Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций студентов в процессе изучения теории государства и права средствами инновационных психолого-педагогических технологий'

Формирование общекультурных компетенций студентов в процессе изучения теории государства и права средствами инновационных психолого-педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Валентина Сергеевна

В статье анализируется понятие общекультурной компетенции в рамках федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и представлен пример реализации компетентностного подхода в процессе изучения теории государства и права с использованием инновационных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций студентов в процессе изучения теории государства и права средствами инновационных психолого-педагогических технологий»

своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет плюс внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам;

- развивающую: благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Результами деятельности арт-педагогического кабинета являются развитие следующих компонентов:

- личностный: творческое развитие личности ребенка и формирование его мировоззрения, межнациональной картины мироустройства;

- культурно-социальный: в игровой художественно-творческой деятельности у дошкольника формируются первые философские представления о структуре мира и места человека в нем;

- психолого-коррекционный эффект: игровая творческая деятельность позволяет преодолевать различные эмоциональные отклонения у ребенка (страх, тревожность) и развить чувство гармонии с окружающим миром и т. д.

Кузнецова Валентина Сергеевна

аспирантка Педагогического института ФГАО ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь valentina-0689@yandex.ru

Формирование общекультурных компетенций студентов в процессе изучения теории государства и права средствами инновационных психолого-педагогических технологий Аннотация. В статье анализируется понятие общекультурной компетенции в рамках федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и представлен пример реализации компетентностного подхода в процессе изучения теории государства и права с использованием инновационных образовательных технологий.

Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, теория государства и права, инновационные технологии.

В настоящее время в условиях модернизации российского образования и реализации в нашей стране Болонской декларации интегральным показателем качества образования становится компетентность специалиста.

С первого сентября 2011 года все вузы перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, основой которого является компетентностный подход.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [1]. В настоящее время проблемой компетентностного подхода в России занимаются многие исследователи: В. И. Байденко [2], В. А. Болотов [3], И. А. Зимняя [4], Ю. Г Татур [5], А. Ю. Петров [6], С. Б. Серякова [7] и др. Почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [8].

К базовым компетентностям относится общекультурная компетентность специалиста.

Общекультурная компетентность - готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника [9].

Общекультурная компетентность определяется как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера [10].

Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

По А. В. Хуторскому общекультурная компетенция определяется как «круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы

жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека... сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [11].

Значимость общекультурной компетентности в процессе формирования современного профессионала связана с тем, что общекультурная компетентность в составе базовых компетентностей выступает некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др. Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций носят более устойчивый и неугасаемый характер, так как базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой новый профессиональный облик. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом [12].

В п.5.1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «БАКАЛАВР», утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464, названы четырнадцать общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник Юридического факультета. На занятиях по Теории государства и права возможно развить следующие общекультурные компетенции: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).

В рамках компетентностного подхода предъявляются новые требования к методике преподавания дисциплин, которые должны носить максимально практический характер.

Одним из условий реализации основных образовательных программ бакалавриата является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На современном этапе развития нашего общества возрастает потребность в нестандартно мыслящих творческих людях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов [13]. Инновационное образование ориентируется не столько на передачу знаний, которые периодически устаревают и изменяются, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими выпускникам после окончания вуза по мере необходимости приобретать знания самостоятельно [14]. Ведь цель преподавания не сводится к тому, чтобы наполнить память студента готовыми фактами и выводами, тем более в юридической сфере информация постоянно обновляется, принимаются законы, появляется новая судебная практика. Это приводит к тому, что полученные знания быстро устаревают и не отвечают требованиям жизни. Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда [15].

Однако традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.

В этой связи преподавателю важно уделить особое внимание тому, как преподнести материал, чтобы он был понят студентами, что из усвоенного они смогут применить на занятиях по другим дисциплинам и в своей практической деятельности, и какие общекультурные и профессиональные компетенции развиваются на данном занятии. И здесь существенную помощь оказывают активные и интерактивные методы обучения, инновационные педагогические технологии (коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые, арт-технологии, рефлексивные и др.).

Мы хотим привести пример реализации компетентностного подхода на занятиях по Теории государства и права. Нами была разработана бинарная лекция, семинарское занятия и задания для самостоятельной работы студентов по теме «Деформация правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм» для студентов-бакалавров 1 курса Юридического факультета.

Лекционное занятие проходит в форме бинарной лекции с приглашением практикующего работника-юриста. В рамках данной темы создаются условия для формирования у студентов культуры мышления, профессионального правосознания, уважительного отношения к закону и нетерпимости к

коррупционному поведению. Данный вид лекции показывает актуальность проблемы деформации правовой культуры и помогает воспитанию правовой культуры студентов.

В начале занятия студентам предлагается самостоятельно сформулировать тему лекции. Для этого на слайде презентации представлены пословицы и поговорки, отражающие проблему деформации правосознания и коррупции. Студенты в течение трех минут должны прочитать пословицы и попытаться самостоятельно сформулировать тему и план занятия. Уже во вводной части лекции используется метод создания положительной мотивации студентов. Такое нетрадиционное начало лекции позволяет заинтересовать студентов, привлечь их внимание к рассматриваемым на лекции вопросам.

Для анализа представленных на слайде определений деформации правосознания предлагается использовать метод эвристической беседы.

В частности, студентам предлагается поразмышлять над вопросами: какое из определений деформации Вам представляется наиболее широким по содержанию? Что характерно для деформации правосознания как социального явления? Можно ли избежать отклонений в системе правосознания? В чем проявляется негативное отношение людей к праву? Связано ли понятие коррупции и деформации правосознания? После обсуждения преподаватель подводит кратко итог и предлагает студентам записать одно определение деформации правосознания.

При обсуждении поставленных вопросов у студентов могут возникнуть затруднения, связанные с нехваткой теоретических знаний. Поэтому обсуждение ключевых вопросов лекции происходит посредством диалога между ведущим преподавателем (теоретиком) и работником Прокуратуры г. Ставрополя (практиком). Ведущий преподаватель ставит перед практикующим юристом вопросы о причинах правового нигилизма, просит привести статистические данные по коррупционным преступлениям в Ставропольском крае и сформулировать собственную точку зрения на проблему борьбы с деформациями правосознания.

Во время диалога ведущего преподавателя и работника Прокуратуры студентам предлагается сформулировать вопросы проблемного и практико-ориентированного характера, которые они могут задать практикующему юристу, а также составить опорный конспект, в котором будут отражены точки зрения теоретика и практика. Здесь мы используем метод интерактивной познавательной деятельности, так как посредством диалога с приглашенным специалистом студенты не только узнают актуальную информацию о правовом нигилизме, но и учатся грамотно задавать интересующие их вопросы практической направленности, становятся активными участниками лекционного занятия.

В конце занятия преподаватель, применяя рефлексивно-оценочный метод, узнает у студентов, какие вопросы деформации правосознания они хотели бы рассмотреть в дальнейшем или изучить более глубоко, задумались ли бакалавры об уровне правосознания российских граждан, способствовала ли лекция формированию негативного отношения к коррупционным проявлениям.

В целях закрепления материала лекции и развитии познавательной мотивации студентов по теме «Деформация правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм» мы предлагает провести семинарское занятие в форме «интеллектуального калейдоскопа», в котором сочетаются различные инновационные педагогические технологии.

В начале семинарского занятия студентам предлагается поучаствовать в такой форме работы, как «открытая кафедра». Для этого заранее три студента готовят выступление на 7 минут, которое должно являться откликом на слова Д. А. Медведева: «Россия- страна, где не любят соблюдать законы, и, как принято говорить, страна значительного правового нигилизма. Мы обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает современному развитию». Остальные студенты оценивают выступление своих товарищей по следующим критериям: логика выступления, выразительность речи, научность, обоснованность.

Для определения возможностей преодоления правового нигилизма в современном обществе, а также активизации мыслительной деятельности студентов на занятии можно использовать технологию «техника аквариума».

Преподаватель ставит перед студентами задачу найти пути преодоления правового нигилизма в современном обществе. Для этого студенты делятся на пять подгрупп, и каждая подгруппа обсуждает вопрос преодоления правового нигилизма определенной группы населения: молодежь, государственные служащие, судебные и следственные работники, полицейские и гражданское население. От каждой группы человек, назначенный преподавателем, будет отстаивать точку зрения группы, а участники остальных подгрупп имеют право задавать ему вопросы.

После прослушивания всех старост группа вместе с преподавателем должна выработать наиболее эффективные пути и методы борьбы с правовым нигилизмом в российском обществе. Данная инновационная педагогическая технология поможет вовлечь в обсуждение вопросов семинарского занятия большое количество студентов и развить умения решать поставленную проблему.

Применяемые методы коллективной мыслительной деятельности и генерации творческих идей совершенствуют те общекультурные компетенции студентов, которые формировались на лекции, а также развивают новые компетенции- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Общекультурные компетенции требуют закрепления и применения их в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

Задания для самостоятельной работы различного уровня сложности (репродуктивные, реконструктивные, эвристические, исследовательские) расширяют знания студентов по изучаемой теме и способствуют формированию у студентов научно-исследовательских умений и творческого мышления. В частности, студентам предлагается составить словарь терминов по теме «Деформация правосознания», таблицу «Проявление деформации правосознания в современном мире», в которой отразить вид деформации, форму проявления, примеры из судебных решений и газетных публикаций. Эвристическая СРВ включает в себя написание синквейна или сказки. В творческом задании студенты должны отразить пагубность коррупционных проявлений для развития правового государства в нашей стране или предложить способ решения проблемы коррупции. Исследовательские СРС предлагаю разработать анкету для социального опроса среди студентов и преподавателей по проблеме распространения правового нигилизма среди молодежи, написать научную статью по интересующей студента проблеме деформации правосознания.

Самостоятельная работа студентов направлена на выработку целого ряда общекультурных компетенций студентов, в частности, стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации, способность анализировать социально-значимые проблемы и процесса и владеть основными способами и средствами получения информации.

Таким образом, системный комплексный подход к организации различных форм деятельности студентов создает условия для формирования общекультурных компетенций. Использование инновационных технологий и форм работы позволит в конечном итоге поднять качество профессиональной подготовки будущих специалистов, повысит уровень их правосознания и правовой культуры. Библиографический список

1. Комендровская Ю. Г. К вопросу о профессиональной компетентности переводчика-референта //Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С.38.

2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-12.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 8-14.

4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.

5. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. -2004. - № 3. - С. 20-26.

6. Петров А. Ю. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории // Альма Матер. Вестник высшей школы. - 2005. - № 2. - С. 54-60.

7. Серякова С. Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №1. - С. 32-35.

8. Raven, J. Competence in Modern Society [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.johnraven.co.uk/pubs/books/books.html

9. Жемчужникова А. В. К вопросу о формировании общекультурной компетентности студентов педагогического вуза// Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции.- Электросталь: Новый гуманитарный институт. - 2010. - С.13.

10. Троянская С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования// Культурно-историческая психология. - 2008. - №2. - C. 43.

11. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. /под ред. А. В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - C. 12-20.

12. Синякова М. Г. Содержание и структура общекультурной компетентности бакалавра менеджмента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/Economics/6_101878.doc.htm

13. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - C. 240.

14. Плоцкая О. А. Механизм модернизации преподавания источников права на лекционных занятиях в условиях введения ФГОС// Право и образование. - 2011. - №10. - С.42.

15. Жуков Г. Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - С. 382.

Титков Иван Васильевич,

бакалавр педагогики, социальный педагог МБОУ СОШ№ 82, г. Красноярск aod azrail@mail.ru

Программа психолого-педагогической коррекции гейм-аддикции детей подросткового возраста, разработанная на базе МБОУ СОШ № 82 Аннотация. В данной статье освещена проблема гейм-аддикции и представлена программа ее коррекции. Представлены принципы психолого педагогической работы с подростками, методологический аппарат. Выявлена и обоснована необходимость применения данной программы. На рассмотрение предлагается программа, включающая в себя индивидуальные и групповые формы работы, включающие в себе комплекс занятий направленный на преодоление гейм-аддикции. Ключевые слова: гейм-аддикция, подростки, программа, коррекция.

XX век одарил человечество множеством гениальных вещей и явлений, которые могут быть как полезными, так и опасными. Среди них особое значение имеет появление компьютеров и компьютерных технологий. Развитие этой составляющей нашей жизни намного быстрее, чем прогресс в других областях человеческих знаний и умений. Использование компьютеров настолько тесно связано с жизнью, что часто их роль и место уже не осознаётся, не воспринимается как нечто новое, необычное. Сейчас ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.