УДК 373.51
Нуркенова А. С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
Нуркенова Аяна Серимжановна | a.nurkenova@yandex.ru
Аспирант
Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия
Феномен школьной неуспеваемости: нормативные, педагогические, психологические аспекты
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Аннотация. В статье кратко представлены подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме школьной неуспеваемости: ее определению, классификации и причинам. Сделан вывод о том, что неуспеваемость определяется не только отставанием по школьным предметам, но и неиспользованием учениками существующих интеллектуальных возможностей; о высоком влиянии на школьную неуспеваемость субъективных причин — психофизиологического состояния ученика и уровня его учебной мотивации — и меньшем влиянии объективных причин.
Ключевые слова: школьная неуспеваемость, академическая задолженность, интеллектуальные возможности, психофизиологическое состояние, учебная мотивация.
Проблема затруднений и неуспеваемости обучающихся школ не нова: к ней обращались и продолжают обращаться
педагоги как в отечественной, так и в зарубежной науке.
Большой вклад в исследование проблемы школьной неуспеваемости внесли советские ученые Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, А. А. Бударный, Л. И. Бо-жович, А. М. Гельмонт, Ю. З. Гильбух, В. А. Сухомлинский, В. С. Цетлин, В. Ф. Шаталов и др. В современной отечественной педагогической и психологической науках проблемой школьной неуспеваемости занимаются такие исследователи, как Н. В. Бычкова, Е. Н. Емельянова, Н. Р. Клементьева, А. П. Ковалевская, Н. Ф. Круглова, А. В. Курепина и др. Нам видится, что исследования в данной области не могут потерять своей актуальности, ведь система образования не является статичной: она меняется, и вместе с ней меняются требования, предъявляемые к ученикам, методы оценивания их деятельности; меняются и сами ученики: сегодня в школу идут совсем не те дети, которые шли в школу 20 или даже
УДК 373.51
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Нуркенова А. С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
10 лет назад. Современные ученики и сами выдвигают уже совсем другие требования к учителям и школе.
Проблема школьной неуспеваемости требует анализа и поиска путей решения, и решить ее однозначно не представляется возможным. Представляется необходимым обращение к данным статистики. По данным международного исследования, которое оценивает читательскую, математическую и естественно-научную грамотность 15-летних подростков (PISA), около 22 % учеников 7-9-х классов в России (порядка 250 тыс. человек) — потенциально не успешные, то есть имеют низкую степень грамотности по четырем исследуемым параметрам [7]. По данным научных исследований НИУ ВШЭ, уровень образовательной неуспешности в России составляет 25 %, тогда как в странах ЕС — 10 % [15].
Понятие школьной неуспеваемости законодателем не определяется. В ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлено понятие уровня образования, определяемого через совокупность требований [13]. Логично предположить, что школьная неуспеваемость связана с недостаточным уровнем образования ученика. В то же время в ст. 58 указанного выше закона упоминаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам без уважительных причин, что признается академической задолженностью. В письме Минобрнауки России от 15 сентября 2015 года встречается понятие
неуспеваемости именно в связи с разъяснениями по академической задолженности: в случае наличия неликвидированной академической задолженности после всех попыток, которые давало ученику образовательное учреждение, его могут отчислить за неуспеваемость [12]. Итак, согласно подходу законодателя, школьная неуспеваемость связана с так называемой задолженностью по какому-либо школьному предмету, нескольким предметам либо всем школьным предметам.
Не менее важно рассмотреть подходы исследователей к определению школьной неуспеваемости. Анализ работ Ю. К. Бабанского, А. А. Бударного, В. Ф. Шаталова позволяет определить неуспеваемость в общем виде как несоответствие уровня подготовки или образования конкретного субъекта образовательного процесса требованиям, предъявляемым к нему на данном этапе. По мнению Н. В. Бычковой, неуспеваемость — это прежде всего результат процесса обучения, но результат более низкий, чем требуется. А проявляется он «в суммарной, комплексной итоговой неподготовленности учеников за определенный промежуток учебного времени и в появлении недостатков общей культуры поведения» [Цит. по: 2, с. 8]. Достоинство определения, данного Н. В. Бычковой, заключается в интегрированном характере понимания неуспеваемости как процесса, на который влияют и личностные характеристики самого ученика, и внешние условия, в которых происходит процесс обучения.
УДК 373.51
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Нуркенова А. С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
По мнению Ю. П. Вавилова, «школьная успеваемость характеризуется необходимой степенью усвоения предметных знаний, навыков и умений, установленных учебной программой, и обладающих полнотой, точностью, прочностью и сознательностью» [Цит. по: 3, с. 20]. А школьная неуспеваемость — это противоположный по отношению к школьной успеваемости феномен. Таким образом, автор определяет школьную неуспеваемость через степень усвоения школьной программы. По нашему мнению, данное определение достаточно узко определяет школьную неуспеваемость, так как объясняет ее лишь недостаточным уровнем усвоения учебной программы.
В данном контексте следует согласиться с мнением Н. Р. Клементьевой, которая к школьной неуспеваемости относит не только низкий уровень знаний, не соответствующий нормативным требованиям, но и проблемы поведенческого плана [8]. Другими словами, ученик не просто отстает по уровню знаний, умений и навыков, но и зачастую прогуливает занятия, является зачинщиком конфликтов со сверстниками, отказывается от дополнительных занятий, то есть не идет навстречу учителю, классному руководителю, администрации школы.
Школьная неуспеваемость в зарубежной литературе (англ. "school failure") обычно связывается с неспособностью ученика приобрести фундаментальные знания, навыки и компетенции, которые предусмотрены учебным планом и нормативной документацией в сфере образования,
другими словами, с неспособностью ученика развивать и использовать свои собственные потенциалы [17].
Различие подходов к понятию школьной неуспеваемости может объясняться различными ее проявлениями. Ученые по-разному подходят к вопросу ее классификации. Так, А. А. Бударный связывает неуспеваемость конкретно с возможностью перевода ученика на следующую ступень (на класс выше). Автор выделяет абсолютную неуспеваемость, связанную с получением учеником отметок «2» и «1», и относительную, связанную с возможностями учеников, которыми они, в свою очередь, не могут или не желают воспользоваться, чтобы выполнить требования учителя или учебного заведения [1]. Другой ученый, А. М. Гельмонт, выделяет три вида школьной неуспеваемости по ее временному характеру: общая, или глубокая, —неуспеваемость по всему курсу обучения или по многим предметам, причем длительное время; частичная, или относительно стойкая, характеризует отставание ученика по одному-трем наиболее сложным предметам (А. М. Гельмонт относит к ним русский язык, математику и иностранный язык); эпизодическая характеризует кратковременное и преодолеваемое отставание то по одному, то по другому предмету [4]. Вызывает интерес мнение В. С. Цетлин, которая выделяет два вида школьной неуспеваемости по типу ее проявления: фиксированная неуспеваемость — пробелы в знаниях; скрытая неуспеваемость — изменение отношения учащегося к учению [14].
УДК 373.51
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Нуркенова А. С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
«Школьная неуспеваемость» и «школьные трудности» — не тождественные понятия. Так, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер и М. М. Безруких справедливо отмечают, что трудности обучения не всегда приводят к школьной неуспеваемости [5]. Школьные трудности, по мнению указанных выше исследователей, включают целый комплекс проблем ученика в школе, которые приводят к различного рода последствиям, в том числе и к неуспеваемости. В свою очередь, неуспеваемость представляет собой результат фактического снижения эффективности обучения и трудностей, которые не были выявлены или вовремя не скорректированы. Другими словами, это взаимосвязанные процессы, но проявляются они по-разному.
Противоречит этому положению мнение шведских ученых, авторов книги "Pupils' School Failure or Schools'Failure? A combined theoretical and practical model for teacher training in Europe" (пер. «Неуспеваемость учеников в школе или неуспеваемость школ? Комбинированная теоретическая и практическая модель подготовки учителей в Европе») [16]. Авторы полагают, что причины неуспеваемости не могут быть обусловлены только трудностями освоения предметов или личностью учеников, — это проблема прежде всего школы, а не индивидуума.
Мы видим, что школьная неуспеваемость — последствие воздействия определенных факторов, так как причины школьной неуспеваемости могут иметь различные основания. В первую очередь, следует
отнести к причинам школьной неуспеваемости особенности психофизиологического развития ученика. В подтверждение данного положения А. В. Курепиной приводятся следующие цифры: более 50 % учащихся имеют низкий уровень здоровья, у ряда школьников по развитию мор-фофункциональных показателей и состоянию здоровья имеются существенные отклонения от нормы, с начала 2000-х годов наблюдается рост количества учащихся с показателями наиболее низкого уровня возможностей органов дыхания и кровообращения [11]. Исследования зарубежных авторов также доказали прямую связь между состоянием здоровья учеников и их эмоциональными расстройствами, а это влечет отставание, неуспеваемость по одному-двум предметам или всем школьным предметам [18]. Нельзя не отметить, что хорошее состояние здоровья — определяющий фактор развития когнитивной сферы, которая и отвечает за интеллектуальные достижения ученика, за его школьную успеваемость, или, как называет ее Н. Ф. Кру-глова, — «умение учиться» [10]. Например, Е. Н. Емельянова приводит данные исследований нейропсихологов, которые позволяют сделать вывод о наличии функциональной незрелости структур головного мозга у 70 % детей школьного возраста [6]. Таким образом, на школьную неуспеваемость влияют особенности психофизиологического развития и состояния здоровья ученика.
В то же время не менее важную роль играют так называемые учебные мотивы. Так, А. П. Ковалевская среди причин
УДК 373.51
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Нуркенова А. С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
школьной неуспеваемости выделяет именно нежелание учиться как основную [9]. Учебная мотивация имеет свойство снижаться, а причиной этому являются различного рода неудачи в освоении школьных предметов, плохие отметки или проблемы в процессе коммуникации с учителями и одноклассниками. Все это в результате может привести к неуспеваемости ученика. По результатам опроса, проведенного А. В. Курепиной среди учеников 8-9 классов, не имеют четко сформулированных мотивов 89 % учеников [11]. Таким образом, отсутствие мотивации или низкая учебная мотивация негативно влияет на школьную успеваемость.
Нельзя не упомянуть и объективные причины, не зависящие от ученика: это и социальные, и организационно-педагогические, и другого рода предпосылки развития такого явления как школьная неуспеваемость. Например, С. Максич разделяет факторы, существенно влияющие на успеваемость учащихся в школе, на общий контекст, школьный контекст и персональные характеристики ученика [17]. Таким образом, автор выделяет отдельно так называемый «школьный контекст», под которым понимает условия, формирующиеся школой или школьным окружением, в которое входят и учителя, и одноклассники, и администрация, а также процесс обучения. Наиболее комплексный анализ объективных причин, по нашему мнению, представлен в работе А. В. Курепиной, выделившей пять групп: социальные, культурологические, организационно-педагогические, психофизиологические и здоровьесберегающие
[11]. К ним относятся и негативное влияние сверстников или семьи, и отсутствие стремления родителей развивать у ребенка потребность в учебе, и низкий уровень педагогического мастерства в школе, и высокая загруженность учеников домашними заданиями. Все это позволяет сделать вывод, что влияние негативных факторов внешнего окружения и отсутствие должных условий могут привести к школьной неуспеваемости.
Таким образом, анализ подходов к феномену школьной неуспеваемости позволяет сделать следующие выводы. С точки зрения законодателя, она связана с так называемой академической задолженностью, то есть неудовлетворительным результатом аттестации ученика по предмету или нескольким предметам. Большинство авторов связывает понятие школьной неуспеваемости также с неиспользованием учениками тех возможностей, которые у них есть, прежде всего интеллектуальных. Авторы предлагают различные подходы к классификации школьной неуспеваемости: по степени и типу ее проявления, по временному характеру. Школьная неуспеваемость может иметь долговременный и даже постоянный характер, а может проявляться эпизодически, и в данном случае учителям, родителям важно вовремя отреагировать на данный факт. Среди причин школьной неуспеваемости выделяются индивидуальные факторы — это состояние здоровья, развитие когнитивной сферы, морфофункциональных показателей, с одной стороны, и развитие эмоциональной сферы, учебной мотивации,
УДК 373.51
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Нуркенова А. С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
потребностей в интеллектуальном труде — с другой. По нашему убеждению, ученик, имеющий высокую мотивацию, имеет все шансы достичь высоких результатов вопреки любым объективным причинам, которые в ее отсутствие могут привести к школьной неуспеваемости.
Список литературы
1. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бударный Анатолий Александрович. — М., 1965. — 32 с.
2. Бычкова, Н. В. Способы преодоления неуспеваемости учащихся подросткового возраста на занятиях в школьном центре консультирования: авто-реф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Бычкова Наталья Владимировна. — Брянск, 2004. — 24 с.
3. Вавилов, Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников/Ю. П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 19-24.
4. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А. М. Гельмонт. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. — 92 с.
5. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. — М.: Владос, 2000. — 143 с.
6. Емельянова, Е. Н. Школьная неуспеваемость: диагностика причин,
«работа над ошибками» / Е. Н. Емельянова. — М.: Эксмо, 2010. — 125 с.
7. Ивойлова, И. Международное исследование показало, сколько в России неуспешных учеников [Электронный ресурс] / И. Ивойлова // Российская газета. 08.02.2020. — URL: https:// rg.ru/2020/02/08/mezhdunarodnoe-issledovanie-pokazalo-skolko-v-rossii-neuspeshnyh-uchenikov.html (дата обращения: 05.08.2021).
8. Клементьева, Н. Ф. Педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Клементьева Наталья Рудольфовна. — Челябинск, 1999. — 172 с.
9. Ковалевская, А. П. Феномен неуспеваемости в учебно-воспитательном процессе / А. П. Ковалевская // Педагогика и психология: теория и практика. — 2017. — № 2 (7). — С. 49-55.
10. Круглова, Н. Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения: Методическое пособие / Н. Ф. Кру-глова. — М.: Вербум-М, 2004. — 120 с.
11. Курепина, А. В. Историко-педагоги-ческое исследование проблемы неуспеваемости школьников: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Курепина Анна Вячеславовна. — Елец, 2003. — 191 с.
12. Письмо Минобрнауки России от 15.09.2015 года № АК-2655/05 «По вопросу об отчислении обучающихся» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71092274/ (дата обращения: 06.08.2021).
13. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021
УДК 373.51
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Нуркенова А. С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 06.08.2021).
14. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. — М.: Педагогика, 1977. — 120 с.
15. Яблочкина, Е. Корень бедности россиян в школьной неуспеваемости, считает ректор ВШЭ [Электронный ресурс] / Е. Яблочкина // Профессио-налы.ги. — URL: https://professionali. ru/Soobschestva/po-stupenyam-k-uspehu/koren-bednosti-rossijan-v-shkolnoj/ (дата обращения: 05.08.2021).
16. Helldin, R. Pupils' School Failure or Schools' Failure? A combined theoretical and practical model for teacher training in Europe / R. Helldin, S. Lucietto, B. Volkel. — Stockholm: Lararhogskolan i Stockholm, 2003. — 148 р.
17. MaksiC, S. Teachers' perceptions of and solutions for student school failure / S. Maksic // Conference: Quality, social justice and accountability in education worldwide. Sofia (Bulgaria): Bulgarian Comparative Education Society. — 2018. — Vol. 13, Part 1. — Pp. 121-127.
18. Needham, B. L. Academic Failure in Secondary School: The Inter-Related
Role of Health Problems and Educational Context / B. L. Needham, R. Crosnoe, C. Muller // Social Problems. - 2004. - № 51 (4). - P. 569-586.
Ayana S. Nurkenova
Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia
The phenomenon of school failure: normative, pedagogical, psychological aspects
Abstract. The article briefly presents the approaches of Russian and foreign authors to the problem of school failure: its definition, classification and reasons. It is concluded that the school failure is determined not only by backlog in school subjects, but also by the non-use of existing intellectual opportunities by students. The author also proves the high influence of subjective reasons on school failure: the psychophysiological state of the student and the level of his educational motivation, and less influence of objective reasons.
Keywords: school failure, academic debt, intellectual abilities, psychophysiological state, educational motivation.