Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 166-170.
С. А. Михайловская
понятие «управление Вторичной занятостью студенческой молодежи»: социологический аспект
В статье описывается понятие «управление вторичной занятостью студенческой молодежи». Автор дает характеристику политике занятости. Особое внимание в системе управления занятостью он уделяет молодежи и самой активной ее части - студентам. Рассмотрены виды деятельности, механизмы и направления управления вторичной занятостью студенческой молодежи.
Ключевые слова: вторичная занятость, студенческая молодежь, управление вторичной занятостью, управление вторичной занятостью студенческой молодежи.
Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью - важнейшая часть экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством финансов РФ, Министерством здравоохранения РФ, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами. Непосредственное управление занятостью населения осуществляют органы Федеральной службы занятости. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.
Выделяют два типа политики занятости -пассивную и активную. При пассивной основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям - поддержание спроса на продукцию, безработным - выплату пособий и помощь в трудоустройстве. Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере - к активному поиску работы. Данное деление политики занятости условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая в трудоустройстве.
Особый интерес представляет молодежный аспект политики занятости. Он обусловлен
прежде всего тем, что во всех странах доля безработной молодежи выше, чем доля взрослых безработных1. Остро проблема занятости молодежи стоит и в нашей стране. Можно согласиться с мнением Л. О. Ромашовой о причинах создавшейся ситуации: во-первых, большинство молодых имеют неравные фактические возможности в получении образования и приобретении необходимой профессии (что отражается на ее конкурентоспособности); во-вторых, молодые люди слабо информированы о рынке труда (какое образование там востребовано?); в-третьих, нередко возникают противоречия между образовательными ориентирами молодежи и реальными потребностями современного общества (отсутствие опыта).
Поэтому одним из приоритетных направлений в управлении занятостью со стороны государства должна стать молодежная политика, направленная на защиту трудовых прав молодежи, создание социальных, политических, организационных, социально-психологических и других условий и гарантий. Молодежная политика в рамках управления занятостью должна быть направлена на оптимальное использование трудового потенциала в соответствии с полученным образованием. Особый акцент необходимо делать на формирование у молодых людей духовно-нравственных ценностей по отношению к труду, будущей профессии2.
Л. О. Ромашова выделяет также содержательные аспекты проблем управления занятостью молодежи:
- определение существующей структуры отраслевой и профессиональной занятости молодежи;
- отслеживание динамики изменения системы профессиональной подготовки и способности быстро адаптироваться к структурным изменениям в спросе на рабочую силу;
- исследование миграции молодежи;
- слежение за вертикальной и горизонтальной социальной трудовой мобильностью молодежи, а также отслеживание возможностей ее самозанятости;
- формирование ценностных ориентаций молодежи по отношению к занятости;
- создание информационной базы рынка труда молодежи;
- выработка средств воздействия на процессы занятости и оценка реального эффекта этого воздействия и т. д.
Для повышения эффективности программ управления занятостью молодежи важно определить критерии оценки работы, осуществлять контроль за реализацией программ со стороны государства и общества. В качестве критериев оценки могут выступать социальные условия молодежи, рост деловой активности, снижение уровня безработицы, повышение уровня доходов, общий уровень удовлетворенности молодежи, снижение преступности и т. д.
По результатам анализа социологической литературы Р. М. Нутфулина выделяет и описывает функции трех основных уровней управления
^ ^ 3
трудовой социализацией молодежи3.
Первый уровень - государственный. Определяет макросистему социализации личности в государственном и межгосударственном пространстве в целом. На этом уровне субъектом управления выступает государство, проводящее определенную социальную политику во всех социальных сферах, в том числе в области образования и трудовой занятости. В области трудовой занятости можно выделить управляющую роль государства в изменении ситуации на рынке труда путем сокращения безработицы в первую очередь механизмами макроэкономического воздействия, а также элементами социальной политики (профессиональное переобучение, профессиональная ориентация выпускников, финансовое обеспечение льготами и выплатами). Управляющая роль государства проявляется также в программах содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, в поддержке молодежного предпринимательства.
Второй уровень управления трудовой социализацией молодежи представляет собой внутригосударственную (образовательную) систему, которая состоит из региональных
(образовательных) пространств. Структура социальных образовательных учреждений, отношения между элементами определяются региональными особенностями, факторами социальной среды этого уровня. Управление системой образовательных учреждений складывается из функционирования региональных и территориальных органов управления, в обязанности которым вменяется деятельность по сбору, анализу и систематизации информации, организация деятельности образовательных учреждений с едиными целями и задачами. Эффективность системы управления на данном уровне определяется способностью надежно обеспечивать реализацию региональной молодежной политики при оптимальных экономических затратах и социальных издержках.
Третий уровень управления социализацией характеризуется тем, что субъектами являются учреждения по работе с молодежью. Управленческое воздействие на данном уровне имеет двойственную природу: рассматривается как процесс; результат социально организованной и управляемой функции общества - формирование социально и профессионально значимой личности4. Для нашего исследования на этом уровне очень важно отметить, что управление занятостью молодежи осуществляется в рамках активной политики занятости населения и взаимодействия органов социальной политики с органами молодежной политики.
Цель управления - обеспечить правовые, экономические и организационные условия для самореализации личности молодого человека, содействия его продуктивной занятости, для защиты его трудовых прав. Методы управления базируются на четырех основополагающих приоритетах: 1) трудоспособность, 2) предпринимательство, 3) равные возможности, 4) создание рабочих мест.
Мы согласны с мнением А. Ю. Шведова5, что достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
1) расширение масштабов спроса на молодую рабочую силу в ходе инвестирования, создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики, сервисной сфере, инфраструктуре;
2) сближение общего образования и трудовой деятельности;
3) непрерывное обновление и переоценка программ профессиональной подготовки, рассчитанных не только на обучение традиционным
профессиям, но и на привитие необходимых в современном мире навыков;
4) оказание молодым людям содействия в поиске собственных возможностей для занятости посредством самостоятельного трудоустройства и развития предпринимательства, самозанятости;
5) создание новых и дополнительных возможностей для занятости молодежи, находящейся на рынке труда в поисках работы, как результат реализации программ активной политики занятости.
Как указывает А. И. Варьянов, механизм управления занятостью молодежи охватывает весь спектр экономических, юридических, социально-демографических, психологических, политических аспектов, определяющих его функционирование:
- правовое обеспечение (законодательные, нормативные акты и документы, регламентирующие порядок и условия заключения трудовых договоров, создания и сохранения рабочих мест, заполнения вакансий и т. д.);
- организационное обеспечение (информационные системы, системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров, организация социального партнерства на молодежном рынке труда);
- налаживание взаимодействия государственных, общественных, рыночных институтов в сфере трудовых отношений;
- обеспечение социальных гарантий (квоты на трудоустройство молодых людей, социальная поддержка безработной молодежи и членов их семей);
- экономические меры (бюджетная политика, налоговая система, кредитные ставки, финансирование народнохозяйственных приоритетов, государственный заказ)6.
Активную часть молодежи составляет студенческая молодежь (22,5 % по Российской Федерации, 12,4 % по Забайкальскому краю)7. В современных условиях вторичная занятость студенческой молодежи носит массовый характер, поэтому очень важно определить специфику управления вторичной занятостью этой социальной группы8. Проанализировав деятельность по управлению вторичной занятостью студенческой молодежи в некоторых вузах России (МГИМО, СПбГУ, ИГУ, ЧитГУ), мы пришли к выводу, что в большей части данный процесс основан на работе различных центров занятости студентов или профкомов. Среди основных задач этих организаций можно выделить следующие:
1) создание системы информирования студентов и выпускников о рынке труда и образовательных услуг;
2) проведение совместно с работодателями презентаций профессий, семинаров, конференций и ярмарок вакансий; организация производственных практик и стажировок студентов;
3) взаимодействие с другими вузами, центрами содействия занятости, администрациями городов и районов, установление партнерства с предприятиями и учреждениями;
4) анализ потребности региона в специалистах с высшим образованием: сбор информации о вакансиях для студентов и создание банка данных вакантных мест; проведение профориентационной работы на факультетах и со студентами; формирование студенческих отрядов для сезонной или временной работы; психологическая, консультационная поддержка и социальная защита студентов при трудоустройстве;
5) организация вторичной занятости студентов во внеурочное время: содействие в реализации региональных проектов молодежных инициатив; консультирование студентов по вопросам законодательства о занятости.
В студенческих профкомах активно пополняются базы данных о вакансиях: любой желающий подработать студент может заполнить анкету, оставить свои координаты для связи.
Центры вторичной занятости и содействия занятости студентов помогают молодым людям правильно сориентироваться на рынке труда, узнать, какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам, какую квалификацию необходимо иметь, чтобы быть конкурентоспособным. Кроме того, каждый молодой человек может здесь подобрать для себя подходящую работу на время обучения в вузе9.
Итак, деятельность по управлению вторичной занятостью студенческой молодежи в российских вузах носит в основном информационный характер. В число функций управления вторичной занятостью студенческой молодежи входят еще и консультационная, прогностическая, материальная, правовая деятельность, которые должны реализовываться в комплексе.
Таким образом, управление занятостью студенческой молодежи должно отражать всю совокупность организационно-экономических отношений, направленных на удовлетворение экономических и социальных интересов субъектов
и объектов управления, обеспечивающих гарантии занятости, социальное становление и развитие потенциала молодежи и реализующихся в экономической, ресурсной, социальной, демографической, политической функциях.
Деятельность по управлению вторичной занятостью студенческой молодежи должна осуществляться по следующим направлениям:
1. Разработка и реализация целевой программы профориентации молодежи. Основным результатом эффективности функционирования системы управления профориентационной работой в регионе является обеспечение соответствия молодых трудовых ресурсов производственной структуре и требованиям работодателей.
2. Формирование и реализация государственного заказа на профессиональную подготовку молодежи: первичная профессиональная подготовка молодежи; повышение квалификации молодых работников; профессиональная подготовка незанятой молодежи; получение дополнительного профессионального образования молодежи.
3. Организация системы подготовки молодых кадров через создание правовых и организационных предпосылок развития системы формирования кадров для малого предпринимательства; организация и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для малых предприятий10.
Управление вторичной занятостью студенческой молодежи можно осуществлять в следующих направлениях:
1) совершенствование и урегулирование рынка молодежного труда;
2) формирование нормативно-правовой базы регулирования занятости молодежи;
3) методическое, организационное и информационное обеспечение управления занятостью молодежи;
4) всемерное развитие инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства и системы обеспечения занятости молодежи;
5) образовательная поддержка занятости молодежи;
6) финансирование программ управления вторичной занятостью студенческой молодежи за счет средств местных бюджетов, других источников финансирования, предусмотренных действующим законодательством11.
Таким образом, управление вторичной занятостью студенческой молодежи - это
деятельность по совершенствованию отношений объектов (работающая студенческая молодежь) и субъектов (государство, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная миграционная служба) управления; это непрерывный процесс, который включает деятельность государственных и региональных ведомств, деятельность вузов и их структурных подразделений.
К основным механизмам управления вторичной занятостью студенческой молодежи можно отнести:
- привлечение финансовых средств из федерального и регионального бюджетов, средств работодателей и координация их использования в ходе реализации активных программ содействия студенческой занятости;
- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам занятости студенческой молодежи;
- согласование рынка труда и рынка образовательных услуг;
- повышение адаптивности системы образования к новым социально-экономическим условиям;
- вовлечение студенческой молодежи через различные виды практик в деятельность различных организаций и предприятий, которые могут предоставить рабочие места студентам во время обучения в вузе и после;
- организация трудовой деятельности студенческой молодежи на производстве на основе заключения соответствующих договоров;
- разработка специальной программы по созданию рынка рабочих мест для студентов;
- установление льготного налогообложения, кредитования и иных форм содействия и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости студенческой молодежи;
- формирование единого информационного пространства о трудовой занятости студенческой молодежи и ее основных направлениях;
- создание многоуровневой системы, которая предполагает обязательную ежегодную производственную практику и организацию работы студентов в вечернее время и преимущественно - по специальности;
- учреждение специальных студенческих грантов и стипендий для студентов, добившихся особых результатов в практической деятельности по своей специальности;
- включение в учебные программы специальных курсов по профессиональной ориентации;
- усиление связи работающих студентов с будущей специальностью посредством создания при вузах специализированных научно-исследовательских лабораторий и внедренческих институтов (по американскому образцу), правом преимущественного трудоустройства в которые обладают студенты;
- создание и совершенствование служб содействия трудоустройству в вузах;
- разработка специальных систем организации трудовой деятельности студентов для бакалавриата и магистратуры в связи с необходимостью реализации Болонского соглашения12.
Система управления вторичной занятостью студенческой молодежи представляется через деятельность сотрудников вуза, заинтересованных в том, чтобы студенты во время обучения в вузе работали по специальности; через деятельность предприятий и организаций, где работают студенты вузов, заинтересованных в высококвалифицированных специалистах; через образование и трудовую деятельность студенческой молодежи, которой необходим опыт для работы после обучения в вузе.
Для того чтобы управление вторичной занятостью студенческой молодежи было эффективным, мы предлагаем модель института управления вторичной занятостью студенческой молодежи как способ организации деятельности студентов, позволяющий обучаться в вузе и одновременно получать знания, умения, навыки и опыт будущей профессии (с первого курса), а также обеспечивающий студентам рабочее место как во время обучения, так и после окончания вуза. Реализация модели института управления вторичной занятостью студенческой молодежи осуществляется также на трех уровнях: государственном (первый уровень),
региональном (второй уровень), в учреждениях по работе со студентами (третий уровень).
Примечания
1 Экономика и социология труда / под ред. В. В. Адамчука М. : Эконом. образование, 1995; Бабушкина, Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Т. Бабушкина, М. Гарсия-Исер // Человек и труд. 2004. № 8. С. 40-43; Багаев, В. Занятость молодежи - задача государственная // Человек и труд. 2003. № 12. С. 45.
2 Экономика и социология труда...
3 Нутфулина, Р. М. Оптимизация управления трудовой социализацией студенческой молодежи в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2007.
4 Там же; Котова, А. Б. Социальные детерминанты социализации молодежи в вузе : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999.
5 Шведов, Ю. А. Управление занятостью молодежи как инструмент социально-экономической политики региона: на материалах Орловской области : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2007.
6 Варьянов, А. И. Управление занятостью и основные направления его совершенствования в субъектах РФ (на материалах Читинской области) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Чита : ЧитГУ, 2006.
7 Молодежь в России. 2010 : стат. сб. М. : Статистика России, 2010.
8 Звоновский, В. Молодежь на рынке вторичной занятости // Вестн. обществ. мнения / В. Звоновский, Р. Белоусова. 2006. № 2. С. 62-72; Могильчак, Е. Я. Экономические ориентации студенчества - их взаимосвязи и методы формирования // Социс. 2005. № 10. С. 57-61.
9 Козлова, О. Н. Мир университета на рынке услуг // Социал.-гуманитар. знание. 2003. № 6. С. 220-238.
10 Шведов, Ю. А. Указ. соч.
11 Миронова, Л. К. Управление занятостью молодежи в территориальной экономической системе: теоретический аспект : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2006.
12 Нутфулина, Р. М. Указ. соч.