УДК 316.344.3 Мосиенко Ольга Сергеевна
преподаватель кафедры теоретической социологии Южного федерального университета тел.: (863) 300-63-06
АНАЛИЗ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2006 И 2011 ГГ.)
Mosienko Olga Sergeevna
lecturer of the chair of theoretical sociology, Southern Federal University tel.: (863) 300-63-06
ANALYSIS OF SECONDARY EMPLOYMENT OF STUDENTS OF SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCHERS OF 2006 AND 2011)
Аннотация:
Данная статья посвящена социологическому анализу динамики вторичной занятости студенческой молодежи Южного федерального университета. Рекомендуется ученым в области социологии и экономики образования, а также всем интересующимся современными научными теориями и эмпирическими разработками в сфере социологических и междисциплинарных исследований системы профессионального образования, рынка труда и образовательных услуг.
Ключевые слова:
трудовая занятость, вторичная занятость, трудоустройство, учебная и внеучебная деятельность.
The summary:
This article focuses on the sociological analysis of the dynamics of the secondary employment of students of Southern Federal University. It is recommended to the scientists in the field of sociology and economics of education, as well as to anyone who is interested in the modern scientific theories and empirical developments in the field of sociological and interdisciplinary researches of the system of professional education, labour market and educational services market.
Keywords:
labour employment, secondary employment, employment, educational and extracurricular activities.
Понятие вторичная занятость хорошо знакомо большинству россиян еще с советских времен, хотя именно в тот период возможности вторичной занятости были ограничены законодательством. В узком смысле это понятие используется для неработающих слоев населения (студенты, пенсионеры) в качестве характеристики их неосновного занятия. В широком смысле под понятием вторичная занятость понимают деятельность граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного места работы. Вторичная занятость выступает в различных формах: совместительство, по контракту, случайная, разовая работа и т. д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, обусловленная родом деятельности по основному месту работы, то есть командировки.
Существуют две теоретические концепции вторичной занятости:
- Статистическая: к «дополнительной» относится работа, выполняемая помимо и параллельно с основной. Согласно этому пониманию, заработки неработающих категорий населения не могут быть отнесены к вторичным или дополнительным.
- Социологическая: под дополнительной работой подразумевается «вторичная занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют свое основное занятие как «пенсионер, безработный, учащийся, занятый в домашнем хозяйстве» [1, с. 62].
В сферу вторичной занятости вовлечены миллионы работающих людей. Это заставляет рассмотреть данный социально-экономический феномен с позиции более полного и всестороннего его изучения. В этом смысле занятость можно рассматривать как
- 1B -
социальную проблему, так как включение в нее широких слоев населения существенном образом влияет на разнообразные социальные процессы.
В 2006 и 2011 гг. Социологическим центром мониторинга, развития и диагностики социального развития Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) было проведено социологическое исследование на тему: «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области». Метод квотированного анкетирования охватил в 2006 г. 2236 студентов 1-5 курсов обучения 11 вузов Ростовской области и 469 экспертов этих же вузов, в 2011 г. выборка составила более 4000 студентов, около 1000 преподавателей 16 вузов Ростовской области и более 360 работодателей.
В ходе проведенных эмпирических исследований были затронуты вопросы вторичной занятости студентов, то есть временного или постоянного трудоустройства. В 2006 г. 52,1 % студентов ЮФУ имели эпизодическую, временную или постоянную работу, в 2011 г. - 46,6 % соответственно. 47,9 % - не имели никакой подработки вообще в 2006 г. и 53,3 % - в 2011-м.
Что касается распределения ответов студентов на тот же вопрос в соответствии с курсом их обучения, здесь ситуация складывается следующим образом: в 2006 г. 39,4 % первокурсников и 60 % пятикурсников, а в 2011 г. 8,6 % первокурсников и 42,0 % пятикурсников имеют временную или постоянную работу. Это может быть объяснено тем, что студенты к окончанию учебы более серьезно задумываются о будущем трудоустройстве, поэтому, еще обучаясь в стенах университета, начинают искать работу и накапливать первичный трудовой опыт. Немаловажен еще и тот факт, что к пятому курсу увеличивается число потребностей, а карманных денег от родителей и стипендии не хватает. Также к пятому курсу почти 9 % студентов женятся или выходят замуж, а семьи нужно обеспечивать, поэтому работать просто необходимо. Плюс около 20 % студентов Южного федерального университета обучается на коммерческой основе, за обучение надо платить. Данные по вторичной занятости студентов показаны в таблице 1.
Таблица 1- Подрабатываете ли вы? (в %, все подразделения ЮФУ, 2006 и 2011 гг.)
Варианты 1 ку рс 3 курс 5 ку рс
2006 2011 2006 2011 2006 2011
Да, имею постоянную работу 13,1 3,8 11,4 5,8 17,1 29,0
Да, имею временную работу 11,5 4,8 12,5 13,7 20,0 13,0
Да, эпизодически, где придется 14,8 11,4 27,3 25,8 22,9 26,7
Нет, подработки не имею 60,7 80,0 48,9 54,7 40,0 30,5
Приведем для сравнения и анализа данные вторичных социологических исследований. По заказу министерства культуры, спорта и молодежной политики правительства Самарской области в сентябре 2004 г. было проведено исследование. Опрашивалось более 800 жителей Самарской области в возрасте от 14 до 30 лет, представляющих различные половозрастные группы молодежи, проживающих в различных городах, районах области и репрезентирующих население области в этом возрасте [1, с. 64-65].
По итогам этого исследования, студенты - наиболее активно подрабатывающая группа: здесь около половины имели опыт подработок (49 %). Разумеется, для них самой важной деятельностью является учеба, что существенно ограничивает возможности устройства на основную работу. Именно поэтому студенты чаще, чем все остальные группы, вовлечены только во вторичную занятость. Помимо возможности совмещения, дополнительная занятость позволяет приобретать профессиональные и коммуникативные навыки, что является дополнительным стимулом для подработок.
Если проанализировать динамику вовлеченности различных групп молодежи Самарской области во вторичную занятость за 1994-2004 гг. [1, с. 67], то можно отметить, что бо-
лее активно стали подрабатывать студенты. Эта группа, по сравнению с жителями среднего возраста, не обладает достаточным уровнем квалификации. С одной стороны, растущая активность, вероятно, свидетельствует о возросшем числе предложений неквалифицированного и низкоквалифицированного труда. С другой стороны, стремление как можно быстрее после окончания учебного заведения получить рабочее место заставляет учащихся повышать свою конкурентоспособность на рынке труда уже в период обучения.
В России почти 50 % молодых людей начинают работать еще во время учебы в вузе. Таковы данные исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и представленного лидерами российского бизнеса в рамках конгресса национального бизнеса «Пора предпринимать!» в 2008 г. [2].
Согласно данным этого исследования, спрос на молодых специалистов на рынке труда значительно вырос, но их обучение в большей степени происходит уже непосредственно на рабочем месте.
Как отметил ректор МГУ им. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, «к сожалению, согласно полученным данным, для бизнеса не очень важно, какое именно образование получил выпускник». «Это для вузов серьезный сигнал», - сказал он. По словам Садовничего, причина - слишком большое количество филиалов вузов, которых в России насчитывается более 3 тысяч, дающих неравноценное образование. Именно это, как считает президент Российского союза ректоров, «снизило оценку диплома, который приносит выпускник» [2].
Весной 2009 г. было проведено исследование вторичной занятости студентов г. Мурманска. В ходе исследования были опрошены студенты пяти вузов. Всего в выборку попало 595 студентов, из них 353 из государственных вузов и 242 - из коммерческих [3].
В результате кластерного анализа было выделено 5 групп студентов по различию в интенсивности вторичной занятости. Первая группа - практическое отсутствие занятости (или незначительная эпизодическая работа) - 44,3 % опрошенных студентов. Вторая группа - эпизодическая частичная занятость на всех курсах с увеличением интенсивности к третьему и снижением на четвертом и пятом - 6,7 %. Третья группа - занятость в основном на 4-м и 5-м курсах с повышением интенсивности от частичной до полной - 17,1 %. Четвертая группа - стабильная частичная занятость на всех курсах с постепенным повышением интенсивности от первого до конца обучения - 21,3 %. И пятая группа - высокий уровень занятости на всех курсах (от частичной на первом до полной на следующих) - 10,6 % студентов. Под частичной занятостью понимается работа с редким пропуском занятий, при полной занятости - частые пропуски. Распределения студентов государственных и коммерческих вузов по группам статистически не различаются.
Вернемся к обследованию студентов Южного федерального университета. Работающие студенты отвечали на блок вопросов, связанных с характером их работы. Данные по этой тематике за 2006 и 2011 гг. можно посмотреть в таблице 2.
Таблица 2 - Если вам приходится подрабатывать во внеучебное время, то укажите характер вашей работы (в %, 2006 и 2011 гг.)
Варианты ЮФУ в целом ПИ ЮФУ ТТИ ЮФУ ЮФУ-Центр
2006 2011 2006 2011 2006 2011 2006 2011
Работа по специальности, которую выбрали в вузе 16,5 23,0 17,0 24,3 14,3 13,8 18,3 23,4
Преимущественно интеллектуальная работа 18,5 24,4 17,0 23,4 20,2 17,9 18,3 29,9
Участие в реализации товаров 31,2 24,6 31,9 28,0 29,8 23,6 32,0 26,1
Преимущественно физический, обслуживающий труд 19,8 23,5 14,9 18,7 28,6 41,5 16,0 15,2
По числу работающих по выбранной в вузе специальности в 2006 г. лидировали студенты ЮФУ-Центра -18,3 %. А в 2011 г. ими стали студенты Педагогического института ЮФУ - 24,3%. А в среднем по всем структурным подразделениям ЮФУ число студентов, подрабатывающих непосредственно по профессии, заметно увеличилось - с 16,5 % в 2006 г. до 23,0 % в 2011 г.
Физическим и обслуживающим трудом занимались и занимаются преимущественно студенты Технологического института ЮФУ - 28,6 % в 2006 г. и 41,5 % в 2011 г. Тут нужно учесть тот фактор, что ТТИ ЮФУ находится в небольшом городе Таганрог. В более крупном и мобильном Ростове-на-Дону все-таки проще найти интеллектуальную работу или работу по специальности.
Отметим, как и пять лет назад, сегодня количество студентов, занятых интеллектуальным или же физическим трудом, примерно одинаково. В 2006 г. студентов, преимущественно занимающихся интеллектуальной работой по смежной или другой специальности, насчитывалось 18,5 %, и 19,8 % учащихся ЮФУ были заняты в сфере обслуживающего и физического труда. Подобная тенденция повторяется и в 2011 г.: в настоящее время 24,4 % опрошенных студентов заняты интеллектуальным трудом и 23,5 % физическим.
Если еще раз обратиться к таблице 2, то мы увидим, что самым распространенным и популярным видом вторичной трудовой занятости студентов ЮФУ является торговля и реализация товаров (31,2 % в 2006 г. и 24,6 % в 2011 г.)
В таблице 3 приведен корреляционный анализ ответов студентов по курсам обучения (2006 и 2011 гг.). Работой по специальности и интеллектуальной работой обладают в большей степени студенты старших курсов, а особенно выпускники (20,0 % в 2006 г. и 33,0 % в 2011 г.). А вот занимаются физическим и обслуживающим трудом в основном студенты на начальном этапе обучения в вузе: 15,4 % первокурсников в 2006 г. и 30 % первокурсников в 2011 г. И только 17,9 % студентов 5-го курса в 2011 г. соответственно. Как и 5 лет назад, сегодня лидирующее место занимает торговая сфера у учащихся всех курсов, так как это самая востребованная и повсеместная область занятости, которая не предъявляет особых критериев при устройстве на работу: гибкий график, сравнительно достойная заработная плата, необязательность городской прописки и т. д.
Таблица 3- Укажите, пожалуйста, характер вашей работы (в %, 2006 и 2011 гг.)
Варианты 1 к' /рс 3 к' /рс 5 к' /рс
2006 2011 2006 2011 2006 2011
Работа по специальности, которую выбрали в вузе 10,3 23,3 16,3 22,6 20,0 33,0
Преимущественно интеллектуальная работа 12,8 16,7 14,3 17,9 15,6 34,0
Участие в реализации товаров 46,2 26,7 40,8 29,2 31,1 11,3
Преимущественно физический, обслуживающий труд 15,4 30,0 20,4 24,5 20,0 17,9
В 2006 г. боле трети студентов ЮФУ - 37,4 % соглашаются с тем, что они успешно сочетают работу и учебу. В 2011 г. работа по-прежнему не мешает учебному процессу 34,7 % студентов. Работа почти не мешает учебе 35,9 % и 33,3 % студентов ЮФУ в 2006 и 2011 гг. соответственно. 5 лет назад 27,6 % студентов ЮФУ отмечали, что работа часто мешает учебе. В настоящее время данный процент немного выше - 32 %.
Распределения ответов на вопрос: «Как удается вам сочетать работу и учебу?» в процентном соотношении в целом по ЮФУ по курсам обучения представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Как удается вам сочетать работу и учебу? (в %, 2006 и 2011 гг.)
Варианты 1 курс 3 ку /рс 5 к' /рс
2006 2011 2006 2011 2006 2011
Удается сочетать вполне успешно. Работа не мешает учебе 31 ,G 33,3 42,6 31,7 37,5 47,3
Удается сочетать сносно. Работа почти не мешает учебе 33,3 2G,5 24,1 36,7 43,8 34,4
Почти не удается сочетать. Работа часто мешает учебе 19,G 17,9 2G,4 14,2 1G,4 1G,7
Совсем плохо сочетаются работа и учеба. Работа очень мешает учебе 16,7 28,2 13,G 17,5 8,3 7,6
Чем старше студенты, тем им легче становится сочетать работу и учебу. Это утверждение докажем цифрами: в 2006 г. более 80 % пятикурсников и 64,3 % первокурсников и в 2011 г. чуть более 50 % первокурсников и вновь более 80 % пятикурсников легко совмещают трудовую занятость и учебную деятельность. У студентов-выпускников появляется больше свободного времени благодаря тому, что на написание выпускной квалификационной работы дается целый семестр, поэтому возможно сочетание работы и учебы без ущерба учебному и научному процессу.
Ссылки:
1. Звоновский В., Белоусова Р. Молодежь на рынке вторичной занятости // Вестник общественного мнения. 2006. № 2 (82).
2. Работать во время учебы в вузе начинают почти 50 процентов россиян (04.07.2008). База данных ВЦИОМ // [Электронный ресурс]. 11Р1_: ІіНр://\мсіот.ги/іггіех.рІір?і<і=266&иі<і=10354 (дата обращения: 03.11.2011).
3. Цылев В.Р. Студент вуза на рынке труда: ти-
пология вторичной занятости (на примере г. Мурманска) // Материалы Всероссийской социологической конференции «Образование и общество». [Электронный ресурс]. 11Р1_:
www.ssa-rss.rU/abstract_bank/1252915635.pdf (дата обращения: 03.11.2011). М., 2009.
References (transliterated):
1. Zvonovskiy V., Belousova R. Molodezh' na rynke vtorichnoy zanyatosti // Vestnik obshchestven-nogo mneniya. 2006. No. 2 (82).
2. Rabotat' vo vremya ucheby v vuze nachinayut pochti 50 protsentov rossiyan (04.07.2008). Baza dannykh VTSIOM // [Electronic resource]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=10354 (date of access: 03.11.2011).
3. Tsylev V.R. Student vuza na rynke truda: ti-pologiya vtorichnoy zanyatosti (na primere g. Murmanska) // Materialy Vserossiyskoy sotsiolog-icheskoy konferentsii “Obrazovanie i ob-shchestvo”. [Electronic resource]. URL: www.ssa-rss.ru/abstract_bank/1252915635.pdf (date of access: 03.11.2011). M., 2009.