Научная статья на тему 'Условия управления вторичной занятостью студенческой молодежи'

Условия управления вторичной занятостью студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / УПРАВЛЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ / УПРАВЛЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайловская Светлана Александровна

В статье предлагаются основные показатели определения эффективности управления вторичной занятостью студенческой молодежи, которые позволят регулировать данный феномен в вузе и в учреждениях, где работают студенты. Предложенные условия управления вторичной занятостью студенческой молодежи связаны с освоением практических умений и навыков будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия управления вторичной занятостью студенческой молодежи»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 31 (212).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 19. С. 167-168.

С. А. Михайловская

УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье предлагаются основные показатели определения эффективности управления вторичной занятостью студенческой молодежи, которые позволят регулировать данный феномен в вузе и в учреждениях, где работают студенты. Предложенные условия управления вторичной занятостью студенческой молодежи связаны с освоением практических умений и навыков будущей профессии.

Ключевые слова: вторичная занятость, студенческая молодежь, управление вторичной занятостью, управление вторичной занятостью студенческой молодежи.

В виду того, что студенческая молодежь слабо информирована в области трудовых отношений, рынка труда и трудового права, необходимы обеспечение социальных, педагогических и психологических условий самореализации молодого человека, содействие его продуктивной занятости и защита трудовых прав, то есть управление вторичной занятостью студенческой молодежи1.

Управление вторичной занятостью студентов представляет процесс, при котором студенты вузов идут работать, вступают в трудовые отношения, соблюдают права и обязанности в данной сфере. По данным исследователей (Ф. Э. Ширеги, В. Г. Харчев, Т. Э. Петрова, Т. П. Меркулова, В. И. Герчиков, Е. Д. Вознесенская, Д. Л. Константи-новский, Г. А. Чередниченко, В. Марченко, М. А. Ворона) количество работающих среди опрошенных студентов колеблется от 40 до 80 процентов, еще больше студентов желают работать (90%). Проведенное нами анкетирование показало, что 25% - работают и 66% - желают работать, в общей сложности - 91% студентов позитивно относятся к совмещению обучения и «подработки». Таким образом, управление вторичной занятостью студенческой молодежи - это непрерывный процесс, где имеются постоянные участники и те, кто желают вступить в систему трудовых отношений.

Каковы же условия эффективного управления трудовой занятостью студентов?

В ходе анкетирования было опрошено 1040 студентов очной формы обучения г. Читы (Читинского государственного университета, Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского), по результатам ко-

торого можно выделить следующие условия управления вторичной занятостью студенческой молодежи:

1. Соответствие и максимальная приближенность специальности, получаемой в вузе, области трудовой занятости студентов.

По данным исследования «Кончить курс и место достать: исследование вторичной занятости студентов», выполненного под руководством Е. Д. Вознесенской, Д. Л. Константи-новского и Г. А. Чередниченко, 48% работают в области, приближенной получаемой специальности в вузе2. В нашем исследовании этот показатель сократился до 28,4% респондентов из числа работающих студентов. Следовательно, этот показатель колеблется, как и общее количество работающих студентов, и зависит от того, какая специальность и какие специалисты востребованы в данном регионе и на данном этапе. При всем, при этом, очень важно, чтобы знаниям и навыкам, получаемым в вузе, студент в период всего обучения находил практическое применение, ведь как указывает А. А. Вербицкий, они (знания и навыки) в скором времени забываются3.

2. Ориентация работы студентов на профессиональную интеграцию.

Результаты исследования показали, что 34,4% опрошенных респондентов из общего числа работающих студентов полагают, что нынешняя работа поможет им в трудоустройстве после окончания вуза, 31,2% - отметили, что работа им поможет овладению профессией, получаемой в вузе. 47,2% работающих студентов указали, что для них очень важно, чтобы профиль работы совпадал с приобретаемой в вузе специальностью. Итак, почти половина работающих студентов считают, что работа должна способствовать професси-

ональной интеграции, более того, если профиль совпадает, то это успешно сказывается на профессиональном становлении будущих специалистов.

3. Ориентация производственной практики на получение умений и навыков в той сфере, в которой студент работает или будет работать.

Так, 41,3% респондентов считают, что часто после производственной практики на предприятиях предоставляются рабочие места по специальности и 47,5% - указали, что редко можно получить работу по специальности после прохождения производственной практики. Как показывают наблюдения, в вузе производственная практика ориентирована лишь на развитие некоторых функций специалиста. Таким образом, просматривается необходимость ориентации производственной практики на развитии профессиональных умений или на развитии всех функций, чтобы будущий специалист имел возможность работать по любому направлению своей профессии.

4. Необходимость начинать практическую ориентацию обучения с первого курса.

Отсюда, между прочим, вытекает необходимость пересмотра места и содержания дисциплины «Введение в специальность». Этот курс, который обычно читается в самом начале обучения в высшей школе, должен быть направлен на освоение практических навыков, получаемой специальности. Студентам необходимо посещать организации и предприятия, с которыми сотрудничает вуз, или Центры занятости, где бы они могли ознакомиться с азами своей будущей профессии. Там они могли бы изучать данный курс «Введение в специальность», у них уже имелось бы место на будущее для прохождения производственной практики. Все это в дальнейшем способствовало бы нахождению работы по специальности, как после обучения в вузе, так и во время его. Дисциплина «Введение в специальность» должна вестись в вузе в течение всех лет обучения, чтобы студенты, получая теоретические знания, не были оторваны от практики освоения своей специальности. Иными словами, её следует рассматривать как связующее звено между управлением вторичной занятостью студенческой молодежью и самими студентами.

5. Сотрудничества вузов, профкомов и Центров вторичной занятости с организа-

циями, которые могут предоставить рабочие места студентам по специальности во время производственной практики и после обучения в вузе.

Данные нашего исследования показали, что, по мнению большей части опрошенных студентов, вуз должен оказывать помощь в поиске работы (87%). Вместе с тем почти 60% респондентов не знают, что в их университете существует Управление содействия занятости студентов. Таким образом, студенческая молодежь рассчитывает на помощь вуза при поиске работы, а на управление вторичной занятостью студенческой молодежи возлагается функция информирования студентов

0 различных организациях и подразделениях содействия занятости.

6. Активное отношение студента при усвоении социального опыта и построении своих взаимоотношений с объективным миром, другими людьми и самим собой.

При этом цель студента состоит не в усвоении знаний, умений и навыков (они необходимы, но недостаточны), в овладении целостной профессиональной деятельностью специалиста3.

Очень важно, чтобы обучение в вузе, соответствующее этим условиям, стало для студентов основополагающим. Ориентация обучения на освоение практических навыков будущей профессии должна стать нормой. Студенты, обучаясь в вузе, постоянно работали, с первого курса обеспечивая себя рабочим местом и приобретая опыт. Таким образом, управление вторичной занятостью студенческой молодежи и является практикоориентированным на обучение в вузе.

Примечания

1 См.: Генкин, Б. М. Экономика и социология труда. М. : Норма, 2007. С. 394-398.

2 См.: Константиновский, Д. Л. Российский студент сегодня : учеба плюс работа / Г. А. Чередниченко, Е. Д.Вознесенская. М.: Изд-во ЦСП, 2002. С. 125.

3 См.: Вербицкий, А. А. Качество подготовки специалиста : контекстный подход // Байкал. психол. и пед. журн. 2003. № 1. С. 10-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.