Научная статья на тему 'Понятия и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих'

Понятия и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8634
931
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / RESPONSIBILITY / THE CIVIL SERVICE / THE EXECUTIVE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартиросян Елана Владимировна

В статье изучена актуальность вопроса юридической ответственности государственных гражданских служащих через призму юридических деликтов государственной службы. Рассмотрены актуальные вопросы функционирования системы государственной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper studied the relevance of the issue of legal liability of civil servants through the prism of legal torts of public service. Pressing questions of functioning of the civil service

Текст научной работы на тему «Понятия и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих»

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

CONCEPTS AND TYPES OF LEGAL LIABILITY OF PUBLIC CIVIL SERVANTS

Мартиросян Елана Владимировна Магистрант ЮРИФ РАНХиГС при Президенте РФ Email: Aly0nka-m@yandex .ru

Martirosyan Elana Vladimirovna

Undergraduate

YURIF RANHiGS

the President of the Russian

Federation Email: Aly0nka-m@yandex.ru В статье изучена актуальность вопроса юридической ответственности государственных гражданских служащих через призму юридических деликтов государственной службы. Рассмотрены актуальные вопросы функционирования системы государственной службы.

Ключевые слова: Ответственность, государственная гражданская служба, органы исполнительной власти.

The paper studied the relevance of the issue of legal liability of civil servants through the prism of legal torts of public service. Pressing questions of functioning of the civil service.

Tags: Responsibility, the civil service, the executive authorities.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

В процессе развития государственности в обществе складываются определенные отношения между людьми и органами власти в виде взаимных прав и обязанностей в сфере государственно-служебной деятельности. Неисполнение такого рода прав и несоблюдение нормативно-установленных отношений в системе государственной власти рассматривается как нарушение интересов государства и общества и влечет за собой социально-политическую ответственность в различных формах ее проявления: в виде политической ответственности, общественной, нравственной (моральной) и юридической.

Юридическая ответственность - высшая организационная форма принуждения, ключевой институт государственно-правового принуждения, предполагающий возможность оспаривания субъектом, в отношении которого применяется принуждение, решение компетентного органа публичной власти о применении к нему мер государственно-правового принуждения.

Государственно-правовое принуждение - это сложносоставной институт, предполагающий в целях эффективного управления не только меры юридической ответственности, но и иные меры государственно-правового принуждения, предусмотренные охранительными нормами законодательства в рамках процессуальных форм, закрепленных в законодательстве, применение которых контролируется в конечной инстанции через механизмы и процедуры привлечения к юридической ответственности[9]. Государственное принуждение - это ведущая теоретико-правовая категория юриспруденции, исследования которой не исчерпаны, а по многим подходам в российской юридической науке даже и не начинались. Прежде всего, в обобщенном изложении нуждается понятие государственно-правового принуждения. Актуальным является формирование единой научной теории государственно-правового принуждения, формирование единого собирательного образа государственно-правового принуждения на основе проведения его идентификаций с государством, правом и юридической ответственностью. [6]

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

В законодательстве, регулирующем государственную гражданскую службу, нет пояснений относительно термина «ответственность государственного гражданского служащего», также как и нет четкого определения видов этой ответственности. В пункте 3 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Именно эти виды ответственности государственной гражданской службы считаются как основные. [1]

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке. [7]

Основы дисциплинарной ответственности гражданского служащего определяются статьей 57 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая имеет соответствующее название - «Дисциплинарные взыскания». В ней указывается, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. [1]

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

Порядок применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим и их обжалования устанавливается статьей 58 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1) До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2) Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3) При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4) Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5) Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

6) Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7) Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8) Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9) Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. [1]

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Другим видом юридической ответственности гражданского служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом Рос-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

сийской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.

Административная ответственность - это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Административная ответственность является комплексом административных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами. [8]

В качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде следующих административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) дисквалификация. [2]

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители, состоящие на государственной гражданской службе, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Кодекс об административных правонарушениях регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.

Гражданско-правовая (цивилистическая) ответственность государственного служащего выражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения ли-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

бо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. [7]

Обязанность гражданского служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа, если же вред причинен имуществу физического либо юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и предъявлен иск о возмещении, то согласно статье 1069 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации. [3]

Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Наступает либо в административном порядке, либо по суду (статья 4.7 КоАП РФ). [2]

Полная материальная ответственность гражданского служащего состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ст. 243 Трудового кодекса), а именно:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если та-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

ковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Гражданский служащий обязан возместить затраты, понесенные государственным органом при направлении его на обучение за счет бюджетных средств, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении гражданского служащего за счет средств государственного органа (статья 249 Трудового кодекса РФ). [4]

Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. [7]

Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (статьи 285-293 УК РФ).

Помимо указанных в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации составов государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности и за такие виды преступлений, как отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ) должностным лицом, если эта информация непосредственно затрагивает права и свободы гражданина, а также в случае предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти дея-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

ния причинили вред правам и законным интересам граждан; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и некоторых других. [5]

За аналогичные правонарушения, не подпадающие под квалификацию уголовных преступлений, установлена административная ответственность государственных гражданских служащих. [2]

Государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей подлежит уголовной ответственности. При этом речь идет о деяниях, за которые могут быть уголовно наказаны и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же деяния подлежат более строгому наказанию. Это в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 127 - 130 УК РФ). [5]

Прямое отношение к уголовной ответственности гражданских служащих имеется такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое в соответствии со статьей 47 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, устанавливаемом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить государственного служащего специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). [5]

Ответственность государственного гражданского служащего представляет собой обширное и сложное образование. Само функциональное предназначение

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

государственной службы - быть аппаратом государственного управления и обеспечивать взаимодействие государственных органов и граждан. Каждое действие гражданского служащего или бездействие несет серьезные юридические последствия для граждан и их различных объединений.

В настоящее время становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных и региональных органов исполнительной власти. Неисполнение или нарушение государственных нормативных актов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России, в связи с чем необходимо сформировать целостную самостоятельную теорию государственно-правового принуждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30.12.2001г.// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 2 № 14-ФЗ от 26.01.1996г.// «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) № 197-ФЗ от 30.12.2001г.// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) № 63-ФЗ от 13.06.1996г.// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

6. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принужде-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

ние: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: «Эверест», 2005. - 275 с.

7. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. - М., 2007. - С. 214

8. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М., 2009. - С. 40

9. Шмалий О.В. Принципы государственной гражданской службы как административно-правового института//Бизнес в законе. 2008. №4. С.80-83

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.