Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнова Ольга Александровна

В связи с внедрением с сентября 2021 года во все общеобразовательные организации Российской Федерации новой программы воспитания возникает необходимость в создании действенных механизмов для преодоления барьеров и рисков, связанных с ее внедрением и реализацией. В статье представлена модель внедрения программы воспитания в общеобразовательные организации, воплощение, которой, по мнению автора, позволяет повысить эффективность процесса внедрения, его системность и управляемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION MODEL OF THE UPBRINGING PROGRAM IN THE KALUGA REGION

The implementation of a new upbringing educational program to all educational organizations of the Russian Federation from September 2021 provides the necessity to create effective mechanisms to overcome the barriers and risks associated with its installation and realization. The article presents the implementation model of an upbringing program into general educational organizations. Its realization, according to the author, makes it possible to increase the efficiency of the implementation process, its system and governability.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 37.018

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Портнова О. А. Модель внедрения программы воспитания в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 52-59. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo306/

Портнова Ольга Александровна | kgiro.portnova@mail.ru

Кандидат педагогических наук

Методист отдела сопровождения воспитательных программ дополнительного образования и предметной области «Искусство» Калужский государственный институт развития образования Калуга, Россия

Модель внедрения программы воспитания в Калужской области

Аннотация. В связи с внедрением с сентября 2021 года во все общеобразовательные организации Российской Федерации новой программы воспитания возникает необходимость в создании действенных механизмов для преодоления барьеров и рисков, связанных с ее внедрением и реализацией. В статье представлена модель внедрения программы воспитания в общеобразовательные организации, воплощение, которой, по мнению автора, позволяет повысить эффективность процесса внедрения, его системность и управляемость.

Ключевые слова: модель внедрения, программа воспитания, показатели эффективности, готовность педагога.

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся и приказу Минпросвещения России от 11.12.2020 года № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные

государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» [3, 6] общеобразовательные организации до 1 сентября 2021 года должны разработать и утвердить рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы с учетом включенных в примерные образовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

С реализацией новой нормы возникают барьеры, связанные с пониманием подходов к воспитанию, кадровым дефицитом, «сопротивлением» педагогов концептуальным изменениям. Анализ готовых программ указывает на риски формального подхода в написании собственных программ в образовательных организациях [2].

В сложившихся условиях усилия института развития образования Калужской области были направлены на организацию обучения и методической поддержки

УДК 37.018

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Портнова О. А. Модель внедрения программы воспитания в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 52-59. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo306/

заместителей директоров школ по воспитательной работе, а также педагогов, ответственных за организацию воспитательной работы в школах, по вопросам разработки и эффективного внедрения рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.

На протяжении 2019-2020 гг. региональная команда апробации примерной программы воспитания тесно сотрудничала с авторами-разработчиками примерной программы воспитания — специалистами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования». Члены региональной команды посещали обучающие семинары, школьные команды разработали и направили на федеральную экспертизу рабочие программы воспитания своих образовательных организаций, сотрудники ГАОУ ДПО «КГИРО» прошли повышение квалификации в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования» по программе «Воспитание в современной школе: от программы к действию» [1, 4].

Нельзя забывать, что целью актуальных изменений в образовании в части воспитания является повышение качества воспитания в российской школе, а инструментом, структурирующем воспитательную работу в школе, становится программа воспитания. Для системной работы по внедрению новых программ необходим эффективный инструмент. Таким инструментом в Калужской области стала модель внедрения рабочих программ воспитания в общеобразовательных

организациях Калужской области (рисунок 1).

В своей работе над моделью автор опирался на материалы разработчиков примерной программы воспитания [5], информационные ресурсы института стратегии развития образования РАО [1, 4] и практический опыт, полученный в процессе обучения педагогов на курсах повышения квалификации для заместителей директоров по воспитательной работе [2]. Впоследствии данная модель была реализована Калужским государственным институтом развития образования при поддержке Министерства образования и науки Калужской области.

С 1 сентября 2021 года школы региона начинают работать по новым программам воспитания.

Данная модель работает на следующих общих педагогических принципах: кон-цептуальность, включающая философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей с опорой на научную концепцию. Системность отражена в логике процесса взаимосвязью всех частей и целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения и варьирование методов, коррекцию компонентов. Работа на результат способствует подбору наиболее оптимальных средств его достижения. Учет реальных возможностей позволяет приблизить работу к реальности.

УДК 37.018

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Портнова О. А. Модель внедрения программы воспитания в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 52-59. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo306/

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ БЛОК

ЦЕЛЬ: повысит = эффективное 1 ь внедрения программы воспитания

ПРИНЦИПЫ

КонцептуальнйСть | Системность | Управляемость I Результативность | Реалистичность

ЗАДАЧА: конструктивная ПОМОЩЬ педагогу

Б разработке 1 программы В орг анизации воспитат ельной работь с опорой Не. программу воспитания В определении uOuimai ел ьнОГО потенциала педаг /че;ких собьг/й В решении проблемы ЛИЧНОСТНО! о развития школьника и педаг □! а В определении критериев и 1 lOKajai елей Самоа-ал лза

СОДЕРЖАТЕЛЬ! 1Ь1М БЛОК

Разработка I Утверждение Апробация | Внедрение | Супервизия

ОРГАНИЗАЦИОННЫМ БЛОК

Ми-истерство Г росвещения России ФГБНУ«ИСРО РАО» Министерс1 во образовав ия и науки Калужской облает и Калужский | а^ударс1 üei-ный инс1итут развития образования Муниципальные ОТДе: ы образовагия Образэиате; ьная организация

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

ПОКАЗАТЕЛИ эффект и иное г и инедренин и рог рампы

Показатель 1 Показатель 2 Показатель Ъ

Готовность г 1 еда'ого в обр азо вате г ьных организаций Ин 1 ерееная. СО бы " ийг э -нйсы!_егна^, личное гно-развивающая и социально-ориентированная Жизнь де_ей и педа.1 eii ои в школе Обобщение / райграсiранение опыта результативного внецрения рабочих программ воспитания

Рисунок 1 — Модель внедрения рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях Калужской области

Реализация программы предполагает личностный подход к воспитанию, где главным является педагог, воспитывающий своими действиями, отношением и собственно личностью [5]. Мы видим своей главной задачей в процессе внедрения программы воспитания оказание конструктивной помощи педагогу:

- в разработке программы;

- в организации воспитательной работы с опорой на программу воспитания;

- в определении воспитательного потенциала педагогических событий;

- в решении проблемы личностного развития;

- в определении критериев и показателей самоанализа.

Организационный блок модели дает нам возможность увидеть совместные усилия различных организаций, представляющих этапы их деятельности:

- с 2019 года Калужская область включена в апробацию примерной программы воспитания. В состав региональной команды вошли представители Министерства образования и науки Калужской области, ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» и семи общеобразова-

УДК 37.018

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Портнова О. А. Модель внедрения программы воспитания в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 52-59. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo306/

тельных организаций Калужской области;

- 2019-2020 гг. — региональная команда тесно сотрудничала с авторами-разработчиками примерной программы воспитания — специалистами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования». Члены региональной команды посещали обучающие семинары, школьные команды разработали и направили на федеральную экспертизу рабочие программы воспитания своих образовательных организаций;

- в ноябре 2020 года сотрудники ГАОУ ДПО «КГИРО» прошли повышение квалификации в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования» по программе «Воспитание в современной школе: от программы к действию»;

- в начале 2020-2021 учебного года Министерством образования и науки Калужской области был разработан и утвержден План подготовки образовательных организаций к введению с 1 сентября 2021 года рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (приказ Министерства образования и науки Калужской области от 02.12.2020 года № 1580), включающий в себя в том числе организацию обучения и методической поддержки представителей общеобразовательных организаций по вопросам разработки и внедрения рабочих программ воспитания;

- в начале 2021 года спроектирована и начала реализовываться модель

разработки и внедрения рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях Калужской области. Данная модель научно-методического сопровождения процесса внедрения программы воспитания была представлена автором на заседании Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования 18 февраля 2021 года;

- январь 2021 года — разработана программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Программа воспитания и условия ее успешной реализации» (36 часов) для заместителей директоров школ по воспитательной работе;

- с февраля по апрель 2021 года проведены сессии деловой игры во всех муниципальных районах (500 человек). Обучена вся заявленная целевая аудитория (350 человек) на курсах повышения квалификации по программе «Программа воспитания и условия ее успешной реализации».

Обратимся к подробному разъяснению результативного блока модели. Определяем показатели эффективности внедрения программы следующим образом.

Показатель 1. Готовность педагогов образовательных организаций. Готовность педагогов образовательных организаций формируется в процессе ознакомления с Примерной программой,

УДК 37.018

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Портнова О. А. Модель внедрения программы воспитания в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 52-59. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo306/

обучения на курсах, участия в деловой игре «Создание модели программы воспитания» (приложение 1) и определяется его включенностью в процесс создания, а в дальнейшем и реализации программы воспитания.

Рассматривая готовность педагога детально, можно выделить мотивацион-ный критерий как потребность в саморазвитии — «мне интересно»; это значит, что педагог заинтересован в творческом преобразовании воспитательного процесса, в личностном профессиональном росте, в сотрудничестве с творчески работающими педагогами, в поиске новых способов и средств развития личности учеников.

Гностический — «я знаю зачем» — педагог умеет прогнозировать результат воспитания, может проектировать свою деятельность, анализировать и повышать эффективность воспитания.

Деятельностный — «я знаю как» — педагог умеет применять педагогические технологии, модели воспитания, осуществлять педагогический эксперимент, знает, как сделать программу рабочей.

Рефлексивный — «я понимаю, как сделать лучше» — педагог понимает логику процесса, владеет оценочным инструментарием, умеет интерпретировать полученный результат, нацелен на развитие.

Таким образом, мы говорим о включенности педагога в различные аспекты воспитательной деятельности в школе.

Показатель 2. Интересная, событийно-насыщенная, личностно-развиваю-щая и социально-ориентированная жизнь детей и педагогов в школе.

Данный показатель характеризуется:

- наличием объединяющей школьное сообщество идеи или нравственного идеала, хранимых традиций, вызывающих уважение и гордость у детей и взрослых;

- участием родителей в школьных делах (планирование, организация, проведение и обсуждение);

- курсы внеурочной деятельности организованы по интересам ребенка;

- эстетика школы (интерьер, оформление стен и классов) отражает события и участие в них школьников, вызывает ощущение комфорта и мотивацию к позитивной деятельности;

- общешкольные дела планируются, организовываются и проводятся совместно;

- свои впечатления дети отражают в школьных медиа.

Показатель 3. Обобщение и распространение опыта результативного внедрения рабочих программ воспитания осуществляется так:

- совместный поиск решений сложных «программных» вопросов осуществляется через межшкольное сотрудничество;

- обмен опытом отдельных школ в реализации программы происходит на Областном семинаре-презентации опыта результативного внедрения рабочих программ воспитания (как

УДК 37.018

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Портнова О. А. Модель внедрения программы воспитания в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 52-59. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo306/

реализуются модули);

- выступление (публикация) калужских педагогов, имеющих интересный опыт воспитательной работы в ходе реализации программы воспитания на региональной педагогической научно-практической конференции, посвященной памяти народного учителя Российской Федерации А. Ф. Иванова;

- участие классных руководителей школ Калужской области в Ежегодном региональном конкурсе профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области «Я в педагогике нашел свое призвание» (номинации «Лучший классный руководитель», «Лучший руководитель детской общественной организации, объединения»);

- участие классных руководителей школ Калужской области во II Всероссийском дистанционном конкурсе среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в 2021 году;

- обмен опытом работы региональных организаций, отвечающих за внедрение программы воспитания на Межрегиональной конференции «Условия эффективного внедрения и реализации программы воспитания в общеобразовательных организациях»;

- проведение тренингов «Моделирование рабочей программы».

Таким образом, при реализации модели внедрения программы воспитания, направленной на повышение качества воспитания, включаются все

образовательные ресурсы: региональные, муниципальные и ресурсы образовательных организаций. Однако определяющим звеном все же является школа, ключевой фигурой в деле воспитания — учитель.

В идеальном варианте организации процесса разработки программ воспитания в образовательной институции эта работа осуществляется согласованно со всеми участниками образовательных отношений. Вопросы разработки и внедрения рабочей программы воспитания могут обсуждаться на заседании Управляющего совета школы, педсовете и родительском собрании; соответствующая информация размещается на сайте школы и в школьных группах социальных сетей; заместитель директора по воспитательной работе инициирует педсовет в форме деловой игры, создает команду по созданию рабочей программы воспитания.

Надо отметить универсальность данной модели, что позволяет использовать ее, например, при внедрении программы воспитания в учреждениях дошкольного образования или в образовательных организациях на уровне среднего профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» [Электронный ресурс]. — URL: https://akr.gppc.ru/wp-content/ uploads/2020/06/Metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-programmy-vospitaniya_2020.pdf (дата обращения: 21.07.2021).

УДК 37.018

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Портнова О. А. Модель внедрения программы воспитания в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 52-59. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo306/

2. Портнова, О. А. Разработка программы воспитания / О. А. Порт-нова // Практика административной работы в школе. — 2021. — № 5. — С. 56-59.

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 года № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012280006 (дата обращения: 19.08.2021).

4. Примерная программа воспитания [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. — URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 21.07.2021).

5. Степанов, П. В. Структура и содержание примерной программы воспитания / П. В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — Т. 2. — № 1 (67). — С. 41-47.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 21.07.2021).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание деловой игры

Участники деловой игры (слушатели курсов) работают в фокус-группах. Общее задание — построить модель рабочей программы воспитания школы. В игре каждая команда представляет собой школу, для всех школ прописана короткая легенда: школа с углубленным изучением иностранного языка; школа, в которой обучаются дети-инофоны; школа, носящая имя земляка-героя и пр.

На первом этапе игры участники должны выделить проблемы, стоящие перед школой, сформулировать и записать особенности воспитательного процесса. После первого этапа игры команды меняются местами. Новое задание — сформулировать задачи уже в той модели, которая досталась от предыдущей команды. Перед выполнением этого задания необходимо внимательно изучить «легенду», «проблемы» и «особенности» уже другой школы и только тогда составить и записать задачи. Затем игроки заполняют содержание программы, включая виды деятельности и формы работы, а также пытаются определить воспитательный потенциал указанных педагогических

УДК 37.018

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Портнова О. А. Модель внедрения программы воспитания в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 3 (11) / сентябрь. — С. 52-59. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo306/

дел. В ходе игры используется инструмент «вертушка», а это значит, что после каждого задания игроки переходятотмодели к модели, что способствует поддержанию живого интереса ко всему процессу.

На последнем этапе команда возвращается к своей первоначальной школе (легенде) с подготовленной в ходе игры моделью программы и получает задание: проанализировать модель программы и проверить соответствие всех компонентов программы: «проблемное поле», «особенности воспитательного процесса», «задачи», «содержание», «виды деятельности и формы работы» и спрогнозировать результат. На защите модели рабочей программы, полученной в результате коллективного труда, участники смогут осознать те ошибки, которые они допускали при разработке рабочих программ воспитания в своих образовательных организациях. В результате заместители директоров по воспитательной работе приобретают командный опыт работы над программой, отмечают ошибки и получают деловую игру как инструмент для организации подобной работы в своей школе.

Olga А. Portnova

Kaluga State Institute of Education Development Kaluga, Russia

Implementation model of the upbringing program in the Kaluga region

Abstract. The implementation of a new upbringing educational program to all educational organizations of the Russian Federation from September 2021 provides the necessity to create effective mechanisms to overcome the barriers and risks associated with its installation and realization. The article presents the implementation model of an upbringing program into general educational organizations. Its realization, according to the author, makes it possible to increase the efficiency of the implementation process, its system and governability.

Keywords: implementation model, upbringing program, effectiveness indicators, teacher readiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.