Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ГОТОВНОСТЬ / РЕЦИДИВ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилюк Софья Олеговна

В данной статье авторами определена актуальность вопросов профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, к осуществлению социально-педагогической реабилитационной деятельности на базе образовательных организаций системы МВД России, а также определены педагогические условия позволяющие развивать готовность будущих полицейских к реабилитационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хилюк Софья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF READINESS OF FUTURE POLICE OFFICERS FOR SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION ACTIVITIES

In this article, the authors determined the relevance of the issues of professional training of employees of the internal affairs bodies, for the implementation of social and pedagogical rehabilitation activities on the basis of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and also determined the pedagogical conditions that allow developing the readiness of future police officers for rehabilitation activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хилюк Софья Олеговна

Cтарший преподаватель кафедры философии, психологии

и гуманитарных дисциплин Уральский юридический институт МВД России

S Khilyuk@mail.ru

В данной статье авторами определена актуальность вопросов профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, к осуществлению социально-педагогической реабилитационной деятельности на базе образовательных организаций системы МВД России, а также определены педагогические условия позволяющие развивать готовность будущих полицейских к реабилитационной деятельности.

Ключевые слова: профилактика, готовность, рецидив, социально-педагогическая реабилитация, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF READINESS OF FUTURE POLICE OFFICERS FOR SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION ACTIVITIES

Hilyuk Sofya Olegovna

Senior Lecturer of the Department of Philosophy, Psychology

and Humanities Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

S Khilyuk@mail.ru

In this article, the authors determined the relevance of the issues of professional training of employees of the internal affairs bodies, for the implementation of social and pedagogical rehabilitation activities on the basis of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and also determined the pedagogical conditions that allow developing the readiness of future police officers for rehabilitation activities.

Key words: prevention, readiness, relapse, socio-pedagogical rehabilitation, pedagogical conditions.

Основной целью образовательных организаций системы МВД России является подготовка будущих полицейских к самостоятельному и эффективному выполнению профессиональных задач, закрепленных в федеральном законе «О полиции». Одной из таких задач является «предупреждение правонарушений и преступлений» [8]. Однако ежегодные статистические данные о количестве совершенных преступлений, в том числе рецидивных позволяют задуматься о неэффективности профессиональной

подготовки будущих полицейских к профилактической работе с различными

категориями граждан. Исходя из этого становится очевидным необходимость ориентации современного профессионального образования полицейских на требования современного общества и государства, а именно результативная профилактическая деятельность с целью снижения количества правонарушений и преступлений, в том числе рецидивов.

Необходимо отметить, что под профилактикой правонарушений следует понимать совокупность мер социального, правового, организационного,

информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение

причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения [9]. Одним из направлений вторичной профилактики является социально-педагогическая реабилитация. Как отмечают М.Э. Паатова и Е.Я, Тищенко именно социально-педагогическая реабилитация наиболее эффективна в отношении надзорных граждан. М. Э. Паатова социально-педагогическую реабилитацию

несовершеннолетних определяет как формирование у подростков конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их социально-личностной жизнеспособности в процессе совместного проживания со сверстниками и педагогом реабилитационно-воспитательных ситуаций [5].

Е. Я. Тищенко социально-педагогическую реабилитацию осужденных определяет как социальный процесс, обеспечивающий достижение соответствия поведения индивида требованиям, предъявляемым ему обществом, отраженным в социальных нормах, законах и правилах социального общежития, выработку активной жизненной позиции, усвоение социально-полезных ролей, осознание социального статуса гражданина и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в условиях микросреды (группы, трудового коллектива) [6].

Несмотря на то, что в образовательных организациях системы МВД России ведется подготовка будущих полицейских к профилактической деятельности, к социально-педагогической реабилитации

целенаправленная и планомерная подготовка не осуществляется.

Для развития готовности будущих полицейских к осуществлению социально-педагогической реабилитационной

деятельности необходимо в образовательном процессе создать необходимые

педагогические условия.

Для успешной реализации

педагогического процесса, целью которого является развитие готовности будущих полицейских к осуществлению социально-педагогической реабилитационной

деятельности необходимо определить педагогические условия, которые будут способствовать решению задач, направленных на развитие готовности. Термин педагогические условия встречается в научных трудах Л.С. Выготского, Н.М. Борытко, Н.С. Стереховой, В.И. Андреева и др.

Л.С. Выготский определял

педагогические условия как необходимую

среду для психического и личностного развития ребенка [4]. По мнению Н.М. Борытко «педагогические условия» - это сознательно конструируемые педагогом обстоятельства, влияющие на учебный процесс и обеспечивающие достижения его целей [2].

Термин «педагогические условия» Н.С. Стерехова и В.И. Андреева определяют как совокупность мер педагогического воздействия, направленных на решение образовательных задач.

В рамках нашего исследования под педагогическими условиями понимается совокупность условий, мер, форм, методов, возможностей педагогического воздействия, обеспечивающих достижение развития готовности будущих полицейских к социально-педагогической реабилитационной

деятельности в рамках профессионального образования будущих полицейских.

Нами были определены необходимые педагогические условия, позволяющие развить социально- педагогическую реабилитационную готовность.

Первое педагогическое условие -организация учебного процесса в рамках дисциплин, развивающих коммуникативные умения.

Осуществление социально-

педагогической реабилитационной

деятельности предполагает, что сотрудники полиции должны обладать развитыми коммуникативными умениями, включающими в себя: умение устанавливать доверительный контакт, знать и успешно применять приемы и техники эффективного общения, применять приемы активного слушания, а также применять навыки бесконфликтного общения. Это требование закреплено и в федеральном государственном образовательном стандарте 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», так согласно универсальной компетенции (УК-4) выпускник образовательной организации системы МВД России должен быть способен применять современные коммуникативные технологии [7]; общепрофессиональной компетенции (ОПК-11) будущий полицейский должен уметь применять психологические методы, приемы и средства

профессионального общения, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности, обеспечивать решение профессиональных задач психологическими методами, средствами и приемами [7].

Следовательно, одной из важнейших функций образовательных организаций системы МВД России должна стать подготовка курсантов и слушателей к реализации социально-педагогической реабилитации подучетных граждан, а также развитие у обучающихся коммуникативных умений для успешной реализации реабилитационного направления работы.

Второе педагогическое условие -социальное партнерство с организациями социально-реабилитационной направленности. Такая форма работы позволяет обучающимся научиться устанавливать контакт с

несовершеннолетними с отягощенной наследственностью из неблагополучных семей. Это уже позволит сформировать их первый профессиональный опыт в области социально-педагогической реабилитационной деятельности.

Как отмечает Ф. К. Зиннуров подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех возрастов [1, С. 44-45]. Именно в возрасте 12-17 лет у несовершеннолетних происходят изменения в мотивационной, личностной,

коммуникативной, эмоционально-волевой и социальной сферах, а вместе с этими изменениями могут возникать деструктивные новообразования, проявляющиеся в девиантных формах поведения.

Третьим педагогическим условие является применение технологий кейс-стади для формирования знаний и умений, необходимых для социально-педагогической реабилитационной работы.

Технологии кейс-стади представляют собой сложную систему, в которую органично интегрированы другие методы, такие как моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, игровые методы и др. Важно отметить, что проблемные кейсы позволяют обучающимся синтезировать знания сразу по нескольким дисциплинам, при этом выработка нового знания превалирует над механическим получением готового ответа, что соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел [140, с. 158-164].

Четвертым педагогическим условием является личный профессиональный опыт социально-педагогической реабилитационной деятельности у педагога. Это позволит преподавателю оценивать степень эффективности социально-педагогических реабилитационных мероприятий,

предлагаемых обучающимися при решении кейс-стади, а также проанализировать

результативность реабилитационных

мероприятий, с которыми обучающиеся познакомились на практике. Подготовить курсантов и слушателей к организации и проведению социально-педагогической

реабилитационной работы в игровой форме с воспитанниками социально-реабилитационных центров.

В.С. Гуляева отмечает, что преподаватель высшего учебного заведения должен обладать экспертными знаниями и специализированными умениями и навыками, постоянно поддерживаемыми за счет саморазвития и самообразования, а также учебной и научно-исследовательской деятельности; сформированным чувством ответственности за результат своей педагогической деятельности, а также выполнять на высоком квалификационном уровне научно-исследовательскую работу [3, с. 5-11].

Пятым педагогическим условием является организация научных исследований по вопросам осуществления

профилактической работы сотрудниками полиции. Такая деятельность позволит обучающимся познакомиться с актуальными научно-исследовательскими работами в области осуществления профилактики, а также самим провести научно-исследовательскую работу, направленную на решение актуальных проблем в области профилактики.

Необходимо отметить, что и в федеральном образовательном

государственном стандарте говорится о необходимости формирования научно-исследовательских компетенций. Так, например, будущий полицейский должен обладать системным и критическим мышлением (УК-1), способен планировать и реализовывать проект (УК-2); способен анализировать мировоззренческие,

социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной

деятельности (ОПК-2), а также разрабатывать нормативно-правовые акты в области профессиональной деятельности (ОПК-3) [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Базайкина, Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков /Т. В. Базайкина, Л. И. Кундозерова, С. М. Милинис // Современные наукоемкие технологии. - 2004.- № 5. - С. 44-45

2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Н.М. Борытко. - М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.

3. Гуляева, В.С. Роль и место преподавателя вуза в ландшафте высшего образования XXI века / В.С. Гуляева. - в сборнике: Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Сборник научно-методических трудов. Ответственный редактор С.С. Куклина. - Киров. - 2017. -С. 5-11.

4. Дубровина, И. В. О содержании детской практической психологии / И. В. Дубровина. - Электронный журнал «Психологическая наука и образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psyedu.ru/ ISSN: 2074-5885/

5. Паатова, М. Э. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа: теория и практика: монография / М. Э. Паатова. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2015. - 174 с.

6. Тищенко, Е. Я. Социально-педагогическая реабилитация осужденных: монография: в 2 кн. / Е. Я. Тищенко. - Екатеринбург: Урал. Ин-т соц. обр., 2007. - Кн. 1. - 162 с. Кн. 2. - 263 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -специалитет по направлению подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минобрнауки России от 28 августа 2020 года № 1131. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/555067835/

8. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182-ФЗ от 23 июня 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71428030/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.