Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / STEAM / ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красюк Виктория Васильевна

В статье проанализированы основные проблемы осуществления дистанционного обучения общеобразовательных организаций в период пандемии COVID-19. Представлены результаты опроса по организации и осуществлению дистанционного обучения среди педагогических работников школ города Калининграда. Статья содержит результаты Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), проведенных в сентябре - октябре 2020 года. Озвучены основные выводы, приведена формулировка одного из путей решения возникших проблем по осуществлению дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красюк Виктория Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TRENDS IN THE DISTANCE LEARNING IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article analyzes main problems of distance learning in educational organizations during the COVID-19 pandemic. The results of the survey for the organization and implementation of distance learning among school teachers of Kaliningrad are presented. The article contains the results of the All-Russian Verification Works carried out in September - October 2020. The main conclusions are made, the formulation of one of the ways to solve the problems that have arisen in the implementation of distance learning is given.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/

Красюк Виктория Васильевна | [email protected]

Учитель физики МАОУ лицей № 49 Калининград, Россия

Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19

Аннотация. В статье проанализированы основные проблемы осуществления дистанционного обучения общеобразовательных организаций в период пандемии COVID-19. Представлены результаты опроса по организации и осуществлению дистанционного обучения среди педагогических работников школ города Калининграда. Статья содержит результаты Всероссийских проверочных работ (далее — ВПР), проведенных в сентябре — октябре 2020 года. Озвучены основные выводы, приведена формулировка одного из путей решения возникших проблем по осуществлению дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, STEAM, гибридное обучение, учитель, опрос.

Известно, что образование — это важнейший этап в жизни каждого индивида. Но сложившаяся неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка в мире остро поставила вопрос о предоставлении обучающимся образовательных учреждений общедоступного, всестороннего и качественного обучения [5]. Система образования стремительно

приняла вызов. Образовательные учреждения перешли на дистанционный формат обучения. Однако полный переход на дистанционное обучение для многих педагогов стал неожиданностью и вызвал множество вопросов.

Цель исследования — анализ проблемы осуществления дистанционного обучения и формулировка возможного варианта решения проблемы.

Задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме осуществления дистанционного обучения;

- провести опрос-анкетирование среди учителей;

- проанализировать результаты среза ВПР-2020, сформулировать выводы.

Изучение литературы и анализ опроса учителей

Изучение литературы и научных публикаций дало представление о дистанционном обучении как о новых возможностях для развития личности ребенка, инновационных технологий и мотивированного

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/

самообразования [2]. Дистанционное обучение имеет ряд качеств и возможностей, таких как

1) максимальное ограничение непосредственного контакта между участниками образовательного процесса как первостепенная задача сохранения здоровья;

2) индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно в собственном темпе, независимо от групп и программ;

3) гибкий график — материалы доступны в любое время дня и ночи, что решает вопросы высокой занятости и разницы во времени;

4) мобильность — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения и др.

Для представления процесса организации, реализации и основных проблем, с которыми столкнулись педагогические

работники общеобразовательных организаций в период дистанционного обучения, был проведен опрос-анкетирование. Результаты опроса помогли понять, какие меры помощи и поддержки нужны учителю для полноценного проведения качественных дистанционных занятий, какие трудности возникают при использовании той или иной платформы, а также в процессе подготовки и проведения уроков, составления отчетности [4].

Объектом данного исследования являются учителя разных образовательных организаций города Калининграда. Предмет исследования — дистанционное обучение.

Реализованная выборка включила в себя 92 респондента (учителя разных школ Калининграда). Большая часть опрошенных (90,2 %) — женщины и 9,8 % — мужчины (рисунок 1).

Рисунок 1 — Процент опрошенных респондентов

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/

Все вопросы анкеты разделились на основные три группы: про использование онлайн-платформ, про нагрузку педагогических работников в период дистанционного обучения, про оснащение техникой.

Опрос выявил, что 79,3 % респондентов использовали различные образовательные программы, 62 % учителей предпочитали работать с онлайн-ресурсами и 53,3 % готовили мультимедийные презентации к уроку (рисунок 2).

Рисунок 2 — Ресурсы для подготовки учителей к онлайн-занятиям

Из предложенного списка образовательных платформ наиболее популярной оказалась платформа «Интернет

Урок» (43,5 %). Наименее популярной — «Московская электронная школа» (МЭШ) — 3,3 % (рисунок 3).

«ИнтернетУрок» «Мобильное электронное образование» «Московская электронная школа» «Российская электронная школа» «1С: Школа онлайн» «1_1£СТА» «Учи.ру» «Я Класс» Другое

4470%

57.,40%

Рисунок 3 — Образовательные платформы, используемые учителями в период массового перехода школ на дистанционное обучение

УДК 371.3

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/

Опрос показал, что в основном информацию об образовательных платформах учителя узнали самостоятельно, а это показывает высокий уровень самоорганизации и самообучения учителей. Кроме того, 53,3 % учителей централизовано по видеосвязи давали комментарии к выполнению домашнего задания. Что положительно сказалось на результате выполнения домашних заданий.

Несмотря на множество готовых продуктов для онлайн-обучения, учителя все-таки предпочитают самостоятельно

Так, 90,2 % учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом

готовить материалы для проведения дистанционных уроков. Зачастую это перенос традиционного урока в цифровой формат (в виде презентаций, видеороликов, анимации, таблиц и пр.). Так, 8,7 % учителей не знают, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов, но при этом 91,3 % респондентов знают и уже используют возможности автоматической проверки обучающих платформ, что несомненно экономит время и облегчает труд педагога (рисунок 4).

школ на дистанционное обучение (рисунок 5).

8,50%

,_ 91,50%

■ Да, знаю i Нет, не знаю

Рисунок 4 — Процент педагогов, использующих платформы с автоматической проверкой ответов

УДК 371.3

Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/

90,40%

■ В целом увеличилась ■ В целом уменьшилась Не иаменигась

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рисунок 5 — Оценка рабочей нагрузки на учителей в период дистанционного обучения

С чем это связано? Конечно, в первую очередь с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к привычным занятиям теперь нужен совершенно иной подход. Во вторую — с тем, что далеко не все педагогические работники знают или умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы. Период дистанционного обучения раскрыл разный уровень мотивации и готовности к преодолению трудностей не только обучающихся, но и самих педагогов. К примеру, 40,2 % опрошенных учителей не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения, а лишь размещали информацию о домашнем задании в электронном журнале.

По результатам опроса 88 % респондентов имеют необходимое для работы из дома техническое оснащение (компьютер, планшет, веб-камеру, наушники). Однако не стоит забывать, что у 12 % респондентов не было возможности полноценно осуществлять дистанционное обучение. Основная техническая проблема, с которой столкнулись педагоги, — низкая скорость Интернета. Это сказалось на качестве работы видеосвязи и обучающих платформ. Следовательно, ожидаемо снижение качества обучения.

Результаты ВПР-проверки в 5-9 классах МАОУ лицея № 49

С целью непрерывного системного анализа и оценки качества начального и

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/

основного общего образования и индивидуальных образовательных достижений обучающихся в сентябре-октябре 2020 года проводились Всероссийские проверочные работы. Результаты среза стали предметом обсуждения на кафедрах лицея [3]. Тревогу вызвало недостаточно высокое качество знаний по биологии, истории, русскому языку в 6-х классах (от 47,31 % до 50,25 %). Не удовлетворило качество знаний в 7-х классах (от 36,49 % по математике до 61,15 % по истории), за исключением русского языка (78,38 %) и обществознания (70,29 %). Низкие результаты показали учащиеся 8-х классов по всем предметам ВПР (самый высокий результат —54,61 % — по обществознанию).

Также проводился анализ на соответствие отметок, полученных за ВПР, и годовых отметок учащихся МАОУ лицея № 49. Сравнение годовых отметок за 2019/2020 учебный год и результатов ВПР свидетельствует о том, что по многим предметам произошло большое расхождение с годовыми отметками. Более благополучная картина в 5-х классах, где ученики подтвердили годовые отметки по предметам «Окружающий мир» (54 %), «Русский язык» (почти 60 %) и «Математика» (почти 70 %). В 6-х классах обучающиеся понизили отметки от 83,5 % по биологии до 58 % по русскому языку. Еще хуже картина по биологии, истории, математике, русскому языку в 7-х классах. Наиболее тревожная картина в 8-х и 9-х классах. Там учащиеся понизили результаты по сравнению с годовыми оценками по всем предметам.

Все эти явления могут быть вызваны двумя главными причинами: недостаточным уровнем организации дистанционного обучения в 4-й четверти 2019/2020 учебного года и, как следствие, необъективностью выставления годовых отметок. Конечно, по итогам анализа результатов ВПР администрация лицея дала конкретные рекомендации для педагогов и заведующих кафедрами. Была оказана своевременная поддержка и помощь педагогам. Переход на дистанционный формат работы школ г. Калининграда, по оценкам учителей, был осуществлен оперативно, но недостаточно эффективно.

Как организовать дистанционное обучение, максимально вовлекая в процесс и мотивируя участников обучения? Как отойти от традиционной подачи материала? Эти вопросы пока остаются открытыми.

Проблема внедрения и активного использования дистанционного обучения находится на начальном этапе и нуждается в дополнительном стимулировании всех субъектов образовательного процесса. Анализ оценки организации образовательного процесса во время вынужденного перехода в дистанционный формат позволяет сделать вывод о том, что формы работы с обучающимися в основном применялись активные — например, онлайн-встречи. В основном была перенесена традиционная модель обучения в содержательном аспекте, что показали результаты предметных срезов и опроса учителей.

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/

Трудности, с которыми столкнулись участники дистанционного обучения, могут быть сведены в две группы. Первая группа — это проблемы технического характера (скорость Интернета и качество связи) и отсутствие необходимой гарнитуры (наушников, микрофонов, камеры хорошего разрешения). Вторая группа — это личные проблемы: мотивация, самоорганизация, самодисциплина. Успешность качественной организации дистанционного обучения напрямую зависит от полноценного обеспечения всеми необходимыми техническими средствами.

Вместо традиционной классно-урочной системы передачи знаний необходимо внедрять новые модели обучения, например, STEAM подход, который через междисциплинарную интеграцию в совокупности с феномено-ориентиро-ванной технологией создавал бы экосистему гибридного обучения. STEAM подразумевает соединение понятий науки, технологии, инженерии, искусства и математики [1]. STEAM — это интеграция пяти дисциплин в проектах. STEAM способствует развитию важных свойств и навыков обучающихся:

- комплексное понимание проблем;

- творческое мышление;

- критическое мышление;

- понимание и применение научного метода;

- понимание основ инженерного проектирования и др.

Реализация STEAM-подхода в образовании напрямую зависит от подготовки

учителей, в частности, учителей физики, математики и информатики. Учитель должен иметь определенный уровень знаний и по другим дисциплинам, поэтому так важно уделять внимание уровню подготовки учителей в области интегрирования профессиональных и предметных знаний.

Список литературы

1. Анисимова, Т. И. STEAM-образова-ние как инновационная технология для Индустрии 4.0 / Т. И. Анисимова, О. В. Шатунова, Ф. М. Сабирова // Научный диалог. — 2018. — № 11. — С. 322-332.

2. Винникова, И. С. Информационные технологии как эффективный метод обучения в современных условиях самоизоляции [Электронный ресурс] / И. С. Винникова, Е. А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. — 2020.

— № 67-3. — C. 32-34. — URL: https://cyber[eninka.ru/artic[e/n/ informatsionnye-tehnoloqii-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-v-sovremennyh-usloviyah-samoizolyatsii (дата обращения: 15.05.2021).

3. Отчет о результатах самообследования по итогам деятельности МАОУ лицея № 49 города Калининграда за 2020-й год [Электронный ресурс].

— URL: https://lyceum49.klqd.eduru. ru/media/2021/04/04/1249814324/ Rezul_taty_samoobsledovaniya_2020. pdf (дата обращения: 18.04.2021).

4. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красюк В. В. Основные тенденции дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo301/

Федерации глазами учителей [Электронный ресурс] / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020.

— URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/ share/368265542.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

5. Рекомендаци и Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий [Электронный ресурс].

— URL: https://edu.gov.ru/distance (дата обращения: 20.03.2020).

Victoria V. Krasyuk

Lyceum № 49 Kaliningrad, Russia

Key trends in the distance learning in the context of the COVID-19 pandemic

Abstract. The article analyzes main problems of distance learning in educational organizations during the COVID-19 pandemic. The results of the survey for the organization and implementation of distance learning among school teachers of Kaliningrad are presented. The article contains the results of the All-Russian Verification Works carried out in September — October 2020. The main conclusions are made, the formulation of one of the ways to solve the problems that have arisen in the implementation of distance learning is given.

Keywords: distance Learning, STEAM, hybrid Learning, teacher, survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.