Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3345
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДОШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / НАБЛЮДЕНИЕ / ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якименко Валентина Анатольевна

Данная статья посвящена проблеме проведения педагогической диагностики детской игры. Автор подчеркивает значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста, а также указывает на вариативность ее использования в образовательном процессе детского сада. Качественный анализ игры дошкольника обусловлен необходимостью компетентного педагогического сопровождения игровой деятельности. В статье отражены современные требования к использованию педагогической диагностики в дошкольном образовании, обозначены возможные затруднения педагогов при ее проведении. Автором выполнен анализ содержания образовательных программ дошкольного образования, выделены показатели развития, связанные с игровой деятельностью. Составленный перечень методик может быть использован педагогами в практике дошкольного образования при подборе диагностического инструментария для анализа детской игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якименко Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF THE PRESCHOOLER’S GAME: CURRENT TRENDS AND DIFFICULTIES IN CONDUCTING

This article is devoted to the problem of holding a pedagogical diagnostics of children's game. The author emphasizes the importance of the play in the life of a preschool child, and also points to the variability of its use in the educational process of the kindergarten. The qualitative analysis of a preschooler's game is due to the need for the competent pedagogical support of playing activity. The article reflects the modern requirements for the use of pedagogical diagnostics in preschool education. It identifies possible difficulties for teachers during its implementation. The author analyzes the content of the educational programs for preschool education, demonstrates indicators of the development associated with playing activities. The compiled list of methods can be used by teachers in the preschool education in the selection of diagnostic tools for the analysis of children's game.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ»

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

Якименко Валентина Анатольевна | yava76@bk.ru

Кандидат педагогических наук Доцент Института образования Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме проведения педагогической диагностики детской игры. Автор подчеркивает значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста, а также указывает на вариативность ее использования в образовательном процессе детского сада. Качественный анализ игры дошкольника обусловлен необходимостью компетентного педагогического сопровождения игровой деятельности. В статье отражены современные требования к использованию педагогической диагностики в дошкольном образовании, обозначены возможные затруднения педагогов при ее проведении. Автором выполнен анализ содержания образовательных программ дошкольного образования, выделены показатели развития, связанные с игровой деятельностью. Составленный перечень методик может быть использован педагогами в практике дошкольного образования при подборе диагностического инструментария для анализа детской игры.

Ключевые слова: игра, дошкольник, педагогическая диагностика, методы

диагностики, наблюдение, игровые умения, показатели развития.

Дошкольное детство — это период жизни, который ассоциируется у человека с беззаботностью, радостью, активностью и свободой. Во многом это обусловлено преобладающим (по предпочтениям детей, периодичности выбора и длительности) видом деятельности на данном возрастном этапе. Общеизвестно, что игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. Она обладает невероятным потенциалом для разностороннего развития, социализации, самореализации, воспитания и оздоровления ребенка.

Игру часто используют как форму образовательной деятельности, как уникальное педагогическое средство, как метод (или прием) обучения, как средство диагностики и коррекции нарушений развития. Вместе с тем организовать и провести диагностику самой игровой деятельности детей довольно затруднительно.

Отметим, что педагогическая диагностика на дошкольном уровне образования

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

претерпела серьезные изменения за последние два десятилетия. Они коснулись всех ее аспектов — от целеполага-ния до средств и форм реализации.

Мы можем применять педагогическую диагностику для оценки индивидуального развития ребенка и использовать полученные результаты для индивидуализации процесса образования, а также оптимизации работы с группой детей [14]. В то же время сейчас мы не имеем права применять педагогическую диагностику для оценки уровня освоения детьми содержания образовательной программы дошкольного образования. Результаты освоения этой программы выражены в виде целевых ориентиров [Там же], а промежуточная и итоговая аттестация воспитанников детских садов не предусмотрена действующими нормативными документами [16].

Для проведения диагностики могут применяться формализованные или неформализованные методы. К формализованным (или сильно / узко / строго формализованным) методам относятся тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Неформализованными (а также мало / низко формализованными) методами являются наблюдение, опрос, беседа и анализ продуктов детской деятельности. Иногда их еще называют стандартизированными и нестандартизированными методами диагностики.

В настоящее время в дошкольном образовании приоритет отдается

неформализованным методам педагогической диагностики. А из двух существующих подходов к оценке результатов диагностики — качественного и количественного — более предпочтительным является качественный. Обозначенные тенденции несколько усложняют работу педагога, поскольку сопоставить полученные количественные показатели с нормативами гораздо легче, чем выполнять глубокий качественный анализ показателей по каждому критерию.

Любой диагностический метод имеет свои преимущества и недостатки. Например, формализованные методы, как правило, требуют значительных затрат времени и усилий педагога. Неформализованные методы чаще всего не так сильно регламентированы, что порой упрощает процедуру диагностики, но при их использовании возрастают риски субъективной оценки полученных результатов.

Педагоги дошкольного образования не всегда оказываются компетентными, чтобы полноценно пользоваться диагностикой как педагогическим инструментом. Можно выделить теоретические, методологические, организационные и личностные затруднения педагогов при проведении педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) [10]. Это касается и диагностики игровой деятельности дошкольников.

Так, В. П. Арсентьева предлагает использовать мониторинг профессиональной компетентности в вопросах детской игры

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

и готовности к ее организации в условиях детского сада [2, с. 120-122]. Он включает в себя два блока. Первый блок предполагает проведение теста, состоящего из 14 закрытых вопросов с несколькими вариантами ответов. Второй блок включает задание «Закончить начатое предложение». Эти вопросы и задания касаются теории игры — ее сущности, онтогенеза, классификации, педагогического сопровождения и т. п.

С целью изучения особенностей организации и руководства игровой деятельности детей в ДОО В. А. Деркунская и А. Н. Харчевникова рекомендуют проводить анкетирование воспитателей, наблюдение за их работой, анализ игровой среды и планирования игровой деятельности [6, с. 112, 128-135]. Анкетирование нацелено на выявление позиции воспитателя (сопровождающей или традиционной) при организации и проведении сюжетно-ролевой игры детей. Авторы четко выделили критерии и показатели каждой позиции. Наблюдение за работой воспитателя предполагает определение специфики руководства сюжетно-ролевой игрой детей по 11 показателям. Для оценки результатов наблюдения разработаны четыре критерия. Анализ предметно-игровой среды осуществляется путем констатации факта наличия или отсутствия в игровом помещении группы детского сада тех или иных игрушек и атрибутов для игры, а также выявлением возможности для развертывания активных игровых действий и гибкого изменения среды. Особое внимание при этом уделяется

современности и вариативности игровых материалов. Анализ планирования игровой деятельности детей выполняется с опорой на ряд предложенных авторами критериев — от наличия целей и задач планирования до разнообразия описанных форм и методов руководства игрой.

Исследователи В. А. Деркунская и А. Н. Харчевникова считают проведение такого обследования необходимым компонентом комплексного мониторинга развития игровой деятельности детей.

Далее обратимся к вопросу об использовании педагогической диагностики непосредственно для анализа детской игры. При этом у воспитателей могут возникнуть дополнительные сложности.

Во-первых, это связано с двойственной природой игры, которая одновременно протекает в двух планах — внешнем и внутреннем [8, с. 245-246]. И не все процессы, которые при игре происходят в воображении ребенка, доступны внешнему восприятию со стороны.

Во-вторых, детские игры чрезвычайно разнообразны. В истории педагогики сделано множество попыток их классифицировать, и этот процесс еще продолжается. В таком многообразии трудно выделить единые критерии для всех видов детской игры.

В-третьих, для диагностики игры дошкольников чаще всего используют наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью. Однако это бывает

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

затруднительно из-за недостатка времени, которое выделяется на свободную самодеятельную игру детей в режиме дня детского сада.

В-четвертых, некоторые диагностические методики предполагают оперативную письменную фиксацию результатов, например, при заполнении диагностических таблиц или протоколов. Это требует определенных организационных условий, которые не всегда удается создать в современной ДОО. Чаще всего результаты своих ежедневных наблюдений педагоги фиксируют с опозданием, воссоздавая по памяти те или иные факты. В этом случае нельзя говорить о полной достоверности полученных результатов.

Несмотря на выделенные нами затруднения, необходимо проводить педагогическую диагностику детской игры, чтобы педагогическое сопровождение игровой деятельности осуществлялось с учетом индивидуальных особенностей детей.

Педагогическая диагностика игры чаще всего предполагает анализ игровых

навыков и умений ребенка, которые являются показателями его социально-коммуникативного развития. Так как «Социально-коммуникативное развитие» — это одна из образовательных областей дошкольного образования, то ей посвящен не только отдельный раздел в каждой основной образовательной программе дошкольного образования, но и раздел педагогической диагностики (в случае, если таковая предусмотрена данной программой).

Однако в системе педагогической диагностики примерных образовательных программ дошкольного образования критерии и показатели, необходимые для анализа детской игры, обычно распределены по разным образовательным областям. Это связано с тем, что все разностороннее развитие ребенка-дошкольника осуществляется через игру. Она является одновременно и формой, и содержанием образовательного процесса. Все виды деятельности детей так или иначе связаны с игрой. Поэтому зачастую через нее проявляются и показатели развития ребенка. Приведем несколько примеров (таблица 1).

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

Таблица 1 — Показатели развития дошкольника, связанные с игровой деятельностью

Название программы Возраст детей Образовательная область Показатели развития

«Детство» [7] 2-3 года Социально- коммуникативное развитие Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника или взрослого

Познавательное развитие Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы-заместители; узнает и называет игрушки

Речевое развитие Сопровождает речью игровые и бытовые действия, может рассказать об игрушке

Физическое развитие Проявляет желание играть в подвижные игры

«Мир открытий» [13] 3-4 года Социально- коммуникативное развитие В играх адекватно отображает семейные отношения (родители заботятся о детях)

Познавательное развитие Умеет использовать в игре предметы-заместители

Речевое развитие Умеет организовать речевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами, может поддерживать разговор при описании игрушек

Физическое развитие Охотно и эмоционально включается в подвижные игры на прогулках, на занятиях

«Мозаика» [11] 4-5 лет Социально- коммуникативное развитие Проявляет самостоятельность в выборе игры и развитии замысла

Познавательное развитие Создает простейшие постройки для игр из конструктора

Речевое развитие Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки

Художественно- эстетическое развитие Выделяет выразительные свойства дымковской и филимоновской игрушки, создает образы разных предметов и игрушек

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

Оценку индивидуального развития ребенка по указанным показателям осуществляют посредством наблюдения за деятельностью детей. В каждой программе есть своя система интерпретации результатов. Чаще всего по каждому показателю присваивается определенное количество баллов, которое фиксируется в диагностических таблицах или протоколах (индивидуальных или групповых). На основании подсчета баллов определяется уровень развития ребенка по тому или иному показателю. Число уровней, а также их названия, могут отличаться в разных программах. Например, в программе «Мозаика» выделено три уровня развития:

1) достаточный уровень (показатель сформирован);

2) уровень, близкий к достаточному (показатель в стадии формирования);

3) недостаточный уровень (показатель не сформирован).

В обновленном, шестом, издании образовательной программы «От рождения до школы» [12] появился раздел «Ожидаемые образовательные результаты освоения программы». При этом все образовательные результаты подразделяются на мотивационные (личностные), универсальные и предметные. Описание показателей по всем направлениям развития детей расположено в разделе

«Предметные образовательные результаты». Также в подразделе, посвященном образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», есть отдельная группа показателей — по развитию игровой деятельности детей. Наличие таких показателей позволяет педагогам и родителям составить обобщенное представление о том, как именно должно происходить развитие игры дошкольников на каждом возрастном этапе.

Выполняя обзор диагностических методик для более глубокого анализа игровой деятельности детей, мы столкнулись с тем, что, несмотря на существующее разнообразие подходов к подбору критериев и показателей, по содержанию и форме проведения процедуры диагностики практически все они ориентированы на изучение только сюжет-но-ролевой игры. В отдельных случаях встречается описание режиссерских и театрализованных игр либо универсальные методики, позволяющие оценить те или иные игровые навыки и умения в разных видах детской игры.

Мы составили небольшой перечень диагностических методик для анализа игровой деятельности дошкольников с указанием авторов и источников, а также краткой аннотацией по каждой методике (таблица 2).

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

Таблица 2 — Перечень диагностических методик для анализа игровой деятельности дошкольников

Название методики, автор(ы) Аннотация

«Педагогическая диагностика сюжетной и сюжетно-ролевой игры», О. В. Солнцева [15] Методика предполагает изучение сюжетной игры ребенка на третьем году жизни и сюжетно-ролевой — в возрасте от трех до семи лет. Оценка уровней освоения игры осуществляется посредством наблюдения за игровыми проявлениями ребенка, результаты которого фиксируются в диагностической карте. Степень выраженности показателей отражается в баллах (от 1 до 3), суммой которых определяется оптимальный, достаточный, недостаточный или низкий уровень освоения игры. При необходимости педагог может использовать предложенные автором игровые ситуации. Автором подробно описаны сама процедура диагностики, система оценивания, а также возможности использования полученных результатов при дальнейшем педагогическом сопровождении игр детей

«Диагностика субъектных проявлений дошкольников в игровой деятельности», О. В. Акулова, О. В. Солнцева [1] Методика предусмотрена для использования применительно к сюжетно-ролевым и режиссерским играм детей 5-7 лет. По каждому показателю авторы предлагают отдельные методы и методики: - интерес к участию в сюжетных играх — индивидуальная беседа; - интерес к сюжетным играм, их содержанию — методика «Выбор картинки»; - избирательность, самостоятельность и творчество — наблюдение за самостоятельными играми детей; - коммуникативно-игровые умения — наблюдение за организационным игровым общением детей; - круг общения в игре — метод одномоментных срезов — наблюдения за играми. Для каждой методики авторы приводят описание критериев и показателей. После проведения диагностики предусмотрено деление детей на группы по особенностям освоения позиции субъекта игровой деятельности: А — оптимальное развитие, В — достаточное, С — недостаточное, D — сниженное

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

Название методики, автор(ы) Аннотация

«Экспресс-диагностика игровой деятельности», О. В. Акулова, О. В. Солнцева [Там же] Данная диагностика предполагает проведение наблюдения за самостоятельными играми детей с опорой на 11 выделенных авторами параметров. Результаты обследования фиксируются в специальных диагностических картах. При необходимости наблюдения могут быть дополнены диагностическими игровыми ситуациями, которые предложены авторами для детей разных возрастных групп

«Анализ игровой деятельности детей», Н. В. Микляева [9] Это целый комплекс диагностических методик разных авторов, которые подобраны Н. В. Микляевой для определения уровня развития игровой деятельности: - анализ самостоятельной деятельности детей раннего возраста (С. Н. Теплюк) включает в себя 4 компонента — характеристику развивающей среды, поведения детей в процессе самостоятельной деятельности, взаимоотношений детей и поведения взрослого. Протокол наблюдения заполняется после 20 минут пребывания в группе; - наблюдение за игрой детей 3-4 лет (по методике О. П. Гав-рилушкиной) предполагает, что в игровом уголке создается небольшое игровое поле для игр с образными игрушками, куда приглашают двух детей, которые хотят играть вместе. Они организуют игру «по интересам». Взрослый наблюдает с опорой на ряд параметров — содержание игры, отношение к игрушке, длительность и разнообразие игровых цепочек и др.; - наблюдение за коллективной или групповой игрой детей 5-7 лет с опорой на критерии, выделенные Д. Б. Элькониным; - исследование уровня развития детской игровой деятельности и педагогического руководства развитием игры у воспитанников ДОО (С. В. Бабенко); - разносторонний анализ игровой деятельности ребенка с опорой на исследования Н. Т. Гринявичене, Р. И. Жуковской, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой, Д. В. Мендже-рицкой, С. Л. Новоселовой, Л. Д. Пеневой, А. Д. Саар, А. П. Усовой и др.

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

Название методики, автор(ы) Аннотация

«Диагностика игровой субкультуры старшего дошкольника», В. А. Деркунская [5] Методика нацелена на выявление игровых интересов, предпочтений и игровых позиций детей. Для этого используются индивидуальные беседы, наблюдение за самостоятельной и организованной игровой деятельностью детей (в сюжет-но-ролевых играх и играх-драматизациях), этюды и упражнения с детьми, а также интервьюирование, анкетирование и тестирование педагогов и родителей. Автор предлагает перечень вопросов для беседы, интервью и анкеты, а также описывает показатели, опираясь на которые необходимо проводить наблюдение. Обработка результатов — качественная, согласно предложенным автором аспектам, на которые надо обратить внимание. Есть технология оценки результатов и методические подсказки по использованию результатов диагностики в организации сюжетно-ролевых игр

«Мониторинг развития игровой деятельности мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста», В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова [6] Мониторинг состоит из целого комплекса диагностических мероприятий по различным показателям (на основе сюжет-но-ролевой игры): - отношение к игре и игровые интересы — индивидуальная беседа с каждым ребенком и анкетирование родителей; - развитие игровых умений — наблюдение за самостоятельной игрой детей (многократно); - особенности полоролевой самоидентификации детей и особенности представлений воспитателей о гендерном воспитании — наблюдения, интервью, опрос, социометрия и др.; - особенности организации и руководства игровой деятельностью детей в ДОО. Авторами подробно описаны критерии и показатели, инструкции, а также необходимые условия для проведения мониторинга

«Диагностика развития игровой деятельности детей 5-7 лет», Н. Н. Серова [В кн.: 4] Методика предполагает проведение наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей. После этого определяется уровень развития игровой деятельности детей. Четырехуровневая оценка игровых умений детей осуществляется по каждому компоненту игры (организация, содержание, роль и пр.). Результаты фиксируются в сводной таблице

УДК 373.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

Название методики, автор(ы) Аннотация

по группе детей, что позволяет наглядно представить картину развития игровых умений — как по всей группе, так и по каждому ребенку индивидуально

«Мониторинг развития игровой деятельности на этапах раннего и дошкольного возраста», В. П. Арсентьева [2] Мониторинг включает в себя четыре блока. Первый блок — анкетирование педагогов, которое они выполняют на основании своих ежедневных наблюдений за детьми. Второй блок позволяет определить степень активности ребенка в процессе игры (по методике М. Н. Силаевой). Третий блок посвящен оценке игровой деятельности детей раннего возраста, причем в анализ включены мини-режиссерская и образно-ролевая игры. Четвертый блок ориентирован на оценку уровня развития сюжетно-ролевой игры детей 3-7 лет на каждом возрастном этапе. В каждом блоке мониторинга автором предложены критерии и показатели развития игровой деятельности

Представленный перечень дает лишь первичное представление о существующих в отечественной науке методиках педагогической диагностики детской игры. Однако данный перечень далеко не полный. Кроме того, он не содержит анализа зарубежных подходов к изучению игры. Такой анализ провела Е. В. Богина [3]. Она упоминает труды следующих зарубежных авторов: Г. Лэндрет, Хоу, Сильверн, К. О'Коннор, Э. Каттанах, А. Ферро, Э. Эриксон, О. Кер-нберг и др. На основании проведенного анализа Е. В. Богина предложила свою авторскую версию диагностики детской игры, а также обосновала ее использование в игровой терапии.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что игра как важнейшее явление в жизни ребенка дошкольного возраста нуждается во внимательном отношении со стороны взрослых — педагогов и родителей. С целью разностороннего развития детей необходимо создавать оптимальные условия для развития игры, включая компетентное педагогическое сопровождение игровой деятельности. А оно предполагает владение воспитателем навыками организации и проведения педагогической диагностики детской игры на разных возрастных этапах. Для этого важно понимать сущность игры, знать о ее значении, различать ее разновидности, уметь выделять критерии

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

и видеть показатели развития игровой деятельности детей в их повседневной жизни. И, главное, результаты проведенной диагностики не должны остаться на бумаге, они должны получить свое продолжение в планировании игровой и образовательной деятельности в детском саду, при разработке и реализации индивидуальных программ и образовательных маршрутов.

Список литературы

1. Акулова, О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, О. В. Солнцева; науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: Детство-Пресс, 2012. — 176 с.

2. Арсентьева, В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учебное пособие / В. П. Арсентьева.

— М.: Форум, 2012. — 144 с.

3. Богина, Е. В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры: Методическое пособие / Е. В. Богина.

— М.: Флинта, 2019. — 144 с.

4. Виноградова, Н. А. Сюжетно-роле-вые игры для старших дошкольников: Практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — М.: Айрис-пресс, 2011. — 128 с.

5. Деркунская, В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре / В. А. Деркунская. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 128 с.

6. Деркунская, В. А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская,

А. Н. Харчевникова. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

7. Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Н. В. Верещагина. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 16 с.

8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2019.

— 464 с.

9. Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста / авт.-сост. Н. В. Микляева. — М.: Аркти, 2015. — 104 с.

10. Зелко, А. С. Затруднения педагога при проведении диагностики в дошкольной образовательной организации / А. С. Зелко, В. А. Якименко // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы VI Международной научно-практической конференции (Казань, 1 декабря 2017 г.) / сост. С. Г. Григорьева, Н. Н. Новик; науч. ред. В. Г. Закирова.

— Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017.

— С. 79-84.

11. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017. — 528 с.

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Якименко В. А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 40-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo305/

12. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2020. — 368 с.

13. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»: Методическое пособие для воспитателей, методистов, руководящих работников образовательных организаций / авт.-сост. Е. В. Трифонова; науч. рук. Л. Г. Петер-сон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 272 с.

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 (ред. от 21.01.2019 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 23.08.2021).

15. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. — М.: Сфера, 2010. — 176 с.

16. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 23.08.2021).

Valentina A. Yakimenko

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Pedagogical diagnostics of the preschooler's game: current trends and difficulties in conducting

Abstract. This article is devoted to the problem of holding a pedagogical diagnostics of children's game. The author emphasizes the importance of the play in the life of a preschool child, and also points to the variability of its use in the educational process of the kindergarten. The qualitative analysis of a preschooler's game is due to the need for the competent pedagogical support of playing activity. The article reflects the modern requirements for the use of pedagogical diagnostics in preschool education. It identifies possible difficulties for teachers during its implementation. The author analyzes the content of the educational programs for preschool education, demonstrates indicators of the development associated with playing activities. The compiled list of methods can be used by teachers in the preschool education in the selection of diagnostic tools for the analysis of children's game.

Keywords: game, preschooler, pedagogical diagnostics, diagnostic methods, observation, playing skills, development indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.