дискуссия
журнал научных публикаций
Л.П. Качалова, доктор пед. наук, профессор, кафедра управления в социально-экономических системах, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ МАГИСТРАНТОВ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Одной из важнейших задач современной педагогической науки является проблема повышения качества высшего профессионального образования, которое предполагает становление интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией саморазвития, выработку способов самостоятельной деятельностии стиля мышления, формирование профессиональных качеств личности, определение индивидуального смысла жизни в процессе профессионального образования. Этим обусловливается необходимость формирования исследовательской компетенции магистрантов как одной из важных характеристик личности профессионала. В связи с этим возникает необходимость определить структурный состав данного феноменаи выявить его компоненты. Среди них автор выделяет следующие: мотивационно-ценностный, когнитивный, действенно-операционный, рефлексивно-регулировочный. В статье представлена характеристика каждого из них. Выделенные компоненты исследовательской компетенции обосновываются тем, что в их содержательном структурировании должны учитываться личностные свойства, виды деятельности, мотивы глубокого проникновения в сущность объекта исследования, что придает целостность исследовательской компетенции магистрантов. Указанные компоненты дают основание говорить, что исследовательская компетенция считается интегра-тивным качеством личности, содержательное наполнение которой выражено в совокупности интересов, ценностных ориентаций, исследовательских знаний, умений и навыков, готовности к исследовательской деятельности. В этом случае, подчеркивает автор, магистрант демонстрирует способность и готовность к решению исследовательских задач, личностное усвоение исследовательских умений для осуществления профессиональной деятельности, владение методологией организации и проведения самостоятельного научного исследования.
Ключевые слова: исследовательская компетенция, компоненты исследовательской компетенции магистранта, познавательная активность, самостоятельность, целеполагание, научная деятельность, умения и навыки исследовательской работы.
В современных условиях многоуровневого образования, когда вузовская подготовка специалиста на разных ступенях (бакалавриат, магистратура) решает различные задачи, безусловно, следует принять во внимание то, что магистр ориентируется на научно-исследовательскую, конструкторскую, преподавательскую или же руководящую деятельность. Формирование его исследовательской компетенции становится необходимым и неотъемлемым условием.
Социально-педагогический, научно-теоретический и методический уровень
актуальности формирования исследовательской компетенции магистрантов обусловлен противоречиями, одним из которых является неустоявшееся определение дефиниции «исследовательская компетенция» и ее структурного содержания. Разрешение данного противоречия определяет проблему, связанную с требованием формирования исследовательской компетенции магистрантов: магистранты должны обладать не только способностью ориентироваться в потоке научных информационных материалов, но и уметь преобразовывать
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
их в систему знаний и навыков, обусловливающих возможность на научной основе решать возникающие учебные, профессиональные задачи.
Исследовательская :
деятельность магистрантов — это неотъемлемая часть их подготовки, направленная на развитие общекультурных и профессиональных компетенций. Специфичность исследовательской компетенции в том, что она является следствием саморазвития личности, вбирающего САМОпро- :
цессы (самопознание, саморегуляцию, самовоспитание и пр.). Исследовательская компетенция, организуя себя как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, не формируется стихийно, это процесс целенаправленного, закономерного становления способностей, развития умений и навыков целеполагания, целевыполнения в исследовательской деятельности, которую характеризует целостность самоорганизации и синтез деятель-ностного и личностного опыта магистранта.
Анализ имеющихся исследований (И.А. Зимняя, В.И. Байденко, И.А. Федорова, А. Чучалин и др.) позволил выделить и обосновать структурный состав исследовательской компетенции1.
Исследователи единогласны во взглядах на такой важный компонент, как мо-тивационный, связанный со сформиро-ванностью интереса к исследовательской деятельности как индивидуальной, так и групповой, потребностью в этой деятельности и направленно- -стью на достижение ее результатов. Большое значение придается информационному компоненту, который обосновывается умением добывать и обрабатывать информацию, способностью работать с современной компьютерной, мультимедийной и иной техникой2.
Когнитивную составляющую в структуре исследовательской компетенции образуют
Магистранты должны обладать не только способностью ориентироваться в потоке научных информационных материалов, но и уметь преобразовывать их
в систему знаний и навыков, обусловливающих возможность на научной основе решать возникающие учебные и профессиональные задачи.
Специфичность исследовательской компетенции в том, что она является следствием саморазвития
личности, вбирающего САМОпроцессы (самопознание, саморегуляцию, самовоспитание и пр.).
умения применить приобретенные познания в различных нестандартных жизненных ситуациях. Она обусловлена системой знаний об исследовательской деятельности, ее нормах и ценностях в современном обществе3 и является ключевой составляющей познавательной активности.
Для определения содержательного наполнения структуры исследовательской компетенции принципиально важно исходить из того, что она конкретизируется в определении как совокупности взаимосвязанных характеристик личности, включающих в себя:
— устойчивую мотивацию и высокие морально-этические ценности;
— личностные качества (настойчивость, упорство, ответственность);
— научные, методологические и правовые знания;
— исследовательские способности и умения (когнитивные, предметные, технологические, коммуникативные, организационные, проектировочные, творческие);
— опыт известных и творческих способов, креативных методик исследовательской работы.
Вышеназванные свойства и их характеристики позволили нам выделить структурные компоненты исследовательской компетенции магистрантов: мотивационно-цен-ностный, когнитивный, действенно-операционный, рефлексивно-регулировочный. В их содержательном структурировании должны учитываться личностные свойства, - виды деятельности, мотивы глубокого проникновения в сущность объекта исследования, что придает целостность исследовательской компетенции магистрантов.
Мотивационно-ценностный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений магистрантов к окружающему миру, реальности, людям, самим себе, соб-
дискуссия
журнал научных публикаций
ственным возможностям4. Данный элемент в структуре исследовательской компетенции демонстрирует потребность в познавательной активности, способность к преодолению когнитивных барьеров, самостоятельность в принятии решений и их оценки, а также выявляет ценностные ориентации, определяемые магистрантами в ходе организации и проведения собственного теоретического и эмпирического исследования, их эмоциональное отношение к научной деятельности.
Мотивационный элемент отображает личностную значимость исследовательской деятельности и желание включиться в нее. В данном нюансе отражается познавательная и профессиональная мотивация, а также мотивация достижения успеха.
Когнитивный компонент гарантирует формирование в сознании магистрантов научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной деятельности. Для исследовательской деятельности это выражено в следующих характеристиках и свойствах:
— познание сути и технологии ведущих методов исследования;
— умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, искать предпосылки и причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
— анализировать полученные данные и формулировать выводы.
Когнитивный компонент в одном ряду с обозначенными свойствами характеризует содержательную основу исследовательской деятельности, акцентирует интеллектуальные способности и возможности, необходимые для ее осуществления.
В знаниевом аспекте когнитивный компонент состоит из знания теоретических и методических основ исследовательской деятельности, логического и творческого мышления.
Действенно-операционный компонент характеризует качества, необходимые для проведения самого исследования — способность выделить и осознать проблему исследования, сформулировать цель исследования и обосновать задачи ее достижения, выдвинуть научные гипотезы. Кроме того, необходимы и такие качества, как умение структурировать материал, систематизировать имеющиеся и полученные знания, умение формулировать выводы и умозаключения, давать объяснения, доказывать и защищать собственные идеи.
Данный компонент является интегрирующим и отражает вероятность воплощения, осуществления квазипрофессиональной исследовательской деятельности и включает исследовательские умения (ориентирования, проблематизации, целепола-гания, планирования, поиска и интерпретации данных в ходе исследования), а также рефлексивность и флексибильность5.
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
Рефлексивно-регулировочный компонент характеризует сформированность у магистранта умения обосновывать избранный методический репертуар для осуществления исследования; с позиции :
рефлексии — характеризует осознанное отношение магистрантов к текущим и конечным результатам, овладение способностями к саморегуляции, вхождение в рефлексивную позицию.
Итак, целостность и действенность описанных компонентов исследовательской компетенции магистрантов выражается в результативности ее формирования: усвоении и воспроизведении теоретических знаний, анализе, обобщении и использовании научной литературы, применении научно-исследовательских методов в решении поставленной проблемы, выборе рационального и адекватного исследовательского инструментария, самостоятельном проведении исследования, оформлении результатов исследования, доказательстве правильности разрешения проблемы исследования и т. д.
Указанные компоненты в своей целостности дают основание утверждать, что исследовательская компетенция магистрантов считается интегративным качеством личности, содержательное наполнение которой выражено в совокупности мотивов, ценностных ориентаций, исследовательских знаний, умений и навыков, готовности к исследовательской деятельности.
В этом случае магистрант демонстрирует способность и готовность к решению исследовательских задач, личностное принятие исследовательских умений для осуществления профессиональной деятельности, владение методологией организации исследования, — предполагающие исследовательский уровень профессиональной деятельности и индивидуально-стилевую систему решения профессиональных задач6.
Обобщая, хотелось бы заметить, что в структуре исследовательской компетенции магистрантов могут быть выделены и другие компоненты: аксиологический, методологический, праксиологический, что побуждает к более глубокому осмыслению
Исследовательская компетенция магистрантов считается интег-ративным качеством личности, содержательное наполнение которой выражено в совокупности мотивов, ценностных ориентаций, исследовательских знаний, умений и навыков, готовности к исследовательской деятельности.
и научному обогащению исследовательской компетенции.
Успешность формирования исследовательских компетенций магистрантов зависит = прежде всего от их профессионально значимых качеств, а именно мотивации, ценностных установок к учебной и профессиональной деятельности, а также творческих и рефлексивных способностей. Становление и развитие данных качеств может быть обеспечено целенаправленной деятельностью всего педагогического коллектива по формированию исследовательской компетенции магистрантов.
V
Литература
1. См.: Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 22; Байденко В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 34-45; Чучалин А. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высшее образование в России, 2008. № 11. С. 43-47.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. С. 312.
3. Абдулова Л.Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе син-тергетического подхода / автореф. дис. канд. пед. наук, Астрахань, 2009. С. 15.
4. Борликов Г.М., Ахмеева А.Р. Основные идеи формирования исследовательских компетенций студентов колледжа. [Электронный ресурс]. URL: http:// edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/me-dia70423/04_axmeeva.pdf (дата обращения 26.02.2015)
5. Пономарчук П.Н. Развитие исследовательской компетенции у будущих юристов на младших курсах вуза / автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 24 с.
6. Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров) /дисс... док-ра. пед. наук, Волгоград, 2007. С. 12.
RESEARCH COMPETENCE OF MASTERS: STRUCTURAL AND CONTENT ANALYSIS
L.P. Kachalova, Doctor of pedagogy, Professor, the department of management in social and economic systems, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
One of the most important tasks for modern pedagogy is a problem of higher education's quality rise which supposes a formation of intellectually developed personality with positive motivation of self-development, working out of personal activities' methods, thinking ways, formation of personality's professional qualities, defining of individual sense of life in process ofprofessional education. It is conditioned by necessity of masters' research competences formation as one of the most important professional characteristic. Concerning this there is a necessity to define a structural composition of this phenomenon and expose its components. The author marks out the next elements: motivational and value, cognitive, active and operational, reflexive and regulative. The article provides the characteristics for each of them. Substantiation of the components finds confirmation that its content structure should have personal features, types of activities and motives of deep penetration in researched object's essence; all these factors provide integrity of masters' research competences. The components allow saying that research competence can be considered as integrative quality of personality the content of which is expressed in total of interests, values' orientation, research knowledge, skills and abilities, readiness to research activity. In that case the author underlines the fact that master shows ability and readiness to research tasks' solution, personal acceptance of research skills for professional activity, methodology mastery of organization and holding of personal scientific research.
Key words: research competence, components research competence of a student, cognitive activity, independence, goal setting, research, skills and research skills.
References
1. Zimniaia I.A. Kliuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaia osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaia versiia [Key competencies as an effective target basis of competence approach in education. Author version]. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 42 p.; Baid-enko V.I. Kompetentsiia v professional'nom obrazovanii (k osvoeniiu kompetentnostnogo podkhoda) [Competence in professional education (the development of competence-based approach)]. Vysshee obrazovanie v Ros-sii — Higher education in Russia, 2004, no. 11, pp. 34—45; Chuchalin A. Proektirovanie obrazovatel'nykh programm na osnove kreditnoi otsenki kompetentsii vypusknikov [Design educational programs based on the credit assessment of competencies of graduates]. Vysshee obrazovanie v Ros-sii — Higher education in Russia, 2008, no. 11, pp. 43—47.
2. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie dlia stu-dentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [Pedagogy: a manual for students of educational institutions]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1998. 512 p.
3. Abdulova L.Sh. Formirovanie issledovatel'skoi kompetentnosti studentov kolledzha na osnove sintergeticheskogo podkhoda. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The formation
of the research competence of students of the College on the basis sinergeticheskogo approach. Abstract of candidate of pedagogical sci. diss.], Astrakhan, 2009. 23 p.
4. Borlikov G.M., Akhmeeva A.R. Osnovnye idei formirovaniia issledovatel'skikh kompetentsii studentov kolledzha [The basic ideas of developing research competencies of College students.]. Available at: http:// edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/me-dia70423/04_axmeeva.pdf (accessed 26.02.2015)
5. Ponomarchuk P.N. Razvitie issledovatel'skoi kompe-tentsii u budushchikh iuristov na mladshikh kursakh vuza. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [The development of research competence of future lawyers for Junior students of the University. Abstract of candidate of pedagogical sci. diss.]. Chelyabinsk, 2012. 24 p.
6. Mitiaeva A.M. Kompetentnostnaia model' mnogourov-nevogo vysshego obrazovaniia (na materiale formirova-niia uchebno-issledovatel'skoi kompetentnosti bakalavrov i magistrov). Dis. dok-ra. ped. nauk [Competence-based model of multi-level higher education (on the material of forming the academic and research competence of bachelors and masters). Doctor of pedagogical sci. diss.]. Volgograd, 2007. 339 p.