Научная статья на тему 'Понятийно-категориальный аппарат проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности'

Понятийно-категориальный аппарат проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТР / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГИСТРАНТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГИСТРАНТА / ГОТОВНОСТЬ МАГИСТРАНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MAGISTRAND'S EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES / MAGISTRAND'S ACADEMIC AND RESEARCH ACTIVITIES / MAGISTRAND'S RESEARCH ACTIVITIES / MAGISTRANDS' READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES / THE PROCESS OF MAGISTRANDS' READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES FORMATION / MAGISTRAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймухамбетова Ботагоз Шакировна

Рассматриваются проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности, определен понятийно-категориальный аппарат, раскрыты сущность и содержание основных понятий исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баймухамбетова Ботагоз Шакировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of magistrands' readiness for research activities formation are considered. The conceptual and categorical framework is worked out. The essence and content of major notions of the research are disclosed

Текст научной работы на тему «Понятийно-категориальный аппарат проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности»

УДК 378.22 ББК 74.58

Б.Ш. Баймухамбетова

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности, определен понятийно-категориальный аппарат, раскрыты сущность и содержание основных понятий исследования

го со о

н

ф

ю ^

го

X

го ш

3 ш

Ключевые слова: магистр, учебно-исследовательская деятельность магистранта, научно-исследовательская деятельность магистранта. исследовательская деятельность магистранта, готовность магистрантов исследовательской деятельности, процесс формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности

Реформирование системы професси-

онального образования, введение многоуровневой системы обучения, одним из звеньев которой является магистратура, актуализирует комплекс проблем, связанных с формированием готовности магистрантов к исследовательской деятельности. Анализ выбранной нами проблемы в теории и практике высшей школы поставил перед нами первоочередную задачу определения понятийно-категориального аппарата формируемой готовности, так как любое научное исследование проводится исходя из специфического понятийно-категориального аппарата, который определяет язык составляющей ее теории и призван пре-

дельно точно отражать онтологическую сторону научного знания в области ключевой проблемы [1].

Состояние магистратуры в системе многоуровневого образования, научно-педагогической литературы, обобщение опыта данной области свидетельствует, что профессиональная подготовка магистров предполагает активное включение магистрантов в систематическую исследовательскую деятельность как основной вид учебной деятельности магистрантов, базируется на концептуальных идеях фундаментализации, гуманизации, профессионализации, информатизации образовательного процесса. Результатом профессиональной подготовки будущих

магистров является компетентность выпускника, которая включает знания, умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В компетентности магистра следует выделить характеристику, отражающую качество подготовки выпускника магистратуры — исследовательскую компетентность, которая детерминируется уровнем сформированности готовности магистранта к исследовательской деятельности. С этой точки зрения нами были определены основные понятия исследования: «исследовательская деятельность магистранта», «готовность магистрантов к исследовательской деятельности» и «процесс формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности».

Изучив содержание магистерских образовательных программ, мы пришли к выводу, что понятие «исследовательская деятельность» на уровне магистратуры является более широким понятием и представляет собой синтез учебно-исследовательской деятельности и научно-исследовательской деятельности, которые различаются между собой степенью самостоятельности при выполнении исследования.

Важнейшей задачей учебно-исследовательской деятельности в магистратуре является активизация учебного процесса, а участие в ней служит показателем научной активности магистрантов. Учебно-исследовательская деятельность включает в себя: изучение научной литературы, подготовку научных рефератов, выполнение творческих проектов, решение учебно-исследовательских задач и заданий, участие в конкурсах и олимпиадах и т. п. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания, развивать творческое мышление, помогает приобретению магистрантами исследовательских умений, обеспечивает осознанное и глубокое усвоение учебного материала.

Под учебно-исследовательской деятельностью магистрантов мы понимаем деятельность, осуществляемую в рамках образовательного процесса, заключающуюся в выполнении учебной задачи и подготавливающая магистранта к научно-исследовательской деятельности.

Сущность научно-исследовательской деятельности магистрантов заключается в создании условий для развития самостоятельной творческой активности, инициативы, научной интуиции магистрантов, через овладение ими комплекса исследовательских знаний, умений, навыков.

Основным принципом, по нашему мнению, в организации научно-исследовательской деятельности в магистратуре является обеспечение ее комплексности. Это предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию которых привлекаются магистранты. В этой связи под научно-исследовательской деятельностью магистрантов понимается деятельность, направленная на развитие творческой активности, инициативы, которая предполагает самостоятельный поиск изучения проблем, оригинальных способов их решения и находит отражение в магистерской диссертации.

Учитывая указанную специфику, под исследовательской деятельностью магистрантов мы понимаем специально-организованную деятельность по овладению методологией научного познания и организации исследовательского поиска, результатом которой является соответствующий уровень сформирован-ности исследовательских знаний, умений и профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих успешное функционирование этой деятельности.

го со о

н

ф

ю ^

го

X

го ш

3 из

При определении структуры исследовательской деятельности магистрантов мы опирались на концептуальную модель деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым. Структура исследовательской деятельности магистрантов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов: потребность, мотив, цель, действия, операции, условия. Ее успешное выполнение предполагает у магистранта сформированность готовности к исследовательской деятельности, которая определяется в нашем исследовании как целостное личностное образование магистранта, отражающее отношение и результат его внутреннего интеллектуального и личностного развития, включающее мотивационно-ценностное отношение к исследовательской деятельности, систему методологических знаний и исследовательских умений, профессионально-значимые личностные качества, обеспечивающие успешность исследовательской деятельности.

Решение проблемы содержания готовности магистрантов к исследовательской деятельности нами осуществлялось путем исследования наполнения содержания готовности к профессиональной деятельности. Мы разделяем точку зрения ученых (К.М. Дурай-Нова-ковой, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмель и др.), которые рассматривают «готовность к профессиональной деятельности» как целостное явление, интегрирующее не только направленность личности и определенные знания, умения, но и качества личности.

В структуре готовности магистрантов к исследовательской деятельности мы выделили следующие компоненты: мотивационно-ценностный, который включает совокупность устойчивых мотивов (познавательных, личностных, социально-значимых, профессионально-ценностных), определяющих не только интерес, положительное отношение магистранта к исследовательской деятельности, но и отражающий общую направ-

ленность личности, его поисково-творческую, исследовательскую позицию, которая заключает в себе убежденность в профессиональной и социальной значимости исследовательской деятельности и в осознании необходимости активного участия в ней; когнитивно-операциональный, который включает общенаучные методологические знания и умения, конкретно-научные исследовательские знания и умения, знания процедур и владение техникой научно-педагогического исследования; личност-тный, который включает в себя систему сформированных профессионально-значимых личностных качеств педагога-исследователя, такие как: самоорганизация — рациональное распределение времени, высокий уровень усвоения новой информации, самостоятельность выполнения заданий; самоконтроль — проявление усилий, настойчивости в достижении цели, сопоставление цели с полученными результатами, ответственность при выполнении заданий; проявление активности — самовыражение, реализация задуманных идей; способность к рефлексии — способность осуществлять самоанализ и самооценку собственных исследовательских действий. Совокупность этих компонентов составляет феномен готовности магистрантов к исследовательской деятельности.

Изучение состояния проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности в системе многоуровневого образования позволило сделать вывод о том, что готовность магистрантов к исследовательской деятельности не образуется самостоятельно, требуется целенаправленные усилия по ее формированию. При этом под формированием готовности магистрантов к исследовательской деятельности мы понимаем процесс, направленный на мотивационно-ценностное отношение магистрантов к исследовательской деятельности, овладение магистрантами методологическими исследовательскими знаниями и умениями; развитие

профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих успех и результативность исследовательской деятельности.

Таким образом, понятийно-категориальный аппарат нашего исследования, основное назначение которого состоит в раскрытии существенных для понимания его содержания понятий, включает базовые понятия «исследовательская

деятельность магистранта», «готовность магистрантов к исследовательской деятельности», «процесс формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности». Библиографический список

1. Яковлев Е.В., Яковлева НО. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.