УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Поликультурное образование воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 49-54. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo406/
Смирнова Ольга Дмитриевна | [email protected]
Кандидат педагогических наук Доцент кафедры дошкольного образования ГАУДПО МО «Институт развития образования» Мурманск, Россия
Поликультурное образование воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации
Аннотация. В статье предпринята попытка интерпретации основных понятий темы — «интеграция», «аккультурация» и «поликультурное образование». Автором рассматриваются общие вопросы интеграции детей дошкольного возраста из семей мигрантов в образовательную среду дошкольной образовательной организации, средства и содержание поликультурного образования воспитанников, основу которого составляют знания о культуре принимающего сообщества, а также языковые умения и коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность практического пользования языком в различных ситуациях общения.
Ключевые слова: интеграция, аккультурация, поликультурное образование, дети-мигранты, содержание поликультурного образования, средства воспитания.
Содействие интеграции мигрантов, развитие их конструктивного взаимодействия с принимающим сообществом
является одним из основных направлений миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [3]. В связи с этим перед системой дошкольного образования ставится задача реализации программ социально-культурной интеграции воспитанников из семей мигрантов в образовательную среду детского сада.
Интеграция (от лат. //integratio// — соединение) — это объединение двух категорий населения в новую социально-культурную среду, в которой доминирующей оказывается культурная составляющая принимающего сообщества при одновременном сохранении норм и ценностей собственной культуры мигрантов. Результатом такой культурной интеграции — аккультурации — становится психологическая и социально-культурная адаптация прибывших в страну граждан других национальностей [1, с. 286]. Однако нельзя не отметить, что процесс интеграции для взрослой категории мигрантов представляет объективную сложность в силу имеющихся у них
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Поликультурное образование воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 49-54. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo406/
социальных стереотипов — устойчивых установок, определяющих их отношение к тем или иным нормам и ценностям, событиям и явлениям окружающей жизни, правилам взаимодействия с окружающими людьми.
Приспособление ребенка дошкольного возраста из семьи мигрантов к условиям жизни в новом сообществе, развитие его способностей к самостоятельной деятельности в новой социокультурной среде происходит гораздо менее болезненно в силу высокой сензитивности детства к формированию позитивных установок в межкультурном общении. Этот факт обуславливает особую ценность реализации поликультурного образования именно в дошкольном возрасте, когда в большинстве своем дети не обладают предубеждениями и устойчивыми стереотипами в отношении представителей другой национальности.
Поликультурное образование — это система обучения и воспитания, учитывающая религиозную, этническую и культурную специфику каждого воспитанника дошкольной образовательной организации, способствующая развитию толерантного отношения детей к представителям иной лингвокультур-ной общности. При этом деятельность педагогов детского сада по реализации содержания поликультурного образования, воспитанию межкультурной толерантности должна планироваться как с воспитанниками из семей мигрантов, так и с их русскоговорящими сверстниками, способствуя формированию начальных
навыков адаптации в динамично меняющемся мире, готовности использования ресурса культурного разнообразия в собственном развитии не только у детей-мигрантов, но и у детей принимающего сообщества.
Организация межкультурного взаимодействия воспитанников поликультурной группы предполагает формирование у детей первичных представлений о традициях и культурных ценностях разных народов, выработке навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов деятельности. Решению этих задач будет способствовать содержание всех ведущих направлений дошкольного образования, выделенных в федеральном государственном образовательном стандарте.
Реализация содержания «Социально-коммуникативное развитие», направленного на ознакомление дошкольников с традициями и нормами поведения в принимающем сообществе, будет способствовать успешной интеграции детей-мигрантов к условиям новой социокультурной среды, воспитанию чувства принадлежности не только к своей семье, но и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации. Для их русскоговорящих сверстников знакомство с нормами и правилами общения представителей других национальностей будет способствовать формированию навыков толерантного поведения, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе.
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Поликультурное образование воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 49-54. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo406/
Конкретное содержание социально-коммуникативного развития детей поликультурной группы возможно максимально полно реализовать в таком виде детской деятельности как игровая. Игра как особая форма самоопределения ребенка, обеспечивающая его вхождение в мир общественных и межличностных человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), выступает наиболее эффективным средством воспитания межкультурной толерантности. Любое игровое общество — кратковременное или долговременное — предлагает ребенку огромное количество коммуникативных задач в контексте достижения общих игровых целей, позволяя при этом сохранять определенную независимость и способность самостоятельного решения в ситуации совместной игры. Эта особенность игрового общения обеспечивает максимально благоприятные условия для того, чтобы дети из семей мигрантов овладели национально-культурными ценностями принимающей страны без утраты собственной культурной идентичности, делает игру незаменимым средством социокультурной адаптации и интеграции детей-мигрантов к условиям образовательной среды детского сада.
Важным свойством игры в организации образовательной деятельности для детей-мигрантов выступает ее лечеб-но-коррекционная функция. В новой социокультурной и языковой среде дети-инофоны оказываются в стрессовой ситуации, когда привычная им субкультура противостоит культуре принимающего сообщества. Реакцией на стресс
могут стать нарушения в когнитивно-аффективной сфере личности ребенка-мигранта, приводящие к конфликтам со сверстниками и различным формам социально-психологической дезадаптации. Игровые этюды, упражнения и игры, направленные на коррекцию различных сторон психики ребенка из семьи мигрантов, являются важным средством его социокультурной адаптации к условиям образовательной среды дошкольной образовательной организации.
Реализация содержания такого направления развития и образования детей, как «Познавательное развитие», предполагающее формирование у воспитанников первичных представлений о малой родине, многообразии стран и народов, позволит обратить внимание всех детей поликультурной группы на культурно-историческое наследие разных народов, а детям из семей мигрантов — овладеть национально-культурными ценностями принимающей страны, не утрачивая своей культурной идентичности.
Помимо этого, для успешной социокультурной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной среде необходимо целенаправленное обучение второму (неродному) языку. Недостаточная развитость навыков общения, адекватных новой социальной среде, различия в способах коммуникации и ритуалах речевого поведения мешают вовлечению детей-инофонов в многообразные виды образовательной и культурно-досуговой деятельности, затрудняют взаимодействие со сверстниками принимающего
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Поликультурное образование воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 49-54. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo406/
сообщества, становясь причиной конфликтов детей разных национальностей. Между тем, общение выступает важнейшим средством воспитания в поликультурной группе. Общаясь с окружающими взрослыми и сверстниками, ребенок не только получает разнообразную информацию о предметном мире, но и овладевает знаниями о культуре носителей изучаемого языка, о системе отношений в новой для него социальной среде. Содержание образовательной области «Речевое развитие», включающее «владение речью как средством общения и культуры» [Цит. по: 4, с. 6], будет способствовать овладению детьми-мигрантами коммуникативной компетенцией: формированию языковых умений и коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность практического пользования языком в различных ситуациях общения.
Художественно-эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)» [Цит. по: Там же. С. 6]. В контексте рассматриваемой проблемы особо важную роль играет народное искусство. Ценность его как средства воспитания межкультурной толерантности заключается в том, что в процессе ознакомления с лучшими образцами народного искусства дети получают представления о культуре, традициях, устойчивых эстетических идеалах и ценностях представителей разных национальностей в эмоциональной, образной форме [2, с. 50]. В условиях существования языкового
барьера универсальный язык народного танца, народной музыки и декоративно-прикладного искусства России и зарубежья открывает ребенку возможность новых коммуникативных связей, способствует воспитанию интереса и уважительного отношения детей поликультурной группы к разным видам народного искусства. Знакомство с национальными детскими песенками, музыкальными инструментами, произведениями фольклора и декоративно-прикладного искусства представителей разных культур будет способствовать воспитанию интереса и уважительного отношения детей поликультурной группы к культуре разных народов, стремления познавать и сохранять народное искусство России и зарубежья.
Физическое развитие предполагает «становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами» [Цит. по: 4, с. 7]. Реализация содержания этой образовательной области создаст условия для полноценного межкультурного взаимодействия воспитанников разных национальностей в совместной двигательной деятельности, позволит обратить внимание всех детей поликультурной группы на разнообразие национальных подвижных игр, обладающих свойством включать каждого ребенка в культурно-предметную среду с помощью невербальных средств, знакомить с национальными традициями в играх разных народов. Кроме того, совместные подвижные игры позволят
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Поликультурное образование воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 49-54. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo406/
детям-мигрантам по-новому открыться русскоязычным детям, обогатить их опыт взаимоотношений со сверстниками.
В заключение важно еще раз подчеркнуть, что интеграция и социально-культурная адаптация детей дошкольного возраста из семей мигрантов в принимающее сообщество — сложный и многоаспектный процесс. Для его успешного осуществления должны быть разработаны специальные программы психолого-педагогического сопровождения иноязычных воспитанников в образовательной среде дошкольной организации. Эффективность этих программ будет определяться сочетанием разнообразных средств, методов и технологий, направленных на работу со всеми воспитанниками (детьми из семей мигрантов и принимающего сообщества), готовностью воспитателей и специалистов дошкольной образовательной организации (музыкального руководителя, психолога, учителя-логопеда и других) к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства, их умением подбирать формы и содержание своей профессиональной
деятельности с учетом культурной, этнической и религиозной специфики каждого воспитанника.
Список литературы
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: Теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: «Издательство ИКАР», 2009. — 448 с.
2. Белова, А. С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства / А. С. Белова // Педагогика искусства. — 2011. — № 4. — С. 48-53.
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации от 13.06.2012 года) [Электронный ресурс]. — URL: http://kremLin.ru/events/president/ news/15635 (дата обращения: 14.10.2020).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Смирнова О. Д. Поликультурное образование воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 49-54. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo406/
Olga D. Smirnova
Murmansk regional institute of education development Murmansk, Russia
Multicultural education in pre-school educational institutions
Abstract. The attempt to interpret the key concepts of the theme: "integration", "•acculturation" and "multicultural education" was made in this article. The author examines general issues related to the
integration of pre-school children from migrant families into the educational environment of the pre-school educational institution and analyses the means and content of multicultural education, which is based on the knowledge of recipient culture, as well as language and communication skills that enable the practical use of a language in different communicative situations.
Keywords: integration, acculturation, multicultural education, migrant children, content of multicultural education, educational means.