Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY SCHOOL / MORAL EDUCATION / MORAL CHARACTER / PROBLEM SITUATION / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовойт Наталья Васильевна, Горчакова Евгения Сергеевна

В статье описан педагогический потенциал проблемных ситуаций как средства формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены виды проблемных ситуаций с нравственным содержанием по классификации Т. И. Бабаевой, приведены примеры из современной мультипликации, детской художественной литературы, повседневной жизни детей. Выделены особенности овладения детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья нравственными понятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-SOLVING SITUATIONS AS A MEANS OF MORALITY FORMATION OF DISABLED PRIMARY PUPILS

Pedagogical potential of problem-solving situations as a means of morality formation of disabled primary pupils is presented in this article. Types of problem-solving situations with moral content according to the classification of T.I. Babaeva and concrete examples from modern literature, casual children’ life are shown. Disabled primary pupils’ particularities of mastering the moral character are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Старовойт Н. В., Горчакова Е. С. Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 65-72. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo408/

Старовойт Наталья Васильевна | [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент Доцент Института образования Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Горчакова Евгения Сергеевна | [email protected]

Магистрант Института образования Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. В статье описан педагогический потенциал проблемных ситуаций как средства формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены виды проблемных ситуаций с нравственным содержанием по классификации Т. И. Бабаевой, приведены примеры из современной мультипликации, детской художественной литературы, повседневной жизни детей. Выделены особенности овладения детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья нравственными понятиями.

Ключевые слова: начальная школа, нравственное воспитание, нравственные понятия, проблемная ситуация, инклюзивное образование.

Ключевые цели образования XXI века определяют основные глобальные компетентности, необходимые человеку для ориентирования в современном обществе: способность к сотрудничеству, готовность жить по традиционным нравственным законам, умение решать повседневные проблемные ситуации, владение навыками взаимопонимания, социальными и общественными ценностями. Основы этих компетенций закладываются в семье благодаря примеру родителей.

Сфера общего образования также призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, что подкреплено приоритетами государственной

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Старовойт Н. В., Горчакова Е. С. Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 65-72. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo408/

политики в области духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения и требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нравственное воспитание в педагогической энциклопедии определяется как «целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков, привычек нравственного поведения» [Цит. по: 3, с. 119]. Нравственные понятия выступают базовым компонентом нравственного воспитания, в них «отражаются существенные стороны нравственных отношений, т. е. отношений человека к другим людям и к обществу» [Цит. по: Там же. С. 122]. Степень сформирован-ности нравственных понятий характеризует уровень развития нравственных чувств, нравственного поведения. Формирование нравственных понятий является главным звеном в этой цепи.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный, сензитивный для восприятия и усвоения нравственных понятий, норм, что обусловлено интенсивным развитием познавательной активности, формированием волевых усилий, способности к сознательному руководству собственным поведением [2, с. 170]. Определение нравственных понятий происходит через морально-оценочные суждения. Анализируя понятия, младшие школьники выделяют отдельные их признаки на основе оценочных обобщений, которые напрямую связаны с их

опытом и представлениями. В. В. Дрож-жинова, Н. В. Лещенко, Н. Ю. Яшина выделяют следующие особенности овладения нравственными понятиями в младшем школьном возрасте: опора на житейские представления и опыт, а также на требования внешнего окружения; неполнота, нечеткая осознанность нравственных понятий; неумение четко определять нравственные категории; повышенная восприимчивость к усвоению нравственных понятий, норм.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья данный процесс приобретает особое значение. В силу задержки формирования абстрактно-логического мышления им трудно разбираться в отвлеченных понятиях, в том числе и нравственных, несформированность которых может проявиться в нравственном поведении. Своеобразие овладения нравственными понятиями младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограниченном чувственном и практическом опыте, неточном понимании поступков окружающих и их мотивов, узком круге общения. Нарушение процессов восприятия, запоминания и воспроизведения, невозможность длительное время заниматься монотонной деятельностью, легкая отвлекаемость также затрудняют формирование нравственного сознания у этой категории обучающихся.

Поэтому важно подобрать такую методику, которая позволит обеспечить не фрагментарное знакомство с нравственными понятиями, а полное погружение

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Старовойт Н. В., Горчакова Е. С. Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 65-72. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo408/

обучающихся в проблему — и интеллектуальное, и эмоциональное, и деятель-ностное, а также обогатит их нравственный опыт. Благодаря этому дети лучше поймут смысл нравственных понятий, неоднозначность правил, противоречивость некоторых нравственных норм. Такой методикой является «организация деятельности, в которой используются естественные или специально создаваемые проблемные ситуации с нравственным содержанием» [Цит. по: 4, с. 25].

Проблемная ситуация с нравственным содержанием — это ситуация, которая содержит в себе ту или иную социальную проблему и предполагает решение с нравственным выбором (Т. И. Бабаева, С. И. Семенака, Л. Ю. Сироткин, Г. А. Урунтаева и др.). Основная цель

данных ситуаций — «усвоение моральных ориентиров детьми в построении своей деятельности, в общении» [Цит. по: 1, с. 75].

Анализ содержания проблемной ситуации основывается на моральном выборе, заключающемся в выборе системы ценностей, которые формируют смысл жизни, моральные установки человека и определяют его линию поведения. Моральный выбор является стержнем, а нравственное противоречие, то есть противоречие между знанием и незнанием, — основным звеном проблемной ситуации [Там же. С. 73-74].

По классификации Т. И. Бабаевой [4, с. 27-28] проблемные ситуации делятся по двум основаниям: по способу создания и по содержанию (рисунок 1).

Рисунок 1 — Классификация проблемных ситуаций с нравственным содержанием

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Старовойт Н. В., Горчакова Е. С. Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 65-72. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo408/

Проблемные ситуации имеют широкие возможности для развития нравственной сферы личности ребенка. Условно-вербальные ситуации (например, рассказы, истории из жизни, видеофильмы, иллюстрации) способствуют развитию и обогащению представлений о нравственных нормах, ценностях и качествах личности. Практические, которые предстают в различных формах детской игры (постановка по рассказам) или деятельности (проявление заботы, оказание помощи кому-нибудь), позволяют осваивать навыки нравственного поведения, устанавливать взаимосвязи между знанием нравственных норм и действием в соответствии с ними. Также использование данных ситуаций дает возможность каждому ребенку занять активную позицию в познавательной деятельности, в общении с педагогом и со своими сверстниками [Там же. С. 25].

Нравственные проблемные ситуации строятся на основе опыта детей. Содержание данных ситуаций определяют моральные нормы и правила поведения. При опоре на тему и содержание необходимо формулировать вопросы, «направленные на выявление, понимание и оценку детьми трех компонентов ситуаций: поведения героев и их мотивов; чувств и переживаний; содержащихся в ситуациях моральных норм и ценностей» [Цит. по: Там же. С. 27].

При создании проблемных ситуаций важно учитывать реальные, значимые для учеников противоречия, их собственный интерес, развитие творческого

потенциала и познавательных способностей детей.

Перечислим возможности проблемных ситуаций в формировании нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

1. Связь с жизненным опытом. Каждое нравственное понятие: доброта, дружба, справедливость, милосердие, благодарность, счастье и другие — имеет определенное содержание, которое необходимо донести до сознания ребенка. Понятия формируются легче и устойчиво усваиваются в ситуациях на основе примеров из повседневной жизни. Поиск выхода из проблемной ситуации предполагает накопление у детей представлений, понятий о тех моральных нормах поведения, которые приняты в обществе. Дети могут проверить свои взгляды, уточнить их, убедиться на примере, жизненном опыте в их правильности.

2. Погружение в ситуацию социального взаимодействия. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно узкое социальное окружение, что во многом обусловливает искаженность формируемых норм поведения, трудности в общении. А ведь правильные представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей составляют основу нравственного развития ребенка.

3. Многократное повторение. Проблемные ситуации позволяют постоянно проводить ребенка через однозначные по своему характеру

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Старовойт Н. В., Горчакова Е. С. Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 65-72. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo408/

обстоятельства, что ведет к устойчивому закреплению у него определенного нравственного опыта. Такой метод повторения требует от детей умения применить свои знания в сходной, но не в той же ситуации, в которой они были усвоены. Наряду с закреплением знаний происходит их обогащение, и дети приучаются пользоваться ими осознанно.

4. Образность проблемных ситуаций. Известно, что знания, не окрашенные чувствами, усваиваются формально, это объясняет недлительное и неустойчивое запоминание. Дети эмоциональны, поэтому занятия должны быть интересны и понятны им. В этом помогают современные короткометражные мультфильмы с нравственным содержанием, которые способствуют закреплению понятий, их обобщению. Красочность и наглядность материала также стимулирует познавательную активность детей, их мотивацию к учению.

5. Лаконичность проблемных ситуаций позволяет удерживать внимание детей с ограниченными возможностями здоровья. Простота и краткость выраженных мыслей спасает детей от изнурительной, монотонной деятельности, помогает пробудить интерес к изучаемому материалу. Это также дает возможность обогатить словарный запас детей новыми нравственными понятиями.

На сегодняшний день дети находятся в

совершенно других условиях развития

и социализации, чем их родители, а тем

более дедушки и бабушки. Современные технологии (персональные компьютеры, социальные сети, быстрый и легкодоступный Интернет), которые являются для них составляющими повседневной жизни, влияют на их образ жизни и интересы. Для детей нового времени характерна способность воспринимать мир через короткие яркие образы. Мышление и восприятие меняются и приобретают новый формат, удовлетворяющий запросам современного общества. Мало кого будут интересовать монотонные продолжительные речи, рассказы и беседы, а визуальная и лаконичная информация будет результативна в обучении. Все это учитывается при создании современных мультфильмов, например, от киностудий Pixar, ESMA; произведений художественной литературы. В настоящее время популярностью пользуются современные детские авторы: Тамара Крюкова, Анна Никольская, Мария Бершадская и др. Для их рассказов характерны яркие сюжеты, разнообразные персонажи, в увлечениях и занятиях которых современные дети узнают себя.

В ходе опытно-экспериментальной работы на базе Ресурсного центра Института образования БФУ им. И. Канта — ГБУ КО «Школа-интернат» — нами был подготовлен и апробирован цикл проблемных ситуаций с нравственным содержанием с учетом специфики психофизического развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. В него вошли проблемные ситуации из современных короткометражных мультфильмов, из повседневной жизни и из

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Старовойт Н. В., Горчакова Е. С. Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 65-72. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo408/

произведений художественной литературы. Стоит отметить преимущества короткометражных мультфильмов: современность сюжета, качественная графика, интересные персонажи, приятное музыкальное сопровождение, которое передает атмосферу ситуации, возможность соотнесения с жизненными ситуациями. Отсутствие речи у персонажей, использование только невербалики дает возможность детям самостоятельно понимать и улавливать чувства героев, переживать вместе с ними, самостоятельно формулировать проблему. В работе со школьниками с особенностями в развитии короткометражки привлекательны еще своей непродолжительностью (2-8 мин.). Дети не устают, не отвлекаются. Проблемные ситуации из повседневной жизни и произведений художественной литературы также способствуют обогащению личного опыта ребенка, что помогает в формировании нравственных понятий. По своему характеру они лаконичны, эффектны и актуальны для детей данного возраста. Рассмотрим конкретные примеры.

Для расширения представлений детей о семейных ценностях и формирования понятия «семья» можно использовать проблемные ситуации с нравственным содержанием на основе короткометражного мультфильма «Бао» от киностудии Pixar и сказки Ириса Ревю «Семейное приключение». Содержание мультфильма затрагивает важную проблему: дети вырастают в любви, но, покидая дом, забывают о своих родных стенах, о том, что нужно проявлять внимание к своим родителям, заботиться о них. Примерные

вопросы для обсуждения: «О чем мультфильм? Счастливая семья показана в мультфильме? Почему мама грустила? Чего ей не хватало? Оцените поступок сына. Что он сделал не так?» Размышляя, дети могут самостоятельно выделить базовые ценности семьи. Данная ситуация по классификации Т. И. Бабаевой является условно-вербальной и оценочной. Можно использовать также ситуацию имитационно-игрового вида. Педагог зачитывает сказку «Семейное приключение» Ириса Ревю, а желающим детям предлагает ее инсценировать — показать поведение членов семьи по сценарию, не произнося ни слова. После чего ученики формулируют вывод — нужно уважать труд старших, помогать им; оперируют понятиями «уважение», «забота», «помощь». Таким образом, данные ситуации способствуют устойчивому формированию нравственных понятий («уважение», «забота», «семья», «любовь»).

Для формирования понятия «дружба» подойдет короткометражный мультфильм «Лили и снеговик» от киностудии Pixar с содержанием нравственной проблемы — взаимоотношения между людьми, когда один не дорожит дружбой с другим. После просмотра можно задать вопросы для обсуждения проблемы: «О чем мультфильм? Какие чувства возникли после его просмотра? Что создатели мультфильма хотели донести до нас? Можно ли назвать дружбу героев настоящей? Почему?» В результате беседы ученики самостоятельно могут сформулировать проблему, а

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Старовойт Н. В., Горчакова Е. С. Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 65-72. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo408/

также выделить качества, свойственные настоящему другу. Можно предложить повседневную ситуацию о дружбе: лучшие друзья-одноклассники Ваня и Петя перестали дружить из-за зависти (Ваня занял первое место на олимпиаде, а Петя, не поздравив своего товарища, перестал с ним общаться). Содержание актуально и понятно для младших школьников. Данная ситуация также условно-вербальная по способу создания и условно-коллизийная, оценочная по содержанию, так как требует осуществить правильный выбор поведения и дать оценку поступкам героев. Беседу можно провести по следующим вопросам: «Почему Петя так повел себя? Это поступок настоящего друга? Почему? Как бы вы поступили в данной ситуации? Как правильно поступить?» Данные проблемные ситуации стимулируют познавательную активность детей, способствуют обогащению нравственного опыта, развитию нравственных чувств, что влияет на устойчивое формирование нравственных понятий «зависть», «дружба», «отзывчивость», «честность», «поддержка», «радость за товарища».

Приведем пример ситуации прогностического вида. Рассказ В. А. Сухомлин-ского «Именинный обед» затрагивает нравственную проблему взаимопомощи и человеколюбия. Главная героиня, девочка Нина, на свой день рождения просит маму не приглашать бабушку, у которой все время дрожит рука, так как Нине будет неловко перед своими подругами. Рассказ зачитывается без концовки,

чтобы организовать беседу по следующим вопросам: «Оцените поступок Нины. Как думаете, что ответила Нине мама? Как бы вы поступили в данной ситуации?» Дети размышляют и высказывают свои версии о дальнейшем развитии событий. Данная ситуация способствует формированию понятий «доброта», «милосердие», «человеколюбие».

Использование педагогом в своей профессиональной деятельности проблемных ситуаций с нравственным содержанием способствует обогащению нравственных представлений, нравственного опыта у детей младшего школьного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Данные ситуации обладают широкими возможностями для формирования устойчивых нравственных представлений и понятий, а именно — связь с жизненным опытом, погружение в ситуацию социального взаимодействия, многократность повторения, образность и лаконичность — все то, что учитывает особенности нравственного развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, создание данных проблемных ситуаций в образовательном процессе необходимо, так как их применение позволяет расширить представления детей о важных нравственных ценностях, усвоить и закрепить нравственные понятия, сформировать умение использовать полученные знания на практике, в повседневной жизни.

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Старовойт Н. В., Горчакова Е. С. Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 65-72. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo408/

Список литературы

1. Давлетшина, Е. В. Технология воспитания морального выбора в формировании основ культуры поведения младших школьников / Е. В. Давлетшина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 4. - С. 73-77.

2. Дрожжинова, В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников [Электронный ресурс] / В. В. Дрожжинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 9 (сентябрь). — С. 166-170. — URL: https://e-koncept.ru/2015/15332.htm (дата обращения: 17.10.2020).

3. Каиров, И. А. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. / И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. — Т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с.

4. Урунтаева, Г. А. Проблемные ситуации как средство педагогической диагностики воспитателем личности дошкольника / Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2016. — № 4. — С. 24-33.

Natalia V. Starovoit

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Evgenia S. Gorchakova

Postgraduate student

Immanuel Kant Baltic Federal University

Kaliningrad, Russia

Problem-solving situations as a means of morality formation of disabled primary pupils

Abstract. Pedagogical potential of problem-solving situations as a means of morality formation of disabled primary pupils is presented in this article. Types of problem-solving situations with moral content according to the classification of T.I. Babaeva and concrete examples from modern literature, casual children' life are shown. Disabled primary pupils' particularities of mastering the moral character are demonstrated.

Keywords: primary school, moral education, moral character, problem situation, inclusive education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.