Научная статья на тему 'Модель развития инновационной компетентности магистрантов в исследовательском университете'

Модель развития инновационной компетентности магистрантов в исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МАГИСТРАНТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / INNOVATIVE COMPETENCE MODEL DEVELOPMENT / UNDERGRADUATES / INNOVATIVE ACTIVITY / RESEARCH UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибагатуллина Г.А., Шагеева Ф.Т.

Развитие инновационной компетентности у магистрантов является чрезвычайно актуальной темой. На сегодняшний день существует необходимость создания эффективного механизма подготовки инновационно настроенной личности. Значимым условием развития данной компетентности магистрантов является наличие среды, сосредоточенной на создании условий для их творческой инновационной деятельности. Исследовательский университет своей структурной организацией, отличающейся интеграцией процесса обучения с научными исследованиями и производством, широким использованием современных образовательных технологий, обладающей возможностями сетевого взаимодействия и международного сотрудничества создает широкие возможности для подготовки специалистов к инновационной деятельности. В данной статье приводится характеристика спроектированной авторами статьи модели развития инновационной компетентности магистрантов в исследовательском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибагатуллина Г.А., Шагеева Ф.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPMENT OF MASTERS’ INNOVATIVE COMPETENCE IN THE RESEARCH UNIVERSITY

The formation and development of innovative competence among students-future Masters is an extremely relevant and up-to-date topic for research. Today there is a necessity to create an effective mechanism for preparing an innovative-minded personality. A significant condition for the development of students’ competence is the presence of educational environment oriented on creating conditions for their creative, innovative activity. The research University with its structural organization, which is distinguished by the integration of the studying process with the research and production, the extensive application of modern educational technologies, with networking capabilities and international cooperation, creates ample opportunities for training specialists for innovative activities. The article describes the model developed by the authors for the development of innovative competence among undergraduates at a research university.

Текст научной работы на тему «Модель развития инновационной компетентности магистрантов в исследовательском университете»

УДК 378.4

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Г.А. Сибагатуллина, Ф.Т. Шагеева1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Интегративная подготовка линейных инженеров для повышения производительности труда предприятий нефтегазохимической отрасли - СИНЕРГИЯ-2018»

Аннотация. Развитие инновационной компетентности у магистрантов является чрезвычайно актуальной темой. На сегодняшний день существует необходимость создания эффективного механизма подготовки инновационно настроенной личности. Значимым условием развития данной компетентности магистрантов является наличие среды, сосредоточенной на создании условий для их творческой инновационной деятельности. Исследовательский университет своей структурной организацией, отличающейся интеграцией процесса обучения с научными исследованиями и производством, широким использованием современных образовательных технологий, обладающей возможностями сетевого взаимодействия и международного сотрудничества создает широкие возможности для подготовки специалистов к инновационной деятельности. В данной статье приводится характеристика спроектированной авторами статьи модели развития инновационной компетентности магистрантов в исследовательском университете.

Ключевые слова: модель развития инновационной компетентности, магистранты, инновационная компетентность, инновационная деятельность, исследовательский университет.

MODEL OF DEVELOPMENT OF MASTERS' INNOVATIVE COMPETENCE IN THE RESEARCH UNIVERSITY

G. Sibagatullina, F. Shageeva

Abstract. The formation and development of innovative competence among students-future Masters is an extremely relevant and up-to-date topic for research. Today there is a necessity to create an effective mechanism for preparing an innovative-minded personality. A significant condition for the development of students' competence is the presence of educational environment oriented on creating conditions for their creative, innovative activity. The research University with its structural organization, which is distinguished by the integration of the studying process with the research and production, the extensive application of modern educational technologies, with networking capabilities and international cooperation, creates ample opportunities for training specialists for innovative activities. The article describes the model developed by the authors for the development of innovative competence among undergraduates at a research university.

Keywords: innovative competence model development, undergraduates, innovative activity, research University.

В современных условиях экономического развития, основывающегося на инновационном подходе, на систему высшего образования возложена важная и ответственная задача по воспитанию и взращиванию кадров, готовых и способных к инновационной деятельности. Высшие учебные заведения должны давать студентам не только теоретические знания и представления о будущей профессиональной деятельности, но и активно готовить будущих специалистов к научно-исследовательской работе, инновационной деятельности, научить их мыслить глобально, масштабно, креативно. В действительности основная часть российских вузов являются так называемыми «teaching universities» [6], концентрирующимися только на преподавании, большинство их преподавателей

не ведут исследований и проектов [6]. В результате подавляющее количество вузов играет на сегодня незначительную роль в инновационном развитии регионов, отраслей и страны в целом; в большинстве из них нет слаженной системы поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций у обучающихся, необходимых для инновационной деятельности. [6;13]. В связи с этим существует потребность в разработке эффективной системы подготовки так называемой «инновационной личности» [9], в проектировании и внедрении модели и технологии формирования и развития у будущих специалистов инновационной компетентности, а также поддержки и повышения этой компетентности в дальнейшем.

Изучение различных аспектов данной проблематики определило актуальность темы исследования. Анализ научной литературы показал, что в последние годы появилось большое количество публикаций, исследований, научных достижений в области реализации инновационной деятельности, подготовки к ней студентов. Но, несмотря на это, проблема развития инновационной компетентности магистрантов остается недостаточно

разработанной. Работы по данной тематике в большинстве своем раскрывают теоретические проблемы, однако в них фактически не отражены конкретные пути и содержание общего направления развития инновационной компетентности у будущих специалистов.

Национальные исследовательские

университеты (НИУ) созданы как инструмент повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы страны, за счет решения широкого круга задач. Они призваны способствовать генерации нового знания, усилению исследовательской и инновационной деятельности в вузах, проведению широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, кадровому и научному обеспечению национальной инновационной системы на основе осуществления качественной модернизации научной и образовательной деятельности (наличие высокоэффективной системы подготовки кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации) [5] и т.д. Это учебные заведения, ориентированные как на обучение, так и на научно-исследовательскую и инновационную деятельность [9]. Таким образом, в условиях исследовательских университетов происходит интеграция образования, науки и производства, что предоставляет широкий спектр возможностей студентам, способствует их подготовке к исследовательской и инновационной деятельности.

Согласно Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года, магистратура, как и все остальные этапы системы образования, должна содержанием, методами и технологиями обучения/преподавания быть ориентирована на подготовку студентов к инновационной деятельности [12].

Магистратура является второй ступенью высшего образования, позволяющей углубить специализацию по определённому

профессиональному направлению. На уровне магистратуры должен идти процесс развития инновационной компетентности; на данном этапе

она становится более емкой, приобретая научно-исследовательский характер.

В рамках данного исследования на основе изученной и проанализированной научной литературы авторами статьи разработана модель развития инновационной компетентности магистрантов в условиях исследовательского университета, см. рисунок 1.

Модель развития инновационной

компетентности магистрантов включает в себя взаимосвязанные и взаимодействующие блоки: целевой; структурно-методологический;

содержательно-процессуальный; оценочно-результативный.

Целевой блок. Необходимость подготовки специалистов, обладающих инновационной компетентностью, определяется общественно-государственным заказом. Согласно Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года, каждый гражданин страны должен стать так называемым «инновационным человеком», обладающим компетенциями инновационной деятельности [9]. Также в Стратегии говорится, что «К 2020 году большинство студентов, обучающихся по магистерским программам, должны участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития» [9]. В связи с этим определена цель - развитие инновационной компетентности магистрантов.

Структурно-методологический блок.

Инновационная компетентность представляет собой интегрированное, динамическое образование личности и является важнейшей составляющей общей профессиональной компетентности специалиста. На основе проведенного анализа отечественной и зарубежной литературы определены следующие взаимосвязанные структурные компоненты инновационной компетентности: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный, эмоционально-волевой, управленческий [12]. Включение когнитивного компонента в структуру объясняется тем, что сложные виды инновационной деятельности требуют от человека в сочетании с креативностью широкого спектра интеллектуальных ресурсов, знаний. Когнитивный компонент включает в себя такие показатели, как креативность, критическое мышление, логическое мышление, знание в области профессиональной деятельности, знание других областей наук, знание, связанное с инновационным процессом, широкое владение иностранными языками [12].

Рисунок 1. - Модель развития инновационной компетентности магистрантов

Инновационная личность должна быть высокомотивированной личностью и

психологически, и социально, обладать устойчивым интересом к инновационной деятельности, осознавать необходимость в ее осуществлении в профессиональной

деятельности [10]. Мотивационно -ценностный компонент включает в себя такие показатели как познавательная мотивация, мотивация на достижение успеха, потребность в саморазвитии и самореализации; готовность к саморазвитию, самореализации, готовность к разумному риску, ценностные ориентации личности

[12].Деятельностный компонент демонстрирует способность и умение личности участвовать в решении вопросов инновационного развития на разных уровнях, способность проектировать инновационные процессы, реализовывать их с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов [7]. Деятельностный компонент включает в себя: способность генерировать идеи; способность и умение личности участвовать в решении вопросов инновационного развития на разных уровнях; способность проектировать инновационные процессы, способность реализовывать инновационные процессы с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов, владение умениями и навыками работы самостоятельно, владение умениями и навыками работы в команде (коллективе), опыт творчества, умения целеполагания, планирования, оценки и коррекции своей деятельности, профессиональная мобильность [12].

Эмоционально-волевой компонент включает те качества личности, которые определяют эффективность инновационной деятельности: рефлексивность, целеустремленность,

решительность, предприимчивость,

настойчивость, ответственность, активность, адекватная самооценка, открытость новому, гибкость [12].

Инновационная личность также должна уметь управлять инновационными процессами. Управленческим компонентом определяется следующий круг качеств инновационной личности: знание и умение использовать эффективные управленческие методы и решения; знания в области патентного законодательства и международных стандартов; умение

генерировать, отбирать и внедрять идеи; умение выстраивать отношение с людьми и создавать команду; умение управлять проектами; владение навыками осуществления маркетинга, рекламы, продвижения инновационных идей в практику; организаторские способности [5].

Процесс развития инновационной компетентности, на наш взгляд, должен основываться на следующих подходах: компетентностном, системном, деятельностном, личностно-ориентированном, контекстном.

Инновационная компетентность непосредственно связана с компетентностным подходом [8], и ее развитие должно подчиняться основам данного подхода. Системный подход позволяет определить инновационную компетентность как систему: целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, элементов. Деятельностный подход раскрывает деятельность человека как процесс, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходят его саморазвитие и самоактуализация его личности [1]. Инновационная компетентность относится к личности обучающегося, и она «формируется и развивается только в процессе выполнения им определенного комплекса действий», в которых проявляются личностные качества, потенциал студента. Поэтому данная компетентность формируется и проявляется в рамках личностно-ориентированного подхода [2]. Контекстный подход обеспечивает усиление практической направленности обучения, интеграцию теоретической и практической подготовки специалистов [4].

Структурно-методологический блок также содержит ряд принципов, которые определены и включены в модель, исходя из подходов: системности, проблемности, практико-ориентированности обучения, индивидуализации и дифференциации, гуманизма, активности, самодеятельности и самостоятельности, профессиональной направленности обучения, принцип включенности в исследовательскую деятельность.

Содержательно-процессуальный блок

представлен содержанием, методами,

организационными формами и средствами обучения. Представленное наполнение данных элементов, см. рисунок 1, определенный авторами статьи, на их взгляд, способствует активации познавательной, творческой, исследовательской деятельности обучающихся, развитию необходимых качеств, и как следствие, развитию инновационной компетентности магистрантов [3].

В оценочно-результативном блоке отражена оценка развития компонентов инновационной компетентности у магистранта по критериям, таким как когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой,

деятельностный и управленческий. По когнитивному критерию оценивается наличие системы знаний как из профессиональной области, так и из областей других наук, а также наличие креативности. Мотивационно-ценностный критерий определяет уровень мотивированности, степень сформированности ценностных ориентаций у будущих специалистов в инновационной деятельности [11]. Деятельностный критерий оценивает уровень освоения способов, приемов и средств решения задач инновационного характера [12]. Эмоционально-волевой критерий показывает уровень качеств личности, определяющих эффективность инновационной деятельности [12]. Управленческий критерий определяет степень сформированности управленческих качеств [12]. Данная оценка позволяет определить уровень

развитости инновационной компетентности магистранта и достижения поставленной цели. Авторами статьи выделены и определены три уровня: минимальный (способен вести поиск проблем и исследовать пути и способы их решения); продвинутый (осуществляет самостоятельно познавательную деятельность, способность делать мини-открытия); высокий (способен самостоятельно осуществлять этапы инновационной деятельности, то есть способен как создать новый продукт, идею, так и довести его до реального воплощения) [12].

Разработанная модель, с точки зрения авторов, реализуема в условиях исследовательского университета, так как она располагает всеми необходимыми

возможностями и характеристиками для развития инновационной компетентности магистрантов.

Литература:

1. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Знание, 1973. - 272 с.

2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования / Е.В. Бондаревская // Методист. - 2003. - № 2. - С. 2-6.

3. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения и воспитания как научная основа становления инновационного образования: сборник / А.А. Вербицкий // Подготовка рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности с использованием международных стандартов / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2018. - С. 3-7.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

5. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России [Электронный ресурс] / О.Г. Голиченко. - Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/2523-nacionalnaya-innovacionnaya-sistema.html

6. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. - Москва, 2018. - 100 с.

7. Демчук М.И. Системная методология инновационной деятельности / И.М. Демчук, А.Т. Юркевич. - М.: РИВШ, 2007. - 303 с.

8. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. - 2011. -№ 8(87). - С. 3-14.

9. Инновационная Россия - 2020: Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года / Правительство РФ. - Москва, 2011. - С. 148.

10. Качалов Д.В. Формирование инновационных компетенций [Электронный ресурс] / Д.В. Качалов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2016. - Режим доступа: http://www.vipstd.ru/index.php/hum-hum-17.

11. Осипов П.Н. Формирование исследовательской компетентности будущих инженеров в проектной деятельности / П.Н. Осипов, И.Н Маршалова // Вестник Казанского технологического университета. - Т.16. - № 16; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИГУ, 2013. - С. 194-197.

12. Сибагатуллина Г.А. Условия развития инновационной компетентности у магистрантов в исследовательском университете / Г.А. Сибагатуллина, Р.Н. Зарипов // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2018. - С. 80-85.

13. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе // И.Ф. Фильченкова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - Калининград. - 2015. - № 3. -С. 43-50.

Сведения об авторах:

Сибагатуллина Гульназ Азатовна (г. Казань, Россия), ведущий менеджер Института дополнительного профессионального образования, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: gulek3@mail.ru

Шагеева Фарида Тагировна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: faridash@bk.ru

Data about the authors:

G. Sibagatullina (Kazan, Russia), Post-graduate student of the Department of Engineering Pedagogy and Psychology, Kazan National Research Technological University, e-mail: gulek3@mail.ru

F. Shageeva (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, full Professor of the Department of Engineering Pedagogy and Psychology, Kazan National Research Technological University, e-mail: faridash@bk.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.