Научная статья на тему 'Диагностика уровней компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности'

Диагностика уровней компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАГИСТРОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСТАТОЧНЫЙ / УМЕРЕННЫЙ / НАЧАЛЬНЫЙ УРОВНИ / COMPETENCE OF MASTER STUDENTS IN RESEARCH ACTIVITY / SUFFICIENT / MIDDLE / BASIC LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Елена Викторовна

Магистр педагогического вуза является одним из звеньев формирования образовательной системы. От его творчества и компетентности в инновационной научной деятельности зависит эффективность преподавания в будущем. В связи с этим важным условием является наличие у магистров готовности к осуществлению научно-исследовательской деятельности. В статье рассматривается диагностика уровней компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности. Определены три уровня компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности, а именно достаточный, умеренный, начальный. Впервые дано определение компетентности и выявлены структурные компоненты мотивационно-ценностный, аналитико-деятельностный и организационно-творческий. Проведён констатирующий эксперимент, который указал на недостаточную подготовку магистров к проведению научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the levels of competence in research activity of master students in future profession activity

The master of pedagogical higher education institution is one of the links of formation of educational system. Efficiency of teaching depends on his creativity and competence of innovative scientific activity in the future. In this regard, an important condition is existence at masters of readiness for implementation of research activity. The article observes the problems of diagnostics of the levels of competence in research activity of master students in future profession. Three levels of master students’ competence in research activity have been defined. For the first time the definition of competence has been given and three structural components such as motivational-valuable, analytical-active, and organizational-creative have been revealed. The results of our research showed the lack of competence among the master students in research activity in future profession.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровней компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности»

МВД РФ : дис. ... канд. пед. наук / Рукавишников Д. А. - Чебоксары, 2006. - 196 с.

5. Горбатов, В.В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы : дис. ... канд. пед. наук / Горбатов В.В. - СПб., 2006. - 140 с.

6. Физическая подготовка : учебник / В.А. Кудин, В.А. Торопов, А.И. Ушенин, М.Л. Куликов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. университета МВД России, 2010. - 312 с.

REFERENCES

1. Vilensky, M. I. (2003),”The identity of the student in humanitarian, educational developing space of physical culture", Identity of the student in educational developing space of physical culture: theses of scientific and practical conference, publishing house “Education”, Moscow, pp. 11-16.

2. Schlenkov, A. A. (2011), Psychological support for the training of Ministry for Emergency Situations of Russia: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Vavilkin, V.N. (2011), Pedagogical model of education adaptive capacity among the staff Fire Rescue Service of Russia: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Rukavishnikov, D.A. (2006), Pedagogical conditions improve professionally applied physical training of cadets of educational institutions of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs: dissertation, Cheboksary, Russian Federation.

5. Gorbatov, V.V. (2006), Formation ofphysical fitness of students in universities Ministry of Interior mastering fighting methods of struggle: dissertation, St. -Petersburg, Russian Federation.

6. Kudinov V.A., Toropov V.A., Ushenin A.I. and Kulikov M.L. (2010), Physical fitness: textbook, publishing house of St. Petersburg University, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: kolomietsvv@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2012.

УДК 378

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ К НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Викторовна Прохорова, аспирант,

Пивдэнноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского,

Одесса, Украина

Аннотация

Магистр педагогического вуза является одним из звеньев формирования образовательной системы. От его творчества и компетентности в инновационной научной деятельности зависит эффективность преподавания в будущем. В связи с этим важным условием является наличие у магистров готовности к осуществлению научно-исследовательской деятельности. В статье рассматривается диагностика уровней компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности. Определены три уровня компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности, а именно достаточный, умеренный, начальный. Впервые дано определение компетентности и выявлены структурные компоненты мотивационно-ценностный, аналитико-деятельностный и организационно-творческий. Проведён констатирующий эксперимент, который указал на недостаточную подготовку магистров к проведению научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: компетентность магистров, научно-исследовательская деятельность, достаточный, умеренный, начальный уровни.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p134-139 DIAGNOSTICS OF THE LEVELS OF COMPETENCE IN RESEARCH ACTIVITY OF MASTER STUDENTS IN FUTURE PROFESSION ACTIVITY

Elena Viktorovna Prokhorova, the post-graduate student,

South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D. Ushynsky,

Odessa, Ukraine

Annotation

The master of pedagogical higher education institution is one of the links of formation of educational system. Efficiency of teaching depends on his creativity and competence of innovative scientific activity in the future. In this regard, an important condition is existence at masters of readiness for implementation of research activity. The article observes the problems of diagnostics of the levels of competence in research activity of master students in future profession. Three levels of master students’ competence in research activity have been defined. For the first time the definition of competence has been given and three structural components such as motivational-valuable, analytical-active, and organizational-creative have been revealed. The results of our research showed the lack of competence among the master students in research activity in future profession.

Keywords: competence of master students in research activity, sufficient, middle, basic levels.

ВВЕДЕНИЕ

Магистр педагогического вуза является одним из звеньев формирования образовательной системы. От его творчества и компетентности в инновационной научной деятельности зависит эффективность преподавания в будущем. В связи с этим важным условием является наличие у магистров готовности к осуществлению научноисследовательской деятельности. Прежде всего, это предполагает развитие мотивации, получение необходимых знаний, исследовательских умений, индивидуальных исследовательских возможностей и самостоятельности.

Исследовав научную литературу, было установлено, что компетентность в научноисследовательской деятельности - это состояние личности, основанное на мотивационно-ценностном отношении к выполняемой деятельности. Также компетентность включает в себя систему исследовательских умений и методологических знаний, использование которых необходимо при решении поставленных профессионально-педагогических задач

[4].

Понятие «компетентность» нами трактуется как грамотность, основанная на знаниях из личного опыта. «Компетентность» - понятие, определяющее уровень профессионализма, способность решать проблемы, основанная на наличие знаний, умений, навыков, опыта и ценностей, необходимых для эффективной работы в определённой сфере деятельности [6, С. 112].

Для определения сущности компетентности магистрантов в научноисследовательской работе будущей профессиональной деятельности нами были выделены три компонента: мотивационно-ценностный, аналитико-деятельностный и организационно-творческий. Для каждого из компонентов были определены показатели, с помощью которых диагностировались уровни сформированности компетентности в научноисследовательской деятельности.

Основными показателями мотивационно-ценностного компонента являются наличие профессионально значимых качеств по проведению исследований, интерес к научноисследовательской деятельности, удовлетворенность собственной деятельностью.

Аналитико-деятельностный компонент характеризует наличие следующих компонентов: умение анализировать профессиональную деятельность, наличие исследовательских умений, т.е. умение систематизировать, классифицировать и оценивать собственные возможности.

Характеристика организационно-творческого компонента позволяет выделить такие показатели: умение представлять результаты исследовательской деятельности, способность к исследовательскому поиску, наличие креативности, умение выбирать диагностический инструментарий.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Начиная научное исследование, вначале мы определили реальное состояние осведомленности о компетентности магистров в научно-исследовательской деятельности. Для этого, нами было проведено анкетирование среди магистров Пивдэнноукраинского педагогического университета имени К. Д. Ушинского, Херсонского государственного университета и Измаильского государственного гуманитарного университета. В анкетировании приняли участие 100 магистров гуманитарных факультетов.

Магистрам было предложено ответить на вопросы, касающиеся обучения в магистратуре и осведомленности об их научно-исследовательской деятельности. На вопрос: «Является ли научная работа важной частью обучения в магистратуре?» 88% магистров ответили, что это важно, но не настолько, чтобы ей заниматься постоянно. 12% магистров ответили, что они считают это очень важно и необходимо в обучении. На вопрос: «В каких видах научно-исследовательской деятельности Вы когда-нибудь участвовали?» 40% магистров ответили, что уже принимали участие в написании научных работ по различным научным направлениям. 20% магистров уже имеют публикации в сборниках научно-практических конференций различного уровня, а 18% принимали участие в различных предметных олимпиадах. Недостаток опыта научно-исследовательской деятельности признали 22% респондентов. Затем мы предложили магистрам оценить свой индивидуальный уровень знаний в области научных исследований. В результате этого было выявлено, что 67% магистрантов причисляет себя к среднему уровню, 33% - к низкому. На вопрос: «Планируете ли Вы заниматься исследованиями в области педагогической науки?» 48% магистров ответили, что не исключают возможность кардинального изменения сферы деятельности, 30% магистров ответили, что планируют заниматься преподавательской деятельностью. Научными исследованиями планируют заниматься лишь 22% опрошенных магистров.

Полученные данные указывают на недостаток компетентности у большинства субъектов научно-исследовательской деятельности и предоставляют возможность выделить проблемы, которые необходимо учитывать при организации универсальной модели поэтапного и последовательного формирования научно-исследовательских компетенций. Развитие любого процесса происходит в соответствии с определенными этапами и уровнями. Процесс подготовки к научно-исследовательской деятельности также требует выявления качественных характеристик сформированности уровней научноисследовательских умений.

Для дифференциации магистров по степени их компетентности к НИД нами была составлена и охарактеризована шкала уровней и соответствующих показателей. В нашем исследовании мы определили три уровня сформированности исследовательских умений: достаточный, умеренный, начальный.

Достаточный уровень научно-исследовательской компетентности магистров определяется устойчивым интересом к научно-исследовательской деятельности, наличие постоянной положительной мотивации. Магистранты проявляют высокую активность и инициативность в осуществлении научно-исследовательской деятельности у них присутствует глубокое понимание сущности, структуры и процесса научно-исследовательской деятельности. Достаточный уровень характеризуется способностью магистров анализировать свою деятельность и выявлять способы и пути саморазвития. Их деятельность осуществляется самостоятельно, при любых условиях. Магистр достаточного уровня -это будущий ученый, ориентированный на демократический стиль работы, способный

работать в коллективе и принимать ответственные решения. Его общие управленческие способности развиты на высоком уровне.

Умеренный уровень научно-исследовательской компетентности у магистров определяется таким показателям как положительное отношение к данному виду деятельности, частично самостоятельным выполнением предметной работы за короткий период. Магистры умеренного уровня понимают необходимость и важность использования исследовательских умений в своей работе и осуществляют эти виды деятельности осознанно, целенаправленно, но не регулярно. На этом уровне проявляется слабовыраженная мотивация к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, несистемное владение научно-исследовательскими умениями, локальные знания, поверхностное понимание сущности, структуры, процесса научно-исследовательской деятельности. Магистрами осознается взаимосвязь между знаниями и умениями, но применение знаний на практике вызывает трудности [2].

Начальный уровень научно-исследовательской компетентности магистров характерен неустойчивым интересом к научно-исследовательской деятельности и отсутствием мотивации к научно-исследовательской деятельности. Студенты не осознают необходимость и важность применения методов исследований, у них наблюдается владение только отдельными видами научно-исследовательских умений. Эти умения поверхностные, бессистемные, недостаточно устойчивы и применяются студентами на уровне воспроизведения. Магистры этого уровня предпочитают жесткое руководство самостоятельности и инициативе. В результате магистры имеют неудовлетворенность от данного вида деятельности и нежелание заниматься научной работой в своей профессиональной деятельности.

Следующим этапом исследования стало тестирование компетентности магистров. В нём приняли участие магистры следующих вузов: Института дошкольного и социального образования, Института физической культуры и реабилитации, Института языков мира, Института искусств, Института психологии, Института начального и гуманитарнотехнологического образования «Пивдэнноукраинского национального педагогического университета имени К.Д. Ушинского» - 75человек; Измаильского государственного гуманитарного университета: исторического и филологического факультетов - 13 человек и Херсонского государственного университета: факультетов социологии и психологии -12 человек. Всего в экспериментально-исследовательской работе приняло участие 100 магистров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Этот этап исследования позволил провести количественную и качественную характеристику каждого из уровней. Результаты диагностики уровней сформированности компетентности магистров педагогических университетов к научно-исследовательской деятельности представлены в (Табл. 1.). Магистры были поделены на две одинаковые по уровням знаний группы. В каждой группе было одинаковое количество магистров по 50 человек.

Таблица1

Уровни сформированности компетентности магистров педагогических

университетов к научно-исследовательской деятельности

Уровни сформированности компетентности ЭГ КГ

Кол-во % Кол-во %

Достаточный 4 8 4 8

Умеренный 10 20 10 20

Начальный 36 72 36 72

На основании констатирующего этапа эксперимента было подсчитано среднее значение уровня сформированности компетентности контрольной и экспериментальной

групп магистров. Результаты показали, что преобладает начальный уровень - 72% и умеренный уровень - 20%. Незначительное количество магистров имеет достаточный - 8.5% уровень. В целом анализ экспериментальных данных показал наличие противоречия между направленностью магистров на исследовательскую деятельность и их слабой теоретической и практической компетентностью. Анализ результатов позволяет говорить о необходимости более целенаправленной подготовки магистров к научно-

исследовательской деятельности.

ВЫВОДЫ

Анализ полученных анкетных данных позволил осознать растущую потребность магистрантов педагогических вузов в исследовательских знаниях и умениях. В перспективе материалы настоящего исследования могут служить основой для разработки специализированного курса для магистрантов педагогических вузов гуманитарных специальностей «Организация научного исследования в области педагогики».

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопова, А.С. Подготовка магистрантов гуманитарных факультетов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук / Акопова А. С. - Ростов-на-Дону, 2005. - 214 с.

2. Колдина, М.И. Подготовка к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Колдина М.И. -Нижний Новгород, 2009. - 156 с.

3. Лукашевич, О.Н. Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Лукашевич О.Н. - Карачаевск, 2002. - 188 с.

4. Миняжова, Ю.И. Формирование научно-методологической компетентности студентов-магистрантов технического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Миняжева Ю.И. -Москва, 2010. - 209 с.

5. Никитина, Е.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения : дис. ... канд. пед. наук / Никитина Е.Ю. - Новокузнецк, 2007. - 198 с.

6. Прохорова, Е.В. Реальное состояние осведомлённости магистрантов в научноисследовательской деятельности / Е.В. Прохорова // Наука и образование. Вып. 8 / под ред. О.Я. Чебыкина, А.М. Богуш. - Одесса : Пивд. научн. центр НАПН Укр. ун-та, 2011. - С. 112.

REFERENCES

1. Akopova, A.S (2005), Preparation of master students of humanities departments for research activity in foreign language courses, dissertation, Rostov, Russian Federation.

2. Koldina, M.I. (2009), Preparation for scientific research activity of future teachers in professional studies, dissertation, Nizhniy Novgorod, Russian Federation.

3. Lukashevich, O.N. (2002), Scientific research activity as a mean of students’ development of creativity in the educational system of pedagogical establishment, dissertation, Ka-rachaevsk, Russian Federation.

4. Minyazheva, U.I. (2010) Formation of scientific and methodological competence of master students in technical establishment, dissertation, Moscow, Russian Federation.

5. Nikitina, E.U. (2007) Formation of students’ ability to research activity in pedagogical establishments by means of problem-oriented education, dissertation, Novokuznezk, Russian Federation.

6. Prokhorova, E.V. (2011), “Real state of awareness of candidates for the master’s degree of competence in research activity”, Science and education, Vol.8, pp.112

Контактная информация: pr.elena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2012.

УДК 796.83

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ БОКСА

Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Сергеевич Домащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Сергеевич Харатов, старший преподаватель, Государственный университет управления (ГУУ), Москва

Аннотация

Цель работы. Изучение влияния показателей физического развития и двигательных качеств, в условиях тренировочных занятий, на формирование умения боксировать на ринге.

В исследовании применялись методы: анализ специальной литературы; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; инструментальные методы (спирометрия, хронометрирование, оценка скоростно-силовых показателей, видео, фото-съемка). Испытуемыми были 35 студентов: 20 юношей и 15 девушек, студенты первого, второго курса Государственного университета управления, занимающихся в секции бокса, в свободное от учебы время. На начальном этапе, были обследованы по 23 тестам, 10 из которых не исключали элемент упражняемости, определяющим показатели физического развития, уровень развития основных бойцовских качеств, необходимых для дальнейшего формирования умения боксировать, а также специфических свойств организма для работы в условиях кислородного долга. Обследование проводилось для выявления показателей, необходимых для постановки акцентированного удара на основе мышечно-двигательных восприятий.

Основные результаты. Выявленные показатели составили основу для дальнейшего определения влияния умения дифференцировать мышечные усилия к чувству дистанции в боксе. Это позволило в дальнейшем сделать вывод о том, что показатели, характеризующие способность к нанесению акцентирующего удара могут развиваться на начальном этапе подготовки. Обоснованием выбора является также утверждение и экспериментальное обоснование фактов, доказывающих, что статическая выносливость дыхательных мышц прямо связана с успешностью наносить достаточно мощные и точные удары в процессе наступающего утомления. На заключительном этапе исследования решалась задача экспериментального обоснования сформированной двигательной готовности и оценок, полученных в поединках на внутривузовских соревнованиях. Результаты исследований изложены в виде сравнительного анализа исследуемых показателей, сгруппированных по времени проведения, а также сопоставления данных студентов с большей и меньшей степенью способности к овладению навыком боксерского поединка.

Ключевые слова: физические способности, функциональные возможности, перенос двигательных качеств, формирование элементов двигательной готовности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p139-143 CHARACTERISTICS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL AND SPECIFIC QUALITIES AMONG THE STUDENTS MASTERING BOXING

Dmitry Aleksandrovich Rajevski, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Valery Sergeevich Domashenko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Vladimir Sergeevich Haratov, the senior teacher,

State University of Management, Moscow

Annotation

Work purpose. Studying of influence of indicators of physical development and motive qualities, in the conditions of training occupations, on formation of ability to boxing on a ring.

The research applied the following methods: analysis of special literature; pedagogical supervi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.