УДК 331.5
Дикусарова Марина Юрьевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда
Анализируется вторичная занятость студентов и ее роль в их адаптации на рынке труда. Выделяются и характеризуются функции вторичной занятости как адаптационного механизма студенческой молодежи на рынке труда. Обозначена роль образовательных учреждений в реализации функций вторичной занятости студентов.
Ключевые слова и словосочетания: вторичная занятость, студенческая молодежь, функции вторичной занятости.
Стремительные перемены, происходящие в последние годы в российском обществе, способствуют появлению новых или трансформации уже существующих социально-трудовых практик населения РФ. К числу последних можно отнести и вторичную занятость, которая выступает своего рода ответной реакций на ситуацию нестабильности в процессах, происходящих в сферах экономической и общественной жизни российских граждан.
Вторичная занятость - неотъемлемый элемент любого рынка труда. В самом широком смысле под вторичной занятостью обычно понимается добровольная (постоянная или временная), оплачиваемая трудовая деятельность, осуществляемая в свободное от основной работы время. Необходимо отметить, что в настоящее время нет единого подхода в интерпретации данного понятия. Это влечет за собой различные количественные оценки распространения данного феномена в современном российском обществе. С одной точки зрения вторичная занятость рассматривается не только как дополнительная по отношению к основной работе, но и как дополнительная к различным статусам незанятости. Поэтому во вторичную занятость входит основная трудовая деятельность пенсионеров, учащихся, безработных. Согласно второму подходу под вторичной занятостью понимается деятельность более чем на одной работе. В этом случае она выступает в виде второй регулярной работы или приработков, регулярных или нерегулярных работающего населения [4].
Как уже было отмечено, отсутствие единой точки зрения в понятийном аппарате вторичной занятости приводит к расхождению в оценке масштабов этого явления. По данным Института проблем занятости РАН, имеют вторую работу 1,7% занятых, по данным ВЦИОМ - каждый пятый, а по данным Центра исследования ценностей при Институте философии РАН - чуть ли не половина населения [1]. С целью исследования вторичной занятости нами было проведено в мае 2012 г. разведывательное социологическое исследование с применением метода анкетирования. Исследование носило теоретико-прикладной характер. Объектом исследования являлось занятое и незанятое население России, пользователи Интернета. Эмпирическую базу исследования составили материалы электронного опроса в социальных сетях. Анализ данных исследования показал, что реальная включенность в сферу вторичной занятости высокая - 66% всех опрошенных. Все опрошенные респонденты отдают предпочтение дополнительной работе в форме совместительства и постоянных приработков. Данные исследования свидетельствуют о высоком уровне распространения вторичной занятости в современном российском обществе. При этом анализировалось экономически активное, а не просто работающее население.
По нашему мнению, неправомерно исключать учащихся сферы профессионального обучения при анализе феномена вторичной занятости. Согласно ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» от 20 апреля 1996 г. определено, что занятыми признаются, в том числе, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, начального, среднего и высшего профессионального обучения и других образовательных учреждениях. Поэтому работу или приработки студентов дневных отделений учреждений высшего профессионального образования можно оценивать в рамках феномена вторичной занятости, так как основным видом их занятости является учеба.
Вторичная занятость студентов как стратегия поведения на рынке труда имеет особое значение в современных российских условиях. Российский рынок труда отличается высоким уровнем несбалансированности. Это относится ко всем его сферам: региональной, профессиональной, квалифицированной, отраслевой, демографической. Несбалансированность проявляется в достаточно противоречивой ситуации: с одной стороны, наблюдается общераспространенная тенденция роста спроса на квалифицированных работников, с другой - удельный вес молодежи, в том числе выпускников сферы профессионального образования среди
безработных, достаточно высок. Это объясняется рядом причин, к которым специалисты справедливо относят дискриминацию по возрасту, несоответствие предлагаемых образовательными учреждениями специальностей и специализаций потребностям рынка труда, несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей и ряд других. Наряду с этим можно выделить фактор субъективного порядка, который связан с поведенческими стратегиями молодых специалистов на рынке труда, их завышенными ожиданиями, слабой информированностью и неадекватной оценкой реалий современного российского рынка труда. С этой точки зрения вторичная занятость студентов может выступать как адаптационный механизм студентов на рынке труда.
Под социальной адаптацией понимают постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды [3]. Адаптация студентов на рынке труда - это вид экономически-трудовой, профессиональной адаптации, под которой понимают приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда, усвоение новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений. С общепринятой точки зрения профессиональная адаптация рассматривается применительно к людям, имеющим работу, а также система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств и установок. Понятие профессиональной адаптации необходимо расширить и относить не только к занятым, но и к выпускникам профессиональных учебных заведений, не имеющим работы или впервые вступающим на рынок труда, к студентам, включенным в сферу вторичной занятости.
Для конкретизации сведений об определенных сторонах вторичной занятости студентов, ее свойств, отношений, оптимизации процессов, происходящих в этой сфере, представляется целесообразным выделить функции этого феномена. Понятие функции употребляется нами в социологическом значении как роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому.
Среди важнейших функций вторичной занятости студентов как способа адаптации на рынке труда необходимо, прежде всего, отметить такую актуализирующую функцию, как переход из состояния возможности в состояние действительности. В контексте вторичной занятости студентов эта функция означает приобретение определенного статуса на рынке труда, который может быть идентифицирован как статус наемного работника или статус самозанятого индивида. В современных условиях вторичная занятость студенческой молодежи носит массовый характер:
по данным исследователей количество работающих среди опрошенных студентов колеблется от 40 до 80%, еще больше студентов желают работать (90%) [2]. Анализируя вторичную занятость студентов как наемных работников, необходимо учитывать, что основным генератором вторичной занятости в России выступает неформальный сектор экономики. По данным нашего исследования было выявлено, что вторичная занятость преимущественно проявляется в неформальном секторе, так ответили 68,75% опрошенных респондентов. В формальном секторе вторично заняты только 31,25%. Роль образовательной среды в данном аспекте заключается в содействии трудоустройству студентов в формальный сектор экономики, что может реализоваться через консультационные, правовые, организационные технологии.
Рассматривая вторичную занятость студентов в статусе самозанятых, то есть работы, выполняемой в рамках собственного дела, а не найма, необходимо отметить, что исследований на эту тему в нашей стране явно недостаточно. А ведь именно способность и мотивация молодежи к предпринимательской деятельности являются залогом инновационно-сти российской экономики. Тема вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность требует отдельного подробного исследования в контексте психологического, социологического, экономического анализа. Но уже сейчас понятно, что быстрое распространение информационных и телекоммуникационных технологий способствует появлению множества новых профессий и новых качеств, которые необходимы специалисту для открытия собственного дела. Задачи вузов по реализации этой функции заключаются в активном вовлечении студенческой молодежи в предпринимательскую деятельность. Это может быть осуществлено через функционирование различного рода бизнес-мастерских, бизнес-инкубаторов, успешный опыт которых реализован во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.
Еще одной функцией вторичной занятости студентов с точки зрения адаптации на рынке труда может выступать информативная функция. Как уже отмечалось выше, многие выпускники неадекватно оценивают реалии российского рынка труда, испытывают завышенные ожидания по отношению к своей трудовой деятельности. Вторичная занятость способствует адекватной оценке собственных возможностей, получению достоверной информации в области трудовых отношений и рынка труда. Роль образовательных учреждений по реализации этой функции заключается, прежде всего, в создании системы информирования студентов и выпускников о рынке труда, сборе информации о вакансиях для сту-
дентов и создании банка вакантных мест, развитии у студентов способности к профессиональной мобильности и гибкости.
В качестве существенной функции вторичной занятости студентов как способа адаптации на рынке труда можно выделить интегративную функцию. Интеграцию студентов на рынке труда мы связываем с приобретением определенного опыта и квалификации. Согласно нашему исследованию вторичной занятости среди мотивов дополнительной занятости самым главным является улучшение материального положения -85,7% ответивших. Но следующим по значимости мотивом, который упоминался, был это мотив, определяющий, что дополнительная работа нужна для получения профессиональных навыков, реализации своих способностей и реализации творческого потенциала - 14,3%. Существенно, что преобладание этого мотива характерно для молодых людей. Интегративная функция вторичной занятости студентов заключается в том, что работа должна способствовать профессиональной интеграции. Это подтверждается различного рода социологическими исследованиями в сфере вторичной занятости студентов: если студенты младших курсов заняты в сфере вторичной занятости не по профилю будущей специальности, то студенты старших курсов пытаются найти работу, соответствующую будущей специальности [5]. Как правило, наибольшего успеха на рынке труда добивается выпускник, имеющий опыт профессиональной деятельности.
Роль образовательных учреждений в реализации этой функции достаточно велика и заключается, прежде всего, в координации деятельности образовательных учреждений с предприятиями и организациями всех форм собственности. При этом Владивостокский государственный университет экономики и сервиса в контексте практико-ориентированного подхода в обучении успешно реализует различные механизмы этой координации, в качестве которых выступают:
- дни открытых дверей образовательного учреждения, на которые приглашаются представители крупных организаций и предприятий;
- сотрудничество предприятий с выпускающими кафедрами;
- взаимодействие вуза с предприятиями при организации всех видов практик, курсового и дипломного проектирования;
- проведение ярмарок вакансий;
- создание системы социального партнерства, установление договорных отношений вуза с предприятиями с целью решения задач практической подготовки, профориентации и трудоустройства выпускников;
- сотрудничество вуза с предприятием в создании системы производственной (внутрифирменной) учебы, переподготовке и повышении квалификации кадров; организация мастер-классов и т.д.
Таким образом, вторичная занятость студентов в вузе через функциональный механизм ее реализации выступает как способ адаптации студентов на рынке труда и способствует освоению практических навыков поведения и профессиональному самоопределению студентов в рамках практико-ориентированного подхода в обучении.
1. Зайцева Т.М. Вторичная занятость работников образования и здравоохранения крупного города (на материалах Барнаула) / Т.М. Зайцева // Изв. Алтайск. гос. ун-та. - 2011. - №2/1. - С. 334 - 336.
2. Михайловская С.А. Условия управления вторичной занятостью студенческой молодежи / С.А. Михайловская // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - №31. - Вып.19.-С.167 - 168.
3. Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
4. Рощин С.Ю. Вторичная занятость: моделирование предложения труда [Электронный ресурс] / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. - М.: EERC, 2002. Режим доступа: http://www.eers.ru (дата обращения 01.04.2013).
5. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / В.Р. Цылев // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. - №4. - С.37. Режим доступа: http: //www.sisp.nkras.ru (дата обращения 12.03.2013).