Научная статья на тему 'Изучение педагогических условий подготовки магистрантов направления специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия» к осуществлению проектноисследовательской деятельности'

Изучение педагогических условий подготовки магистрантов направления специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия» к осуществлению проектноисследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2345
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛОГОПЕДА / RESEARCH COMPETENCE OF A SPEECH THERAPIST / ГОТОВНОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Е. Ф.

В статье дано обоснование логики определения понятия, структуры и содержания исследовательской компетентности будущего учителя-логопеда и уровня ее сформированности. Автором представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение педагогических условий подготовки магистров в области логопедии к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article elaborates on the logical and scientific definition of notion, structure and contents of the research competence of a future speech therapist. It presents the results of the experimental study directed on studying of pedagogical conditions of training speech therapists at the stage of Masters degree courses to implementation project and researchoriented activity in the educational process of high schools

Текст научной работы на тему «Изучение педагогических условий подготовки магистрантов направления специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия» к осуществлению проектноисследовательской деятельности»

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ ПО ПРОФИЛЮ «ЛОГОПЕДИЯ» К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Ф. Антонова

Аннотация. В статье дано обоснование логики определения понятия, структуры и содержания исследовательской компетентности будущего учителя-логопеда и уровня ее сформированности. Автором представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение педагогических условий подготовки магистров в области логопедии к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: компетентность, исследовательская компетентность логопеда, готовность к исследовательской деятельности.

Summary. The article elaborates on the logical and scientific definition of notion, structure and contents of the research competence of a future speech therapist. It presents the results of the experimental study directed on studying of pedagogical conditions of training speech therapists at the stage of Master's degree courses to implementation project and research- oriented activity in the educational process of high schools.

Keywords: competence, research competence of a speech therapist, readiness for research activity.

155

Необходимым условием модернизации системы высшего дефектологического образования является повышение профессионального уровня педагогических кадров для работы с детьми с нарушениями развития. В условиях социально-экономических преобразований учителю-логопеду необходимо быть профессионально готовым к постоянному обновлению средств коррекционно-педагогиче-ской работы, форм и методов органи-

зации собственной деятельности, основанной на соблюдении принципов деонтологии.

Существующая сегодня в России тенденция к увеличению количества детей со стойкими нарушениями речи, свидетельствует о необходимости подготовки компетентного специалиста, выявления условий организации педагогического процесса в вузе с целью модернизации системы профессионального образования.

156

Компетентностный подход в образовании усиливает его практическую ориентированность, подчеркивая роль опыта, умения решать профессиональные задачи. В структуру компетент-ностной модели двухуровневого профессионального образования включена исследовательская компетентность.

Несмотря на различия в определениях, авторы понимают исследовательскую компетентность как интегратив-ное качество личности, определяющее готовность и способность к осуществлению в той или иной форме исследовательской деятельности (В.Г Сотник, Т.А. Дубровской, С.Н. Скарбич А.А. Ушакова, Е.В. Феськовой и др.).

Одним из путей формирования исследовательской компетентности у студентов является проектная деятельность (Я.В. Кривенко, В.Г. Сотник). Особенность образовательных целей по формированию исследовательской компетентности состоит в том, что она присваивается не в виде готового набора действий, а в процессе самостоятельного выполнения исследовательских проектов.

Целью обучения магистров в области логопедии является подготовка педагога-исследователя, владеющего методологией научного исследования и способного к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Повышение эффективности логопедического воздействия зависит от уровня готовности выпускников к осуществлению научно-педагогических исследований, направленных на раскрытие механизмов сложных форм речевой патологии, изучения речевых нарушений при различных видах ди-зонтогенеза, поиска рациональных путей предупреждения и устранения речевых нарушений. В русле современ-

ной образовательной парадигмы требуется уже не просто включение исследовательских методов в программу подготовки специалиста, а целенаправленная работа по формированию и развитию культуры исследовательской деятельности, способности к ее проведению на протяжении всей жизни.

В инновационном содержании высшего профессионального образования в логопедии обозначены требования к овладению научно-исследовательской педагогической деятельностью:

1) овладение фундаментальной научной базой;

2) овладение методологией научного исследования, современными информационными технологиями;

3) способность к самостоятельной научно-исследовательской педагогической деятельности [1, с. 6].

Анализ разработок по моделированию профессиональной деятельности педагога (Ю.Г Татур, В.И. Байденко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) и инновационного содержания высшего профессионального обучения (ВПО) в логопедии (Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова, Ю.Ф. Гаркуша) позволил нам определить исследовательскую компетентность будущего учителя-логопеда как интегративную готовность личности к реализации опыта исследовательской деятельности, как совокупность знаний фундаментальной научной базы, владения методикой и технологией научно-педагогического исследования, а также мотива-ционно-рефлексивной направленности личности на самостоятельный научно-исследовательский поиск в области совершенствования теории и практики логопедии.

Следуя идеям И.А. Зимней, И.С. Фиш-мана, Г.Б. Когана, Е.Я. Голуб, форми-

Преподаватель XX

1 / 2013

рование исследовательской компетентности у студента необходимо осуществлять в двух направлениях: формирование готовности к исследовательской деятельности и реализация опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

В понимании К. К. Платонова готовность - субъективное состояние личности, считающей себя способной, подготовленной и стремящейся к выполнению деятельности. Рядом ученых готовность понимается как предпосылка целенаправленной деятельности, потенциальная функциональная настроенность на решение задач и рассматривается в трех аспектах: мотива-ционном, когнитивном и деятельност-ном. Это обеспечивает ориентировку в предметном содержании исследования и планирование процесса и результата деятельности (М.И. Дьяченко, Н.Я. Кон-тарович, Н.Д. Левитов, В.А. Минжери-кова, Е.Ю. Никитина).

Сам процесс и результат деятельности по созданию субъективно нового включает применение студентами усвоенных знаний, практических умений и актуализацию личностных качеств и рассматривается как опыт исследовательской деятельности. Формирование исследовательской компетентности связано как с присвоением знаний и способов деятельности, так и с получением собственного опыта и рефлексией над ним. Оценка уровня сформированно-сти исследовательской компетенции как освоенного опыта осуществляется в двух направлениях: ориентировочном и исполнительском.

Присвоение всех составляющих обеспечит конструирование логики научно-педагогического исследования (В.И. Загвязинский): 1) общий замы-

сел и планирование программы исследования; 2) реализация плана исследования; 3) получение, анализ и оценка результатов работы [2, с. 146].

Структуру исследовательской компетентности ученые рассматривают через взаимосвязь ее компонентов различной функциональной направленности. Мы представляем обобщенный комплекс компонентов исследовательской компетентности, являющихся одноименными критериями ее оценки по функциональным показателям.

1. Мотивационно-рефлексивный -мотивационная готовность к проведению научно-педагогических исследований и достижению результата; осознание важности собственной исследовательской деятельности; способность к самооценке, самоанализу, к саморазвитию.

2. Информационно-когнитивный, включающий: знание и понимание всех дидактических единиц, относящихся к исследовательской деятельности как процессу познания (тезаурус педагогического исследования); способность добывать, анализировать и обобщать информацию разного вида и использовать ее в проблемных ситуациях; готовность к прогнозированию и планированию теоретической и практической исследовательской деятельности в русле актуальных проблем логопедии.

3. Операционно-технологический -овладение методологией научного исследования; овладение алгоритмом и технологией научного исследования.

4. Результативно-деятельностный компонент - опыт проявления исследовательской компетентности, самостоятельное изучение научно-педагогической проблемы, получение ре-

157

158

зультата исследования, способ решения исследовательской задачи.

Изучение процесса формирования исследовательской компетентности в вузе может рассматриваться как механизм формирования исследовательской компетенции студентов-логопедов.

Цель экспериментального исследования состояла в изучении педагогических условий подготовки логопедов по магистерской программе «Образование лиц с нарушениями речи» к осуществлению исследовательской деятельности в образовательном пространстве вуза.

Экспериментальная работа проводилась на базе Московского педагогического государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске и Северодвинске. В эксперименте приняли участие преподаватели, бакалавры 3-х курсов и магистры. Выбор такого контингента испытуемых обусловлен этапом их исследовательской деятельности для выявления динамики готовности к исследованию.

Реализация задач экспериментального исследования осуществлялась в двух направлениях.

Первое направление предполагало изучение существующей практики подготовки студентов к осуществлению научно-педагогических исследований в вузе на основе анализа нормативной и программно-методической документации, регламентирующей научно-исследовательскую деятельность студентов.

Второе направление предполагало выявление уровней готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельности.

В ходе проведения данного этапа экспериментальной работы были ис-

пользованы следующие методы исследования:

1) теоретический анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) к цели, содержанию, условиям формирования исследовательской компетенции;

2) экспертиза наличия и содержания учебно-методической документации: положения о НИРС, плана НИРС, программ педагогической практики, методических рекомендаций для самостоятельной и исследовательской работы студентов;

3) анкетирование студентов и преподавателей: предлагался комплекс вопросов без вариантов ответа, требующий обобщенных знаний; затем - с вариантами выбора ответов, для оценки представления студентов о научном исследовании; далее - перечень вопросов для изучения рефлексии и самооценки студентами своей готовности к исследовательской деятельности и для объективной оценки исследовательской готовности студентов преподавателями. Основным критерием оценки ответов студентов была степень обобщения и полноты знаний.

Первое направление. Изучение существующей практики подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности позволило сделать следующие выводы.

Возможность и необходимость выделения исследовательской компетенции как ключевой и профессиональной на уровне ВПО подтверждена перечнем ключевых компетенций, представленном в ФГОС ВПО III поколения.

Одним из видов профессиональной деятельности по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование квалификация

Преподаватель

1 / 2013

«бакалавр» ФГОС ВПО определена исследовательская деятельность. Способность применять методы теоретического и экспериментального исследования отнесена к общекультурной компетенции. Обозначенный перечень профессиональных задач в исследовательской деятельности касается умений работы с информацией, навыков методической и коррекционно-развивающей деятельности.

Для квалификации «магистр» ФГОС ВПО предусматривает самостоятельную организацию и проведение научного исследования. Предполагается формирование навыков научно-исследовательской деятельности в рамках изучения отдельных дисциплин, научно-исследовательской практики, индивидуальной работы по написанию магистерской диссертации.

Организация системы НИРС зафиксирована в ряде отчетных документов. Работа проблемных групп осуществляется по плану кафедры. Руководство НИРС научными руководителями соответствует требованиям, что отражено в индивидуальных и кафедральных отчетах. Однако не обеспечена направленность НИРС на длительное мотивированное решение выбранных студентом исследовательских задач ввиду частой смены научного руководителя и темы исследовательской работы, что снижает стимул к ней.

Анализ протоколов научно-практических конференций и семинаров выявил ограниченность участия в них бакалавров: контингент участников распределен следующим образом - бакалавры (20%); магистранты: 1-й год обучения -(25%); 2-й год обучения - (55%).

Анализ должностной инструкции логопеда показал, что овладение научно-исследовательской деятельностью

не включено в чистом виде, однако ряд требований к знаниям-умениям-навыкам логопеда предполагает наличие опыта научно-исследовательской деятельности. Поэтому включение исследовательской компетентности как ключевой в перечень профессиональной компетентности логопеда не является совершенно новым направлением подготовки специалиста, в частности:

• систематически повышать профессиональную квалификацию;

• владеть современными педагогическими технологиями и применять их в практической деятельности;

• уметь решать педагогические задачи с различной по уровню развития речевой функциональной системой воспитанников.

В ходе изучения программ педагогической и исследовательской практик было выявлено наличие задачи -«стимулировать интерес к научно-исследовательской работе и развивать умения ее проведения» - при отсутствии разработанного программно-методического обеспечения для ее реализации в ходе практики, отсутствии формы отчетности.

Таким образом, в нормативной, методической и отчетной документации вуза отсутствует эксплицитно представленный содержательный компонент осуществления исследовательской проектной деятельности.

Второе направление. В соответствие с низкими, средними и высокими результатами анкетирования, можно распределить студентов как готовых к исследовательской деятельности на репродуктивно-подражатель-ном, продуктивно-отобразительном, поисково-исследовательском уровнях.

Уровневое распределение результатов обследования готовности сту-

159

160

дентов к исследовательской деятельности, показало, что большинство студентов бакалавриата (49%) имеют средний продуктивно-отобразитель-ный уровень исследовательской готовности, 31% - низкий репродуктив-но-подражательный уровень и лишь у 20% учащихся отмечен высокий поисково-исследовательский уровень.

Для магистрантов характерна следующая уровневая градация: у большинства студентов выявлен продуктив-но-отобразительный уровень (41%), у 22% - репродуктивно-подражательный уровень и у 37% учащихся - поисково-исследовательский уровень исследовательской готовности.

Качественный анализ результатов позволил выявить следующие особенности.

Бакалавры показали более высокий уровень развития мотивационно-рефлексивного компонента готовности. Личностная готовность к проведению научно-педагогических исследований и направленность на результат у бакалавров в 1,1 раза выше, чем у магистрантов.

При выборе варианта ответа на вопрос о значении научно-исследовательской деятельности в вузе большинством магистрантов (84%) отмечено повышение продуктивности усвоения учебного материала и творческого применения его на практике. Для бакалавров первостепенным значением обладает функция формирования современного научного стиля мышления (50%).

Интересен тот факт, что у магистров, имеющих опыт исследовательской деятельности, снижена субъективная оценка своих знаний и умений, меньше уверенности в своей готовности к исследованию: 68% позитивных

ответов в целом. А у студентов бакалавриата уровень представлений о своей информационной готовности к исследовательской деятельности значительно выше и в целом соответствует 75%.

Магистрантами показаны лучшие результаты по овладению информационно-когнитивным компонентом исследовательской готовности. Закономерны их представления о требованиях к организации и оформлению научных работ, что обусловлено опытом исследовательской деятельности: 88% и 12% положительных ответов у учащихся магистратуры и бакалавриата соответственно.

Уровень понимания теоретических основ методологии, методики и технологии научно-педагогического исследования выше у магистрантов (76%), чем у бакалавров (35%). Понимание старшекурсниками характерных особенностей научного исследования превалирует в 1,1 раза по каждой позиции.

При выборе методологической основы научного исследования в области логопедии большую распространенность получил ответ: «нейролинг-вистическое учение о речевой деятельности», который дали 65% студентов 1-й образовательной ступени и 68% 2-й ступени. Только один магистрант выделил все основополагающие учения.

К исследовательским умениям студентами были отнесены диагностические, работа с литературой, методологическая культура (80% третьекурсников и 92% магистров, что является высоким уровнем выполнения). Разница составила 1,15.

На основе сравнительного анализа субъективно-оценочных представлений студентов своих функциональных

Преподаватель ^

1 / 2013

возможностей в процессе исследовательской деятельности и объективного мнения преподавателей выявлено своеобразие операционно-технологиче-ской готовности студентов к научному исследованию. Высокий уровень овладения алгоритмом и технологией научного исследования достигнут 20% магистров, средний уровень - 43%, а низкий показан 37%. Для большинства студентов бакалавров характерен низкий уровень (45%), средний уровень у 40% испытуемых, высокий уровень достигнут 15% студентов.

Анализ результатов анкетирования преподавателей позволил заключить, что, несмотря на преобладание у студентов среднего уровня информационно-когнитивной и операцион-но-технологической готовности к исследованию, большинство студентов склонны занимать пассивную позицию в процессе исследования, прибегать к репродуктивному и продуктивно-отобразительному способам решения исследовательских задач.

Рассматривая педагогические условия формирования исследовательской компетентности в вузе, мы обнаружили ряд противоречивых особенностей.

Документация, регламентирующая НИРС, на практике не обеспечивает достижения студентами высокого уровня исследовательской компетентности. Изучение основ исследовательской деятельности в рамках одного образовательного курса формирует отношение студентов к на-учно-педа гогическому исследованию

как к трудновыполнимои задаче, а не цели и результату образования. Отсутствие системной организации ис-следовательскои деятельности в вузе затрудняет понимание студентом роли, значения, цели исследования, закрепляя формальное, немотивированное отношение к ней. При высоком уровне операционно-технологи-ческих умений у студентов наблюдается низкий уровень аналитических способностей в теории и практике научных исследований.

В процессе изучение условий подготовки магистров к проектно-иссле-довательской деятельности были выявлены противоречия между требованиями документации, регламентирующей НИДС и декларирующей ее важность по направлению магистратуры, и ограничением эксплицитной характеристики проектной деятельности. Это обуславливает необходимость разработки структурно-динамической модели формирования проектно-ис-следовательской деятельности в системе двухуровневого образования будущих учителей-логопедов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

2. Инновационное содержание высшего профессионального образования в логопедии: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Бабиной, Л.И. Беляковой, Ю.О. Филатовой. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. - 212 с. ■

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.