УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/
Красюк Виктория Васильевна | [email protected]
Учитель физики МАОУ лицей № 49 Калининград, Россия
Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19
Аннотация. В статье проанализированы основные проблемы осуществления дистанционного обучения общеобразовательных организаций в период пандемии COVID-19. Представлены результаты опроса по организации и осуществлению дистанционного обучения среди педагогических работников школ города Калининграда. Статья содержит результаты Всероссийских проверочных работ (далее — ВПР), проведенных в сентябре — октябре 2020 года. Озвучены основные выводы, приведена формулировка одного из путей решения возникших проблем по осуществлению дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, STEAM, гибридное обучение, учитель, опрос.
Известно, что образование — это важнейший этап в жизни каждого индивида. Но сложившаяся неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка в мире остро поставила вопрос о предоставлении обучающимся образовательных учреждений общедоступного, всестороннего и качественного обучения [5]. Система образования стремительно
приняла вызов. Образовательные учреждения перешли на дистанционный формат обучения. Однако полный переход на дистанционное обучение для многих педагогов стал неожиданностью и вызвал множество вопросов.
Цель исследования — анализ проблемы осуществления дистанционного обучения и формулировка возможного варианта решения проблемы.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме осуществления дистанционного обучения;
- провести опрос-анкетирование среди учителей;
- проанализировать результаты среза ВПР-2020, сформулировать выводы.
Изучение литературы и анализ опроса учителей
Изучение литературы и научных публикаций дало представление о дистанционном обучении как о новых возможностях для развития личности ребенка, инновационных технологий и мотивированного
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/
самообразования [2]. Дистанционное обучение имеет ряд качеств и возможностей, таких как
1) максимальное ограничение непосредственного контакта между участниками образовательного процесса как первостепенная задача сохранения здоровья;
2) индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно в собственном темпе, независимо от групп и программ;
3) гибкий график — материалы доступны в любое время дня и ночи, что решает вопросы высокой занятости и разницы во времени;
4) мобильность — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения и др.
Для представления процесса организации, реализации и основных проблем, с которыми столкнулись педагогические
работники общеобразовательных организаций в период дистанционного обучения, был проведен опрос-анкетирование. Результаты опроса помогли понять, какие меры помощи и поддержки нужны учителю для полноценного проведения качественных дистанционных занятий, какие трудности возникают при использовании той или иной платформы, а также в процессе подготовки и проведения уроков, составления отчетности [4].
Объектом данного исследования являются учителя разных образовательных организаций города Калининграда. Предмет исследования — дистанционное обучение.
Реализованная выборка включила в себя 92 респондента (учителя разных школ Калининграда). Большая часть опрошенных (90,2 %) — женщины и 9,8 % — мужчины (рисунок 1).
Рисунок 1 — Процент опрошенных респондентов
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/
Все вопросы анкеты разделились на основные три группы: про использование онлайн-платформ, про нагрузку педагогических работников в период дистанционного обучения, про оснащение техникой.
Опрос выявил, что 79,3 % респондентов использовали различные образовательные программы, 62 % учителей предпочитали работать с онлайн-ресурсами и 53,3 % готовили мультимедийные презентации к уроку (рисунок 2).
Рисунок 2 — Ресурсы для подготовки учителей к онлайн-занятиям
Из предложенного списка образовательных платформ наиболее популярной оказалась платформа «Интернет
Урок» (43,5 %). Наименее популярной — «Московская электронная школа» (МЭШ) — 3,3 % (рисунок 3).
«ИнтернетУрок» «Мобильное электронное образование» «Московская электронная школа» «Российская электронная школа» «1С: Школа онлайн» «1_1£СТА» «Учи.ру» «Я Класс» Другое
4470%
57.,40%
Рисунок 3 — Образовательные платформы, используемые учителями в период массового перехода школ на дистанционное обучение
УДК 371.3
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/
Опрос показал, что в основном информацию об образовательных платформах учителя узнали самостоятельно, а это показывает высокий уровень самоорганизации и самообучения учителей. Кроме того, 53,3 % учителей централизовано по видеосвязи давали комментарии к выполнению домашнего задания. Что положительно сказалось на результате выполнения домашних заданий.
Несмотря на множество готовых продуктов для онлайн-обучения, учителя все-таки предпочитают самостоятельно
Так, 90,2 % учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом
готовить материалы для проведения дистанционных уроков. Зачастую это перенос традиционного урока в цифровой формат (в виде презентаций, видеороликов, анимации, таблиц и пр.). Так, 8,7 % учителей не знают, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов, но при этом 91,3 % респондентов знают и уже используют возможности автоматической проверки обучающих платформ, что несомненно экономит время и облегчает труд педагога (рисунок 4).
школ на дистанционное обучение (рисунок 5).
8,50%
,_ 91,50%
■ Да, знаю i Нет, не знаю
Рисунок 4 — Процент педагогов, использующих платформы с автоматической проверкой ответов
УДК 371.3
Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/
90,40%
■ В целом увеличилась ■ В целом уменьшилась Не иаменигась
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Рисунок 5 — Оценка рабочей нагрузки на учителей в период дистанционного обучения
С чем это связано? Конечно, в первую очередь с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к привычным занятиям теперь нужен совершенно иной подход. Во вторую — с тем, что далеко не все педагогические работники знают или умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы. Период дистанционного обучения раскрыл разный уровень мотивации и готовности к преодолению трудностей не только обучающихся, но и самих педагогов. К примеру, 40,2 % опрошенных учителей не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения, а лишь размещали информацию о домашнем задании в электронном журнале.
По результатам опроса 88 % респондентов имеют необходимое для работы из дома техническое оснащение (компьютер, планшет, веб-камеру, наушники). Однако не стоит забывать, что у 12 % респондентов не было возможности полноценно осуществлять дистанционное обучение. Основная техническая проблема, с которой столкнулись педагоги, — низкая скорость Интернета. Это сказалось на качестве работы видеосвязи и обучающих платформ. Следовательно, ожидаемо снижение качества обучения.
Результаты ВПР-проверки в 5-9 классах МАОУ лицея № 49
С целью непрерывного системного анализа и оценки качества начального и
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/
основного общего образования и индивидуальных образовательных достижений обучающихся в сентябре-октябре 2020 года проводились Всероссийские проверочные работы. Результаты среза стали предметом обсуждения на кафедрах лицея [3]. Тревогу вызвало недостаточно высокое качество знаний по биологии, истории, русскому языку в 6-х классах (от 47,31 % до 50,25 %). Не удовлетворило качество знаний в 7-х классах (от 36,49 % по математике до 61,15 % по истории), за исключением русского языка (78,38 %) и обществознания (70,29 %). Низкие результаты показали учащиеся 8-х классов по всем предметам ВПР (самый высокий результат —54,61 % — по обществознанию).
Также проводился анализ на соответствие отметок, полученных за ВПР, и годовых отметок учащихся МАОУ лицея № 49. Сравнение годовых отметок за 2019/2020 учебный год и результатов ВПР свидетельствует о том, что по многим предметам произошло большое расхождение с годовыми отметками. Более благополучная картина в 5-х классах, где ученики подтвердили годовые отметки по предметам «Окружающий мир» (54 %), «Русский язык» (почти 60 %) и «Математика» (почти 70 %). В 6-х классах обучающиеся понизили отметки от 83,5 % по биологии до 58 % по русскому языку. Еще хуже картина по биологии, истории, математике, русскому языку в 7-х классах. Наиболее тревожная картина в 8-х и 9-х классах. Там учащиеся понизили результаты по сравнению с годовыми оценками по всем предметам.
Все эти явления могут быть вызваны двумя главными причинами: недостаточным уровнем организации дистанционного обучения в 4-й четверти 2019/2020 учебного года и, как следствие, необъективностью выставления годовых отметок. Конечно, по итогам анализа результатов ВПР администрация лицея дала конкретные рекомендации для педагогов и заведующих кафедрами. Была оказана своевременная поддержка и помощь педагогам. Переход на дистанционный формат работы школ г. Калининграда, по оценкам учителей, был осуществлен оперативно, но недостаточно эффективно.
Как организовать дистанционное обучение, максимально вовлекая в процесс и мотивируя участников обучения? Как отойти от традиционной подачи материала? Эти вопросы пока остаются открытыми.
Проблема внедрения и активного использования дистанционного обучения находится на начальном этапе и нуждается в дополнительном стимулировании всех субъектов образовательного процесса. Анализ оценки организации образовательного процесса во время вынужденного перехода в дистанционный формат позволяет сделать вывод о том, что формы работы с обучающимися в основном применялись активные — например, онлайн-встречи. В основном была перенесена традиционная модель обучения в содержательном аспекте, что показали результаты предметных срезов и опроса учителей.
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/
Трудности, с которыми столкнулись участники дистанционного обучения, могут быть сведены в две группы. Первая группа — это проблемы технического характера (скорость Интернета и качество связи) и отсутствие необходимой гарнитуры (наушников, микрофонов, камеры хорошего разрешения). Вторая группа — это личные проблемы: мотивация, самоорганизация, самодисциплина. Успешность качественной организации дистанционного обучения напрямую зависит от полноценного обеспечения всеми необходимыми техническими средствами.
Вместо традиционной классно-урочной системы передачи знаний необходимо внедрять новые модели обучения, например, STEAM подход, который через междисциплинарную интеграцию в совокупности с феномено-ориентиро-ванной технологией создавал бы экосистему гибридного обучения. STEAM подразумевает соединение понятий науки, технологии, инженерии, искусства и математики [1]. STEAM — это интеграция пяти дисциплин в проектах. STEAM способствует развитию важных свойств и навыков обучающихся:
- комплексное понимание проблем;
- творческое мышление;
- критическое мышление;
- понимание и применение научного метода;
- понимание основ инженерного проектирования и др.
Реализация STEAM-подхода в образовании напрямую зависит от подготовки
учителей, в частности, учителей физики, математики и информатики. Учитель должен иметь определенный уровень знаний и по другим дисциплинам, поэтому так важно уделять внимание уровню подготовки учителей в области интегрирования профессиональных и предметных знаний.
Список литературы
1. Анисимова, Т. И. STEAM-образова-ние как инновационная технология для Индустрии 4.0 / Т. И. Анисимова, О. В. Шатунова, Ф. М. Сабирова // Научный диалог. — 2018. — № 11. — С. 322-332.
2. Винникова, И. С. Информационные технологии как эффективный метод обучения в современных условиях самоизоляции [Электронный ресурс] / И. С. Винникова, Е. А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. — 2020.
— № 67-3. — C. 32-34. — URL: https://cyber[eninka.ru/artic[e/n/ informatsionnye-tehnoloqii-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-v-sovremennyh-usloviyah-samoizolyatsii (дата обращения: 15.05.2021).
3. Отчет о результатах самообследования по итогам деятельности МАОУ лицея № 49 города Калининграда за 2020-й год [Электронный ресурс].
— URL: https://lyceum49.klqd.eduru. ru/media/2021/04/04/1249814324/ Rezul_taty_samoobsledovaniya_2020. pdf (дата обращения: 18.04.2021).
4. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/
Федерации глазами учителей [Электронный ресурс] / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020.
— URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/ share/368265542.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
5. Рекомендаци и Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий [Электронный ресурс].
— URL: https://edu.gov.ru/distance (дата обращения: 20.03.2020).
Victoria V. Krasyuk
Lyceum № 49 Kaliningrad, Russia
Key trends in the distance learning in the context of the COVID-19 pandemic
Abstract. The article analyzes main problems of distance learning in educational organizations during the COVID-19 pandemic. The results of the survey for the organization and implementation of distance learning among school teachers of Kaliningrad are presented. The article contains the results of the All-Russian Verification Works carried out in September — October 2020. The main conclusions are made, the formulation of one of the ways to solve the problems that have arisen in the implementation of distance learning is given.
Keywords: distance Learning, STEAM, hybrid Learning, teacher, survey.