Научная статья на тему 'Отдельные методологические подходы к разработке проблемы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования'

Отдельные методологические подходы к разработке проблемы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАГИСТРАНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДХОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / METHODOLOGICAL APPROACHES / INTEGRATION / INFORMATION RESEARCH COMPETENCE / STUDENT / TEACHER EDUCATION / INFORMATIZATION OF EDUCATION / APPROACHES / INFORMATION TECHNOLOGIES / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

В статье заявлена проблема выбора и интеграции методологических подходов развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ. В процессе исследования мы выявили предпочтения некоторых методологических подходов для определения положений исследования, отмечен их интеграционный характер. Методологический подход по исследованиям В.Н.Верхоглазенко понимается как перемещение акцента с результата на деятельность по его достижению, затем на форму этой деятельности, а потом на механизм ее оптимизирующий. Антропологический подход предстает как обобщенная методологическая основа решения педагогических проблем в концепции целостности индивидума, аксиологический подход определяет содержание отношений, рефлексивный подход предполагает осознание субъектом ее цели и результатов научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, средовый подход позволяет оптимизировать влияние среды на личность, конструктивный подход дает возможность обучающемуся для самоконструирования своей деятельности, информационный подход способствует развитию личности в условиях реализации переработки информации, прагматический подход указывает на установление взаимосвязей компонентов социума. Создание методологических основ развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ позволит увидеть пути реализации взаимосвязи между образованием, научно-исследовательской деятельностью с использованием ИКТ и профессиональной педагогической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE PROBLEM DEVELOPMENT OF THE RESEARCH COMPETENCE GRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION

The article stated the problem of selection and integration of methodological approaches the development of information and research competence of undergraduate teacher education in the preparation for independent scientific and pedagogical research using ICT. In the process of research we revealed preference of certain methodological approaches for determining the positions of the research, highlighting its integrative nature. A methodological approach to research of V. N. Verkhoglazov understood as moving the focus from the result of the activities in achieving it, then this form of activities and then a mechanism for its optimization. Anthropological approach appears as the General methodological basis of solving pedagogical problems in the concept of the integrity of the individual, the axiological approach determines the content of the relationship, a reflexive approach requires awareness of the subject, its purposes and results of research activities using ICT, environmental approach allows to optimize the influence of the environment on personality, constructive approach enables the learner to semiconstrained its activities, information approach contributes to the development of personality in the conditions of realization of information processing, a pragmatic approach indicates the establishment of the relationships between components of society. The creation of methodological bases of development of information and research competence of undergraduate teacher education in preparation for independent carrying out of scientific-pedagogical researches with the use of ICT will allow to see the implementation of linkages between education, research activities using ICT and professional pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Отдельные методологические подходы к разработке проблемы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования»

Shchuchka Tatyana Alexandrovna SPECIFIC METHODOLOGICAL ..

pedagogical sciences

УДК 378.147

ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Щучка Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и компьютерных технологий Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (399770, Россия, Елец, ул. Коммунаров, 28, e-mail: tasiaelez@mail.ru)

Аннотация. В статье заявлена проблема выбора и интеграции методологических подходов развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ. В процессе исследования мы выявили предпочтения некоторых методологических подходов для определения положений исследования, отмечен их интеграционный характер. Методологический подход по исследованиям В.Н.Верхоглазенко понимается как перемещение акцента с результата на деятельность по его достижению, затем - на форму этой деятельности, а потом на механизм ее оптимизирующий. Антропологический подход предстает как обобщенная методологическая основа решения педагогических проблем в концепции целостности индивидума, аксиологический подход определяет содержание отношений, рефлексивный подход предполагает осознание субъектом ее цели и результатов научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, средовый подход позволяет оптимизировать влияние среды на личность, конструктивный подход дает возможность обучающемуся для самоконструирования своей деятельности, информационный подход способствует развитию личности в условиях реализации переработки информации, прагматический подход указывает на установление взаимосвязей компонентов социума. Создание методологических основ развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ позволит увидеть пути реализации взаимосвязи между образованием, научно-исследовательской деятельностью с использованием ИКТ и профессиональной педагогической деятельностью.

Ключевые слова: методологические подходы, интеграция, информационно-исследовательская компетентность, магистрант, педагогическое образование, информатизация образования, подходы, информационные технологии, научно-исследовательская работа.

SPECIFIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE PROBLEM DEVELOPMENT OF THE RESEARCH COMPETENCE GRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION

© 2018

Shchuchka Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of mathematical modeling and computer technologies

Yelets State University named after I. A. Bunin (399770, Russia, Yelets, Kommunarov St., 28, e-mail: tasiaelez@mail.ru)

Abstract. The article stated the problem of selection and integration of methodological approaches the development of information and research competence of undergraduate teacher education in the preparation for independent scientific and pedagogical research using ICT. In the process of research we revealed preference of certain methodological approaches for determining the positions of the research, highlighting its integrative nature. A methodological approach to research of V. N. Verkhoglazov understood as moving the focus from the result of the activities in achieving it, then this form of activities and then a mechanism for its optimization. Anthropological approach appears as the General methodological basis of solving pedagogical problems in the concept of the integrity of the individual, the axiological approach determines the content of the relationship, a reflexive approach requires awareness of the subject, its purposes and results of research activities using ICT, environmental approach allows to optimize the influence of the environment on personality, constructive approach enables the learner to semiconstrained its activities, information approach contributes to the development of personality in the conditions of realization of information processing, a pragmatic approach indicates the establishment of the relationships between components of society. The creation of methodological bases of development of information and research competence of undergraduate teacher education in preparation for independent carrying out of scientific-pedagogical researches with the use of ICT will allow to see the implementation of linkages between education, research activities using ICT and professional pedagogical activity.

Keywords: methodological approaches, integration, information research competence, student, teacher education, informatization of education, approaches, information technologies, research work.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Методологический подход по исследованиям В.Н.Верхоглазенко понимается как перемещение акцента с результата на деятельность по его достижению, затем - на форму этой деятельности, а потом на механизм ее оптимизирующий [1]. Целесообразность разработки темы состоит в том, что методологическими подходами к разработке проблемы нашего исследования стали применяемые в педагогике методологические подходы, выявляющие цели и результаты образования - развитие информационно-исследовательской компетентности (далее по тексту компетентности) магистранта педагогического образования путем совершенствования подготовки магистрантов педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ через построение модели методической системы развития и изменения на ее основе целевого, со-

держательного, организационно-процессуального и контрольного компонентов подготовки магистрантов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Актуальность исследования состоит в разрешении противоречия между потребностью общества и российского образования в личности магистранта педагогики, обладающего информационно-исследовательской компетентностью, и отсутствием педагогических научных исследований, создающих теоретико-методологическую основу развития компетентности будущего магистра педагогики.

Для разрешения противоречия нами рассмотрены теория формирования личности как субъекта профессиональной деятельности [2], теория профессионального становления [3,4], исследования педагогов и психологов

педагогические науки

Щучка Татьяна Александровна ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ...

проблемы исследовательской деятельности [5,6], теория мотивации профессионального самоопределения [4] и др.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Выявление и обоснование методологических подходов в рассмотрении вопросов развития компетентности будущего магистра педагогики стало главной целью исследования.

В процессе исследования мы выявили предпочтения некоторых методологических подходов для определения положений исследования, отмечен их интеграционный характер. Выбраны следующие методологические подходы: антропологический, аксиологический, рефлексивный, средовый, конструктивный, информационный, прагматический подходы [7].

Интеграция выявленных методологических подходов позволяет процессу развития компетентности будущего магистра педагогики принять целостный характер.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Антропологический подход к исследованию педагогических явлений базируется на изучении глубинных основ процессов развития человека, акцентирует аспект целостности человека, выраженный в единстве представлений: личности; субъекта деятельности; индивидуальности; единство сложного организма.

В исследовании были использованы некоторые антропологические сущности: целостность (учет природных и приобретенных в обществе свойств обучаемого), здоровьецентризм (осуществление процесса обучения должно сохранять здоровье обучающего); диалогич-ность (взаимоотношение обучающего и обучаемого должно иметь положительный взаимоуважительный вектор развития), деятельность (отношение человека к окружающему миру должно носить характер эффективного преобразования).

Идеи аксиологического подхода в педагогических исследованиях представляют личность главным звеном образования и целью совершенствования педагогических систем. Применение аксиологического подхода как методологической основы проектирования методического обеспечения развития компетентности будущего магистра педагогики дало возможность увидеть ее трактовку в виде ценностной модели, где представлены ее цели, знания, качества, отношения. Ценностная модель стала эталоном мотивации обучающихся для принятия дополнительных ценностей.

Рефлексивный подход позволил нам выявить итоги рефлексии испытуемых в результате применения методик рассмотрения научно- исследовательской деятельности с использованием ИКТ, специфики испытываемых трудностей в процессе работы, факторы развития информационно-исследовательской компетентности магистра педагогики в научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; методики изучения субъектности и рефлексивной активности, выявляющие механизмы развития информационно-исследовательской компетентности магистра педагогики [8-12].

Средовый подход позволил выделить педагогические условия образовательной научно-ориентированной интерактивной среды, способствующие эффективной реализации методической системы развития информационно-исследовательской компетентности магистра педагогики [13-24].

В рамках конструктивного подхода в нашем исследовании была проведена разработка научно-методического обеспечения по учебным курсам как составляющих образовательной научно-ориентированной интерактивной среды, которая мотивировала обучающегося к самоконструированию и самовозрастанию; оценивала возможности ресурсов и современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет для саморазвития личности; определяла типичные познавательные затруднения, характеризующие

когнитивный, операционально-деятельностный и личностный компоненты на предметном и надпредметном уровнях у обучающихся; рассматривала возможности оказания помощи обучаемым в организации самостоятельной деятельности с учетом выявленных познавательных затруднений; изучала ценностно-смысловые структуры личности, обеспечивающие дальнейшее самоопределение и самообразование на протяжении всей жизни; исследовала стиль саморегуляции поведения.

Информационный подход направляет развитие информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в направлении взаимодействия с программными продуктами и средствами [25-27].

Исхода из этого подхода, нами были созданы проблемные ситуации решения обучающимися задач научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, направленные на осуществление самостоятельного научного педагогического исследования с использованием информационных технологий.

Прагматический подход делает акцент на обеспечение взаимодействия образования с окружающей реальностью: социумом, производством, будущей профессиональной деятельностью; на развитие информационно-исследовательской компетентности обучаемого; на планирование труда обучения и самостоятельного его выполнения; на систему рефлексии в процессе научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; на применение методов и форм решения проблемных ситуационных задач; на обеспечение способности к аккумулятивности знания, опыта в решении научно-педагогических проблем.

Выявленные методологические подходы позволили разработать концепцию развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования путем совершенствования подготовки магистрантов педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, которая включает основные положения, закономерности и принципы, что открывает новые возможности развития теории научного творчества с использованием ИКТ и позволит повысить уровень развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Верхоглазенко В.Н. Стратегическое корпоративное планирование: проблемы и перспективы (анализ отечественного опыта стратегического планирования развития корпорации) / В.Н.Верхоглазенко //Консультант директора. М.: Инфра-М. - 2006. - № 6. - С. 10-16.

2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2010. -164 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф.Зеер

- М.: Академия, 2006. - 240 с.

4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. /

A.Маслоу. —М.: Смысл, 1999. — 425 с.

5. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А.В.Леонтович // Школьные технологии. - №5. - С.146-150.

6. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И.Слободчиков // Исследовательская работа школьников: науч.-метод.журн. - М., 2004. -№2- С.6-18

7. Развитие научного потенциала личности: теория, диагностика, технология: Коллективная монография / отв.редакто-ры И.Ф.Исаев, Н.И.Исаева, Г.В.Макотрова - Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. - 361с.

8. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции /А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова

- М.: Логос, 2009 - 336 с.

9. Загвязинский В. И.Теория обучения: Современная интерпретация /В.И. Загвязинский // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -192 с.

10. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап/

B.В. Краевский, Е.В. Бережнова - М., 2006. - 394 с.

11. Бордовский Г.Л. Управление качеством образовательного про-цесса/Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

12. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. /И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)

255

Shchuchka Tatyana Alexandrovna SPECIFIC METHODOLOGICAL ...

pedagogical sciences

13. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков.

- М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

14. Турченко В. Н. Методологические основы российской стратегии развития образования / В. Н. Турченко.//Педагогика, 2002. - №10.

— С. 97-205.

15. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования /А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова. — Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. — Вып. 1. — С.117-137.

16. ШестакВ.П. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» /В.П. Шестак, Н.В. Шестак // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115—119.

17. Кондаурова И.К. Организация научно-исследовательской работы студентов программы магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 115-119.

18. Андреева Т.В., Андреев П.Г., Сальников И.И. Прогнозирование показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов на основе искусственных нейронных сетей //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 6 (34). С. 104-

19. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социокультурного сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 106-109.

20. Андреева Т.В. Экспертное оценивание качества научно-исследовательских работ и инновационных проектов студентов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 76-82.

21. Чигишева О.П., Бондаренко А.В., Солтовец Е.М. Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 429-433.

22. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.

23. Ярыгина Н.А. Общетеоретические и методологические аспекты организации и координирования научно-исследовательской работы магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 443-446.

24. Колобов А.Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 51-54.

25. Гнездилова Н.А. Развитие информационной компетентности будущего специалиста менеджера: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Елец, 2007. — 20 с.

26. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 224 с.

27. Сенашенко В.С. Некоторые соображения об «академическом письме» и исследовательских компетенциях // Высшее образование в России. 2011. № 8/9. С. 136—140.

Статья поступила в редакцию 05.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.