УДК 373.24+373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 33-39. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo304/
Смирнова Ольга Дмитриевна | odsmi09@rambler.ru
Кандидат педагогических наук Доцент кафедры дошкольного образования ГАУДПО МО «Институт развития образования» Мурманск, Россия
Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов
Аннотация. В статье рассматриваются возрастные особенности восприятия дошкольниками и младшими школьниками художественных текстов, учет которых определяет эффективность образовательной деятельности по приобщению детей к чтению. Автором прослеживается влияние этих особенностей на выбор жанра и тематики произведений для дошкольников и младших школьников, предпринимается попытка определения возрастных возможностей в понимании детьми средств языковой выразительности.
Ключевые слова: художественный текст, особенности восприятия, дошкольники, младшие школьники.
В последние годы одним из главных направлений развития российского общества является модернизация отечественной системы образования в соответствии с целевыми ориентирами, сформулированными в национальных образовательных доктринах. Приоритет духовно-нравственного содержания
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования обуславливает высокую значимость литературы, которая традиционно рассматривается в качестве наиболее действенного в воспитательном отношении вида искусства, обеспечивающего развитие личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками [7, с. 3].
Акцент на воспитательном потенциале литературы обуславливает активное внедрение в образовательную практику инновационных методов приобщения к книге и чтению. Однако на эффективность педагогической деятельности в этой области в немалой степени влияет учет возрастных психофизиологических особенностей восприятия художественного текста детьми разного возраста. Решение задач литературного образования обучающихся требует от педагогов образовательных организаций владения знаниями о закономерностях литературного развития, возрастных
УДК 373.24+373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 33-39. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo304/
возможностях понимания образных средств художественной литературы для целенаправленного отбора содержания, форм и методов работы с литературным произведением.
Каким образом возрастные психофизиологические особенности читателя влияют на этот отбор? Прежде всего, возрастные особенности обуславливают предпочтения в выборе жанра литературы. Известно, что ребенка до трех лет легко заинтересова.ть короткими ритмичными народными потешками и пестушками, стихотворный текст которых позволяет выполнять разнообразные игровые действия («ладушки-ладушки», «полетели-полетели» и т. п.). Дети млдшего дошкольного возраста продолжают проявлять интерес к стихотворному жанру, привлекающему их музыкальностью поэтической речи. Родителям и педагогам нужно поддержать эту читательскую потребность младших дошкольников и, отталкиваясь от нее, приобщать детей к слушанию произведений литературы других жанров, формируя у старших дошкольников и младших школьников интерес к былинам, волшебным сказкам и басням.
Кроме того, возраст читателя определяет предпочтения в тематике произведений. Так, воспитанию интереса к чтению у ребенка младшего дошкольного возраста в значительной мере будут способствовать произведения о знакомых игрушках и предметах, занятиях и играх детей (например, цикл стихотворений
A. Л. Барто «Игрушки», «Ясочкин садик» Н. Л. Забилы, «Мой мишка» З. Н. Александровой, «Добрые стихи для малышей»
B. Д. Берестова и др.).
Для старших дошкольников принципиально важным становится отбор произведений на темы, связанные с нравственными аспектами взаимоотношений взрослого и ребенка, поскольку подобного рода литература соответствует внеситуативно-личностному характеру общения в старшем дошкольном возрасте (например, «Огурцы» или «Заплатка» Н. Н. Носова, «Просто старушка» или «Волшебное слово» В. А. Осеевой). В этом возрасте детей интересуют не только действия героев, но и мотивы их поступков, их чувства и переживания. Как указывает К. А. Молдавская, представления ребенка об окружающей действительности «уже приобрели некую устойчивость, разобравшись с внешним миром, дошкольник готов переключиться на внутренний» [Цит. по: 6, с. 10]. Старшие дошкольники также проявляют заметный интерес к приключенческим и познавательным текстам с несложным сюжетом (например, «Денискины рассказы» В. Ю. Драгунского или «Живая шляпа» Н. Н. Носова, «Как рубашка в поле выросла» К. Д. Ушинского и цикл рассказов Н. И. Сладкова «Лесные сказки» и т. п.), энциклопедиям, сборникам головоломок и загадок. Очевидно, что поддержка взрослыми этой читательской потребности самым благоприятным образом скажется на приобщении старших дошкольников к литературе.
УДК 373.24+373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 33-39. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo304/
Младшие школьники сохраняют интерес к книгам о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, рассказам и повестям этического характера, утверждающим систему моральных норм и ценностей (например, «Мишкина каша», «Фантазеры» Н. Н. Носова, «Цветик-семицветик» В. П. Катаева, «Не надо врать» М. М. Зощенко и др.). Однако прямое нравоучение, как, к примеру, в стихотворении для дошкольников: «буду делать хорошо, и не буду — плохо» [Цит. по: 5, с. 235], младший школьник уже не воспримет. Здесь уместно вспомнить высказывание В. Г. Белинского. Обращаясь к писателям, в своей статье «О детских книгах» выдающийся литературный критик предупреждал: «У вас есть нравственная мысль — прекрасно; не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести: если рассказ им понравился, или они читают его с жадностию и наслаждением — вы сделали свое дело» [Цит. по: 2, с. 63].
Действительно, у детей семи-девяти лет заметно развивается способность оценивать свои и чужие поступки, отслеживать психологическое состояние, делать выводы, и это не может не найти отражения в читательских предпочтениях младших школьников. Детей младшего школьного возраста легко заинтересовать детективной историей, приключенческой или исторической повестью с занимательным сюжетом (например, «Незнайка на луне» Н. Н. Носова, «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова, «Приключения Васи Куролесова»
Ю. И. Коваля, «Повесть о Демидке и медной копейке» Г. Г. Куликова, «Дочь Эхнатона», «Волшебная антилопа» К. М. Моисеевой). При этом, вне зависимости от жанра и тематики текста, произведение для детей дошкольного и младшего школьного возраста должно иметь позитивную развязку. Как справедливо отмечают исследователи, «дети плохо приспосабливаются к мысли о дисгармоничном мире. С упоением читая о кораблекрушении, ребенок едва ли одобрит сообщение о том, что все потонули и тем история завершилась» [Цит. по: 1, с. 19].
В целом же, говоря о специфике книг для дошкольников и младших школьников, большинство специалистов указывают не столько на особенности тематики и содержания детских книг, сколько на их форму. Советский писатель Анатолий Алексин, в частности, писал: «...ребенку, даже октябрятского возраста, можно поведать о событиях самых сложных, о конфликтах самых мучительных, но надо обладать совершенно особым даром для того, чтобы все это преподнести маленькому читателю в доступной, понятной для него форме» [Цит. по: 4].
Чтобы полностью реализовать возможности литературы, педагогам и родителям важно учитывать возрастные возможности понимания ребенком средств художественной выразительности, руководствуясь принципами, сформулированными К. И. Чуковским. Обозначенные писателем как «заповеди детских поэтов», эти рекомендации классика советской детской литературы, безусловно,
УДК 373.24+373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 33-39. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo304/
не потеряли своей актуальности по сию пору. Так, говоря об особенностях восприятия литературного произведения ребенком раннего и младшего дошкольного возраста, К. И. Чуковский писал о необходимости повышенной музыкальности детских стихов, которая достигается особым сочетанием звуков в словах и отсутствием стечения согласных, «тормозящих плавное течение стиха». Также для лучшего восприятия стихотворения маленьким ребенком К. И. Чуковский предлагал словам, являющимся рифмами, отводить роль главных носителей смысла всей фразы, а сами рифмы располагать «в ближайшем соседстве», поскольку несмежные рифмы ребенку гораздо труднее воспринимать [8]. Очевидно, что, отбирая стихи для чтения детям раннего и младшего дошкольного возраста, родители и педагоги должны непременно учитывать эти рекомендации, формируя тем самым чуткость к музыкальности поэтической речи, умение слышать ритм и рифму в стихотворении.
Говоря о возрастных особенностях восприятия средств художественной выразительности, важно не забывать и другое правило хороших стихотворений для малышей: ограниченное использование эпитетов в текстах для этой возрастной категории детей. «Стихи, которые богаты эпитетами, — стихи не для малых, а для старших детей, — предупреждал К. И. Чуковский, — ...потому что эпитет есть результат более или менее длительного ознакомления с вещью. Это плод опыта, созерцания, исследования, совершенно
недоступного маленьким детям» [Цит. по: Там же].
Тем не менее важно понимать, что уже в младшем дошкольном возрасте у детей присутствует интуитивное понимание образности речи: замена эпитета или сравнения в знакомой сказке или стихотворении вызывает протест. Ребенок чувствует, что новое слово придает содержанию текста иной смысловой оттенок, и это, безусловно, свидетельствует о развитии внимания к средствам выразительности художественного текста как элементу читательской культуры.
Возможности старших дошкольников и младших школьников в понимании форм образности речи — эпитетов, метафор, сравнений — значительно возрастают. Наряду с содержанием дети начинают выделять в тексте устойчивые обороты в сказке, ритм и рифму в стихотворении, осознают переносное значение фразеологизмов, загадок и т. п. Однако умение осознавать образные средства языка не возникает спонтанно, а целенаправленно формируется на протяжении всего дошкольного возраста и связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка, развитием его памяти, внимания и мышления.
Так, в качестве обязательной особенности «правильного» детского стихотворения для детей раннего и младшего дошкольного возраста К. И. Чуковский называет игровой, действенный характер стихов с учетом наглядно-действенного вида мышления этой категории
УДК 373.24+373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 33-39. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo304/
читателей-слушателей: «Маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий» [Цит. по: Там же]. Отсюда, собственно, вытекает и следующее требование к стихотворениям для дошкольников — графичность. К. И. Чуковский так раскрывал эту особенность: «.в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии, — должен быть материал для художника. Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей» [Цит. по: Там же].
Читатели старшего возраста уже в состоя -нии оценить не только текст с чередованием событий и глагольной лексикой, но и описание пейзажа. Однако пейзажные зарисовки в детском рассказе или повести все равно будут значительно отличаться от тех, что представлены в произведении для взрослых, не только по объему, но и по содержанию. Образность языка пейзажей в текстах для взрослых читателей чаще всего не соответствует особенностям детского восприятия. То, что может вызвать восхищение у взрослого, окажется странным и непонятным для ребенка, если для сравнения используется неизвестный дошкольнику факт или явление, далекие от его жизненного опыта. Как, к примеру, в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором океан ходил «траурными от серебряной пены горами» [Цит. по: 3, с. 238] и гудел «как погребальная месса» [Цит. по: Там же]. Равно как эпитет «тугие белые облачка» в «Повести о детстве» Ф. В. Гладкова: для ребенка,
мыслящего конкретно, подобное определение войдет в противоречие с его чувственным отношением к природе. Думается, что представление о мягкости и воздушности белых облаков скорее найдет отклик в детской душе.
Старшим дошкольникам и младшим школьникам уже вполне может быть доступно понимание значения некоторых средств языковой выразительности в художественном произведении. Повышение уровня наглядно-образного и логического мышления детей этого возраста обуславливает понимание ими переносного значения слов и словосочетаний в загадках, пословицах, поговорках и фразеологизмах; целостное восприятие литературных произведений в единстве содержания и художественной формы. В силу указанных причин на этом возрастном этапе педагогам важно целенаправленно воспитывать у детей чуткость к художественному слову: зачитывать отрывки с яркими описаниями, сравнениями, эпитетами; предлагать разнообразные творческие задания, направляющие внимание детей на целесообразность использования постоянных эпитетов в сказке, сравнений и метафор в рассказе или басне. Актуальным в данном контексте будет широкое использование специальных игр на подбор однокоренных слов с разными морфемами: существительных (девочка, девчушка, девица, девчонка), прилагательных (старый, старенький, старейший), глаголов (плутал, заплутал) в зависимости от смыслового контекста; на составление предложений с фразеологизмами или словосочетаниями из народных сказок.
УДК 373.24+373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 33-39. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo304/
Особое значение в формирования читательского интереса будет иметь обучение детей способам использования языковых средств в самостоятельной художественно-творческой деятельности (метод творческой стилизации с опорой на прочитанный текст): в процессе сочинения загадки или сказки, создания рукописной книги, организации театрализованной игры. Активное включение литературного опыта в собственную творческую деятельность даст каждому ребенку возможность передать свои впечатления от прослушанного текста, реализовать потребность личного участия в событиях, описанных в литературном произведении.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что владение педагогами знаниями об особенностях восприятия дошкольниками и младшими школьниками художественных текстов имеет определяющую роль в формировании эмоционального отклика на содержание литературных произведений, а значит, определяет эффективность образовательной деятельности по приобщению детей к чтению.
Список литературы
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 574 с.
2. Белинский, В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки / В. Г. Белинский. — М.: Художественная литература, 1978. — 614 с.
3. Бунин, И. А. Стихотворения. Рассказы / И. А. Бунин; сост. В. Ф. Муленкова. — М.: Правда, 1984. — 544 с.
4. Жизнь и творчество Николая Носова [Электронный ресурс] / сост. С. Е. Миримский. — URL: https:// biography.wikireading.ru/290240 (дата обращения: 25.05.2021).
5. Маяковский, В. В. Сочинение в двух томах. Т. I / В. В. Маяковский; сост. А. Михайлова. — М.: Правда, 1987. — 768 с.
6. Молдавская, К. А. Тенденции развития, критерии оценки и продвижение современной литературы для детей и подростков. Лекции 1-4 / К. А. Молдавская. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. — 64 с.
7. Смирнова, О. Д. Детская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России (СССР) в 1917-1953 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Смирнова Ольга Дмитриевна. — Великий Новгород, 2013. — 27 с.
8. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Электронный ресурс] / К. И. Чуковский [Электронный ресурс]. — URL: http://webreading.ru/child_/children/ korney-chukovskiy-ot-dvuh-do-pyati. html (дата обращения: 25.05.2021).
УДК 373.24+373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 33-39. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo304/
Olga D. Smirnova
Murmansk Regional Institute of the educational development Murmansk, Russia
Age-related characteristics in the perception of literary texts by preschool and primary school children
Abstract. The article considers age-related characteristics in the perception of literary texts by preschool and primary
school children, which define the effectiveness of learning activities to encourage their reading. The author traces the influence of such characteristics on the choice of genres and subject matter of literary and folklore works that are offered to children of this particular age group, as well as seeks to define age capacities related to the understanding of means of artistic expression.
Keywords: literary text, age-related perception, preschoolers, primary school children.