Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ВОСПИТАНИЕ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION / SOCIAL CONTROL / PREVENTIVE SUPERVISION / EDUCATION / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хилюк Софья Олеговна, Днепров Сергей Антонович

Успешная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних и совершения ими рецидивных преступлений заключается в сформированности у сотрудников органов внутренних дел психолого-педагогических знаний в области осуществления социально-педагогической реабилитации лиц, состоящих на профилактическом учете в полиции. Для оценки уровня сформированности знаний обучающихся о социально-педагогической реабилитации была разработана батарея тестов «Проверка уровня знаний обучающихся об осуществлении социально-педагогической реабилитационной деятельности подучетных граждан», состоящая из 40 вопросов, которые были разделены на три блока: нормативно-правовой, методологический и психолого-педагогический. Эти тесты были предложены 56 курсантам Уральского юридического института МВД России г. Екатеринбурга. В статье приведены результаты тестирования по методологическому блоку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хилюк Софья Олеговна, Днепров Сергей Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION KNOWLEDGE FORMATION OF FUTURE POLICE OFFICERS

The successful prevention of juvenile delinquency and recidivism lies in the formation of psychological and pedagogical knowledge in the socio-pedagogical rehabilitation of individuals placed under the preventive supervision by the police. To assess the level of formation of students' knowledge about socio-pedagogical rehabilitation, the authors developed a series of tests “Monitoring the level of students’ knowledge about the implementation of socio-pedagogical rehabilitation activities of the citizens under supervision”, consisted of 40 questions and divided into three sections: regulatory, methodological and psychological-pedagogical. The tests were offered to 56 students of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ekaterinburg. The article presents the results of the methodological section of the test.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

УДК 378 йО!: 10.17853/2686-8970-2021-1-71-84

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Софья Олеговна Хилюк

аспирант s_khilyuk@mail.ru

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

Сергей Антонович Днепров

доктор педагогических наук, профессор dneprovsergey@gmail.com

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

Аннотация. Успешная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних и совершения ими рецидивных преступлений заключается в сформи-рованности у сотрудников органов внутренних дел психолого-педагогических знаний в области осуществления социально-педагогической реабилитации лиц, состоящих на профилактическом учете в полиции.

Для оценки уровня сформированности знаний обучающихся о социально-педагогической реабилитации была разработана батарея тестов «Проверка уровня знаний обучающихся об осуществлении социально-педагогической реабилитационной деятельности подучетных граждан», состоящая из 40 вопросов, которые были разделены на три блока: нормативно-правовой, методологический и психолого-педагогический. Эти тесты были предложены 56 курсантам Уральского юридического института МВД России г. Екатеринбурга. В статье приведены результаты тестирования по методологическому блоку.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, социальный контроль, профилактический учет, воспитание, сотрудник полиции.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

71

ISSUES OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION KNOWLEDGE FORMATION OF FUTURE POLICE OFFICERS

S. O. Khilyuk

Postgraduate student

Russian State Vocational Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia

S. A. Dneprov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Russian State Vocational Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia

Abstract. The successful prevention of juvenile delinquency and recidivism lies in the formation of psychological and pedagogical knowledge in the socio-pedagogical rehabilitation of individuals placed under the preventive supervision by the police.

To assess the level of formation of students' knowledge about socio-pedagogical rehabilitation, the authors developed a series of tests "Monitoring the level of students' knowledge about the implementation of socio-pedagogical rehabilitation activities of the citizens under supervision", consisted of 40 questions and divided into three sections: regulatory, methodological and psychological-pedagogical. The tests were offered to 56 students of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ekaterinburg. The article presents the results of the methodological section of the test.

Keywords: socio-pedagogical rehabilitation, social control, preventive supervision, education, police officer.

Одной из актуальных проблем современного общества является низкий культурный, нравственный, духовный уровень развития несовершеннолетних по сравнению с их технической и технологической подготовкой, особенно в области информатизации и цифровизации образования и общественной жизни. В результате многие подростки не способны из поступающей к ним информации выделить ту, которая может причинить им вред, вовлечь в криминальные сообщества, побудить к совершению противозаконных деяний. Зачастую это приводит несовершеннолетних в интернет-сообщества, где они совершают антиобщественные и противозаконные поступки ради развлечения или самоутверждения [5].

Согласно российскому законодательству, подростки, систематически совершающие противоправные действия, а также ведущие асоциальный образ жизни, подлежат обязательной постановке на учет

72

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

в инспекции по делам несовершеннолетних, где сотрудники полиции должны систематически проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, направленную на их перевоспитание [10, 11]. Также профилактические мероприятия в отношении девиантных несовершеннолетних обязаны выполнять и участковые уполномоченные полиции [4].

Для результативной профилактической работы проверок по месту жительства, проведения воспитательных бесед с девиантным подростком оказывается недостаточно: несовершеннолетние продолжают вести асоциальный образ жизни и совершать противоправные деяния. Генеральная прокуратура Российской Федерации отмечает серьезный рост подростковой преступности за последние три года. Например, в 2019 г. на учет в органы внутренних дел было поставлено 145 тыс. подростков, 70 тыс. из которых совершили административное правонарушение в возрасте до 16 лет. В 2020 г. несовершеннолетние стали чаще совершать преступления имущественного характера. Поэтому для восстановления законопослушного образа жизни подростков участковые уполномоченные полиции должны проводить с ними социально-педагогические реабилитационные мероприятия.

Социально-педагогическая реабилитация очень близка по смыслу медицинской реабилитации, предполагающей проведение комплекса восстановительных и оздоровительно-адаптивных физкультурно-педа-гогических мер, направленных на компенсацию нарушенных или в некоторых случаях - воссоздание утраченных функций организма и обретение трудоспособности больных и инвалидов. Социально-педагогическая реабилитация предполагает оказание помощи по установлению здоровых отношений индивида с окружающим миром и формированию здоровой системы мотивов. Структура данной реабилитации представлена следующими элементами: статусно-ролевая реабилитация; социально-правовая реабилитация; средовая реабилитация в социуме; профессиональная реабилитация (если смысл и содержание профессиональной деятельности сильно изменились за время вынужденного отсутствия в профессии); семейная реабилитация; ценностно-мотивационная реабилитация.

Для качественного проведения социально-педагогических мероприятий с подростками, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел, сотрудникам полиции необходимо обла-

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

73

дать знаниями в области педагогики и психологии, знать, что такое воспитание (методы воспитания), социальная реабилитация, социализация, социальный контроль и какую роль они играют в реабилитации девиантных подростков. Успешная социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних предполагает знание и успешное применение богатого опыта профилактики и преодоления детской делин-квентности зарубежных стран [14, 18, 19, 20].

К сожалению, на сегодняшний день в образовательных организациях системы МВД России недостаточно внимания уделяется педагогической, психологической и виктимологической подготовке будущих участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Это обусловлено отсутствием в федеральных государственных образовательных стандартах профессиональных компетенций, необходимых для формирования соответствующих педагогических или психологических знаний у будущих полицейских, в частности социально-педагогической реабилитационной компетенции [15].

Для определения уровня сформированности знаний, умений и навыков студентов образовательных организаций системы МВД России в области осуществления социально-педагогической реабилитации была разработана батарея тестов «Проверка уровня знаний обучающихся об осуществлении социально-педагогической реабилитационной деятельности подучетных граждан». В тестировании приняли участие 56 курсантов 1, 2 и 3-го курсов Уральского юридического института МВД России в возрасте от 18 до 21 года. Данная батарея тестов содержит 40 вопросов, которые были разделены на три блока: оценка знаний нормативно-правовых актов, оценка знаний методов социально-педагогической реабилитации подучетных и оценка знаний особенностей психического развития подростков, причин противоправного образа жизни и характера совершаемых преступлений.

Тестирование дало настолько объемные результаты, что в содержании одной статьи невозможно рассмотреть итоги анализа трех блоков, поэтому в данной работе представлены показатели диагностики знаний обучающихся педагогических методов социально-педагогической реабилитации подучетных.

Методы социально-педагогической реабилитации являются своеобразным «инструментом» для полноценного восстановления подростка в социуме, чем больше у сотрудника полиции «инструментов», тем

74

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

больше вероятность того, что подучетный не только вернется к право-порядочному образу жизни, но и будет способен к полной ресоциали-зации вплоть до резильентности.

Для подготовки обучающихся образовательных организаций системы МВД России к осуществлению социально-педагогической реабилитации необходимо сформировать у них не только соответствующие знания, умения и навыки, но и ценностное отношение к взаимодействию с подучетными. Для тестирования был выбран метод кейс-стади, так как именно он способствует формированию ценностных ориентаций, что не присуще другим педагогическим технологиям. Е. Ю. Азбукина отмечает, что педагогический потенциал данного метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения, так как в его структуру включены споры, диспуты, дискуссии, аргументации, которые позволяют вырабатывать умения и навыки, активно влияют на формирование ценностей, необходимых участникам обсуждения [1].

В соответствии с действующими профессиональными стандартами выпускники вузов системы МВД России должны не только уметь осуществлять профилактическую работу с поднадзорными, но и сами готовить к такой деятельности: формировать умения «преподавать юридические дисциплины, осуществлять правовое информирование и воспитание» [15]. Поэтому курсантам важно знать педагогические методы и уметь их применять.

На вопрос № 3 «Кейс-стади - это...» правильный ответ «г» («техника обучения, использующая описание экономических, социальных и бизнес-ситуаций, которые основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации») выбрали всего 7 % обучающихся.

«Кейс-стади как педагогический метод обучения используется только в бизнес-школах» - самый распространенный ответ студентов. 28 % курсантов посчитали, что данный метод служит для формирования навыков манипулятивного общения. На самом деле кейс-стади применяется для отработки группового навыка поиска и выработки решения реальной ситуации, для формирования ценностного отношения к проблеме, в настоящее время область использования этого метода не ограничивается бизнес-школами.

В проведении социально-педагогических реабилитационных мероприятий с поднадзорными гражданами важно задействовать все воз-

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

75

можные ресурсы. Помимо родственников, друзей, коллег по работе, сотрудников органов внутренних дел, значительную роль в реабилитации лица, состоящего на профилактическом учете в полиции, играет социальный контроль. На вопрос № 7 «Социальный контроль - это...» 34 % обучающихся выбрали неверный вариант ответа «а» («это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе»). «В случае нарушения общественного порядка со стороны общества наступает общественное порицание» - данный вариант ответа близок к верному, но к числу общественных санкций относится не только порицание.

Социальный контроль имеет достаточно широкий спектр механизмов, сдерживающих и препятствующих формированию и распространению подростковых девиаций. Е. А. Ярошевич отмечает, что ре-стриктивный (ограничивающий, сдерживающий) социальный контроль реализует стратегию системного социального и индивидуального предупреждения и противодействия социальным девиациям. Он нацелен, во-первых, на нормализацию поведения и изменение мотивации девиантов, во-вторых, на изменение социальной среды, в которой осуществляется их жизнедеятельность [17].

В теории «Социальные обручи» Т. Хирши в качестве социального контроля девиантных подростков выступает их принадлежность к определенным социальным институтам (семья, друзья, школа и религия), уверенность в том, что общепринятые в данных институтах социальные нормы правильные и обязательные для выполнения, является условием конформного поведения несовершеннолетнего [Цит. по: 12].

Согласно теории У. К. Реклесса, действенность внешнего контроля определяется благополучием, наличием социально-поддерживающей среды и социального окружения, осуществляющего функции поддержания дисциплины и разумного надзора [Цит. по: 17].

На основе рассмотренных теорий становится понятно, что формы социального контроля, социальные нормы и санкции достаточно разнообразны. Поэтому правильный вариант ответа на вопрос № 7 - «в»: «механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе; включает в себя социальные нормы и санкции». Его выбрали всего 23 % курсантов, что подтверждает недостаточную информированность большинства обучающихся о формах,

76

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

методах и видах социального контроля, что, несомненно, отразится в социально-педагогической реабилитационной практике.

Для успешного осуществления социально-педагогической реабилитации будущим сотрудникам полиции необходимо не только освоить педагогические навыки, но и быть готовым к воспитательной работе с подростками и с лицами, ранее судимыми.

На вопрос № 8 «Воспитание - это.» только половина опрошенных (50 %) ответили верно («это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, индивидуальности, духовности и телесности человека, осуществляемый как в семье, так и в образовательных организациях»). Вопросы воспитания рассматриваются курсантами в рамках дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел», в ходе изучения некоторых тем дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», но у 50 % опрошенных, к сожалению, так и не сформировалось правильное понимание сущности этого процесса.

Одним из первичных и самых распространенных методов, которые сотрудник полиции должен уметь использовать в процессе социально-педагогической реабилитации, является метод наблюдения. Данный метод позволит собрать информацию о собеседнике еще до начала взаимодействия с ним. Лица, состоящие на профилактическом учете, неохотно идут на контакт с работниками органов внутренних дел, что значительно осложняет процесс социально-педагогической реабилитации и может негативно сказаться на ее результатах. Поэтому при первой встрече с подучетным гражданином полицейскому необходимо умело использовать метод наблюдения, затем по плану наблюдения составить первичные социально-педагогические реабилитационные мероприятия. К сожалению, всего 20 % опрошенных правильно ответили на вопрос № 9 «Метод наблюдения - это.», выбрав вариант ответа «г» («целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя»).

Одной из важнейших задач социально-педагогической реабилитации ранее судимых лиц является недопущение совершения ими рецидивов. А. Ж. Айменов отмечает, что успешной реадаптацию поднадзорного лица можно считать только в том случае, если реабилитировано

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

77

основное содержание его жизнедеятельности [2]. Именно поэтому сотрудники полиции к социально-педагогическим реабилитационным мероприятиям в первую очередь должны относить трудоустройство надзорного, решение его бытовых и социальных проблем, а при необходимости и медицинских. К сожалению, всего 18 % опрошенных верно ответили на вопрос № 11 «Реадаптация - это...». Данные курсанты знают, что реадаптация - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, содействующих его приспособлению к условиям труда и быта.

Семья играет одну из ключевых ролей в социально-педагогической реабилитации как подростков, так и ранее судимых лиц. Именно поэтому социально-педагогические реабилитационные мероприятия сотрудники органов внутренних дел зачастую начинают именно с близких людей поднадзорного лица. Если семья неблагополучная, ее члены ведут асоциальный образ жизни, то у молодого поколения формируются антиценности, на основе которых развиваются аморальные и противоправные формы поведения. Для осуществления социально-педагогической реабилитации в семье девиантного подростка необходимо сформировать социально одобряемые традиции, которые позволят в дальнейшем осуществлять передачу и распространение положительного жизненного опыта.

Традиция станет защитой хрупкого и беспомощного (как физически, так и духовно) подростка, которого всюду подстерегают угрозы, стремящиеся разрушить его личностную целостность [3]. Именно традиция поможет ему чувствовать себя человеком, придаст смысл жизни. В процессе социально-педагогической реабилитации формирование социальных, культурных и религиозных традиций в семье поднадзорных существенно важно. Однако всего 16 % опрошенных верно ответили на вопрос № 18 «Традиция - это.», выбрав вариант ответа «г» («анонимно и стихийно сложившаяся система норм, представлений, правил и образцов, которой добровольно руководствуется в своем поведении довольно обширная и стабильная группа людей»).

Одним из успешных результатов социально-педагогической реабилитации поднадзорных граждан является сформированное стремление к саморазвитию: у девиантного подростка должен быть успешно запущен механизм целеполагания и стремления к своему личност-

78

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

ному росту, что значительно снижает риск его возвращения в криминальную среду. К сожалению, никто из опрошенных не ответил верно на вопрос № 19 «Саморазвитие - это.». Скорее всего, курсанты в данный момент находятся в состоянии активной образовательной деятельности и дополнительно заниматься своим самосовершенствованием у них пока нет времени и сил. Однако выпускникам необходимо будет задуматься о своем саморазвитии как о процессе, связывающем воедино самоопределение и самоорганизацию.

На вопрос № 20 «Самовоспитание - это.» верный вариант ответа «в» («автономная и даже независимая деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности, индивидуальности, духовности и телесности. В процессе самовоспитания личность выступает только как субъект воспитательного процесса») выбрали всего 12 % опрошенных. Очевидно, что многие обучающиеся пока затрудняются формулировать определения понятий, необходимых им в дальнейшей социально-педагогической работе.

В процессе социально-педагогической реабилитационной работы сотрудники полиции должны не только применять традиционные методы реабилитации, но и знакомиться с инновационными авторскими разработками методов предотвращения противоправного поведения лиц, состоящих на профилактическом учете. Одной из таких методик является концепция преодоления подростковой делинквентно-сти средствами креативной педагогики, созданная Н. Н. Савиной [13]. По мнению исследовательницы, «делинквентным» называют антиобщественное противоправное поведение человека, наносящее вред обществу. На вопрос № 21 «К положениям концепции преодоления подростковой делинквентности средствами креативной педагогики, разработанной Н. Н. Савиной, относятся.» верно ответили всего 16 % опрошенных.

Для успешного формирования знаний, умений и навыков социально-педагогической реабилитации подучетных граждан сотрудникам органов внутренних дел необходимо использовать в своей профессиональной деятельности положительный опыт зарубежных стран. Одним из методов социально-реабилитационного воздействия на несовершеннолетних «группы риска» в Америке является «шоковая терапия» [16]. Ее цель - психологическое воздействие на подростков,

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

79

еще не совершивших уголовно наказуемого деяния, но состоящих на учете в полиции за склонность к правонарушениям, употребление наркотиков или антиобщественное поведение. Данная программа предполагает посещение подучетным гражданином полицейского участка, а также подробное знакомство с тем, что его ожидает в случае совершения преступления [6].

На вопрос № 23 «Метод "шоковая терапия" для профилактики подростковой преступности в США предполагает...» большинство обучающихся выбрали неверные варианты ответов «а» (30 %) и «б» (39 %). У сотрудников полиции нет права ограничивать свободу подростка, не совершившего преступление. Предоставление возможности общения с заключенными невозможно, так как на территорию исправительных колоний не допускаются посторонние лица, да и общение с гражданами, имеющими судимость, может способствовать вовлечению несовершеннолетнего в криминальную среду, особенно если сам ранее судимый гражданин социально не реабилитирован. Задача полиции заключается в том, чтобы разрывать криминальные связи, препятствовать формированию преступных группировок и вовлечению подростков в противоправные сообщества. Верный вариант ответа «г» выбрали всего 14 % опрошенных, опыт американских сотрудников полиции может быть успешно применен сотрудниками российских органов внутренних дел в социально-педагогической реабилитации подучет-ных несовершеннолетних.

Еще одним успешным методом социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в Америке является метод «отвлекающие программы». Задача таких программ - существенно сократить вероятность взаимодействия подростков с криминальной системой [6, 14]. На вопрос № 24 «Как вы думаете, в чем суть общественно значимых и отвлекающих программ как одного из основных методов социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в полиции в США?» правильный вариант ответа «б» выбрали всего 3 % опрошенных.

Интересен реабилитационный опыт полицейских Англии: социально-педагогическая реабилитация делинквентных несовершеннолетних проводится посредством наблюдения социальных работников и полиции за их жизнью - без активного вмешательства в быт подростка,

80

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

но в тесном сотрудничестве с его родными. Сотрудники полиции принимают участие в реабилитации несовершеннолетнего только в случае острой необходимости по согласованию с социальными службами [14].

В России же наблюдается обратная ситуация: социально-педагогическая реабилитация - это в первую очередь задача сотрудников органов внутренних дел, которые в случае необходимости привлекают различные службы и организации. На вопрос № 28 «Как вы думаете, в чем заключается роль социального педагога в социально-педагогической реабилитации "трудных" подростков в Англии?» правильный вариант ответа «в» выбрали всего 23 % обучающихся.

Невозможно представить себе социально-педагогическую реабилитацию лиц, состоящих на профилактическом учете, без социального воспитания. Именно оно обеспечивает формирование морально одобряемых и общественно значимых человеческих качеств, гарантирует защиту и поддержку индивидуума в сложной, кризисной ситуации, помощь в преодолении и компенсации неблагоприятных условий социализации [9]. Е. В. Домаренко отмечает, что центральное место в социальном воспитании отводится проблеме гармоничных взаимоотношений личности с социальной средой и формируемой ею культурой [7]. Сотрудник органов внутренних дел должен приложить все усилия для создания условий, необходимых для реализации личностного потенциала подучетного, достижения им гармонии в социально-экономической и духовной сферах существования, расцвета его личности.

На вопрос № 32 «Социальное воспитание - это.» правильный вариант ответа «в» («процесс содействия продуктивному личностному росту человека в процессе решения им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром») выбрали всего 11 % обучающихся.

Анализ результатов оценки знаний курсантов о методах социально-педагогической реабилитации подучетных позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся пока не достаточно компетентны в области профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в полиции. Это обусловлено тем, что в федеральных государственных образовательных стандартах по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность среди профессиональных компетенций нет ни одной, в которой бы упоминалось о необходимости формирования социально-педагогических знаний, умений и навыков у будущих

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

81

сотрудников, т. е. социально-педагогической реабилитационной компетентности. Поэтому выпускники юридических вузов не готовы проводить социально-педагогические реабилитационные мероприятия в рамках своей профессиональной деятельности.

Такой низкий результат верных ответов, полученных по результатам тестирования, свидетельствует о необходимости организации и проведения дополнительной профессиональной подготовки обучающихся к социально-педагогической реабилитации. Для повышения уровня знаний о методах социально-педагогической реабилитации обучающихся по специализации «участковый уполномоченный полиции» было подготовлено и внедрено в образовательный процесс Уральского юридического института МВД России учебное пособие «Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными гражданами» [6]. Данное учебное пособие содержит 42 кейса-стади, в которых представлен опыт действующих сотрудников органов внутренних дел по работе с девиантными подростками и лицами, ранее судимыми, положительный зарубежный опыт социально-педагогической реабилитации поднадзорных несовершеннолетних, а также мировая практика педагогов в области результативной реабилитационной работы с трудными подростками.

Благодаря методу кейс-стади у обучающихся сформируются не только знания, умения и навыки социально-педагогической реабилитации, но и ценностное отношение к данному направлению служебной деятельности, что непременно положительно скажется на результатах их работы.

Список литературы

1. Азбукина, Е. Ю. Технология кейс-стади в профессиональном образовании / Е. Ю. Азбукина. Текст: непосредственный // Совет ректоров. 2012. № 6. С. 38-41.

2. Айменов, А. Ж. Анализ проблем социальной реадаптации ранее судимых лиц / А. Ж. Айменов. Текст: непосредственный // Наука и новые технологии. 2011. № 10. С. 98-101.

3. Варава, В. В. Истины традиции и традиция истины / В. В. Ва-рава. Текст: непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. 2011. № 2 (6). С. 3-10.

82

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

4. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД РФ от 31.12.2012 г. № 1166 (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/70344228/. Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гладких, П. Жители Березовского жалуются на скейтеров в парке Победы / П. Гладких, А. Кондрашова. URL: https://www.obltv.ru/news/ society/zhiteli-beryezovskogo-zhaluyutsya-na-skeyterov-v-parke-pobedy/. Текст: электронный

6. Днепров, С. А. Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными гражданами: учебное пособие / С. А. Днепров, С. О. Хилюк; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Урал. юрид. ин-т МВД России. Екатеринбург, 2019. 93 с. Текст: непосредственный.

7. Домаренко, Е. В. К вопросу о соотношении понятий «социальное воспитание» и «социально-культурное воспитание» / Е. В. Домаренко. Текст: непосредственный // Культура, наука и искусство - современные векторы развития вуза культуры: материалы Международной научно-практической конференции, Орел, 15-16 марта, 2018 г. Орел: Изд-во Орл. гос. ин-та культуры, 2018. С. 12-14.

8. Милованова, Н. Ю. Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации / Н. Ю. Милованова. Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 1 (117). С. 108-113.

9. Мудрик, А. В. Социализация человека: учебное пособие / А. В. Муд-рик. Москва: Академия, 2006. 304 с. Текст: непосредственный.

10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12116087/. Текст: электронный.

11. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845. URL: http://base.garant.ru/70585810/. Текст: электронный.

12. Обрывалина, О. А. Концепции социального контроля в американской социологии XX века / О. А. Обрывалина. Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2013. № 4 (32). С. 68-75.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

83

13. Савина, Н. Н. Концепция преодоления делинквентности / де-виантности средствами креативной педагогики / Н. Н. Савина. Текст: непосредственный // Академический журнал Западной Сибири. 2011. № 1. С. 19-20.

14. Саламатина, И. И. Ресоциализация детей-делинквентов в пенитенциарных учреждениях США и Англии / И. И. Саламатина. Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 2. С. 184-190.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета): утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 16.11.2016 г. № 1424. URL: http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_208501/. Текст: электронный.

16. Шляпина, А. О. Сравнительный анализ деятельности социального педагога в реабилитационных центрах в России и США / А. О. Шляпина. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 93-96.

17. Ярошевич, Е. А. Концептуальная рамка социально-педагогической профилактики подростково-молодежной девиантности как элемента рестриктивного социального контроля / Е. А. Ярошевич. Текст: непосредственный // Итоги научных исследований ученых МГУ им. А. А. Кулешова: материалы научно-методической конференции, Могилев, 25 янв., 2019 г. / под. ред. Е. К. Сычовой. Могилев: Изд-во Могилев. гос. ун-та им. А. А. Кулешова, 2019. С. 175-177.

18. Hurst, Y. G. How kids view cops: The nature of juvenile attitudes toward the police / Y. G. Hurst, J. Frank. Text: print // Journal of Criminal Justice. 2000. Vol. 28. P. 189-202.

19. Gabriel, G. Projects to Prevent Juvenile Delinquency: Between the Wish to Help and the Call for Punishment / G. Gabriel, B. Holthusen, H. Schäfer. Text: direct // Growing up in Germany / German Youth Institute (ed.). München, 2002. S. 95-101.

20. Kennelly, J. Policing young people as citizens-in-waiting / J. Ken-nelly. Text: print // British Journal of Criminology. 2011. Vol. 51. P. 336-354.

Для цитирования: Хилюк, С. О. Проблемы формирования психолого-педагогических и социально-педагогических реабилитационных знаний у будущих сотрудников полиции / С. О. Хилюк, С. А. Днепров. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 71-84. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-71-84.

84

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.