Научная статья на тему 'Условия развития инновационной компетентности у магистрантов в исследовательском университете'

Условия развития инновационной компетентности у магистрантов в исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INNOVATIVE COMPETENCE / МАГИСТРАНТЫ / UNDERGRADUATES / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / RESEARCH UNIVERSITY / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибагатуллина Г.А., Зарипов Р.Н.

Главным субъектом инновационных преобразований является сам человек. Поэтому, на сегодняшний день, для успешного инновационного развития страны, в первую очередь, необходимо создать и развивать условия для становления так называемого «инновационного человека», человека готового к инновационной деятельности, обладающего инновационной компетентностью. Одной из важнейших ступеней, оказывающей значимое влияние на становление и развитие человека, является сфера высшего образования. Именно высшие школы призваны обеспечивать все отрасли страны высококвалифицированными кадрами. И повышению качества условий подготовки в высших учебных заведениях должно быть уделено значительное внимание. В данной статье рассматриваются общие условия развития инновационной компетентности у магистрантов в исследовательском университете; приводится определение инновационной компетентности; раскрываются ее структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE COMPETENCE OF MASTERS IN THE RESEARCH UNIVERSITY

The main subject of innovative transformations is the person himself. Therefore, for today, for successful innovative development of the country, first and foremost, it is necessary to create and develop the conditions for the formation of the so-called "innovative person", a person ready for innovation, possessing innovative competence. One of the most important steps that have a significant impact on the formation and development of man is the sphere of higher education. It is the higher schools that are called upon to provide all branches of the country with highly qualified personnel. And to improve the quality of training conditions in higher education institutions should be given considerable attention. In this article, the general conditions for the development of innovative competence among undergraduates in the research university are examined, the definition of innovative competence is given, its structural components are given.

Текст научной работы на тему «Условия развития инновационной компетентности у магистрантов в исследовательском университете»

УДК 378.4

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МАГИСТРАНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Г.А. Сибагатуллина, Р.Н. Зарипов1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли» - СИНЕРГИЯ-2017

Аннотация. Главным субъектом инновационных преобразований является сам человек. Поэтому, на сегодняшний день, для успешного инновационного развития страны, в первую очередь, необходимо создать и развивать условия для становления так называемого «инновационного человека», человека готового к инновационной деятельности, обладающего инновационной компетентностью. Одной из важнейших ступеней, оказывающей значимое влияние на становление и развитие человека, является сфера высшего образования. Именно высшие школы призваны обеспечивать все отрасли страны высококвалифицированными кадрами. И повышению качества условий подготовки в высших учебных заведениях должно быть уделено значительное внимание. В данной статье рассматриваются общие условия развития инновационной компетентности у магистрантов в исследовательском университете; приводится определение инновационной компетентности; раскрываются ее структурные компоненты.

Ключевые слова: условия, инновационная компетентность, магистранты, исследовательский университет, инновационная деятельность.

CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE COMPETENCE OF MASTERS IN THE RESEARCH UNIVERSITY

G. Sibagatullina, R. Zaripov

Abstract. The main subject of innovative transformations is the person himself. Therefore, for today, for successful innovative development of the country, first and foremost, it is necessary to create and develop the conditions for the formation of the so-called "innovative person", a person ready for innovation, possessing innovative competence. One of the most important steps that have a significant impact on the formation and development of man is the sphere of higher education. It is the higher schools that are called upon to provide all branches of the country with highly qualified personnel. And to improve the quality of training conditions in higher education institutions should be given considerable attention. In this article, the general conditions for the development of innovative competence among undergraduates in the research university are examined, the definition of innovative competence is given, its structural components are given.

Keywords: conditions, innovative competence, undergraduates, research university, innovative activity.

В век прогресса и инновационных технологий для обеспечения успешного развития и функционирования национальной инновационной системы страны необходимы специалисты, не просто умеющие решать определенный круг профессиональных задач, но и способные к нестандартному применению полученных знаний и опыта, обладающие готовностью к инновационной деятельности, владеющие инновационной компетентностью. Это связано с тем, что именно человек является ключевым элементом инновационного процесса, активным производителем идей, инициатором инновационных преобразований.

Согласно Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года ключевой задачей, которая по важности и

масштабу сопоставима сумме всех остальных задач, является создание условий для того, чтобы каждый гражданин страны стал так называемым «инновационным человеком», человеком, обладающим компетенциями инновационной деятельности [4, с.45]. Данный процесс - длительный и сложный, который предполагает преобразование как социально-экономической политики, так и общественной среды в целом [4, с.45]. И, в первую очередь, преобразования касаются сферы образования, которая является важным инструментом социального, интеллектуального и

нравственного развития личности.

На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию инновационного потенциала системы высшего образования, так как именно

она является основной кузницей высококвалифицированных кадров. Обучение студентов по традиционной схеме не обеспечивает достижения требуемого результата. Новая парадигма инновационного развития общества порождает необходимость создания новой образовательной среды, обновления содержания и технологий обучения, ориентирование образовательных программ на стимулирование инновационной активности студентов, на формирование и развитие у них инновационной компетентности, так как без этого невозможно формирование нового поколения глобально конкурентоспособных специалистов в сфере науки, инноваций и инновационного предпринимательства [4, с.58].

Анализ научной литературы показывает, что в последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных разным аспектам инновационной деятельности и подготовки к ней, что подчеркивает актуальность данной темы. Значительное количество работ затрагивает вопросы подготовки и готовности к инновационной деятельности специалистов (С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, В.Д. Шадриков, И.В. Дмитриева, А.С. Ховрина, Е.А. Гудков, О.Р. Бадагуева, И.А. Протасова, И.Е. Пискарева, Н.Г. Смольникова и др.). Готовность к инновационной деятельности в большинстве случаев определяется как сложное интегративное образование личности, включающее в себя совокупность качеств, систему мотивов и ценностей,

профессиональных и специальных знаний и умений в сфере инноваций, обусловливающих стремление, направленность личности к выполнению различных этапов инновационной деятельности [2]. Что касается самого понятия «инновационная деятельность», то оно многими авторами исследований (В.Г. Колосовым, М.М. Зиновкиной, С.П. Андреевым, Р.П. Гареевым, Д.В. Качаловым, О.Б. Михайловой и др.) определяется как особый вид человеческой

деятельности [5]. Как и другим видам человеческой деятельности ей присущи такие черты, как предметность, субъектность, активность, целенаправленность,

мотивированность, созидательность [11].

Несмотря на наличие значительного числа печатных работ, связанных с инновационной деятельностью, категория «инновационная компетентность» встречается редко и требует более тщательного изучения как в структурном аспекте, так и в содержательном. На основе научных трудов, раскрывающих понятия «компетентность» и «инновационная деятельность» (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.В. Сериков, Б.Д. Эльконин, А.В. Хуторский и др.), инновационная компетентность определена нами как интегративная присвоенная характеристика личности, включающая в себя компетенции, знания, умения, ценности, опыт, определяющая способность и готовность личности к инновационной деятельности, а именно, воспринимать, создавать,

реализовывать, внедрять, управлять и сопровождать новые профессиональные идеи на практике [7, с.268]. Личность, занимающаяся инновационной деятельностью, должна объединять в себе совокупность качеств, характерных для исследователя, изобретателя, предпринимателя и управленца [1].

Инновационная компетентность многомерна и включает в себя знания, отношения и деятельность [3, с.6]. Опираясь на результаты анализа научной литературы (Э.Ф. Зеера, Л.В. Шкериной, Н.Ю. Звягинцевой, Е.И. Артамоновой, И.Г. Маланчука, О.С. Фроловой, Е.С. Коровкиной и др.), нами выделены следующие структурные компоненты инновационной компетентности: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный, эмоционально-волевой, управленческий [7, с.268]. Содержание данных компонентов представлено в таблице 1.

Таблица 1. - Структура инновационной компетентности

Компонент инновационной компетентности Показатели компонента

Когнитивный - креативность; - критическое мышление; - логическое мышление; - знания из области профессиональной деятельности; - знания из других областей наук; - знание инновационного процесса; - владение иностранными языками

Продолжение таблицы № 1

Мотивационно-ценностный - познавательная мотивация; - мотивация на достижение успеха; - потребность в саморазвитии и самореализации; - готовность к саморазвитию, самореализации; - готовность к разумному риску; - ценностные ориентации личности

Эмоционально-волевой - рефлексивность; - целеустремленность; - решительность; - предприимчивость; - настойчивость; - ответственность; - активность; - адекватная самооценка; - открытость новому; - гибкость

Деятельностный - способность генерировать идеи; - способность и умение личности участвовать в решении вопросов инновационного развития на разных уровнях; - способность проектировать инновационные процессы; - способность реализовывать инновационные процессы с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов; - самостоятельное владение умениями и навыками работы; - владение умениями и навыками работы в команде (коллективе); - опыт творчества; - умения целеполагания, планирования, оценки и коррекции своей деятельности; - профессиональная мобильность

Управленческий - знание и умение использовать эффективные управленческие методы и решения; - знания в области патентного законодательства и международных стандартов; - умение генерировать, отбирать и внедрять идеи; - умение выстраивать отношения с людьми и создавать команду; - умение управлять проектами; - владение навыками осуществления маркетинга, рекламы, продвижения инновационных идей в практику; - организаторские способности

Когнитивный компонент инновационной компетентности определяет наличие системы знаний как из сферы профессиональной области, так и из областей смежных наук, системы знаний об инновационной деятельности, способности к критическому и логическому мышлению, также креативности [6]. Эмоционально-волевой компонент определяет те качества личности, наличие которых обеспечивает эффективность инновационной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент определяет уровень мотивированности к выполнению

инновационной деятельности,

сформированности ценностных ориентаций у будущих специалистов [9]. Деятельностный компонент характеризует уровень освоения способов, приемов и средств решения задач инновационного характера. Управленческий компонент определяет круг управленческих

качеств, необходимых для участия в инновационном процессе.

Таким образом, можно утверждать, что инновационная компетентность является важнейшей составляющей общей

профессиональной компетентности специалиста и представляет собой интегрированное, динамическое образование личности [3].

Магистратура является второй ступенью высшего образования, позволяющей углубить специализацию по определённому

профессиональному направлению.

Формирование инновационной компетентности должно проводиться на предшествующих магистратуре этапах. В своей статье Э.Ф. Зеер утверждает, что при подготовке бакалавров ключевой компетентностью является инновационная компетентность, а при подготовке магистров - исследовательская [3,

с.6]. На наш взгляд, развитие инновационной компетентности у магистрантов, является важным направлением их подготовки, так как на данном этапе она становится более емкой, приобретая научно-инновационный характер.

Развитие инновационной компетентности магистрантов возможно при создании в вузе определенных организационно-педагогических условий. Согласно словарю С.И. Ожегова, условия - «это внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит».

В своем исследовании мы определяем, что развитие инновационной компетентности у магистрантов возможно при наличии следующих организационно-педагогических условий.

1. Разработка и внедрение инновационно-ориентированных основных и дополнительных образовательных программ обучения [2, с.22] или модернизация содержания существующих образовательных программ за счет включения новых учебных дисциплин и факультативов из различных областей инноватики («Инновационный менеджмент», «Основы инновационной деятельности», «Правовое обеспечение инновационной деятельности», «Реализация инновационных проектов»), круглых столов, научно-исследовательских и научно-практических семинаров.

2. Использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий, которые способствуют активизации познавательной деятельности и интенсификации учебного процесса, что способствует повышению эффективности формирования и развития различных компетенций у студентов, необходимых в области инновационной деятельности [2, с.23]. Необходимо задействовать в образовательном процессе всю совокупность видов инновационных образовательных технологий: когнитивно-ориентированные технологии, деятельностно-ориентированные технологии и личностно ориентированные технологии [2, с.23].

Для развития у магистрантов инновационной компетентности в процессе обучения должны применяться активные методы и формы организации обучения. Как показывает анализ исследований, в настоящее время существует множество активных форм обучения в вузе (диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, проектное обучение, имитационное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг и др.). Одним из них является так называемое

«обучение в сотрудничестве», представляющее собой совместное исследование, в результате которого магистранты работают коллективно, конструируя новые знания в процессе общения друг с другом.

Активные методы обучения способствуют высокой степени включенности студентов в учебный процесс, активизируют их познавательную и творческую деятельности.

В современных условиях будущие специалисты должны быть включены в реальный творческий процесс создания новой разработки, вовлечены в технологию реального моделирования всего жизненного цикла инновационного продукта, начиная от возникновения идеи, исследований, заканчивая проектированием и реализацией разработки у потребителя [2, с.25].

Реализация инновационного потенциала личности происходит в непосредственной практической деятельности, в ходе которой активно проявляются личностные свойства и качества, знания, умения и опыт [6, с.270]. Одним из направлений, способствующих развитию инновационной компетентности магистрантов, является практико-

ориентированное обучение, которое

способствует повышению мотивированности, готовности и способности магистранта к решению задач инновационного типа. Практико-ориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям и опирается на имеющиеся знания, умения, навыки и компетенции [8]. Поэтому важную роль в развитии инновационной компетентности магистров играют разные виды практик (учебная, производственная и преддипломная). Необходимо уделить особое внимание организации практик, ориентировать их содержание на инновационную деятельность. Базами практик должны выступать ведущие организации, предприятия, активно

занимающиеся инновационной деятельностью. Организовывать мастер-классы, круглые столы, научно-исследовательских семинары для магистрантов с участием специалистов-практиков [10].

Еще одним условием формирования инновационной компетентности у студентов является разработка индивидуальной программы развития личности студента, которая позволяет организовать ее развитие с учетом интеллектуальных способностей и возможностей студентов, их профессиональных интересов.

Инновационная компетентность относится к личности обучающегося и она «формируется и развивается только в процессе выполнения им определенного комплекса действий». Поэтому данная компетентность может быть развита в рамках личностно-ориентированного обучения [6, с.270].

3. Активная научно-исследовательская работа (НИР) магистрантов, связанная с реальными научно-практическими и опытно-производственными работами в соответствии с профилем обучения. Это важное условие развития качеств исследователя, инновационного типа мышления у студентов. Мышление - одна из форм ориентировки. Как отмечает П.Я. Гальперин, специфические особенности мышления состоят не в том, что эта деятельность по решению задач «в уме», а в том, что она регулируется ориентировкой в понятийной форме, открывающей субъекту новую действительность, благодаря чему и становится возможным решение «мыслительных» задач. Уровни абстракции и обобщения общественно фиксируются разными системами понятий. Усвоение и переход субъекта от ориентировки в одной системе понятий к другой - системе более высоких абстракций - означает овладение им все более широкой действительностью, раздвигающей горизонты его возможностей по решению мыслительных задач, другими словами, - переход к новому уровню интеллектуального развития.

4. Участие магистрантов в конкурсах, грантах, олимпиадах, стажировках по разработке инновационных проектов.

5. Сформированность у преподавателей высшей школы высокого уровня инновационной

культуры, положительного восприятия и отношения к инновациям в образовании, наличие высокой мотивации на использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения.

Активными участниками образовательного процесса с инновационным уклоном должны стать не только студенты, но и преподаватели. Для воспитания инновационно мыслящих специалистов необходимо, чтобы и преподаватели мыслили инновационно, активно внедряли в процесс обучения педагогические инновации. На наш взгляд, для развития инновационной педагогической культуры у преподавателей необходимо разработать и внедрить программы повышения квалификации, организовывать научно-практические семинары для преподавателей, касательно темы инновационных образовательных технологий, инновационной деятельности в вузе.

6. Сотрудничество образовательных

учреждений с ведущими инновационными компаниями, организациями, венчурными фондами и ведущими международными университетами, научно-исследовательскими центрами. Данное сотрудничество обеспечит интеграцию образования, науки и производства.

На наш взгляд, реализация вышеперечисленных условий сформирует инновационно-ориентированную среду,

сосредоточенную на обеспечение творческой, инновационной деятельности магистрантов, их высокой мотивации к данным видам деятельности, актуализации их креативности и профессионально-личностного потенциала,

развития инновационной компетентности.

Литература:

1. Богоудинова Р.З. Студент в системе инновационной образовательной деятельности / Р.З. Богоудинова, П.Н. Осипов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2014. - № 5. - С. 179-187.

2. Дворецкий С.И. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных, научно-педагогических кадров: монография / С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, И.В. Федоров. - Тамбов: Изд-воТамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 308с.

3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. - 2011. -№ 8(87). - С. 3-14.

4. Инновационная Россия - 2020: Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года / Правительство РФ. - Москва, 2011. - С. 148.

5. Качалов Д.В. Формирование инновационных компетенций [Электронный ресурс] / Д.В. Качалов //

Современная наука: актуальные проблемы теории и практики: Серия «Гуманитарные науки». - 2016. -Режим доступа: http://www.vipstd.ru/index.php/hum-hum-17, свободный.

6. Косушкин В.Г. Концептуальные основы инноваций и инновационной деятельности / В.Г. Косушкин, И.В. Гомон // Евразийский международный научно-аналитический журнал. - Санкт-Петербург, 2010. - № 3(55). - С. 16-19.

7. Низамова Г.А. Развитие инновационной компетентности у магистрантов в условиях практико-ориентированного обучения / Г.А. Низамова, Ф.Т. Шагеева, Р.А. Мусаев // Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли, Синергия-2017: сборник докладов и научных статей международной сетевой конференции. - Казань: Изд-во «Бронто», 2017. - С. 266-271.

8. Гаврилова О.Е. Подготовка компетентных специалистов легкой промышленности в системе непрерывного профессионального образования технологического университета / О.Е. Гаврилова, Л.Л. Никитина, В.И. Богданова, Ф.Т. Шагеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. -№ 12. - С. 73-78.

9. Осипов П.Н. Формирование исследовательской компетентности будущих инженеров в проектной деятельности / П.Н. Осипов, И.Н. Маршалова // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 16. - С. 194-197.

10. Прияткина Н.Ю. Условия формирования инновационных компетенций у студентов в вузе [Электронный ресурс] / Н.Ю. Прияткина // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2012. - № 4. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=6843

11. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1060.ru/upload/ fm/pinskiy/stтаteg.pdf

Сведения об авторах:

Сибагатуллина Гульназ Азатовна (г. Казань, Россия), аспирант кафедры «Инженерная педагогика и психология», Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: gulek3@mail.ru

Зарипов Ренат Назипович (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, декан факультета управления и автоматизации, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: decanat81@kstu.ru

Data about the authors:

G. Sibagatullina (Kazan, Russia), post-graduate student of the Department of Engineering Pedagogy and Psychology, Kazan National Research Technological University, e-mail: gulek3@mail.ru

R. Zaripov (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the faculty of Control and Automation, Kazan National Research Technological University, e-mail: decanat81@kstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.