Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Ольга Владимировна

В статье рассмотрена актуальная проблема формирования готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к профессиональному деловому общению с учетом разных участников этого процесса: коллегами, находящимися на должном уровне профессиональной готовности к общению; лицами, которые могут быть причастными к преступлению; лицами, заинтересованными в раскрытии преступления. Также многообразие субъектов общения предполагает ориентацию на их специфические способности.Целью исследования явилось определение педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к профессионально-деловому общению. Представлены необходимые изменения компонентов педагогической системы, ее содержательной и процессуально-деятельностной составляющих.Методологическую основу исследования, позволяющую его осуществить на должном научном уровне, составили личностно-ориентированный и деятельностный подходы, определяющие субъектную позицию обучающихся в образовании и приоритетность активных и интерактивных методов в достижении поставленной цели.Использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация.Результаты исследования: на основе конкретизации понятий готовность и общение синтезировано понятие «готовность будущих сотрудников органов внутренних дел к профессионально-деловому общению», определены направления модернизации содержания образования и обоснована целесообразность использования интерактивных технологий для достижения поставленной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES FOR PROFESSIONAL AND BUSINESS COMMUNICATION

The article considers the actual problem of forming the readiness of future employees of internal affairs bodies for professional business communication, taking into account different participants in this process: colleagues who are at the proper level of professional readiness for communication; persons who may be involved in a crime; persons interested in solving a crime. Also, the diversity of communication subjects presupposes orientation to their specific abilities.The purpose of the study was to determine the pedagogical conditions conducive to the formation of the readiness of future employees of internal affairs bodies for professional and business communication. The necessary changes in the components of the pedagogical system, its content and procedural-activity components are presented.The methodological basis of the study, which allows it to be carried out at the proper scientific level, was made up of personality-oriented and activity-based approaches that determine the subjective position of students in education and the priority of active and interactive methods in achieving the goal.The methods of comparative analysis of psychological-pedagogical and scientific-methodical literature on the problem of research, generalization and systematization are used.Research results: on the basis of concretization of the concepts of readiness and communication, the concept of “readiness of future employees of internal affairs bodies for professional and business communication” is synthesized, the directions of modernization of the content of education are determined and the expediency of using interactive technologies to achieve the task is justified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ»

Формирование готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к профессионально-деловому общению

Приходько Ольга Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский юридический институт МВД Российской Федерации E-mail: ov.prikhodko@yandex.ru

В статье рассмотрена актуальная проблема формирования готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к профессиональному деловому общению с учетом разных участников этого процесса: коллегами, находящимися на должном уровне профессиональной готовности к общению; лицами, которые могут быть причастными к преступлению; лицами, заинтересованными в раскрытии преступления. Также многообразие субъектов общения предполагает ориентацию на их специфические способности.

Целью исследования явилось определение педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к профессионально-деловому общению. Представлены необходимые изменения компонентов педагогической системы, ее содержательной и процессуально-деятельностной составляющих. Методологическую основу исследования, позволяющую его осуществить на должном научном уровне, составили личностно-ориентированный и деятельностный подходы, определяющие субъектную позицию обучающихся в образовании и приоритетность активных и интерактивных методов в достижении поставленной цели.

Использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация.

Результаты исследования: на основе конкретизации понятий готовность и общение синтезировано понятие «готовность будущих сотрудников органов внутренних дел к профессионально-деловому общению», определены направления модернизации содержания образования и обоснована целесообразность использования интерактивных технологий для достижения поставленной задачи.

Ключевые слова: готовность, общение, готовность будущих сотрудников органов внутренних дел к профессионально-деловому общению, педагогические условия.

о с

U

со см о см

<3

Профессия сотрудника органов внутренних дел (ОВД) относится к «сфере повышенной речевой ответственности», поэтому в процессе профессиональной подготовки юристов особое внимание уделяется формированию их готовности выстраивать продуктивные коммуникации с представителями разных культур и профессий.

Зададим логику рассмотрения данной проблемы через решение следующих педагогических задач:

1. Обозначить значимость и актуальность исследуемой проблемы, лежащей в рамках общей проблемы повышения качества образования.

2. Раскрыть сущность и структуру понятия «готовность».

3. Раскрыть сущность общения и многообразие видов профессионально-делового общения сотрудников ОВД.

4. Определить требования к компонентам педагогической системы, ориентированной на формирование готовности будущих юристов профессионально-деловому общению. Многоаспектность содержания понятия «готовность» привлекает внимание исследователей разных наук, определяющих разные характеристики этого феномена:

- единство сущности и формы (философский аспект);

- повышенная активность деятельности мозга (физиологический);

- установка на выполнение определенного действия (психологический).

В рамках педагогической науки при определении готовности выделяют два аспекта.

С одной стороны, готовность определяется как сложное интегративное личностное образование (В.И. Загвязинский), а с другой стороны, определяется структура этого новообразования как комплекс свойств и качеств личности, необходимых для успешного выполнения определенной деятельности. К таким качествам личности психологи относят мотивацию к деятельности, знания, практические навыки и опыт (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.), «осознание ответственности и желание добиться успеха».

Уточнению сущности понятия готовности служит выявление ее структуры. Из представленных выше характеристик феномена «готовность», понимаемого как интегративное личностное качество субъекта, мотивированного на выполнение определенных действий, обладающего достаточными знаниями, умениями и практическим опытом для успешного осуществления деятельности, мож-

но определить структуру готовности с включением в нее мотивационного, когнитивного, деятель-ностного и рефлексивного компонентов. Наличие в структуре готовности рефлексивного компонента позволяет дополнить готовность качеством динамичности, позволяющим на основе рефлексии повышать уровень готовности в контексте результативности проводимой деятельности.

Определившись с сущностью и структурой понятия «готовность» в соответствии с заданной логикой, перейдем к рассмотрению понятия «общение».

Общение как феномен коммуникации между людьми ориентируется на установление взаимного влияния участников этого процесса друг на друга на основе обмена информацией, взаимного понимания и сопереживания.

В [4] при раскрытии сущности понятия «общение» отмечаются его взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Описывая структуру общения, Б.Ф. Ломов [5] выделяет информационно-коммуникативный, ре-гуляционно-коммуникативный и эффективно-коммуникативный. Реан А.А. [3] добавляет в структуру, обозначенную Ломовым Б.Ф., социально-перцептивный компонент, что, с нашей точки зрения, является целесообразным. Определившись с сущностью понятий «готовность» и «общение», перейдем к рассмотрению понятия «готовность будущих сотрудников ОВД к профессионально-деловому общению».

Проблема формирования готовности будущего юриста к профессионально-деловому общению в образовательном процессе вуза предполагает решение педагогических задач, лежащих в плоскости конкретизации требований к компонентам педагогической системы, ее содержательному и процессуальному аспектам.

Приходько О.В., Венидиктов С.В., Шубодеро-ва А.М. в учебном пособии для будущих юристов при рассмотрении проблем, связанных с обучением риторике [2], обоснованно отмечают, что продуктивное общение сотрудников ОВД - это, во-первых, бесконфликтное общение, основой которого является психологический контакт, а во-вторых, строгое соблюдение законов и нормативно-правовых документов.

Сказанное позволяет выделить две минимально обязательные составляющие в содержании образования, которые составляют модуль «Психология общения» и модуль «Нормативно-правовое обеспечение работы сотрудников ОВД с населением». Здесь уместно отметить, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД предполагает коммуникацию с разными группами и лицами, к которым относятся в первую очередь коллеги в профессиональном коллективе.

В ходе раскрытия преступления сотрудники ОВД общаются с разными лицами, которые могут быть причастными к преступлению, скрывающими информацию о преступлении, а также лицами, заинтересованными в выявлении и раскрытии пре-

ступления, оказывающими всякое содействие сотрудникам ОВД.

Такое многообразие субъектов общения предполагает ориентацию на их специфическую роль в этом процессе, учет психологических особенностей каждого участника.

Учитывая специфические особенности общения сотрудников ОВД с различными собеседниками, необходимо к перечисленным личностным качествам, определяющим готовность (мотивацию, знания, навыки и опыт практической деятельности) добавить такие качества личности сотрудников ОВД, как стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность (эмоциональная зрелость). Синтезируя сказанное выше, конкретизируем авторское понимание готовности будущих юристов к профессионально-деловому общению как способность приступить к продуктивному осуществлению профессионально-деятельностного общения в процессе профессиональной деятельности по предотвращению и раскрытию правонарушений на основе использования целесообразных бесконфликтных стратегий коммуникации.

Включение в содержание подготовки будущих сотрудников ОВД к профессионально-деловому общению модулей «Психология общения» и «Нормативно-правовое обеспечение работы сотрудников ОВД с населением» будет способство-ватьразвитиюинформационно-коммуникативного, регуляционно-коммуникативного, эффективно-коммуникативного и социально-перцептивного компонентов в структуре общения.

Определившись с минимально необходимым содержанием в подготовке будущих сотрудников ОВД к профессионально-деловому общению, перейдем к рассмотрению выбора процессуально-деятельностного компонента педагогической системы для достижения обозначенной цели. Отметим, что в соответствии с выбранной методологической базой исследования, в которую входит личностно-ориентированный и деятельностный подходы, будущий сотрудник ОВД является субъектом образовательного процесса (В.В. Сериков) и субъектом жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн).

Опора на субъективность будущего сотрудника ОВД делает необходимым выбор активных и интерактивных технологий в процессе формирования их готовности к профессионально-деловому общению. Использование методов интерактивного обучения позволит вовлекать будущих сотрудников ОВД в решение квазипрофессиональных проблем, создает условия проявления индивидуальности и самостоятельности в процессе коммуникации, обмена знаниями, идеями. Эффективность использования интерактивных методов выражается через их функции в обучении, к которым относятся: вынужденная активность обучающихся, неформальное взаимодействие и обратная связь, высокий уровень самостоятельных суждений. Среди многообразных методов контактного интерактивного обучения для форми-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

рования готовности будущих сотрудников ОВД к профессионально-деловому общению, с нашей точки зрения, результативными являются деловые игры и кейсовые методы. При использовании кейсовых методов осуществляется анализ конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Это дает возможность повысить мотивацию обучающихся и приобщиться к задачам будущей профессиональной деятельности. Квазипрофессиональный контекст деловых игр и игр-дискуссий выполняет те же цели и задачи. Продуктивным, с нашей точки зрения, является использование командных способов решения учебных задач при интерактивном обучении, что позволяет повысить необходимость в постоянной коммуникации участников этого процесса, формировать готовность будущих сотрудников ОВД к профессионально-деловому общению при конкретизации целей и выработке идей разрешения конкретных ситуаций, разработке алгоритма решения задач, аргументирования преимуществ командных решений, определения недостатков и достоинств полученных результатов. [1]

Значимым результатом использования кейс-заданий при формировании готовности будущих сотрудников ОВД профессионально-делового общения является то, что при решении кейс-заданий у обучающихся вырабатываются знания о реальных профессиональных ситуациях, возникающих в правоохранительной деятельности, которые могут не иметь однозначного решения. Решение кейс-заданий в командной деятельности формирует способность продуктивно общаться в условиях выработки совместных решений, отрабатывать стратегии общения в условиях, если предложенные решения противоречат друг другу. Решение кейсов позволяет создавать условия развития необходимых личностных качеств у обучающихся (совершенствование аналитических и оценочных навыков, коллаборации, поиск рациональных решений поставленной проблемы, приобретение практических навыков работы с информацией, способности к осуществлению продуктивного делового общения и др.), формировать эмоционально-социальную зрелость и стрессооу-стойчивость.

Учитывая то, что решение кейсов предполагает проблемный анализ ситуации, декомпозицию выявленной проблемы и цели по ее разрешению, определение ресурсов, а также причинно-следственный анализ причин и последствий рассматриваемой ситуации, можно предположить, что решение кейсов будет способствовать развитию интеллектуальных способностей будущих сотрудников ОВД, а именно аналитического и логического мышления в контексте формирования го-5 товности к профессионально-деловому общению. § Один из вариантов кейсового задания: Я 1. Посмотрите телевизионную программу «По де-° лам несовершеннолетних». ав 2. Выберите одно из заседаний суда.

3. Проанализируйте, прокомментируйте аспекты профессионально-делового общения между участниками судебного процесса.

4. Дайте оценку соблюдению нормативно-правовых норм в общении на судебном заседании.

5. Подготовьте собственную речь для участников выбранного судебного процесса (прокурора, адвоката, судьи). Произнесите ее на занятии. Задание на развитие критического и логического мышления:

1. Найдите в интернете и посмотрите видео «Альтернативная математика. 2+2=4».

2. Кто из персонажей этого видео обладает логическим критическим мышлением?

3. Какие нормы морали и права продемонстрированы в нем?

Заключение

Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности будущего сотрудника ОВД является сформированность у него коммуникативных навыков, готовности к профессионально-деловому общению. Перед образовательным учреждением, готовящим сотрудников ОВД, стоит актуальная проблема определения педагогических условий, способствующих формированию их готовности к профессионально-деловому общению с разными категориями лиц, обладающими своими особенностями и специфическими целями и ценностями. Представленные в статье педагогические условия, относящиеся к содержательному и процессуально-деятельностному компонентам педагогической системы, связывают перспективные направления в поиске и обновлении других педагогических условий и моделей общения разных категорий участников коммуникации.

Литература

1. Волгин, Н.А. Кейз-стади в подготовке экономистов и менеджеров: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 060200 «Экономика труда», и др. экон. специальностей. / Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов, О.Н. Волгина. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 439 с.

2. Приходько, О.В. Риторика: учебное пособие [Текст] / О.В. Приходько, С.В. Венидиктов, А.М. Шубодерова. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2022. - 136 с.

3. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. -Санкт-Петербург [и др.]: Питер Ком, 1999. -409.

4. Рыбин, Д.Н. Основы психотехник общения с гражданами участковых уполномоченных полиции [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Рыбин Д.Э.; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Барнаульский юридический институт. -Барнаул: БЮИ МВД России, 2017.

5. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения [Текст]: шпаргалка / Л.Д. Столяренко. - Москва: РГ-Пресс, 2016. - 254.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES FOR PROFESSIONAL AND BUSINESS COMMUNICATION

Prikhodko O.V.

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article considers the actual problem of forming the readiness of future employees of internal affairs bodies for professional business communication, taking into account different participants in this process: colleagues who are at the proper level of professional readiness for communication; persons who may be involved in a crime; persons interested in solving a crime. Also, the diversity of communication subjects presupposes orientation to their specific abilities. The purpose of the study was to determine the pedagogical conditions conducive to the formation of the readiness of future employees of internal affairs bodies for professional and business communication. The necessary changes in the components of the pedagogical system, its content and procedural-activity components are presented.

The methodological basis of the study, which allows it to be carried out at the proper scientific level, was made up of personality-oriented and activity-based approaches that determine the subjective position of students in education and the priority of active and interactive methods in achieving the goal.

The methods of comparative analysis of psychological-pedagogical and scientific-methodical literature on the problem of research, generalization and systematization are used.

Research results: on the basis of concretization of the concepts of readiness and communication, the concept of "readiness of future employees of internal affairs bodies for professional and business communication" is synthesized, the directions of modernization of the content of education are determined and the expediency of using interactive technologies to achieve the task is justified.

Keywords: readiness, communication, readiness of future employees of internal affairs bodies for professional and business communication, pedagogical conditions.

References

1. Volgin, N.A. Case study in the training of economists and managers: studies. a manual for students studying in the specialty 060200 "Labor economics", etc. specialties. / N.A. Volgin, Yu.G. Odegov, O.N. Volgina. - M.: Dashkov and Co., 2004. -439 p.

2. Prikhodko, O.V. Rhetoric: a textbook [Text] / O.V. Prikhodko, S.V. Venediktov, A.M. Shuboderova. - Krasnoyarsk: SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. - 136 p.

3. Rean, A.A. Social pedagogical psychology [Text] / A.A. Rean, Ya.L. Kolominsky. - St. Petersburg [et al.]: Peter Com, 1999. -409.

4. Rybin, D.N. Fundamentals of psychotechnics of communication with citizens of district police commissioners [Electronic resource]: educational and methodological manual / Rybin D.E.; Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Barnaul Law Institute. - Barnaul: BYU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017.

5. Stolyarenko, L.D. Psychology of business communication [Text]: cheat sheet / L.D. Stolyarenko. - Moscow: RG-Press, 2016. - 254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.