Научная статья на тему 'О профессиональных компетенциях в ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция»'

О профессиональных компетенциях в ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / компетентность / со- став и структура профессиональных компетенций бакалавра юрис пруденции / требования ФГОС ВПО / competencies / competence / composition and structure of professional competencies of Bachelor of Jurisprudence / requirements of Federal State Educational Standard of Higher Professional Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илиджев Александр Алексеевич

В статье представлены результаты анализа ФГОС ВПО понаправлению «Юриспруденция» на предмет формулирова-ния в нем профессиональных компетенций, обоснованы ин-тегративная сущность профессиональной компетенции, ееструктура и дидактические механизмы (средства, содержа-ние) формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илиджев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competencies of Bachelor (profile “Jurisprudence”) prescribed by Federal State Educational Standard of Higher Professional Education: composition, structure, essence

The article presents the results of scrutinizing Federal State Educational Standard of Higher Professional Education with regard to formulating professional competencies. The author substantiates the integrative essence of professional competency, its structure and didactical mechanisms (means, content, forms) of its development.

Текст научной работы на тему «О профессиональных компетенциях в ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция»»

Илиджев А. А. О профессиональных компетенциях в ФГОС ВПО по направлению «юриспруденция»

В содержании курса должны отражаться не только понятия, законы, теории и факты соответствующей науки, но и способ мышления, присущий данному этапу ее развития, методы познания, которыми она пользуется (т. е. в основу содержания и логики чтения лекции закладывается системная база предмета науки, логика системного раскрытия этого учебного предмета).

В-третьих, проектируется деятельность курсанта (слушателя) по усвоению содержания через комплекс специально подобранных учебных заданий, моделирующих основные типы практических или профессиональных действий. С помощью контекстных лекций формируется последовательный переход от факта передачи информации к активному освоению содержания лекции, с включением механизмов погружения курсантов (слушателей) в научный, профессионально-практический и жизненный контекст через конкретные ситуации.

Характер деятельности преподавателей и обучающихся, их взаимоотношения коренным образом меняются. Происходит отказ от традиционного информирования курсантов (слушателей) об основах наук в пользу реализации диалогических отношений между преподавателями и обучающимися.

Разработка таких лекций требует от преподавателей дополнительных творческих усилий по отбору содержания лекции, по определению логики ее чтения, эмоционального, интеллектуального и даже физического напряжения, психолого-педагогической подготовки. Лектор должен быть склонен к использованию игровых ситуаций, ему нужна интеллектуальная и эмоциональная мобильность.

Результат реализации технологии контекстного обучения на лекции — теоретическая готовность курсанта (слушателя) использовать знания в решении профессиональных задач. Только при этом условии можно рассчитывать на заинтересованное участие самого курсанта (слушателя) в процессе профессиональной подготовки обучения в вузе.

Резюмируя изложенное, отметим: использование технологии контекстного обучения в подготовке специ-

УДК 378.6

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

А. А. Илиджев

В статье представлены результаты анализа ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция» на предмет формулирования в нем профессиональных компетенций, обоснованы интегративная сущность профессиональной компетенции, ее структура и дидактические механизмы (средства, содержание) формирования.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, состав и структура профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции, требования ФГОС ВПО.

алистов правоохранительных органов в вузе показывает, что с ее помощью достаточно эффективно решается ряд важных задач:

— интенсификация процесса обучения;

— придание процессу обучения творческого характера;

— приобретение курсантами (слушателями) опыта инновационной деятельности в контексте будущей профессии;

— формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов;

— воспитание системного мышления специалиста, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

— формирование целостного представления о профессии;

— обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального совместного принятия решений;

— воспитание ответственного отношения к делу, усвоение социальных ценностей и установок коллектива;

— обучение методам моделирования. 1 2 3 4 5 6 7 8

1 Вербицкий А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 49.

2 Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М., 1991. С. 34.

3 Там же. С. 35.

4 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М., 1986.

Т. 2. С. 234.

5 Вербицкий А., Кругликов В. Указ. соч. С. 50.

6 Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999. С. 75.

7 Шмачилина-Цибенко С. В. Проектирование процесса формирования исследовательской культуры социального педагога : монография. Краснодар, 2011. С. 158-161.

8 Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : мат-лы к четвертому заседанию методологического семинара. М., 2004. С. 145.

Система высшего образования в вузах МВД России уже не первый год работает в рамках новых ФГОС ВПО. Наработан солидный опыт практической деятельности по реализации стандартов, описанный в научнометодических журналах (Высшее образование в России, Психопедагогика в правоохранительных органах и др.). Написана не одна диссертация (О. В. Шемет, Г. Р. Ахметзянова и др.), опубликовано большое число монографий (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, Н. А. Селезнева, и др.) и научных статей по проблемам компетентностно-го подхода в профессиональном образовании '. Но еще остаются вопросы, требующие внимания. Это касается понятийно-терминологического обеспечения компетент-ностного подхода, вопроса о содержании и сущности по-

86

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Илиджев А. А. О профессиональных компетенциях в ФГОС ВПО по направлению «юриспруденция»

нятий «профессиональные компетенции» и «профессиональная компетентность». Дело в том, что при множестве работ, в которых рассматриваются аспекты, касающиеся содержания данных понятий, есть некоторая путаница. Одни исследователи считают, что указанные понятия идентичны 2, другие их разделяют 3 . Есть разные подходы к выделению состава и структуры компетенций. Кроме того, нередко предлагаемые исследователями определения данных понятий не имеют должного научного толкования.

Между тем от степени обоснованности понятий, их содержания и структуры зависит качество любого исследования. Это влияет и на образовательную практику, в основе которой всегда лежит та или иная теория. В связи с этим обратимся еще раз к вопросу о составе, сущности и структуре понятий «профессиональные компетенции» и «профессиональная компетентность».

Большой вклад в выявление сущности и содержания понятий «компетенция» и «компетентность» внесли исследования В. И. Байденко 4, В. А. Болотова 5, А. А. Вербицкого 6, И. А. Зимней 7, А. К. Марковой 8, А. М. Новикова 9,

С. Е. Шишова 10 и др. В литературе выделяют два варианта соотношения этих понятий: они отождествляются либо дифференцируются. Первая позиция представлена в Глоссарии терминов ЕФО, где компетенция определяется как:

1) способность делать что-либо хорошо или эффективно;

2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;

3) способность выполнять особые трудовые функции.

«Термин компетентность используется в тех же значениях» 11. Большинством исследователей данные понятия трактуются как взаимосвязанные, но не тождественные. Одной из первых эта позиция предложена И. А. Зимней, которая разделяет понятия «компетенция/компетентность» по основанию «возможное — актуальное, когнитивное — личностное». Под компетенцией она понимает внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека. А «компетентность» трактуется как «основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная черта человека, его личностное качество» 12.

Анализ этих и других точек зрения позволяет сделать вывод, что «компетенция» — это отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, а «компетентность» — результат освоения компетенции личностью, т. е. уже состоявшееся его личностное качество, интегральная характеристика личности, в основе которой лежит ряд компетенций 13. Компетентность — обладание человеком соответствующей компетенцией и системой компетенций, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности; самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, осно-

ванная на приобретенном обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Компетентность является системой, включающий основные связанные и взаимодополняющие компоненты: знания, умения, навыки, способы деятельности, личностные свойства, которые востребованы самой системой. Основополагающим компонентом можно назвать практическую сторону: умения, навыки, способы деятельности.

Педагогические понятия «компетенция» и «компетентность» не перекрывают друг друга, а выражают общее и индивидуальное одного и того же явления. Отсюда следует, что профессиональные компетенции — это наперед заданные и представленные в ФГОС ВПО требования к профессиональной подготовке обучающихся. А профессиональная компетентность — обладание выпускником системой профессиональных компетенций, включающее его личностное отношение к ней и к предмету профессиональной деятельности.

Чтобы глубже понять сущность понятия «профессиональные компетенции», обратимся к составу профессиональных компетенций, предлагаемых в ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция». В соответствии с требованиями стандарта выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности — способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности — способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности — готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности — готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

87

Илиджев А. А. О профессиональных компетенциях в ФГОС ВПО по направлению «юриспруденция»

способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности — способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19) 14.

Выделяется пять групп, включающих девятнадцать профессиональных компетенций, т. е. тех способностей и умений, которыми должен овладеть обучающийся, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности. Важно подчеркнуть, что выделенные профессиональные компетенции очень четко структурированы и имеют серьезное обоснование: они следуют из основных видов профессиональной деятельности (их пять) и, соответственно, каждому виду деятельности присущи свои компетенции.

Остановимся подробнее на формулировках профессиональных компетенций. Здесь используются следующие глаголы (в скобках указана частота использования): способен (16), готов (2), владеет (1). Как видим, 84% профессиональных компетенций начинаются со слова «способен», 10% — со слова «готов» и 6% — «владеет». Возникает вопрос: имеет ли принципиальное значение, через какой глагол формулируется та или иная профессиональная компетенция? Для ответа проведем анализ соответствующих формулировок. Начнем с наиболее распространенных. Так, ПК-2 звучит следующим образом: «способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры» Что означает данная конструкция? Необходимо обратиться к слову «способен» и тому содержанию, которое стоит за ним. Когда говорят о том или ином человеке, что он способен осуществлять ту или иную деятельность, то полагают, что человек обладает необходимыми знаниями, умениями, опытом в соответствующей деятельности, которые в совокупности позволяют ему выполнять эту деятельность согласно определенным требованиям.

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой читаем: «способность — 1. Природная одаренность, талантливость; 2. Умение, а также возможность производить какие-либо действия» 15. Первый смысл связан с природной одаренностью и талантливостью (например, математические, музыкальные и др. способности). Второе значение — умение производить какие-либо действия, а также возможность производить действия. В контексте рассматриваемого нами вопроса возьмем за основу трактовку способности как умения производить какие-либо действия. Если исходить из данной формулировки, то профессиональную компетенцию ОК-2 можно понимать как «умение осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры».

Теперь рассмотрим словоформу «владеет». В том же словаре: «владеть — 1. Иметь свою собственность; 2. Держать в своей власти, подчинять себе; 3. Уметь, иметь воз-

можность пользоваться, действовать при помощи чего-либо» 16. Из этих трех толкований для нас представляет интерес последний вариант, т. е. опять приходим к тому же глаголу «уметь».

Следовательно, на наш взгляд, использование глаголов «способен», «умеет», «владеет» принципиально ничем не отличается, а потому применительно к профессиональным компетенциям можно говорить, что их суть сводится к умениям. Но это не обычные предметные умения, а умения обобщенного характера, своего рода интегративные умения. Рассмотрим одну из профессиональных компетенций, ПК-3, — «способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права». Данная компетенция требует от выпускника совокупности юридических знаний и умений, но не только. Поскольку здесь имеет место сочетание «способен обеспечивать», то данная компетенция предполагает не только умения, но и волевые (настойчивость в обеспечении соблюдения законодательства), ценностно-нравственные (понимание социальной значимости соблюдения законодательства всеми субъектами права) и другие свойства.

Точно так можно провести анализ и других профессиональных компетенций. Например, ПК-8 — «готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства» — предполагает наличие у выпускника комплекса юридических, психологических, социально-экономических и других знаний и умений. Но только наличия совокупности знаний и умений еще недостаточно, чтобы эта профессиональная компетенция имела место. Необходимы еще и установка на строгое выполнение должностных обязанностей, сформированные мотивы долга, ответственности, осознание социальной значимости профессиональной деятельности и т. д.

Отмеченное позволяет говорить об интегративной сущности профессиональной компетенции, проявляющейся в том, что ее наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний и умений на основе имеющихся. Та или иная профессиональная компетенция предусматривает способность выпускника комплексно применять знания нескольких дисциплин в профессиональной деятельности, продуктивно действовать в той или иной профессиональной ситуации даже в том случае, когда у него отсутствует конкретное профессиональное умение. В данных обстоятельствах профессиональная компетенция проявляется как возможность создания новых способов профессионального действия. Именно в этом состоит принципиальное отличие профессиональной компетенции от обычного профессионального умения, традиционно понимаемого как владение способом выполнения определенного профессионального действия.

Достоинство конструкта «профессиональная компетенция» (с психологической точки зрения) в том, что он связывает субъект с его профессиональной деятельностью, в единстве и тесной взаимосвязи включает когнитивные, деятельностные, ценностные, нравственные и поведенче-

88

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Илиджев А. А. О профессиональных компетенциях в ФГОС ВПО по направлению «юриспруденция»

ские составляющие. Такой целостности нет в конструкте «знания, умения, навыки» 17. В этом контексте профессиональные компетенции (как заданные требования к профессиональной образовательной подготовке выпускника) представляют собой интегративную взаимосвязь смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, задаваемых по отношению к определенному виду профессиональной деятельности и определяют способность личности интегрировать в своем сознании и деятельности знания из разных научных дисциплин; различные виды опыта, в том числе и личностного, учебное содержание, теорию и практику для решения профессиональных задач определенного класса.

Структура профессиональной компетенции представляет сложное образование, включающее три основных компонента:

— когнитивный, связанный со знаниями и способами их получения;

— деятельностный, определяющий процесс становления умений на основе полученных знаний и способов их реализации, а также обеспечивающий «перевод» имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы, т. е. позволяющий адаптировать их к новым условиям, профессионально действовать в иных ситуациях;

— личностный, представляющий мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетенций.

Интегративный характер профессиональных компетенций говорит о том, что их формирование требует интеграции двоякого рода. С одной стороны, речь идет об интеграции в процессе освоения той или иной дисциплины, которая должна выражаться в ориентации учебного процесса на формирование (в единстве предметных знаний и умений) способности применять эти знания для решения не только предметных, но и комплексных задач, разрешения профессиональных и социальных ситуаций, в которых нужно уметь увидеть роль и место предметных знаний и умений. Кроме того, в процессе изучения конкретной дисциплины необходимо помнить о цели развития мотивационно-ценностной и нравственной стороны личности, формирования социально значимого и личностно-ценностного отношения к изучаемым явлениям и процессам.

С другой стороны, интегративность предполагает такую организацию обучения, которое было бы ориентировано на интеграцию, взаимосвязь предметов в рамках как одного, так и разных циклов. Удачной формой реализации такой интеграции является, как показывают исследования 18, концентрированное обучение (его модульный вариант реализации, предполагающий одновременное изучение 3-4 дисциплин, объединенных по принципу привязанности к группе компетенций).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что можно рекомендовать учебно-методическим подразделениям вузов МВД России учитывать в процессе проектирования компетентностно-ориентированного образовательного процесса особенности содержания и структуры профессиональных компетенций. Для этого необходимо использовать дидактические и методические средства ре-

ализации интегративного потенциала содержания образования (посредством разработки матриц межцикловых, междисциплинарных, межпредметных и внутрипредметных связей; интеграции теории и практики) и организационной структуры обучения (путем перехода на концентрированную форму организации обучения).

1 Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13 ; Баранова И. П. Применение компетентностного подхода в системе высшего образования // Вестник. Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 3742 ; Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14 ; Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетент-ностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39-46 ; Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 128-130 ; Степанов Р И. Анализ примерных программ в части реализации общекультурных и профессиональных компетенций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 55-59.

2 Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО. 1997.

3 Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26 ; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

4 Байденко В. И. Указ. соч.

5 Болотов В. А., Сериков В. В. Указ. соч.

6 Вербицкий А. А. Указ. соч.

7 Зимняя И. А. Указ. соч.

8 Маркова А. К. Указ. соч.

9 Новиков А. М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей. М., 2010. 208 с.

10 Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. 354 с.

11 Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО. 1997. С. 63.

12 Зимняя И. А. Указ.соч. С. 10-11.

13 Баранова И. П. Указ. соч. ; Ерцкина Е. Б. Содержание компетентностной модели выпускника с квалификацией «бакалавр» (на примере направления подготовки 270800 Строительство) // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 3. С. 54-59.

14 Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень «бакалавр») : приказ МО и Н РФ от 4 мая 2010 г. № 464.

15 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1992. С. 746.

16 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 82.

17 Шемет О. В. Дидактические основы компетентностно-ориентированного инженерного образования : автореф. дис. ... д-ра педаг. наук. Калуга, 2010. 48 с.

18 Ибрагимов Г. И. Процесс обучения в высшей школе в условиях реализации ФГОС: болевые точки // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2013. №8. С. 6-14 ; Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Сущность и ведущие принципы концентрированного обучения // Инновации в образовании. 2013. № 5. С. 14-25.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.