Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилюк Софья Олеговна

В данной статье авторами проведен анализ опыта профессиональной подготовки сотрудников полиции России и зарубежных стран, с целью выявления положительного опыта подготовки полицейских стран: Германии, Великобритании и США, а также рассмотрения возможности внедрения данного положительного опыта в профессиональную подготовку российской полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хилюк Софья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS FOR SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

In this article, the authors analyzed the experience of professional training of police officers in Russia and foreign countries in order to identify the positive experience in training police countries: Germany, Great Britain and the USA, as well as to consider the possibility of introducing this positive experience into the professional training of the Russian police.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Хилюк Софья Олеговна

Cтарший преподаватель кафедры философии, психологии

и гуманитарных дисциплин Уральский юридический институт МВД России

S Khilyuk@mail.ru

В данной статье авторами проведен анализ опыта профессиональной подготовки сотрудников полиции России и зарубежных стран, с целью выявления положительного опыта подготовки полицейских стран: Германии, Великобритании и США, а также рассмотрения возможности внедрения данного положительного опыта в профессиональную подготовку российской полиции.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, сотрудники полиции, профилактическая деятельность, социально-педагогическая реабилитация.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS FOR SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

Hilyuk Sofya Olegovna

Senior Lecturer of the Department of Philosophy, Psychology

and Humanities Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

S Khilyuk@mail.ru

In this article, the authors analyzed the experience of professional training of police officers in Russia and foreign countries in order to identify the positive experience in training police countries: Germany, Great Britain and the USA, as well as to consider the possibility of introducing this positive experience into the professional training of the Russian police.

Key words: professional training, police officers, preventive activities, social and pedagogical rehabilitation.

Одной из проблем, затрагивающих современное общество, является проблема подростковой и рецидивной преступности. Статистические данные на информационных платформах представляют различные количественные данные о преступлениях совершенных подростками и лицами, ранее судимыми. Согласно статистике за 2021 год отмечается рост подростковой преступности, при этом аналитики отмечают, что 73% преступлений совершаются подростками в возрасте от 14 до 17 лет [7]. При этом необходимо отметить, что подростковая преступность является следствием взрослой рецидивной преступности, которая в свою очередь зачастую отличается особой жестокостью. Об этом свидетельствуют

резонансные преступления, совершенные за последние несколько лет именно рецидивистами. В связи с этим на сотрудников органов внутренних дел возлагается ответственность по осуществлению эффективной профилактики подростковых правонарушений. Для того, чтобы усовершенствовать качество профессиональной подготовки будущих полицейских рассмотрим особенности подготовки к профилактической деятельности полицейских зарубежных стран и возможности применения данного

положительного опыта в образовательных организациях системы МВД России.

Профессиональное образование

будущих полицейских в России осуществляется в

образовательных организациях высшего образования системы МВД России. Обучение курсантов и слушателей происходит в течении пяти лет по специальностям, которые востребованы в территориальных органах МВД России и на основе долгосрочного кадрового планирования.

Учебными планами предусмотрено, что за период обучения курсанты и слушатели должны проходить учебную практику. Так, на III курсе практика является ознакомительной и предполагает, что курсанты должны познакомиться с работой подразделений полиции и нормативно-правовой документацией. На V курсе слушатели должны проходить преддипломную учебную практику в подразделениях органов внутренних дел в течении четырех месяцев. Данная практика предполагает отработку на практике сформированных в процессе обучения компетенций. В качестве дополнительного образования сотрудники полиции проходят повышение квалификации.

К направлениям профессиональной подготовки сотрудников полиции в России относятся: физическая, огневая, служебная подготовка, специальная и морально-психологическая подготовка. К сожалению, пока будущих полицейских не готовят к педагогической или воспитательной деятельности с девиантными и делинквентными гражданами. На сегодняшний день анализ учебных планов по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность показал, что дисциплин, целенаправленно формирующих у курсантов навыки общения всего 5% от общего количества преподаваемых дисциплин. Однако следует отметить, что взаимодействие с данными категориями граждан является неотъемлемой частью служебной деятельности, так как именно они представляют угрозу для общества. Без педагогической подготовки будущие полицейские не смогут эффективно и результативно осуществлять социально-педагогическую реабилитацию надзорных и иных категорий, состоящих на профилактическом учете в правоохранительных органах.

Профессиональное образование

сотрудников полиции в США представлено в более упрощенном виде и представляет собой профессиональную подготовку по наиболее востребованным направлениям

профессиональной деятельности полицейских. В США нет таких образовательных организаций системы МВД, как в России. Профессиональную подготовку к выполнению служебных обязанностей полицейских выполняют полицейские академии. Программы данных академий более практико-ориентированы, чем юридические вузы системы МВД в России. Полицейские академии представляют собой центры по первоначальной профессиональной подготовке сотрудников полиции [231, с. 135137]. В данных центрах помимо

профессиональной подготовки будущих полицейских к выполнению служебных задач, закрепленных в нормативно-правовых документах, осуществляется также подготовка по направлениям: психологические особенности правоприменительной деятельности,

социальные взаимоотношения, подростковые девиации, профессиональная этика сотрудников полиции, участие граждан в профилактической работе полиции и тп. Профилактическая работа с правонарушителями, также является значимым направление профессиональной подготовки будущих офицеров. В рамках данного направления подготовки особое внимание уделяется обучению взаимодействия с различными социальными группами, в том числе и криминальными [5, с. 135-137].

Также необходимо отметить, что в базовом обучении сотрудников полиции США вместе с такими категориями, как законодательство, административная работа и иными есть категория человеческие ценности и проблемы, на изучение дисциплин которой отводится 22% часов (около 100 часов) [2, с. 3849]. Также А. Ю. Васенин и С. Л. Денисов отмечают, что кандидаты на работу в полиции США обязаны дополнительно окончить курсы повышения квалификации в области психологии или социологии [1, с. 311-314].

Так как в учебных планах образовательных организаций системы МВД России по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»

практически отсутствуют дисциплины социальных наук, положительным опытом для сотрудников российской полиции станет необходимость прохождения курсов повышения квалификации по таким направлениям, как, например: педагогика, психология, социальная работа с девиантными подростками.

В Великобритании обучение будущих полицейских схоже с российской системой подготовки будущих полицейских. Если в России курсанты обучаются в ведомственных образовательных организациях высшего образования, то в Великобритании такое обучение осуществляется в гражданских образовательных организациях высшего образования. Также как и в России для обучения будущих полицейских разработаны специальные образовательные стандарты. По окончанию таких образовательных учреждений полицейские Великобритании также заключают контракты о прохождении службы в полиции.

Для того чтобы обучаться на полицейских факультетах, к кандидатам предъявляют очень высокие морально-этические требования, а именно: от них требуется умение наладить доверительные отношения с гражданами, общительность, поддержание имиджа полиции и гордость за свою профессию, готовность соблюдать дисциплину и правила ношения форменного обмундирования, а также религиозность. В

процессе профессиональной подготовке полицейских Великобритании особое внимание также уделяется воспитанию профессиональных качеств у студентов [6].

Положительным опытом является строгий профессиональный отбор среди кандидатов на службу в полиции Великобритании, одним из критериев которого является нравственное содержание. В России же большее внимание уделяется компетентности и физическому здоровью кандидатов на службу, нежели их морально-этическому облику. Однако морально-этический облик играет не меньшую роль в социально-педагогической реабилитации лиц, состоящих на учете в полиции, наряду со знаниями, умениями и навыками осуществления данного направления деятельности.

В ФРГ профессиональная подготовка полицейских строится на научной основе, на связи научных познаний и практически значимых проблем, которые разрешаются в процессе научных исследований [3, с. 16-17]. Профессиональная подготовка полицейский в ФРГ осуществляется в полицейских школах, ассоциациях, институтах или академиях. Но необходимо отметить, что по окончании данных организаций выпускник не получает диплома о высшем образовании, так как эти организации осуществляют профессиональную подготовку, а не образовательную деятельность [4].

Учебные программы данных центров профессиональной подготовки составлены по 3 основным направлениям, одним из которых является изучение социальных наук. Их изучению отводится около 30% всего учебного времени [4]. Также основными направлениями профессиональной подготовки в ФРГ являются: подготовка к применению огнестрельного оружия, развитие физических качеств, обучение вождению, юридическая и психологическая подготовка. Сотрудники полиции ФРГ должны быть подготовлены распознавать различные реакции граждан на внешние раздражители, прогнозировать их поведение, определять эмоциональные состояния различных категорий граждан; осознавать, как отреагирует гражданин, на те, или иные действия сотрудника полиции. Поэтому, в рамках психологической подготовки их готовят и к социально-педагогической реабилитационной

деятельности. Осуществление данного направления деятельности невозможно без обучения полицейских навыкам

профессионального общения с различными категориями граждан, в том числе маргиналами, поэтому полицейских ФРГ обучают и коммуникативным навыкам.

Такая психолого-педагогическая

профессиональная подготовка является положительным опытом, который можно перенять и успешно применять в образовательных организациях системы МВД России в качестве дополнительного направления профессиональной подготовки. Психолого-педагогические знания будут способствовать более грамотному и успешному осуществлению социально-педагогической реабилитации.

В образовательных организациях системы МВД России обучающиеся на профильных дисциплинах изучают порядок постановки на профилактический учет и дальнейшее осуществление профилактической работы с различными категориями граждан, ведущими асоциальный образ жизни. К сожалению, эти занятия не практико-ориентированы. Курсанты и слушатели знают, что в их обязанности входит профилактическая деятельность, но отмечают ее низкую эффективность. Обучающиеся знакомы с понятием социально-педагогическая

реабилитация, но затрудняются объяснить сущность данной деятельности, а также свою роль в ее реализации. На основании этого необходимо отметить, что любая профилактическая и социально-педагогически реабилитационная работа должна начинаться с установления доверительных отношений с поднадзорным. Для этого сотрудники полиции должны обладать сформированными еще в процессе обучения коммуникативными компетенциями. Необходимо знать различные приемы и тактики общения, уметь урегулировать конфликты, а также снизить эмоциональное напряжение собеседника.

Таким образом, для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих полицейских к социально-педагогической реабилитационной деятельности необходимо рассмотреть возможность внедрения зарубежного опыта в профессиональное образование будущих полицейских. К положительному зарубежному опыту можно отнести: создание практико-ориентированных учебных модулей по подготовке полицейских к взаимодействию с различными категориями граждан в сложных служебных ситуациях; обязательные курсы повышения квалификации по психологии и педагогики; высокие нравственные и психологические требования к кандидатам на службу; усиленное развитие коммуникативных навыков; увеличение часов по психолого-педагогическим дисциплинам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васенин, А. Ю. Опыт подготовки специалистов в полиции зарубежных стран / А. Ю. Васенин, С. Л. Денисов // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2014. - № 1. - С. 311314.

2. Кисилев, А. К. Практика подготовки кадров в полицейских структурах США / А. К. Кисилев // Право и образование. - 2008. - № 9. - С. 38-49.

3. Кравчук, Л. С. О научной составляющей профессионального полицейского образования (из опыта Федеративной Республики Германии) / Л. С. Кравчук // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2018. - № 2(20). - С. 16-22.

4. Подготовка полицейских в ФРГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referatwork.ru/podgotovka_policeiskih_kadrov/section-1-2.html.

5. Чурсин, О. А. Особенности организации профессиональной подготовки по месту службы в органах полиции зарубежных стран / О. А. Чурсин // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 6. - С. 135-139.

6. Kennelly, J. Policing young people as citizens-in-waiting / J. Kennelly // British Journal of Criminology. - 2011. - № 51. - P. 336-354.

7. Рост подростковой преступности в России: статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kc-zakon.ru/darstvennaya/rost-podrostkovoj-prestupnosti-v-rossii-statistika

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.