Научная статья на тему 'Педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования'

Педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE / МАГИСТРАНТ / UNDERGRADUATE / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / АККУМУЛЯТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / ЭФФЕКТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / EFFECTIVE IMPROVEMENT / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / REGULARITY / ACCUMULATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

Педагогические принципы как исходные положения теории определяют направление практической деятельности субъектов педагогического процесса, их творческого взаимодействия. Выявленные педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ классифицированы по двум уровням: организационному и технологическому. Совокупность организационных принципов составляют принципы: активного взаимодействия субъектов формальной и информальной научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; дифференциации и аккумулятивности; индивидуализации; эффективного совершенствования. Совокупность технологических принципов составляют принципы: ценностно-смысловой направленности научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; проектируемости; содействия развитию личности; плодотворности; мобильности субъектов научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; рефлексивности. Выявленные принципы, как наиболее оптимальные указания, отражают суть закономерностей, соблюдение которых предполагает эффективность процесса развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ, преодоление присущих ему противоречий и достижение поставленных целей. Указанные педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования при подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ закономерно взаимосвязаны. Выявленные педагогические принципы, с одной стороны, направлены на придание научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ целостного характера, с другой стороны, выступают в роли образца в педагогическом управлении процессом развития информационно-исследовательской компетентности в подготовке магистранта педагогического образования к выполнению научно-исследовательской деятельности с применением ИКТ при условии их согласования с конкретной закономерностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF DEVELOPING THE INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF AN UNDERGRADUATE OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The pedagogical principles as the initial positions of the theory define the direction of practical activity of subjects of pedagogical process, their creative interaction. The revealed pedagogical principles of the development of the information and research competence of an undergraduate of pedagogical education in preparation for the independent conduct of scientific and pedagogical research using ICT are classified at two levels: organizational and technological. The combination of organizational principles consists of the following principles: the active interaction of subjects of formal and informal research activities using ICT; differentiation and accumulative process; individualization; effective improvement. The combination of technological principles consists of the following principles: value-semantic focus on the research activities using ICT; projectability; the promotion of personal development; fruitfulness; the mobility of subjects of research activities using ICT; reflexivity. The revealed principles as the most optimal instructions reflect the essence of the regularities, which suggests the effectiveness of the process of development of information and research competence of an undergraduate of pedagogical education in preparation for the independent conduct of scientific and pedagogical research using ICT, overcoming inherent contradictions and achieving the goals. The indicated pedagogical principles of developing the information and research competence of an undergraduate of pedagogical education in preparation for independent scientific and pedagogical researches using ICT are naturally interconnected. These pedagogical principles, on the one hand, are aimed at making unity for research activities using ICT, on the other hand, act as a sample in the pedagogical management of the process of the development of information and research competence in training an undergraduate of pedagogical education for scientific researches using ICT, provided their coordination with particular regularity.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования»

Shchuchka Tatyana Alexandrovna THE PEDAGOGICAL PRINCIPLES ..

pedagogical sciences

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©2018

Щучка Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и компьютерных технологий Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (399770, Россия, Елец, ул.Коммунаров, 28, e-mail: tasiaelez@mail.ru)

Аннотация. Педагогические принципы как исходные положения теории определяют направление практической деятельности субъектов педагогического процесса, их творческого взаимодействия. Выявленные педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ классифицированы по двум уровням: организационному и технологическому. Совокупность организационных принципов составляют принципы: активного взаимодействия субъектов формальной и информальной научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; дифференциации и аккумулятивности; индивидуализации; эффективного совершенствования. Совокупность технологических принципов составляют принципы: ценностно-смысловой направленности научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; проектируемости; содействия развитию личности; плодотворности; мобильности субъектов научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; рефлексивности. Выявленные принципы, как наиболее оптимальные указания, отражают суть закономерностей, соблюдение которых предполагает эффективность процесса развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ, преодоление присущих ему противоречий и достижение поставленных целей. Указанные педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования при подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ закономерно взаимосвязаны. Выявленные педагогические принципы, с одной стороны, направлены на придание научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ целостного характера, с другой стороны, выступают в роли образца в педагогическом управлении процессом развития информационно-исследовательской компетентности в подготовке магистранта педагогического образования к выполнению научно-исследовательской деятельности с применением ИКТ при условии их согласования с конкретной закономерностью.

Ключевые слова: педагогические принципы, информационно-исследовательская компетентность, магистрант, научно-педагогическое исследование, информационно-коммуникационные технологии, дифференциация, аккуму-лятивность, индивидуализация, эффективное совершенствование, закономерность.

THE PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF DEVELOPING THE INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF AN UNDERGRADUATE OF PEDAGOGICAL EDUCATION

©2018

Shchuchka Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of mathematical modeling and computer technologies

Yelets State University named after I. A. Bunin (399770, Russia, Yelets, Kommunarov St., 28, e-mail: tasiaelez@mail.ru)

Abstract. The pedagogical principles as the initial positions of the theory define the direction of practical activity of subjects of pedagogical process, their creative interaction. The revealed pedagogical principles of the development of the information and research competence of an undergraduate of pedagogical education in preparation for the independent conduct of scientific and pedagogical research using ICT are classified at two levels: organizational and technological. The combination of organizational principles consists of the following principles: the active interaction of subjects of formal and informal research activities using ICT; differentiation and accumulative process; individualization; effective improvement. The combination of technological principles consists of the following principles: value-semantic focus on the research activities using ICT; projectability; the promotion of personal development; fruitfulness; the mobility of subjects of research activities using ICT; reflexivity. The revealed principles as the most optimal instructions reflect the essence of the regularities, which suggests the effectiveness of the process of development of information and research competence of an undergraduate of pedagogical education in preparation for the independent conduct of scientific and pedagogical research using ICT, overcoming inherent contradictions and achieving the goals. The indicated pedagogical principles of developing the information and research competence of an undergraduate of pedagogical education in preparation for independent scientific and pedagogical researches using ICT are naturally interconnected. These pedagogical principles, on the one hand, are aimed at making unity for research activities using ICT, on the other hand, act as a sample in the pedagogical management of the process of the development of information and research competence in training an undergraduate of pedagogical education for scientific researches using ICT, provided their coordination with particular regularity.

Keywords: pedagogical principles, information and research competence, undergraduate, scientific and pedagogical research, information and communication technologies, differentiation, accumulative process, individualization, effective improvement, regularity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Принцип в педагогической науке определяет эффективность действия в соответствии с закономерностью и учетом определенных педагогических условий, при этом следует понимать, что закономерность отображает педагогическое явление и определяет связи и отношения педагогической системы, а принцип предлагает эффективное решение задач в этой системе.

В принципе как педагогической категории выделяются следующие его характеристики [1]:

-принцип - это руководящее требование, предписа-

ние, как действовать для достижения цели, норма деятельности;

-принцип вытекает из понимания закономерностей и противоречий исследуемого процесса, постоянного соотношения определенного круга явлений;

-принцип - это внутреннее убеждение, принятое как руководящая идея, способ восприятия определенного круга явлений;

-принцип распространяется на определенную ограниченную область явлений или процессов;

-принципы действуют в системе, взаимодополняя и взаиморазвивая друг друга.

236

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Щучка Татьяна Александровна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ...

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

При выявлении педагогических принципов развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ мы исходили из ряда концептуальных положений, касающихся сущности и функций педагогических принципов [2,3,4,5,6,7].

Сегодня в педагогической науке педагогический принцип определяется:

- как система исходных теоретических положений и требований к проектированию, организации и осуществлению целостного образовательного процесса, вытекающих из его закономерностей и реализуемых во всех звеньях педагогической системы в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов [8];

- как инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции [9];

- как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован [10].

Целесообразность разработки темы состоит в том, что знакомство с теоретическим дискурсом заявленной проблематики свидетельствует как о ее важном значении для современного гуманитарного знания и развития образования, так и о недостаточном ее научном осмыс-лении[11-19].

Формирование целей статьи (постановка задания).

В качестве принципов выбраны положения, для которых выполняются требования универсальности, самостоятельности, взаимодополнения. В исследовании выявлены педагогические принципы, которые классифицированы по уровням: организационные и технологические принципы, учитывающие особенности исследуемого процесса и компоненты методической системы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ[1].

К организационным принципам относятся: принципы активного взаимодействия субъектов формальной и информальной научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; дифференциации и аккумуля-тивности; индивидуализации; эффективного совершенствования.

Технологические принципы включают принципы ценностно-смысловой направленности научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; проек-тируемости; содействия развитию личности; плодотворности; мобильности субъектов научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ; рефлексивности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Организационные принципы.

В принципе активного взаимодействия субъектов формальной и информальной научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ находит свое отражение закономерность, позволяющая усилить вариативную часть подготовки магистранта педагогического образования за счет расширения субъектов проектирования содержания научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Данный принцип обеспечивает открытость педагогической системы, ее видоизменение.

Субъектами формальной научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ являются, прежде всего, преподаватели, субъектами информальной деятельности - организаторы, участники научно-иссле-

довательских с использованием ИКТ творческих проектов; обучающиеся, образовательные организации. В таких условиях расширения субъектов научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ наиболее близкой аналогией к процессу развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогики будет диссипативная система - система, находящаяся в состоянии, удаленном от положения статического равновесия и активно обменивающаяся энергией и информацией с внешней социокультурной средой. Особенности развития такого рода систем рассматриваются в синергетике, которая представляет научное направление, изучающее системы открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция, осуществляемые на основе постоянного, открытого и активного взаимодействия этих систем с внешней социокультурной средой.

Принцип дифференциации и индивидуализации обеспечивает отбор содержания, применение технологий и организацию процесса развития личности, которые соответствуют индивидуальным особенностям, склонностям и интересам обучающихся. Дифференциация предполагает создание работы обучающегося индивидуально и в составе коллектива, интеграцию обучающихся и других субъектов научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ в проектные группы сотрудничества, где индивидуальный подход создает условия для развития каждого обучающегося.

Принцип аккумулятивности предусматривает, что развитие информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования должно опираться на многообразие возможностей формальной и информальной научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, электронной среды, на информационные ресурсы образовательных организаций, обучающих, индивидуальные способности каждого обучаемого в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельностях с использованием ИКТ.

Принцип эффективного совершенствования в развитии информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования предполагает следующее: необходимо выявлять направление процесса с учетом задач развития личности и условий сопутствующих такому процессу. Технологические принципы.

Технологические принципы.

Принцип ценностно-смысловой направленности развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования при подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ акцентирует участников этой деятельности на главную ценность - информационно-исследовательскую компетентность, предоставляет условия в ее осмыслении и приобретении, проявляется в стремлении к целостной личности, способной самостоятельно проектировать жизненные стратегии, определять жизненный путь и наполнять его личностными смыслами.

Принцип проектируемости в развитии информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ опирается на выводы о мобильности личности в научно-исследовательской среде, его способностях к саморазвитию и предоставляет инициативу обучающимся в выборе возможностей к самореализации. В процессе выполнения научных проектов обучающийся приобретает субъектность и информационно-исследовательскую компетентность.

В соответствии с принципом содействия развитию личности действия обучающего должны быть направлены на выбор индивидуальной траектории эффективного развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)

237

Shchuchka Tatyana Alexandrovna THE PEDAGOGICAL PRINCIPLES ..

pedagogical sciences

Принцип плодотворности в развитии информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ должен содействовать де-ятельностной атмосфере процесса и обеспечить условия осуществления инициативности магистранта.

Принцип мобильности субъектов научно-исследовательской деятельности с использование ИКТ отражает зависимость эффективности развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования от усилий личности и группового сотрудничества, а также ресурсов научно-исследовательской среды.

Принцип рефлексивности в развитии информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования при подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ полагает осмысление личного компетентностного опыта в дальнейшей самореализации.

Выявленные педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования при подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ закономерно взаимосвязаны. Каждый принцип связан не только с другими принципами, но и с ведущей закономерностью, а в едином процессе своей реализации они призваны обеспечить субъектную направленность процесса развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования при подготовке к самостоятельному проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Развитие научного потенциала личности: теория, диагностика, технология: Коллективная монография/ отв.редакторы И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, Г.В. Макотрова - Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. - 361с.

2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2010. - 164 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер - М.: Академия, 2006. - 240 с.

4. Гнездилова Н.А. Развитие информационной компетентности будущего специалиста менеджера: авто-реф. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Елец, 2007. - 20 с.

5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 224 с.

6. Сенашенко В.С. Некоторые соображения об «академическом письме» и исследовательских компетенциях // Высшее образование в России. 2011. № 8/9. С. 136-140.

7. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. / Ю.Г. Татур. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

8. Вербицкий А.А. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова - М.: Логос, 2009 - 336 с.

9. Загвязинский В. И.Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

10. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова - М., 2006. - 394 с.

11. Бордовский Г.Л. Управление качеством образовательного процесса / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с. 238

12. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования/ Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2002. - N2. - С. 31-50.

13. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

14. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Школьные технологии. - №5.

- С.146-150.

15. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

16. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников: науч.-метод.журн. - М., 2004. -№2-С.6-18

17. Турченко В. Н. Методологические основы российской стратегии развития образования / В. Н. Турченко.// Педагогика, 2002. - №10. - С. 97-205.

18. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова.

- Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. -Вып. 1. - С.117-137.

19. Шестак В.П. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» / В.П. Шестак, Н.В. Шестак // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119.

Статья поступила в редакцию 05.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.