетентности курсантов - будущих сотрудников органов внутренних дел, логика разработки которого представлена в настоящей статье.

Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетентность, курсант как будущий сотрудник ОВД, аксиологический компонент, когнитивный компонент, операционально-деятельностный компонент, рефлексивный компонент, личностно-профессиональная позиция сотрудника, профиль профессионально-коммуникативной компетентности.

PROFILE OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS -FUTURE OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Summary. A modern officer of internal affairs bodies carries out his official and professional activities in conditions of intensive interaction with various categories of persons, the need to quickly make informed decisions, to be a standard of law-abiding behavior, and a guarantor of the protection of the rights and interests of society. The identified realities correlate with the essence of the concept of professional communicative competence, the content of which fully covers the variety of types of employee activity, taking into account the requirements of society and one's own internal need for personal and professional improvement.

© 2023 Снопкова Е. И., Рябцева Л. А.

The conceptual and normative basis of the concept was a set of concepts developed at the legislative level in accordance with the needs of state and social development and the challenges of the information society (Concept of National Security of the Republic of Belarus, Concept of Information Security of the Republic of Belarus, etc.). The theoretical and methodological basis of the concept are the ideas of system-activity, asiological and competence-based approaches.

In this regard, we have formed a scientifically based idea of professional-communicative competence as an integrative systemic-personal education, framed through the prism of an officer's personal and professional positions by a set of skills, abilities, abilities, and other professionally significant characteristics that can ensure the quality of professional interaction, and acquired by him in the status of a cadet in the process of obtaining higher professional education. The structure of professional communicative competence was determined. In turn, the problem of developing clear criteria for the manifestation of competencies in the context of the component composition of the competence under study predetermined the need to construct a profile of professional and communicative competence of cadets - future employees of internal affairs bodies, the logic of which is presented in this article.

Keywords: professional and communicative competence, cadet as a future officer of internal affairs bodies, axiological component, cognitive component, operational and activity component, reflexive component, personal and professional position of an officer, profile ofprofessional and communicative competence.

Анализ теоретических положений позволил изучить сущностно-структурную природу феномена профессионально-коммуникативной компетентности (далее - ПКК) курсантов - будущих сотрудников ОВД и установить, что исследуемая компетентность образована аксиологическим, когнитивным, операционально-деятельностным, рефлексивным компонентами [1, 2, 3]. Осмысление содержания каждого компонента ПКК осуществлялось нами с опорой на идеи Б. Г. Ананьева о выделении «позиции личности как субъекта общественного поведения и многообразных социальных деятельностей», представляющей собой «сложную систему отношений личности ... установок и мотивов, ... целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность» [4, с. 289], что позволило сформировать представление о компетенциях, образующих компоненты ПКК, коррелирующие с личностно-профессиональными позициями (далее - ЛПП) сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.

Отсутствие критериальной основы для определения уровня сформированности ПКК создало предпосылки для конструирования ее профиля. Операционализация компетенций в составе профиля осуществлялась нами с опорой на идеи и разработки, профиль компетенций преподавателя высшей школы» О. Б. Даутовой, А. В. Торховой [5], а также компетентностный профиль методологической культуры педагога Е. И. Снопковой [6, с. 103; 7, с. 36].

Во избежание сложности восприятия профиль ПКК курсантов представлен покомпонентно и структурирован следующим образом. Выделены компетенции, образующие компонент, входящий в ПКК, и описаны три уровня их проявления (низкий, средний, высокий). Систематизация компетенций в составе компонента осуществлялась на основе личностно-профессиональных позиций сотрудника.

Профиль компетенций аксиологического компонента ПКК представлен нами в разрезе ЛПП сотрудника: 1) как носителя профессионально значимых качеств; 2) как носителя патриотических ценностей; 3) как субъекта профессионального становления и развития соответственно.

Определено, что в ЛПП носителя профессионально значимых качеств курсант должен обладать умениями быть организованным, ответственным, дисциплинированным и иметь способность к развитию стрессоустойчивости. Обучающемуся с высоким уровнем сформированности указанных характеристик присуща исполнительность при любых формах деятельности, включая учебную коммуникацию. Такому курсанту свойственно рационально подходить к распределению временных и личностных ресурсов, планировать деятельность и корректировать ее содержание с учетом необходимости; он не теряет самообладания в нестандартных ситуациях, демонстрируя высокую сопротивляемость воздействию внешних обстоятельств. Обучающийся со средним уровнем сформированности компетенций аксиологического компонента в представленной ЛПП проявляет старательность в соблюдении режима учебно-служебной деятельности, вместе с тем в разрезе подготовки к аудиторным занятия не исключает эпизодической возможности снижения ее качества, что является признаком неустойчивости самоконтроля (так, курсант может некорректно распоря-

диться собственным временем). При этом он прилагает усилия, направленные на обеспечение безупречности собственных поступков, речи, но допускает проявления негативных эмоций. У курсанта с низким уровнем сформированности представленных компетенций наблюдается проявление систематического пренебрежения качественной подготовкой к занятиям. Прилагаемые им усилия не имеют системы, носят разовый характер. Похожее отношение наблюдается и в несении службы, ношении форменного обмундирования и др., ввиду чего ему может потребоваться контроль со стороны. Стрессовые ситуации способны нарушить его эмоциональное состояние.

ЛПП сотрудника как носителя патриотических ценностей представлена патриотизмом, умениями ретранслировать идеи национальной идентичности и ориентировать социум на восприятие идей патриотического воспитания собственным поведенческим примером соответственно.

Обучающийся, у которого зафиксирован высокий уровень сформированности обозначенных компетенций, осознает ответственность за сохранность национальных ценностей и смыслов, что коррелирует с его обеспокоенностью за благосостояние государства и народа, чьи интересы -объект его будущей служебно-профессиональной деятельности. Его поведение - образец проявления патриотизма для социума.

Курсанту со средним уровнем сформированности указанных компетенций присуща готовность отстаивать интересы общества и государства, поддерживать уважительное отношение к исторической памяти, национальному наследию в других. Однако его способность влиять на активность социума в настоящей связи является недостаточно выраженной. Тем не менее, он осознает важность безупречности собственного поведения в части проявления действительной заботы о будущем белорусского государства, что способно оказать необходимый воспитательный эффект на социум.

Обучающемуся с низким уровнем сформированности компетенций свойственно проявление заботы о Родине, интересах народа, но сложной представляется организация непринужденного вовлечения членов общества в восприятие такого рода идей.

ЛПП сотрудника как субъекта профессионального становления и развития характеризуется направленностью на личностно-профессиональное самосовершенствование, осознанностью социальной полезности профессиональной деятельности, умением осуществлять непрерывную самомотивацию.

Курсант с низким уровнем сформированности заявленных характеристик не готов работать над собственными личностно-профессиональными качествами. При этом он признает важность выбранной им профессии для общества, хотя не рассматривает особую роль общественного признания как фактора, стимулирующего его личностно-профессиональный рост. Обучающийся осознает, что внешние факторы влияют на его деятельностную активность, личностное развитие, но недооценивает значение самомотивации.

Курсант со средним уровнем сформированности представленных компетенций аксиологического компонента в разрезе представленной ЛПП, проявляет активность, направленную на совершенствование собственных личностных и профессионально значимых качеств исключительно в случаях возникновения такой необходимости. Обучающийся убежден в ценности собственного профессионального выбора для общества, и, как следствие, рассматривает общественное признание как мотивирующий фактор саморазвития. Помимо этого, курсант практикуется в самомотивации.

Субъект, обладающий высоким уровнем сформированности компетенций аксиологического компонента в разрезе анализируемой ЛПП, непрерывно самостоятельно развивается, совершенствуя как личностные качества, так и знания, умения, навыки, способности, связанные с его будущей профессиональной деятельностью. Он осознает, что выбранная им профессия имеет особый статус - является значимой с позиции участия ее представителей в обеспечении безопасного развития общества, в связи с чем обучающийся стремится соответствовать собственным представлениям и ожиданиям социума, прибегая к самомотивации, самоорганизации и самоконтролю.

Профиль компетенций аксиологического компонента ПКК курсантов визуализирован посредством таблицы 1.

Таблица 1

Профиль компетенций аксиологического компонента ПКК курсантов - будущих сотрудника ОВД

Компетенции Уровни проявления компетенций аксиологического компонента

Низкий Средний Высокий

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ:

1.1. Сотрудник как носитель профессионально значимых качеств:

1.1.1. Умение быть ответственным Халатно относится к исполнению возложенных поручений. Качественная подготовка к учебным занятиям носит эпизодический характер Старательно исполняет просьбы и поручения независимо от их адресанта. К учебным занятиям готовится не всегда качественно Точно исполняет любые просьбы и поручения. Качественно и систематически готовится к учебным занятиям

1.1.2. Умение быть организованным Бессистемно осуществляет учебную деятельность. Затрудняется распределить время, отведенное на самоподготовку к учебным занятиям, самостоятельно Организует учебную деятельность с учетом значимости и сложности выполняемых задач. Время для самоподготовки к учебным занятиям, распределяет сам, но не всегда успешно Перспективно организует учебную деятельность. Время, отведенное на самоподготовку к учебным занятиям, распределяет самостоятельно

1.1.3. Умение быть дисциплинированным Допускает поступки и высказывания, не в полной мере отвечающие имиджу сотрудника. В отсутствие контроля со стороны может нарушать правила ношения форменного обмундирования Следит за содержанием собственных высказываний, предвидит последствия поступков. Изредка допускает нарушения правил ношения форменного обмундирования Контролирует собственные поступки и высказывания. Не допускает нарушения правил ношения форменного обмундирования

1.1.4. Способность к развитию стрессоустойчивости Поддается влиянию собственных эмоций. Подвержен воздействию стресс-факторов, учится им противостоять Не всегда успешно контролирует собственные эмоции. Осознает необходимость противостоять стресс-факторам Организует контроль за эмоциями. Учится противостоять стресс-факторам независимо от их вида

1.2. Сотрудник как носитель патриотических ценностей:

1.2.1. Патриотизм Выражает готовность заботиться о благосостоянии общества и государства Периодически проявляет заботу об интересах страны, своего народа, их будущего Действиями показывает заботу об интересах государства, благосостоянии нации, связывая их со своим профессиональным долгом

1.2.2. Умение ретранслировать идеи национальной идентичности Поддерживает идею сохранения национальных ценностей, народного единства, но не готов развивать их во взаимодействии с гражданами Осуществляет пробные попытки разделить идею по сохранению национальных ценностей, национального единства с гражданами Предпринимает активные, но не навязчивые попытки донести идею сохранения национальных ценностей, национального единства до граждан

Окончание табл. 1

1.2.3. Умение ориентировать социум на восприятие идей патриотического воспитания собственным поведенческим примером По внутреннему убеждению соблюдает правила и нормы, связанные с уважительным отношением к истории, культуре, государственности белорусского народа. Не в полной мере осознает, что собственное поведение в данной связи может являться образцом для других Осознает, что тщательное соблюдение им самым правил и норм, связанных с уважительным отношением к истории, культуре, государственности белорусского народа, является лучшим примером для патриотического воспитания других Безупречно соблюдает правила и нормы, связанные с уважительным отношением к истории, культуре, государственности белорусского народа. Ретранслирует собственный поведенческий пример в качестве эталона патриотического воспитания

1.3. Сотрудник как субъект профессионального становления и развития:

1.3.1 Направленность на личностно-профессиональное самосовершенствование Не проявляет готовности изменяться к лучшему в личностно-профессиональном отношении Совершенствуется в личностно- профессиональном отношении только при условии возникновения потребности Постоянно совершенствуется в личностно-профессиональном отношении

1.3.2. Осознанность социальной полезности профессиональной деятельности Считает избранную им профессию важной для общества, но не оценивает общественное признание как стимул для профессионального саморазвития Признает общественную полезность своей профессии. Испытывает потребность в общественном признании, оценивая его как стимул для профессионального саморазвития Убежден в социальной востребованности избранной профессии. Рассматривает общественное признание устойчивым стимулом не только для саморазвития, но и достижения профессионального мастерства

1.3.3. Умение осуществлять непрерывную самомотивацию Ожидает внешней мотивации. Попытки самомотивации единичны, неустойчивы Допускает сочетание внешней и внутренней мотивации. Имеются систематические попытки самомотивации Сочетает внешнюю и внутреннюю мотивации Самомотивацию осуществляет непрерывно

Профиль сформированности компетенций когнитивного компонента ПКК представлен на основе следующих личностно-профессиональных позиций сотрудника: 1) специалист в области права; 2) субъект познавательной деятельности; 3) субъект самоорганизации мышления.

Для сотрудника как специалиста в области права характерно наличие способности толкования норм права, способности давать правовую оценку событиям посредством применения нормативных правовых актов, умение поддерживать актуальный уровень собственной правовой грамотности и культуры.

Так, высокий уровень сформированности компетенций когнитивного компонента ПКК с позиции оценки сотрудника как специалиста в области права выражается в отсутствии ошибок в правоприменении. Курсант посредством анализа точно устанавливает, в том числе учитывая правила конкуренции норм права, какую норму необходимо использовать для оценки события. Такой обучающийся отслеживает изменения в законодательстве, интересуется правоприменительной практикой, научными публикациями в области права, что положительным образом влияет на его правовую грамотность и культуру. У курсанта, имеющего средний уровень сформированности обозначенных компетенций, навыки корректного прочтения норм права требуют некоторого

совершенствования. Вместе с тем он вполне способен самостоятельно дать правовую оценку ситуации с опорой на законодательные положения и с учетом знания особенностей отграничения одних правоотношений от других. Обучающийся связывает становление собственного профессионального опыта с необходимостью постоянно обновлять знание, корректировать умения, сопоставлять их со складывающейся практикой применения. Курсант, уровень сформированности компетенций когнитивного компонента ПКК которого в ЛПП специалиста в области права отвечает отметке «низкий», не готов корректно прочитать норму права и в большинстве своем допускает ошибки, разъясняя ее содержание. Ему представляется затруднительным определиться, какая конкретно норма права подлежит применению. Все это в совокупности является следствием халатного отношения к отслеживанию возможных изменений в законодательстве. Правовая грамотность и культура такого лица статичны либо имеют слабую динамику развития.

Компетенции в системе когнитивного ПКК в оценке ЛПП сотрудника как субъекта познавательной деятельности признаются сформированными на высоком уровне при следующих условиях. Курсант инициативно включается в научно-исследовательскую деятельность, работая над проблемой, требующей решения, стремится устанавливать междисциплинарные связи, расширяя сферу собственного научного познания. Такой обучающийся способен структурировать знание, тезисно, с использованием навыков аргументации, передать его содержание и в конечном итоге репрезентовать его, учитывая при этом категорию лиц, воспринимающих информацию. Курсант со средним уровнем сформированности компетенций когнитивного компонента ПКК участвует в научно-исследовательской деятельности в исключительных случаях. Вместе с тем он вполне самостоятелен в части подбора материала по исследуемой проблеме, его систематизации, представления логически выверенных и согласующихся с законодательными положениями (если решение того требует) обобщающих выводов. Нуждается в контроле со стороны для повышения уверенности при принятии и обосновании решения. Прибегая к разъяснению в части понимания содержания информации не учитывает, что форму и стиль подачи материала необходимо подбирать, исходя из аудитории, которой доводятся представляемые сведения. Курсант, у которого регистрируется низкий уровень сформированности компетенций в контексте представленной ЛПП нуждается в сопровождении своей учебной деятельности (помощи в подборе материала, сопоставлении понятий, отграничении главного от второстепенного, проведении аналогий и др.).

Компетенции когнитивного компонента ПКК, позволяющие оценить курсанта как субъекта самоорганизации мышления, имеют следующие уровни проявления. Обучающийся с низким уровнем их сформированности не учитывает специфику собственного познания, ввиду чего процесс приобретения знания носит интуитивный, бессистемный характер. Вместе с тем он пользуется уже накопленными умениями, навыками, изменяя их таким образом, чтобы они могли выступить инструментом получения нового знания. Курсант, у которого обозначенные компетенции выражены на среднем уровне, организует учение осмысленно, с учетом достоинств и недостатков собственного восприятия и обработки информации. Обучающемуся с высоким уровнем сформи-рованности компетенций когнитивного компонента ПКК в настоящей ЛПП свойственно формировать индивидуальный стиль учения, постоянно совершенствуя собственный процесс познания, интегрируя когнитивный опыт в учебную коммуникацию.

Наглядное отображение профиля компетенций когнитивного компонента ПКК курсанта содержится в таблице 2.

Таблица 2

Профиль компетенций когнитивного компонента ПКК курсанта - будущего сотрудника ОВД

Компетенции Уровни проявления компетенций когнитивного компонента

Низкий Средний Высокий

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ:

2.1. Сотрудник как специалист в области права:

2.1.1. Способность в толковании норм права Имеет общее представление о корректном прочтении правовой нормы. При толковании нормы допускает ошибки Владеет навыком корректного прочтения нормы права. В большинстве случаев не допускает ошибок при их толковании Навык корректного прочтения текста нормы права доведен до автоматизма. При толковании нормы ошибок не допускает

Продолжение табл. 2

2.1.2. Способность давать правовую оценку событиям посредством применения нормативных правовых актов Испытывает трудности в сопоставлении текста нормативного правового акта с признаками происходящего события Верно соотносит большинство признаков происходящего с положениями нормативного правового акта. Отграничивает внешне похожие ситуации Безошибочно сопоставляет все признаки события с положениями нормативного правового акта. Учитывает правоприменительную практику

2.1.3. Умение поддерживать актуальный уровень собственной правовой грамотности и культуры Знакомится с источниками правовой информации исключительно по настоянию других лиц. Не связывает профессионализм с повышением собственной правовой грамотности и культурой Изучает источники, отражающие новации в законодательстве. Осознает, что его профессионализм зависит от собственного уровня правовой грамотности и культуры Отслеживает и анализирует информацию, способную обеспечить высокий уровень собственной правовой грамотности и культуры. С этим связывает свою профессиональную пригодность и компетентность

2.2. Сотрудник как субъект познавательной деятельности:

2.2.1. Способность отбирать материал Нуждается в помощи при подборе материала по учебному вопросу. В научно-исследовательской деятельности не участвует Подбирает информацию по учебному вопросу самостоятельно. В научно- исследовательской работе принимает участие по настоянию преподавателя Осуществляет поиск материала по проблеме с учетом возможных междисциплинарных связей. Активно участвует в научно- исследовательской работе

2.2.2. Умение систематизировать информацию Сопоставляет понятия, категории, положения под чьим-либо руководством. При конспектировании/ реферировании материала не отделяет главное от второстепенного Самостоятельно устанавливает логические связи между понятиями, категориями и др. Конспектируя/ реферируя материал, самостоятельно упорядочивает его, согласно значимости Находит аналогии в понятиях, категориях и др. в контексте иных дисциплин. Конспектирует/ реферирует материал с учетом различных подходов к проблеме

2.2.3. Способность к обобщению Формулирует выводы по проблеме, допуская нарушение логики изложения Представляет выводы по проблеме, придерживаясь общепринятой формы изложения Синтезирует данные по проблеме, прибегая к сравнению, аналогии, ассоциации и др.

2.2.4. Умение обосновывать принятое решение Объясняет принятое решение, мотивируя его правильность с позиции внутреннего убеждения, а не положений закона, фактов Обосновывает принятое решение с позиции закона, наличия причинно -следственных связей между фактами, но нуждается в подтверждении его правильности со стороны Самостоятельно приводит доводы в связи с принятым решением с точки зрения положений нормативных правовых документов, наличия причинно-следственных связей между событиями.

2.2.5. Умение представлять результаты интел лектуальной деятельности Перечисляет результаты, полученные в ходе интеллектуальной деятельности, передает их содержание. Затрудняется в их истолковании Разъясняет смысл и содержание приобретенных данных в привычной для себя форме безотносительно к категории лиц, являющейся их адресатом Разъясняет смысл и содержание приобретенных данных в форме, доступной для категории, являющейся их адресатом

Окончание табл. 2

2.3. Сотрудник как субъект самоорганизации мышления:

2.3.1. Способность к управлению познанием Стремится детально воспринять новое знание, не учитывая особенностей собственного мышления Организует процесс приобретения знаний с учетом специфики собственного восприятия, обработки информации Экспериментирует в создании индивидуального стиля учения (стратегии, методы, приемы, формы и др.)

2.3.2. Способность обобщать когнитивный опыт Преобразует имеющиеся умения и навыки, способные активизировать учебную деятельность Совершенствует собственный опыт использования умений, навыков в ходе учебной деятельности Использует приобретенный опыт в ранее не известных условиях учебной деятельности

Профиль компетенций операционально-деятельностного компонента ПКК курсантов представлен нами в ЛПП: 1) сотрудника как модератора служебно-профессиональной деятельности; 2) сотрудника как пользователя информации; 3) сотрудника как субъекта профессиональной интеракции.

Так, для сотрудника как модератора служебно-профессиональной деятельности характерны умение выработать алгоритм выполнения конкретной профессиональной задачи, ряд обусловленных спецификой деятельности способностей (проявить профессиональную мобильность, организовать служебно-профессиональную интеракцию, распределять индивидуальные и групповые усилия при выполнении профессиональных задач). Проявления высокого уровня сформированно-сти у курсанта обозначенных компетенций имеют следующие формы выражения. Обучающийся способен осуществлять планирование собственной деятельности, прогнозируя вероятность достижения поставленной задачи с учетом рационального распределения усилий, времени, возможностей, оптимизируя организацию и процесс коммуникации в настоящей связи, в том числе путем вовлечения во взаимодействие участников, способных обеспечить его результативность. Курсант, отличающийся низким уровнем сформированности компетенций, характеризующих его в описанной ЛПП, нуждается в руководстве, оказании содействия в решении учебной/служебной задачи (разъяснить ее содержание, выделить этапы реализации, определить готовые и рациональные пути решения). Субъект открыт для подобной коммуникации, однако она не носит высокоорганизованный характер. Такой курсант пассивен, выполняет роль ведомого в деятельности, чего нельзя заключить в отношении обучающегося со средним уровнем сформированности компетенций опе-рационально-деятельностного компонента в разрезе рассматриваемой ЛПП. Организация его деятельности по выполнению поставленной задачи характеризуется самостоятельностью, стремлением отыскать рациональные пути решения, предусмотреть использование возможностей коммуникации. Однако при появлении необходимости привлечь к выполнению задания других распределение обязанностей между ними осуществляется в большинстве своем интуитивно, без учета потенциала субъектов взаимодействия.

В ЛПП сотрудника как пользователя информации курсанта характеризуют способность управлять информацией, умение использовать информационные ресурсы для выполнения профессиональных задач, а также соблюдать режим информационной безопасности. Обучающийся, у которого указанные компетенции проявляются на высоком уровне, постоянно совершенствует навыки обращения с информацией, включая усиление самоконтроля за безопасным использованием данных. Курсант со средним уровнем выступает уверенным пользователем информации, в том числе способным осуществлять сбор данных из различных источников и представлять в целях разрешения учебных/служебных задач. Такой обучающийся следует правилам обращения с информацией. Курсанту, имеющему низкий уровень сформированности компетенций операцио-нально-деятельностного компонента ПКК, позволяющих получить представление о сотруднике как пользователе информации, затруднительно осуществлять элементарные действия по работе с информацией (поиск, отбор, систематизация и др.). Субъект недооценивает документарные ресурсы, предпочитая использование электронных источников, что не всегда является оправданным; с его стороны могут иметь место действия, создающие условия для небезопасного обращения с информацией.

Оценивая курсанта с ЛПП будущего субъекта профессиональной интеракции, отмечаем, что обучающийся с высоким уровнем сформированности компетенций осуществляет моделирование коммуникации исходя из ее вида, ситуации взаимодействия, личностных, социальных и психологических особенностей партнера, способен прогнозировать ее ход, консолидировать и направить усилия участников коммуникативного взаимодействия. Курсант со средним уровнем проявления компетенций настоящего компонента (операционально-деятельностный) исследуемой компетентности в ЛПП сотрудника как субъекта профессиональной интеракции - достаточно активный участник коммуникации, нацеленный на результативное взаимодействие. В то же время он чувствителен к эмоциональному состоянию субъектов интеракции, в связи с чем готов скорректировать стиль, риторику, содержание коммуникации. Вместе с тем, его попытки непринужденно активизировать взаимодействие с таким участником не всегда эффективны. При работе в группе выступает равноправным партнером коммуникации, способным оказать поддержку другим. Для обучающегося, имеющего низкий уровень сформированности компетенций операционально-деятельностного компонента ПКК с контексте обозначенной ЛПП, напротив, не характерна непринужденность взаимодействия. Он испытывает некоторые трудности, конструируя процесс коммуникации (сложно сформулировать мысль, системно изложить информацию и др.), не учитывает тонкости процесса взаимодействия (тон, манеру общения, эмоциональное состояние партнера, его готовность к коммуникации и др.). При групповой коммуникации выступает пассивным исполнителем поручений.

В целом профиль компетенций операционально-деятельностного компонента ПКК курсанта -будущего сотрудника ОВД представлен нами в таблице 3.

Таблица 3

Профиль компетенций операционально-деятельностного компонента ПКК курсантов -

будущих сотрудников ОВД

Компетенции Уровни проявления компетенций операционально-деятельностного компонента

Низкий Средний Высокий

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ:

3.1. Сотрудник как моде ратор служебно-профессиональной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1.1. Умение выработать алгоритм выполнения конкретной профессиональной задачи Ищет помощи со стороны, чтобы раздробить задачу на более мелкие составляющие Самостоятельно организует поэтапное выполнение задачи Создает пошаговую инструкцию выполнения задачи, придерживаясь рационального пути решения

3.1.2. Способность проявить профессиональную мобильность Затрачивает неоправданно много усилий для выполнения задачи. Затрудняется в подборе методов и приемов ее решения Контролирует трудозатраты при выполнении поставленной задачи. Подбирает методы и приемы ее решения интуитивно Минимизирует трудозатраты по выполнению поставленной задачи. Осознанно пользуется методами и приемами ее решения

3.1.3. Способность организовать служебно- профессиональную интеракцию Взаимодействует со всеми субъектами интеракции, не придавая значения форме и условиям коммуникации Использует предшествующий опыт коммуникации для создания благоприятных условий взаимодействия Экспериментирует, изменяя форму и обстановку коммуникации сообразно виду интеракции

3.1.4. Способность распределять индивидуальные и групповые усилия при выполнении профессиональной задачи Уклоняется от использования собственных усилий для совместного выполнения задачи Объединяет личные и групповые усилия для решения поставленной задачи, распределяя обязанности без учета потенциальных возможностей ее участников Распределяет собственные и групповые усилия сообразно способностям, возможностям каждого индивида, участвующего в деятельности

Окончание табл. 3

3.2. Сотрудник как пользователь информации:

3.2.1. Способность управлять информацией Допускает систематические ошибки при поиске, отборе, фильтрации, использовании, оформлении, демонстрации материала Осуществляет уверенный поиск, отбор, фильтрацию, использование, оформление, демонстрацию контента привычным способом Апробирует новые формы поиска, отбора, фильтрации, использования, оформления, демонстрации информации

3.2.2. Умение использовать информационные ресурсы для выполнения профессиональных задач Осуществляет выборочный мониторинг и оценку исключительно электронных ресурсов для решения поставленной задачи Анализирует содержание документарных и электронных ресурсов в совокупности для решения поставленной задачи Систематизирует данные, полученные в ходе мониторинга документарных и электронных ресурсов, в порядке их значимости для решения поставленной задачи

3.2.3.Умение соблюдать режим информационной безопасности Может пренебречь правилами обращения с данными ограниченного доступа Соблюдает установленные правила обращения с информационными данными Принимает собственные дополнительные меры для безопасного обращения информации

3.3. Сотрудник как субъект профессиональной интеракции:

3.3.1. Способность вести диалог/полилог Затрудняется с подбором словесных формулировок при устной и письменной формах общения Участвует в коммуникации, свободно выражая мысли Организует общение с учетом возрастных, социальных, психологических особенностей личности, выступающей в качестве партнера по коммуникации

3. 3.2. Умение определять эмоциональное состояния и мотивы действий другого человека Не связывает эмоциональное состояние собеседника с исходом процесса общения Отличает человека, находящегося в неблагоприятном эмоциональном состоянии, на интуитивном уровне. Не всегда успешно может спланировать процесс взаимодействия с таким индивидом Моделирует процесс общения с учетом существующего эмоционального состояния и мотивов действий потенциальных или реальных партнеров взаимодействия

3.3.3. Умение работать в команде Стремится к взаимопониманию, избегая конфликтов. Выступает преимущественно пассивным участником коммуникации Оказывает разнообразную помощь при работе в группе. Участвует в создании благоприятной атмосферы коммуникативного взаимодействия Обеспечивает сплоченность группы в ходе интеракции. Проявляет лидерские качества, организуя процесс коммуникации

Профиль компетенций рефлексивного компонента ПКК представлен нами в следующих ЛПП: 1) сотрудник как субъект самосознания, 2) сотрудника как субъект самомониторнига; 3) сотрудник как субъект саморегуляции.

В разрезе ЛПП сотрудника как субъекта самосознания характеризуют готовность к овладению профессиональным знанием и готовность соответствовать требованиям социально-профессиональной среды. Обучающийся с высоким уровнем обозначенных компетенций деятелен в приращении новых знаний и умений, совершенствовании имеющихся навыков, обогащении опыта коммуникации не только в контексте учебного взаимодействия. Ему свойственно осознание факта собственного участия в формировании качественно нового (не стереотипного) образа современного сотрудника. Курсант, у которого зафиксирован средний уровень проявления данных компетенций, демонстрирует готовность расширить и обновить систему полученных в учебной деятельности знаний и приобретенных умений. Такой обучающийся убежден в важности и необходимости избранной им профессии, стремится понимать запросы и ожидания социума с тем, чтобы соответствовать им или изменить сложившиеся стереотипы. У обучающегося с низким уровнем сформированности компетенций, заявленных в контексте ЛПП сотрудника как субъекта самосознания, отсутствует понимание того, что приобретенные в процессе обучения знания являются профессионально значимыми. Такой курсант пытается составить собственное представление о современном сотруднике.

Сотрудника как субъекта самомониторинга характеризуют способность анализировать собственные мотивы, поступки и их результаты, а также готовность меняться. Обучающийся с низким уровнем сформированности представленных компетенций не интересуется механизмом получения результата деятельности, не стремится ее улучшить, довольствуясь достигнутым. Курсант, имеющий средний уровень сформированности компетенций, заявленных в настоящей ЛПП, нацелен корректировать собственные мотивы и поступки для последующего личностно-деятельностного «самоулучшения», «самопреобразования». Субъект, у которого отмечается высокий уровень сформированности настоящих компетенций рефлексивного компонента исследуемой компетентности в указанной ЛПП, выясняет предпосылки, изменившие мотивацию, отразившиеся в той или иной форме на характере, темпе, содержании, структуре его деятельностной активности, связанной с учебой в вузе. В данной связи курсанту свойственно проявлять дальновидность в части мониторинга приемлемых траекторий собственного развития с учетом уже имеющихся учебных достижений.

ЛПП сотрудника как субъекта саморегуляции включает умение планировать свою деятельность, способность управлять своим поведением, способность контролировать эмоции. Курсант, имеющий высокий уровень сформированности настоящий компетенций проектирует деятельность с учетом оптимизации усилий посредством объединения ряда учебных задач, направленных на достижение единой цели. Такой обучающийся готов саморазвиваться в деятельности, предлагая и апробируя формы для реализации подобного рода инициативы в контексте учебной деятельности. Курсант подавляет эмоциональные реакции, концентрируясь на содержании выполняемых действий. Обучающийся, демонстрирующий средний уровень проявления обозначенных компетенций, разрабатывает модель решения учебной задачи до ее выполнения. На основе самоанализа такой обучающийся совершенствует, реорганизует учебно-ориентированные действия, повышая их эффективность. Эмоциональная стабильность при принятии решении достигается им исключительно сменой формы или вида деятельности. Курсант с низким уровнем сформированно-сти компетенций рефлексивного компонента исследуемой компетенции с ЛПП его оценки как субъекта саморегуляции не занимается перспективным планированием достижения учебной задачи, реализуя ее выполнение стихийно. Его поведение характеризуется механическим совершением действий без проведения аналитической работы по их оценке. В случаях возникновения раздражающих факторов включается в эмоциональное переживание, абстрагируясь от начально намеченного курса решения задачи.

Профиль компетенций рефлексивного компонента ПКК курсанта - будущего сотрудника ОВД визуализирован нами посредством таблицы 4.

Таблица 4

Профиль компетенций рефлексивного компонента ПКК курсанта - будущего сотрудника ОВД

Компетенции Уровни проявления компетенций рефлексивного компонента

Низкий Средний Высокий

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ:

4. 1. Сотрудник как субъект самосознания:

4.1.1. Готовность к овладению профессиональным знанием Сомневается, что все полученные знания пригодятся в профессии. Демонстрирует стремление к приращению профессионально ориентированного знания через активное включение в учебно-образовательную деятельность. Наращивает темпы овладения знаниями, умениями, навыками средствами дополнительной самоорганизации учебно-образовательной деятельности.

4.1.2. Готовность соответствовать требованиям социально -профессиональной среды Анализирует представления социума о представителях избранной профессии. Соотносит собственные представления о профессии с ожиданиями и запросами среды. Формирует имидж современного представителя профессии.

4.2. Сотрудник как субъект самомониторинга:

4.2.1. Способность анализировать собственные мотивы, поступки и их результаты Оценивает исключительно наступивший результат деятельности. Следит за изменениями в сфере мотивации, оценивает действия и их последствия. Устанавливает причину трансформации мотивов, возникших изменений в деятельностной активности.

4.2.2. Готовность меняться Обладает слабым внутренним побуждением к саморазвитию. Стимулирует процесс «самоулучшения», сравнивая себя с другими. Активизирует саморазвитие, анализируя собственные достижения в динамике.

4.3. Сотрудник как субъект саморегуляции:

4.3.1. Умение планировать свою деятельность Откладывает выполнение учебной задачи до наступления дед-лайна. Организует себя на выполнение учебной задачи заранее. Использует варианты совмещения выполнения нескольких учебных задач одновременно.

4.3.2. Способность управлять своим поведением Выполняет действия, не оценивая себя в деятельности. Преобразует свою деятельность посредством самоанализа. Инициирует деятельность, направленную на саморазвитие.

4.3.3. Способность контролировать эмоции Отвлекается от деятельности, поддаваясь влиянию эмоций. Справляется с эмоциями, изменяя форму или вид деятельности. Сдерживает проявление эмоций, сосредотачиваясь на содержании деятельности.

Разработанные профили компетенций аксиологического, когнитивного, операционально -деятельностного, рефлексивного компонентов ПКК курсантов функционально и содержательно отражают уровни ее сформированности (низкий, средний, высокий). В данной связи необходимо произвести отбор инструментария, позволяющего зафиксировать исходный уровень ПКК, либо разработать приемлемые в этих целях оценочные средства, что будет выступать логическим продолжением проделанной работы.

Библиографический список

1. Рябцева Л. А. Профессионально-коммуникативная компетентность курсантов - будущих сотрудников органов внутренних дел - в контексте научных исследований // Весшк МДУ iмя А. А. Куляшова. Серыя С. Пшхолага-педагапчныя навую : педагопка, пшхалопя, методыка. 2021. № 1 (57). С. 30-39.

2. Рябцева Л. А. Предпосылки становления профессионально-коммуникативной компетентности курсантов - будущих сотрудников органов внутренних дел // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (36). С. 205-211.

3. Рябцева Л. А. Потребность в формировании профессионально-коммуникативной компетентности курсантов в современных условиях и методика как средство ее реализации // Следственная деятельность: наука, образование, практика: тезисы докладов. Мн., 2022. С. 391-393.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 343 с.

5. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода / О. Б. Даутова [и др.]; под ред. О. Б. Даутовой, А. В. Торховой. СПб., 2014. 296 с.

6. Снопкова Е. И. Теоретические и организационно-методические основы развития методологической культуры педагога в процессе непрерывного педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. Мн., 2020. 375 с.

7. Снопкова Е. И. Компетентностный профиль методологической культуры педагога - инструмент непрерывного развития педагогического мышления и деятельности // Непрерывное дополнительное образование в государствах - участниках СНГ: опыт, приоритеты и перспективы развития : сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. Могилев, 2021. С. 32-37.

References

1. Rjabceva L. A. Professional'no-kommunikativnaja kompetentnost' kursantov - budushhih sotrudnikov organov vnutrennih del - v kontekste nauchnyh issledovanij [Professional and communicative competence of cadets - future employees of internal affairs bodies - in the context of scientific research]. VesnikMDU imja A. A. Kuljashova. Seryja S. Psiholaga-pedagagichnyja navuki: pedagogika, psihalogija, metodyka [Vesnik MDU imya A. A. Kulyashova. Gray With. Psycholaga-pedagogical sciences : pedagogy, psychology, methodology], 2021, no. 1 (57), pp. 30-39 [in Russian].

2. Rjabceva L. A. Predposylki stanovlenija professional'no-kommunikativnoj kompetentnosti kursantov - budushhih sotrudnikov organov vnutrennih del [Prerequisites for the formation of professional and communicative competence of cadets - future employees of internal affairs bodies]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies], 2022, no. 3 (36), pp. 205-211 [in Russian].

3. Rjabceva L. A. Potrebnost' v formirovanii professional'no-kommunikativnoj kompetentnosti kursantov v sovremennyh uslovijah i metodika kak sredstvo ee realizacii [The need for the formation of professional and communicative competence of cadets in modern conditions and methodology as a means of its implementation]. Sledstvennaja dejatel'nost': nauka, obrazovanie, praktika: tezisy dokladov [Investigative activity: science, education, practice: abstracts of the reports]. Minsk, 2022, рр. 391-393 [in Russian].

4. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznanija [Man as a subject of knowledge]. Leningrad, 1968, 343 р. [in Russian].

5. Psihologo-pedagogicheskaja podgotovka sovremennogo prepodavatelja VUZa na osnove realizacii kompetentnostnogo podhoda [Psychological and pedagogical training of a modern university teacher based on the implementation of a competence-based approach]. Saint-Petersburg, 2014, 296 р. [in Russian].

6. Snopkova E. I. Teoreticheskie i organizacionno-metodicheskie osnovy razvitija metodologicheskoj kul'tury pedagoga v processe nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija. Diss. d-ra ped. nauk [Theoretical and organizational and methodological foundations of the development of methodological culture of a teacher in the process of continuous pedagogical education. Doctor's of Pedagogical Sciences Thesis]. Minsk, 2020, 375 p. [in Russian].

7. Snopkova E. I. Kompetentnostnyj profil' metodologicheskoj kul'tury pedagoga - instrument nepreryvnogo razvitija pedagogicheskogo myshlenija i dejatel'nosti [The competence profile of the methodological culture of a teacher is a tool for the continuous development of pedagogical thinking and activity]. Nepreryvnoe dopolnitel'noe obrazovanie v gosudarstvah - uchastnikah SNG: opyt, prioritety i perspektivy razvitija: sb. st. IVMezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Continuous additional education in the CIS member States: experience, priorities and development prospects: collection of art. IV International Scientific and Practical Conference]. Mogilev, 2021, pp. 32-37 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.