Социологические науки
УДК 331.526
Михайловская Светлана Александровна Svetlana Mikhaylovskaya
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ «СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ» И «ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
CONCEPTUALISATION OF THE NOTIONS «STUDENT'S YOUTH» AND «SECONDARY EMPLOYMENT» IN THE CONTEXT OF MANAGEMENT SOCIOLOGY
Рассмотрены понятия «студенческая молодежь» и «вторичная занятость». Описана особая социально-демографическая группа — молодежь, ее верхняя и нижняя границы. Студенческая молодежь охарактеризована как специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения. Изложены вопросы, связанные с формированием особого вида занятости — вторичной занятости, ее формы, виды и специфические особенности. Определен ряд подходов к интерпретации понятия «вторичная занятость». Особое внимание уделяется вторичной занятости студенческой молодежи как деятельности, связанной с получением дополнительного заработка, той категории населения, которая определяет себя как студенческая молодежь
Ключевые слова: занятость, вторичная занятость, студенчество, студенческая молодежь, вторичная занятость студенческой молодежи
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания.
The concepts «student's youth» and «secondary employment» are considered. The special social and demographic group — youth, its top and bottom borders is described. The student's youth is characterized as specific, social and professional group of people of young generation. The questions connected with formation of a special type of employment — secondary employment, its form, types and specific features are stated. Some approaches to interpretation of the concept «secondary employment», existing are defined now. The special attention is paid to secondary employment of student's youth, as the activity connected with receiving additional earnings, that category of the population which defines itself as student's youth
Key words: employment, secondary employment, students, student s youth, secondary employment of student's youth
В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Одно из первых определений понятия «молодёжь» дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств» [5, С. 470].
Учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
В документах о государственной молодёжной политике сказано, что «молодежь рассматривается уполномоченными органами государственной власти как социально-возрастная группа населения от 14 до 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет». Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т.д. [8, С. 10].
Молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Молодежь составляет 41 % населения России в трудоспособном возрасте.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста 14...30 лет [8, С. 11].
Молодежи принадлежит в обществе ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политики, социальной и духовной сферах общества. Молодежь в широком смысле — обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом смысле, молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
В категорию «молодежь» входят следующие группы молодого населения:
— производственные рабочие;
— лица неквалифицированного и ручного труда;
— техники, технический обслуживающий персонал;
— менеджеры, риэлторы, организаторы производства и специалисты сфер хозяйства;
— научная и творческая интеллигенция;
— учащаяся молодежь: школьники; учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ; учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающихся заочно [1, С. 110].
Большую и прогрессивную часть молодежи составляет студенческая молодежь. Студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. В настоящее время студенческая молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство. А осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческому возрасту имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов.
В научной литературе нет единой точки зрения по поводу определения понятия «студенческая молодёжь». В разработках О.В. Лармина «студенческая молодежь — это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни».
Следующая точка зрения принадлежит А.С. Власенко: «Студенческая молодёжь — это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием».
Существуют определения студенческой молодежи, в которых данная категория является определенной интеллектуальной
основой общества. Так, Н. Лясников, Ю. Лясникова пишут, что студенческая молодежь — это смена поколения в интеллектуальной сфере, и насколько эта интеллектуальная смена способна воспроизводить толерантные отношения, настолько в духовной культуре утвердится задача лучше понимать и созидать мультикультурную реальность. М.А. Ковзиридзе считает, что студенческая молодежь — это социальная группа, которая претерпевает динамичные внутренние изменения и постоянное усложнение взаимосвязей и отношений со всеми элементами социальной, политической, а также других структур общества и обладает интеллектуальным капиталом и ресурсами для повышения своего интеллектуального и профессионального уровня [5, С. 472].
Т.В. Солодовой в статье «Психосоциальное исследование студенческой молодежи» студенческая молодежь определяется как специфическая социально-демографическая группа, в которой проявляются сущностные свойства и черты различных классов и слоев, занимающаяся накоплением информации для профессиональной деятельности, с определенным общественным положением, ролью и статусом, активно участвующая в различных формах жизнедеятельности, с социальным опытом конструирования и реализации своих жизненных стратегий.
Студенческая молодежь, с точки зрения будущего нации, определена трактовках Н.П. Шарапова, Ю.В. Шкудуновой и О.В. Хамчук:
— студенческая молодежь — это не только самая активная и динамичная часть любого общества, объективно она является его будущим, так как именно ей вскоре предстоит решающим образом определить судьбу страны;
— студенческая молодежь — это будущее всех наций, основной потенциал строительства нового общества, это та социальная группа, на которую возлагается надежда и ответственность за воплощение мечты отцов, дедов и прадедов и которая является самой активной, динамичной частью любого общества.
А.В. Чукреева описывает студенческую молодежь как социально-демографическую группу, готовящуюся в ходе получения высшего образования к профессиональной деятельности.
Студенческая молодежь как наиболее подготовленная, образованная часть молодежи описывается В.И. Столяровым, С.А. Фирсиным.
Таким образом, однозначного определения студенческой молодежи нет. На наш взгляд, наиболее полное определение дано О.В. Ларминой: «Студенческая молодежь — это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни» [2, C. 110].
По данным социологических исследований, 20...40 % представителей студенческой молодежи совмещают учебу с работой или осуществляют вторичную занятость. Чтобы определить различные направления вторичной занятости студенческой молодежи мы рассмотрим понятия «занятость» и «вторичная занятость».
Итак, занятость — это отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры. К занятому населению относятся лица, работающие на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, кооперативах всех видов, на частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, в фермерских хозяйствах, а также занятые предпринимательской деятельностью. Данные о занятых включают лиц, работающих по основному месту работы, как полный рабочий день, так и неполный в пересчете на полный. В число занятых не включаются учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства; лица, ведущие домохозяйство; зарегистрированные и незарегистрированные безработные; женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Различные типы занятости, появившиеся на российском рынке труда в течение десятилетия преобразований, могут быть условно объединены понятием «нерегист-рируемая занятость». Ею охвачены не только безработные, имеющие официальный статус, но и занятые работники, чаще всего в форме вторичной занятости. Согласно данным социологических исследований, не менее 70 % работников, находящихся в состоянии неполной занятости, имеют работу в периоды вынужденных отпусков или укороченного рабочего времени. Доля вторично занятых официальных безработных колеблется в пределах 20...30 %.
В настоящее время существует достаточно много определений вторичной занятости. В энциклопедии по социологии вторичная занятость трактуется как одна из форм зарабатывания денежных средств, кроме заработка по основному месту работы.
Основные формы вторичной занятости — совместительство по основному месту работы, совместительство на другом предприятии (организации), предпринимательство, нерегулярные заработки, работа за границей по временному контракту и другое.
Основная причина вторичной занятости — низкий уровень оплаты труда на основной работе.
Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как с ее спецификой, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичную занятость можно определить как дополнительную ( вторичную) форму использования рабочей силы уже вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход [6].
В узком смысле это понятие также используется для неработающих слоёв населения (например, студенты, пенсионеры), в качестве характеристики для их неосновного занятия. В широком смысле под понятием «вторичная занятость» понимают деятельность граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного мес-
та работы. Выступает в различных формах: совместительство, по контракту, — случайная, разовая работа и т.д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд.
Можно выделить ряд подходов к интерпретации понятия «вторичная занятость». В первом случае вторичная занятость рассматривается как источник дополнительных доходов, в том числе и тех, которые непосредственно не связаны с трудовой деятельностью человека, а возникают от использования принадлежащих ему объектов собственности и имущества (дивиденды по акциям, проценты по банковским вкладам, арендная плата от сдачи внаем жилья или других объектов недвижимости и т.п.).
В основе второго подхода к трактовке вторичной занятости лежит использование временного критерия. В этом случае под вторичной занятостью понимается «дополнительная трудовая нагрузка за пределами номинального рабочего времени». Тогда сверхурочные работы и работа более чем на ставку будут оцениваться как дополнительная занятость.
Третий подход к определению вторичной занятости основан на рассмотрении её как второго (дополнительного) занятия. Этот подход является в настоящее время наиболее распространенным и признанным. Его реализация предполагает выделение основного (первого) занятия, которое в дальнейшем будет являться точкой отсчета при определении вторых (дополнительных) занятий [6].
В зависимости от места приложения дополнительного труда выделяют внутреннюю и внешнюю вторичную занятость. В том случае, если места основной и дополнительной работы находятся в пределах одного предприятия или организации, говорят о внутренней вторичной занятости, если в различных — о внешней. Внутренняя вто-
ричная занятость является одним из элементов функционирования внутрифирменного рынка труда и выступает как фактор социально-экономической дифференциации персонала организации. Внешняя вторичная занятость, поиск дополнительного рабочего места за пределами родного предприятия предполагает выход работника в сферу функционирования текущего рынка труда.
По времени подработок целесообразно выделить вторичную занятость в рабочее время по месту основной работы и во внерабочее время, в том числе после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни и во время отпуска (очередного или административного) или каникул. Возможность совместить время основной и дополнительной работы является для работника существенным преимуществом внутренней вторичной занятости, хотя, очевидно, негативно оценивается работодателем. Дополнительная занятость во внерабочее время увеличивает совокупную трудовую нагрузку на работника, сокращает временные ресурсы для бытовой и рекреационной деятельности, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.
Деление вторичной занятости в зависимости от мотивов и причин, которыми обуславливается занятие дополнительным трудом, предложено С.Ю. Рощиным. Под «нормальной» вторичной занятостью понимается дополнительная работа, вызванная стремлением к более полной реализации своего трудового потенциала. Такая вторичная занятость является отражением естественной трудовой мобильности. «Компенсирующей» вторичной занятостью называют занятость, причина которой — необходимость обеспечить приемлемый индивидуальный и семейный уровень доходов.
По степени постоянства занятия дополнительным трудом необходимо различать регулярную и эпизодическую (случайную) вторичную занятость. Такое деление представляется необходимым, поскольку регулярность (постоянство) занятия дополнительной трудовой деятельностью может существенно колебаться, причем, гораздо в большей степени, чем в случае основной занятости.
По профессиональному характеру дополнительной работы можно выделить внутрипрофессиональную и межпрофессиональную вторичную занятость. В первом случае основная ( настоящая или последняя) и вторая работы осуществляются в рамках одной профессии, во втором — подработка осуществляется по иной профессии, чем основная занятость. В зависимости от квалификационного уровня дополнительной работы по сравнению с основной вторичную занятость можно разделить на нисходящую и восходящую. Профессиональный характер и квалификационный уровень трудовой деятельности, выступающей в качестве дополнительной, являются важными характеристиками вторичной занятости. Знание этих параметров позволяет оценить вторые рабочие места с точки зрения возможности их использования в качестве первичной занятости, а также выявить некоторые социальные последствия занятия дополнительным трудом [7].
Вторичная занятость имеет свои специфические особенности. Во-первых, вторичная занятость для большинства работников чаще всего является не регулярной ( «ситуативной») , кратковременной, но достаточно интенсивной по временным затратам. Во-вторых, существенной характеристикой вторичной занятости является то, что дополнительная работа — это в основном сфера функционирования неформализованных ( не оформленных юридически) трудовых отношений. Прежде всего, это незарегистрированная самозанятость и работа на предприятиях и организациях без оформления трудовых отношений. В-третьих, характерной особенностью вторичной занятости является то обстоятельство, что она, в 60. 70 % случаев сконцентрирована в новом секторе экономики, т.е. на частных предприятиях и в сфере самозанятости. Четвертая особенность вторичной занятости связана с профессионально-квалификационным уровнем работы. С одной стороны, значительная часть рабочих мест, выступающих как места второй работы, характеризуются низким качеством, не требуют от работников высокой квалификации
и развитых профессиональных навыков. С другой стороны, высокий квалификационный уровень, приобретенный чаще всего по месту основной работы, расширяет возможности для подработок. Таким образом, занятость на дополнительной работе не способствует росту профессионально-квалификационного уровня работников, не стимулирует овладение новыми профессиональными навыками, предполагает для значительной части трудящихся работу, связанную со снижением профессионально-квалификационного уровня. Описанные особенности вторичной занятости делают ее гибкой формой занятости, достаточно быстро реагирующей на изменения социально-экономических условий и приспосабливающейся к ним. В научной литературе описано две концепции вторичной занятости.
1. Статистическая, согласно данной концепции, к «дополнительной» относится работа, выполняемая помимо и параллельно с основной. Термин «вторичная занятость» интерпретируется аналогичным образом. Следовательно, заработки неработающих категорий населения не могут быть отнесены к вторичным или дополнительным.
2. Социологическая, в данном случае под дополнительной работой подразумевается вторичная занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют своё основное занятие как «пенсионер, безработный, учащийся, занятый в домохозяйстве» [9].
Применительно ко вторичной занятости студенческой молодежи подходит социологическая концепция вторичной занятости, которая описывает трудовую занятость студенческой молодежи как деятельность граждан, связанная с дополнительной работой помимо основного места работы.
Таким образом, молодежи принадлежит ключевое место в обществе. От того, как развивается и социализируется данная категория зависит будущее общества. Значительную часть молодежи составляет студенческая молодежь, характеризуемая как специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специаль-
ных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни». В настоящее время 20...40 % представителей студенческой молодежи осуществляют вторичную занятость. Вторичная занятость — это де-
Литература-
1. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // СОЦИС. 2008. № 8. С. 106-115.
2. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2008. 272 с.
3. Ковзиридзе М. А. Формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи (социально-технологический аспект): автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2011.
4. Молодежь в России. 2010: стат. сб. / Юнисеф, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. 166 с.
5. Солодова Т.В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи / / Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 60. С. 468-473.
6. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М.: Академия, 2008. 608 с.
7. Столяров В.И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов. Саратов, 2011.
8. Хамчук О.В. Восприятие студентами имиджа высшего учебного заведения // Социологические чтения. 2009. Гродно: ГрГУ, 2009. С. 8-11.
9. Шарапов Н.П. Влияние внешних факторов на студенчество как на социокультурную общность. Наука и общество: проблемы современных исследований. Омск: ОмГА, 2011. 348 с.
Коротко об авторе _
Михайловская С.А., ст. преподаватель, каф. «Социология», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: социология, социология молодежи, безопасность молодежи, социальное прогнозирование, проектирование
ятельность граждан, связанная с дополнительной работой помимо основного места работы. Для студенческой молодежи вторичная занятость — это деятельность, связанная с получением дополнительного заработка той категорией населения, которая определяет себя как студенческая молодежь.
_References
1. Vorona M.A. SOTSIS (SOTSIS). 2008 . No. 8. P. 106-115.
2. Zborovsky G.E. Sotsiologiya upravleniya (Sociology of management). Moscow: Gardarika, 2008. 272 p.
3. Kovziridze M.A. Formirovanie professional-noy motivatsii studencheskoy molodezhi (sotsialno-tekhnologichesky aspekt): avtoref. diss. kand. sotsiol. nauk. (Formation of professional motivation of student's youth (social and technological aspect): abstract diss. cand. sociological sciences). Moscow, 2011.
4. Molodezh v Rossii. 2010: stat. sb. Yunisef, Rosstat. (Youth in Russia. 2010: collected articles. UNICEF, Rosstat). M.: IITs «Statistics of Russia», 2010.166 p.
5. Solodova T.V. Izvestiya gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena (News of the state pedagogical university named after A.I. Herzen). 2008 . No. 60. P. 468-473.
6. Sotsiologiya molodezhi. Entsiklopedicheskiy slovar (Youth sociology. Encyclopedic dictionary). Otv. edition Yu.A. Zubok and V.I. Chuprov. Moscow: Academy, 2008. 608 p.
7. Stolayarov V.I. Spartianskie igry v gumanis-ticheskoi sisteme vospitaniya i organizatsii dosuga stu-dentov (Sparta games in humanistic educational system and organization of students' leisure). Saratov, 2011.
8. Hamchuk O.V. Sotsiologicheskie chteniya (Sociological readings). 2009. Grodno: GRGU, 2009. P. 8-11.
9. Sharapov N.P. Nauka i obshchestvo: prob-lemy sovremennykh issledovanii (Science and society: problems of modern researches). Omsk: OmGA, 2011. 348 p.
_ Briefly about the author
S. Mikhaylovskaya, senior teacher, Sociology department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: sociology, youth sociology, safety of youth, social forecasting design