Научная статья на тему 'Понятийно-терминологический анализ общекультурных компетенций во ФГОС по направлению «Юриспруденция»'

Понятийно-терминологический анализ общекультурных компетенций во ФГОС по направлению «Юриспруденция» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
330
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ / ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Илиджев А. А.

Представлены результаты анализа ФГОС по направлению бакалавриата «Юриспруденция» на предмет формулирования в них общекультурных компетенций; предложена обоснованная типологизация общекультурных компетенций (по критерию доминирующей направленности) на три группы: общекультурные компетенции, ориентированные на выполнение той или иной деятельности (деятельностные); общекультурные компетенции, ориентированные на знание (осознание) (когнитивные); общекультурные компетенции, ориентированные на социально-значимые ценности (ценностные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятийно-терминологический анализ общекультурных компетенций во ФГОС по направлению «Юриспруденция»»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24) 2016

УДК 378

А.А. Илиджев

ПОНЯТИИНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ФГОС ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Представлены результаты анализа ФГОС по направлению бакалавриата «Юриспруденция» на предмет формулирования в них общекультурных компетенций; предложена обоснованная типологиза-ция общекультурных компетенций (по критерию доминирующей направленности) на три группы: общекультурные компетенции, ориентированные на выполнение той или иной деятельности (деятель-ностные); общекультурные компетенции, ориентированные на знание (осознание) (когнитивные); общекультурные компетенции, ориентированные на социально-значимые ценности (ценностные).

Ключевые слова: ФГОС, общекультурные компетенции, бакалавр юриспруденции, понятийно-терминологический анализ.

В соответствии с компетентностным подходом во ФГОС высшего образования по направлениям подготовки требования к результатам освоения основной образовательной программы заданы в виде требований к освоению общекультурных и профессиональных компетенций. В практике обучения основные усилия преподавателей направлены на проектирование процесса обучения той или иной дисциплине в соответствии с требованиями компетентностного подхода. При этом основной акцент делается на предметных знаниях, умениях, а также на профессиональных компетенциях. Что же касается общекультурных компетенций, то они зачастую остаются вне их поля зрения. Между тем роль и место общекультурных компетенций в личностно-профессиональном развитии будущего специалиста нельзя умалять. Больше того, общекультурные компетенции, по мнению специалистов, вносят существенный вклад в достижение успехов в социально-профессиональной деятельности человека. Однако, несмотря на это, в теории и практике высшего образования уделяется недостаточное внимание вопросам анализа состава и содержания общекультурных компетенций.

В связи с этим мы обратились к анализу ФГОС ВО по направлению «Юриспруденция» в части состава и качества формулировок общекультурных компетенций. Следует отметить, что различные аспекты реализации ФГОС ВО в последние

годы привлекают внимание все большего числа исследователей [1; 2; 3 и др.]. Так, содержание компетентностной модели выпускника с квалификацией «бакалавр» (на примере направления подготовки 270800 Строительство) рассмотрено в статье Е.Б. Ерцкиной [4, с. 55], где описаны общекультурные и профессиональные компетенции выпускника, выделена проектно-конструкторская компетентность и рассмотрена организация образовательного процесса ее формирования. В работе Е.Н. Ковтун приведены наиболее значимые результаты экспертизы основных образовательных программ (ООП), разработанных классическими университетами России в 2010-2011 годах на основе ФГОС ВО. Автор подчеркивает, что «многие недостатки вузовских ООП объективно обусловлены некорректными формулировками, логическими противоречиями и неясностями, имеющимися в текстах утвержденных ФГОС ВО» [5, с. 20].

Представляет интерес статья Г.Б. Голуб, И.С. Фишмана, Л.И. Фишман, в которой отражены результаты анализа более 200 стандартов ФГОС ВО на предмет формулирования в них общих компетенций и их соответствия запросам работодателей. Анализ общих компетенций привел авторов статьи к выводу о том, что «стандарт ничего не требует от вуза в плане формирования общих компетенций», поскольку «ни одна формулировка ФГОС не может быть операционализирована

Илиджев Александр Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Илиджев А.А., 2016 Статья получена: 05.08.2015

для целей формирования и оценивания единственно верным образом» [6, с. 168]. Этот вывод авторов статьи базируется, как видно, на одном тезисе: если общие компетенции не могут быть строго операционизированы, а значит, объективно продиагностированы и измерены, значит, требований в виде общих компетенций вроде как и не существует. Получается, что представленные во ФГОС ВО общекультурные компетенции и не обязательно формировать, ибо нет строгих критериев и средств однозначной оценки. Но можно ли согласиться с таким выводом авторов?

Выскажем нашу позицию по данному вопросу. В педагогике могут иметь место измерения разного рода: количественные и качественные. Применительно к ценностному миру личности применение количественных методов измерения мы считаем нецелесообразным. Здесь подходят в значительно большей мере качественные методы диагностики и, прежде всего, метод экспертных оценок. Заметим, что именно этот метод качественной диагностики и находит применение в реальной практике образования, когда речь идет об оценке личностных свойств. Поэтому можно заключить, что невозможность строгой количественной оценки общекультурной компетенции не является основанием для вывода о том, что «стандарт ничего не требует от вуза в плане формирования общекультурных компетенций».

Обратимся далее к анализу требований к результатам освоения основной образовательной программы ВО по направлению бакалавриата 030900 «Юриспруденция» в части общекультурных компетенций. Согласно ФГОС ВО определены 14 общекультурных компетенций (ОК), которыми должен обладать выпускник бакалавриата: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных

задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (0К-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14) [7].

В формулировках общекультурных компетенций используются такие глаголы и глагольные формы, как владеет, осознает, обладает, имеет, стремится, относится, участвует, готов, способен. Наиболее часто используются слова «способен...» (6), затем по частоте использования: «владеет.» (4), «обладает» (2), «имеет» (2). Остальные слова встречаются по одному разу. Следовательно, основные параметры общекультурных компетенций характеризуются двумя терминами - способен и владеет.

Возникает вопрос: имеет ли принципиальное значение, через какой глагол, краткое прилагательное и краткое причастие формулируется та или иная общекультурная компетенция? Для ответа рассмотрим и проведем анализ соответствующих формулировок. Начнем с наиболее распространенных формулировок со словом «способен». Так, ОК-2 звучит следующим образом: «способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста». Что означает данная формулировка? Для выяснения этого необходимо обратиться к слову «способен» и тому содержанию, которое стоит за ним. Когда говорят о том или ином человеке, что он способен выполнять ту или иную работу, способен осуществлять ту или иную деятельность, то обычно имеют в виду, что этот человек обладает необходимыми знаниями, умениями, опытом в соответствующей деятельности, которые в совокупности позволяют ему выполнять эту деятельность. Кроме того, в этом случае подразумевается, что человек может выполнять данную деятельность на необходимом уровне, а не абы как. То есть, когда говорят, что человек способен к чему-то, то имеют в виду, что он может выполнять деятельность на требуемом уровне.

В толковом словаре русского языка С.И. Оже-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

гова и Н.Ю. Шведовой читаем: «Способность - 1. Природная одаренность, талантливость; 2. Умение, а также возможность производить какие-либо действия»; «способный - 1. Обладающий способностями к чему-либо; 2. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким-нибудь свойством» [8, с. 746]. Как видим, слово «способность» имеет два смысла. Первый смысл связан с природной одаренностью, талантливостью (например, математические, музыкальные и др. способности). Второе значение слова - умение производить какие-либо действия, а также возможность производить действия. В качестве примера в первом значении приводится сочетание - способность двигаться; а для второго значения - покупательная способность населения. Для нашего исследования мы возьмем за основу трактовку способности как умения производить какие-либо действия.

Если исходить из данной трактовки, то общекультурную компетенцию ОК-2 можно понимать как умение добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста. Другими словами, термин «способен» адекватен термину «умеет».

Далее обратимся к содержанию глагола «стремится», который встречается в формулировке ОК-7 - «стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства». Что означает глагол «стремится»? Казалось бы, здесь все ясно: стремится - значит мотивирован что-то делать, совершать какие-либо действия. В словаре С.И. Ожегова под стремлением понимается «настойчивое желание чего-либо добиться, что-нибудь осуществить; устремленность к чему-либо» [8, с. 762]. Нередко вместо этого глагола используют глагол «хочет», имея в виду, что стремление это есть желание, хотение к каким-либо действиям. Стремление - это постоянная нацеленность, наличие у человека желанной цели, которая побуждает его к тем или иным действиям. Понятие «стремление» отражает мотивационную, побудительную компоненту деятельности человека. Отсюда следует, что в состав общекультурных компетенций входят не только умения (способности) выполнять то или иное действие, или деятельность, но и сформированная мотивация к социально и личностно значимым ценностям. Здесь, однако, надо обратить внимание на одну деталь. Напомним, что через глагол «стремится» выражена только одна общекультурная компетенция, описанная выше. Если вникнуть в ее суть, то обнаруживается, что эта компетенция обращена к мотивационной стороне не отдельного действия, а к мотивации личности в целом, связанной с ее стремлением к непрерывному самосовершенствованию. Стремление к

саморазвитию, повышению квалификации и мастерства означает не что иное, как стремление к самосовершенствованию как в личностном плане (стремление к саморазвитию), так и в профессиональном (стремление к повышению квалификации и мастерства). Другими словами, общекультурная компетенция в данном случае представляет собой личностное свойство как целостное явление, выражающееся в стремлении личности к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства. Значит, общекультурные компетенции, помимо умений, предполагают еще сформированное у личности стремление к непрерывному саморазвитию и совершенствованию в профессии.

Теперь рассмотрим следующую общекультурную компетенцию, связанную с двумя глаголами - «осознает» и «обладает» - «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания» (ОК-1). Эта компетенция также, как видим, не связана с тем или иным умением. Ключевые слова в ней - осознание и профессиональное правосознание. Первая часть - «осознает социальную значимость своей будущей профессии» связана с глаголом «осознает»; вторая часть -«обладает достаточным уровнем профессионального правосознания» - с глаголом «обладает».

Что значит «осознает» социальную значимость своей будущей профессии? На бытовом уровне все вроде понятно: осознает - значит, понимает важность своей будущей профессии для общества. Теперь обратимся к тому же словарю С.И. Ожегова, где пишется: «Осознать - полностью довести до своего сознания, понять» [8, с. 454]. Как видим, здесь также осознание сводится к пониманию. Следовательно, данная общекультурная компетенция требует того, чтобы выпускник бакалавриата понимал социальную значимость своей будущей профессии. Опять мы видим, что нет связи с глаголом - уметь. И это уже не мотивация, а что-то другое, связанное с осознанием, то есть пониманием чего-то, доведением до своего сознания. Понять - это значит освоить сущность того или иного явления. Выходит, что для того, чтобы выпускник бакалавриата осознал социальную сущность своей будущей профессии, необходимо, чтобы он понимал сущность профессии, ее место и роль в развитии общества, государства, региона, муниципалитета, в котором находится вуз и в котором предстоит жить и работать выпускнику.

Далее проанализируем подробнее вторую часть данной общекультурной компетенции -«обладает достаточным уровнем профессионального правосознания». Что это такое? Когда мы говорим о человеке, что он обладает чем-либо, то

предполагаем, что человек имеет это что-то как присвоенное им. В словаре С.И. Ожегова дается следующая трактовка слова «обладать»: иметь в собственности, в наличии или в числе своих свойств [8, с. 420]. Как видим, термин «обладать» является синонимом слова «иметь». В нашем случае «обладает достаточным уровнем профессионального правосознания» следует понимать как то, что выпускник бакалавриата имеет как свойство личности достаточный уровень профессионального правосознания.

Обратимся еще к одному используемому глаголу - «имеет», который связан с ОК-6: «имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону». Здесь данный термин дан в связи со словом нетерпимое отношение («имеет нетерпимое отношение»). Что это означает? Читаем в словаре С.И. Ожегова: «Иметь - 1. Обладать, располагать, владеть; 2. В сочетании с существительным означает действие в соответствии со значением данного существительного» [8, с. 239]. В нашем случае корректно говорить о втором значении данного термина, ибо имеет место сочетание с существительным «нетерпимое отношение». Отсюда следует, что «имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению» следует трактовать как совершение действий в соответствии со значением сочетания «нетерпимое отношение». Можно смысл данного сочетания выразить одним словом - нетерпим к коррупционному поведению, то есть категорически отвергает любые проявления коррупционного поведения и, главное, в любых своих действиях и поведении руководствуется этим правилом. Для нас важно обратить внимание на то, что и данная общекультурная компе-

«способен». Хотя, с другой стороны, она (компетенция) подразумевает осуществление действий, которые, в свою очередь, предполагают наличие умений осуществлять действие.

Таким образом, изучение состава общекультурных компетенций по направлению бакалавриата 030900 «Юриспруденция» показало, что для формулирования конкретных компетенций использованы различные термины, частота применения которых по мере убывания выглядит следующим образом: способен (7), владеет (4), обладает (2), имеет (2), осознает (1), готов (1), стремится (1), уважительно относится (1), участвует (1). Наиболее часто встречаются слова «способен» и «владеет», которые характеризуют деятельност-ную составляющую общекультурной компетенции (умения и навыки). Большинство остальных терминов (осознает, стремится, уважительно относится, имеет, обладает, готов, участвует), каждый из которых встречается по два или одному разу, раскрывают общекультурные компетенции, отражающие уровень понимания (социальной значимости профессии), развитую мотивацию к самовершенствованию, ценностное отношение (к праву). С учетом сказанного, общекультурные компетенции по направлению бакалавриата «Юриспруденция» могут быть классифицированы в три группы: общекультурные компетенции, ориентированные на выполнение той или иной деятельности; общекультурные компетенции, ориентированные на знание (осознание); общекультурные компетенции, ориентированные на социально-значимые ценности. Такая группировка общекультурных компетенций может служить основой для построения научно обоснованного процесса их формирования в учебном процессе.

тенция не связана прямо с термином «умеет» или

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорожкин Е.М., Копылов С.Н. Дидактическая модель формирования профессиональных компетенций // Педагогическое образование и наука. 2011. № 9. С. 12-15.

2. Ибрагимов Г.И. Процесс обучения в высшей школе в условиях реализации ФГОС: болевые точки // Alma-mater. 2013. № 8. С. 6-14.

3. Чучалин А.И. Цели и результаты освоения профессиональных образовательных программ // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 5-15.

4. Ерцкина Е.Б. Содержание компетентностной модели выпускника с квалификацией «бакалавр» (на примере направления подготовки 270800 Строительство // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 3. С. 54-59.

5. Ковтун Е.Н. Экспертный анализ ООП классических университетов России // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 14-21.

6. Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 156-172.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во «Азъ», 1992. 955 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.