Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как социальный институт и фактор социализации молодежи'

Студенческое самоуправление как социальный институт и фактор социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
404
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВУЗ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зюбан Евгений Викторович

В статье автором рассматриваются различные подходы и мнения ученых о понятии студенческого самоуправления как социального института, исследуется фактор социализации молодежи. Автор обращает внимание на такие моменты как субъективные факторы, положительные и отрицательные факторы воздействия на социализацию молодежи в студенчестве, анализируется развитие навыков самоуправления, способствующих формированию социального государства в рамках исследуемой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как социальный институт и фактор социализации молодежи»

УДК 316

Зюбан Евгений Викторович

кандидат экономических наук, старший преподаватель

кафедры учета, анализа и аудита Тюменского государственного университета hp support@mail.ru Evgeny V. Zyuban

Candidate of Economic Sciences, senior teacher of chair of the account, analysis and audit of the Tyumen state university hp_support@mail .ru

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И

ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

STUDENT GOVERNMENT IN ROLE SOTSIALNYOGO INSTITUTE AND AS A

FACTOR SOCIALIZATION

Аннотация: в статье автором рассматриваются различные подходы и мнения ученых о понятии студенческого самоуправления как социального института, исследуется фактор социализации молодежи. Автор обращает внимание на такие моменты как субъективные факторы, положительные и отрицательные факторы воздействия на социализацию молодежи в студенчестве, анализируется развитие навыков самоуправления, способствующих формированию социального государства в рамках исследуемой темы.

Abstract: article looks different approaches scholars about the concept of the student government as a social institution, explore the factor of socialization of young people. Analyzes of subjective factors, both positive and negative impacts on the socialization of young people in the student analyzes the development of skills of self-government, contributing to the formation of the welfare state within the research theme.

Ключевые слова: социализация, студенческое самоуправление, молодежь, студенчество, ВУЗ, социальное государство, социум.

Keywords: socialization, student government, youth, students, university, social state, society.

Построение демократического общества с социально ориентированной экономикой нельзя представить без нравственного и духовного развития молодежи. В процессе социализации новое поколение должно приобрести социальные черты и практические навыки, характерные для демократической социально-профессиональной элиты, необходимые для дальнейшего развития социального государства. Одним из основных составляющих этого процесса выступает студенческое самоуправление как социальный институт и как фактор социализации молодежи.

На современном этапе студенческое самоуправление реализуется в различных направлениях и тем самым приобретает большое значение в жизни студентов. Следует согласится с мнением Е.Н. Гребенюк, отмечающей, что «особенно актуальной задачей для современного Российского общества, характеризующегося переходом к демократическому и правовому государству, является необходимость преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития» [1; с. 80]. По нашему мнению, участие молодежи в работе студенческого самоуправ-

ления позволяет наиболее интенсивно формировать и развивать социально значимые качества студентов.

Внеучебная работа - это особая деятельность, которая активизируется во всех плоскостях, измеряемых данным исследованием, то есть агентами могут выступать и работодатели, и эксперты-преподаватели, но наибольшее внимание направлено на саму студенческую молодежь. Можно смело считать, что степень включенности студентов во внеучебный процесс характеризует готовность ведения самоуправленческой деятельности.

Студенческое самоуправление получило свое развитие в 1757 году, когда по инициативе студенчества в МГУ было основано первое литературно-научное сообщество. Как отмечает С.П. Куликов, «целью этой организации было совершенствование у молодых людей знаний в стихосложении. Общество провело несколько собраний и заседаний и прекратило свое существование. Затем на протяжении более чем 20 лет в Московоском Университете создавались разные молодежные кружки по интересам, общества, ложи, которые были практически единственной формой объединения студенчества, причем инициативы по их организации принадлежали как студентам, так и профессуре (проводя аналогию с современностью, органы самоуправления создаются как на основе самоорганизации, так и путем соуправления)» [2; с. 158].

Студенческое самоуправление как социальный институт определяется устойчивым комплексом формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Рассматривая студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи следует отметить, что являясь составной частью молодежи, студенчество характеризуется рядом качественных отличий, поскольку оно наиболее организовано, информировано, обладает более высоким уровнем личностной и профессиональной культуры. Представляется интересным мнение Н.А. Помеловой, считающей что: «Студенчество не только в большей степени, чем остальная молодежь ориентировано на достижение высоких социальных позиций, но и реально может на это рассчитывать. Таким образом, если для молодежи в целом характерна определенная маргинальность, то в случае студенчества, она скорее приобретает черты переходного положения в. социальной структуре, тесно связанного с процессами восходящей социальной мобильности» [3; с. 155].

Столярова Э.О. рассматривает социализацию как «диалектически противоречивый процесс, который, с одной стороны протекает объективно, то есть независимо от степени осознания его обществом, и актуализируется через исторически нарастающее доминирование социально-приобретенных черт над врожденно-биологическими» [4; с. 15]. Однако не стоит исключать из внимания, что течение процессов социализации молодежи, их наполнение количественность и качественность, подвержены воздействию субъективных факторов, которые способны оптимизировать вхождение молодежи в социальное пространство и послужить мощным толчком в совершенствовании и развитии социума. Также не стоит исключать и возможность негативного воздействия, которое может поспособствовать «консервации регрессивных социальных стереотипов и нетерпимости». [4; с. 16].

Таким образом, можно сделать вывод, что основной проблемой к пониманию студенческого самоуправления как фактора социализации молодежи выступает конфронтация между двумя подходами, противоречащими друг другу:

1 утверждающий пассивную роль формирующейся личности;

2 подчеркивающий активную роль самой личности, то есть, самосоциализацию.

По нашему мнению, наиболее значимым является второй подход. Главным здесь выступает принцип субъектности социализируемой личности. Именно субъектность объясняет способность к творческому мышлению и социальному действию. Таким образом, фактор социализация молодежи выступает в роли своего рода контроля, обеспечивающего социуму стабильность и возможность эффективного прогресса.

«Студенты вузов - в целом активные молодые люди, стремящиеся самореализоваться в процессе обучения и приобретения профессиональных знаний, навыков и умений. Успех социальной и творческой самореализации студентов зависит от того, насколько сформирована так называемая «воспитывающая среда» в вузе» [5; с. 61-62].

В воспитании студента и становлении его как личности главную роль играет личность преподавателя. Для организации функциональной структуры студенческого самоуправления очень важно знать приоритеты студентов по части их увлечений и общих форм организации досуга. Несмотря на то, что современные студенты проявляют пассивность в общественной жизни города, они являются активистами в общественных мероприятиях, проводимых родным вузом. Это во многом объясняется и уровнем воспитательной и внеучебной работы со студентами в данных вузах.

Студенческое самоуправление играет существенную роль в формировании и реализации государственной молодежной политики, своеобразие которой состоит в ориентации на комплексное социальное вовлечение молодежи в разные формы активной деятельности. Последние предоставляют студентам возможности для выработки навыков управления и организации своим участникам, это позволяет подготовить кадровый резерв управленцев и создать социально-активный слой общества.

Однако нельзя упускать из внимания, что развитие навыков самоуправления -довольно сложный процесс, так как в очень небольшой отрезок времени необходимо закрепить все направления и формы студенческой общественности. Разрушить и преодолеть все стереотипы. Следует согласится с мнением Н.А. Помеловой, которая утверждает, что: «трудности усугубляются не только состоянием массового сознания и привычками поведения студенческой молодежи, но и тем, что в сознании многих преподавателей не произошло ещё коренного перелома в отношении реального осуществления студенческого самоуправления во всех звеньях вуза» [3; с. 155].

Формирование студенческого самоуправления - процесс, предполагающий расширение прав студентов, но не в меньшей мере и их обязанностей, он тесно связан с повышением уровня сознательности, дисциплины, и ответственности студентов. Студенческое самоуправление помогает студентам в решении важных вопросов по организации обучения, быта и досуга.

Как известно, гражданское общество нельзя навязать сверху, поэтому блок социально-гуманитарных наук, особенно в непрофильных вузах, должен носить обучающий характер с либерально-демократической ориентацией. А некоторые формы системы студенческого самоуправления могут имитировать функционирование гражданских институтов, и активная включенность студентов в такого рода работу может стать гарантией успешной трудовой, управленческой и правовой социализации. Самое главное при этом - данный процесс в перспективе «смягчит» кризисные ситуации в нашем обществе. Таким образом, можно сделать вывод, что повышение эффективности построения социального государства невозможно без развития форм социализации молодежи, активация студенческого самоуправления как социального института необходимо для формирования нового типа личности.

Литература:

1. Гребенюк Е.Н. Студенческое самоуправление как социально-педагогический феномен развития менеджмента в ВУЗА // Гуманитарные исследования. 2013.№1 (45). С. 80-84

2. Куликов С.П. Исторические аспекты развития студенческого самоуправления России в контексте политической социализации молодежи Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». № 4. 2011. С. 157-162

3. Помелова Н. А. Студенческое самоуправление как социальный институт: дис. . канд. социол. наук / Н. А. Помелова. - Саранск, 2006. С. 124-125

4. Столярова Э.О. Студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи в условиях становления социального государства : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. : спец. 22.00.04. - Усть-Каменогорск, 2010. - 28 с.

5. Филоненко В.И. Студенчество современной России: парадоксы существования. Ростов н/Д, 2009. С. 61-62.

Literature:

1 . Grebenyuk E.N. Student's self-government as a social and pedagogical phenomenon of development of management in HIGHER EDUCATION INSTITU-TION//Humanitarian researches. 2013.№1 (45). Page 80-84

2 . S. P. sandpipers historical aspects of development of student's self-government of Russia in a context of political socialization of youth the MGOU Bulletin. "History and Political Sciences" series. No. 4. 2011 . Page 157-162

3 . Pomelova N. A. Student's self-government as social institute: yew. . edging. социол. sciences/N of A. Pomelova. - Saransk, 2006. Page 124-125

4 . Stolyarova E.O. Student's self-government as a factor of socialization of youth in the conditions of formation of the social state: автореф. yew. Wuchang. step. edging. социол. sciences. : special 22.00.04. - Ust Kamenogorsk, 2010. - 28 pages.

5 . Filonenko V. I. Studenchestvo of modern Russia: paradoxes of existence. Rostov N / Д, 2009. Page 61-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.