Научная статья на тему 'Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда'

Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1726
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФУНКЦИИ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ / SECONDARY EMPLOYMENT / STUDENTS YOUTH / THE FUNCTIONS OF SECONDARY EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дикусарова Марина Юрьевна

Анализируется вторичная занятость студентов и ее роль в их адаптации на рынке труда. Выделяются и характеризуются функции вторичной занятости как адаптационного механизма студенческой молодежи на рынке труда. Обозначена роль образовательных учреждений в реализации функций вторичной занятости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary employment of students as a way to adapt to the labor market

The article analyzes the secondary employment of students and its role in their adaptation to the labor market. Isolated and characterized as a function of secondary employment adaptive mechanism of students in the labor market. Defines the role of educational institutions in the implementation of the functions of secondary employment of students.

Текст научной работы на тему «Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда»

УДК 331.5

Дикусарова Марина Юрьевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда

Анализируется вторичная занятость студентов и ее роль в их адаптации на рынке труда. Выделяются и характеризуются функции вторичной занятости как адаптационного механизма студенческой молодежи на рынке труда. Обозначена роль образовательных учреждений в реализации функций вторичной занятости студентов.

Ключевые слова и словосочетания: вторичная занятость, студенческая молодежь, функции вторичной занятости.

Стремительные перемены, происходящие в последние годы в российском обществе, способствуют появлению новых или трансформации уже существующих социально-трудовых практик населения РФ. К числу последних можно отнести и вторичную занятость, которая выступает своего рода ответной реакций на ситуацию нестабильности в процессах, происходящих в сферах экономической и общественной жизни российских граждан.

Вторичная занятость - неотъемлемый элемент любого рынка труда. В самом широком смысле под вторичной занятостью обычно понимается добровольная (постоянная или временная), оплачиваемая трудовая деятельность, осуществляемая в свободное от основной работы время. Необходимо отметить, что в настоящее время нет единого подхода в интерпретации данного понятия. Это влечет за собой различные количественные оценки распространения данного феномена в современном российском обществе. С одной точки зрения вторичная занятость рассматривается не только как дополнительная по отношению к основной работе, но и как дополнительная к различным статусам незанятости. Поэтому во вторичную занятость входит основная трудовая деятельность пенсионеров, учащихся, безработных. Согласно второму подходу под вторичной занятостью понимается деятельность более чем на одной работе. В этом случае она выступает в виде второй регулярной работы или приработков, регулярных или нерегулярных работающего населения [4].

Как уже было отмечено, отсутствие единой точки зрения в понятийном аппарате вторичной занятости приводит к расхождению в оценке масштабов этого явления. По данным Института проблем занятости РАН, имеют вторую работу 1,7% занятых, по данным ВЦИОМ - каждый пятый, а по данным Центра исследования ценностей при Институте философии РАН - чуть ли не половина населения [1]. С целью исследования вторичной занятости нами было проведено в мае 2012 г. разведывательное социологическое исследование с применением метода анкетирования. Исследование носило теоретико-прикладной характер. Объектом исследования являлось занятое и незанятое население России, пользователи Интернета. Эмпирическую базу исследования составили материалы электронного опроса в социальных сетях. Анализ данных исследования показал, что реальная включенность в сферу вторичной занятости высокая - 66% всех опрошенных. Все опрошенные респонденты отдают предпочтение дополнительной работе в форме совместительства и постоянных приработков. Данные исследования свидетельствуют о высоком уровне распространения вторичной занятости в современном российском обществе. При этом анализировалось экономически активное, а не просто работающее население.

По нашему мнению, неправомерно исключать учащихся сферы профессионального обучения при анализе феномена вторичной занятости. Согласно ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» от 20 апреля 1996 г. определено, что занятыми признаются, в том числе, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, начального, среднего и высшего профессионального обучения и других образовательных учреждениях. Поэтому работу или приработки студентов дневных отделений учреждений высшего профессионального образования можно оценивать в рамках феномена вторичной занятости, так как основным видом их занятости является учеба.

Вторичная занятость студентов как стратегия поведения на рынке труда имеет особое значение в современных российских условиях. Российский рынок труда отличается высоким уровнем несбалансированности. Это относится ко всем его сферам: региональной, профессиональной, квалифицированной, отраслевой, демографической. Несбалансированность проявляется в достаточно противоречивой ситуации: с одной стороны, наблюдается общераспространенная тенденция роста спроса на квалифицированных работников, с другой - удельный вес молодежи, в том числе выпускников сферы профессионального образования среди

безработных, достаточно высок. Это объясняется рядом причин, к которым специалисты справедливо относят дискриминацию по возрасту, несоответствие предлагаемых образовательными учреждениями специальностей и специализаций потребностям рынка труда, несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей и ряд других. Наряду с этим можно выделить фактор субъективного порядка, который связан с поведенческими стратегиями молодых специалистов на рынке труда, их завышенными ожиданиями, слабой информированностью и неадекватной оценкой реалий современного российского рынка труда. С этой точки зрения вторичная занятость студентов может выступать как адаптационный механизм студентов на рынке труда.

Под социальной адаптацией понимают постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды [3]. Адаптация студентов на рынке труда - это вид экономически-трудовой, профессиональной адаптации, под которой понимают приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда, усвоение новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений. С общепринятой точки зрения профессиональная адаптация рассматривается применительно к людям, имеющим работу, а также система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств и установок. Понятие профессиональной адаптации необходимо расширить и относить не только к занятым, но и к выпускникам профессиональных учебных заведений, не имеющим работы или впервые вступающим на рынок труда, к студентам, включенным в сферу вторичной занятости.

Для конкретизации сведений об определенных сторонах вторичной занятости студентов, ее свойств, отношений, оптимизации процессов, происходящих в этой сфере, представляется целесообразным выделить функции этого феномена. Понятие функции употребляется нами в социологическом значении как роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому.

Среди важнейших функций вторичной занятости студентов как способа адаптации на рынке труда необходимо, прежде всего, отметить такую актуализирующую функцию, как переход из состояния возможности в состояние действительности. В контексте вторичной занятости студентов эта функция означает приобретение определенного статуса на рынке труда, который может быть идентифицирован как статус наемного работника или статус самозанятого индивида. В современных условиях вторичная занятость студенческой молодежи носит массовый характер:

по данным исследователей количество работающих среди опрошенных студентов колеблется от 40 до 80%, еще больше студентов желают работать (90%) [2]. Анализируя вторичную занятость студентов как наемных работников, необходимо учитывать, что основным генератором вторичной занятости в России выступает неформальный сектор экономики. По данным нашего исследования было выявлено, что вторичная занятость преимущественно проявляется в неформальном секторе, так ответили 68,75% опрошенных респондентов. В формальном секторе вторично заняты только 31,25%. Роль образовательной среды в данном аспекте заключается в содействии трудоустройству студентов в формальный сектор экономики, что может реализоваться через консультационные, правовые, организационные технологии.

Рассматривая вторичную занятость студентов в статусе самозанятых, то есть работы, выполняемой в рамках собственного дела, а не найма, необходимо отметить, что исследований на эту тему в нашей стране явно недостаточно. А ведь именно способность и мотивация молодежи к предпринимательской деятельности являются залогом инновационно-сти российской экономики. Тема вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность требует отдельного подробного исследования в контексте психологического, социологического, экономического анализа. Но уже сейчас понятно, что быстрое распространение информационных и телекоммуникационных технологий способствует появлению множества новых профессий и новых качеств, которые необходимы специалисту для открытия собственного дела. Задачи вузов по реализации этой функции заключаются в активном вовлечении студенческой молодежи в предпринимательскую деятельность. Это может быть осуществлено через функционирование различного рода бизнес-мастерских, бизнес-инкубаторов, успешный опыт которых реализован во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.

Еще одной функцией вторичной занятости студентов с точки зрения адаптации на рынке труда может выступать информативная функция. Как уже отмечалось выше, многие выпускники неадекватно оценивают реалии российского рынка труда, испытывают завышенные ожидания по отношению к своей трудовой деятельности. Вторичная занятость способствует адекватной оценке собственных возможностей, получению достоверной информации в области трудовых отношений и рынка труда. Роль образовательных учреждений по реализации этой функции заключается, прежде всего, в создании системы информирования студентов и выпускников о рынке труда, сборе информации о вакансиях для сту-

дентов и создании банка вакантных мест, развитии у студентов способности к профессиональной мобильности и гибкости.

В качестве существенной функции вторичной занятости студентов как способа адаптации на рынке труда можно выделить интегративную функцию. Интеграцию студентов на рынке труда мы связываем с приобретением определенного опыта и квалификации. Согласно нашему исследованию вторичной занятости среди мотивов дополнительной занятости самым главным является улучшение материального положения -85,7% ответивших. Но следующим по значимости мотивом, который упоминался, был это мотив, определяющий, что дополнительная работа нужна для получения профессиональных навыков, реализации своих способностей и реализации творческого потенциала - 14,3%. Существенно, что преобладание этого мотива характерно для молодых людей. Интегративная функция вторичной занятости студентов заключается в том, что работа должна способствовать профессиональной интеграции. Это подтверждается различного рода социологическими исследованиями в сфере вторичной занятости студентов: если студенты младших курсов заняты в сфере вторичной занятости не по профилю будущей специальности, то студенты старших курсов пытаются найти работу, соответствующую будущей специальности [5]. Как правило, наибольшего успеха на рынке труда добивается выпускник, имеющий опыт профессиональной деятельности.

Роль образовательных учреждений в реализации этой функции достаточно велика и заключается, прежде всего, в координации деятельности образовательных учреждений с предприятиями и организациями всех форм собственности. При этом Владивостокский государственный университет экономики и сервиса в контексте практико-ориентированного подхода в обучении успешно реализует различные механизмы этой координации, в качестве которых выступают:

- дни открытых дверей образовательного учреждения, на которые приглашаются представители крупных организаций и предприятий;

- сотрудничество предприятий с выпускающими кафедрами;

- взаимодействие вуза с предприятиями при организации всех видов практик, курсового и дипломного проектирования;

- проведение ярмарок вакансий;

- создание системы социального партнерства, установление договорных отношений вуза с предприятиями с целью решения задач практической подготовки, профориентации и трудоустройства выпускников;

- сотрудничество вуза с предприятием в создании системы производственной (внутрифирменной) учебы, переподготовке и повышении квалификации кадров; организация мастер-классов и т.д.

Таким образом, вторичная занятость студентов в вузе через функциональный механизм ее реализации выступает как способ адаптации студентов на рынке труда и способствует освоению практических навыков поведения и профессиональному самоопределению студентов в рамках практико-ориентированного подхода в обучении.

1. Зайцева Т.М. Вторичная занятость работников образования и здравоохранения крупного города (на материалах Барнаула) / Т.М. Зайцева // Изв. Алтайск. гос. ун-та. - 2011. - №2/1. - С. 334 - 336.

2. Михайловская С.А. Условия управления вторичной занятостью студенческой молодежи / С.А. Михайловская // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - №31. - Вып.19.-С.167 - 168.

3. Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

4. Рощин С.Ю. Вторичная занятость: моделирование предложения труда [Электронный ресурс] / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. - М.: EERC, 2002. Режим доступа: http://www.eers.ru (дата обращения 01.04.2013).

5. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / В.Р. Цылев // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. - №4. - С.37. Режим доступа: http: //www.sisp.nkras.ru (дата обращения 12.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.