УДК 378.126 ББК 74.58 У-34
Узденова Алина Алиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т.: e-mail: [email protected].
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ
(рецензирована)
В статье рассматривается научно-исследовательская практика в магистратуре, определяются ее цели и задачи, раскрываются условия ее организации и значимость в системе формирования исследовательской компетентности студентов.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, научно-исследова-тельская
практика, магистерская подготовка, научно-исследовательская деятельность магистранта, профессиональная компетентность учителя.
Uzdenova Alina Alievna, Candidate of Pedagogy, assistant professor, head of the Department of Pedagogy and Pedagogical Techniques of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliyev, tel.: e-mail: [email protected].
SCIENTIFIC - RESEARCH PRACTICE AS A COMPONENT OF THE SYSTEM OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE IN MAGISTRACY STUDENTS
(reviewed)
This article considers the research practice in the magistracy, its goals and objectives have been determined, conditions of its organization and its prominence in the formation of research competence of students have been disclosed.
Keywords: research competence, research practice, master training, scientific and research activities of a student, professional competence of teachers.
Модернизация современного профессионального образования и инновационные процессы в науке и практике требуют от выпускника высшей школы принципиально новых компетенций, способностей и социокультурного опыта, которые позволили бы ему стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг на основе владения методами исследования современного рынка образовательных услуг и образовательных запросов личности. В связи с этим актуализируется проблема формирования исследовательской компетентности студентов.
Основываясь на сравнительном анализе зарубежной и отечественной литературы А.В. Баранников выделяет исследовательскую компетентность в качестве ключевой. Многие исследователи отождествляют исследовательскую компетентность с методологической (А.В. Хуторской, П.И. Третьяков, Г.С. Саволайнен). И.В. Загвязинский среди базовых компетенций в педагогической сфере наряду с методической выделяет исследовательскую компетентность.
Исходя из существующих в педагогической науке подходов к трактовке понятия «исследовательская компетентность», можно заключить:
- исследовательская компетентность является составной частью профессиональной компетентности;
- представляет собой совокупность качеств личности;
- подразумевает владение исследовательскими знаниями, умениями и навыками;
- предполагает готовность к осуществлению исследовательской деятельности и внедрению результатов исследований в свою практическую работу.
С этой точки зрения, на наш взгляд, наиболее точным является определение, сформулированное А.В. Багачук и М.Б. Шашкиной [1]. Вслед за авторами под исследовательской компетентностью будем понимать интегративную характеристику личности, предполагающую владение методологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности,
признание их ценности и готовности к их использованию в профессиональной деятельности [1].
Формирование исследовательской компетентности будущих педагогов осуществляется на протяжении всего периода их обучения как в бакалавриате, так и в магистратуре. Однако, именно в магистратуре формируются в полной мере такие составляющие исследовательской компетентности, как способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки [2].
Магистр - это уже высококвалифицированный аналитик или исследователь, который должен владеть арсеналом специальных методов анализа, методологией научного исследования. Процесс формирования исследовательской компетентности магистрантов в вузе включает в себя не только выполнение и защиту студентом магистерской диссертации, но и изучение специальных учебных курсов и программ научно-исследовательского характера, принятие будущим специалистом норм и этики научной деятельности. Особое место в учебных планах магистерских образовательных программ отведено такому виду работы как научноисследовательская практика. Она является частью сложной многокомпонентной систему формирования исследовательской компетентности студентов в магистратуре.
Целью научно-исследовательской практики в магистратуре является развитие исследовательской компетентности магистранта посредством овладения умениями практического применения знаний в педагогической области и методами поиска, обработки, использования научной информации. В качестве основных задач научно-исследовательской практики магистрантов можно выделить следующие:
- овладение навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области высшего образования;
- формирование умения использования различных методов научного познания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- формирование умения решать научно-исследовательские задачи с использованием современных методов психолого-педагогических исследований;
- овладение современными методами сбора, обработки и использования научной информации по исследуемой проблеме при помощи современных технологий;
- формирование умений использования достижений смежных наук в педагогических исследованиях по проблеме высшего педагогического образования;
- формирование навыков создания научного текста с учетом его формальных и содержательных характеристик по результатам самостоятельного исследования проблем высшего образования.
Научно-исследовательские практики организуются в соответствии с профилем магистерской программы и нацелены на формирование требуемых компетенций магистрантов. При проведении практики учитывается индивидуальная образовательная траектория, тема магистерской диссертации, а также вид профессиональной деятельности, избранной магистрантом. Практика включает выполнение магистрантом перечня заданий по профилю его будущей деятельности. Она нацелена на изучение, сбор, обработку и систематизацию материалов для написания магистерской диссертации. В связи с этим конкретная рабочая программа прохождения практики должна быть составлена индивидуально каждым магистрантом совместно с руководителем магистерской диссертации с учетом ее темы, базы практики и данной программы.
Задание, выполняемое магистрантом, носит индивидуальный характер, так как зависит непосредственно от темы магистерской диссертации. Деятельность магистранта во время прохождения научно-исследовательской практики предполагает: осуществление программы научного исследования по рабочему плану исследования; подготовку библиографии по проблеме, исследуемой в магистерской диссертации; подготовку отчета по результатам научноисследовательской практики, доклада для выступления на научно-практических конференциях и статьи для публикации в научно-педагогических изданиях; выступление на итоговой конференции по результатам практики.
В процессе научно-исследовательской практики студенты знакомятся с основными
понятиями научно-исследовательской работы, изучают проблемы современного образования, используя разнообразные эмпирические методы (интервью, анкетирование, опрос, рефлексия), создают банк проблем. Магистранты в ходе практики уточняют тему собственного исследования, определяют противоречия, на разрешение которых направлено исследование. Особое место занимает изучение организации библиографического поиска литературных источников по исследуемой проблеме: работа с каталогами, знакомство с библиографическими,
информационными, реферативными изданиями; ретроспективной библиографией, диссертациями. Для магистранта важно определить этапы работы над рукописью диссертации, которые включают в себя: знакомство с композицией диссертационного исследования, определения актуальности, новизны, практической значимости исследования, уточнение формулировки цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования, построение нити исследования через формулирование выводов по главам, сопряжения введения, выводов по главам и заключения. В ходе такой работы студент знакомится с приемами изложения научных материалов: строго последовательным, целостным приемом, выборочным; языком и стилем диссертации: формально-логическим способом изложения материала, использованием научной терминологии, фразеологией научного исследования, грамматическими особенностями научной речи. Магистрант должен владеть приемами организации научного исследования, ознакомиться с методами обработки исследовательского материала, научиться анализировать полученные результаты и представлять, например, на научно-практических конференциях. Важное место в становлении исследователя занимает ознакомление с научными школами педагогов выпускающей кафедры и вуза в целом.
Особое значение в проведении научно-исследовательской практики магистрантов имеет роль научного руководителя. В его обязанности входит участие в установочной и итоговой конференциях; оказание помощи в формулировке исследовательской задачи, подборе базы для проведения эксперимента; организация совместной деятельности студента и педагогического коллектива; консультации студентов по содержанию и организации экспериментального обучения; посещение и анализ экспериментальных занятий; помощь в выборе способов обработки и представления полученных данных; консультации для подготовки доклада и написания научных статей, рецензирование статей; участие в заседании кафедры по результатам практики, выставление итоговой отметки.
При итоговой оценке научный руководитель учитывает следующие критерии: адекватность отбора экспериментального материала, методов исследования; соответствие всех видов эксперимента теме, объекту, предмету, цели, задачам и гипотезе исследования; самостоятельность проведения экспериментальной работы; обобщенность, достоверность и практическую значимость полученных результатов; умение представить полученные данные в грамотном научном и речевом оформлении. Особое внимание следует обратить на критерии оценивания работы магистранта по результатам научно-исследовательской практики. Отметка «отлично» выставляется, если студент: адекватно определил методы исследования, отобрал материал для его проведения; самостоятельно провел экспериментальную работу; получил и обобщил результаты, характеризующиеся научной новизной, достоверностью и практической значимостью; сумел грамотно представить полученные данные (в статье, на конференции). Отметка «хорошо» выставляется, если студент: при определении методов исследования, отборе материала для его проведения допускал отдельные неточности; вполне самостоятельно провел экспериментальную работу; получил и с небольшой помощью обобщил результаты, характеризующиеся научной новизной, достоверностью и практической значимостью, сумел грамотно представить полученные данные после незначительного редактирования
преподавателем. Отметка «удовлетворительно» выставляется, если студент: не вполне адекватно определил методы исследования, отобрал материал для его проведения; провел экспериментальную работу с недостаточной долей самостоятельности; получил и обобщил результаты, не характеризующиеся научной новизной, не смог их обобщить; не сумел самостоятельно представить полученные данные (в статье, на конференции). Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если студент: неадекватно определил методы
исследования, неверно отобрал материал для его проведения; не проявил самостоятельности в организации и проведении экспериментальной работы; получил результаты, не характеризующиеся научной новизной, достоверностью и практической значимостью, не
представил полученные данные (в статье, на конференции); выполнил не все виды запланированной работы.
Вариативность форм и заданий на научно-исследовательскую практику способствует параллельному развитию всех уровней компетентностей будущего магистра, в том числе и исследовательской, формированию индивидуального стиля научно-исследовательской деятельности.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "Магистр") (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. №35).
2. Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2006. 240 с.
References:
1. Federal State Educational Standard of higher professional education in the direction of preparation 050100 Pedagogical education (qualification (degree) “Master”) (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 14, 2010 N 35).
2. Shashkina M.B., Bagachuk A.V. Formation of research activity of students of a pedagogical institute in the conditions of implementation of a competence approach. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 2006. 240 p.