Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА'

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СУЖДЕНИЕ / РЕФЛЕКТИРУЮЩЕЕ СУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буянский Дмитрий Борисович

В статье обосновывается актуальность вопросов гражданского воспитания на современном этапе развития российского общества; обобщен опыт формирования гражданской компетентности у школьников; приведены основные принципы, которые должны лежать в основе оценки достигнутого уровня гражданской компетентности. Уточняются содержание понятия гражданской компетентности в свете обновленного ФГОС ООО, показатели уровня ее развития. Приводится авторская методика диагностики достигнутого уровня гражданской компетентности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA-BASED ASSESSMENT OF THE STUDENT’S CIVIL COMPETENCE LEVEL

The article substantiates the relevance of the issues of the civic education at the present stage of the development of Russian society. It summarizes the experience of the formation of the civic competence among schoolchildren. The paper provides the basic principles that should underlie the assessment of the achieved level of the civic competence. The content of the concept of the civil competence in the light of the updated GEF, indicators of the level of its development are clarified. The author's method of diagnostics of the achieved level of the student’s civil competence is given.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

УДК 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Критериальное оценивание уровня гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 60-66. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo307/

Буянский Дмитрий Борисович | d.buyanskiy@mail.ru

Кандидат педагогических наук Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ г. Пионерского Пионерский, Россия

Критериальное оценивание уровня гражданской компетентности школьника

Аннотация. В статье обосновывается актуальность вопросов гражданского воспитания на современном этапе развития российского общества; обобщен опыт формирования гражданской компетентности у школьников; приведены основные принципы, которые должны лежать в основе оценки достигнутого уровня гражданской компетентности. Уточняются содержание понятия гражданской компетентности в свете обновленного ФГОС ООО, показатели уровня ее развития. Приводится авторская методика диагностики достигнутого уровня гражданской компетентности школьника.

Ключевые слова: гражданская компетентность, гражданское воспитание, критическое мышление, определяющее суждение, рефлектирующее суждение.

Обновленный ФГОС ООО предъявляет требования к достижению личностных результатов освоения программы основного общего образования, в т. ч. в части гражданского воспитания, которое подразумевает среди прочего готовность к

выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, а также активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны [4, с. 43]. Понимание сущности таких понятий, как «гражданственность», «гражданин» тесно связано с целями гражданского образования, среди которых — стремление подготовить человека к активной деятельности в обществе, участию в политической жизни государства. Однако роль человека в жизни государства и общества может трактоваться по-разному. В практике тоталитарных и авторитарных режимов акцент делался на подчиненности личных интересов государственным: человек должен быть прежде всего «полезным» для общества, законопослушным исполнителем идеологических догм. В демократическом обществе цели гражданского воспитания принципиально другие. В большинстве стран гражданское образование понимается как обучение основам демократии, так как социальная роль гражданина — это, в первую очередь, участие в демократических процедурах и институтах.

УДК 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Критериальное оценивание уровня гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 60-66. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo307/

Особо отмечено, что личностные результаты в обязательном порядке включают и освоение обучающимися социального опыта освоения соответствующих социальных ролей [Там же. С. 46]. При этом важна не только функциональная готовность решать эти и другие перечисленные во ФГОС задачи гражданского воспитания, но и достижение определенного уровня развития способностей решать эти задачи, т. е. можно вести речь о формировании гражданской компетентности. Под гражданской компетентностью мы понимаем совокупность готовности и способностей, позволяющей личности активно, ответственно и эффективно реа-лизовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе [1, с. 7].

Учитывая масштаб и сложность стоящих перед системой образования задач гражданского воспитания, особое внимание следует обратить на проблему диагностики и оценивания достигнутых в этой сфере результатов, причем эта проблема касается как форм, методов, так и критериев оценивания достигнутого уровня гражданской компетентности. Прежде всего мы должны четко определить, что именно является показателем способности человека решать сложные неопределенные задачи в сфере гражданской деятельности.

Первым таким показателем являются, безусловно, знания из сферы общественных наук, позволяющие решать разнообразные учебные и жизненные задачи в сфере гражданских отношений. Причем важны

знания не сами по себе, а складывающиеся в единую научно обоснованную картину мира в понятиях, темах, проблемах, идеях и фактах, охватывающих сферы применения гражданских компетенций. Картина мира должна обеспечить понимание связей между самыми важными фактами, возможность предсказать последствия тех или иных действий, умение на этой основе делать выводы и т. п. Таким образом, речь идет не только о наборе знаний, но и об умственных навыках — отбирать необходимые данные, анализировать, синтезировать и оценивать их, делать логически обоснованные выводы, демонстрируя таким образом навыки владения критическим мышлением.

На минимально необходимом уровне развития гражданской компетентности эта картина мира должна обеспечивать выполнение основных социальных ролей — избирателя, потребителя, участника гражданских правоотношений и т. д., готового к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважающего права, свободы и законные интересы других людей. На этом уровне вполне достаточно навыка выносить определяющее суждение, когда человек правильно соотносит частные данные с необходимой системой ценностей, критериев [2, с. 32]. Например, попадая в спор о гражданских правоотношениях, человек апеллирует к соответствующим правовым нормам, а не к обыденным понятиям о справедливости. И наоборот, в ситуациях, которые не регулируются правовыми нормами, умеет опираться на нормы морали, этики, эстетики и т. п.

УДК 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Критериальное оценивание уровня гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 60-66. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo307/

На оптимальном уровне развития гражданской компетентности эта картина мира должна позволить решать задачи в нестандартной ситуации, предполагающие не один вариант решения. Решение таких задач возможно с привлечением разных систем критериев, необходимо умение взглянуть на ситуацию с разных сторон — с позиции как правовых, так и других социальных норм, увидеть ее глазами людей, принадлежащих к разным социальным группам. На этом уровне не обойтись без способности к рефлектирующему суждению, когда человек сам определяет систему ценностей, критериев, на основании которых он выбирает пути решения задач [Там же. С. 33].

На максимальном уровне человек самостоятельно выявляет и определяет актуальную социальную проблему, формулирует задачи и способы их решения, включая познавательную, исследовательскую деятельность. Здесь важно, чтобы человек не воспроизводил активно обсуждаемые проблемы, а выявлял проблему самостоятельно, доказывал ее актуальность, предлагал варианты ее решения, проявлял умение организовать решение проблемы, владея коммуникативными навыками. Это уровень социального поступка, при котором важна практическая деятельность: исследовательская, проектная, волонтерская и т. д.

Методами развития и диагностики гражданских качеств могут выступать ком-петентностные задачи, кейсы, в которых

могут быть как реальные, так и смоделированные проблемные ситуации из различных сфер жизни общества, при решении которых проявляется уровень развития гражданской компетентности. Такие задачи, ситуации, кейсы собраны, к примеру, в двухтомном методическом конструкторе «Обществознание и права человека», которое стало результатом длительной совместной работы ученых-правоведов и практикующих учителей из различных общеобразовательных организаций Москвы, Калининграда, Нижнего Новгорода и других городов [3].

Другим эффективным инструментом диагностики уровня гражданских компетенций может являться сочинение, например, в рамках Межрегионального конкурса сочинений «Я — гражданин России», Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», регионального конкурса «Я пишу сочинение», организованного Министерством образования Калининградской области, и других. Целями и задачами этих и многих других конкурсов сочинений объявлены формирование и развитие гражданственности и патриотизма у детей и молодежи, способствование достижению ими личностных результатов образования, обозначенных ФГОС.

Разработанные нами критерии могли бы не только решать задачу определения призеров и победителей конкурсов, но и служить шкалой диагностики достигнутого уровня гражданской компетентности школьников (таблица 1).

Буянский Д. Б. Критериальное оценивание уровня гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 60-66. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo307/

Таблица 1 — Шкала диагностики уровня гражданской компетентности

Критерии Баллы (Макс. 6)

Критерий 1: постановка проблемы

Необходимый уровень (репродуктивный): - распознается и правильно воспроизводится актуальная проблема. Формулировка приведена та, которая уже обсуждалась во время уроков или часто встречается в СМИ; - проблема актуализирована через общественный резонанс, упоминания в СМИ; - проблема актуальна на уровне первичной реальной группы (семья, класс, школьное сообщество, группа друзей и т. д.); - проблема формулируется с опорой на научные представления, с использованием теоретических понятий

Соблюдены все критерии 2

Соблюдено 2-3 критерия (проблема не актуализирована, сформулирована на обыденном уровне) 1

Соблюдено не более одного критерия, проблема не сформулирована 0

Оптимальный уровень (продуктивный): - проблема формулируется на основе выявленных противоречий; - проблема актуализирована на уровне личного отношения к ней; - проблема актуальна на уровне вторичных реальных или номинальных групп, к которым явно причисляет себя учащийся (жители города, избиратели, представители одной партии, нации, идеологии или течения и т. д.); - проблема формулируется с опорой на научные представления, с использованием теоретических понятий

Соблюдены все критерии 4

Соблюдено 2-3 критерия 3

Критерий 2: построение картины мира в фактах, понятиях, идеях

Необходимый уровень (репродуктивный): - используются необходимые для раскрытия и решения проблемы теоретические понятия, идеи, термины; - используются факты, поддерживающие теоретические понятия, термины, идеи; - использованные факты отобраны, классифицированы и правильно соотнесены с теоретическими положениями; - на основании фактических и теоретических данных выносятся аргументированные суждения

Полностью соблюдены все критерии 2

Соблюдено полностью 2-3 критерия, имеются ошибки в соотнесении и классификации данных, теоретических положений и фактических данных недостаточно для полного раскрытия и решения проблемы 1

Соблюдено полностью не более двух критериев 0

УДК 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

УДК 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Критериальное оценивание уровня гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 60-66. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo307/

Критерии

Баллы (Макс. 6)

Оптимальный уровень (продуктивный):

- соблюдены все критерии необходимого уровня;

- продемонстрированы умения аргументированно выделять важные факты, отделять их от незначительных;

- продемонстрировано умение отделять факты от мнений;

- использованы соответствующие навыки критического мышления для анализа, синтеза, сравнения и оценки данных;

- ключевые понятия, термины, идеи четко и полно определяются;

- факты и детали аргументированно разделяются на правдоподобные и вымышленные, достоверные и сомнительные;

- четко и полно выстраиваются причинно-следственные связи, причины отделяются от предпосылок

Полностью соблюдены все критерии

4

Соблюдено полностью 3-5 критериев

3

Максимальный уровень (уровень социального поступка):

- соблюдены все критерии оптимального уровня;

- используются выходящие за рамки школьной программы теоретические положения: понятия, термины, идеи;

- продемонстрировано понимание противоречий между идеями;

- продемонстрировано знание различных позиций и умение аргументированно выбирать из них

Полностью соблюдены все критерии

6

Соблюдено полностью 3-4 критерия

Критерий 3: решение проблемы

Необходимый уровень (репродуктивный):

- представлен свой вариант решения проблемы;

- решение проблемы логично увязано с системой социальных норм: правовых, моральных, этических и т.д.;

- решение проблемы не противоречит основным принципам гуманизма, демократии, правового, светского, социального государства, не нарушает прав и свобод человека;

- решение проблемы является результатом осмысления учащимся системы личных нравственных, гражданских, культурных и иных ценностей и своего отношения к ним

Полностью соблюдены все критерии

2

Соблюдено полностью 2-3 критерия

Соблюдено полностью не более одного критерия, решение проблемы не представлено

0

Оптимальный уровень (продуктивный):

- соблюдены все критерии необходимого уровня;

- решение проблемы рассмотрено с позиций разных социальных норм, представителей разных социальных групп, идеологий;

- рассмотрены как сильные, так и слабые стороны представленного варианта решения проблемы;

- показана связь представленного варианта решения проблемы с практикой;

- представлено знание других точек зрения на решение проблемы, выражено свое отношение к ним

5

1

УДК 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Критериальное оценивание уровня гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 60-66. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo307/

Критерии Баллы (Макс. 6)

Полностью соблюдены все критерии 4

Соблюдено полностью 3-4 критерия 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальный уровень (уровень социального поступка): - соблюдены все критерии оптимального уровня; - представлены альтернативные варианты решения проблемы, показано понимание рационального в иных подходах; - продемонстрировано умение понимать точку зрения людей других культурных, нравственных, гражданских и иных ценностей в альтернативных вариантах решения проблемы; - продемонстрирован собственный опыт практического решения проблемы

Полностью соблюдены все критерии 6

Соблюдено полностью 2-3 критерия 5

Исходя из этой шкалы, можно высчитать и уровни развития гражданской компетентности. Мы можем каждый из уровней разделить на подуровни частичного достижения, когда соблюдены не все необходимые критерии; таким образом, необходимый уровень начинается с 3 баллов (частично достигнутый), а полное его достижение — это по 2 балла за каждый из критериев. Однако превышение 6 баллов еще не свидетельствует о частичном достижении оптимального уровня, поскольку здесь необходимо набрать как минимум по 3 балла за каждый из критериев, то есть 9 баллов. Таким образом, условимся, что частичное достижение оптимального уровня начинается с 9 баллов, а полностью этот уровень достигается с двенадцатью баллами. Чтобы можно было считать достигнутый уровень компетентности максимальным, нужно не просто превышение предыдущего уровня, а значительное

его превышение. В итоге мы имеем следующую шкалу:

- максимальный уровень — 17-18 баллов;

- оптимальный уровень — 9-16 баллов;

- необходимый уровень — 3-8 баллов.

Безусловно, предлагаемые критерии оценки уровней гражданской компетенции являются дискуссионными и могут подвергаться доработке в ходе их практического применения. В данной статье мы говорим об оценке способностей гражданина решать сложные неопределенные задачи при выполнении своих функций как активного члена гражданского общества. Однако гражданскую компетентность характеризует еще и готовность участвовать в решении насущных задач и проблем, положительная мотивация к деятельности в сфере гражданских отношений. Проблема диагностики этого компонента еще нуждается в своем исследовании.

УДК 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Критериальное оценивание уровня гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 60-66. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/30sent2021/kvo307/

Список литературы

1. Буянский, Д. Б. Формирование гражданской компетентности учащихся средней школы: Методическое пособие для учителей / Д. Б. Буянский. — Калининград: Издательство КОИРО, 2012. — 55 с.

2. Буянский, Д. Б. Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника [Электронный ресурс] / Д. Б. Буянский // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 31-35. — URL: https://koirojournal. ru/reaüses/q2019/4dec2019/kvo405/ (дата обращения: 14.08.2021).

3. Обществознание и права человека: методический конструктор: в 2 т. Т. 1. Право / В. В. Луховицкий [и др.]; авт. введ. и рец. А. В. Половникова, Н. С. Шутикова; рец. Е. В. Питько. — М.: Книгодел, 2016. — 406 с.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://pubücation. pravo.qov.ru/Document/View/00012

02107050027?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 14.08.2021).

Dmitry B. Buyansky

Secondary school of Pionersky Pionersky, Russia

Criteria-based assessment of the student's civil competence level

Abstract. The article substantiates the relevance of the issues of the civic education at the present stage of the development of Russian society. It summarizes the experience of the formation of the civic competence among schoolchildren. The paper provides the basic principles that should underlie the assessment of the achieved level of the civic competence. The content of the concept of the civil competence in the light of the updated GEF, indicators of the level of its development are clarified. The author's method of diagnostics of the achieved level of the student's civil competence is given.

Keywords: civic competence, civic education, critical thinking, determining judgment, reflecting judgment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.