Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению вторичной занятости студенческой молодежи'

Теоретические подходы к изучению вторичной занятости студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
983
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайловская Светлана Александровна

В статье рассматривается теоретические подходы к изучению вторичной занятости студенческой молодежи. Описываются два основных направления публикаций по этой теме в современной социологической литературе. Также особое внимание уделено управлению вторичной занятостью студенческой молодежи, его механизмам и формам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению вторичной занятости студенческой молодежи»

УДК 316

Михайловская Светлана Александровна

старший преподаватель Забайкальского государственного университета

milena.555@mail .ru

Svetlana A. Mikhaylovskaya

Senior teacher of Transbaikal state university

milena.555@mail .ru

Теоретические подходы к изучению вторичной занятости студенческой молодежи

Theoretical approaches to studying of secondary employment of student's youth

Аннотация. В статье рассматривается теоретические подходы к изучению вторичной занятости студенческой молодежи. Описываются два основных направления публикаций по этой теме в современной социологической литературе. Также особое внимание уделено управлению вторичной занятостью студенческой молодежи, его механизмам и формам.

Ключевые слова: студенчество, молодежь, занятость, студенческая молодежь, вторичная занятость, вторичная занятость студенческой молодежи.

Abstract. In article it is considered theoretical approaches to studying of secondary employment of student's youth. Two main directions of publications on this subject in modern sociological literature are described. Also special attention is paid to management of secondary employment of student's youth, its mechanisms and forms.

Keywords: students, youth, employment, student's youth, secondary employment, secondary employment of student's youth.

В современной социологической литературе, в той или иной степени, освещены отдельные аспекты вторичной занятости студенческой молодежи. Публикации по этой теме можно подразделить на два направления: 1) работы, в которых представлены исследования студенческой молодежи; 2) работы, которые в той или иной степени посвящены исследованию занятости и трудовой занятости студенческой молодежи.

В рамках первого направления необходимо отметить, что проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг.

Студенчество, по классификации П.А. Сорокина, бесспорно может быть отнесено к важным социальным группам, повторяющимся во времени и пространстве, оказывающим сильное причинно-смысловое влияние на

огромное множество индивидов, на другие социальные группы и на социокультурный мир в целом [15].

На сегодняшний момент представлены исследования студенчества как социальной категории и социальной группы. Так, студенчество В.И. Чупровым определено как социально демографическая группа, характеризующаяся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением; имеющее определенное общественное положение, роль или статус. Студенчество связано общим видом деятельности и образует определенную социально-профессиональную группу, что порождает у этой категории общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни [16].

В книге ростовских социологов Б. Рубина и Ю. Колесникова «Студент глазами социологов», понятие «студенчество» рассмотрено как социальная группа в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции [14].

Изучение студенчества с учетом национальных особенностей рассмотрено в трудах П.И. Бабочкина, В.В. Затеева, Е.В. Матвеевой, С.В.Мантурова, И.И. Осинского, Н.В. Шемякина и др. [1, 7, 11]. Авторы делают сравнительный анализ социокультурных ценностей студенческой молодёжи различных социально-этнических культур. Ученые указывают на то, что студенчество является источником пополнения референтной группы, влияющей на формирование мировоззрения иных социальных групп.

В рамках второго направления необходимо отметить, что до середины 1980-х годов не было даже единого термина, обозначающего вторичную занятость. Изучением происхождения понятия «вторичная занятость» занимались Н. Краева, Ю. Швецов, Ю. Симагин, Р.Г. Емцов, И. Перова, С.Ю. Рощин, М. Токсанбаева, Е.А. Хибовская [4].

По оценке Ю. Швецова, расширение масштабов вторичной занятости середины 1980-х годов было связано с двумя процессами: изменением демографической ситуации в стране и с моральным старением хозяйственного механизма, главной чертой которого являлся упор на экстенсивный путь развития экономики.

По мнению Ю. Симагина, ко вторично занятым следует относить всех работающих, имеющих ещё одну работу, в том числе и военнослужащих, и временно отсутствующих по месту основной работы, а также подрабатывающих школьников и студентов дневной формы обучения.

Появление термина «вторичная занятость» связано с учеными - В.И. Кузнецовым, Г. Маловой, А.О. Вареникиным, В. Звоновским, Р. Белоусовой, которые указали на наличие особого вида занятости - вторичной занятости, понимаемой как одна из форм зарабатывания денежных средств, кроме заработка по основному месту работы [4].

На большой процент занятых вторично, в возрасте от 17-30 лет, указывают В. Звоновский, Г.Г. Руденко, А.Р. Савелов [8].

Самарскими учеными Звоновским В., Белоусовой Р., в работе «Молодежь на рынке вторичной занятости», показано, что на активность молодежи на рынке влияют объективные макроэкономические условия и внутреннее ощущение необходимости заработка, являющееся отражением стремления к определенному уровню жизни [8].

На все возрастающее число студентов, сочетающих учебу в вузе с оплачиваемой работой, указывают авторы статьи «Российский студент сегодня: учеба плюс работа» Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, Е.Д. Вознесенская [9]. Они отмечают, что снижение уровня жизни большой части населения, развитие форм платного образования, мизерные стипендии заставляют студента обращаться к поискам дополнительных заработков.

И. Перова описала социологический подход к пониманию вторичной занятости студенческой молодежи, согласно которому под вторичной занятостью понимается занятость категорий населения, которые определяют свое основное занятие как «пенсионер», «учащийся», «занятый в домашнем хозяйстве» [13].

В последние годы различные аспекты жизнедеятельности представителей студенческой молодежи привлекают внимание исследователей-социологов. Так, Ворона М.А. в статье «Мотивы вторичной занятости» пишет, что данный феномен требует более глубокого анализа [6].

По данным социологов, число работающих студентов на протяжении последнего десятилетия колеблется в пределах 40-45% (Ф.Э. Ширеги, В.Г. Харчева, Т.Э. Петрова, Т.П. Меркулова, В.И. Герчиков, В. Марченко).

Распространенность вторичной занятости среди студентов требует управления этим процессом, на это указывают работы Т. Бабушкиной, В. Багаева, А.И. Варьянов, Л.О. Ромашовой, Р.М.Нутфулиной, А.Ю. Шведова.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством финансов, Министерством здравоохранения, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами. Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости [18].

Т. Бабушкина и В. Багаев отмечают, что особый интерес представляет молодежный аспект политики занятости. Он обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых [18].

С учетом анализа социологической и управленческой литературы, Р.М.Нутфулина выделяет и описывает функции трех основных уровней управления трудовой социализации молодежи [12]. Первый уровень - это

государственный, который определяет макросистему социализации личности в государственном и межгосударственном пространстве в целом. Второй уровень представляет внутригосударственную (образовательную) систему, которая состоит из региональных (образовательных) пространств. Третий уровень управления социализацией характеризуется тем, что субъектами являются учреждения по работе с молодежью [12].

А.И. Варьянов считает, что механизм управления занятостью молодежи охватывает весь спектр экономических, юридических, социально-демографических, психологических, политических аспектов, определяющих его функционирование [5].

Признавая значение и роль указанных исследований и их трудов в разработке проблем вторичной занятости студенческой молодежи, следует отметить, что в отечественной социологии еще недостаточно исследовано управление трудовой занятостью студентов, отсутствуют формы, средства и методики урегулирования данного процесса.

Литература

1. Бабочкин П.И. Духовный облик студента Института молодежи. - М.: 2000. - С. 43.

2. Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг // Человек и труд. - 2004. - № 8. - С. 40-43.

3. Багаев В. Занятость молодежи - задача государственная // Человек и труд. - 2003 - № 12.- С. 45.

4. Варшавская Е.Я. Вторичная занятость населения: вопросы теории и практики // Автореф. дис. канд. экон. наук. - Кемерово, 2000. - 184 с.

5. Варьянов А. И. Управление занятостью и основные направления его совершенствования в субъектах РФ (на материалах Читинской области) // Автореф. дис. канд. социол. наук. - Чита: ЧитГУ, 2006. - 165 с.

6. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // СОЦИС. -2008.-№ 8. - С. 106-115.

7. Затеев В.В. Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности. - Улан-Удэ, 1994.

8. Звоновский В. Молодежь на рынке вторичной занятости // Вестн. обществ. Мнения. - 2006. - №2. - С. 62-72.

9. Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. - М.: Издательство ЦСП, 2002. - 128 с.

10. Котова А.Б. Социальные детерминанты социализации молодежи в вузе // Автореф. дис. канд. философ. наук. - Ростов н/Д, 1999. - 23 с.

11. Матвеева Е.А. Культурные ценности и досуг студентов середины 90-х годов //Атореф. дис. канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 1998.

12. Нутфулина, Р. М. Оптимизация управления трудовой социализацией студенческой молодежи в современном российском обществе // Автореф. дис. канд. социол. наук. - Уфа, 2007. - 20 с.

13. Перова И. Дополнительная занятость: масштабы, структура, характер // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1999. - №4. - С. 31.

14. Рубин Б.Г. Студент глазами социологов. - Ростов н/Д., 1968.

15. Сорокин П.А. Социологические теории современности. - М.,

1992.

16. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. - М.: Академия, 2008. - 608 с.

17. Шемякина Н.В. Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур // Автореф. дис. канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 2001.

18. Экономика и социология труда / Под ред. В.В. Адамчука. - М.: Экономическое образование, 1995.

References:

1. Babochkin P. I. Spiritual shape of the student of Institute of youth. - M.: 2000. - P. 43.

2. Babushkina T. Molodezh on labor markets and educational services // the Person and work. - 2004. - No. 8. - P. 40-43.

3. Bagayev V. Youth employment - a task state//the Person and work. - 2003 - No. 12. - P. 45.

4. Warsaw E.YA. Secondary employment of the population: theory and practice questions//Avtoref. yew. edging. econ. sciences. - Kemerovo, 2000. - 184 p.

5. Varyanov A. I. management of employment and the main directions of its improvement in territorial subjects of the Russian Federation (on materials of the Chita region)//Avtoref. yew. edging. социол. sciences. - Chita: ЧитГУ, 2006. -165 p.

6. M. A. crow motives of student's employment//SOTsIS. - 2008 . - No. 8. -P. 106-115.

7. Having started V. V. students of the 90th: social and moral bases of activity. - Ulan-Ude, 1994.

8. Zvonovsky V. Molodezh in the market of secondary employment//Vestn. societies. Opinions. - 2006. - No. 2. - P. 62-72.

9. Konstantinovsky D. L. Rossian student today: study plus work. - M.: TsSP publishing house, 2002. - 128p..

10. Kotova A.B. Social determinants of socialization of youth in higher education institution//Avtoref. yew. edging. philosopher. sciences. - Rostov N / Д, 1999. - 23 p.

11. Matveeva E.A. Cultural values and leisure of students of the middle of the 90th years//Atoref. yew. edging. soc. sciences. - Ulan-Ude, 1998.

12. Nutfulina R. M. optimization of management by labor socialization of student's youth in modern Russian society//Avtoref. yew. edging. soc. sciences. -Ufa, 2007. - 20p.

13. Perova I. Additional employment: scales, structure, character//Monitoring of public opinion: economic and social changes. - 1999 . -No. 4. - P. 31.

14. B. G. Student's ruby eyes of sociologists. - Rostov N/D, 1968.

15. Sorokin P. A. Sociological theories of the present. - M, 1992.

16. Youth sociology. Encyclopedic dictionary / Otv. edition Yu.A. Zubok and V. I. Chuprov. - M.: Academy, 2008. - 608 p.

17. Shemyakina N. V. Sociocultural values of modern students of various social and ethnic cultures//Avtoref. yew. edging. социоn. sciences. - Ulan-Ude, 2001.

18. Economy and work sociology / Under the editorship of V. V. Adamchuk. -M.: Economic education, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.